<< Предыдущая

стр. 2
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

26

2. Перечень товаров, которые могут продаваться в кредит, утверждается Министерством торговли РСФСР. Этот перечень дополняется облисполкомами за счет товаров, имеющихся в данной области в достаточном количестве.
3. Договор розничной купли-продажи в кредит оформляется путем заполнения покупателем поручения-обязательства в двух экземплярах, один из которых остается в магазине, а второй — направляется по месту работы покупателя'. По этому поручению-обязательству организация производит удержания из зарплаты работника, и перечисляет удержанные суммы магазину.
4. При заключении договора покупатель выплачивает за передаваемую ему вещь стоимостью до 150 руб. не менее 25% ее цены, а стоимостью свыше 150 руб.—не менее 20% ее цены. Остальная сумма выплачивается им в рассрочку. Рассрочка платежа предоставляется: по товарам стоимостью до 150 руб.— до 6 месяцев, свыше 150 руб.—до 12 месяцев, по стандартным домам и швейным машинам—до 24 месяцев.
Исчисляя размер первоначально вносимой за вещь платы, нужно иметь в виду, что сумма предоставляемого 6-месячного кредита не должна превышать двухмесячной заработной платы покупателя; 12-месячного кредита—его четырехмесячной зарплаты, а при покупке стандартных домов и швейных машин— восьмимесячной. Поэтому, если, например, лицо, зарабатывающее 70 руб. в месяц, приобретает в кредит вещь стоимостью в 400 руб., оно должно будет заплатить при заключении договора не 80 руб. (20% стоимости вещи), а 120 руб., ибо сумма предоставляемого- ему кредита не может превышать 280 руб. (70 руб. Х4). Размер кредита понижается (а первоначально вносимая сумма соответственно увеличивается), если из зарплаты покупателя производятся удержания по исполнительным листам или иным исполнительным документам 2.
Расчеты за проданные в кредит товары производятся по ценам, существовавшим на день продажи, хотя бы цена на вещь впоследствии изменилась.
5. Не погашенная работником сумма кредита должна быть при его увольнении полностью удержана администрацией, если это не противоречит нормам трудового права. При невозможности произвести удержание, администрация обязана переслать обратно в магазин поручение-обязательство вместе со справкой об увольнении.
' Неработающим пенсионерам этот экземпляр выдается на руки с тем, чтобы они вносили платежи сами.
Действующими в ряде союзных республик правилами такой порядок погашения задолженности допускается в отношении всех покупателей.
2 Лицам, у которых удерживается по исполнительным документам 50% зарплаты, справка, необходимая для заключения договора розничной купли-продажи в кредит, вообще не выдается.
27

«За каждый .день просрочки очередного платежа с покупателя взыскивается пеня в размере 0,1%.' При просрочке уплаты уволенным работником или пенсионером двух платежей с него может быть взыскана вся предоставленная в кредит сумма.
6. Право собственности покупателя на проданные в кредит вещи возникает в момент их передачи, (ст. 252 ГК). Поэтому, если покупатель не выплачивает причитающихся с него магазину сумм, последний может требовать их взыскания, но не изъятия вещи.
7. За предоставление кредита с покупателя взимаются-проценты.
§ 6. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Особые предпосылки заключения договора купли-продажи жилых домов между гражданами. Продажа гражда-ниноц жилого дома или части его может быть осуществлена лишь при наличии двух предпосылок, установленных ст. 238 ГК. Одна из них—соблюдение правил ст. 106 ГК- Это означает,' что у покупателя дома или совместно проживающих с ним супруга и несовершеннолетних детей не должно находиться в личной собственности другого дома (части другого дома), а также, что продаваемый дом (часть дома) не может превышать по размеру жилой площади шестидесяти кв. м'. Вторая предпосылка заключается в следующем: данной продаже не должна предшествовать в течение трех предыдущих лет продажа другого дома или его части. Повторное отчуждение дома в течение трех лет одним и тем же лицом допускается только во исполнение предписаний ст. 107, 108 ГК, т. е. когда вследствие вступления в брак, наследования или дарения в собственности продавца и указанных выше членов его семьи оказалось строение, которое они обязаны продать в годичный срок.
Договоры купли-продажи домов между социалистическими организациями и гражданами заключаются в соответствии с правилами, установленными рядом нормативных актов. ^Продажа гражданам индивидуальных жилых домов исполкомами местных Советов депутатов трудящихся, предприятиями и учреждениями регламентирована Инструкцией Министерства
' Продажа жилого дома, превышающего по своей площади 60 кв. м., допустима лишь в случае, если покупатель получает на это специальное разрешение исполкома местного Совета депутатов трудящихся. Такое разрешение выдается с учетом количества членов его семьи и жилищно-санитар-ных норм, предусмотренных ч. V ст. 316 ГК.
28

финансов СССР от 10 января 1949 г. № 40'. Согласно инструкции порядок и условия такой продажи зависят, во-первых, от того, продается ли дом, специально для этого выстроенный,'или из существовавшего жилого фонда, а во-вторых, продается ли он за наличный расчет, или в рассрочку.
Список подлежащих продаже домов из существующего жилого фонда утверждается министерством (по ведомственному фонду) и местными органами государственного управления на уровне облисполкомов (по фонду местных Советов).
Договоры купли-продажи домов' в рассрочку заключаются в соответствии с Типовым договором, утвержденным Министром финансов СССР и Министром юстиции СССР 28 января 1949 г. Рассрочка предоставляется за счет получения банковских ссуд, погашаемых покупателем в сроки, установленные договором. Неуплата двух очередных взносов влечет за собой расторжение договора в судебном порядке и выселение покупателя. Отчуждение дома гражданином до погашения банковской ссуды запрещено.
Продажная стоимость жилых домов определяется специальными оценочными комиссиями.
Покупка государственными организациями домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, должна производиться по цене, не превышающей их страховой оценки.
Форма договора купли-продажи жилого дома. Требования закона относительно формы договора купли-продажи жилого дома различны и находятся в зависимости от того, между кем этот договор заключается и в какой местности (городской или сельской) дом расположен. Договоры о продаже домов, находящихся в черте города или в поселке городского типа, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин, должны быть нотариально удостоверены и зарегистрированы в исполкоме районного или городского Совета депутатов трудящихся (ч. I ст. 239 ГК). Для договоров об отчуждении домов, находящихся в сельской местности, достаточно облечение их в простую письменную форму с последующей регистрацией в исполкоме сельского Совета депутатов трудящихся (ч. II ст. 239 ГК). Договоры между социалистическими организациями и гражданами всегда совершаются в простой письменной форме независимо от того, где расположено жилое строение.
Несоблюдение указанной формы влечет за собой недействительность договора даже в тех случаях, когда его нотариальное удостоверение не обязательно. Вместе с тем, и для договоров купли-продажи жилого дома сохраняет свою силу ч. II ст. 47 ГК, предусматривающая условия, при которых суд вправе признать
^Источники», стр. 406.
29

действительной сделку, не оформленную в установленном законом порядке.
Нотариальное удостоверение сделок по отчуждению жилых домов производится по месту нахождения строения'. Статья 239 ГК предусматривает, что изложенные в ней правила полностью распространяются и на случай заключения договоров купли-продажи дач.
§ 7. ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
Понятие договора пожизненного содержания. Под договором пожизненного содержания в советском гражданском праве понимается соглашение, по которому одна сторона (от-чуждатель) передает в собственность другой стороне (приобретателю) жилой дом или часть дома, а приобретатель обязуется предоставлять отчуждателю до конца его жизни материальное обеспечение в натуре в виде жилища, питания, ухода и необходимой помощи2. Законом прямо предусмотрено, что отчуж-дателем по рассматриваемому договору может быть только гражданин, нетрудоспособный по возрасту или по состоянию здоровья. Круг Лиц, которые могут выступать в качестве приобретателя дома, законом не ограничен. Следует, однако, полагать, что брать на себя обязанности по пожизненному содержанию отчуждателя вправе лишь граждане, поскольку выполнение та-- ких функций социалистическими организациями, выходит за рамки их уставной деятельности. Заключение договора пожизненного содержания связывается законом с отчуждением жилого дома, а не иного имущества. Форма договора должна соответствовать требованиям ст. 239 ГК.
ГК РСФСР включает нормы, посвященные отчуждению жилого дома с условием пожизненного содержания, в главу о купле-продаже и именует стороны, заключившие такой договор, продавцом и покупателем. Очевидно, однако, что договор пожизненного содержания порождает возникновение совершенно самостоятельного вида обязательств3.
Основные признаки договора пожизненного содержания и его отграничение от договора купли-продажи. Договор пожизненного содержания направлен на перенос права собственности от отчуждателя к приобретателю и в этом сходен с договором купли-продажи. В остальном, однако, на первый план выступают различия между ними.
1 См. п. 40 Положения о государственном нотариате РСФСР от 30 сентября 1965 г. («Советская юстиция», 1965, № 22, стр. 21).
2 См. ст. 253 ГК РСФСР, ст. 425 ГК УССР и соответствующие статьи ГК других союзных республик.
3 В отличие от ГК РСФСР, ГК других союзных республик выделяют нормы, посвященные рассматриваемому договору, в отдельные главы.
30

Рассматриваемый договор является возмездным договором, но встречное удовлетворение, получаемое отчуждателем, выражается не в деньгах и, главное, не основано на эквивалентном обмене. В момент заключения договора общая сумма расходов приобретателя по его исполнению вообще остается неопределенной, и стороны, как правило, не предполагают, что она будет соответствовать стоимости дома. Кроме того, в обязанность приобретателя входит совершение и таких действий, которые носят неимущественный характер (уход и необходимая помощь). Таким образом, возмездность договора./купли-продажи в корне отлична от возмездности договора пожизненного содержания. В основе первой лежат экономические отношения, отражающие сущность товарного производства — обмен товара на деньги. В основе второй—отношения, связанные с частной формой перераспределения материальных благ.
В отличие от договора купли-продажи договор пожизненного содержания—реальный и односторонний договор. Этот вывод вытекает из текста закона, в котором говорится не об обязанности отчуждателя передать дом, а о его передаче. Следовательно, рассматриваемый договор вступает в силу лишь после надлежаще оформленной передачи дома, требовать которой приобретатель не может. По самому же вступившему в силу договору обязанности на отчуждателя не возлагаются.
Обязательственные отношения, возникающие из договора пожизненного содержания, могут длиться годы, что вызывает необходимость издания норм-, характерных только для данного договора. По специальному указанию закона случайная гибель дома не освобождает приобретателя от дальнейшего исполнения лежащих на нем обязанностей (ч. II ст. 253 ГК). Осуществление приобретательм прав собственника ограничивается — отчуждение им дома при жизни отчуждателя не допускается, (ч. III. ст. 253 ГК). Предусматривается ряд специфических оснований расторжения договора (ст. 254 ГК). Подавляющее большинство норм, относящихся к купле-продаже, к договору пожизненного содержания неприменимы.
Обязанности приобретателя по договору пожизненного содержания. Статья 253 ГК указывает, что 'приобретатель обязан предоставлять отчуждателю до конца его жизни жилище и питание, оказывать ему необходимую помощь и обеспечить уход за ним. Этот перечень обязанностей приобретателя не является, однако, исчерпывающим—стороны вправе включить в договор дополнительные условия о предоставлении материального обеспечения в других формах и об оказании иных услуг. Ограничение же обязанностей приобретателя представляется недопустимым. Если, например, при заключении договора от-чуждатель в специальном уходе не нуждался и не оговорил
31

соответствующее право в договоре, он все равно может потребовать его, как только в этом возникнет необходимость.
Договором может определяться, какая конкретно комната должна быть выделена отчуждателю, каким должно быть питание и т. д. При отсутствии таких указаний возникающие в связи с исполнением обязательства вопросы подлежат разрешению на основе обычно предъявляемых требований с учетом конкретных обстоятельств данного случая (жилищных условий, материальной обеспеченности приобретателя и пр.).
Основания прекращения договора пожизненного содержания предусмотрены ст. 254 ГК. Рассматриваемый договор может быть расторгнут судом по требованию отчуждателя или приобретателя.
Отчуждатель вправе требовать расторжения договора при неисполнении приобретателем своих обязанностей. Приобретатель вправе заявить такое требование, если ухудшение его материального положения, вызванное не зависящими от него обстоятельствами, делает невозможным дальнейшее предоставление отчуждателю обусловленного содержания.
В обоих этих случаях дом возвращается отчуждателю; расходы по содержанию отчуждателя, произведенные приобретателем до расторжения договора, ему не возмещаются; никаких дополнительных компенсаций за пользование домом до его возврата приобретатель отчуждателю не выплачивает.
ГК РСФСР предусматривает также возможность расторжения договора по иску приобретателя, если отчуждатель полностью восстановил свою трудоспособность1. Расторжение договора по этому основанию влечет иные последствия: дом отчуждателю не возвращается и последний сохраняет лишь право пожизненного безвозмездного пользования предоставленным ему по договору помещением.
Договор пожизненного содержания прекращается со смертью приобретателя, наступившей при жизни отчуждателя2. При этом дом вновь переходит в собственность отчуждателя.
Рассматриваемый договор может быть расторгнут и в случаях, ст. 254 ГК не предусмотренных (например, при отсужде-нии дома третьим лицом по основаниям, возникшим до его передачи, умолчании отчуждателя о лежащих на имуществе обре-менениях и т. д.).
* ГК УССР и ряд кодексов других союзных республик такого основания расторжения договора пожизненного содержания не предусматривают.
2 По ГК УССР и ГК ряда других союзных республик исполнение обязанностей приобретателя перед отчуждателем ложится в случае его смерти на тех наследников, к которым переходит отчужденный по договору пожизненного содержания дом. И лишь в случае отсутствия наследников или их отказа от исполнения этого договора действие его прекращается и дом возвращается отчуждателю.
32

§ 8. ДОГОВОР МЕНЫ
Договор мены представляет собой соглашение, по которому каждая из сторон обязуется передать контрагенту в собственность (или в оперативное управление) одно имущество и принять от него другое. Договор мены является консенсуаль-ным, двусторонним и возмездным.
По своей правовой характеристике договор мены близок к договору купли-продажи, хотя между указанными договорами и существует двоякого рода различие. Во-первых, при мене продавец получает за передаваемую вещь (или вещи) не всеобщий эквивалент—деньги, а другую вещь (вещи). Во-вторых, каждый из контрагентов выступает здесь одновременно в качестве и продавца, и покупателя, поскольку обязанность по передаче вещей лежит на обеих сторонах.
Отмеченные различия не препятствуют, однако, единообразной правовой регламентации отношений, возникающих при заключении как договора мены, так и договора купли-продажи. Статья 255 ГК устанавливает поэтому, что к договору мены применяются правила, сформулированные в ст. 237—239 и 241— 251 ГК, т. е. нормы, регулирующие отношения по купле-продаже, за исключением тех, которые касаются покупной цены. Следовательно, обмен строениями возможен только при наличии условий, указанных в ст. 238 ГК, и должен быть произведен с соблюдением формы, предусмотренной ст. 239 ГК. Вопросы, связанные с некачественностью переданной по договору мены вещи, подлежат разрешению в сроки, установленные ст. 247—249 ГК. При отчуждении обмененной вещи взаимоотношения сторон определяются ст. 250, 251 ГК и т. д. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что нормы, регламентирующие при купле-продаже права или обязанности одной из сторон (см., например, ст. 241 ГК и ел.), адресуются обеим сторонам договора мены в равной мере.
Сходство в правовом регулировании не должно затушевывать и того факта, что договор купли-продажи и договор мены — это разные договоры. Целью вступления продавца в договор мены является приобретение определенного имущества, а в большинстве случаев — индивидуально определенной вещи. Поэтому при заключении, например, одним из сособственников договора мены неприменима ст. 120 ГК, говорящая о праве преимущественной покупки отчуждаемой доли в общей собственности другими сособственниками.
Договоры мены заключаются -на практике редко. Государственным организациям вступление в отношения прямого товарообмена запрещено законом, поскольку такой непосредственный обмен товаров, устраняющий расчеты через банк, нарушал бы основы существующей системы финансового контроля за их
2 П/р. Красавчикова
33


деятельностью'. Заключение договора мены государственной организацией допускается лишь в виде исключения в случаях, предусмотренных специальной правовой нормой (разрешается, например, отпуск сортовых семян зерновых культур колхозам и совхозам в обмен на несортовое зерно той же или другой культуры)2.
Иногда при обмене неравноценными вещами стороны договариваются о доплате лицом, передающим менее ценную вещь, известной денежной суммы. Если в этих случаях основной целью получающего доплату контрагента было приобретение находящегося в собственности другой стороны имущества, то такой договор должен быть квалифицирован как договор мены, а не купли-продажи.
§ 9. ДОГОВОР ДАРЕНИЯ
Понятие и правовая характеристика договора дарения. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает имущество в собственность другой стороне (одаряемому) 3.
Дарение представляет собой договор, так как для осуществления акта дарения необходимо не только желание дарителя, но и согласие одаряемого, т. е. соглашение обеих сторон. В повседневной жизни согласие одаряемого заранее, как правило, не испрашивается—оно вытекает непосредственно из действий лица, принимающего подарок. Однако до выражения в той или иной форме такого согласия нельзя говорить о совершении дарения. Мотивы отказа одаряемого от подарка могут быть различны: нежелание принимать на себя расходы и заботы, связанные с содержанием вещи, чувствовать себя морально обязанным перед лицом, делающим подарок, и т. д.
Договор дарения является реальным, односторонним, безвозмездным договором, направленным на передачу дарителем имущества в собственность одаряемого.
Договор дарения считается заключенным с момента передачи имущества. Передача имущества является одновременно и исполнением договора дарения. Таким образом, время заключения и исполнения договора при дарении совпадает.
Следовательно, договор дарения не порождает, как правило, обязательственных правоотношений и главное его значение как юридического факта состоит в том, что он является
' См. постановление СНК СССР от 18 октября 1931 г. «О ликвидации ненормальных фактов прямого товарообмена между хозяйственными органами» (СЗ СССР 1931, № 63. ст. 414).
2 См.: СП СССР, 1958, № 11, ст. 92.
3 См. ст. 256 ГК.
34

правовым основанием перехода права собственности на подаренную вещь. Однако из договора дарения может возникнуть и обязательственное правоотношение (т. е. обязанность дарителя совершить в пользу одаряемого определенные действия), если исполнение договора было ненадлежащим. Например, даритель, передавший одаряемому вредоносную вещь (больное животное, зараженное клещом зерно и т. д.), обязан возместить последнему причиненные этим убытки в соответствии'с общими положениями об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.
Возложение каких бы то ни было правовых обязанностей на одаряемого по Договору дарения не допускается. Соответственно и даритель по рассматриваемому договору не может приобрести никаких прав.
Акты дарения совершаются в большинстве случаев гражданами. В качестве дарителя может выступать при этом лицо, действующее в рамках предоставленной ему дееспособности. Согласно ст. 86, 90 КЗоБСО РСФСР дарение имущества, принадлежащего не наделенному полной дееспособностью лицу, его опекунами и попечителями воспрещается.
По общему правилу даритель не вправе предписывать одаряемому, каким образом должно им использоваться подаренное имущество. Если, однако, имущество передается гражданином по договору дарения государственной, кооперативной или общественной организации, даритель может предусмотреть в договоре те цели, на которые это имущество должно быть использовано. Неисполнение такого "условия является основанием для постановки вопроса о расторжении договора.
Форма договора дарения. Для заключения договора дарения не требуется, по общему правилу, никакого специального оформления. Поскольку исполнение сделок по дарению совпадает, как указывалось выше, с моментом их совершения, то они и совершаются в соответствии со ст. 43 ГК в устной форме.
Статья 257 ГК предусматривает 3 изъятия из этого общего правила. Во-первых, подлежит обязательному нотариальному удостоверению договор дарения на сумму свыше 500 руб. Во-вторых, договор дарения гражданином имущества государственной, кооперативной или общественной организации должен заключаться в простой письменной форме, независимо от суммы договора. В-третьих, договор дарения жилого дома оформляется в соответствии с правилами оформления договоров купли-продажи жилых строений (ст. 239 ГК). Несоблюдение в указанных случаях требуемой формы может повлечь за собой недействительность договора дарения (ст. 46, 47 ГК).
Если договор дарения должен быть облечен в предусмотренную ст. 239 ТК форму, то он считается заключенным с момента, когда оба требования (и требование о передаче вещи, и требо-
35

вание об оформлении договора) будут соблюдены'. И связи с этим следует признать, что регистрация нотариально удостоверенного договора дарения жилого' дома в исполкоме местного Совета депутатов трудящихся может быть произведена лишь при условии фактической передачи строения одаряемому до регистрации. Поскольку с такой регистрацией связывается момент перехода к одаряемому права собственности на строение (ст. 135 ГК), а юридическим основанием перехода права собственности должен являться договор, постольку все обстоятельства, препятствующие его немедленному вступлению в силу, должны быть до регистрации устранены.
1 Рядом авторов высказывалось мнение, будто бы «в тех случаях, когда закон предписывает совершение договора дарения в нотариальной форме, признание дарения консенсуальным договором не вызывает сомнений» (О. С. Иоффе, Ю. К. Толстой. Новый гражданский кодекс РСФСР. Изд-во ЛГУ, 1965, стр. 262). Представляется, однако, что такая точка зрения не соответствует закону, а ссылка в обоснование приведенного утверждения на судебную практику, имевшую место до принятия ГК 1964 г. (см.:
«Советское гражданское право», т. 2. «Юридическая литература» 1965 стр. 38), не может быть принята.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ ДОГОВОР ПОСТАВКИ
§ 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ
ч Понятие договора поставки. Договор поставки—это соглашение между социалистическими организациями, по которому 'одна сторона (поставщик) обязуется передать другой стороне (покупателю) в установленный срок, не совпадающий с моментом заключения договора, в собственность или в оперативное управление продукцию, как распределяемую, так и не рас-' пределяемую в плановом порядке, а покупатель обязуется примять продукцию и оплатить ее (см. ст. 44 Основ, ст. 258 ГК).
Хотя договор поставки заключается в ряде случаев и не во исполнение планового задания, тем не менее договор поставки— это прежде всего соглашение между социалистическими организациями об отчуждении продукции, распределяемой в плановом порядке. В осневе таких соглашений лежат обязательные для обеих сторон плановые акты распределения продукции.
Договор поставки является двусторонним, консенсуальным, возмездным договором.
Характерные признаки рассматриваемого договора сводятся к следующему:
до-первых, договор поставки опосредствует экономические отношения по возмездной передаче товарной продукции в сфере социалистического хозяйства, что определяет содержание прав и обязанностей по данному договору. Правовым результатом исполнения обязанностей сторон является здесь переход от поставщика к покупателю права оперативного управления на отчужденное имущество. Если договор поставки заключается между государственным хозорганом и кооперативной или общественной организацией либо между двумя такими организациями, правовым результатом исполнения является переход от поставщика к покупателю права собственности;
во-вторых, сторонами, в договоре поставки могут быть лишь социалистические организации (как государственные, так и кооперативные, общественные);
37

в-третьих, договор поставки носит плановый характер. И не только потому, что общей плановой предпосылкой, на основе которой заключается этот договор, является план материально-технического снабжения или план распределения товаров народного потребления, что сам договор основывается в большинстве случаев на планово-административных актах (нарядах и т. п.), обязательных для обеих сторон. Договор поставки должен быть охарактеризован как плановый прежде всего с учетом его юридического содержания: четкой детализации прав и обязанностей сторон, строгой регламентации порядка исполнения, последствий неисполнения договора и т. д. Императивность многих условий договора, призванная обеспечить неуклонное проведение в жизнь предписаний плана, сохраняет свою силу и при заключении непланового договора поставки;
в-четвертых, предметом договора поставки являются товары народного потребления и продукция производственно-технического назначения, которые в большинстве случаев на момент заключения договора еще не существуют и которые поставщик (изготовитель) должен изготовить или приобрести и поставить в срок, установленный договором;
в-пятых, отношения по договору поставки, как правило, носят длительный характер, а исполнение производится по частям в течение срока действия договора. Обычно договоры поставки заключаются на хозяйственный год или на срок изготовления и поставки продукции. При постоянных хозяйственных связях между предприятиями-поставщиками и потребителями договоры на поставку продукции могут заключаться и на несколько лет.
В договорах на разовую поставку (например, при заказе небольшой партии продукции), встречающихся значительно реже, момент исполнения, носящий характер однократного акта, также не совпадает с моментом заключения договора.
Договор поставки как договор между социалистическими организациями, опосредствующий производственно-хозяйственные отношения по реализации продукции, т. е. в сфере материально-технического снабжения народного хозяйства и товарооборота, является хозяйственным договором.
Отличие договора поставки от договора купли-продажи. Договор поставки, являющийся правовой формой отчуждения имущества, отличается от многих других гражданско-правовых договоров (например, от договора имущественного найма) правовым результатом его исполнения: право собственности (или право оперативного управления) на вещи переходит от поставщика к покупателю. Но, как указывалось выше, договор поставки—не единственная правовая форма отчуждения имущества. Аналогичные отношения опосредствуются и другими договорами,
38

главным образом купли-продажи и контрактации сельскохозяйственных продуктов'.
Разграничение договоров купли-продажи, с одной стороны, и поставки, с другой, имеет большое практическое значение, поскольку содержание, порядок исполнения и ответственность за нарушение этих договоров различны. Например, при неисполнении стороной своих обязанностей по договору неустойка, предусмотренная Положением о поставках, не может быть с нее взыскана, если отношения сторон будут квалифицированы как купля-продажа. --
Разграничение указанных договоров производится по совокупности трех основных признаков. Во-первых, договор поставки может быть заключен только между социалистическими организациями. По такому признаку легко отграничить поставку от договора купли-продажи, в котором хотя бы один из участников не является социалистической организацией, но этот критерий явно недостаточен для безошибочной квалификации отношений по отчуждению имущества, возникших между социалистическими организациями. Во-вторых, поставка оформляется в большинстве случаев плановыми договорами с определенным субъектным составом и характерной структурой договорных связей. Как указывалось, договор купли-продажи между социалистическими организациями тоже может быть плановым, но особенности его субъектного состава и структурного типа (строящегося по схеме: специализированный магазин оптовой торговли—потребитель) позволяют провести четкую грань между плановым договором купли-продажи и плановым договором поставки. Рассматриваемый признак не может, однако, служить критерием разграничения неплановых договоров поставки и купли-продажи. Полное разграничение указанных договоров достигается лишь с помощью третьего признака: совпадения (при купле-продаже) или несовпадения (при поставке) обусловленного срока исполнения с моментом заключения договора.
Для уяснения существа этого признака нужно иметь в виду следующее. Исполнение любой консенсуальной сделки за исключением единичных случаев (например, при отчуждении вещи, находящейся у покупателя), не может точно совпадать с моментом ее заключения. Даже при так называемых «сделках, исполняемых при самом их совершении» (см., например, ст. 43 ГК), между достижением соглашения и исполнением какое-то время проходит. Следовательно, речь идет о том, приступают ли стороны к исполнению, длящемуся нормально необходимый срок, сразу по заключении договора (купля-продажа) или же устанавли-
' Об отличиях договора поставки от договора контрактации см. гл. 30 настоящего учебника.
39

вают, что исполнение должно иметь место спустя определенный отрезок времени, в будущем (поставка).
Иногда, разграничивая поставку и куплю-продажу, указывают, что предметом поставки являются, как правило, вещи в момент заключения договора еще не изготовленные, а купли-продажи — наличные; что договор поставки заключается обычно на более или менее длительный период с исполнением в определенные промежуточные сроки, а договор купли-продажи предполагает разовое исполнение и т. д.
Все такие критерии основаны на учете «типичных», но не обязательно присущих рассматриваемым договорам особенностей. Поэтому они могут быть использованы лишь как вспомогательные.
Сфера применения и значение договора поставки. Договор поставки является одним из основных, наиболее распространенных хозяйственных договоров. Он. играет большую роль в организации материально-технического снабжения народного хозяйства и торговли товарами народного потребления. Ни одно промышленное, строительное, торговое, заготовительное предприятие не может осуществлять свои хозяйственные функции, не ' имея целой совокупности деловых связей с другими социалистическими организациями, опосредствуемых договором поставки. С одной стороны, через договор поставки социалистические организации приобретают необходимые для их деятельности оборудование, сырье, материалы, товары для оптовой и розничной торговли и т. д. С другой стороны, социалистические организации используют договор поставки для реализации вырабатываемой ими продукции и товаров.
Договор поставки опосредствует движение товарных масс в сфере промышленности (поставка оборудования, сырья, материалов), между промышленностью и торговлей (поставка товаров промышленными предприятиями организациям торговли), между промышленностью и сельским хозяйством (поставка колхозам и совхозам сельскохозяйственной техники, автомашин и т. д.). Заготовительные организации продают сельскохозяйственную продукцию другим социалистическим организациям также по договору поставки. Поставки продукции и товаров без заключения договора могут производиться только в случаях, установленных Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик (ст. 44 Основ, ст. 258 ГК). Так, без договора, на основании административных актов (заказ-нарядов) производится поставка предназначенной на экспорт продукции внешнеторговым объединениям.
Проведение в стране экономической реформы в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и принятыми на их основе постановлениями партии и правительства, направленными на совершенствование управления и планировав
40

ния народного хозяйства, усиление экономического стимулирования промышленного производства, расширение прав социалистических предприятий, повышение их ответственности за выполнение планов, отказ от чрезмерной детализации актов планового распределения продукции, — все это способствует повышению инициативы и самостоятельности предприятий в заключении и исполнении договоров поставки, означает дальнейшее укрепление планово-договорных начал во взаимоотношениях между социалистическими организациями.
Значение договора поставки состоит в том, что он является формой организации хозяйственных связей в области снабжения И сбыта, юридическим средством, обеспечивающим процесс реализации продукции (товаров).
Договор поставки выступает в качестве важного инструмента конкретизации и реализации государственных планов.
Договор поставки создает стимул для улучшения качества, ассортимента, комплектности поставляемой продукции. Наличие у сторон права договориться о поставке продукции повышенного качества, отказаться от получения устаревшей, неходовой продукции и товаров способствует выпуску промышленностью лучших образцов продукции, сокращению приносящих ущерб народному хозяйству запасов продукции, не находящей сбыта.
Обеспечение исполнения договора мерами имущественной ответственности служит важным средством укрепления планово-договорной дисциплины в народном хозяйстве и внедрения подлинного хозяйственного расчета.
Источники правового института поставки. Основами (ст. 3) издание актов о договоре поставки отнесено к компетенции Союза ССР. В Основы включена специальная глава., посвященная поставкам (ст. 44—50). Она закрепляет важнейшие положения, относящиеся к этому договору. Аналогичные по содержанию главы имеются в гражданских кодексах союзных республик (ст. 258—266 ГК).
Договоры поставки заключаются и исполняются в соответствии с Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и Положением о поставках товаров народного потребления, утвержденных Советом Министров СССР 22 мая 1959 г. Названные Положения являются общесоюзными нормативными актами и распространяются: первое—на поставку сырья, оборудования, комплектующих изделий и т. д., предназначенных для производственного использования; второе:—на поставку товаров народного потребления '. Товарами народного потребления считается продукция рыночного назначения, т. е. передаваемая торгующим организациям для ее реализации на-
* СП СССР, 1959, № 11, ст. 68. Действующую редакцию Положений см.: «Нормативные материалы по гражданскому праву», 1965, стр. 238—254, 262—280,
41

селению, а также продукция некоторых видов, направляемая для производственной переработки (например, сахар, поставляемый кондитерской фабрике).
Поставка продукции и товаров военным организациям осуществляется в соответствии с Основными условиями поставки, утвержденными Советом Министров СССР либо согласованными Министерством Обороны СССР с основными поставщиками. Положения не применяются также к поставкам продукции на экспорт и к некоторым другим отношениям по поставкам, которые регулируются специальными правилами, установленными Советом Министров СССР'.
Положениями регулируются поставки всех видов продукции (товаров) независимо от того, распределяются ли продукция и товары в плановом порядке.
Для дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений по поставке важное значение имеют решения XXIII съезда КПСС, сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и изданные на их основе постановления партии и Советского правительства.
Среди них следует назвать постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью»2, от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»3, «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», которые усиливают роль договора поставки как основного документа, определяющего права и обязанности сторон.
В целях укрепления хозяйственного расчета, повышения материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение обязательств по поставкам и другим договорам изданы постановления Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства»4, «О материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств»5.
Положения о поставках предусматривают необходимость разработки и издания «Особых условий поставки» отдельных видов продукции и товаров. Особые условия поставки различных видов продукции (металла, оборудования, строительных материалов, лесопродукции и др.) призваны обеспечить учет специфических особенностей поставок отдельных видов продукции (товаров).
' См„ например: СП СССР, 1966, № 12, ст. 118.
2 СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 152.
3 СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153.
4 СП СССР, 1967, № 10, ст. 56.
5 СП СССР, 1967, № 26, ст. 186.
42

Порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству регулируется Инструкцией, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г.', а порядок приемки продукции и товаров по количеству—Инструкцией от 15 июня 1965 г., утвержденной тем же органом 2. В деле регулирования хозяйственных отношений по поставке большое значение имеют также другие инструкции и разъяснения Госарбитража при Совете Министров СССР, касающиеся отдельных вопросов заключения и исполнения договоров поставки.
Важные нормативные акты, направленные на совершенствование планирования поставок и развитие прямых договорных связей, издаются в настоящее время Государственным комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, распоряжения которого являются обязательными для исполнения министерствами и другими организациями3.
§ 2. ПЛАНОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ
Общие положения. Плановые договоры поставки заключаются на основе конкретных плановых актов, среди которых наибольшее значение имеют наряды, а также разнарядки и планы кооперированных поставок. Выдаче наряда или заменяющего его документа предшествует длительная работа государственных органов по составлению планов материально-технического снабжения и распределения товаров народного потребления. При этом выясняется потребность в отдельных видах продукции, определяется возможность их производства или получения из других источников, устанавливается остаток этой продукции и т. д. На основе собранных данных составляется баланс по каждому виду планируемой продукции, который дает возможность увязать потребности с ресурсами и составить план ее распределения.
В зависимости от значения, дефицитности и т. д. того или иного вида продукции распределение ее производится различными органами (Госпланом СССР, центральными или территориальными органами Госснаба СССР, министерствами и др.). В планах распределения того или иного вида продукции содержатся, как правило, обобщенные данные (например, данные о том, что эта продукция должна производиться в определенном
' Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. М., 1966.
2 Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. М., 1965.
3 См.: СП СССР, 1965, № 19-20, ст. 152, п. 14.
43

количестве и ассортименте предприятиями одних и Предоставляться для нужд других указанных в плане министерств).
Следовательно, этот план нуждается .в дальнейшей детализации с тем, чтобы непосредственно связать каждого конкретного поставщика с конкретным получателем. Эта задача и достигается выдачей основанных на планах распределения нарядов или заменяющих их документов'.
Наряд—это административный акт органа государственного управления, предписывающий его адресатам вступить в обязательство по поставке продукции (товаров) на указанных в нем условиях. Из самого факта выдачи наряда обязательства поставки еще не возникает — его возникновение приурочивается к моменту заключения основанного на наряде договора2. Однако это обстоятельство ни в коей мере не преуменьшает значения наряда. Во-первых, до получения наряда стороны не вправе вступить в договорные отношения по поставке распределяемой в плановом порядке продукции, а по получении наряда—обязаны это сделать, за исключением случаев, указанных в законе. Во-вторых, наряд входит наряду с договором в тот состав юридических фактов, которым порождается обязательство по плановой поставке. Сказанное доказывается тем, что в случаях последующего изменения или отмены наряда обязательство тоже трансформируется либо прекращается.
Планирующий орган может изменить или аннулировать наряд, о чем он должен известить поставщика и покупателя (п. 20 Положения о поставках продукции).
Пунктом 14 Положения о поставках продукции и ч. I п. 62 Положения о предприятии предусмотрено право покупателя отказаться от заключения договора на поставку выделенной ему согласно наряду продукции, если она является для него излишней или ненужной. Более того, даже в процессе исполнения договора стороны могут договориться об аннуляции планового договора при изменении потребности покупателя в поставляемой продукции и лишь обязаны известить об этом орган, выдавший наряд (ч. II п. 62 Положения о предприятии). Вправе отказаться от заключения договора и поставщик, если выданный наряд не соответствует его надлежаще утвержденному производственному плану3. Предоставление хозорганам^ возможности отка-
' См. п. 7 Положения о поставках продукции, п. 9 Положения о поставках товаров, п. 61 Положения о предприятии.-
2 Даже обязательство, возникающее непосредственно из акта планирования (например, обязательство по поставке продукции на экспорт), не порождается выдачей наряда. Его возникновение приурочивается к выдаче экспортной или иной уполномоченной на то организацией другого, основанного на наряде акта: заказа-наряда.
3 См. п. 10 Инструктивного письма Госарбитража при Совете Министров СССР от 6 октября 1962 г. № И-1-32 («Инструктивные указания Госарбитража», стр. 80).
44

заться от исполнения содержащихся в наряде предписании является следствием развития их инициативы в деле организации производства'.
В наряде указывается, кому он адресован, на основании чего выдан, какая продукция и в каком количестве подлежит поставке, определяются с той или иной степенью детализации сроки поставки. Число содержащихся в наряде показателей бывает различным. В одних нарядах предусматриваются все данные, необходимые для осуществления поставки, в других — условия поставки определены общим образом и должны быть конкретизированы сторонами в процессе заключения договора.
Разнарядка. Во многих нарядах, выдаваемых планирующими органами, указываются не те конкретные предприятия (организации), которые в конечном счете должны быть получателями продукции (товаров), а вышестоящие по отношению к ним звенья или иные организации, ведающие их снабжением (министерства, главки, союзглавкомплекты и т. д.). Целесообразность такой системы распределения фондов очевидна, ибо орган, планирующий распределение определенного вида Продукции, не может учесть запросы всех ее многочисленных потребителей.
Организация, которой выделяются фонды для их дальнейшего распределения, называется фондодержателем. Фондодер-жатель˜распределяет выделенные ему фонды между предприятиями (организациями) и высылает поставщику фондовую разнарядку, в которой и указывается получатель продукции, а также другие необходимые для заключения договора данные. Содержание разнарядки соответствует содержанию наряда. Фондодержатель должен выслать поставщику разнарядку не позднее 15 дней с момента получения наряда. За задержку в высылке разнарядки фондодержатель уплачивает поставщику штраф (п. 70 Положения о поставках продукции, п. 69 Положения о поставках товаров). При отказе указанного в разнарядке покупателя от получения продукции фондодержатель обязан представить поставщику в десятидневный срок новую разнарядку на другого покупателя (п. 14 и п. 13 указанных Положений о поставках).
Планы кооперированных поставок бывают межотраслевые и внутриотраслевые. Первые ежегодно разрабатываются и утверж-
11 В Положении о поставках товаров (п. 13) вопрос о праве покупателей — торговых организаций отказаться от выделенных им товаров решается несколько иначе — такой отказ должен быть принят, если товары выделены им в количестве или ассортименте, не соответствующем их заказу. Это определяется своеобразием составления планов распределения товаров рыночного назначения. Поскольку торговые организации сами определяют на основе изучения ими спроса населения количество и ассортимент подлежащей реализации продукции и дают соответствующий заказ промышленности — постольку они и не могут от него отказаться.
45

даются Госснабом СССР', вторые—соответствующими министерствами и ведомствами2. Оба эти плана доводятся до предприятий их вышестоящим органом. В планах кооперированных поставок содержится наименование организаций, между которыми должны быть установлены отношения по поставке, указывается, какая продукция подлежит поставке (как правило, в родовой номенклатуре), объем поставок (в тоннах и иных показателях). Эти плановые предписания конкретизируются сторонами при заключении договора посредством определения видовой номенклатуры продукции, ее технических характеристик, объема поставки каждого из изделий, комплектности, сроков поставки и т. д. Отношения по кооперированным поставкам носят длительный и устойчивый характер. Министерствам и ведомствам запрещено односторонне изменять сложившиеся межотраслевые связи по кооперированным поставкам3. Значение планов кооперированных поставок и заключенных на их основе договоров состоит в том, что ими закрепляются отношения между предприятиями, связанными единым производственным циклом по созданию сложного конечного продукта. Этот конечный продукт производится одним из предприятий (так называемым «головным поставщиком»), которого другие предприятия (так называемые «смежники») снабжают комплектующими изделиями (полуфабрикатами, деталями, готовыми узлами, принадлежностями), поскольку головной поставщик ввиду сложившейся специализации сам их не производит. Нарушение связей по кооперации приводит к особо нежелательным последствиям, так как отсутствие продукции, производимой одним из смежников, может парализовать деятельность ряда кооперирующихся предприятий.
Следует, однако, иметь в виду, что далеко не все связи по кооперации предприятий оформляются договором кооперированной поставки. Если исходить не из экономических (производственных), а из правовых критериев, то под договорами кооперированной поставки нужно понимать- лишь те договоры, которые заключаются на основе плана кооперированных поставок. Именно они отличаются от других договоров поставки некоторыми юридическими особенностями. Поставки же между кооперирующимися предприятиями производятся во многих случаях по договорам, заключенным на основании выданных нарядов, и никакими специфическими чертами по сравнению с «обычными» договорами поставки они не обладают.
План прикрепления. В условиях проводимой экономической реформы все большее значение придается таким юридическим
' См.: СП СССР, 1967, № 4, ст. 13.
2 См.: Положение о правах министерств СССР (СП СССР, 1967, № 17, ст. 116).
3 См.: СП СССР, 1967, № 4, ст. 13.
46

актам, как планы прикрепления, которые призваны обеспечить устойчивые экономически выгодные связи между предприятиями '. В плане прикрепления указываются предприятия-изготовители и предприятия-потребители, между которыми должны быть установлены длительные отношения по поставкам определенных видов продукции (товаров). В течение действия плана прикрепления эти связи не могут нарушаться, что позволяет изготовителям и потребителям сотрудничать в разрешении вопросов повышения качества продукции, выпуска товаров, пользующихся повышенным спросом, и т. п.
Планы прикрепления являются своеобразной плановой предпосылкой договоров поставки. Определяя субъектов договора и вид подлежащей поставке продукции, планы прикрепления дают возможность поставщикам и покупателям согласовывать на длительный период некоторые условия поставки, заключать долгосрочные хозяйственные договоры. Но при этом ни план прикрепления, ни заключаемый на его основе долгосрочный договор не могут содержать всех необходимых данных о предмете поставки, главным образом о количестве поставляемой продукции (товаров).
В плановых договорах количество поставляемой продукции, а также ряд других существенных условий определяются наря-дами, выдаваемыми на год (полугодие). Поэтому долгосрочный договор становится действительным основанием поставки лишь после уточнения этих условий в соответствии с выданным нарядом. Именно к этому моменту следует приурочивать возникновение обязательства по поставке. Сам же по себе долгосрочный договор является договором об организации хозяйственных связей на определенных условиях, а план прикрепления выступает как его плановая предпосылка.
Порядок заключения договоров поставки определяется Гражданским кодексом и Положениями о поставках. В соответствии с установленным ч. I ст. 160 ГК общим правилом договор поставки считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным пунктам договора.
Действующее законодательство предусматривает, что достижение подобного соглашения между поставщиком и покупателем может быть осуществлено в трех формах: 1) путем заключения договора в обычном порядке, 2) путем принятия заказа к исполнению и 3) путем принятия наряда к исполнению.
При обычном порядке заключения договора поставщик в десятидневный (а при поставке товаров народного потребления— в пятнадцатидневный) срок после получения наряда составляет проект договора, подписывает его, скрепляет печатью и (в двух экземплярах) направляет покупателю. Последний в десятидневный
См.: СП СССР, 1967, № 4, ст. 13, п. 8,
47

срок со дня получения проекта договора обязан подписать его и один экземпляр возвратить контрагенту. При несогласии с теми или иными условиями проекта договора покупатель прилагает к подписываемому им договору два экземпляра прото- . кола разногласий, в котором формулирует свою редакцию спорных пунктов. Поставщик в 10-дневный срок после получения протокола- разногласий обязан рассмотреть его, включить в договор принятые предложения покупателя, а спорные вопросы передать в этот же срок на рассмотрение арбитража, уведомив об этом покупателя. Если поставщик в течение этого срока не передаст неурегулированные разногласия на разрешение арбитража, то предложения покупателей считаются принятыми поставщиком.
При заключении многих договоров поставки большое значение имеет согласование спецификаций. Спецификация—это документ, в котором дается детальная характеристика подлежащей поставке продукции (товаров). Нередко в спецификации содержатся и другие конкретизирующие условия договора показатели (например., о сроках поставки тех или иных изделий). Целесообразность фиксации детальной характеристики продукции (товаров) не в самих договорах, а в спецификациях определяется тем, что договоры заключаются, как правило, на длительный срок и учесть в момент их заключения все детали невозможно. Кроме того, это привело бы к излишней громоздкости договора. • Поэтому, если заключается, например, договор на поставку тканей сроком действия на год, то в самом тексте договора фиксируется общий объем поставок и основные данные о продукции. Вопросы же, связанные с артикулами поставляемых тканей, их расцветкой и т. п., разрешаются в поквартально согласовываемых спецификациях. Это позволяет полнее учесть спрос населения, зависящий от времени года, моды и многочисленных иных факторов. Спецификации являются неотъемлемой частью договора.
При заключении договора поставки путем принятия заказа к исполнению покупатель, получив извещение о выделении ему продукции или товаров, в десятидневный срок направляет заказ на продукцию „(товары) поставщику. Заказ считается принятым и договор заключенным,, если в десятидневный срок после получения заказа поставщик не сообщит покупателю об отказе от его принятия.
Заключение договора поставки путем принятия заказа к исполнению может иметь место лишь в случаях, указанных п. 10 Положения о поставках продукции и п. 6 Положения о поставках товаров (поставки продукции или товаров на сумму до 7,5 тыс. руб., разовые поставки и др.).
Принятие наряда к исполнению применяется в тех случаях, когда в выданных поставщику и покупателю нарядах (или за-
48

меняющих их документах) на поставку продукции или товаров содержатся все необходимые для осуществления поставки данные, ввиду чего не требуется согласования каких-либо дополнительных условий.
Наряд признается принятым поставщиком и покупателем к исполнению, если в десятидневный срок после его получения сторонами ни одна из них не сообщит другой стороне и органу, выдавшему наряд, о своем несогласии с нарядом либо не предложит контрагенту согласовать дополнительные условия поставки '.
Ответственность сторон за нарушение порядка заключения договора поставки предусмотрена Положениями о поставках продукции и товаров и постановлением Совета Министров СССР № 988 от 27 октября 1967 г. В частности, п. 12 постановления № 988 устанавливает, что за просрочку или необоснованное уклонение от заключения договора с виновной стороны взыскивается штраф в размере 50 руб. за каждый день просрочки, но не свыше 500 руб.
В таких же размерах взыскивается штраф с организации, не представившей в установленный срок спецификации, необходимой для заключения договора. В случаях, когда срок представления спецификации обусловлен договором, а сторона ее не представляет, то с нее взыскивается штраф в размере 2% стоимости продукции, на которую не представлена или несвоевременно представлена спецификация (п. 13 постановления № 988).
§ 3. СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА И СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ПОСТАВКЕ
Субъекты договора поставки. Сторонами в договоре поставки могут выступать государственные, кооперативные и общественные организации.
Поставщиками обычно являются промышленные предприятия, изготовляющие продукцию (товары). Они же являются основными покупателями сырья, полуфабрикатов, машин, станков, инструментов и другой продукции, необходимой для их производственной- деятельности. Постоянную потребность в строительных материалах, электрооборудовании, приборах и т. п. для осуществления своих производственных и иных функций имеют и другие хозрасчетные государственные организации. Все они как потребители продукции (товаров) могут быть покупателями в договоре поставки.
' Более подробно об общих правилах, регламентирующих порядок заключения договоров, в том числе и договора поставки, см. § 3 гл. 21 т. 1 настоящего учебника.
49

Вместе с тем в роли поставщиков и покупателей нередко выступают снабженческо-сбытовые организации промышленности в лице их хозрасчетных управлений, контор, баз, складов, которые в качестве покупателей приобретают продукцию у предприятий-изготовителей и в качестве поставщиков реализуют ее непосредственным потребителям.
В подобном положении находятся и оптовые торговые базы, которые приобретают товары народного потребления для розничных торговых предприятий.
Деятельность государственных бюджетных организаций, равно как и общественных организаций, не связана с производством и реализацией продукции (товаров). Поэтому в договоре поставки они могут участвовать только как покупатели необходимых для их хозяйственных нужд предметов. Колхозы и совхозы реализуют производимую ими сельскохозяйственную продукцию по договорам контрактации, а договоры поставки заключают лишь в качестве покупателей стройматериалов, сельхозтехники и т. д.
В Особых условиях поставки или других нормативных актах может быть прямо указано, какие организации должны заключать в качестве поставщиков или покупателей договоры на поставку определенного вида продукции (товаров). В этой связи следует обратить внимание на ту роль, которая отводится Всесоюзному объединению «Сельхозтехника». Только его организации в соответствии с законом могут приобретать у промышленных предприятий технику для сельского хозяйства и являться ее поставщиками колхозам и совхозам 1.
Множественность лиц в договоре поставки. Иногда отношения по поставке оформляются договором, в котором на одной стороне выступает несколько субъектов и каждый из них принимает на себя обязанность выполнить договор в определенной доле. Такие договоры именуются долевыми (например, если на стороне покупателя выступают несколько райпотребсоюзов во главе с облпотребсоюзом). Для заключения долевого договора необходимо, чтобы договор был подписан всеми дольщиками, а не только вышестоящей организацией (например, облпотребсоюзом). В противном случае договор не может быть признан долевым. Применение долевых договоров предусмотрено Положениями о поставках товаров (п. 8).
В качестве дольщиков могут выступать только организации, пользующиеся правами юридического лица, иначе невозможно осуществить принцип самостоятельной ответственности дольщиков за неисполнение обязательств.
' См.: СП СССР, 1961, № 3, ст. 18.
50

Общая характеристика структуры договорных связей по поставке. Договорные отношения по поставке с точки зрения их структуры могут быть прямыми (простыми) и сложными.
Прямые договорные связи признаются в настоящее время основной формой целесообразной организации отношений по поставкам '. При прямых связях договор поставки заключается непосредственно между предприятиями-изготовителями и предприятиями-потребителями продукции (товаров). Это позволяет сделать договор поставки эффективным средством воздействия на хозяйственную деятельность его участников. Вступая в непосредственные контакты, изготовители и потребители могут в полной мере учесть в договоре свои интересы, включить в него необходимые условия о качестве, комплектности, ассортименте продукции (товаров), форме расчетов и т. п., контролировать их соблюдение и добиваться их выполнения путем действенного применения имущественных санкций к неисправным контрагентам.
Сложные договорные связи допускаются законом в тех случаях, когда хозяйственные интересы делают целесообразным участие в договорных отношениях по поставке посреднических звеньев, в качестве которых обычно выступают снабженческо-сбытовые и комплектующие организации.
В хозяйственных отношениях с участием снабженческо-сбы-товых и комплектующих организаций движение продукции (товаров) от изготовителя к потребителю опосредствуется двумя договорами: один из них заключается посреднической организацией в качестве покупателя с предприятием-изготовителем, второй — этой же организацией, но в качестве поставщика с предприятием-потребителем. Такое усложнение структуры договорных связей нередко бывает экономически оправдано. Так, снабженческо-сбытовые организации, участвуя в договорных отношениях, обеспечивают необходимую подсортировку продукции, ее хранение и т. п. Через базы и склады наиболее целесообразно производить снабжение продукцией мелких потребите- ' лей в так называемых нетранзитных количествах2.
Важную роль в организации комплектных поставок оборудования выполняют, заключая договоры поставки в качестве посредников, комплектующие организации.
Они выявляют потребности строящихся и реконструируемых предприятий в оборудовании, заключают с его изготовителями договоры поставки и добиваются их надлежащего и согласованного исполнения, обеспечивая тем самым ритмичность и
' См.: СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153.
2 Транзитная норма отгрузки определенной продукции устанавливает то ее минимальное количество, которое завод-поставщик обязан отгрузить потребителю. От отгрузки продукции в количестве меньшем, чем транзитная норма, поставщик вправе отказаться.
51

комплектность поставок на стройку всего необходимого оборудования. Строящиеся и реконструируемые предприятия благодаря посреднической деятельности комплектующих организаций освобождаются от сложной работы по' координации поставок большого количества различных машин, агрегатов, кабельных изделий и т. д.'.
§ 4. СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ
Условия договора поставки. Для договора поставки характерно четкое перечисление законом тех условий, которые должны быть согласованы и зафиксированы сторонами. К ним относятся условия о 1) количестве поставляемой продукции, 2) ее ассортименте, 3) качестве, 4) комплектности, 5) маркировке, 6) упаковке, 7) сроках поставки, 8) транспортировке (т. е. о том, как распределяются обязанности сторон по доставке продукции), 9) цене, 10) порядке-расчетов. Кроме того, стороны должны определить перечень документов, отсылаемых покупателю продукции (например, удостоверяющих ее качество), порядок и сроки их отсылки. Любая из сторон может потребовать согласования любого условия, которое она считает целесообразным включить в договор. Условия об ответственности за нарушение договора, если контрагенты не считают нужным дополнять или изменять содержащиеся по этому вопросу установления закона, оговариваются обычно общей ссылкой на их применение.
Количество продукции, которое поставщик обязан поставить контрагенту, устанавливается нарядом, иным актом планирования, либо соглашением сторон, если продукция не включена в план поставки.
При изменении плановыми органами количества подлежащей поставке продукции (товаров) после, заключения договора соответствующее изменение сторонами условия договора о количестве оформляется дополнительным соглашением между ними. Если в связи с изменением количества не требуется дополнительного согласования спецификации, технической характеристики, ассортимента и сроков поставки, то изменение договора может быть оформлено путем обмена письмами, телеграммами или путем приложения к договору соответствующего извещения об изменении наряда (см. п. 20 Положения о поставках продукции).
Количество поставляемой продукции определяется в договоре в натуральном и денежном выражении.
' См.: СП СССР, 1966, № 13, ст. 125.
52

Если иное договором не установлено, то поставка продукций производится в пределах каждого квартала ежемесячно равными партиями (п. 22 Положения о поставках .продукции).
Ассортимент продукции (товаров). Продукция (товары) подлежит поставке в ассортименте, предусмотренном в самом договоре либо в прилагаемой к нему спецификации (ст. 260 ГК, п. 21 Положения о поставках продукции, п. 19 Положения о поставках товаров).
Ассортимент устанавливается в целях конкретизации предмета договора и характеризует количественное соотношение отдельных видов поставляемой продукции (товаров), а внутри каждого вида — соотношение подвидов по расцветке, фасонам, размерам и т. д. Если, например, поставляется кожаная обув^, то указывается, какая часть обуви должна быть мужской, женской, детской. Внутри каждого вида дается разбивка по артикулам, фасонам, размерам и т. д. '
В связи с этим различают ассортимент групповой (по видам, группам) и развернутый (детальный). Групповой • ассортимент обычно устанавливается в плановом акте, развернутый — в договоре ^ли спецификации.
При заключении договора вопросы, связанные с уточнением ассортимента, особенно по поставкам товаров народного потребления, приобретают особое значение. Потребителю нужен не любой товар, а удовлетворяющий его потребности наилучшим образом. Ввиду этого постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 августа 1960 г. «О мерах по, дальнейшему улучшению советской торговли» установило, что планы производства товаров народного потребления должны утверждаться для промышленных предприятий на основании заказов организаций государственной торговли и потребительской кооперации и заключенных ими с промышленностью договоров на поставку товаров '.
При поставках товаров народного потребления согласование развернутого ассортимента производится, как правило, на периодически организуемых ярмарках оптовой продажи товаров, где заключаются договоры поставки между промышленными предприятиями и организациями оптовой-торговли.
Качество поставляемой продукции (товаров) определяется указываемыми в договоре ГОСТами, техническими условиями, образцами (ст. 261 ГК, п. 35 Положения о поставках продукции, п. 32 Положения о поставках товаров).
Если качество продукции (товаров) определяется утвержденными или согласованными образцами (эталонами), то они должны быть точно описаны в договоре с указанием порядка их хранения.
' См. также п. 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. (СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153).
53

Требования ГОСТов, технических условий и образцов являются обязательными для сторон и отступление от них в сторону понижения качества продукции (товаров) не допускается.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «Об улучшении планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (п. 3) указывает на необходимость совершенствования государственных стандартов и повышения их роли как средства улучшения качества продукции и товаров.
С той же целью—улучшения качества промышленной продукции — введена ее государственная аттестация, призванная повысить показатели продукции, установленные государственными стандартами (ее эксплуатационные и потребительские свойства, надежность и долговечность, технологичность, соответствие эстетическим требованиям и т. д.), а также обеспечить экономическую выгоду для потребителя. Перечень продукции, подлежащей аттестации, согласовывается министерствами (ведомствами) с Госпланом СССР и Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
Для обозначения аттестованной продукции вводится государственный «Знак качества», утвержденный Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров
v-iv^C^r"
Аттестованная продукция оплачивается с надбавкой к оптовой цене в течение срока действия «Знак качества».
Поставка продукции (товаров) более высокого качества, чем того требуют ГОСТы, технические условия или образцы, может быть предусмотрена и сторонами в договоре.
В договоре должно быть обусловлено, какими документами поставщик удостоверяет качество продукции, ее соответствие ГОСТам, техническим условиям, образцам. Такими документами могут быть удостоверение ОТК, технический паспорт, удостоверение о качестве, сертификат, акт технической приемки и др.
Статья 48 Основ и ст. 263 ГК предусматривают возможность установления гарантийных сроков в отношении продукции, предназначенной для длительного пользования или хранения. Гарантийный срок—это срок для установления в надлежащем порядке скрытых недостатков поставляемой продукции (товара). Значение гарантийного срока определяется тем, что он превышает общий 4-месячный срок, установленный для обнаружения таких недостатков п. 9 Инструкции о порядке приемки продукции и товаров по качеству.
Следует различать гарантийные сроки и сроки предъявления претензий по поводу недостатков продукции (товаров). Претензии предъявляются в установленные сроки после составления актов о недостатках продукции, в частности, актов о скрытых дефектах, вещи, обнаруженных в течение гарантийного срока.Тече-
54

ние срока предъявления претензии начинается со дня составления акта о скрытых недостатках и от окончания гарантийного срока не зависит. Поэтому претензию можно предъявить и после истечения гарантийного срока, если акт о скрытых недостатках был составлен в период его действия.
В случае обнаружения и актирования покупателем в течение гарантийного срока скрытых недостатков продукции (товаров) поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в поставленной продукции (товаре) или заменить ее, если не докажет, что недостатки возникли вследствие нарушения покупателем правил хранения или пользования продукцией (товаром).
Гарантийные сроки определяются ГОСТами или техническими условиями.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>