<< Предыдущая

стр. 10
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

260

В Положении о взаимной материальной ответственности (ст. 21) установлены сроки, после которых грузополучатель вправе считать недоставленный груз утраченным. Стороны вправе установить эти сроки в договоре, но они не должны превышать 15 дней с момента отправления груза в прямом автомобильном сообщении при расстоянии перевозки до 1000 км и в течение 30 дней при расстоянии свыше 1000 км. Когда груз считается утраченным, автохозяйство возмещает отправителю или получателю его стоимость. Если груз впоследствии будет найден, получатель (отправитель) вправе потребовать выдачи ему этого груза, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение.
Ответственность автохозяйства за несохранность груза. Автохозяйство несет ответственность за сохранность грузов, принятых к перевозке, в соответствии со ст. 13. Положения о взаимной материальной ответственности. Грузы автотранспортом могут перевозиться с ответственностью автохозяйства за их сохранность и без таковой. Автотранспортным организациям предоставлено право не принимать некоторые грузы к перевозке с ответственностью за сохранность. Например, грузы, требующие по своему характеру особых условий перевозки (взрывчатые), или грузы, требующие особой охраны (драгоценные металлы). Эти грузы могут перевозиться с .ответственностью клиента за сохранность груза. Однако это не означает, что автохозяйство вообще не несет никакой ответственности за сохранность грузов. Такая ответственность возможна в соответствии со ст. 18 Положения о взаимной материальной ответственности: «Автотранспортная организация не несет ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, принятого к перевозке с ответственностью клиента за сохранность груза, за исключением случаев, когда будет доказано, что эта-утрата, недостача, порча или повреждение произошли по вине работников автотранспортной организации». Например, перевозятся «грузы, требующие особой охраны», в сопровождении представителей грузоотправителя, но эти грузы в пути следования повреждены по вине перевозчика, перевозчик будет нести ответственность в соответствии со ст. 382 ГК; если же эти грузы будут похищены, , перевозчик "не будет нести ответственности. В тех случаях, когда грузы перевозятся с ответственностью автохозяйства,последнее может быть освобождено от ответственности в соответствии со ст. 19 Положения о взаимной материальной ответственности 1. Таким образом, когда грузы перевозятся без ответственности автохозяйства, бремя доказывания вины перевозчика лежит на предъявителе претензии или иска.
' См.: Сборник законодательства по автомобильному транспорту. «Юридическая литература», 1964, стр. 203—204.
261

Размер ответственности автохозяйства за утрату, недостачу и повреждение груза определяется в соответствии со ст. 383 ГК и ст. 22—23 Положения о взаимной материальной ответственности.
§ 10. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ ПРЯМОЙ СМЕШАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Понятие прямой смешанной перевозки грузов. Прямой смешанной перевозкой считается перевозка грузов двумя или несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования. Прямые смешанные перевозки могут быть: железнодорожно-водными, железнодорожно-автомобильными, железнодорожно-водно-авто-мобильными и железнодорожно-воздушными, водно-автомобильными и т. д.
Устав железных дорог СССР и Устав внутреннего водного транспарта .содержат специальные нормы, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта (ст. 96—119 УЖД, ст. 147—178 УВВТ). Кроме того, на основании уставов разрабатываются правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. По тем правовым вопросам, которые не урегулированы в специальных разделах уставов ив правилах, применяются нормы кодексов, правил и тарифов, регулирующих перевозки на соответствующем виде транспорта.
Планирование перевозок грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производится в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщениях.
' Сроки доставки грузов определяются по совокупности сроков доставки их всеми видами транспорта, участвующими в перевозке, и исчисляются на основании действующих на этих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов. Грузы, следовавшие в прямом железнодорожно-водном сообщении и оставшиеся в портах и на пристанях перевалки после закрытия навигации, должны быть погружены портом или пристанью перевалки и отправлены'железной дорогой по назначению. Срок доставки этих грузов удлиняется соответственно на время задержки в портах или на пристанях.
Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взыскивается в следующем порядке: а) по отправкам с железной дороги: на станции отправления — за протяжение железнодорожного пути всех железных дорог, участвующих в перевозке, и в пункте назначения—за протяжение всего водного и автомобильного пути; б) по отправкам из портов (с пристаней) и с автостанций (агентств, автохозяйств): в пункте отправления — за протяжение всего водного и автомобильного пути и в пункте назначения—за протяжение железнодорожного пути.
262

Расчеты между железными дорогами, пароходствами и автохозяйствами осуществляются по платежам и сборам, включенным в перевозочные документы, — в безакцептном порядке, по всем другим сборам — акцептном порядке по счетам на общих основаниях.
Узловые соглашения. Большое значение в организации смешанных перевозок имеют узловые соглашения, которые определяют условия работы перевалочных пунктов (пунктов перегрузки грузов с одних видов транспорта на другие виды транспорта). Узловые соглашения заключаются между железной дорогой и пароходством, (портом, пристанью) или автохозяйством на три года. Порядок разработки и заключения узловых соглашений, устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. В соответствии с узловыми соглашениями в пунктах перевалки транспортные предприятия обязаны обеспечивать бесперебойную и равномерную подачу вагонов, судов и автомобилей под погрузку перевалочных грузов с одного вида транспорта на другой по прямому варианту (без выгрузки в склад). Грузы в пунктах перевалки взвешиваются по требованию стороны, принимающей груз.
Ответственность участников прямой смешанной перевозки. За невыполнение плана перевалки грузов транспортные организации — участники перевозки — несут друг перед другом ответственность в соответствии со ст. 117—118 УЖД. За невыполнение плана подачи тоннажа в пунктах перевалки железные дороги и пароходства (порты, пристани) уплачивают штраф в размере 2 руб. 50 коп. за вагон (учетный). Для большегрузных вагонов размер штрафа исчисляется в соответствии с правилом ст. 144 УЖД. За такие же нарушения при .прямой желез-нодорожно-автомобильной перевозке штраф взыскивается с участников по 10 коп. за тонну.
Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи—на принимающей стороне. Ответственность за сохранность грузов определяется уставами (кодексами, правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.
При установлении виновности железных дорог, пароходств, автотранспортных предприятий в утрате, недостаче, порче или повреждении груза ответственность несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные учреждения (ст. 119 УЖД).
§ 11. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
Понятие договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа—
263

также доставить багаж в пункт назначения и вЫдать его управо-моченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ч. II ст. 72 Основ и ст. 374 ГК).
Договор перевозки пассажира является двусторонним, воз-мездным договором. Договор заключается при приобретении проездного билета, за исключением проезда в такси, где оплата проезда производится после получения транспортной услуги.. В зависимости от видов транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, различаются перевозки пассажиров железнодорожным, речным, морским и воздушным транспортом. Автомобильные перевозки пассажиров подразделяются на междугородные автобусные перевозки, городские и пригородные, а также перевозки маршрутными и грузопассажирскими таксомоторами.
Особое место среди перевозок пассажиров занимают перевозки пассажиров городским транспортом. Специфика этих договоров состоит в том, что самая деятельность городского транспорта является оффертой, обращенной ко всем гражданам:
Акцепт пассажира выражается в его действиях (пассажир вошел в трамвай, троллейбус и т. д.). Оплата транспортных услуг производится или в процессе исполнения договора, или после оказания транспортных услуг. Цена в договорах перевозки пассажиров городским транспортом по общему правилу (за исключением такси) не зависит от расстояния перевозки'.
Промышленные предприятия и строительные организации, жилые массивы и производственные объекты которых удалены от общих линий городского транспорта, в интересах своих рабочих и служащих имеют право заключать с предприятиями городского пассажирского транспорта договоры на организацию перевозок пассажиров2.
Основные права и обязанности сторон в договоре перевозки пассажиров. Перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи багажа—также доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или другому упра-вомоченному лицу. Перевозчик обязан предоставлять пассажиру определенные услуги на вокзалах, в аэропортах (комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка), а также в пути следования (например, бесплатное питание в многоместном скоростном самолете). Пассажир имеет право провозить бесплатно в определенных пределах багаж, провозить с собой малолетних детей бесплатно или на льготных условиях (в зависимости от возраста).
Пассажир обязан уплатить плату за проезд, и провоз багажа, выполнять правила пользования услугами определенного вида транспорта. Тарифы на перевозку пассажиров и багажа утвер-
' См.: СП РСФСР, 1967, № 28, ст. 167. s См.: СП СССР, 1968, № 2, ст. 5.
264

ждаются в порядке, установленном правительством СССР. В удостоверение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция. Пассажир может при сдаче багажа объявить его ценность с уплатой сбора согласно тарифу.
Определенные категории пассажиров пользуются правом бесплатного проезда или правом проезда по льготным тарифам. Так, правом бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) пользуются инвалиды Отечественной войны I и II групп, а также инвалиды Отечественной войны III группы, не имеющие конечностей'. Правом бесплатного проезда на маршрутных автобусах (в школу и обратно к месту жительства) пользуются школьники, проживающие в сельской местности2.
Льготные тарифы установлены на определенное время года для студентов, школьников, туристов, членов коллективных садов и т. д.3.
Ответственность пассажира. Пассажир несет имущественную ответственность за безбилетный проезд и за повреждение имущества перевозчика (перевозочных средств). За безбилетный проезд с пассажира взыскивается штраф. Пассажир, уплативший штраф, обязан оплатить стоимость проезда и провоза багажа, т. е. возместить перевозчику убытки.
Ответственность перевозчика. При перевозке пассажиров и багажа вред может быть причинен пассажиру и багажу. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира в соответствии со ст. 77 Основ определяется на общих основаниях по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (ст. 454 ГК), если законом не предусмотрена повышенная ответственность. Такая повышенная ответственность предусмотрена в ст. 101 .ВК. Воздушно-транспортное предприятие несет ответственность за причинение в процессе воздушной перевозки смерти, увечья или иного повреждения здоровья пассажира независимо от того, чем это причинение вызвано. Воздушный перевозчик освобождается от ответственности лишь в том случае, если докажет, что вред произошел вследствие умысла самого потерпевшего. При доказанной грубой неосторожности потерпевшего размер возмещения вреда должен быть уменьшен либо в возмещении вреда должно быть отказано.
' См.: постановление Совета Министров СССР от 6 марта 1965 г. «О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну» (СП СССР, 1965; № 4, ст. 22).
2 См.: постановление Совета Министров РСФСР от 26 августа 1965 г. «О бесплатном проезде школьников, проживающих в сельской местности» (СП РСФСР, 1965, № 20, ст. 124).
3 См.: Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Союза ССР», № 54, ст. 277. Изд-во «Транспорт», 1966.
265

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа определяется по правилам ст. 382 ГК и соответствующих статей транспортных уставов и кодексов. Например, железная дорога несет материальную ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в доставке его, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение, а также просрочка произошли не по ее вине (ст. 165 УЖД). При этом. дорога несет ответственность в следующих размерах: а) в размере объявленной ценности, если багаж принят к перевозке с объявленной ценностью, а в случае если дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость,— в размере действительной стоимости; б) в размере, предусмотренном тарифом, если багаж принят к перевозке без объявления ценности.
Прекращение договора перевозки пассажира. Договоры железнодорожной, внутренневодной и 'воздушной перевозки могут быть расторгнуты по требованию пассажиров (ст. 128 УЖД, ст. 111 УВВТ и ст. 88 ВК) как до начала перевозки, так и в пути следования. 'Например, договор железнодорожной перевозки может быть расторгнут пассажиром при опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение трех суток с момента отправления поезда, на который был приобретен билет. С разрешения начальника станции пассажир, в этих случаях может, получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости спального места, если он не" пожелает возобновить проездные документы. Пассажир может отказаться от поездки и возвратить проездные документы в кассу железнодорожной станций не позднее чем за 6 часов до отправления поезда и получить полную стоимость проезда, а при возврате проездных документов позднее этого срока, но до отправления поезда, получить стоимость проезда за вычетом стоимости спального места. Пассажир имеет право прекратить поездку в пути следования и получить обратно стоимость проезда (кроме стоимости спального места) за,„непро-следованное расстояние. Таким образом, пассажир может расторгнуть договор с возвратом ему стоимости проезда, поскольку он не воспользовался услугой транспорта.
ГК устанавливает специальный перечень оснований для расторжения договора "перевозки пассажира в междугородном автомобильном сообщении на автобусах и маршрутных такси (ст. 381 ГК).
Так пассажир может расторгнуть договор, если ему будет предоставлено место в автобусе (такси) менее высокого класса, чем тот, на который продан ему билет.
Правила пользования автобусами междугородных сообщений предусматривают еще одно основание прекращения договора: в случае не состоявшейся по вине автотранспортной
266

организации перевозки пассажиру возвращается уплаченная им полная стоимость проездного и багажного билетов, а также комиссионный сбор за предварительную продажу билета.
§ 12. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ
Претензионные сроки. По всем видам перевозок установлен претензионный порядок разрешения споров, который означает, что предъявление иска к перевозчику возможно только после .предварительного предъявления к нему претензии в соответствии с требованиями претензионного порядка рассмотрения спора.
Статья 76 Основ установила единые сроки для предъявления претензий и исков по всем видам перевозок. Исключение составляют только перевозки в заграничном сообщении, по которым сроки исковой давности' и порядок предъявления исков устанавливаются международными соглашениями или транспортными уставами, кодексами (ч. V ст. 76 Основ).
Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шестимесячного срока, а претензии об уплате штрафов— в течение 45 дней. Эти сроки по УЖД исчисляются: а) со дня выдачи груза или багажа—по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа, б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки — по претензиям о возмещении за утрату груза и т. д. (ст. 174 УЖД). Аналогичные положения содержатся в ст. 224 УВВТ и ст. 115 ВК. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и . уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке в прямом смешанном сообщении (по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта по одному документу) —в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа или премии — в течение 45 дней.
Право на предъявление претензии к перевозчику принадлежит грузоотправителю или грузополучателю. Передача .другим организациям или гражданам права на предъявление претензии и иска не допускается. Однако грузополучатель может передать свое право грузоотправителю, грузоотправитель—грузополучателю, а также каждый из них — вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации (ст. 172 УЖД, ст. 122 УВВТ, "ст. 114 ВК и ст. 27 Положения о взаимной материальной ответственности). Уступка требования совершается в соответствии с правилом ст. 216 ГК. В частности, передача права на предъявление претензии и иска по железнодорожным перевозкам удостоверяется переуступочной надписью на документе (ст. 172 УЖД).
267

В тех случаях, когда вышестоящая организация предъявляет претензию или иск от имени и в интересах грузополучателя, пе-реуступочной надписи не требуется'. В арбитражной практике сложилось правило, что грузополучатель вправе переуступить вышестоящей организации свое право на предъявление иска к железной дороге без переуступки права на предъявление претензии, т. е. грузополучатель сам предъявляет претензию, а право на иск может уступить вышестоящей организации2.
Исковая давность и порядок предъявления исков по перевозкам. Срок исковой давности по договору перевозки по искам к перевозчику—два месяца. Этот срок исчисляется со дня получения уведомления от перевозчика, что претензия отклонена, или со дня, когда истек срок для получения ответа от перевозчика о результатах рассмотрения претензии. Следует иметь в виду, что при исчислении срока исковой давности нужно учитывать последовательность претензионных сроков, при этом не допускается их суммирование. Например, грузополучатель получил груз 8 июня, 16 июня предъявил претензию дороге, а дорога отклонила претензию 27 июня. Иск был заявлен в Госарбитраж 4 сентября. Несмотря на то что с момента получения груза еще не прошло трех месяцев, двухмесячный срок исковой давности истек.
При исчислении сроков на предъявление претензий и исков должно быть принято во внимание время, необходимое на доставку документов (претензии, ответа на претензию) органами связи3.
Несоблюдение претензионных сроков лишает грузополучателя или грузоотправителя права на удовлетворение иска. • Основы и Гражданский кодекс не предусматривают возможности восстановления сроков на предъявление претензий к перевозчику. Возможно восстановление лишь срока исковой давности в соответствии со ст. 16 Основ и ст. 87, 88 ГК. Такое толкование ст. 16 Основ дано Госарбитражем при Совете Министров СССР в письме от 15 марта 1963 г. № И-7/134. -^
Для предъявления перевозчиком исков, вытекающих из отношений по перевозке, к отправителям (получателям) груза или пассажирам устанавливается 6-месячный срок исковой давности. Этот срок исчисляется по взысканию штрафа за невыполнение плана перевозок—по окончании 5-дневного срока, установленного для уплаты штрафа; во всех остальных случаях—со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска (ст. 178 УЖД, ст. 227 УВВТ, ст. 117 ВК).
' См.: «Советская юстиция», 1963, № 21, стр. 21.
2 См.: «Советская юстиция», 1963, № 13, стр. 21.
3 См.: В. И Балашевич. б практике разрешения споров по железнодорожным перевозкам. «Советское государство и право», 1966, № 2. * См.: «Советская юстиция»,. 1963, № 17, стр. 30.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ ДОГОВОР ЭКСПЕДИЦИИ
§ 1. ДОГОВОРЫ НА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Общее понятие экспедиционных отношений. Отношения по экспедированию складываются в различных сферах общественной жизни' и регулируются различными отраслями советского права. Большое значение в экономике страны имеют отношения по экспедированию, возникающие в связи с гражданско-правовыми договорами. Договоры экспедиции заключаются как гражданами, так и социалистическими организациями с транспортно-экспедиционными предприятиями и органами связи. В том и в другом случае экспедитор принимает на себя обязательство отправлять по назначению товары, корреспонденцию и т. д. или доставлять товары и корреспонденцию клиенту. В первом случае экспедитор получает от клиента груз или корреспонденцию для передачи органам транспорта для транспортировки или для транспортировки собственными средствами с передачей адресату. Во втором случае груз или корреспонденцию экспедитор получает от транспортной организации для передачи клиенту,
Экспедиционная деятельность, как и деятельность транспорта, представляет собой продолжение процесса производства в сфере обращения.
В услугах органов связи нуждаются все юридические лица и граждане. В услугах транспортно-экспедиционных предприятий нуждаются хозорганы, не имеющие подъездных путей. Транспортно-экспедиционные предприятия освобождают хозорганы от ряда дополнительных работ по получению, доставке,
' Экспедиция (expeditio) означает приведение в порядок, или поход. В связи с этим термином «экспедиция» обозначаются: а) поездка группы лиц, отряда для научного исследования и изучения какой-либо территории;
коллектив участников такой поездки, б) отдел учреждения, организации. производящий отправку, рассылку чего-либо по назначению, в) договор, опосредствующий отношения между организацией, осуществляющей экспедиционные операции, и клиентом.
269

отправлению грузов, позволяют хозорганам сосредоточить внимание на основной хозяйственной деятельности. В свою очередь специализация транспортно-экспедиционных организаций на определенной деятельности по обслуживанию влечет за собой значительное удешевление стоимости обслуживания.
Классификация экспедиционных договоров. Договорные отношения экспедирования по субъектам экспедиционных услуг (по экспедиторам) делятся на договоры: а) на транспортно-экспедиционное обслуживание и б) договоры на оказание экспедиционных услуг органами связи. Первые в свою очередь делятся на договоры по транспортно-экспедиционному обслуживанию социалистических организаций и договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание граждан. Вторые делятся на:
а) договоры с органами связи по доставке почтовых отправлений, б) договоры экспедирования периодических изданий (газет, журналов). Договоры экспедирования -периодических изданий заключаются в двух видах: договоры между органами Министерства связи и издательствами и договоры между подписчиками и органами Министерства связи («Союзпечать»).
Понятие договора на транспортно-экспедиционное обслуживание. По договору на транспортно-экспедиционное обслуживание одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (клиента) от его либо от своего имени отправлять принадлежащие клиенту грузы либо получать прибывшие в его адрес грузы. а клиент обязуется платить за это определенное вознаграждение.
Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание кон-сенсуальный, двусторонний и возмездный. Это сложный договор, который содержит элементы (признаки) ряда договоров: перевозки, хранения, поручения, комиссии, подряда. Экспедитор выполняет для клиента целый комплекс услуг юридического и фактического характера, а также определенные виды работ. Всю эту деятельность экспедитор осуществляет в связи с отправлением или получением грузов клиента.
Услугами транспортно-экспедиционных предприятий пользуются социалистические организации и граждане. В качестве экспедиторов могут выступать только социалистические организации и предприятия, в уставах или положениях которых предусмотрено совершение транспортно-экспедиционных операций. При железнодорожных перевозках экспедиторами могут быть в соответствии со ст. 68 УЖД товарные станции, узловые конторы, конторы транспортно-экспедиционных операций, автотеки (транспортно-экспедиционные конторы автомобильного транспорта). На речном транспорте эти функции выполняют транспортно-экспедиционные конторы и городские агентства паро-ходств (ст. 78 УВВТ). На морском транспорте нет специализированных организаций, функции экспедиторов осуществляют
270

морские порты в соответствии с Типовым положением о морском торговом порте'.
Источники правового института. Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание регулируется ГК некоторых республик: Казахской (гл. 38), Узбекской (гл. 35), Молдавской (гл. 32) и Азербайджанской (гл. 34). Договор экспедиции в РСФСР регулируется общими нормами раздела «Обязательственное право» Гражданского кодекса. Кроме того, специальные нормы о транспортно-экспедиционном обслуживании содержатся в транспортных уставах (ст. 68 УЖД и 78 УВВТ). При заключении договоров стороны также руководствуются условиями проформ договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание, которые разрабатываются транспортно-экспедицион-ными предприятиями. Отношения по транспортно-экспедиционному обслуживанию граждан регулируются постановлением Совета Министров РСФСР от 7 июля 1962 г. «Об улучшении транспортно-экспедиционного обслуживания населения» 2.
Предмет договора на транспортно-экспедиционное обслуживание—это весь комплекс услуг и работ, выполняемых экспедитором в связи с отправкой или получением грузов (объектов экспедирования), независимо от того, что отдельные виды услуг или работ, выполняемых экспедитором, могут быть предметами других договоров (например, хранения или поручения). В каждом конкретном договоре объем услуги работ конкретизируется с учетом условий работь! клиента (грузоотправителя) и транспортной организации (перевозчика), а также характера груза (нуждается ли груз в обработке экспедитора). Предмет договора (комплекс работ и услуг) представляет собой единый процесс деятельности экспедитора по отправке или получению груза.
Цена в договоре на транспортно-экспедиционное обслуживание зависит от объема услуг и работ и определяется в соответствии с действующими тарифами. Например, транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые железной дорогой, оплачиваются с 1 июля 1967 г. по прейскуранту № 10-01 3, а экспедиционные услуги автотранспортных организаций на территории РСФСР оплачиваются по тарифам, утвержденным постановлениями Совета Министров РСФСР от 20 июня 1963г.4, от 6 июля 1964 г.5, от 10 декабря 1964 г.6, от 6 сентября 1967 г.7.
' См.: А. К. Ж у р Д о. Правовое регулирование деятельности морских торговых портов СССР. Изд-во «Морской транспорт», 1957.
2 СП РСФСР, 1962, № 13, ст. 76.
3 Прейскурант 10-01. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. Тарифное руководство № 1 МПС, кн. № 1. Прейскурантгиз, 1967.
. 4 Сборник законодательства по автомобильному транспорту. «Юридическая литература», 1964, стр. 318—320.
5 СП РСФСР, 1964, № 13, ст. 89.
6 СП РСФСР, 1964, № 22, ст. 156.
7 СП РСФСР, 1967, № 22, ст. 126.
271

Сроки и форма договора. Договоры на экспедирование грузов заключаются на планируемый период (на один год). В этих договорах определяются годовой, месячный и суточный объемы транспортно-экспедиционных операций. Кроме того, в договоре устанавливается время, в течение которого на складе клиента проводятся операции по приему и сдаче грузов. \
Договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание граждан, как правило, являются разовыми и заключаются при подаче заявки.
Форма договора письменная. Договоры между социалистическими организациями оформляются и заключаются так же, как другие хозяйственные договоры. Договоры с гражданам-и оформляются по форме бланка-заявки.
Обязанности сторон по договору. Экспедитор, получив груз от клиента, обязан в сохранности доставить груз на станцию (пристань, аэропорт) отправления, оформить необходимые документы, сдать груз к перевозке (заключить договор перевозки), погрузить груз. Экспедитор обязан получить груз от перевозчика и доставить его в сохранности клиенту, передать груз клиенту вместе с перевозочными документами и актами, если последние составлялись при получении груза. Экспедитор может принять на себя также обязанности по упаковке и маркировке грузов.
Порядок и сроки сдачи и приема груза определяются правилами, тарифами, типовыми договорами, а при отсутствии таковых—соглашением сторон.
Клиент обязан оплатить экспедитору оказанные услуги в соответствии с утвержденными тарифами. В договоре на клиента могут быть возложены и другие обязанности с учетом местных условий: подготовить место погрузки грузов, обеспечить работу складов в установленное время, в том числе в выходные и предпраздничные дни, и т. д.
Ответственность сторон по договору. Экспедитор отвечает за ненадлежащее выполнение принятых на себя обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию клиента, за несвоевременное выполнение операций и работ, предусмотренных договором, за недостачу, порчу и повреждение грузов, принятых к экспедированию (с момента принятия их от клиента до сдачи перевозчику, а также с момента принятия груза от перевозчика до сдачи его на склад клиента). Размеры .ответственности определяются в договорах в соответствии с транспортными уставами, кодексами и другими нормативными актами.
При разрешении вопроса об ответственности транспортно-экспедиционных предприятий следует учитывать, по какому правоотношению несет ответственность это предприятие, ибо при выполнении своих обязанностей оно может выступать не только в роли экспедитора, но и в роли грузоотправителя (грузополу-
272

чателя) и обладать соответствующими правами и нести обязанности. Например, при железнодорожных перевозках грузов в силу ст. 68 УЖД экспедитор приобретает права и обязанности грузоотправителей и грузополучателей и несет перед клиентом ответственность за невыполнение соответствующих обязанностей '.
По договору на транспортно-экспедиционное обслуживание клиент несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий договора (например, уплачивает штрафы за простой автотранспорта и контейнеров под погрузкой и выгрузкой на складе клиента). Размеры ответственности определяются нормами транспортного права (уставами, кодексами,, тарифами).
По спорам, вытекающим из договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, применяется общий срок исковой давности (ст. 78 ГК)2.
§ 2. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА
НА ОКАЗАНИЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ
ОРГАНАМИ СВЯЗИ
Нормативные акты, регулирующие отношения по оказанию экспедиционных услуг органами связи. Договорные отношения по экспедированию почтовых отправлений регулируются Уставом связи СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1953 г. № 2120, и Почтовыми правилами, утверждаемыми Министерством связи СССР. Устав •связи и Почтовые правила 0'пределяют обязанности органов связи по договорам с отправителями почтовых отправлений и с подписчиками. Права и обязанности сторон по договорам на экспедирование периодических изданий определяются также типовыми договорами, утвержденными Министерством связи СССР (ст. 17, 18 Почтовых правил). Отношения между органами связи и органами транспорта по перевозке почтовых отправлений регулируются правилами перевозки почты3.
Особенности договорных отношений по экспедированию почтовых отправлений. Органы связи оказывают социалистическим организациям и гражданам разнообразные услуги. Связь является самостоятельной отраслью промышленности как промышленность сообщений, к которой, по мнению К. Маркса, относятся «собственно Транспортная промышленность» по перевозке
' См.: «Советская юстиция», 1963, № 13, стр. 31, 8 См.: «Советская юстиция», 1962, № 23, стр. 32.
3 См.: Правила перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железнодорожной сети Союза ССР. Трансжелдориздат, 1956.
273

товаров и людей и «просто передача сообщений, писем, телеграмм и т. д.»-'.
Органы связи оказывают социалистическим организациям и, гражданам услуги по договорам экспедиции, по договорам на обслуживание телефонной и телеграфной связью и по другим договорам на услуги связи.
Наиболее распространенными среди договоров по оказанию услуг органами связи являются договоры экспедиции периодических изданий и почтовых отправлений.
Договоры экспедиции периодических изданий заключаются ежегодно между издательствами2, с одной стороны, и почтамтами (конторами связи), с другой стороны, по форме типового договора. В соответствии со ст. 17, 18 Почтовых правил в договорах обусловливается порядок получения печати от издательств, контрольные сроки выдачи тиражей типографиями, порядок оплаты услуг по экспедированию и ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств. По этим договорам издательства обязуются передавать органам связи определенное количество газет и журналов, которые органы связи обязуются доставить и передать подписчикам.
Между подписчиками периодических изданий и органами связи «Союзпечать» также заключаются договоры экспедиции. Оформление подписки означает заключение договора экспедиции между органом связи и подписчиком, по которому орган связи обязуется доставлять определенные периодические издания подписчикам. Таким образом, органы связи вступают в двойной договор экспедиции по поводу одних и тех же объектов экспедирования, они выступают в роли экспедиторов как для издательств, так и для подписчиков.
Отношения по экспедированию возникают также при пересылке почтовых отправлений (писем, бандеролей, посылок). Почтовые отправления делятся на простые и регистрируемые.
Простые почтовые отправления (простые письма, открытки, бандероли) принимаются к экспедированию без выдачи квитанции, пересылаются без приписки к документам и вручаются адресату без расписки (§ 6 Почтовых правил). Следовательно, договор экспедиции на пересылку простых почтовых отправлений заключается в устной форме, путем совершения конклю-дентных действий. ^
Регистрируемые почтовые отправления принимаются с выдачей квитанции, пересылаются с припиской к документам и выдаются под расписку. В свою очередь регистрируемые почтовые
' К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, стр. 64.
' См.: Положение о распространении, экспедировании, пересылке и доставке периодических изданий, утвержденное Госарбитражем при Совете Министров СССР 28 декабря 1961 г. (Сборник инструктивных указаний Госарбитража, вып. 21, 1963, стр. 45—52).
274

отправления могут быть страховыми (с объявленной ценностью). Страховые отправления могут сдаваться на почту с наложенным платежом '. Все регистрируемые почтовые отправления могут приниматься к пересылке с уведомлением о вручении. В этом случае почта берет на себя обязательство поставить отправителя (клиента) в известность о том, когда и кому (адресату или по его доверенности другому'лицу) вручено почтовое отправление. Таким образом, договоры на пересылку регистрируемых почтовых отправлений заключаются в письменной форме, а их исполнение подтверждается письменными доказательствами. Договор считается заключенным с момента передачи органу связи почтового отправления. Содержание договора опреде-* ляется в зависимости от вида отправления (заказное, с объявленной ценностью, с наложенным платежом, с уведомлением о вручении).
Особенности ответственности органов связи. Органы связи несут ответственность перед клиентурой за неисполнение договорных обязательств. Ответственность по договору почтовой экспедиции наступает только в том случае, если у отправителя имеются документы, подтверждающие заключение договора (ст. 18, 23, 39 Устава связи СССР).
Органы связи не несут ответственности лишь в случаях, указанных в Уставе связи, а именно: а) если утрата, недостача вложения или повреждение почтового отправления произошли вследствие явлений стихийного характера или в результате военных действий, б) если недостача вложения или повреждение почтовых отправлений произошли вследствие умысла, небрежности или упущений отправителя либо вследствие особых свойств пересылаемого предмета, в) если при выдаче страхового почтового отправления, поданного на почту закрытым, или посылки без объявленной ценности оболочка и печати предприятия связи места отправки будут найдены по наружному виду в целости и вес отправления будет соответствовать весу, определенному при подаче его на почту, г) если получателем принято отправление и дана расписка в его получении, а впоследствии обнаружена недостача или порча почтового отправления.
Таким .образом, почта может нести ответственность за" случайную несохранность почтовых отправлений и может не нести ответственности даже при наличии вины с ее стороны, ибо принятие почтового отправления под расписку без каких-либо оговорок лишает получателя права предъявлять претензию по данной отправке. •
' В этом случае отправитель поручает почте произвести расчет между отправителем и адресатом за пересылаемое отправление. Отправитель поручает почте взыскать с адресата при вручении ему почтового отправления сумму наложенного платежа и выслать ее переводом по адресу отправителя, указанному на почтовом отправлении.
275

Размер ответственности предприятий связи при экспедиции почтовых отправлений определяется в соответствии с Уставом связи и Почтовыми правилами. Например, при утрате посылки с объявленной ценностью клиенту выплачивается сумма в размере объявленной ценности. В случаях недостачи вложения размер выплачиваемого возмещения определяется соразмерно весу поврежденной или недостающей части вложения.
По договорам на распространение, экспедирование, пересылку и доставку периодических изданий за просрочку сдачи или неполную сдачу газет и журналов в установленный срок издательства уплачивают «Союзпечати» неустойку в размере 2% стоимости недоданного тиража газет и журналов,, а за несвоевременный прием тиража газет и журналов «Союзпечать» уплачивает издательствам штраф в размере 0,1% стоимости непринятого тиража. В договорах экспедиции между издательствами и «Союзпечатью» применяется зачетная неустойка (ч. I ст. 189 ГК) и принцип реального исполнения обязательства (ст. 221 ГК).
Особенности определения сроков на предъявление претензий и исков. Для рассмотрения споров с органами связи установлен претензионный порядок. Претензии к органам связи могут быть заявлены в течение 6 месяцев со дня подачи в предприятие связи почтового отправления или перевода (ст. 45 Устава связи СССР).
В течение двух месяцев для отправлений, пересылаемых только в пределах европейской или азиатской части СССР, и трех месяцев для всех других отправлений считая со дня заявления претензии клиентом органы связи обязаны выслать уведомление о результатах розыска пропавшего или утраченного почтового отправления или перевода и в зависимости от результатов розыска либо выплатить причитающееся возмещение, либо мотивированно отказать в этом (§ 315 Почтовых правил).
Если претензия отклонена или оставлена без ответа, отправителю дается два месяца для обращения за защитой своих интересов в суд. Двухмесячный срок исковой давности начинает течь со дня получения ответа или со дня истечения сроков, установленных для ответа (ст. 47 Устава связи). Иски могут предъявляться к конторам или почтамтам, в предприятия связи которых были сданы или должны были прибыть почтовые отправления (ст. 49 Устава связи).

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ В СССР
§ 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
Понятие, социально-экономическая сущность и значение государственного страхования. Государственным страхованием называется система мероприятий, установленных государством, по созданию специального денежного фонда, за счет ко-тЬрого производится возмещение ущерба, возникающего в результате стихийных бедствий, несчастных случаев и других обстоятельств, указанных в законе '.
Социально-экономическая сущность страхования заключается в том, что государство в лице специальной организации—Госстраха СССР принимает на себя на соответствующих условиях обязанность возместить ущерб, возникающий при наступлении предусмотренных в законе событий.
Средства, предназначенные для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм, образуют страховой фонд. Он создается за счет взносов колхозов, кооперативных организаций и граждан. Возмещение потерь в сфере государственной социалистической собственности происходит за счет общегосударственных ресурсов (через государственный бюджет), поэтому с 1955 г. государственные организации, как правило, страхованию не подлежат2.
Кроме единого денежного страхового фонда могут быть образованы и различные запасные страховые фонды. Так, до недавнего времени существовал межколхозный и межсовхозный республиканский страховой фонд семян зерновых культур. С 1968 г. существует межреспубликанский запасной фонд по страхованию имущества колхозов для выдачи из него возвратных ссуд органами государственного страхования союзных
' См.: К. А. Граве, Л. А. Л у н ц. Страхование. Госюриздат, 1960, стр. 8.
2 Государственное имущество может быть объектом страхования, если оно передано в пользование другим лицам (например, арендаторам жилых домов) или принято другими лицами на комиссию, хранение и т. п.
277

республик в те годы, когда имеющихся в их распоряжении средств будет недостаточно для выплаты колхозам страхового возмещения '.
Значение государственного страхования заключается в том, что оно направлено на охрану социалистической и личной собственности как путем возмещения ущерба, так и путем профилактики по предупреждению стихийных бедствий и других опасностей (наводнений, пожаров, засух, падежа скота и т. п.). Страхование жизни и здоровья является одним из средств материального обеспечения граждан и способствует росту их благосостояния. Государственное страхование—один из источников аккумуляции денежных средств и пополнения государственного бюджета, так как часть прибылей Госстраха перечисляется в бюджет.
Руководство государственным страхованием. Государственное страхование—монополия СССР. Общее руководство государственным страхованием осуществляется Советом Министров СССР, Министерством финансов СССР. В 1967 г. в целях усиления централизованного руководства государственным страхованием и контроля за его проведением при Министерстве финансов СССР образовано хозрасчетное Главное управление государственного страхования СССР — Госстрах СССР, который возглавляет систему государственного страхования.
В союзных республиках руководство государственным страхованием возложено на главные управления государственного страхования министерств финансов соответствующих республик — Госстрахи республик. На местах (в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения) органами страхования являются управления государственного страхования, а также инспекции государственного страхования (в остальных городах)..
Источники правового института. Поскольку государственное страхование — монополия СССР, оно регулируется главным образом общесоюзным законодательством: Основами (ст. 78— 82), Указом Президиума Верховного Совета СССР от ,28 августа. 1967 г. «О государственном обязательном страховании имущества колхозов»2 и некоторыми другими союзными законами.
В гражданских кодексах союзных республик повторяются положения Основ (в ГК РСФСР ст. 386—390). Более детальное регулирование отдельных видов страховых правоотношений дается в правилах страхования, утверждаемых в порядке, установленном Советом Министров СССР (ст. 82 Основ). Поэтому большое значение имеют подзаконные нормативные акты: по-
' СП СССР, 1967, № 22, ст. 157. 2 «Ведомости Верховного Совета СССР», 1967, № 35, ст. 481.
278

становления Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, правила и инструкции Министерства финансов СССР'.
Формы государственного страхования. Статья 386 ГК устанавливает, что государственное страхование осуществляется в форме обязательного и добровольного страхования. Формы страхования связаны с основаниями возникновения страховых правоотношений.
Страховое правоотношение может возникнуть по одному из двух оснований: в силу закона или договора. Если страхование возникает в силу закона, оно называется обязательным и возникает независимо от воли его участников. Закон устанавливает все условия обязательного страхования. Участники обязательного страхования не заключают друг с другом договора страхования.
Добровольное страхование основано на договоре. Гражданин или кооперативная организация (кроме колхозов) могут заключить договор с Госстрахом2. Условия такого договора также в значительной мере определены законом, но вопрос о заключении договора решают стороны. При этом Госстрах не вправе отказаться от адресованной к нему офферты о заключении договора, если у лиц имеются предусмотренные законом условия (определенный возраст, соответствующее состояние здоровья гражданина, наличие у него определенного имущества и пр.). Поэтому сам термин «добровольное» более всего относится к тем, кто страхует себя или свое имущество, т. е. к страхователям.
Виды государственного страхования. Объекты страхования. Статьи 387 и 388 ГК предусматривают деление страхования на имущественное и личное в зависимости от объекта страхования (страхового правоотношения).
Объекты страхования предусмотрены законом: это личность гражданина (жизнь, здоровье) и имущество. Если объектом является жизнь и общая трудоспособность человека, то возникает личное страхование. Оно призвано служить некоторым дополнением к социальному страхованию и направлено на оказание материальной помощи гражданам при наступлении определенных событий (несчастного случая, инвалидности, дожития до определенного возраста и пр.).'
' Например, постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1967 г. № 814 «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» (СП СССР, 1967, № 22, ст. 157), постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1966 г. № 690 «О страховании лиц, привлекаемых на тушение пожаров» (СП РСФСР, 1966, № 27, ст. 126), Правила добровольного страхования строений, принадлежащих гражданам, утв. МФ СССР 4 февраля 1960 г., и др.
2 Добровольное страхование имущества колхозов с 1 января 1968 г. прекращено (СП СССР, 1967, № 22, ст. 157).
279

Если объект страхования — имущество, возникает имущественное страхование. Оно распространяется на имущество, принадлежащее гражданам, колхозам, кооперативным и общественным организациям.
Понятия страхования личного и имущественного не совпадают с понятиями страхования обязательного и добровольного. Обязательное страхование может быть как личным (страхование пассажиров в пути), так и имущественным (страхование имущества колхозов). Добровольное страхование также может быть как личным, так и имущественным. В свою очередь и личное, и имущественное страхование может быть как обязательным, так и добровольным.
§ 2. СТРАХОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ. ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Страховое правоотношение — это обязательственное имущественное отношение, возникающее в силу закона или договора между Госстрахом и юридическим лицом или гражданином. устанавливающее субъективные имущественные права и обязанности по выплате страхового возмещения (страховой суммы) и уплате страховых взносов.
Госстрах обязан выплачивать страховое возмещение лишь при наступлении определенных условий. Гражданин или организация обязаны уплачивать страховые взносы независимо от наступления или ненаступления этих условий в течение всего времени существования правоотношения. .
Страховое правоотношение возникает либо при заключении договора (при добровольном страховании), либо при появлении у гражданина или организации указанного в законе имущества (при обязательном имущественном страховании).
При обязательном личном страховании правоотношение может возникнуть и с другого времени (например, при страховании пассажиров—с момента объявления посадки в поезд, автомобиль или самолет).
Страховое правоотношение оформляется страховым свидетельством, квитанцией или штампом на проездном билете. Время оформления правоотношения имеет существенное значение для определения начала возникновения правоотношения, так как они, как правило, совпадают. Но иногда момент оформления может и не совпадать с началом возникновения правоотношения (при обязательном личном Страховании).
Субъекты страхового правоотношения. В качестве субъектов страхового правоотношения выступают страховщик, страхователь, а иногда выгодоприобретатель и застрахованное лицо.
Страховщик—это лицо, принимающее на себя обязанность
289

по выплате страхового возмещения (страховой суммы). Стра'. ховщиком может быть только Госстрах СССР — юридическое лицо. Договоры от имени Госстраха заключают его работники (инспекторы и агенты).
Страхователь — это- лицо, обязанное платить страховые взносы страховщику. Страхователями являются колхозы, кооперативные, общественные организации и граждане. Государственные организации могут быть страхователями при личном страховании работников за счет предприятия, учреждения, организации и в случае если они принимают имущество граждан на хранение, комиссию и т. д.'.
Выгодоприобретатель—лицо, которому Госстрах обязан выплатить страховую сумму при наступлении страхового случая, хотя договора с ним Госстрах не заключает. Например, в личном страховании страхователь страхует свою жизнь в пользу назначенного им субъекта. В имущественном — когда наниматель страхует полученное в аренду имущество в пользу его собственника. Такой договор, по которому страхователь назначает выгодоприобретателя, является разновидностью договора в пользу третьего лица.
Застрахованное лицо—это лицо, по поводу страхования жизни и трудоспособности которого страхователь заключает договор с Госстрахом. Застрахованное лицо не несет каких-либо обязанностей перед Госстрахом. Все обязанности из договора страхования по уплате страховых взносов лежат на страхователе. При наступлении страхового случая страховая сумма выплачивается застрахованному лицу. По рассматриваемым отношениям в качестве страхователя и застрахованного лица могут выступать лица, связанные трудовыми и некоторыми другими отношениями. Так, при страховании работников за счет предприятия застрахованными будут рабочие и служащие предприятия, которое вступает в правоотношения с Госстрахом и является страхователем.
В отличие от выгодоприобретателя застрахованное лицо может выступать только в качестве субъекта отношений по личному страхованию и при наступлении страхового случая оно всегда получает страховую сумму. При добровольном личном страховании страхователь может являться одновременно и застрахованным лицом, например, гражданин страхует свою жизнь и трудоспособность.
Основные страховые понятия. В правовом институте страхования применяется ряд понятий и терминов, специфичных только для страхования (например, страховой случай, страховая сумма и т. д.).
' См.: Правила добровольного страхования домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам («Нормативные материалы», стр. 477).
281

Страховой риск — опасность, которая может угрожать застрахованным личным или имущественным благам и от последствий наступления которой устанавливается страхование. Закон предусматривает различные страховые риски, реализация которых (наступление страхового случая) влечет за собой возникновение обязанностей страховщика. Круг страховых рисков устанавливается в зависимости от особенностей объекта страхования с учетом характера объективных причин, способных вредоносно воздействовать на этот объект. Так, здания, сооружения и другое имущество колхозов (кроме ловецких, транспортных и других судов и орудий лова, находящихся в эксплуатации) считаются застрахованными на случай гибели или повреждения в результате наводнения, бури, урагана, ливня, града и т. д., ,а многолетние насаждения на случай гибели их в результате указанных выше событий, а также засухи, мороза, болезни и др.
Ловецкие, транспортные и другие суда и орудия лова, находящиеся в эксплуатации, считаются застрахованными на случай гибели или повреждения их в результате бури, урагана, шторма, тумана, наводнения, пожара, удара молнии, взрыва, аварии, повреждения льдом, а также на случай пропажи без вести или посадки судов на мель вследствие стихийных бедствий.
Страховой случай—то наступившее событие, от последствий которого устанавливается страхование.
В отличие от риска как угрожавшей опасности страховой случай"является реализацией одного или нескольких страховых рисков. Только с наступлением страхового случая возникает обязанность Госстраха по выплате страхового возмещения.
Страховые взносы (страховые платежи, страховая премия)—суммы, которые страхователь обязан уплачивать страховщику. Ставки платежей установлены законом и изменяться сторонами не могут.
Уплата страховых взносов — одна из основных обязанностей страхователя. Размер их различен и зависит от вида договора. Минимальные ставки платежей установлены в законе. Страхователь может вносить платежи в больших суммах; они подлежат впоследствии зачету. Платежи обязательно должны вноситься своевременно. Неуплата платежей более чем за два срока может повести к досрочному расторжению договора с невыгодными материальными последствиями для страхователя.
Страховая оценка — стоимость объекта страхования, установленная страховщиком. Когда производится страхование, имущество оценивается инспектором или агентом Госстраха. Страховая оценка может не совпадать с балансовой (инвентарной) оценкой, продажной или покупной ценой (например, дом со страховой оценкой в 1200 руб. застрахован на 1000 руб., но продается за 2000 руб.).
282 •

Страховая сумма — сумма, на которую застраховано имущество, жизнь или здоровье. Если, например, имущество погибает частично, то страховое возмещение будет меньше страховой суммы. Однако страховое возмещение не может быть выше страховой суммы. Страховая сумма—это максимальный объем обязанностей Госстраха при наступлении страхового случая. Страховая сумма может совпадать со страховой оценкой или быть ниже ее (например, дом оценен в 1200 руб. — страховая оценка, а застрахован лишь на 1000 руб.—страховая сумма). Пр^ обязательном имущественном страховании страховая сумма называется страховым обеспечением'.
Страховой интерес—тот убыток, который страхователь может понести при наступлении страхового случая. Если впоследствии страховой интерес у страхователя отпадает (например, при продаже застрахованного имущества другому лицу), правоотношение прекращается.
Страховой убыток—фактически понесенный страхователем материальный ущерб от предусмотренного страхованием события. Страховой убыток может не совпадать по сумме со страховым интересом.
Страховое возмещение — сумма, которую Госстрах фактически выплачивает при наступлении страхового случая в возмещение ущерба, понесенного страхователем. Поскольку при личном страховании имущественных убытков не возникает, страхователю выплачивается страховая сумма или часть ее. Поэтому в личном страховании вопрос о страховом возмещении не возникает. Страховое возмещение может не совпадать со страховой суммой и страховой оценкой имущества. ^_
В имущественном страховании при страховании имущества не в полной стоимости и при неполной его гибели применяются две системы страхового возмещения: «пропорциональная система» и система «первого риска». При «пропорциональной системе» страховое возмещение так относится к сумме убытка, как страховая сумма к страховой оценке. Так, если имущество было оценено в 1000 руб. (страховая оценка), застраховано на 800 руб. (страховая сумма) и погибло частично—убыток равен 300 руб., то страховое возмещение будет равно 240 руб. _^.
При системе «первого риска» убыток возмещается полностью, но лишь в пределах страховой суммы. Если убыток
' Сумма страхового обеспечения при обязательном имущественном страховании устанавливается законом. Так, в случае гибели или повреждения застрахованного имущества колхозов страховое возмещение выплачивается колхозам по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в размере 50%, по страхованию сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов, пушных зверей и семей пчел — в размере 70% и по страхованию зданий, сооружений и другого имущества — в размере 100% суммы ущерба,
283

превышает страховую сумму, то он падает на страхователя в той части, которая превышает размер страховой суммы. Эта часть риска остается на страхователе (на «втором риске»). Если в приведенном примере сумма убытков составит 900 руб., то возмещение будет равно лишь страховой сумме, т. е. 800 руб.
«Пропорциональная система» применяется при обязательном страховании и в качестве общего правила — при добровольном имущественном страховании. Система «первого риска» применяется только в двух случаях: при страховании домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам, и при страховании организациями имущества, принимаемого ими от граждан или других организаций на хранение, комиссию, и т. п.
Понятия страхового возмещения, страхового интереса, страхового убытка, страховой оценки применяются только к имущественному страхованию.
Переход к страховой организации прав страхователя в отношении лица, ответственного за причиненный вред. Страховой случай может наступить не только в результате действия каких-либо внешних объективных сил, но и по вине третьего лица. Право страхователя на взыскание ущерба переходит тогда к страховщику. Страховая организация, выплатив страховое возмещение по имущественному страхованию, вправе предъявить иск о взыскании, выплаченной суммы страхового возмещения к лицу, виновному в гибели или повреждении застрахованного имущества. Следовательно, страховой организации принадлежит право регресса. Если же убытки, причиненные страхователю по вине третьего лица, превышают страховое возмещение, то кроме регрессного требования страховщика к третьему лицу сам страхователь может взыскать с третьего лица разницу между полученным страховым возмещением и действительной суммой убытков.
Если страхователь сам получит с третьего лица полное возмещение убытков, то он теряет право на получение страхового возмещения. Страховщик освобождается от уплаты страхового возмещения также, если страхователь откажется от права на возмещение убытков с третьего лица или если предъявление требований к этому лицу окажется невозможным по вине страхователя (например, в силу пропуска срока исковой давности).
Правило ст. 389 ГК может применяться только в отношении имущественного страхования, как обязательного, так и добровольного. При личном страховании у страховой организации права регресса не возникает.
284

§ 3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Обязательное имущественное страхование регулируется .Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 г. «О государственном обязательном страховании имущества колхозов»'. Указ установил с 1 января 1968 г. новые условия государственного обязательного страхования имущества колхозов, поэтому закон «Об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940 г.2 сохранил силу лишь в отношении хозяйств граждан.
В качестве страхователей по обязательному имущественному страхованию могут выступать колхозы и граждане. Объектом обязательного страхования является только то имущество, которое указано в законе.
Государственному обязательному страхованию подлежит следующее имущество колхозов: а) урожай сельскохозяйственных культур (кроме урожая сенокосов), б) сельскохозяйственные животные, домашняя птица, кролики, пушные звери и семьи пчел, в) здания, сооружения, передаточные устройства, силовые, рабочие .и другие машины, транспортные средства, оборудование, ловецкие суда, орудия лова, инвентарь, продукция, сырье, материалы, многолетние насаждения.
В хозяйствах граждан обязательному страхованию подлежит следующее имущество, принадлежащее им на праве личной собственности: а) строения, б) крупный рогатый скот в возрасте от 6 месяцев, в) лошади—от 1 года до 18 лет, г) верблюды, ослы, мулы, овцы и козы—от 1 года, свиньи в возрасте от 9 месяцев.
Страховое обязательство бессрочно, так как имущество считается застрахованным в течение всего времени нахождения его в хозяйстве. Обязательство продолжает существовать, пока колхоз или гражданин является собственником указанного в законе имущества. Стороны не могут по своей воле прекратить обязательство. Неуплата страхователем страховых платежей, размер и срок уплаты которых установлены законом, не прерывает действия обязательного страхового правоотношения. Не уплаченные страхователем страховые платежи обращаются в недоимку и на нее начисляется установленная законом пеня за каждый день просрочки. Взыскание платежей по обязательному страхованию с колхозов производится в том же порядке, в каком производится взыскание платежей в бюджет с государственных и кооперативных организаций и предприятий.
' «Ведомости Верховного Совета СССР», 1967, № 35, ст. 481. См. также постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1967 г. № 814.
2 «Ведомости Верховного Совета СССР»,-1940, № 12; в'дальнейшем в этот закон был внесен ряд изменений и дополнений.
285

Страховое возмещение при страховании имущества колхозов выплачивается в процентах к сумме ущерба. Размер ущерба определяется по-различному, в зависимости от того, какое имущество колхоза погибло '.
Страховое возмещение выплачивается независимо от того, уплачены колхозом или нет ко дню гибели (повреждения) имущества страховые платежи. Из суммы причитающегося колхозу 'страхового возмещения могут быть удержаны только страховые платежи, не уплаченные колхозом в установленный срок, а также ближайший очередной платеж.
Колхоз обязан в течение трех суток со дня гибели или повреждения имущества (либо со дня, когда можно было установить факт гибели или повреждения) в результате события, на случай которого данное имущество застраховано, сообщить об этом в инспекцию государственного страхования2. Органы государственного страхования имеют право отказать в выплате страхового возмещения, если колхоз не заявил, имея к тому возможность, в установленный срок о гибели или повреждении застрахованного имущества.
Обязательное страхование имущества установлено также для межколхозных предприятий, организаций и объединений. Это страхование производится на тех же условиях и в том же порядке, что и в отношении обязательного страхования имущества колхозов.
Обязательное личное страхование применяется при страховании пассажиров от несчастных случаев на а) железнодорож-
' При гибели или повреждении сельскохозяйственных культур размер ущерба определяется исходя из стоимости количественных потерь урожая основной продукции культуры (группы культур) на всей площади посева (посадки) в колхозе, исчисленной по разнице между стоимостью урожая на 1 га в среднем за последние 5 лет и данного года по действующим государственным закупочным ценам. В случае пересева или подсева сельскохозяйственных культур учитывается средняя стоимость затрат на пересев (подсев) и средняя стоимость урожая вновь посеянных или подсеянных культур.
При гибели сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов.
К--- --ерей и семей пчел размер ущерба определяется исходя из их (инвентарной) стоимости (рабочего скота с учетом амортизации) на день гибели. При этом в случае вынужденного забоя ущерб определяется с учетом стоимости мяса, годного в пищу, а при вынужденном забое или падеже пушных зверей и кроликов учитывается также стоимость шкурки. В случае гибели или повреждения зданий, сооружений, передаточных устройств, силовых, рабочих и других машин, транспортных средств, оборудования, ловецких судов, орудий лова, инвентаря, многолетних насаждений размер ущерба определяется исходя из балансовой (инвентарной) стоимости с учетом амортизации, а продукции, сырья и материалов — исходя из балансовой (инвентарной)' стоимости на день гибели или повреждения. В сумму ущерба включаются также расходы по спасению имущества и -приведению его в порядок после бедствия.
2 Советом Министров СССР могут быть установлены иные порядок и сроки представления колхозами сообщений о гибели сельскохозяйственных животных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
286 -

ном и водном транспорте (кроме пригородного сообщения), б) воздушном транспорте и в) автомобильном транспорте общего пользования (кроме сообщения на всех 'внутриобластных, внутрикраевых маршрутах и маршрутах в республиках, не имеющих областного деления) '.
По обязательному страхованию пассажиров выплачивается страховая сумма, если в результате несчастного случая, Происшедшего в пути следования, наступит смерть застрахованного или постоянная утрата трудоспособности. Страховая сумма выплачивается также, если смерть или постоянная утрата общей трудоспособности наступят в течение года со дня вызвавшего их несчастного случая. При наступлении смерти застрахованного или полной (100%) постоянной утраты трудоспособности выплачивается страховая сумма в размере 300 руб. При частичной постоянной утрате трудоспособности выплачивается столько процентов страховой суммы, на сколько застрахованный \тра-тил трудоспособность.
Если в течение года со дня несчастного случая как прямое его последствие наступит смер.ть застрахованного, выплачивается разница между полной страховой суммой и суммой, выплаченной при утрате трудоспособности; если же страховая сумма в связи с утратой трудоспособности не была выплачена, то выплачивается полная страховая сумма.
Как отмечалось, пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки в поезд, автомобиль или самолет. Страхование прекращается после оставления пассажиром территории станции, пристани или аэродрома в пункте конечного назначения, указанном в проездном билете.
Во время остановки или пересадки, вызванной условиями транспорта, транзитные пассажиры продолжают считаться застрахованными. Страховой сбор взимается при продаже билета.
Особым видом обязательного личного страхования является страхование определенными организациями своих рабочих и' служащих. Так, лица оперативного строевого, состава городской пожарной охраны и члены добровольных пожарных дружин на предприятиях подлежат страхованию за счет организаций в обязательном порядке. Страховая сумма этим лицам выплачивается лишь тогда, когда несчастный случай произошел с ними при исполнении служебных («пожарных») обязанностей.
* См.: Правила обязательного страхования пассажиров, -утвержденные Министерством финансов СССР 22 сентября 1960 г., № 330 (СХФ, 1960, № 12, стр. 31).
287

§ 4. ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Понятие договора добровольного страхования. Основанное на договоре между страховщиком и страхователем добровольное страхование также может быть имущественным и личным. Договор добровольного страхования — это двусторонний, реальный, возмездный договор. Он считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Договор под страхом его недействительности должен быть заключен в письменной форме. Заключение договора оформляется путем выдачи Госстрахом страхового свидетельства, в котором излагаются условия договора. Страховое свидетельство имеет определен-ную'форму, утвержденную Госстрахом.
Договор добровольного страхования может быть заключен на различные сроки. Так, договор добровольного страхования строений и имущества граждан заключается сроком на один год, договор смешанного страхования граждан—на пять, десять, пятнадцать, двадцать лет. Договор на случай смерти вообще не устанавливает никакого определенного срока (пожизненный договор).
Субъектами в договорах добровольного страхования выступают: страховщиком—Госстрах, в качестве страхователя— граждане, колхозы, кооперативные и общественные организации. В некоторых случаях в качестве страхователя могут быть и государственные организации, которые по разрешению Совета Министров РСФСР могут заключать с Госстрахом договоры о страховании за свой счет работников, подвергающихся по характеру своей деятельности повышенной опасности (кровельщики, верхолазы-монтажники, гонщики-автомобилисты и пр.). Эти лица именуются застрахованными.
По договору личного страхования при наступлении смерти страхователя право на получение страховой суммы могут иметь либо назначенный им при жизни выгодоприобретатель, либо наследники умершего. Выгодоприобретателем может быть любое лицо или организация, независимо от того, что после смерти страхователя остались наследники, хотя бы даже и нетрудоспособные. Это объясняется тем, что подлежащая выплате выгодо-приобретателю страховая сумма не входит в наследственную массу. Поэтому и взыскание за долги страхователя также не может быть обращено на страховую сумму.
Добровольное имущественное страхование. Добровольное -имущественное страхование имеет несколько разновидностей в зависимости от субъектов, а также самого характера страхования и его назначения.
Правила страхования имущества выделяют следующие виды добровольного имущественного страхования:
288

а) страхование имущества кооперативные и общественных организаций (к^оме колхозов). Это страхование осуществляется путем заключения основного и дополнительного договоров, причем заключить дополнительный договор кооперативные и общественные организации могут лишь при наличии основного договора. -
По основному договору страхования считается застрахованным все имущество, принадлежащее страхователю: здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование, инвентарь, товаро-материальные ценности и т. п., а по дополнительному договору—имущество, принятое страхователем от других организации и населения и указанное в заявлении о страховании;
б) страхование сельскохозяйственных культур. Страхователями по договору могут выступать кооперативные и общественные организации. Сельскохозяйственные культуры в хозяйствах граждан, в том числе полевые посевы единоличных крестьян, на добровольное страхование не принимаются;
в) страхование животных. В качестве страхователей могут выступать граждане, кооперативные и общественные организации. Объектами добровольного страхования могут быть те же животные, которые подлежат обязательному страхованию. Этот вид страхования является дополнительным к обязательному страхованию. Договор заключается сроком на один год. В хозяйствах граждан некоторые животные на страхование не принимаются (пушные звери, семьи пчел, домашняя птица, кролики);
г) страхование домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам. Страхователями могут быть и государственные организации, если они приняли имущество граждан на хранение, комиссию, ремонт и т. д.
Договор страхования с гражданами может быть заключен по страхованию домашнего имущества и средств транспорта вместе или только по страхованию домашнего имущества, или только по страхованию средств транспорта. При этом по страхованию средств транспорта договор может быть заключен как отдельно по страхованию от аварий или стихийных бедствий, так и по обоим видам вместе;
д) морское страхование занимает особое место в страховании. Оно регулируется Кодексом торгового мореплавания. Основные объекты страхования — груз, судно и фрахт. При этом может быть застраховано государственное имущество, если государственное судно перевозит государственный груз в каботажном или заграничном плавании. Договор может быть заключен за счет фрахтователя, за счет того лица, кому следует груз, «ли за счет предъявителя, который будет получать груз. Морское страхование имеет ряд и других особенностей
10 П/р. Крясавчикова 289

<< Предыдущая

стр. 10
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>