<< Предыдущая

стр. 11
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(в частности, основными видами страхования являются страхование судна (каско), груза (карго) и фрахта, страхователь имеет право на абандон, страхование может быть оформлено генеральным полисом и т. д.).
" Виды добровольного личного страхования. Добровольное личное страхование также выступает в нескольких видах.
а) Смешанное страхование является наиболае распространенным видом добровольного личного страхования. Договор заключается со страхователями-гражданами в возрасте от 16 до 60 лет на срок 5, 10, 15 лет. Это страхование называется смешанным, так как Госстрах принимает на себя ответственность при наступлении различных страховых случаев: при дожитии до установленного в договоре срока, при постоянной как полной, так и частичной утрате трудоспособности, при наступлении смерти застрахованного;
б) пожизненное страхование на случай смерти или утраты трудоспособности. Страхователями могут быть лица от 16 до 60 лет. В отличие от предыдущего договора—это пожизненный договор. Срок договора от 1 года до 20 лет, однако не больше чем на период, в течение которого застрахованное лицо достигнет 65 лет. Необходимо медицинское обследование застрахованного лица, которое производится при заключении договора;
в) временное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности. Договор заключается страховщиком и гражданином от 16 до 60 лет на срок от одного года до 20 лет, однако не больше чем на период, в течение которого лицо достигнет 65-летнего возраста. В отличие от пожизненного страхования обязанности страховщика по выплате страховой суммы может не наступить, если в течение срока действия договора не наступит указанного в договоре страхового случая;
г) страхование на случай смерти или утраты трудоспособности от несчастных случаев. Договор заключается с лицами от 16 до 70 лет, кроме инвалидов I и II групп. Страховая сумма выплачивается при постоянной общей утрате трудоспособности и смерти застрахованного только от несчастного случая, происшедшего при движении средств транспорта, при работе на машинах, пользовании оружием и инструментами или в результате взрыва, обвала, ожога, ушиба, внезапного отравления и т. п.;
д) договор страхования пенсий. По этому договору страхователь уплачивает единовременно страховой взнос, а страховщик выплачивает указанному в договоре лицу ежемесячные пенсии из суммы этого взноса;
е) страхование от несчастного случая за счет организации. Этот вид страхования возникает из договора между страховщиком и страхователем-организацией на срок от одного месяца до одного года. Договор может быть заключен только на основании специального разрешения Совета Министров республики.
290

Страховая сумма выплачивается застрахованному работнику при постоянной утрате трудоспособности, связанной с работой. Страховая сумма при добровольном личном страховании
зависит от того, полностью или частично утрачена общая трудоспособность. Утрата профессиональной трудоспособности не учитывается. Если общая трудоспособность утрачена полностью, страхователь имеет право на получение всей страховой суммы. При частичной утрате трудоспособности Госстрах выплачивает страхователю столько процентов страховой суммы, на сколько он утратил общую трудоспособность от несчастного случая. При утрате общей трудоспособности от 30 до 50% размер последующих страховых взносов снижается наполовину, а при утрате трудоспособности свыше 50% страхователь полностью освобождается от дальнейшей уплаты страховых взносов.
Если страхователю причитаются какие-либо суммы по государственному социальному страхованию (пенсия по инвалидности), социальному обеспечению (пособие по временной нетрудоспособности) или в порядке возмещения вреда, то эти суммы не учитываются и страховая сумма выплачивается в соответствии с договором, хотя бы пенсия, пособие по временной нетрудоспособности и возмещение вреда явились следствием того же несчастного случая, за который выплачивается страховая сумма.
10-

ГЛАВА СОРОКОВАЯ РАСЧЕТНЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
§ 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Общие положения. Среди имущественных отношений, регулируемых нормами гражданского права, большую группу составляют расчетные и кредитные отношения,, существование которых обусловлено социалистическим товарным производством.
В Программе КПСС указывается: «В коммунистическом строительстве необходимо полностью использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма. Большую роль при этом играет применение таких инструментов развития экономики, как хозяйственный расчет, деньги, цена, себестоимость, прибыль, торговля, кредит, финансы»'. Реализуя это программное требование, КПСС и советское государство разработали и проводят в жизнь экономическую реформу, которая основана, в частности, на строгом учете стоимостных категорий, на дальнейшем совер-шенствдвании расчетов, на повышении роли кредита во всей экономической жизни страны. XXIII съезд предусмотрел в Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. необходимость сосредоточить централизованное плановое руководство хозяйством в первую очередь на проведении единой государственной политики в области цен, прибыли, финансов и кредитов2.
Понятие и виды денежных обязательств. Расчетные и кредитные отношения возникают в форме-денежных обязательств, которые являются разновидностью гражданско-правовых обязательств 3.
Денежные обязательства всегда связаны с передачей определенной денежной суммы, которая в соответствии сост. 175 ГК
' «Материалы XXII съезда КПСС». Госполитиэдат, 1962, стр. 387.
2 См.: «Материалы XXIII съезда КПСС». Политиздат, 1966, стр. 232.
3 О классификации гражданско-правовых обязательств по их направленности см. § 2 гл. 20 1 тома настоящего учебника.
292 ' -

должна быть выражена и оплачена в советской валюте. При этом для характеристики денежного обязательства не имеет значения, будет ли совершена передача наличных денежных знаков или сумма будет перечислена безналичным путем.
Денежным обязательством признается гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано пе< редать в пользу другого лица (кредитора) определенную денежную сумму, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения этой обязанности.
Все денежные обязательства подразделяются на два вида:
расчетные и кредитные.
Понятие расчетных обязательств. Расчеты представляют собой одно из распространенных явлен-ий экономической жизни. Они обусловлены возмездным характером имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Расчеты производятся за приобретенные товары, оказанные услуги и др., т. е. являются следствием определенных хозяйственных операций (купли-продажи, поставки и пр.), либо связаны с правонарушениями (причинением вреда, который подлежит возмещению; просрочкой в поставке товаров, за что должна быть уплачена неустойка, и т. д.) или с другими обстоятельствами.
В расчетном правоотношении участвуют две стороны: плательщик (должник) и кредитор. В качестве предмета выступает всегда определенная денежная сумма. Поэтому расчетное отношение представляет собой денежное обязательство, а расчет—действие, направленное на прекращение этого обязательства. С учетом сказанного расчетным признается денежное обязательство, в силу которого одна сторона—плательщик (должник) обязана уплатить другой стороне—кредитору (а в случаях, предусмотренных законом, — через кредитное учреждение) определенную денежную сумму за полученные товары, произведенные работы и др.
Отношения по расчетам между гражданами либо с участием граждан урегулированы нормами гражданских кодексов и вследствие их простоты в особой регламентации, как правило, не нуждаются. Наоборот, расчетные отношения между социалистическими организациями в силу их сложности и важности, а также необходимости контроля их -со стороны государства, нуждаются в специальном урегулировании. В настоящей главе будут изложены правила о расчетах между социалистическими .организациями.
Понятие кредитных обязательств. Кредитные обязательства возникают в связи с предоставлением в долг на условиях возврата денежной суммы или вещей, определяемых родовыми признаками. В зависимости от предмета различают два вида кредита: денежный и товарный (или натуральный).
293

Денежный и товарный кредит между гражданами, а также кредит, предоставляемый гражданам ломбардами, кассами общественной взаимопомощи и фондами творческих союзов, юридически оформляется договором займа (ст. 269 ГК) и рассматривается в гл. 32 настоящего тома.
Кредитование одной организации другой как в натуральной, так и денежной форме допускается только в случаях, установленных законодательством Союза ССР (ст. 85 Основ, ст. 393 ГК). Такое кредитование в виде выдачи аванса предусмотрено, например, ст. 52 Основ (договор контрактации), а также постановлением Совета Министров СССР от 7 августа 1964 г.1 по договорам подряда на капитальное строительство, осуществляемое государственными подрядными организациями для колхозов, кооперативных и общественных организаций.
В настоящей главе будет -рассмотрен только денежный кредит, предоставляемый банками социалистическим организациям и гражданам, который в дальнейшем будет именоваться банковским кредитом. Нередко банковский кредит называют ссудой.
Кредитные обязательства (банковский кредит), как и расчетные, представляют собой разновидность денежных обязательств, где в качестве кредитора (ссудодателя) выступает исключительно банк (Госбанк, Стройбанк, а по внешней торговле—Внешторгбанк), а должником (ссудополучателем)— социалистическая организация или гражданин. Предметом обязательства по банковскому кредиту является определенная денежная сумма (ссуда).
В отличие от расчетных кредитные обязательства обладают самостоятельностью. Поскольку на сумму кредита -по общему правилу начисляются проценты, кредитные отношения являются возмездными.
Кредитным обязательством (банковский кредит) признается обязательство, в силу которого одна сторона—должник (социалистическая организация или гражданин) обязуется возвратить другой стороне — кредитору (банку) в установленные сроки определенную денежную сумму с процентами или без них.
Источники правового регулирования расчетных и кредитных отношений. Правовое регулирование денежных расчетов и кредита является важнейшим элементом планового руководства народным хозяйством со стороны государства.
Среди важнейших источников права следует прежде всего назвать Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и гражданские кодексы,
1 СП СССР, 1964, № 14, ст. 96.
294

Статья 3 Основ относит регулирование расчетных и кредитных отношений по общему правилу к ведению Союза ССР1. В гл. 11 Основ сформулированы принципиальные положения, определяющие характер системы расчетов и кредита (требование о безналичное™ расчетов, обязательности хранения денежных средств социалистическими организациями на счетах в кредитных учреждениях и др.).
ГК союзных республик воспроизводят правила гл. 11 Основ.
Текущее регулирование кредитных и расчетных отношений осуществляется постановлениями правительства СССР, а также совместными постановлениями Совета Министров, СССР и ЦК КПСС.
В условиях проводимой хозяйственной реформы расчеты и кредит должны стать важнейшими орудиями государства в деле применения экономических методов руководства хозяйством. Эти преобразования получили правовое закрепление в ряде нормативных актов, к числу которых относятся постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», принятое 4 октября 1965 г.2 (особенно разд. IV «О повышении роли кредита в развитии промышленности»); Положение о социалистическом государственном производственном предприятии от 4 октября 1965 г.3;
утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г. «Правила финансирования строительства»4;
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 апреля 1967 г. «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный
расчет»5.
Следует также отметить принятое Советом Министров СССР 3 апреля 1967 г. постановление «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышении роли кредита в стимулировании производства»6. В нем определены основные направления дальнейшего развития кредита и совершенствования форм расчетов, а также закреплены новые права Госбанка в области кредитования и расчетов с учетом новых условий хозяйствования.
Существенная роль в регулировании расчетных и кредитных отношений принадлежит утвержденным правительством СССР
' Лишь условия и порядок кредитования одним колхозом другого при оказании производственной помощи устанавливаются законодательством союзных республик (ч. III ст. 85 Основ).
а СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153.
8 Там же, ст. 155.
4 СП СССР, 1965, № 21, ст. 156. .
5 СП СССР, 1967, № 10, ст. 55. 8 Там же, ст. 56.
295

уставам Государственного банка Союза ССР (Госбанк СССР) ', Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР)2, Банка для внешней торговли Союза ССР (Внешторгбанк СССР)3, Государственных трудовых сберегательных касс СССР4.
В этих уставах содержатся правила, определяющие правовое положение, цели, задачи и компетенцию названных учреждений.
Источниками правового регулирования расчетных и кредитных отношений являются ведомственные (межведомственные) акты. К ним относятся инструкции и приказы Госбанка, Стройбанка, Министерства финансов СССР и некоторых других органов. В инструкциях и приказах устанавливаются правила о формах и порядке расчетов, оформлении расчетных документов, выдаче ссуд и др. Так, Госбанком СССР 28 мая 1960 г. была утверждена инструкция № 2 «О безналичных расчетах и кредитования по операциям, связанным с расчетами»5, которая детально определяет порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве. ^ -
В период проведения экономической реформы получили распространение специфические по своей юридической - природе акты — указания Междуведомственной комиссии при Госплане СССР. В качестве примера можно указать на методические указания по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования, принятые комиссией 2 декабря 1966 г.6.
§ 2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСБАНКА СССР
И ДРУГИХ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Расчетные и кредитные отношения в нашей стране связаны с деятельностью Госбанка, Стройбанка, Внешторгбанка и Гострудсберкасс, которые образуюткредитную систему СССР, где центральное место принадлежит Госбанку:
Госбанк СССР выполняет двоякие функции: с одной стороны, он Действует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, хозрасчетного государственного органа, а с другой — выступает носителем властных, административных полномо-
• СП СССР, 1960, № 18, ст. 160. 2 СП СССР, 1964, № 19, ст. 122. • 'СП СССР, 1962, № 16, ст. 129. 4 СП СССР, 1948, № 7, ст. 89.
'' См.: Хозяйственные договоры. Сборник нормативных актов. Госюр-издат, 1962, стр. 309.
6 См.: «Хозяйственная реформа в действии». «Экономика», 1967, стр. 7.
296

чий1. Этим и определяется его правовое положение в сфере-расчетных и кредитных отношений. Госбанк со всеми его учреждениями как единая централизованная система является юри- ' дическим лицом.
Согласно Уставу Госбанк является единым эмиссионным банком, банком кредитования народного хозяйства я расчетным центром Союза ССР. На основе плана развития народного хозяйства СССР Госбанк организует и регулирует денежное обращение в стране, привлекает свободные денежные средства социалистических организаций, а также населения, производит кредитование и расчеты в народном хозяйстве, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета страны, организует и осуществляет в установленном порядке международные расчеты, операции с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами. Всей .своей деятельностью Госбанк всемерно содействует росту производства, товарооборота и повышению доходности предприятий. В процессе кредитования, финансирования, проведения 'расчетов, организации и регулирования денежного обращения Госбанк осуществляет контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров и строительства, за выполнением финансовых планов и расходованием по целевому назначению социалистическими организациями денежных средств.
Роль и задачи Госбанка СССР определяются общими задачами, стоящими перед народным хозяйством страны в конкретный период времени. Методы руководства хозяйством определяют также выполнение административных полномочий и со стороны Госбанка. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. «О роли и задачах Государственного банка СССР»2 были значительно расширены административные права Госбанка: он получил, в частности, право более широкого и полного контроля за деятельностью ховорга-нов, ему было дано право применять специальные санкции к 'плохо работающим предприятиям, например, переводить их на особый режим кредитования, и меры финансового и кредитного поощрения к хорошо работающим предприятиям.
В настоящее время дифференцированный подход к плохо и хорошо работающим хозорганам получает широкое развитие, становится/принципом, определяющим работу банка.
Экономическая реформа ставит перед Госбанком (и другими банками СССР) задачи, для выполнения которых требуется новый подход во взаимоотношениях с предприятиями и хозяйственными организациями. Реформа не отменяет контрольные функции банка. Но они должны правильно сочетаться
' См.: Е. А. Ф л е и ш и ц. Расчетные и кредитные правоотношения. Гос-юриздат, 1956, стр. 26.
а См.: «Нормативные материалы», стр. 493—497.
297

с расширяющейся оперативно-хозяйственной самостоятельностью предприятий. Между тем существующий объем контрольных правомочий нередко препятствует предприятиям осуществлять предоставленные им новые права по расходованию денежных средств, распоряжению закрепленным имуществом.
Освобождение банка от мелочной опеки над предприятиями и сосредоточение его усилий на глубоком экономическом анализе деятельности хозяйственных организаций даст возможность экономическими методами (кредитными рычагами) пресекать бесхозяйственность и активно стимулировать развитие производства.
Стройбанк СССР является государственным банком финансирования и кредитования капитальных вложений многих отраслей народного хозяйства. Он организует и производит расчеты между стройками, предприятиями, организациями и учреждениями за выполненные работы, за оборудование, конструкции, материалы и услуги, а также другие расчеты. При производстве расчетных операций Стройбанк осуществляет контроль за соблюдением социалистическими организациями платежной и договорной дисциплины. Стройбанк СССР как единая система является юридическим лицом. Экономическая реформа вносит также глубокие изменения во взаимоотношения Стройбанка с клиентурой, что нашло отражение, в частности, в Правилах финансирования строительства, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г.1.
Поскольку в условиях реформы предприятия в ряде случаев будут вести капитальное строительство не только за счет средств госбюджета, как было раньше, а за счет собственных средств, Стройбанк на эти цели будет предоставлять предприятиям кредит. В этом, в частности, будет проявляться его новая роль в экономике страны2.
Внешторгбанк СССР осуществляет кредитование внешней торговли, производит валютные операции, расчеты по экспорту и импорту товаров и оказанию услуг. Внешторгбанк принимает средства в советской и иностранной валюте как от советских учреждений и граждан, так и иностранных юридических лиц и граждан.
Гоструд сберкассы СССР имеют целью предоставить населению возможность хранить свободные денежные средства, совершать денежные расчеты, содействовать накоплению денежных сбережений и использованию их в интересах развития народного хозяйства.
' СП СССР, 1965, № 21, ст. 156.
8 См. п. 41 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР йт 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (СП СССР, 1965, № 19-20, ст. 153).
298

§ 3. ДОГОВОР РАСЧЕТНОГО СЧЁТА. ДОГОВОР ТЕКУЩЕГО СЧЕТА
Общие положения. Основы существующей системы расчетов и кредита в народном хозяйстве были заложены кредитной реформой 1930—1931 гг.'. Важнейшим элементом реформы было введение обязанности для всех социалистических организаций хранить свои временно свободные денежные средства на счетах в Госбанке и производить расчеты безналичным путем через банк2. Это привело к тому, что из оборота были изъяты и сосредоточены в Госбанке огромные суммы наличных денежных знаков. Возникла система исключительного банковского кредитования. Банковское дело полностью было сосредоточено в руках государства. Госбанк получил возможность осуществлять контроль за расходованием средств.
Экономические законы, действующие при социализме, общественная собственность на средства производства, концентрация всего денежного оборота в банках и ряд других факторов исключают необходимость участия наличных денег в хозяйственном обороте, что является крупным преимуществом социализма пе-•ред капитализмом.
Банковский счет. Понятие и определение.договора банковского счета. Все социалистические организации обязаны хранить денежные средства на счете в банке и производить расчеты через банк. В силу этого между банком и организацией возникают правоотношения банковского счета. При этом различают в зависимости от вида счета отношения по расчетному счету и отношения по текущему счету3.
* Подробнее о кредитной реформе 1930—1931 гг. см.: И. Б. Новицкий. История советского гражданского права. Госюриздат, 1957, стр. 147—166.
2 Обязанность хранить денежные средства в банке существовала и ранее, но в ходе реформы она значительно усилилась, а главное, приобрела принципиально новое значение. Она стала предпосылкой всех складывающихся взаимоотношений банка с организациями.
3 В юридической литературе пока не сложилось единого мнения о природе правоотношений банковского счета. Большинство авторов признают, что между банком и социалистической организацией заключается гражданско-правовой договор банковского счета, на основе которого и складываются правовые отношения сторон. Но что это за договор — единого ответа не дано. Высказаны мнения о том, что это договор займа, договор хранения, договор, имеющий черты займа, хранения и поручения, и, наконец, что это самостоятельный вид договора, предусмотренный специальными нормами права.
Последняя точка зрения, высказанная первоначально 3. И. Шкундиным, о самостоятельности договора банковского счета представляется наиболее оправданной. Она создает возможность более правильно раскрыть существо взаимоотношений банка с организациями в настоящее время и определить тенденции их развития в будущем. (См.: 3. И. Ш к ундин. О юридической природе расчетного счета. «Советское государство и право», 1950, № 5, стр. 33—45.) Однако данная точка зрения разделяется не всеми. Так,
299

Основы гражданского законодательства (ст. 84) устанавливают ряд принципиальных правил, которые характеризуют взаимоотношения банков и социалистических организаций в связи с нахождением денежных средств на счетах. Эти правила являются едиными для всех организаций (хозрасчетных, госбюд-жетных и др.) и сводятся к следующему: а) денежные средства, находящиеся на счете в банке, принадлежат организации, которая распоряжается ими по своему усмотрению в соответствии с целевым назначением этих средств; б) списание средств со счета может происходить .только с согласия организации за исключением случаев, предусмотренных законодательством •СССР; в) средства, необходимые для выдачи заработной платы ц приравненных к ней платежей, выдаются со счета организации независимо от наличия каких-либо претензий к владельцу счета. Изъятия из этого правила могут быть установлены лишь Советом Министров СССР; г) при удовлетворении претензий. за счет средств счета должна соблюдаться установленная законодательством СССР очередность'.
Отношения по банковскому счету складываются на основании договора банковского счета, определение которого сводится к следующему: по договору банковского счета одна сторона (социалистическая организация—владелец счета) обязуется хранить свои денежные средства на этом счете в банке, осуществлять через банк безналичным путем^вои расчеты с кредиторами и производить с соблюдением банковских правил другие действия, связанные с распоряжением денежными средствами. а другая сторона (банк) обязуется зачислять на счет все поступления этой организации и производить с него с согласия организации или по ее поручению списание средств.
Договор банковского счета консенсуальный (счет открывается независимо от того, вносит ли организация на момент
Н. С^ Малеин в книге «Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль» («Наука», 1964) оценивает взаимоотношения банка и предприятия с иных позиций. На стр. 34 он ггишет: «Госбанк открывает расчетный счет, зачисляет на него денежные суммы и производит расчеты на основании закона, а не договора».. Вряд ли такой подход можно признать удачным, особенно в период проводимых экономических преобразований. Поэтому справедливым надо признать замечание Э. Г. Полонского, когда .он говорит, что такая трактовка отношений между банком и предприятием ориентирует на административные формы их регулирования в ущерб экономическим. (См.: «Советское государство и право», 1966, № 2, стр. 76.)
Изложение мнений о юридической природе договора банковского счета и, их критика даны в книге Е. А. Флейшиц «Расчетные и кредитные правоотношения» (Госюриздат, 1956, стр. 75—84), а также в книге О. С. Иоффе «Советское гражданское право». Курс лекций, т. II. Отдельные виды обязательств, Изд-во ЛГУ, 1961, стр. 396—397.
1 Эта очередность в настоящее время определена постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. и Инструкцией Госбанка СССР № 35 от 28 декабря 1961 г.
300

открытия счета средства) и двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности). Постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1962 г.' отменено, начиная с 1 января 1963 г. начисление и выплата кредитными учреждениями процентов по расчетным, текущим и другим счетам и вкладам государственных и общественных предприятий, организаций и учреждений. Проценты сохранены лишь по расчетным и текущим счетам кооперативных организаций и колхозов, а также по специальным счетам управлений Госстраха, на которых хранятся суммы резерва по индивидуальному страхованию жизни. Поэтому договор банковского счета является безвозмездным, а договор 'банковского счета, заключаемый кооперативными организациями, колхозами и Госстрахом (по спецсчетам),— возмездным. Отношения по банковскому счету носят бессрочный характер.
Открытие и закрытие банковского счета. Социалистическая организация подает по месту своего нахождения в учреждение банка заявление по установленной форме с приложением справки о полномочиях должностных лиц, которые будут распоряжаться средствами счета, карточки с образцами их подписей и оттиском печати организации и документа, подтверждающего возникновение организации в установленном законом порядке. Руководитель учреждения банка после проверки правильности представленных документов делает на заявлении разрешительную надпись об открытии счета. С этого момента и возникают субъективные права и обязанности сторон по договору банковского счета. Заявление организации и распоряжение руководителя учреждения банка следует расценивать как офферту и акцепт. Счет открывается в учреждении Госбанка, а строительным, монтажным, проектным и некоторым другим организациям—Стройбанка2.
Банковский счет может быть закрыт по разным основаниям:
при прекращении юридического лица—владельца счета, в случае отсутствия операций по счету в течение трех (для профсоюзных и общественных организаций—шести) месяцев (это не распространяется на бюджетные учреждения), по заявлению владельца счета. .
Основные права и обязанности сторон по договору банковского счета заранее строго определены в нормативном порядке и не могут изменяться соглашением сторон.
Владелец счета обязан: а) хранить свои денежные средства в банке (за исключением установленных законом сумм наличных денег, которые могут находиться в кассе) и зачислять на
СП СССР, 1962, № 19, ст. 156.' См. п. 31 Устава Стройбанка СССР.
301

счет всю появившуюся денежную наличность', б) производить все расчеты и платежи через банк безналичным путем, а в случаях, допускаемых правилами, — наличными, в) выполнять установленные правила оформления, учета и хранения документов, связанных с банковским счетом.
Банк обязан: а) зачислять на счет денежные средства, поступившие на имя организации, б) выполнять распоряжения организации, связанные с перечислением сумм другим организациям (оплатой счетов и др.), и выдавать деньги наличными, в) начислять кооперативным организациям и колхозам проценты на сумму счета.
Банк как государственный орган выполняет в соответствии с действующими правилами распоряжения, связанные со списанием средств со счета: списание по исполнительным листам, приказам арбитража, законным требованиям финансовых и других органов и т. п.
Ответственность сторон по договору. Законодательство различает ответственность в виде штрафа и в виде возмещения убытков.
Ответственность в виде штрафа предусмотрена Положением о штрафах за нарушение правил документооборота от 19 ноября 1960 г. 2.
Так, например, за выписку и предъявление бестоварного требования банк взыскивает с хозоргана штраф в размере 5% суммы бестоварного требования. За посылку не по назначению или задержку отправки расчетных документов банк обязан уплатить хозоргану штраф в сумме 10 руб., а за неправильную проводку сумм 'или за несвоевременное зачисление выручки на счет хозоргана—в размере 0,2% суммы за каждый день просрочки.
Ответственность банков в виде возмещения убытков предусмотрена их уставами3 и ограничена только случаями неправильной выдачи денежных средств или неправильного зачисления их на счет. Причиненный клиентам ущерб в размере неправильно выданной или зачисленной суммы возмещается банком, если не будет установлено, что выдача или зачисление произошли по вине клиентов.
' В некоторых случаях допускается расходование части выручки, полученной организацией, на определенные цели. Так, например, постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1965 г. разрешено предприятиям и организациям государственной и кооперативной торговли расходовать наличные деньги из выручки на выплату зарплаты работникам в пределах установленного фонда зарплаты. Этим же постановлением разрешено также использовать некоторые суммы (по установленным нормативам) на неотложные нужды из полученной выручки (см.: СП СССР, 1965, № 13, ст. 95);
2 См.: Сборник по финансово-хозяйственным вопросам, 1962, № 2. ' См. п. 82 Устава Госбанка и п. 42 Устава Стройбанка.
302

В современный период возникает необходимость повысить ответственность банков перед клиентами в виде возмещения убытков, особенно перед хозрасчетными организациями, значительно расширив случаи ответственности.
Особенности расчетного счета. Расчетный счет как разновидность банковского счета открывается предприятиям и организациям, которые находятся на хозяйственном расчете, наделены собственными оборотными средствами и имеют самостоятельный баланс. Расчетный счет связан с производственной и иной хозяйственной хозрасчетной деятельностью. Он обслуживает основную (эксплуатационную) деятельность хозоргана1. Это определяет источники пополнения средств счета, цели расходования и характер распоряжения ими. Расчетные счета — это своеобразная банковская касса безналичных денег хозор-ганов. Сюда поступают денежные средства от реализации продукции, оказания услуг и др. Отсюда же происходит и отлив денег в виде платежей за сырье, материалы, услуги, по расчетам с бюджетом и др. Через расчетные счета под контролем банка осуществляется оборот денег. Расширение оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий, проводимое в ходе экономической реформы, приводит к тому, -что предприятия получают возможность более гибко маневрировать своими денежными средствами2.
За счет собственных денежных средств предприятия, переведенные на новую систему планирования, производят капитальное строительство и реконструкцию объектов. Предусмотренные на эти цели денежные средства предприятие обязано перечислять с расчетного счета на специальный счет финансирования капитальных вложений, который находится в учреждении Стройбанка3, Счет финансирования капитального строительства открывается организациям, ведущим капитальное строительство (за счет собственных средств, куда входят амортизационные отчисления, часть прибыли и др., а также выделенных государством бюджетных средств). Все эти средства имеют
' В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» средства фонда развития производства предприятий и организаций хранятся не на расчетном счете, а на отдельном счете в Госбанке. (СП СССР, 1967, № 10, ст. 56.)
8 См. права, предоставленные предприятию Положением о предприятии (п. 71—73 и др.), а для предприятий, переведенных в новые условия, также постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и экономического стимулирования промышленного производства».
8 См. разд. IV Правил финансирования строительства. СП СССР, 1965, № 21, ст. 156.
303

строгом целевое назначение. Они находятся в распоряжении владельца счета— титулодержателя1.
Особенности текущего счета. Текущий счет открывается организациям, состоящим на бюджете либо имеющим другие источники финансирования, при условии наличия у них самостоятельной сметы (см. ст. 11 Основ; ст. 24 ГК), а также общественным организациям. По общему правилу эти организации не извлекают доходов из своей деятельности. Поэтому средства, необходимые для выполнения уставных задач, такие организации получают из государственного бюджета либо за счет членских взносов и других поступлений. Текущие счета государственных организаций, таким образом, связаны с бюджетом, за счет которого идет пополнение текущего счета. Целевое расходование средств предусмотрено сметой, за соблюдением которой и следит банк.
Текущие счета сельским Советам и учреждениям, состоящим на сельском бюджете,. профсоюзным комитетам (местным и фабрично-заводским), кассам взаимопомощи и другим первичным общественным организациям открываются либо в банке, либо в сберегательной кассе. Сельхозартелям открываются также текущие счета, однако по своим функциям они не отличаются от расчетных. Кроме основного текущего счета колхозам разрешено открывать текущие счета, на которых сосредоточивать средства для расчетов по оплате труда колхозников. На денежные средства этих счетов обращение взыскания не допускается.
§ 4. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Общие положения. Расчет представляет собой платеж должником определенной денежной суммы. Установленный законом порядок расчетов призван обеспечить своевременность платежа. Своевременность оплаты приобретает сейчас принципиально новую оценку и значение, поскольку работа предприятий, переведенных на новую систему планирования, оценивается не по объему изготовленной и поставленной, а по объему реализованной, т. е. отгруженной и оплаченной продукции.
По общему правилу платеж как расчетная операция носит не предварительный, а последующий (после отгрузки груза, выполнения работы, оказания услуги) характер, чем предотвращается кредитование одной организации другой. Поскольку основная масса расчетов проходит через банк, последний не только осуществляет контроль за целевым расходованием средств и следит за тем, чтобы оплата производилась лишь за
См. п. 16 Правил финансирования строительства.
304

уже поставленный товар, выполненные работы и оказанные услуги, но и добивается ускорения расчетов и совершенствования их форм. •
Классификация форм расчетов в народном хозяйстве. Законодательством Союза ССР установлены единые формы расчетов на территории всей страны '.
Расчеты, совершаемые социалистическими организациями, подразделяются: а) по способу исполнения денежного обязательства — безналичным путем и наличными деньгами, б) по территориальному признаку — одногородние, или местные (расчеты между организациями, которые обслуживаются одним и тем же учреждением банка либо учреждениями банка одного города), и иногородние (расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах). Наличными, как правило, производятся одногородние расчеты на сумму до 10 руб., а с разрешения управляющего конторой Госбанка—до 50руб. Одногородние расчеты хозорганов на сумму до 100 'руб. могут производиться наличными или безналичным путем.
Безналичные расчеты производятся путем: а) акцепта, б) аккредитива, в) особого счета, г) платежного поручения (перевода), д) перевода через предприятия Министерства связи, е) плановых ^платежей, ж) чеков. Применение той или иной формы расчетов определяется соглашением сторон (например, поставщика и покупателя) за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Избранная сторонами форма расчетов указывается в договоре. Одни из перечисленных форм применяются только прл иногородних расчетах (аккредитив, особый счет); другие—только при одногородних (чеки). Остальные формы являются универсальными и применяются как при иногородних, так и одногородних расчетах.
Формы расчетов органически связаны с экономикой. Изменения в народном хозяйстве сказываются и на формах расчетов:
совершенствуются старые формы, появляются новые, меняется место и значение той или иной формы. Так, особый счет в свое время был одной из основных форм расчетов. В настоящее время он утратил.свое былое значение. В то же время идет совершенствование акцептной формы: появилась такая разновидность акцепта, как последующий акцепт.
Совет Министров СССР в постановлении от 3 апреля 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов
' Основным нормативным актом о порядке организации и формах расчетов между социалистическими организациями в настоящее время является утвержденная Госбанком СССР 28 мая 1960 г. Инструкция № 2 «О безналичных расчетах и кредитовании по операциям, связанным с расчетами» (см.: «Хозяйственные договоры». Сборник нормативных актов. Госюриздат, 1962, стр. 308—363).
305

в народном хозяйстве и повышению роли кредиха в стимулировании производства» предложил шире внедрять расчеты за товары и услуги посредством чеков, платежных поручений и плановых платежей, поскольку при этих формах достигается ускорение расчетов'.
Акцептная форма расчетов получила наибольшее распространение. Существо ее сводится к тому, что поставщик, отправивший продукцию, оформляет специальный документ—счет-платежное требование, с указанием в нем суммы платежа, плательщика и других данных (форма утверждена Госбанком), и передает его на инкассо в учреждение банка, обслуживающего поставщика2. Проверив правильность оформления документов (в требовании должны указываться дата отгрузки и номера транспортных документов, приемосдаточных актов), банк принимает требование и пересылает его в банк плательщика, который с cutjiafiHH плательщика списывает сумму платежа с его счета и извещает банк поставщика о том, чтобы эта сумма была зачислена на счет поставщика.
Передача поставщиком на инкассо требования, а также согласие плательщика оплатить его (акцепт) в литературе признаются односторонними сделками, а действия банка—обязанностью, вытекающей из договора банковского счета3. При акцептной форме местом платежа является банк плательщика, расчетным документом — счет-платежное требование, а основанием платежа — исполнение обязательства по договору (наряду). Минимальная сумма требования—50 руб. (для требований общества «Знание» и некоторых других организаций— 10 руб.).
В зависимости, от способа выражения согласия на оплату требования различают положительный и отрицательный акцепт. Для положительного акцепта (он установлен только для сельсоветов) характерно то, что от плательщика требуется письменное согласие на оплату счета. Если в течение 15 дней такого согласия не будет, требование возвращается банку поставщика. Во всех остальных случаях применяется отрицательный (молчаливый) акцепт. Его смысл сводится к следующему: если плательщик в установленный срок не заявляет отказа от оплаты требования, то считается, что он согласен на оплату. В свою
' СП СССР, 1967, № 10, ст. 56.
8 Банковские инструкции термином «поставщик» определяют организацию, поставившую товар, выполнившую работу, оказавшую услуги. Банк, обслуживающий поставщика, сокращенно именуют «банк поставщика»; банк, обслуживающий плательщика — «банк плательщика». Эта терминология и будет использована в дальнейшем. Счет-платежное требование сокращенно будет называться «требование».
3 См.: Е. А. Флейшиц. Расчетные и кредитные-правоотношения. Гос-юриздат, 1956, стр. 114. В литературе имеется также и другая оценка этих действий.
306

очередь отрицательный акцепт подразделяется на предварительный и последующий.
При расчетах в порядке предварительного акцепта требование признается акцептованным, если плательщик не заявил отказа от оплаты в течение трех, а по одногородним расчетам — двух рабочих дней, не считая дня поступления требования в банк. Платеж (списание суммы) производится на следующий после истечения срока для отказа от акцепта день. При последующем акцепте поступившее требование оплачивается за"счет средств плательщика немедленно, однако ему предоставлено право заявить отказ от оплаты в течение трех дней (в некоторых случаях этот срок удлиняется до 10 дней). Если возражения плательщика будут признаны банком основательными, списанная сумма немедленно восстанавливается на его счете. Требование, акцептованное в порядке предварительного акцепта, но не оплаченное из-за отсутствия средств на счете, приобретает силу исполнительного документа и помещается в картотеку № 2. При этом за каждый день просрочки 'на сумму долга начисляется пеня (ч. II ст. 226 ГК) в размере 0,03%.
Правило о том, что для оплаты счета требуется согласие плательщика, дополняется указаниями следующего характера. Во-первых, плательщик может отказаться от платежа полностью или в части при акцептной форме расчетов лишь по основанию, которое предусмотрено нормативным актом или договором'. Право отказа от^акцепта продиктовано интересами взаимного контроля участников хозяйственного договора. Оно сочетается с контролирующей функцией банка, который проверяет обоснованность отказа. Во-вторых, ряд требований, перечень которых определен в законодательстве, удовлетворяется в безакцептном порядке (требования об оплате коммунальных услуг, абонементная плата за телефон и др.) 2.
Аккредитив — это приказ банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, указанных в аккредитивном заявлении покупателя.
Для расчетов по аккредитивам характерно то, что сумма аккредитива временно (до момента платежа) выбывает из оперативного управления покупателя, что может иногда отрицательно сказаться на его деятельности. Но эта форма, выгодна поставщику, так как практически сокращает до минимума
1 В действующем законодательстве основания полного и частичного отказа от акцепта требования предусмотрены Положениями о поставках, а также Инструкцией № 2 Госбанка от 28 мая 1960 г. См. п. 54 Положения о поставках продукции и п. 52 Положения о поставках товаров; п. 18 и 19 Инструкции № 2.
2 См. п. 31 и 32 Инструкции № 2 Госбанка. Безакцептный порядок не распространяется на сельсоветы.
307

время между исполнением обязательства и получением оплаты. Расчеты по аккредитивам применяются главным образом в отдельных отраслях хозяйства по специальным актам правительства или в случаях, предусмотренных Особыми условиями поставки.. Аккредитивная форма может быть также избрана сторонами и предусмотрена их договором. Наконец, эта форма нередко используется как санкция к неаккуратному плательщику по акцептной форме.
Расчетная .операция по аккредитиву начинается с того, что покупатель поручает своему банку (путем подачи специального заявления) выставить в банке, обслуживающем поставщика, определенную сумму (не менее 100 руб. и на срок не более 25 дней, а с разрешения руководителя банка—до 45 дней) за счет собственных оборотных средств либо кредита банка и определяет условия, на которых банк поставщика может оплачивать счета поставщика за счет средств аккредитива. О выставлении аккредитива и о его условиях поставщик ставится в известность обслуживающим его банком.
Платежи с аккредитива могут производиться в соответствии с его условиями только безналичным путем и только с одним поставщиком. Расчетным документом при этом является счет-реестр поставщика с приложением документов, подтверждающих исполнение обязательства (например, транспортные документы, подтверждающие отгрузку товаров). Списание денежной суммы с аккредитива и зачисление ее на счет поставщика производится по предъявлении документов, свидетельствующих об отправке груза. Местом платежа признается местонахождение банка поставщика. Покупатель вправе через свой банк закрыть аккредитив либо изменить его условия.
Особый счет открывается по поручению покупателя в банке, обслуживающем иногороднего поставщика, для расчетов с ним. Особый счет применяется при- наличии постоянных хозяйственных связей между плательщиком и поставщиком и при условии, что в месте открытия особого счета находится представитель покупателя, имеющий полномочия по распоряжению счетом. Особый счет открывается для расчетов с одним или несколькими поставщиками и по мере расходования средств пополняется за счет собственных средств либо банковского кредита. В заявлении об открытии особого счета указываются (помимо места его открытия, сведений об уполномоченном и др.) также условия списания средств. Местом платежа является местонахождение банка поставщика. Списание суммы с особого счета производится банком после того, как уполномоченный акцептовал представленные поставщиком счета-реестры. Расчеты по особым счетам экономически выгодны поставщикам. Особый счет может быть открыт на сумму не менее 100 руб. Он заранее не ограничен временем, но если в течение месяца по счету не было двн-
308

жения, он банком закрывается. Владелец счета может в любое время ^через свой банк) отозвать особый счет, изменить его условия: Уполномоченный вправе получать с особого счета наличные деньги, если это предусмотрено условиями счета.
Платежное поручение (перевод) — это приказ плательщика . своему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет кредитора (в том же или другом одногороднем либо иногороднем банке). При этой форме расчетные действия начинает покупатель, который, получив товар (услуги, работу), поручает банку произвести операцию по перечислению суммы долга. Платежными поручениями также погашается кредиторская задолженность из ранее совершенных сделок, перечисляются суммы штрафов, пени, неустойки и др. Путем платежных поручений (переводов) происходят перераспределение и пополнение оборотных средств хозорганов их вышестоящими организациями, платежи в) бюджет, авансовые платежи в случаях, предусмотренных законом,и др. .
Как правило, платежные поручения принимаются банком к исполнению лишь при наличии средств на счете плательщика. Поручения выписываются на сумму от 10 руб. и выше при од-ногородних и от 25 руб. и выше при иногородних расчетах. Для расчетов с предприятиями Министерства связи за почтовые переводы, пересылку посылок, а та,кже с органами транспорта (в разовом порядке) применяются акцептованные платежные поручения. Плательщик выписывает два экземпляра поручения и предъявляет их в банк. При наличии средств на счете банк бронирует сумму платежа, а на поручении делает отметку «акцептован» (отметка оформляется подписью работника банка и гербовой печатью). Получив акцептованное банком поручение, плательщик передает его кредитору, который предъявляет поручение в банк. На основании этого поручения банк зачисляет указанную сумму на счет кредитора и списывает ее со счета плательщика. Местом платежа является местонахождение банка плательщика.
Переводы через предприятия Министерства связи могут совершаться организациями со своих счетов (расчетных, текущих) без ограничения суммы на следующие цели: перечисление средств' гражданам, в том числе командированным (зарплата, командировочные, пенсии и т. п.), а также организациям, которые находятся в пунктах, где отсутствуют учреждения банка или другие кредитные учреждения. Переводы используются и для зачисления торговой выручки, налоговых платежей и других сумм на соответствующие счета. Во всех остальных случаях сумма отдельного перевода через предприятия Министерства связи не может превышать 25 руб.
Плановые платежи как форма расчетов характеризуются тем, что банк на основании специальной договоренности сторон
309

об этой форме расчетов (копия соглашения представляется в банк) перечисляет в установленный период (один раз в три-пять дней либо ежедневно, а если стоимость месячной поставки не превышает 500 руб., — раз в десять-пятнадцать дней) определенные (относительно равные) суммы со счета плательщика на счет поставщика. Сумма, подлежащая перечислению, называется плановым платежом (расчетным документом здесь выступает платежное поручение либо платежное требование). Размер перечисляемого планового платежа может и не соответствовать сумме фактически произведенной поставки за определенный период. Поэтому стороны обязаны периодически (не реже одного раза в месяц) уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска товаров или услуг за весь период и производить перерасчет за отчетный месяц. Основой для организации плановых платежей является наличие постоянных хозяйственных связей, регулярность и систематичность отгрузок (услуг, работ). Так, торгующие организации путем плановых платежей рассчитываются с хлебозаводами, мясокомбинатами, грузоотправители с автохозяйствами и др. Повышение уровня планирования в народном хозяйстве и установление постоянных и длительных хозяйственных связей, предусмотренные экономической реформой, создают предпосылки для расширения расчетов в порядке плановых платежей.
Расчеты чеками. Согласно Положению о чеках' чеком признается письменное предложение чекодателя плательщику произвести платеж определенной суммы денег чекодержателю. Чек—ценная бумага2 утвержденного образца, в которой обязательно должны быть указаны: число, месяц, год и место выдачи чека, плательщик и его счет, с которого должен произойти платеж, не обусловленное никакими оговорками предложение произвести уплату определенной суммы денег, наименование документа, чеком, написанное на том же языке, что и текст чека, подпись чекодателя. Документ, не отвечающий установленным требованиям, не считается чеком.
Выдача чека порождает правоотношения, участниками которых будут чекодатель (лицо, выдавшее чек), чекодержатель (лицо, которому должен производиться платеж) и плательщик (кредитное учреждение, где находится счет чекодателя).
Чек подлежит оплате по предъявлении, но при условии, что он предъявлен к оплате в течение 10 дней (не считая дня выдачи). Документ, имеющий наименование «чек», дает право получить деньги наличными. Посредством таких чеков организации получают со своих банковских счетов средства на выдачу зар-
' Утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. «Нормативные материалы», стр. 499—502.
' См. о ценных бумагах, т. 1 гл. 7 настоящего учебника.
310

платы, командировочных, для расчетов наличными и т. п. Иное назначение имеет документ, на котором указано «расчетный чек». В расчетном чеке указывается сумма, подлежащая списанию в порядке безналичных расчетов со счета плательщика и зачислению на счет кредитора. Расчетные чеки подразделяются на акцептованные банком, не акцептованные банком, чеки из лимитированных книжек, чеки из нелимитированных книжек. Бланки всех этих чеков брошюруются в книжки с обложками установленного образца и являются документами строгой отчетности. Расчетный чек может выписываться на сумму от 10 руб. и выше (для расчетов с транспортными органами и в некоторых других случаях—от 5 руб.)".
Чек считается акцептованным банком, если банк заранее снял со счета чекодателя (депонировал) указанную в чеке сумму, а на чеке сделал отметку об акцепте. При предъявлении чекодержателем акцептованного чека в банк указанная в чеке сумма зачисляется на его счет. Неакцептованные чеки оплачиваются банком лишь при наличии на счете чекодателя необходимых средств. Акцептованные чеки применяются бюджетными организациями в одногородних расчетах за товары и услуги, неакцептованные — прочими организациями за эти же операции.
Лимитированной называется выданная банком чековая книжка с указанием общей предельной суммы (лимита), на которую могут быть выписаны чекодателем и подлежат оплате банком чеки (чеки, выписанные сверх лимита, недействительны). При выдаче лимитированной чековой книжки банк для обеспечения платежей по чекам депонирует средства хозоргана в сумме лимита по чековой книжке. Лимит по каждой книжке не может быть менее 100 руб. Нелимитированной считается чековая книжка, лимит которой не указан. Срок действия лимитированных книжек шесть месяцев, а нелимитированных — один год.
Чеками из лимитированных и нелимитированных книжек производятся расчеты за продукцию по одногородним поставкам, а также иногородние расчеты за материальные ценности и услуги, принятые по приемо-сдаточным актам. Этот вид расчетов приобретает все большую актуальность.
Расчеты, основанные на зачете взаимных требований. Правило ст. 229 ГК о прекращении обязательства зачетом широко применяется в отношениях между социалистическими организациями. Зачет взаимных денежных требований помимо упрощения расчетов обеспечивает их ускорение.
Механизм действия зачета сводится к следующему. Каждому хозоргану, включенному в группу предприятий для проведения зачета, банком открывается лицевой счет, на который
311

заносятся как суммы, причитающиеся данному хозоргану за поставленные им участникам зачета товары (услуги и пр.), так и суммы, которые хозорган должен уплатить сам этим хозорга-нам. Через определенный промежуток времени (3, 6, 7 дней) по каждому лицевому счету производится зачет требований и выводится сальдо. Сумма кредитового сальдо перечисляется с лицевого счета на расчетный счет, а пр^дебитовом—погашается путем списания с расчетного счета хозоргана либо за счет банковского кредита.
Периодические расчеты по сальдо встречных требований могут быть предусмотрены договором между двумя предприятиями, находящимися в постоянных взаимных хозяйственных связях, по согласованию с учреждением банка. При этом один из хозорганов обязуется вести учет всех проводимых взаимных хозяйственных операций, а по истечении установленного периода времени (5, 10, 15 дней) подводит итог и сообщает о выведенном сальдо (не позднее следующего дня) контрагенту. Таким образом, через банк перечисляется лишь сумма выведенного за учетный период сальдо. Соглашение о периодических расчетах по сальдо встречных требований иногда называют договором контокоррента. Разовые, т. е. однократные, зачеты могут применяться либо между двумя организациями, либо между группой организаций (групповой разовый зачет). Инструкция ,^о 2 Госбанка содержит ряд специальных правил, касающихся проведения разовых зачетов, однако в основе их лежит общее правило о прекращении обязательства зачетом встречных требований. ]
Использование некоторых форм расчетов в качестве санкций. Отдельные формы расчетов могут использоваться в качестве средств воздействия на неисправного контрагента. Так, при систематической задержке платежей поставщик вправе, минуя учреждение банка, перевести неисправного иногороднего поставщика с акцептной на аккредитивную форму расчетов, а од-ногороднего плательщика—на предварительную оплату продукции.
В свою очередь покупатель имеет право в случаях неоднократной отгрузки поставщиком продукции, не соответствующей по качеству, сортности условиям договора, оплачивать стоимость ее лишь после приемки по качеству, предварительно известив об этом поставщика и учреждение банка. Такой порядок может вводиться на срок до шести месяцев.
Банку предоставлено право устанавливать для поставщиков, систематически нарушающих условия договора с иногородними покупателями (в результате чего покупатели вынуждены отказываться от акцепта платежных требований), расчеты по инкассо лишь с предварительным акцептом.
312

$ S. ВЕКСЕЛЬ
Общие положения. В системе кредитных и расчетных отношений вексель занимает особое положение. В настоящее время он применяется только во внешнеторговых операциях.
Будучи разновидностью ценной именной или ордерной бумаги, вексель является орудием кредита и средством платежа. Для векселя как формы денежного обязательства, составлен-' ного по строго определенным правилам, характерны абстрактность (обязательство оторвано от основания своего возникновения), безусловность (платеж, по векселю ничем не обусловлен), передаваемость (держатель векселя вправе распоряжаться им путем индоссамента или уступки права требования). Основным нормативным актом является Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК от 7 августа 1937 г.
Переводный вексель (тратта)—это составленный по установленной законом форме документ, заключающий в себе ничем не обусловленное предложение одной стороны—векселедателя (трассанта) другой стороне — плательщику (трассату) уплатить в указанный срок определенную денежную сумму третьей стороне (ремитенту). Переводный вексель—ордерная ценная бумага и может поэтому передаваться путем оформления индос-саментной надписи. Лицо, передающее вексель, называется индоссантом, а принимающее,—индоссатом.
Для получения указанной в векселе суммы он должен быть предъявлен плательщику. Согдасие последнего на оплату называется акцептом, что оформляется надписью на векселе. Получить акцеЬт плательщика может также векселедатель. Отказ плательщика акцептовать или оплатить переводный вексель должен быть засвидетельствован у нотариуса (протест в неакцепте или в неплатеже векселя).
Лица, выдавшие вексель, индоссировавшие и акцептовавшие его, несут солидарную ответственность перед векселедержателем.
Простой вексель—-это составленный по установленной законом форме документ, содержащий ничем не обусловленное обязательство одной стороны (векселедателя) произвести платеж другой стороне (векселедержателю). Если в переводном векселе участвуют три лица, то в простом векселе только два;
плательщиком выступает сам векселедатель.
§ 6. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Общие положения. В процессе хозяйственной деятельности у организаций нередко из-за временного недостатка собственных средств возникает потребность привлечения денежных средств со стороны. : ,
313

Со времени кредитной реформы 1930—1931 гг. в нашей стране было введено единое прямое банковское кредитование, которое обеспечило плановость в привлечении средств и контроль банка как за финансовой, так и за хозяйственной деятельностью хозорганов. Таким образом, кредитование социалистических хозяйственных организаций осуществляют исключительно Гос-. банк, Стройбанк и Внешторгбанк.
Потребности в привлечении заемных средств возникают либо из текущей оперативной деятельности, либо обусловлены необходимостью капитальных вложений. Различается краткосрочный (обычно до 12 месяцев) и долгосрочный (свыше 12 месяцев) банковский кредит. Центром краткосрочного кредитования по общему правилу является Госбанк. Строительные, монтажные и некоторые другие организации кредитуются Стройбанком, а экспортные и импортные операции кредитует Внешторгбанк. Долгосрочный кредит предоставляет Стройбанк, а колхозам и по некоторым операциям совхозам—Госбанк*.
Принципы кредитования. Законодательство (ст. 85 Основ, ст. 393 Г-К, а также постановления Совета Министров СССР по вопросам кредитования) устанавливает следующие принципы, на которых строится система кредита в нашей стране:
а) прямой банковский кредит. Хозорган, нуждающийся в денежном кредите, получает его непосредственно от банка. Исключения из этого могут быть установлены лишь законодательством Союза ССР (ч. II ст. 85 Основ, ч. II ст. 393 ГК);
б) плановость кредита. Банковские ссуды предоставляются хозорганам на основании утверждаемого кредитного плана;
в) целевое назначение кредита. Ссуды выдаются и должны быть использованы только на заранее определенные цели;
г) срочность и возвратность кредита. Банк предоставляет кредит хозорганам на определенные сроки, с условием погашения кредита;
д) возмездность кредита. За пользование кредитом банк по общему правилу взимает проценты, размер которых определяется правительством СССР. В настоящее время действует си« стема дифференцированного банковского процента2;
' Функции Госбанка, Стройбанка и Внешторгбанка по краткосрочному и долгосрочному кредитованию определены их уставами, а также другими нормативными актами, главным образом постановлениями Совета Министров СССР.
2 Так, например, с хозорганов, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, за пользование ссудами под несезонные сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, накопление которых предусмотрено планом, взимаются проценты на уровне платы за фонды (для предприятий промышленности эта плата установлена, как правило, в размере 6% годовых); по ссудам под расчетные документы за отгруженные товары, на открытие аккредитивов и особых счетов, на по-
314

е) обеспеченность кредита. Предоставляемые банком ссуды, как правило, обеспечиваются залогом имущества хозоргана либо гарантией вышестоящей организации.
Повышение роли кредита в новых экономических условиях.
Современный период характерен усилением роли кредита в стимулировании производства. Повышение роли кредита происходит в двух направлениях:
а) расширяется участие кредита в формировании оборотных средств хозорганов. Так, кредитование предприятий несезонных отраслей промышленности впредь будет производиться преимущественно по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату.
Законодательство пошло по пути существенного расширения целей кредитования (кредит под сверхнормативные производственные запасы, под сверхнормативные остатки незавершенного производства, готовой продукции и на расходы будущих периодов и др.). Увеличены сроки кредитования, допускается отсрочка в погашении кредита;
б) расширяется кредитование для развития основных фондов. Так, хозорганы могут развивать производство не только за счет собственных средств (части прибыли и амортизационных отчислений), но и путем широкого использования банковского кредита. За счет кредита будут также строиться и новые предприятия, если затраты на их строительство могут быть возмещены в срок до 5 лет с момента ввода их в эксплуатацию. Широкое применение получит кредит для покрытия затрат, связанных с повышением эффективности производства. Затраты по внедрению новой техники, механизации и улучшению технологии производства, обновлению оборудования, автоматизации ^произ-водственных процессов, улучшению качества товаров народного потребления и т. д. при недостаточности собственных средств будут осуществляться и за счет банковского кредита. Более широко будет использоваться кредит в деле улучшения расчетов.
Кроме того, новое законодательство пошло по пути повышения процентных ставок за кредит, дифференциации их в зависимости от характера предоставляемого кредита и отнесения издержек по уплате процентов на уменьшение прибыли хозорганов, что дает основание признать систему современного банковского процента важным экономическим рычагом воздействия на хозорганы.
Таким образом, перестройка системы кредита призвана обеспечить предприятия в полном объеме необходимыми им денежными средствами для покрытия затрат по совершенствованию
купку лимитированных чековых книжек—в размере 1% годовых; по просроченным ссудам—в размере, увеличенном на 2% годовых по сравнению с-платой за фонды, и т. п.
315

производства и побудить их к выполнению государственных заданий по прибыли и рентабельности.
Договор банковской ссуды. Отношения между хозорганом и банком по предоставлению кредита оформляются договором банковской ссуды'.
Для получения ссуды хозорган подает обслуживающему его учреждению банка заявление (на бланке установленного образца) за подписью руководителя и главного бухгалтера, с прило- ' жением ряда документов. Договор считается заключенным с момента зачисления банком суммы кредита на простой-ссудный счет или на специальный ссудный счет (в зависимости от цели ссуды).
Различие простого и специального ссудных счетов сводится к следующему: при оформлении ссуды простым ссудным счетом сумма кредита, как правило, зачисляется на расчетный счет хозоргана, расходуется им на определенные цели и погашается за счет средств расчетного счета. При специальном ссудном счете предоставленная сумма, как правило, на расчетный счет не поступает, а расходуется со ссудного счета. Возврат такой ссуды происходит путем зачисления непосредственно на ссудный счет, средств, поступающих хозоргану, либо перечислением с расчетного счета.
Краткосрочные банковские ссуды связаны с формированием оборотных средств хозорганов. Действующее законодательство предусматривает предоставление ссуд на покрытие следующих расходов2:
а) под сезонные и другие сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, накопление которых вытекает из планов производства и реализации продукции;
б) на затраты по образованию нормативных запасов товарно-материальных ценностей и на заработную плату у предория-
' По вопросу о правовой природе договора банковской ссуды имеются различные высказывания, обзор и критика которых даны в ряде работ (см., например: Е. А. Ф л е и ш и ц. Кредитные и расчетные правоотношения. Госюриздат, 1956, стр. 213—218). В. П. Коряков (в работе «Юридическая природа кредитно-расчетных правоотношений в СССР». Ученые записки ВЮЗИ, вып. 9, 1960, стр. 51—52) считает, что адресованная банку кредитная заявка хозоргана порождает лишь финансово-правовые, властно-имущественные отношения. Э. Г. Полонский («Советское государство и право», 1966, № 2, стр. 80—81) предлагает иную трактовку заявки. Он считает, что кредитная заявка предприятия, вытекающая из его действительных потребностей, должна рассматриваться как предложение заключить договор .банковской ссуды, для которого установлен специальный порядок заключения, и что выделение кредитного лимита с указанием в нем определенного предприятия порождает субъективное гражданское право этого предприятия требовать заключения договора банковской ссуды на условиях лимитного извещения. Такое мнение представляется более приемлемым и отвечающим современным тенденциям развития экономики.
8 Дается в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г. (СП СССР, 1967, № 10, ст. 56).
316

тий несезонных отраслей промышленности на условиях долевого участия собственных оборотных средств предприятий и банковского кредита;
в) на сезонные затраты, связанные с производством и заготовкой продукции;
г) на расходы, связанные с подготовкой новых производств и освоением новых видов продукции (за исключением расходов, финансируемых из фонда освоения новой техники), а также на затраты по горноподготовительным и вскрышным работам сверх установленных на эти цели нормативов собственных оборотных средств; ' .
д) на затраты по внедрению новой техники и улучшению технологии производства, увеличению производства товаров народного потребления, выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности изделий, а также по улучшению культурно-бытового обслуживания населения;
е) на расчеты с поставщиками продукции под расчетные документы за отгруженные товары и оказанные услуги и на другие потребности, связанные с расчетами;
ж) на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств предприятий и организаций в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
з) на другие цели, вытекающие из хода производства .и реализации продукции.
Кроме перечисленных вводятся новые виды ссуд, которые Госбанк вправе выдавать в одних случаях только промышленным предприятиям (под сверхнормативные производственные запасы, остатки инструмента, "спецприспособлений, под сверхнормативные остатки сырья, материалов и незавершенного производства и другие цели), в других—предприятиям всех отраслей хозяйства (на выплату заработной платы при временном недостатке средств, под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей и др.).

<< Предыдущая

стр. 11
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>