<< Предыдущая

стр. 12
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Ссуды в зависимости от цели выдаются на срок до 30 дней, до 60 дней, до 6 или до 12 месяцев. Хозорганам,-которые не могут своевременно погасить ссуды не по своей вине, предоставляется отсрочка на срок до 30 дней или до 6 месяцев, в зависимости от вида ссуд.
Кредиту на капитальные вложения (в основные фонды) предоставляются Стройбанком и Госбанком государственным, кооперативным, общественным и государственно-кооперативным организациям всех отраслей народного хозяйства: а) на затраты по внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию и улучшению организации производства, б) на затраты по научной организации труда, в) на затраты по расширению и организации производства товаров народного потребления и улучшению их качества, г) на затраты
317

по улучшению бытового обслуживания населения, д) на мероприятия по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности изделий, е) на строительство сооружений, необходимых для осуществления мероприятий по организации платных форм обслуживания населения в местах отдыха трудящихся (устройство аттракционов, спортплощадок и т.п.).
Хозорганам, переведенным на новые условия хозяйствования, Стройбанк предоставляет ссуды на реконструкцию' и расширение действующих и на строительство новых предприятий'./ Поскольку в ходе экономической реформы будет сокращаться сфера применения безвозвратного бюджетного финансирования капитальных вложений, долгосрочный кредит на эти цели займет одно из центральных мест.
Для предприятий, переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, установлены некоторые особенности кредита. Так, кредит на затраты по'внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию производства, а также на затраты по расширению производства товаров народного потребления (при недостаточности средств фонда развития Производства) предоставляется на срок до 6 лет со дня выдачи первой ссуды при условии окупаемости затрат в пределах указанного срока за счет прибыли (экономии) от осуществления кредитуемых мероприятий и 50% суммы налога с оборота от реализации товаров народного потребления 2.
В связи с переводом совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозрасчет ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 13 апреля 1967 г.3 предоставили этим хозяйствам широкую возможность пользоваться банковским долгосрочным и краткосрочным кредитом на различные хозяйственные цели.
Кредитование колхозов осуществляет Госбанк путем предоставления краткосрочных и долгосрочных ссуд на цели, предусмотренные в нормативных актах, при условии, что получение и погашение кредита предусмотрено приходно-расходной сметой колхоза.
Начиная с 1966 г. идет перестройка системы кредитования колхозов. Совет Министров СССР в постановлении от 17 декабря 1965 г. «Об улучшении кредитования колхозов» предусмотрел перевод колхозов в ближайшие годы на прямое банковское кредитование, имея в виду, что кредиты колхозам должны предоставляться на покрытие сезонного недостатка денежных средств в целом по хозяйству, включая денежную часть оплаты
1 СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153.
2 Т а м ж е.
3 СП СССР. 1967, № 10, ст. 55.
318

труда колхозников согласно производственно-финансовому плану, с уточнением хозяйством доходов и расходов на соответствующий квартал.
Впредь до перевода колхозов на прямое банковское кредитование Госбанк обязан: производить ^выдачу денежных авансов колхозам от имени заготовительных организаций в соответствии с договорами контрактации; предоставлять колхозам^ краткосрочные кредиты на покрытие сезонного недостатка в средствах на затраты производства, не покрываемые денежными доходами и авансами, выдаваемыми в соответствии с договорами контрактации, включая денежную часть оплаты труда колхозников на основании принятых расценок, учитывающих экономические возможности каждого хозяйства. Этим же постановлением установлено, что долгосрочные кредиты колхозам предоставляются на основании экономически обоснованных планов капитальных вложений, утвержденных в установленном порядке.
Госбанку предложено предоставлять ссуды колхозам на, покупку крупного рогатого скота улучшенных пород для формирования основного стада и на возмещение затрат по переводу молодняка животных в основное стадо (кредит до 3 лет) с погашением ссуды начиная со второго года, а также на строительство жилых домов, детских учреждений, бань и других построек культурно-бытового назначения (на срок до 15 лет с погашением начиная с пятого года). Введение системы прямого банковского кредитования для колхозов, расширение круга объектов кредитования и проведение ряда других мер будут'способствовать улучшению финансово-хозяйственной деятельности колхозов и обеспечению своевременных расчетов с колхозниками по оплате их труда.
Банковские поощрения и санкции. Законодательство о кредите предоставляет банку возможность при проведении дифференцированного подхода к хозорганам применять как меры поощрения, так и санкции. Применение этих мер зависит от выполнения хозорганами утвержденных им следующих основных показателей: плана реализации продукции (либо плана отгрузки, если такой показатель установлен вместо плана реализации); плана накоплений; сохранности собственных оборотных средств. Учитывается также выполнение утвержденного предприятию плана выпуска продукции в натуральном выражении по основной номенклатуре.
Хорошо работающим предприятиям банк вправе, в частности, выдавать при временных финансовых затруднениях ссуды сроком до 60 дней на потребности, возникающие в ходе производства и реализации, причем выдача ссуд производится без получения от хозорганов сведений о наличии обеспечения и не ограничивается лимитом кредитования. Ссуды выдаются незави-
319-

симо от наличия у хозоргана просроченной задолженности банку. Также выдаются ссуды для выплаты заработной платы сроком до 30 дней независимо от наличия у хозоргана^ просроченной задолженности по ссудам банка. Таким образом хорошо работающие предприятия ставятся в льготное положение.
Для предприятий и хозяйственных организаций, не выполняющих все или некоторые плановые задания и не принимающих мер к улучшению работы, банк может вводить особый режим кредитования (через 30 дней после предупреждения руководителя хозоргана): ,
а) повышать на 20% ставки за пользование кредитом;
б) ссуды на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств- выдавать под гарантию вышестоящей организации;
в) прекращать предоставление отдельных видов кредита, кроме кредита для расчетов со сдатчиками сельскохозяйственной продукции и с внешнеторговыми организациями;
г) ограничивать предоставление кредита предприятиям, кредитующимся по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату, размером изъятой суммы собственных оборотных средств,
Если хозорган, переведенный на особый режим кредитования, по истечении шести месяцев со дня перевода не улучшает свою работу, банк вправе к нему применить дополнительно следующие меры экономического воздействия:
а) полностью прекратить кредитование (за некоторыми исключениями);
б)'предъявить ранее выданные ссуды к досрочному взысканию; -
в) направить непосредственно на погашение задолженности по ссудам банка, обеспеченным залогом товарно-материальных ценностей, выручку от реализации этих ценностей.
§ 7. БАНКОВСКИЕ ССУДЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ГРАЖДАНАМ
Общие положения. Банковские ссуды гражданам выдаются Госбанком или Стройбанком и имеют строго целевое назначение: они предоставляются главным образом на строительство, а иногда на ремонт индивидуальных жилых домов либо на приобретение коров и телок.
Порядок выдачи и погашения ссуд определяется законодательством Союза ССР (ст. 86 Основ, ст. 394 ГК). Отношения по банковскому кредиту гражданам/урегулированы в настоящее время постановлениями Совета Министров СССР и изданными в их развитие правилами и инструкциями Госбанка СССР, Стройбанка СССР и Министерства финансов СССР,

Основные правила предоставления банковских ссуд гражданам сводятся к следующему. Ссуды на строительство или ремонт жилого дома в'городах выдаются Стройбанком, а все другие ссуды—Госбанком. В качестве получателей банковских ссуд могут выступать рабочие, служащие, демобилизованные офицеры, генералы и адмиралы, колхозники, учителя и др.
Размер ссуды и срок, на который она выдается, зависят от того, к какой категории относится ссудополучатель (рабочий, служащий, колхозник и пр.), а также где выдается ссуда (город, сельская местность). Например,-ссуды на строительство жилого дома выдаются гражданам в размере 700 руб. сроком на 7 лет, а учителям—1000 руб. сроком на 10 лет; колхозникам от 700 до 1500 руб. сроком на 7 лет1, а в связи с переселением граждан с хуторов в колхозные и совхозные селения на территории Латвии, Эстонии и Литвы — в сумме до 3500 руб. на срок до 15 лет2. На обзаведение коровами—до 300 руб. и телками— до 150 руб. на срок до 5 лет3.
Возвратный характер ссуд. Ссуды погашаются в указанные в законе сроки. Так, например, колхозники погашают полученную ссуду после окончания строительства дома ежеквартально (равными частями по месяцам) в течение срока, на который выдана ссуда; кредит на приобретение коровы погашается начиная со второго года, а телки — с третьего года после получения ссуды. Иногда часть выданной ссуды относится на счет госбюджета. Так, лица, получающие ссуду в связи с переселением с хуторов в колхозные и совхозные селения на территории Латвии, Литвы и Эстонии, погашают только 65% ссуды, а 35% относятся на счет госбюджета.
Возмездность ссуд. На сумму кредита начисляются проценты, а при просрочке размер процента увеличивается. Выданная ссуда обеспечивается залогом возведенного (возводимого) строения. Застройщик обязан вкладывать в строительство наряду с заемными собственные средства, размер которых должен составлять, как правило, не менее 50% стоимости строительства.
Расходование ссуды не по назначению либо просрочка в ее погашении дает банку право применять предусмотренные санкции (взыскать задолженность в судебном порядке с обращением взыскания на дом и другие меры).
Оформление ссуды. Работники учреждений получают ссуды непосредственно в банке (учреждения подают в банк надлежащим образом оформленные ходатайства для получения целевого кредита). В остальных случаях ссуды выдаются через хозорга-ны (заводы, фабрики, совхозы, колхозы и др.). Отношения банка
321
" СП СССР, 1965, № 3, ст. 17. я СП СССР, 1966, №. 2, ст. 12. ' СП СССР, 1965,№ 1, ст. 6.
11 ПУр, Красавчикова

с гражданином, получившим ссуду (непосредственно от банка либо через хозорган), строятся как договорные и оформляются письменным обязательством, которое гражданин передает банку.
§ 8. ДЕНЕЖНЫЕ ВКЛАДЫ ГРАЖДАН В КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
\
Общие положения. В сферу кредитных и расчетных отношений включаются вклады граждан в кредитные учреждения. Вклады принимают сберегательные кассы, учреждения Госбанка и Внешторгбанка.
Основная масса вкладов находится в сберегательных кассах, которые имеют своей уставной целью предоставлять населению возможность надежного хранения свободных денежных средств, содействовать накоплению денежных сбережений и использованию их в интересах развития народного хозяйства СССР. Помимо хранения вкладов сберкассы и иные кредитные учреждения совершают для граждан и другие операции: по их поручениям производят с вкладов безналичные платежи, переводят вклады в другие учреждения и пр. Государство гарантирует тайну вкладов, их сохранность и выдачу по первому требованию вкладчика. Правовое положение вкладов определяется ст. 87 Основ (ст. 395 ГК), уставами кредитных учреждений и правилами Министерства финансов СССР.
Договор денежного вклада в кредитном учреждении является самостоятельной юридической формой отношений вкладчика с кредитным учреждением '. Этот договор реальный (считается заключенным в момент внесения вклада), односторонний, (права принадлежат только вкладчику, а кредитное учреждение несет обязанности) и возмездный (на сумму вклада начисляются проценты—2% годовых по обычному вкладу и 3%—по срочному;
по выигрышным вкладам выплачивается сумма выигрыша). Минимальная сумма вклада—50 коп.
Вклад оформляется именной сберегательной книжкой (по вкладам до востребования—также и предъявительской).
' В литературе имеются и другие высказывания. Так, О. С. Иоффе утверждает, что «...юридически вкладная операция есть договор займа, хотя и включающий в себя некоторые элементы договора хранения» («Советское гражданское право». Отдельные виды обязательств. Изд-во ЛГУ, 1961, стр. 367). Е. ,А. Флейшиц («Кредитные и расчетные правоотношения». Гос-юриздат, 1956, стр. 266) считает вклад в сберкассу особым видом договора займа. Э. Г. Полонский и В. А. Плинер (см.: «Советское государство и право», 1962, № 6, стр. 75) денежный вклад относят к договору хранения, а вкладчика признают собственником денежных средств вклада.
322

Вкладчиком может быть любое лицо (в том числе и иностранец). Несовершеннолетние и малолетние вправе вносить вклады (кроме вклада на текущий счет) и самостоятельно распоряжаться ими. Вкладчик, свободно распоряжаясь вкладом, вправе в любое время получить лично или через представителя полностью или частично вклад либо пополнить вклад, перевести его в другое кредитное учреждение, поручить кредитному учреждению совершить безналичный расчет, получать по вкладу доход в виде процентов или выигрышей, распорядиться вкладом на случай своей смерти (ст. 561 ГК).
Виды вкладов. Действующее законодательство предусматривает вклады:
а) до востребования. Это наиболее распространенный вид вклада. По нему вкладчик в любое время может полностью или в части получить вклад, пополнить его. Вклады до востребования могут быть именными, а в сберкассах также и предъявительскими;
б) срочные. Они открываются на срок "не менее 6 месяцев. По срочным вкладам начисляется 3% годовых. Если до истечения 6 месяцев вкладчик распорядится вкладом, по нему будут начислены обычные 2% годовых;
в) условные. Условным признается вклад, внесенный на имя другого лица, которое и становится вкладчиком, но может распоряжаться вкладом лишь при наступлении обстоятельства, указанного при внесении вклада;
г) на текущие счета. Это разновидность вклада до востребования, однако распоряжение вкладом происходит путем выдачи чеков (именных или предъявительских). Для этого вкладчик получает расчетную и чековую книжки;
д) выигрышные. Доходы по ним выплачиваются в виде выигрышей, тиражи которых проводятся дважды в год.
Обращение взыскания на вклады и их конфискация могут иметь место лишь в случаях, предусмотренных ч. IV ст. 87 Основ (ч. IV ст. 395 ГК).
Взыскание на вклад может быть обращено, во-первых, на основании приговора или решения суда, которым был удовлетворен иск, вытекающий из уголовного дела (хищение, причинение вреда и пр.); во-вторых, на основании решения суда по иску о взыскании алиментов, но при условии, что у вкладчика нет заработка или иного имущества, на которое можно обратить взыскание; в-третьих, на основании решения суда о разделе вклада, являющегося совместным имуществом супругов. Конфискация вкладов допускается только на основании вступившего в законную силу приговора либо вынесенного в соответствии с законом постановления о конфискации имущества.

ГЛАВА СОРОК ПЕРВАЯ ДОГОВОР ПОРУЧЕНИЯ
§ 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПОРУЧЕНИЯ
Общие положения. Договор поручения— это соглашение, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершать от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст. 396 ГК). Иными словами, в силу договора поручения одно лицо обязуется быть представителем другого. Поверенный совершает действия от имени доверителя, поэтому по сделкам, совершенным поверенным с третьим лицом, приобретает права и несет обязанности доверитель. Договору поручения в ГК посвящена специальная глава (ст. 396— 403). Этот договор тесно связан с представительством, являясь одним из правовых оснований установления отношений по представительству. Договор поручения регулирует внутренние отношения представительства, а именно—отношения представителя (поверенного) и представляемого (доверителя), не затрагивая отношений последнего с третьими лицами'. На договор поручения распространяются общие правила о представительстве, в частности, поверенный не вправе совершать сделки от имени доверителя ни в отношении себя лично, ни в отношении лица, представителем которого он одновременно является (ст. 62 ГК).
Договор поручения предполагает не только имущественные, но и лично-доверительные отношения сторон.'Личное доверие, личные качества имеют существенное значение при заключении и исполнении этого договора, что находит свое отражение в законе (например, при определении оснований прекращения договора: договор поручения может быть прекращен в любое "время, составляя в этом отношении исключение из'общего правила).
Договор поручения является консенсуальным договором и предполагается безвозмездным. Но он может быть и возмезд-ным, если уплата вознаграждения прямо предусмотрена законом или договором. Договор поручения следует считать двусторонним договором. Наличие обязанностей у поверенного очевидно. Что касается доверителя, то и в безвозмездном договоре,
1 См. подробнее т. 1 гл. 9 настоящего учебника.^
324

когда на нем не лежит обязанность уплаты вознаграждения, он несет обязанности: обеспечить поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения, и др. (ст. 400 ГК).
-Сфера применения и значение договора поручения. Этот договор находит применение как в отношениях граждан между собой и с социалистическими организациями, так и в отношениях социалистических организаций.
Во многих случаях, когда лицо само не может совершить необходимые юридические действия в связи с удаленностью места их совершения, болезнью и т. п., оно дает поручение другому. Довольно распространено получение гражданами по доверенностям родственников и знакомых выданных на основе договора поручения почтовых посылок, переводов и т. п., адресованных доверителям.
Договор поручения находит применение также при использовании услуг специалистов в тех или других областях знаний. Например, заключение договора поручения с юридической консультацией коллегии адвокатов обеспечивает квалифицированную защиту от имени и в интересах представляемого лица (доверителя) в суде или ином органе.
Широко используют договор поручения социалистические организации—райпотребсоюзы, колхозы и иные, поручая другим организациям произвести закупку или реализовать товары в отдаленных районах и т. п.
Договор поручения нашел применение во взаимоотношениях между жилищно-строительными^ кооперативами и отделами капитального строительства исполкомов. По этому договору ЖСК поручают указанным отделам выполнять функции заказчика при строительстве домов кооператива подрядными строительными организациями '. Следовательно, жилищно-строительный кооператив в этом договоре выступает в качестве доверителя, а ОКС в качестве поверенного, совершающего от имени и за счет доверителя порученные ему юридические действия, связанные с организацией строительства домов. Отдел капитального строительства, в частности, заключает договоры подряда на строительство.
Как следует из содержания ст. 64 ГК, социалистические организации могут в качестве поверенного совершать сделки, которые не противоречат их уставу или общему положению об организациях данного вида.
Форма договора поручения должна соответствовать .общим требованиям в отношении формы сделок (ст. 42—47 ГК), поскольку специальные нормы относительно формы договора
' См.: Примерный устав жиЛищно-строительного кооператива (СП РСФСР, 1965, № 23, ст. 144).
325

поручения отсутствуют. Например, сделки граждан между собой на сумму свыше 100 руб., за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении, должны совершаться в письменной форме. Однако для определения формы договора поручения имеет значение не только сумма вознаграждения поверенного (поскольку, например, при безвозмездности договора таковая вообще отсутствует). Следует учитывать цену сделки, которую поверенный должен совершить (сумму сделки купли-продажи дома и т. п.). С учетом этой суммы и должен решаться вопрос о форме договора поручения.
Предмет договора поручения составляют определенные юридические действия. Действия, возлагаемые на поверенного, должны быть правомерными. Совершение юридических действий поверенным (например, заключение договора купли-продажи, принятие исполнения по договору и др.) может сопровождаться какими-либо фактическими действиями: осмотром приобретаемого домовладения, поездкой к должнику и др. Но фактические действия являются только сопутствующим моментом. Они не меняют существа договора поручения, основной целью которого является совершение юридических действий.
По предмету разграничиваются договор поручения и договор подряда. Предметом последнего являются не юридические действия, а выполнение работ по строительству, ремонту и т. п. Следует также отметить, что в договоре поручения действия должны совершаться от имени доверителя.
Договор поручения является гражданско-правовым договором. Но он может иметь некоторое сходство с трудовым договором, на основе которого на работников также могут возлагаться представительские функции. Однако трудовой договор предполагает такие связи представителя с соответствующей организацией, как включение в трудовой коллектив, подчинение трудовой дисциплине. По договору же поручения поверенный не включается в состав коллектива организации-доверителя, на него не распространяется режим трудовой дисциплины, установленный в этой организации.
Договор поручения и доверенность. Договор поручения является основанием установления правоотношения между доверителем и поверенным. Для осуществления поручения поверенный должен совершить определенные юридические действия при участии третьих лиц. Объем полномочий поверенного при исполнении поручения обычно определяется доверенностью, выдаваемой доверител&м. Доверенность выдается поверенному на основании договора поручения и имеет значение для третьих лиц, поскольку она свидетельствует о представительстве и объеме полномочий поверенного. По содержанию доверенность может не охватывать все обусловленные в договоре поручения действия, тем более, она обычно не содержит изложения всех указа-
326

ний доверителя поверенному, которые могут носить технический характер. Кроме того, доверенность может быть выдана и на основании других договоров, например трудового договора.
§ 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
Обязанности поверенного. Поверенный обязан прежде всего совершить действия, которые поручены ему доверителем. Действия эти могут быть однократными (получение зарплаты за доверителя), но могут быть разнообразными и совершаться неоднократно (управление поверенным домом, принадлежащим доверителю, предполагает внесение поверенным от имени и за счет доверителя страховых и иных платежей, получение -квартплаты от нанимателей, если таковые проживают в доме, организацию ремонта и т. п.).
Поверенный обязан исполнить поручение в соответствии с указаниями доверителя. Невыполнение указаний доверителя является нарушением договора. Однако если договор поручения имеет своим предметом совершение ряда юридических действий на основе самых общих указаний доверителя, то поверенный должен поступать как это ему представляется наиболее соответствующим интересам доверителя. Следовательно, поверенный, руководствуясь законом и договором, обязан проявлять при исполнении поручения обычную заботу и умение (ст. 168 ГК). Предъявляемые к исполнению требования не снижаются и при безвозмездности договора. Поверенный, проявивший виновную небрежность, повлекшую убытки, должен возместить их доверителю.
Поверенный вправе отступить от указаний доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя, при наличии одного из следующих условий: а) поверенный не мог предварительно запросить доверителя (прервана связь, наличие чрезвычайных обстоятельств и т. п.), б) поверенный, не получил своевременно от доверителя ответа на свой запрос. Но, поступив при таких обстоятельствах по своему усмотрению, поверенный обязан известить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным (ст. 397 ГК). Например, колхоз поручил поверенному Сычеву продать продукты. Установив, что продажная цена на рынке ниже установленной колхозом, и стремясь не допустить порчи, поверенный после составления акта переоценки и направления извещения колхозу продал продукты'.
' См.: «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», 1962, № 3, стр. 6.
327

Поверенный обязан исполнить поручение лично. Он не вправе передавать исполнение поручения другому лицу — заместителю, если такое право не было ему предоставлено. В этом правиле ст. 398 ГК находит отражение лично-доверительный характер договора поручения.
Лишь в двух случаях, предусмотренных ст. 68 ГК, допускается передоверие: а) поверенный может перепоручить свои функции заместителю, если он уполномочен на это доверенностью, б) вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов доверителя (например, болезнь поверенного и т. п.). В этих случаях поверенный отвечает лишь за выбор заместителя, т. е. за соответствие его деловых качеств характеру поручения. Поверенный должен известить доверителя о передаче полномочий и сообщить ему необходимые сведения о заместителе. Доверитель вправе отвести заместителя, избранного поверенным.
Если передача исполнения поручения заместителю произведена правомерно, то в последующем правовые отношения возникают непосредственно между доверителем и заместителем - поверенного. При этом действия заместителя также обязывают доверителя, как если бы они были совершены самим поверенным.
Передоверие—передача поверенным исполнения поручения заместителю не означает прекращения договора поручения. Если поверенный не отказался от поручения, он остается обязанным по договору и как только отпадут препятствия, мешавшие личному исполнению поручения, должен продолжать исполнение, устранив ставшего ненужным заместителя.
Поверенный обязан сообщать все сведения о ходе исполнения поручения. Текущие сведения о ходе исполнения поручения сообщаются доверителю по его требованию (ст. 399 ГК). Когда исполнение поручения окончено, поверенный должен представить доверителю отчет с приложением оправдательных документов (квитанций об уплате сборов и т. п.), если это требуется по характеру поручения. Наконец, согласно той же ст. 399 ГК поверенный должен передать доверителю и все полученное в связи с исполнением поручения (заключенные договоры, полученные платежи и т. п.).
Обязанности доверителя. Доверитель обязан принять от поверенного все исполненное последним в соответствии с договором (ст. 400 ГК). Наряду с этим на доверителе могут лежать и другие обязанности. Однако ст. 400 ГК, предусматривающая эти обязанности, является диспозитивной и, следовательно, иное может быть предусмотрено в договоре. Выполнение поручения может быть связано с производством расходов (получение поверенным бандероли, прибывшей с наложенным платежом, и т. п.). В этих случаях доверитель обязан обеспечить поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения (ст. 400 ГК).
328

Доверитель обязан возместить произведенные поверенным для исполнения поручения расходы (ст. 400 ГК). Поверенный совершает юридические действия не только от имени, но и за счет доверителя. Обязанность возмещения поверенному понесенных издержек лежит на доверителе как в случаях, когда поверенный не был обеспечен предварительно средствами, так и в случаях, когда выданный аванс не покрывает произведенных расходов. Наконец, доверитель обязан после исполнения поручения уплатить поверенному вознаграждение, если таковое причитается (ст. 400 ГК).
§ 3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
Договор поручения подчиняется общим правилам относительно прекращения обязательств (ст. 228—236 ГК). Например, договор поручения прекращается исполнением, произведенным надлежащим образом. Но особенности договора поручения обусловили установление и специальных правил применительно к этому договору (ст. 401 ГК).
Одним из специальных оснований прекращения этого договора является изменение воли доверителя или поверенного. В договоре поручения важное значение имеет элемент взаимного личного доверия. Поэтому каждая из сторон вправе прекратить поручение односторонним заявлением во всякое время. Правило ст. 401 ГК носит императивный характер; соглашение об отказе от этих прав недействительно. Однако если поверенный отказался от договора при условиях, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы, поверенный обязан возместить убытки, возникшие в связи с прекращением поручения.
Смерть доверителя, как и -смерть поверенного, прекращает договор поручения. Но в случае смерти поверенного его наследники обязаны известить об этом доверителя и принять меры, необходимые для охраны имущества доверителя (ст. 401,403 ГК.)
Признание гражданина, участвующего в договоре, недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим также влечет прекращение договора поручения. В этих случаях как доверитель, так и поверенный оказываются неспособными продолжать порожденные поручением отношения. Сделка, совершенная поверенным, объявленным, например, ограниченно дееспособным, признается судом недействительной со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
Если договор поручения прекращен доверителем до исполнения поручения полностью, он обязан возместить поверенному все понесенные им расходы, а также уплатить вознаграждение соразмерно выполненной работе, если это вознаграждение ему причиталось (ст. 402 ГК).

ГЛАВА СОРОК ВТОРАЯ ДОГОВОР КОМИССИИ
§ 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРА КОМИССИИ
Понятие договора комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой сторона (комитента) за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько сделок от своего имени (ст. 404 Г К). Из приведенного определения договора комиссии видно, что комиссионер принимает на себя обязанность выполнить поручение комитента, связанное с заключением сделки. Договор комиссии представляет собой одну из разновидностей договора об оказании услуг в гражданском обороте.
Комиссионная деятельность как во внутреннем обороте, так и во внешнеторговых отношениях во многих случаях оказывается весьма полезной и экономически выгодной, поскольку дает возможность субъектам гражданского права совершать сделки и добиваться хозяйственного результата, используя услуги комиссионера.
Специфика договора комиссии проявляется в особенностях правового положения комиссионера. Взяв на себя поручение, комиссионер становится участником правоотношения с комитентом. Поскольку смысл поручения комитента заключается в совершении одной или нескольких сделок для комитента, комиссионер обязан вступить в правоотношение с третьим лицом. Таким образом, комиссионер становится участником двух правоотношений: внутреннего (с комитентом) и внешнего (с третьим лицом), причем возникновение внешнего правоотношения юридически предопределено первым. Договор комиссии для того и заключается, чтобы возникло второе, внешнее правоотношение.
Выполняя поручение комитента, комиссионер заключает одну или несколько сделок с третьим лицом. При этом он действует от своего имени. Это значит, что не комитент, а комиссионер выступает стороной в возникшем (внешнем) обязательстве с третьим лицом и у него возникают права и обязанности по
330

сделке с третьим лицом. Между комитентом и третьим лицом правовых связей не возникает.
Источники правового института. Отношения комиссии подробно урегулированы в ГК (гл. 36, ст. 404—421).
Наряду с ГК среди источников данного института могут быть названы также акты, в которых определены особенности отдельных видов, комиссионных договоров. К таким актам следует отнести, например, Правила о порядке приема и продажи комиссионными магазинами вещей, утверждаемые министерствами торговли союзных республик (ст. 404 ГК РСФСР, ст. 395 ГК УССР и др.). По вопросам комиссионной продажи сельхозпродуктов следует назвать постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 12 октября 1953 г. «О мерах дальнейшего развития советской торговли», которым была введена комиссионная торговля сельхозпродуктами. Большое значение имеют также постановления Центросоюза СССР, дополняющие правила кодексов. В регулировании комиссионных отношений гражданские кодексы наряду с установлением единых для этого вида отношений правил (общее определение договора комиссии, общее правило о праве собственности комитента и т. д.) сформулировали правовые особенности отдельных разновидностей этого договора. Так, например, применительно к комиссионной продаже сельхозпродуктов дано специальное определение договора, указан круг субъектов правоотношения, перечислены объекты и др. Сформулированы также особенности договора комиссии на реализацию вещей, сдаваемых гражданами на комиссию.
Правовая характеристика договора комиссии. Согласно определению, данному в ст. 404 ГК, договор комиссии во всех его разновидностях является консенсуальным, возмездным и двусторонним. По общему правилу, правовая цель договора признается достигнутой, а поручение выполненным, если комиссионер совершил одну или несколько сделок, порученных ему комитентом. И лишь в тех договорах, где комиссионер принимает на себя дополнительную обязанность в виде ручательства (делькредере) перед комитентом за исполнение третьим лицом заключенной сделки, правовой результат следует считать достигнутым лишь по исполнении сделки (ст. 411 ГК).
Отличие договора комиссии от договора поручения. Отношения, которые складываются между доверителем и поверенным в договоре поручения и комитентом и комиссионером в договоре комиссии, имеют много общего. Как поверенный, так и комиссионер принимают на себя обязанность совершить одну или несколько сделок, вследствие чего и в том и в другом случае возникают два круга отношений — внутренние и внешние; эти сделки совершаются ими не для себя, а для других лиц и за их счет.
В то же время договоры поручения и комиссии являются самостоятельными договорами. Основное различие их связано с
331

правовым положением поверенного и комиссионера в отношениях с третьими лицами. Поверенный, выполняя данное ему поручение, совершает сделку для доверителя и от его -имени. Третье лицо, заключающее сделку с поверенным, должно знать, что стороной в возникающем правоотношении будет не поверенный, а доверитель, и обязано поэтому проверить объем данных поверенному полномочий.
Комиссионер также выполняет поручение, связанное с за-- ключением, сделок, но перед третьим лицом он выступает самостоятельно, от своего имени. Поэтому предъявлять третьему лицу какой-либо документ, подтверждающий характер и объем соответствующего поручения, у комиссионера нет необходимости. Перед третьим лицом комиссионер несет ответственность в рамках заключенной сделки независимо от того, соответствует эта сделка данному поручению или нет.
Помимо указанного основного различия договор комиссии отличается от договора поручения и по другим, дополнительным 'признакам. Деятельность комиссионера по выполнению поручения должна быть оплачена комитентом, что составляет существенный признак договора, закрепленный в его определении (ст. 404 ГК). Договор поручений также может быть возмезд-ным, но лишь в тех случаях, когда вознаграждение предусмотрено законом или договором (ч. II ст. 369 ГК).
Следует отметить также, что закон предусмотрел более широкий круг деятельности поверенного, чем комиссионера. Если комиссионер может принять на себя поручение, связанное только с совершением сделок, то поверенный, как об этом записано в ст. 396 ГК, вправе совершать для доверителя не только сделки, но и иные юридические действия, не запрещенные законом (например, выступление поверенного в суде, арбитраже, третейском суде, представительство в государственном учреждении в интересах представляемого и пр.).
Сфера применения договора комиссии и его значение. Комиссионные отношения наибольшее распространение имеют в области торговли. Сюда относится деятельность специализированных комиссионных магазинов, принимающих от граждан для комиссионной продажи в порядке розничной торговли предметы широкого потребления и домашнего обихода. Комиссионные магазины входят как в систему Министерства торговли, так и в систему потребительской кооперации. - Деятельность магазинов имеет своим назначением предоставление услуг гражданам в продаже их вещей. С 1961 г. магазины государственной торговли продают на комиссионных началах легковые автомобили, принадлежащие гражданам на праве личной собственности.
Широкое распространение комиссионный договор получил в области реализации излишков сельскохозяйственной продукции
332

колхозов. Комиссионные отношения возникают и в других случаях. Так, например, издания, выпущенные издательствами сверх согласованных с книготоргами тиражей, принимаются книготоргами от издательств для реализации на комиссионных началах'. Иногда оптовые организации системы Министерства торговли принимают от местных торгующих организаций излишние товары для продажи на комиссионных началах другим торгующим организациям.
Проведение в жизнь решений, предусмотренных сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС в˜области народного хозяйства, сопровождается не только усилением роли гражданско-правовых договоров, но и расширением сферы их применения. Так, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» разрешено предприятиям, прекратившим выпуск изделий, не. пользующихся спросом у потребителей, передавать накопившиеся остатки этих изделий торговым и снабженческо-сбытовым организациям для реализации на комиссионных началах2.
В отношениях между гражданами договор комиссии может преследовать лишь цель оказания разовых бытовых услуг.
Занятие гражданами комиссионной деятельностью в виде промысла с целью получения нетрудовых доходов противоречит требованиям ст. 5 ГК и должно признаваться незаконным.
Комиссионные отношения возникают также и в сфере внешней торговли. Государственные и кооперативные организации, имеющие право самостоятельного выхода на внешний рынок, выполняют в ряде случаев комиссионные поручения организаций, которым такого права не предоставлено.
Виды договора комиссии. Сказанное о сфере .применения комиссионных отношений дает возможность определить следующие основные разновидности договора комиссии: а) договор комиссии на продажу вещей в порядке розничной торговли, б) договор комиссии на продажу сельскохозяйственных продуктов, в) договор комиссии на реализацию излишних и не используемых предприятиями машин, оборудования, запасных частей и других материальных ценностей, г) договор комиссии во внешней торговле.
' «О мерах по улучшению распространения книг». Постановление Совета Министров СССР от 1 апреля 1959 г. (СП СССР, 1959, № 7, ст. 43). Постановлением Совета Министров СССР «О распространении газет, журналов, книг и Других печатных изданий предприятиями связи» от 15 августа 1967 г. предусмотрено, что издания, в том числе подписные, выпущенные в свет с нарушением сроков, принимаются предприятиями связи в продажу на комиссионных условиях (СП СССР, 1967, № 21, ст. 150).
' СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153.
333

§ 2. ПРЕДМЕТ И ФОРМА ДОГОВОРА КОМИССИИ
Предмет договора комиссии — это одна или несколько сделок, которые должен совершить комиссионер для комитента (ст. 404 ГК). ГК не указывает круг сделок, которые могут составлять предмет договора комиссии. Поэтому любая сделка (купля-продажа, мена, подряд и др.) может быть предметом комиссионной деятельности при условии, что она отвечает требованиям гражданского законодательства. Говоря о юридических лицах, надо иметь в виду специальную правосубъектность, которая и определяет возможность участия их в комиссионных отношениях в качестве как комиссионера, так и комитента. В большинстве случаев предметом договора комиссии является совершение сделок купли-продажи. Иногда таким предметом может быть совершение иных сделок (например, страхование грузов).
Продаваемую или покупаемую комиссионером вещь нельзя считать предметом соглашения комитента и комиссионера. Вещь будет предметом той сделки, которую заключит комиссионер с третьим лицом.
Форма договора комиссии. В качестве общего правила ст. 405 ГК установила для договора комиссии письменную форму, несоблюдение которой влечет за собой последствия, указанные в ст. 46 ГК.
Требование ст. 405 ГК в регулировании отдельных видов договоров находит определенную конкретизацию. Так, договор комиссии на продажу сельхозпродуктов может заключаться путем выдачи колхозу организацией потребительской кооперации, принявшей продукцию на комиссию, накладной с указанием в ней видов продуктов, даты их приема и некоторых других данных (ч. II ст. 405 ГК). Договор комиссии на продажу вещей при розничной торговле оформляется выдачей гражданину комиссионным магазином квитанции и подписанием комитентом товарного ярлыка, прикрепляемого к вещи '.
§ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА
Общие положения. На основе заключенного договора комиссии у комитента и комиссионера возникает ряд прав и обязанностей, которые носят общий для всех разновидностей договора характер.
' См. п. 8 Правил торговли в промтоварных комиссионных магазинах. Утверждены приказом Министра торговли РСФСР от 4 июня 1959 г. «Нормативные материалы», стр. 524.
334

Основная обязанность комиссионера заключается в исполнении данного ему поручения совершить одну или несколько сделок для комитента. При этом принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на условиях, наиболее выгодных для комитента (ст. 408 ГК). Поскольку комиссионер действует в интересах комитента, вся выгода, полученная от заключения сделки на условиях более выгодных, чем были указаны комитентом, поступает комитенту (ст. 408 ГК).
Под выгодой понимается весь экономический эффект, который получает комитент в результате действий комиссионера.
Продажная цена в договоре комиссии определяется соглашением''сторон, причем по вещам она не должна превышать государственные розничные цены (ст. 410 ГК), а по сельхозпродуктам — не должна носить спекулятивный характер. Практически повышения цен комиссионером против согласованных быть не может. Речь может идти лишь о последствиях занижения продажной цены. Интересы комитента обеспечиваются правилом ст. 409 ГК: комиссионер, продавший имущество по цене, ниже назначенной ему комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что не было возможности продать имущество по назначенной цене, а продажа по низшей цене предупредила еще большие убытки. Если комиссионер купит имущество по более высокой цене, чем было обусловлено, комитент вправе отказаться от покупки, заявив об этом немедленно по получении извещения о заключении комиссионером сделки (ч. III ст. 409 ГК).
По общему правилу, комиссионер не вправе отказаться от исполнения взятого поручения (ст. 419 ГК). Отказ от исполнения допускается лишь в трех случаях: а) если это предусмотрено договором, б) при невозможности исполнения поручения и в) если комитент нарушает условия соглашения. В своем отказе комиссионер должен письменно известить комитента. При этом договор комиссии продолжает действовать еще в течение двух недель со дня получения комитентом уведомления об отказе.
Обязанность комиссионера по реализации заключенной сделки. По этой сделке комиссионер должен исполнить все обязанности перед третьим лицом и осуществить все права (ст. 411 ГК). В частности, комиссионер обязан передать третьему лицу проданную вещь и получить покупную цену либо получить купленную вещь и оплатить ее стоимость и т. п. Особенность комиссионного договора состоит в том, что комиссионер, будучи сам обязанным исполнить заключенную сделку с третьим лицом и отвечая за невыполнение этой обязанности, не несет ответственности перед комитентом за исполнение сделки третьим лицом. Комиссионер лишь должен без промедления сообщить комитенту о неисполнении сделки третьим лицом, а также собрать и обеспечить необходимые доказательства.
835

Ответственность комиссионера наступает только в том случае, если он взял на себя дополнительно ручательство (делькредере) за исполнение сделки третьим лицом.
Обязанность комиссионера по обеспечению сохранности имущества комитента.'Комиссионер несет ответственность за утрату, порчу и недостачу находящегося у него имущества, если не докажет, что они произошли не по его вине.
Принимая имущество от третьего лица во исполнение заключенной сделки либо -от комитента для передачи третьему лицу, комиссионер обязан произвести необходимый осмотр этого имущества (ст. 412 ГК) и при обнаружении повреждений, недостачи и т. п. принять меры к охране прав комитента, собрать соответствующие доказательства и обо всем немедленно сообщить комитенту.
В случаях, предусмотренных законом, либо по специальному указанию комитента комиссионер обязан также застраховать находящееся у него имущество.
Информационная обязанность комиссионера. Исполнив поручение, комиссионер должен представить комитенту отчет (ст. 413 ГК), в котором указать о всех совершенных действиях, произведенных расходах, нереализованных правах в отношении третьего лица и т. п. Если в течение трех месяцев со дня получения отчета комитент не даст возражений, отчет считается принятым.
Обязанность комитента принять от комиссионера все, что было исполнено по поручению. 1. Комитент не вправе отказаться от заключенной сделки, если даже комиссионер купил имущество по цене, выше назначенной комитентом, но сообщил комитенту, что принимает разницу в цене на свой счет (ч. IV ст. 409 - ГК). 2. Приобретенное комиссионером имущество комитент должен осмотреть и о всех имеющихся недостатках немедленно известить комиссионера. 3. Поскольку комиссионер совершает сделки для комитента, последний обязан освободить его от всех обязательств, которые возникли по сделке с третьим лицом (ст. 414 ГК). В стадии исполнения заключенной комиссионером сделки ст. 414 ГК предусматривает преемство прав и обязанностей комиссионера комитентом в отношении третьего лица.
Обязанность комитента уплатить комиссионеру вознаграждение. Размер вознаграждения, как правило, заранее определен в нормативном порядке и является обязательным для обеих сторон. В отношениях между гражданами размер вознаграждения определяется по соглашению.
Закон запрещает во всех случаях (кроме отношений по внешней торговле) определять комиссионное вознаграждение в виде разницы или части разницы между назначенной комитентом ценой и той более выгодной ценой, по которой комиссионер совершит сделку (ст. 415 ГК).
336

Ставки комиссионного вознаграждения должны обеспечивать покрытие затрат комиссионера, а также служить источником прибыли, т. е. обеспечивать хозрасчет. Во всяком случае они не могут быть выше утвержденных, а могут лишь снижаться, как это рекомендовано, например, при комиссионной продаже сельхозпродуктов.
Сверх комиссионного вознаграждения комитент обязан возместить комиссионеру расходы по исполнению поручения, а также вознаграждение за делькредере. Возможные отступления от этого правила даны в ст. 416 ГК.
Если комитент отменит поручение полностью или в части до заключения комиссионером сделок, он признается обязанным уплатить комиссионное вознаграждение за уже совершенные сделки, а также возместить имевшие место до отмены поручения расходы (ст. 421 ГК). Комиссионеру предоставлено право удержать причитающиеся ему платежи из всех сумм, поступивших к нему для комитента.
§ 4. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КОМИССИИ НА ПРОДАЖУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ
колхозов
Общие положения. Продажа сельхозпродуктов на комиссионных началах была введена постановлением Совета Министров СССР и- ЦК КПСС от 12 октября 1953 г. «О мерах дальнейшего развития советской торговли». Комиссионная продажа оказалась удачно найденной формой сбыта излишков колхозной продукции. Она имеет значительный удельный вес и благоприятные перспективы для дальнейшего развития. Практика внесла новее в комиссионные отношения на продажу сельскохозяйственных продуктов колхозов: организации потребительской кооперации стали принимать продукцию от колхозов для переработки и продажи продукции в переработанном виде. В этом случае между колхозом и .организацией потребительской кооперации возникает сложный комплекс отношений, в которых появляются элементы подряда (переработка продукции). Наличие элементов подряда не меняет основную юридическую цель возникающих правоотношений между колхозом и организацией потребкооперации: между ними заключается один договор комиссии, составной частью которого является также обязательство переработки продукции.
Определение договора. По договору комиссии на продажу сельскохозяйственных продуктов колхоз (комитент) поручает организации потребительской коопераций (комиссионеру) продать излишки сельскохозяйственных продуктов, оставшиеся после выполнения колхозом обязательств по продаже сельско-
337

хозяйственной продукции государству (ст. 404 ГК). В практике комиссионной деятельности встречаются договоры, которые носят разовый характер, и договоры, заключаемые на определенный срок (месяц, квартал, год). Второй вид договора дает возможность определенным образом планировать комиссионную торговлю сельхозпродуктами и является наиболее желательным.
Стороны в договоре комиссии. В качестве комиссионера могут выступать только организации потребительской кооперации, так как комиссионная продажа сельхозпродуктов вменена в обязанность организациям системы Центросоюза СССР. Право комиссионной деятельности предоставлено всем первичным организациям—потребительским обществам (сельскому, районному, городскому и др.). Комиссионерами могут выступать также райзаготконторы, конторы горкоопторгов и некоторые другие организации.
Организация потребкооперации не может отказать в приеме на комиссию продукции, если колхоз предлагает принять ее для продажи. Эта обязанность вытекает из закона и установлена в интересах колхозов. -
Предмет комиссионной продажи — это, как правило, сельскохозяйственные продовольственные продукты, принадлежащие колхозам. Технические культуры и животноводческое сырье на комиссию не принимаются.
Организация потребительской кооперации по договоренности с колхозом может принять продукцию для переработки и продажи в переработанном виде. Право на передачу сельхозпродуктов для комиссионной продажи у колхоза возникает после выполнения им соответствующих обязательств перед государством.
Продукция должна соответствовать действующим стандартам и кондициям. Однако несоответствие стандартам и кондициям само по себе не может служить причиной отказа в принятии, если продукция имеет необходимые торговые качества.
Колхоз может передать продукцию местной организации потребкооперации для продажи в данном районе, завезти продукцию своим транспортом^ в любой другой район либо передать продукцию местной организации для продажи в указанном колхозом районе. В последнем случае местная организация потребкооперации, выступая комиссионером перед колхозом, заключает договор субкомиссии (ст. 408 ГК) с соответствующей организацией потребкооперации по месту реализации продукции (субкомиссионером). Расходы по доставке продукции к месту реализации, стоимость естественной убыли при перевозке и хранении относятся на счет колхоза как собственника продукции (ст. 407 и 416 ГК).
338

Продажная цена на принятую к продаже продукцию определяется соглашением сторон (ст. 410 ГК). Именно возможность продать продукцию по ценам, складывающимся на колхозном рынке, заинтересовывает колхозы в использовании комиссионной торговли. В то же время цена не должна носить спекулятивного характера. Она призвана оказывать сдерживающее влияние на уровень колхозных рыночных цен.
Условия о цене комиссионер должен выполнять строго. И лишь в случае, когда в связи со снижением рыночных цен продать продукцию по согласованной цене невозможно, комиссионер обязан телеграфно известить об этом колхоз, указав остаток нереализованной продукции и новую цену. В суточный срок колхоз должен дать ответ. В противном случае продукция снимается с продажи и принимается комиссионером на ответственное хранение. По истечении десяти суток при неполучении распоряжений колхоза продукция может быть продана по цене возможной реализации. Для скоропортящейся продукции установлены краткие сроки: если по истечении 24 часов с момента получения колхозом извещения комиссионера не будут'да ныне-. обходимые распоряжения, комиссионер получает право продажи продукции по цене возможной реализации. В обоих случаях комиссионер должен составить с участием представителя исполкома местного Совета или отдела торговли и администрации колхозного рынка акт о переоценке.
Размер комиссионного вознаграждения определяется по ставкам, утвержденным постановлениями правления Центрсою-за СССР. В интересах колхозов организации потребкооперации могут снижать размер вознаграждения.
Аванс и расчеты за исполнения поручения. Колхоз, передавший для комиссионной продажи сельхозпродукты, вправе получить от организации потребкооперации аванс (ст. 408 ГК), размер которого определяется законодательством СоюзаССР'.
Окончательный расчет производится с колхозом не позднее трех дней после реализации продукции. Из вырученных от продажи сумм комиссионер удерживает ^выданный аванс, сумму причитающегося комиссионного вознаграждения, а также другие суммы, относящиеся на комитента, и разницу перечисляет колхозу (ст. 413 ГК).
Точный расчет всех сумм с приложением необходимых документов (актов, справок и т. п.) должен быть представлен 'колхозу в качестве отчета об исполнении комиссионного поручения.
' В настоящее время аванс определен в размере до 75% стоимости переданной колхозом продукции исходя из обусловленной продажной цены.
339

§ S. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КОМИССИИ НА ПРОДАЖУ ВЕЩЕЙ В ПОРЯДКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Общие положения. Комиссионная продажа вещей в порядке розничной торговли регулируется кроме ГК рядом других актов. В РСФСР Министерством торговли республики 4 июня 1959 г. утверждены Правила торговли в промтоварных комиссионных магазинах', обязательные не только для магазинов государственной торговли, но и комиссионных магазинов потребкооперации.
Стороны договора. Комиссионером здесь выступают специально организуемые комиссионные магазины, комитентом— граждане СССР в возрасте от 16 лет.
Комиссионным магазинам запрещено принимать вещи .{в том числе и конфискованные) от предприятий, организаций и учреждений.
Выполняя поручение гражданина (связанное с продажей сданной на комиссию вещи), комиссионный магазин вправе продать вещь только индивидуальному покупателю и за наличный расчет. При этом не могут быть ни покупателями, ни комитентами работники данного магазина и члены их семей.(п. 4 и 11 Правил от 4 июня 1959 г.). В виде исключения разрешено продавать из комиссионных магазинов за наличный расчет предметы бутафории, реквизита и одежды специального характера, необходимые для постановок театрам и другим зрелищным предприятиям (в том числе коллективам художественной самодеятельности).
Предмет комиссионной продажи.— это предметы широкого потребления и домашнего обихода, художественные изделия, изделия прикладного искусства, антикварные предметы. Указанные вещи могут быть новыми или бывшими в. употреблении, но не требующими ремонта или реставрации.
Комиссионным магазинам запрещается отказывать в приеме на комиссию вещей, износ которых не превышает 50%, если они пригодны к дальнейшему употреблению. Вещи с износом более 50% принимаются на комиссию по договоренности с магазином.
Запрещается прием на комиссию изъятых из гражданского оборота вещей, а также кожи, пряжи и шерсти, новых мехов в шкурах без фабричного клейма, мотоциклов отечественных марок без технических паспортов и других вещей, перечень которых дан в Правилах от 4 июня 1959 г.
Продажная цена на вещи устанавливается применительно к розничным государственным ценам и в зависимости от сте-
1 В дальнейшем — Правила от 4 июня 1959 г. См.: «Нормативные материалы по гражданскому праву», стр. 522—525.
340

пени износа вещи. Цены на антикварные предметы, старинную мебель, произведения искусства и некоторые другие товары определяются оценщиком с учетом индивидуальных качеств и ценности данной вещи (ст. 410 ГК).
Комиссионное вознаграждение установлено в размере 7% с продажной цены независимо от вида вещи.
Исполнение поручения. Правилами от 4 июня 1959 г. установлено, что, если по истечении месяца вещь не будет реализована, происходит ее уценка. Если вещь не продана в течение месяца после первой уценки, производится вторичная уценка. Уценки должны производиться с согласия комитента (ст.410ГК).
Комитент вправе в любое время взять вещь с комиссии, уплатив комиссионеру установленную за хранение вещи сумму.
Расчеты за проданную вещь комиссионный магазин обязан произвести не позднее трех дней после продажи вещи (ст. 413 ГК). Магазину предоставлено право удержать из вырученной суммы комиссионное вознаграждение.
§ 6. ДОГОВОР КОМИССИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ИЗЛИШНИХ И НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У социалистических предприятий и хозяйственных ^организаций нередко скапливаются машины, оборудование, запасные части и другие материальные ценности, которые по тем или иным причинам оказываются для них ненужными и в то же время не могут быть переданы их вышестоящими органами другим предприятиям и организациям в порядке перераспределения. Комиссионная продажа этого вида имущества является наилучшим путем его реализации. В хозяйственной практике комиссионный путь хотя и применялся в прошлом, однако широкого распространения не получал.
В новых условиях хозяйствования договор комиссии найдет большое 'применение. Введение платы за фонды заставит предприятия освобождаться от ненужных материальных ценностей^ используя при этом именно комиссионную продажу. Там, где комиссионная торговля налажена хорошо, за короткий срок реализовано много материальных ценностей'. Совет Министров СССР в постановлении от 28 июля 1965 г. «Об улучшении работы Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства» обязал организации «Союзсельхозтехника» принимать от
' Данные об использовании комиссионной продажи сверхнормативных запасов материалов и оборудования приведены в еженедельнике «Экономическая газета», 1966, № 26, стр. 4—5.
341

колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций излишние и не используемые ими машины, запасные части, оборудование для реализации их на комиссионных началах'.
Комиссионные отношения строятся • на основании Типового договора о реализации на комиссионных началах излишних и неиспользуемых на предприятиях и в организациях материалов, оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, а также готовой продукции, не имеющей сбыта по нарядам (утвержден Госкомитетом Совета Министров СССР по материально-техническому'снабжению 20 августа 1966^. и согласован с Министерством финансов СССР, Госкомитетом цен при Госплане СССР и Госарбитражем при Совете Министров СССР)2.
Министерство сельского хозяйства СССР и Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника» издали инструкцию «О порядке реализации объединениями «Союзсельхозтехника» на комиссионных началах машин, оборудования и запасных частей, имеющихся в совхозах, колхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях», в соответствии с которой и строятся взаимоотношения сторон договора.
Участниками этого договора комиссии могут быть только социалистические организации: комитентом—производственные предприятия и иные хозяйственные организации; комиссионером—организации материально-технического снабжения и сбыта (базы и склады, входящие в систему Государственного, комитета Совета Министров СССР по материально-техниче-. скому снабжению, районные (межрайонные) объединения «Союзсельхозтехника»), а также торговые организации3.
Предметом комиссионной продажи могут быть излишние и неиспользуемые машины, оборудование, запасные части, остатки изделий, не пользующихся спросом у потребителей и поэтому снятых с производства, и другие материальные ценности.
' СП СССР, 1965, № 17, ст. 132.
2 См.: «Материально-техническое снабжение», 1966, № 5.
3 См. п. 46 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (СП СССР 1965 № 19-20, ст. 153). v . ,

ГЛАВА СОРОК ТРЕТЬЯ ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ
§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ
Понятие договора хранения. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить имущество, переданное ей другой стороной, и возвратить это имущество в сохранности (ст. 422 ГК). Из этого определения следует, что договор хранения является реальным договором, ибо хранитель обязуется хранить уже переданное ему другой стороной имущество. Однако применительно к отношениям между социалистическими организациями ч. II ст. 422 ГК предусматривает возможность заключения консенсуального договора хранения, когда в договоре установлена обязанность хранителя принять на хранение имущество, которое будет передано ему другой стороной.
Договор хранения предполагается безвозмездным, поскольку иное не установлено законом или договором. Рассматриваемый договор является двусторонним независимо от его возмездно-сти, ибо права и обязанности лежат и на хранителе, и на лице, сдавшем вещь на хранение. Так, следует указать на обязанность лица, сдавшего вещь на хранение, взять имущество обратно (ч. I ст. 430 ГК).
Правовое регулирование отношений по хранению. Договор хранения регулируется ст. 422—433 ГК. Наряду с этими общими нормами отдельные виды договоров хранения регулируются также специальными нормами права. В числе специальных нормативных актов, регулирующих отношения по договору хранения, следует назвать: а) Типовой устав ломбарда, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 7 июня 1968 г. № 358'; б) Инструкцию о порядке оформления операций по приему, хранению, отпуску и учету товаров на холодильниках (базах), утвержденную Министерством финансов
1 СП РСФСР, 1968, № 10, ст. 54.
343

СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР 25 декабря 1963 г.'.
Виды договоров хранения. В советском гражданском обороте можно различать несколько видов договоров хранения. Так, от наличия или отсутствия планбвых предпосылок договора раз-. личаются плановые и неплановые договоры хранения. Первые заключаются, как правило, между социалистическими организациями, вторые — между гражданами. Договоры хранения, с точки зрения момента, с которого они считаются заключенными, подразделяются на реальные и консенсуальные. По объекту хранения рассматриваемые договоры дифференцируются на договоры регулярного и нерегулярного хранения. В первом случае хранитель возвращает ту же вещь, которую он принял на хранение, во втором—поскольку происходит обезличение вещей, хранитель обязан возвратить то же количество вещей, которое он принял на хранение.
Договоры хранения имущества, могут заключаться с предоставлением хранителю права пользования переданным ему имуществом и-без такого права. В Гражданском кодексе установлена диспозитивная норма: хранитель не вправе пользоваться переданным имуществом, если иное не предусмотрено договором (ч. III ст. 425 ГК). Договоры хранения с правом хранителя пользоваться имуществом, переданным на хранение, следует отличать от договоров о безвозмездном пользовании имуществом: если первые заключаются в интересах поклажеда-телей, то вторые — в интересах лиц, получающих имущество в безвозмездное пользование (ст. 342—349 ГК).
Субъекты договора хранения. Сторонами в договоре хранения являются хранитель и лицо, сдавшее .вещи на хранение. По установившейся правовой традиции это лицо будем называть поклажедателем2. Хранителями могут быть социалистические организации и граждане: Как правило, социалистические организации выступают субъектами хранения по договорам в том случае, когда в их уставе (положении) предусмотрено, что хранение является одной из целей деятельности (например, холодильники, ломбарды, гостиницы). Возможно заключение разовых договоров хранения между социалистическими организациями, когда одна из них имеет свободные складские емкости. Хранителями могут выступать предприятия, учреждения и
* Инструкция о порядке оформления операций по приему, хранению, отпуску и учету—товаров на холодильниках (базах), утвержденная Министерством финансов СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР 25 декабря 1963 г. М., 1964.
2 Договор хранения также называют договором поклажи, а соответственно стороны—поклажедателем и хранителем. См.: Научно-практический комментарий к ГК РСФСР. Под ред. Е. А. Флейшиц. Изд-во «Юридическая литература», 1966, стр. 500.
344

организации, имеющие гардеробы для хранения верхней одежды сотрудников и посетителей. Особое правовое положение как хранители занимают дома отдыха, санатории, турбазы и другие подобные организации, которые, с одной стороны, обязаны обеспечить хранение вещей, сданных на хранение (в камерах хранения), и, с другой стороны, обязаны, осуществляя обслуживание, сохранить вещи, находящиеся: в отведенных гражданам-помещениях (ст, 429 ГК). Аналогичное правовое положение занимают предприятия, учреждения и организации, имеющие общежития. Поклажедателями могут быть как социалистические организации, так и граждане.
Предмет договора—это услуги по хранению имущества, т. е. деятельность хранителя, направленная на обеспечение сохранности имущества. Этим договор хранения отличается от договора подряда, в котором подрядчик передает заказчику вещественный результат своей работы. Деятельность хранителя имеет целью «сохранение стоимости, которая существует в товаре как в продукте, как в потребительной стоимости и которая поэтому может быть сохранена только посредством сохранения продукта, сохранения самой потребительной стоимости»'.
Сохраняемые вещи являются объектом деятельности по. хранению—объектом услуги. На хранение могут передаваться, по общему правилу, индивидуально-определенные вещи. Допускается передача на хранение также вещей, определяемых родовыми признаками без обезличивания или с обезличиванием их (ст. 432 ГК). На хранение могут быть переданы только перемещаемые вещи, поскольку вещи передаются во владение хранителя. По этому признаку договор хранения отличается от других договорных отношений по охране имущества. Строения, сооружения, склады, магазины, сады и т. д. не могут быть объектом услуги по договору хранения. Их охрана может осуществляться по другим договорам (например, по трудовому договору или по договору на осуществление охраны).
Договор хранения по целенаправленности и характеру услуг имеет сходство с договором на осуществление охраны. Однако предметом договора на осуществление охраны являются не услуги по хранению имущества, а услуги по наружной сторожевой охране предприятий, складов, магазинов и т. д. Товарно-материальные ценности не передаются во владение услугода-теля (охраны), а остаются в охраняемых объектах. Вневедомственная охрана при органах милиции (услугодатель) отвечает за сохранность этих ценностей только в том случае, когда ею не будет выполнена обязанность по наружной охране объекта и произойдет кража, уничтожение или повреждение имущества. Нормы ГК, регулирующие договор хранения, не распростра-
' К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, стр. 158.
345

няются на договор по осуществлению охраны' (этот договор урегулировав специальными нормативными актами).
Срок договора. Договор хранения может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока, до востребования. Договоры хранения между социалистическими организациями заключаются на срок, установленный плановым заданием, как правило, на один год. В договорах между гражданами и социалистическими организациями, где хранителем выступает организация, срок договора определяется соглашением сторон или уставом (положением) юридического лица. Например, срок хранения в камерах.хранения гостиниц, санаториев и других подобных организаций не устанавливается в. момент заключения договора хранения, договор считается заключенным на срок пребывания гражданина в санатории или проживания в гостинице. По договорам хранения между гражданами как поклажедатель, так и хранитель вправе в любое время потребовать прекращения договора (ст. 424 ГК).
Цена договора хранения определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, ставками, тарифами, а пр'и отсутствии таковых—соглашением сторон. Ценой договора хранения считается размер вознаграждения, выплачиваемого по возмездному договору (ст. 426 ГК). От цены договора (размера вознаграждения) следует отличать расходы по хранению. Расходы по хранению учитываются при определении ставок и тарифов, а поэтому специально не оплачиваются хранителю. При безвозмездном хранении хранитель имеет право на возмещение расходов, необходимых по сохранению имущества (ч. II ст. 426 ГК). Это правило следует толковать ограничительно. Оно не применяется при безвозмездном хранении вещей в гардеробе в связи с малозначительностью расходов по исполнению каждого отдельного договора, а также в случаях безвозмездного хранения 'имущества граждан в камерах хранения гостиниц, домов отдыха, санаториев, туристических баз, общежитии, ибо обязанность по хранению здесь является частью договора на обслуживание.
В тех случаях, когда размер вознаграждения хранителю не обусловлен в договоре, а утвержденные таксы, ставки и тарифы не распространяются на поклажедателя (не обязательны для него), вознаграждение может быть определено в размере убытков хранителя (расходов, произведенных хранителем, или не
' См.: Михеева В. Н. Ответственность вневедомственной охраны. «Советское государство и право», 1967, № 9. Е. Д. Ш е ш е н и н. Договор на оказание услуг организациями вневедомственной сторожевой охрану. Сборник ученых трудов Свердловского юридического института, вып. 4, 1964, стр. 299—322; «Советская юстиция», 1965, № 19,' стр. 13—15.
346

полученных хранителем доходов, которые он получил бы при обычной хозяйственной деятельности)'.
Форма договора хранения. Договор хранения может заключаться как в 'письменной, так и в устной форме. В соответствии со ст. 44 ГК все договоры хранения между социалистическими организациями должны совершаться только в письменной форме. В тех случаях, когда обеими или одной стороной являются граждане, действует правило ст. 423 ГК, т. е. письменная форма договора необходима при стоимости имущества свыше 100 руб. (за исключением сдачи вещей на краткосрочное хранение в гардеробы учреждений, предприятий и организаций с выдачей хранителем номера или жетона). Форма договора хранения ставится в зависимость не от цены договора, а от стоимости имущества. В отдельных специальных нормативных актах устанавливается обязательная письменная форма договора вне зависимости от стоимости имущества и срока договора.
При несоблюдении письменной формы договора стороны лишены права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение договора. Однако в случае спора о тождестве вещей, принятых на хранение, и вещей, возвращаемых хранителем, допускаются свидетельские показания (ч. II ст. 423 ГК).

<< Предыдущая

стр. 12
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>