<< Предыдущая

стр. 3
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Если в ГОСТах или технических условиях гарантийные сроки на поставляемую продукцию не предусмотрены, то стороны могут сами определить их в договоре. Сторонам также предоставлено право устанавливать более продолжительные гарантийные сроки, чем это предусмотрено государственными стандартами или техническими условиями.
Комплектность продукции (товаров). Комплектной называется такая продукция, единица которой включает в себя определенное количество составных и запасных частей, принадлежностей и т. д.
Согласно ст. 264 ГК, а также Положений о поставках комплектность поставляемой продукции определяется ГОСТами, техническими условиями или прейскурантами. В необходимых случаях комплектность продукции может быть определена, в договоре.
Поставщик не вправе отказаться от поставки тех частей и принадлежностей, которые включены в комплект, предусмотренный ГОСТами либо техническими условиями. Однако по специальному соглашению сторон состав комплекта может быть изменен (например, расширен, за что покупатель обязуется уплатить повышенную цену).
Тара и упаковка. На поставщике лежит обязанность поставить продукцию в надлежащей харе и упаковке. Исполнение этой обязанности имеет большое значение для сохранения целости продукции, ее качеств и естественных свойств. При поставках жидких и газообразных веществ, табачных изделий, сахара и др. тара технически необходима—без нее невозможен отпуск продукции (товара). В других случаях тара не является технически необходимой для отпуска продукции (товара), но она защищает ее от порчи, загрязнения, сохраняет ее качества.
При поставках продукции (товаров) вопрос о таре и упаковке разрешается ГОСТами, техническими условиями, Особыми условиями поставки или соглашением сторон.
55

Если способ упаковки и тара определены ГОСТами или техническими условиями, то стороны в договоре должны сослаться на ГОСТ, дату утверждения технических условий и орган, их утвердивший. В договоре стороны могут предусмотреть улучшенную, по сравнению с ГОСТами или техническими условиями, тару и упаковку.
Маркировка. Индивидуализация продукции (товаров) осуществляется с помощью маркировки, которая используется в целях усиления ответственности изготовителей за качество выпускаемой продукции.
Под маркировкой понимается указание на самом изделии или упаковке производственной марки изготовителя, а также данных, характеризующих продукцию (товары). Порядок марки-^ ровки устанавливается ГОСТами, техническими условиями или Особыми условиями и договорами.
Сроки поставки. Согласно п. 22 Положения о поставках продукции и п. 21 Положения о поставках товаров общими сроками поставки (.независимо от срока действия договора, который заключается чаще всего на год) являются квартальные сроки. Это означает, что стороны должны согласовать в договоре вопрос о том, в каком квартале надлежит произвести поставку, хотя бы в наряде, лежащем в основе договора, срок поставки определялся годом или полугодием.
Кроме того, указанные пункты Положений устанавливают в качестве общего правила, что поставка продукции (товаров) должна производиться внутри квартала в месячные частные сроки. Таким образом, если стороны не договорились об учете поставок в целом за квартал либо если невозможность поставок по частям внутри квартала не вытекает из особенностей договора, в частности из его предмета (например, когда предметом поставки является один станок), считается согласованным, что поставка производится ежемесячно равными партиями. Особыми условиями или соглашением сторон могут быть установлены и иные внутриквартальные либо внутримесячные сроки поставки. .
При разовой поставке может быть точно определена дата или месяц исполнения обязательства. При разрешении споров о сроках поставки органы арбитража исходят из необходимости обеспечить нормальную, ритмичную работу предприятий и организаций-потребителей и в то же время учитывают производственные возможности поставщика.
В соответствии с п. 23 Положения о поставках продукции и п. 22 Положения о поставках товаров временем исполнения обязательства по поставке продукции (товара) считается:
а) при отгрузке продукции (товара) иногороднему покупателю—день сдачи продукции органам транспорта, определяемый датой штемпеля на транспортном документе;
56

б) при сдаче продукции (товара) на складе поставщика (изготовителя) или получателя (покупателя) —день составления приемо-сдаточного акта или расписки получателя (покупателя).
Досрочная поставка возможна, если, во-первых, это не противоречит смыслу договора и, во-вторых, если такая поставка согласована с покупателем (получателем). Продукция (товары), поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается в счет количества продукции (товаров), подлежащей поставке в следующем сдаточном периоде (п. 22 Положения о поставках продукции, п. 21 Положения о поставках товаров).
Транспортировка. Договором поставки должно быть предусмотрено, на какой из сторон лежит обязанность по перемещению продукции или товаров от поставщика к покупателю, т. е. на ком лежит обязанность по обеспечению перевозки груза'. Как правило, при иногородней поставке (когда поставщик и покупатель распбложены в разных городах) обязанность по отгрузке продукции (товаров) лежит на поставщике, а при одногородней поставке — на покупателе. Однако из этого общего правила имеются многочисленные исключения (см. п. 25, 26 Положения о поставках продукции и п. 24—26 Положения о поставках товаров).
При иногородней поставке продукция покупателям отгружается железнодорожным или водным транспортом малой скоростью. По требованию покупателя продукция может доставляться ускоренным способом или другими видами транспорта (например, воздушным), однако дополнительные расходы относятся в этом случае на покупателя.
Цена на продукцию или товары определяется в порядке, установленном законом. На некоторые виды продукции предприятию предоставлено право устанавливать цену по согласованию с заказчиком (ст. 74 Положения о предприятии). В договоре, как правило, содержится ссылка на прейскурант или иной источник, в котором фиксируются цены2. Если в период действия договора произойдет изменение цен на данную -продукцию (товар), то применяется цена, действовавшая в момент
' Речь здесь идет именно о действиях по обеспечению перевозки, а не о расходах по перевозке, которые подлежат учету при определении цены продукции. Например, цена на продукцию может быть установлена прейскурантом франко-склад поставщика. Это означает, что в цену на продукцию не включены какие-либо расходы по ее доставке получателю. Однако законом или договором на поставщика может быть возложена обязанность по организации перемещения этой продукции (доставка ее на станцию отправ- • ления, уплата железнодорожного тарифа и т. д.). Расходы, связанные с совершением указанных действий, должны возмещаться поставщику помимо оплаты продукции.
3 Подобное освещение условия о цене дано в § 2 гл. 27 настоящего учебника.,
57

отгрузки. Об изменении цен поставщик должен немедленно сообщить покупателю.
Расчеты за поставленную продукцию производятся в нормативно установленном порядке. Форма расчетов из числа предусмотренных законом избирается соглашением сторон в зависимости от характера поставляемой продукции, местонахождения плательщика и т.д. Иногда применение той или иной формы расчетов предписывается Особыми условиями поставки. Наиболее распространены расчеты путем акцепта платежных требований, но и такие формы, как расчеты по аккредитиву, плановым платежам, платежными поручениями, находят широкое применение при оплате продукции по договору поставки.
Установленная договором форма расчетов может быть изменена в процессе его исполнения либо по взаимной договоренности, либо поставщиком в качестве санкции за неисправность плательщика'.
Исполнение договора поставки, как и любого иного договора, заключается в совершении тех действий, которые должны быть произведены в соответствии с его условиями. Вместе с тем для поставки характерна детальная регламентация порядка исполнения договора, что находит свое выражение в издании специальных правил, касающихся отгрузки и приемки поставляемой продукции (товаров), норм, регулирующих отношения по производству исполнения третьим лицам, по обеспечению реального исполнения обязательства, и т. д. Ниже рассматриваются некоторые из этих особенностей.
Порядок приемки продукции (товаров) по количеству и качеству определен соответствующими инструкциями2. Поскольку в доставке продукции (товаров), и прежде всего, при иногородней поставке, участвуют транспортные организации, получатель при приемке груза от перевозчика обязан проверить в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. Строгое соблюдение правил приемки грузов от транспортных организаций дает возможность установить причины порчи, утраты или недостачи груза: явились ли они следствием упущений перевозчика или грузоотправителя.
Инструкция о порядке приемки продукции и товаров по количеству устанавливает следующие правила. Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой
' См., например: СП СССР, 1967, № 10, ст. 56, п. 13. Вопрос о порядке расчетов детально рассматривается в гл. 40 настоящего учебника.
2 См.: Инструкции Госарбитража при Совете Министров СССР о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (от 15 июня 1965 г.) и по качеству (от 25 апреля 1966 г.).
58

в таре, производится: а) на складе получателя—при доставке продукции поставщиком, б) на складе поставщика — при вывозе продукции получателем, в) в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта—' при доставке и выдаче продукции органом транспорта (п. 6 Инструкции).
При доставке поставщиком продукции в таре на склад получателя последний, кроме проверки веса брутто и количества мест, может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте. Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и коли-честру товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя.
Инструкцией установлены следующие сроки приемки: продукция, поступившая без тары, в открытой и в поврежденной таре, принимается в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неапломбированных транспортных средств и контейнеров, но не по-зднее сроков, установленных для их разгрузки; в эти же сроки принимается продукция по весу брутто и количеству мест, если она поступила в исправной таре.
Приемка продукции по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте (в случае поступления продукции в исправной таре) производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции не позднее 24 часов с момента получения продукции при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика либо с момента выдачи груза органом транспорта.
На приемку продукции и товаров в районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза предоставляются удлиненные сроки (п. 9 Инструкции).
Приемка должна производиться лицами, уполномоченными на это руководителем предприятия-получателя. В случае обнаружения недостачи в ходе приемки продукции получатель обязан приостановить ее и вызвать для участия в дальнейшей приемке представителя одногороднего отправителя. Представитель иногороднего отправителя вызывается лишь в случаях,-предусмотренных договором либо Особыми условиями поставки. При неявке представителя поставщика в указанные Инструкцией сроки приемка продолжается с участием представителя другого предприятия либо общественности предприятия-получателя, либо без этих лиц, если отправитель дал на это согласие.
59

О-результатах приемки составляется акт (необходимые реквизиты акта перечислены в п. 25 Инструкции), который подлежит обязательному утверждению руководителем предприятия-получателя. К акту прилагаются все необходимые документы (копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки и др.). Акты приемки продукции по количеству регистрируются и хранятся в установленном порядке и являются основными документами для урегулирования взаимоотношений между поставщиками и покупателями.
Покупатель наряду с количественной приемкой должен провести приемку продукции и по качеству. Порядок приемки продукции по качеству урегулирован особой Инструкцией; которая утверждена Госарбитражем при Совете Министров СССР 25 апреля 1966 г.
Транзитная поставка. В процессе исполнения договора поставщик нередко отгружает продукцию (товары) не в адрес покупателя, а по указанию последнего третьему лицу. Такая поставка называется транзитной. Наиболее часто транзитная поставка встречается при сложной структуре договорных связей. Например, сбыто-снабженческая организация, являясь покупателем по договору с изготовителем продукции и поставщиком по договору с ее потребителем, может дать распоряжение изготовителю о производстве исполнения непосредственному потребителю. Отгрузив продукцию в соответствии с таким распоряжением, изготовитель погасит и свою обязанность перед сбы-то-снабженческой организацией и ее обязанность перед потребителем. Однако транзитная поставка' применяется не только при сложной структуре договорных связей. Примером использования транзитной поставки при прямых договорных связях может служить распоряжение головного поставщика-изготовителя сложного оборудования об отгрузке его смежниками комплектующих изделий не в свой адрес, а на завод, где оборудование должно монтироваться.
Широкое применение транзитных поставок обусловливается их экономической эффективностью: сокращением сроков доставки продукции, транспортных расходов и т. д.
Условие о том, что поставка должна производиться транзитом, включается в договор при его заключении. Конкретные получатели продукции при этом обычно не указываются. Документ, высылаемый в процессе исполнения договора покупателем поставщику и содержащий в себе наряду с другими дан-^ ными реквизиты получателей, называется отгрузочной разнарядкой '. Сроки представления отгрузочных разнарядок определяются нормативными актами и договором.
' Отгрузочную разнарядку нельзя смешивать с фондовой разнарядкой, являющейся плановой предпосылкой заключения договора.
60

Конкретизация принципа реального исполнения. В случаях нарушения условий договора ответственность, которая возлагается за это на неисправную сторону, не освобождает ее от исполнения обязательства в натуре1. Для договора поставки характерна подробная, регламентация порядка-последующего исполнения нарушенной обязанности. Так, п. 24 Положения о поставках продукции предусматривает, что количество продукции, не допоставленное поставщиком или не выбранное покупателем в установленный месячный срок, должно быть допо-ставлено (выбрано) в следующем месяце, а не допоставленное (не выбранное) в целом за квартал подлежит поставке (выборке) в первые два месяца следующего квартала, если покупатель (при недопоставке) не отказался в конкретном случае от получения просроченной доставкой продукции. Сторонам предоставляется право устанавливать иные сроки восполнения недопоставки (невыборки), но само правило об обязательности восполнения является императивным. Правило, сходное с описанным, содержится в п. 23 Положения о поставках товаров.
Нормативно урегулирован вопрос о порядке и сроках замены забракованной продукции (товаров) и т. д.
§ 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ
Характерные черты гражданско-правовой ответственности по договору поставки, не зависящие от того, какое из его условий нарушено, сводятся к следующему.
Во-первых, стороны не имеют права вносить в договор условия об ограничении размера подлежащих взысканию убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей.
Поэтому установление в договоре исключительной неустойки—даже за нарушение условий, законной неустойкой не обеспеченных, — следует признать недопустимым. Применяемая при поставке неустойка может носить лишь зачетный или штрафной характер. В целях усиления имущественной ответственности за нарушение условий по качеству и комплектности поставляемой продукции взыскание штрафной неустойки предусмотрено непосредственно законом (см. п. 80, 81 Положения о поставках продукции и п. 81, 82 Положения о поставках товаров);
во-вторых, законодательство по поставкам детально регламентирует случаи ответственности сторон за нарушение обяза-
' О принципе реального исполнения см. § 6 гл. 23 т. 1 настоящего учебника.
61

тельства. Для широкого круга встречающихся нарушений неустойка установлена непосредственно законом. Санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, не обеспеченных законной неустойкой, могут быть предусмотрены самими сторонами в договоре'. Споры об установлении таких санкций рассматриваются арбитражем по заявлению заинтересованной стороны на общих основаниях2;
в-третьих, стороны своим соглашением не могут снизить размеры неустоек, установленные Положениями о поставках и другими нормативными актами. Более того, постановлением Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988 «О материальной ответственности предприятий и организаций, за невыполнение заданий и обязательств» (п. 30) сторонам предоставлено право по обоюдному согласию повышать размеры санкций, установленных действующим законодательством (за исключением размера пени за просрочку платежа);
в-четвертых, органам арбитража предоставлено право взыскивать со стороны по договору, грубо нарушившей его условия, неустойку, штраф и пеню в повышенном до 50% размере, с обращением этой части взысканных сумм в доход союзного бюджета (п. 31 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988). Грубым нарушением условий договора следует считать, в частности, неоднократное нарушение обязательств, длительные просрочки исполнения, причинение ненадлежащим исполнением существенного ущерба кредитору и народному хозяйству, умышленное нарушение договора3;
в-пятых, штрафные санкции, предусмотренные законодательством, должны во всех случаях взыскиваться с неисправных контрагентов. Если истец допустил нарушения, влекущие за собой отказ в удовлетворении иска, но не уменьшающие ответственности другой стороны (например, нарушил порядок и сроки проверки качества и т. п.), то арбитраж имеет право при разрешении спора взыскать с ответчика сумму неустойки и обратить ее в доход союзного бюджета4.
' См. п. 14 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988 «О материальной ответственности предприятий .и организаций за невыполнение заданий и обязательств» (СП СССР, 1967, № 26, ст. 186).
2 См. п. 11 Инструктивного письма Госарбитража при Совете Министров СССР от 28 декабря 1967 г. № И-1-59 «О работе органов арбитража по выполнению постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988».
3 См. п. 16 Инструктивного письма Госарбитража при Совете Министров СССР от 28 декабря 1967 г. № И-1-59.
В исключительных случаях арбитраж имеет право уменьшить размер санкций, подлежащих взысканию, со стороны, нарушившей обязательство (например, с учетом степени выполнения обязательства, причин и последствий нарушения договора и т. д.).
* См. п. 13 постановления Совета Министров СССР от 30 июня 1962 г. «О дальнейшем улучшении порядка заключения договоров на поставку про-
62

Санкции, предусмотренные законодательством о поставках, могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Санкции за нарушение условий договора о количестве поставляемой продукции, ее ассортименте и о сроках поставки.
2. Санкции за несоблюдение качественных показателей продукции (поставка продукции с производственными и конструктивными дефектами, продукции некомплектной, низшего сорта, с ненадлежащей упаковкой или маркировкой и т. д.).
3. Санкции за нарушение условий о цене и расчетах (за необоснованный полный или частичный отказ от акцепта счета, невыставление аккредитива и т. д.).
4. Санкции за иные нарушения обязанностей по договору'. Ответственность поставщика за непоставку (недопоставку). Если поставщик вообще не исполнил в установленный срок своей обязанности" по отгрузке продукции (непоставка) либо исполнил ее частично (недопоставка), он должен выплатить покупателю неустойку, исчисляемую в процентах к стоимости непоставленной (недопоставленной) продукции, а также возникшие в связи с этим нарушением убытки в части, не покрытой взысканием неустойки.
Размер неустойки определен п. 1 постановления Совета Министров СССР № 988 от 27 октября 1967 г. Он дифференцирован в зависимости от длительности просрочки. Если поставщик восполнил недопоставку предыдущего периода в течение 10 дней последующего периода, неустойка взыскивается: по продукции производственно-технического назначения в размере 3%; по товарам народного потребления—2%, по сельскохозяйственной продукции—1%. Более длительная просрочка влечет за собой взыскание дополнительных санкций в размере 5, 3 и 2% соответственно.
Постановлением предусмотрены квалифицирующие обстоятельства, при наличии которых рассматриваемая неустойка взимается в полуторном размере. Обстоятельства эти различны в зависимости от того, идет ли речь о поставках продукции или товаров. К квалифицирующим обстоятельствам относятся: недопоставка как продукции, так и товаров в районы Крайнего Севера и другие районы досрочного завоза; недопоставка товаров в другие союзные республики; недопоставка оборудования для пусковых строек и некоторые другие случаи недопоставки продукции.
дувдии для материально-технического обеспечения предприятий и организаций» (СП СССР, 1962, № 12, ст. 94), а также Инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 27 ноября 1962 г. № И-1-37, «Инструктивные указания Госарбитража», стр. 87—88.
' В тексте будут рассмотрены лишь наиболее существенные случаи ответственности сторон друг перед другом.
63

В постановлении оговаривается, что неустойка за недопоставку опытного и индивидуального оборудования может взыскиваться в иных размерах, установленных Особыми условиями поставки.
При исчислении неустойки за недопоставку продукции (товаров) следует исходить из того, что продукция (товары), по-' ставленная в первые 10 дней текущего сдаточного периода,""" засчитывается в 'счет восполнения недопоставки за предыдущий период, если иной порядок не установлен обязательными для сторон правилами или договором. За недопоставку продукции (товаров) в последний сдаточный период хозяйственного года, по истечении которого действие договора прекращается (например, за декабрь или IV квартал в целом), неустойка взыскивается в максимальных (соответственно 8 и 5%) размерах (см. п. 5 Инструктивного письма Госарбитража при Совете Министров СССР от 28 декабря 1967 г.).
Положения о поставках продукции и товаров устанавливают, .что поставщик несет ответственность за недопоставку в пределах утвержденных планов перевозок (см. п. 59 и п. 57 соответствующих Положений), ибо невыделение поставщику транспортных средств по плану перевозок делает невозможным исполнение им обязательства и, следовательно, исключает вину поставщика. Упоминание в Положениях только об одном этом исключающем вину обстоятельстве не означает, конечно, что во всех остальных случаях поставщик отвечает независимо от своей вины. К ответственности за недопоставку может быть привлечен только виновный поставщик.
Неустойка за недопоставку продукции (товаров) исчисляется, как правило, от стоимости продукции по отдельным наименованиям ассортимента. От общей стоимости не поставленной в срок продукции (товаров) неустойка может взыскиваться лишь в тех случаях, когда ассортимент продукции (товаров) в договоре не предусмотрен.
Ответственность покупателя за необоснованный отказ от получения продукции (товаров) или невыборку предусмотренной договором продукции (товаров). Такое нарушение влечет за собой взыскание с покупателя в пользу поставщика неустойки в размере 3% (2%) стоимости невыбранной продукции (товаров). Данное правило закреплено в п. 74 Положения о поставках продукции и в п. 72 Положения о поставках товаров.
Ответственность за поставку излишней продукции. Поставка излишнего количества продукции (товаров) допустима только с согласия покупателя. Если поставщик нарушает это правило и покупатель отказывается от принятия продукции для использования, оставляя ее у себя на ответственное хранение, то по-
64

ставщик уплачивает покупателю неустойку: по продукции производственно-технического назначения в размере 3%, по товарам народного потребления — 2, а по скоропортящейся продукции—5% стоимости непринятой продукции (п. 2 постановления Совета Министров СССР № 988 от 27 октября 1967 г.).
Ответственность за несоблюдение условий договора о качественных показателях наступает при наличии следующего рода недостатков в поставленной продукции или товарах:
Поставка бракованной продукции (товаров), т. е. продукции (товаров), не соответствующей требованиям ГОСТов, технических условий или образцам. При поставке бракованной продукции (товаров) покупатель обязан: а) отказаться от принятия такой продукции (товаров), б) отказаться от ее оплаты, а если она уже оплачена, потребовать возврата уплаченных сумм, в) взыскать с поставщика штрас^ в размере 20% стоимости забракованной продукции (товаров), г) взыскать с поставщика сверх установленного штрафа причиненные такой поставкой убытки (п. 80 Положения о поставках продукции, п. 81 Положения о поставках товаров, п. 3 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г.).
Таким образом, в целях усиления борьбы за качество поставляемой продукции (товаров) ныне действующие нормативные акты устанавливают жесткую ответственность поставщика за нарушение условий о качестве и в императивной форме предписывают покупателю осуществить свои права по отношению к неисправному поставщику в случае поставки последним недоброкачественной продукции. • •
Если покупатель, которому поставлена бракованная продукция (товары), предъявляет требование о взыскании уплаченных сумм за поставку ему такой продукции и не требует взыскания штрафных санкций с неисправного поставщика, то арбитраж имеет право применить к поставщику санкции по своей инициативе.
Если поставщик признал претензии покупателя (получателя), отказавшегося принять забракованную продукцию, он обязан в течение 10 дней (по скоропортящейся продукции в течение 24 часов) с момента получения претензии распорядиться этой продукцией. В противном случае покупатель вправе реализовать продукцию на месте или возвратить ее поставщику (изготовителю).
Отказ покупателя от поставленной ему бракованной продукции не освобождает поставщика от обязанности допоставить необходимое количество продукции (товаров) в порядке восполнения недопоставки по правилам п. 24 Положения о поставках продукции и п. 23 Положения о поставках товаров. Когда недоброкачественная продукция вовремя не заменена,
65

покупатель вправе кроме штрафа и убытков взыскать неустойку за недопоставку'.
Если покупатель (получатель) уже оплатил продукцию, не соответствующую по качеству (или комплектности) ГОСТам, техническим условиям, образцам или договорам, то он имеет право на списание в безакцептном порядке со счетов изготовителей (поставщиков) излишне уплаченных сумм. Платежное требование на списание таких сумм должно быть представлено покупателем (получателем) в банк в течение 10 дней после составления акта о ненадлежащем качестве (либо некомплектности) продукции (см. п. 7 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988).
Поставка продукции (товаров) с производственными недостатками, которые могут быть устранены на месте, дает покупателю право самому устранить недостатки своими средствами, но за счет изготовителя (поставщика) либо потребовать устранения недостатков поставщиком (изготовителем). В последнем случае срок для .устранения недостатков определяется соглашением сторон. Если поставщик не устраняет недостатки продукции в установленный срок, то он уплачивает покупателю штраф в размере 20% стоимости этой продукции. При устранении поставщиком недостатков размер взыскиваемой с него неустойки снижается до 5% по продукции производственно-технического назначения и до 2% по товарам народного потребления. Однако и в этом случае убытки, причиненные ненадлежащим исполнением, взыскиваются помимо штрафных санкций (п. 4 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г.).
Под производственными недостатками поставляемой продукции понимаются такие недостатки, которые возникли в процессе ее производства и связаны с нарушением технологического режима, отступлением от рабочих чертежей, ухудшающим качество продукции, и т. п.2.
Положение о поставках продукции производственно-технического назначения (п. 61) устанавливает ответственность поставщика в случае обнаружения в продукции конструктивных недостатков, вызванных недостаточной разработкой конструкции станков, машин и других изделий.
Поставка продукции с конструктивными недостатками влечет за собой обязанность изготовителя (поставщика) устранить эти.недостатки своими средствами и за свой счет в кратчайший срок, установленный соглашением сторон. В случае неустране-
' См.: Инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 29 марта 1962 г. (в редакции 1964 г.). «Инструктивные указания Госарбитража», стр. 116.
2 См.: В. П. Грибанов. Ответственность сторон по договору поставки. Госюриздат, 1962, стр. 80.
66

ния конструктивных недостатков поставщик уплачивает неустойку в размере 3% стоимости продукции (при поставке в другие республики и для общесоюзных нужд—4,5%) и возвращает перечисленные ему за дефектное оборудование суммы. Покупатель возвращает в этом случае продукцию изготовителю (поставщику).
В случае возникновения между сторонами спора & том, являются ли недостатки конструктивными или производственными, 'он передается по соглашению сторон на разрешение компетентного органа (например, научно-исследовательского института).
Ответственность поставщика за поставку некомплектной продукции или товаров. Как уже отмечалось выше, комплектность предмета поставки характеризует его качественную •сторону.
Поставка некомплектной продукции, так же как и недоброкачественной, является серьезным нарушением государственной и договорной дисциплины. Исходя из этого, законодательство о поставках обязывает покупателя (получателя) применять к изготовителю (поставщику), поставившему недоброкачественную или некомплектную продукцию, установленные санкции.
Ответственность за поставку некомплектной продукции установлена Основами (ст. 49), республиканскими гражданскими кодексами (ст. 264 ГК), Положениями о поставках, постановлением Совета Министров СССР № 988 от 27 октября 1967 г. (п. 5).
В случае поставки некомплектной продукции покупатель (получатель) обязан: а) потребовать доукомплектования продукции (товаров) или замены некомплектной продукции новой партией в кратчайший срок, установленный соглашением сторон, б) впредь до укомплектования или замены продукции отказаться от ее оплаты, а если такая продукция уже оплачена, потребовать возврата уплаченных сумм, в) взыскать с поставщика (изготовителя) штраф в размере 20% стоимости некомплектной продукции (товаров), включая стоимость недостающих частей, г) взыскать убытки сверх выплаченного штрафа, возникшие у покупателя в результате поставки некомплектной продукции.
Если продукция не была доукомплектована в срок, установленный соглашением сторон, то покупатель вправе вернуть ее обратно.
Поставка продукции более низкого сорта (качества), чем это указано в документе, удостоверяющем качество продукции. В рассматриваемом случае продукция соответствует ГОСТам, техническим условиям, образцам, но поставщик (изготовитель) в документах, удостоверяющих ее качество (например,
67

сертификате), указывает качество более'высоким, чем оно есть в действительности (например, вместо III сорта указывается I сорт).
Поставка продукции или товаров пониженной сортности в соответствии с п. 6 постановления Совета Министров СССР № 988 дает покупателю право: а) отказаться от принятия и оплаты такой продукции (товаров), а если продукция уже оплачена, потребовать возврата уплаченных сумм, б) в случае принятия такой продукции произвести уценку и оплатить ее по действительной цене, в) взыскать с поставщика (изготовителя) штраф в размере 200% суммы уценки продукции, но не более 20% ее стоимости до уценки, г) взыскать помимо штрафа убытки.
Ответственность поставщика за ненадлежащую упаковку и маркировку продукции. При поставке продукции без тары или' в ненадлежащей таре и упаковке, а также немаркированной или ненадлежаще маркированной продукции изготовитель (поставщик) уплачивает получателю (покупателю) штраф в размере 5% стоимости такой продукции (п. 8 постановления Совета Министров СССР № 988).
В случае допущения поставщиком одновременного нарушения условий договора о качестве, маркировке, комплектности и упаковке в соответствии с п. 67 Положения о поставках продукции и п. 68 Положения о поставках товаров взыскание штра4)а за поставку недоброкачественной продукции исключает взыскание -штрафов за некомплектность, отсутствие маркировки (ненадлежащую маркировку), а также за поставку этой продукции в ненадлежащей таре и упаковке.
Ответственность плательщика (покупателя) за нарушение условий о цене и расчетах наступает при:
1) несвоевременной оплате плательщиком продукции или товаров. В этом случае с плательщика (покупателя) подлежит взысканию пеня в размере 0,03% суммы платежа за каждый день просрочки ь
2) неосновательном полном или частичном отказе от акцепта платежного требования. За такой отказ плательщик (покупатель) уплачивает поставщику штраф в размере 5% суммы, от акцепта которой он отказался; .
3) уклонении от оплаты продукции (невыставлении аккредитива, невыдачи чека, несдачи в банк платежного поручения), за что установлен штраф в размере 5% суммы, от уплаты кото-
1 См. постановление Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (СП СССР, 1967, № 10, ст. 56).
68

рой плательщик уклонился (п. 10 постановления Совета Министров СССР № 988).
Положениями о поставках и другими нормативными актами предусмотрены санкции за иные нарушения сторонами своих обязанностей по договору поставки. Как указывалось, неустойка на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, за нарушение которых действующим законодательством санкции не установлены, может, быть- согласована сторонами при заключении договора.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
л
ДОГОВОРЫ НА СНАБЖЕНИЕ ЭНЕРГИЕЙ И ГАЗОМ
§ 1. ДОГОВОРЫ НА СНАБЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИЕЙ
Понятие договора. По договору на снабжение энергией одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется в соответствии с плановым заданием передавать определенное количество энергии другой стороне (абоненту) для целевого использования, а абонент обязуется оплатить принятую и использованную энергию, а также соблюдать правила пользования энергией.
Договор на снабжение энергией—плановый, двусторонний, возмездный договор. Плановой предпосылкой договора является лимит на электрическую или тепловую энергию. Лимит (фонд) дает право использовать определенное количество энергии, но не возлагает на абонента обязанность выбрать лимит. Лимит является основой для заключения договора, создает обязательство заключить договор. Обязательство по отпуску энергии возникает с момента заключения договора'. Плановое распределение лимитов на электрическую и тепловую энергию 'осуществляется в децентрализованном порядке. В тех случаях, когда энергосистема располагает крупными резервами мощности и ее мощность превосходит спрос потребителей, энергоснабжение производится без лимитов по договорам (с учетом производственного плана потребителя, норм расхода энергии на единицу продукции и т. д.).
Основными источниками права, регулирующими договорные отношения по снабжению электрической и тепловой энергией, являются: Правила пользования электрической энергией промышленными потребителями, утвержденные Главным энергетическим управлением, при Госплане СССР (Союзглавэнерго) 12 мая 1959 г.2 и Правила пользования тепловой энергией, утвержденные этим же управлением 12 августа 1959 г.3
* См.: С. М. Корнеев. Договор о снабжении электроэнергией. Гос-юриздат, 1956, стр. 7—15.
2 См.: «Источники», стр. 626. «Нормативные материалы», стр. 308.
3 См.: Правила пользования тепловой энергией. Госюриздат, 1960.
70

Субъекты договора и структура договорных связей. Сторонами в договорах на снабжение электрической и тепловой энер- . гией выступают энергоснабжающие организации и их абоненты (потребители энергии). Энергоснабжающими организациями при снабжении электрической энергией выступают организации «Энергосбыта». Энергоснабжающими организациями могут быть также оптовые потребители — городские коммунальные Электросети Министерства коммунального хозяйства и отделения Главсельэлектро. Оптовые потребители заключают договоры с энергоснабжающими организациями, по которым они выступают в роли потребителей, а затем как энергоснабжающие организации заключают договоры со своими потребителями энергии. В связи с этим следует различать основных абонентов и субабонентов. Первые получают электроэнергию от энергоснабжающей организации (установки абонента непосредственно присоединяются к сетям энергоснабжающей организации), а вторые (субабоненты) получают энергию от сетей основного абонента. Между субабонентами и абонентами также заключаются договоры на снабжение электроэнергией. Аналогичная структура договорных связей может складываться и при снабжении тепловой энергией. Однако при снабжении тепловой энергией нередко заключаются прямые договоры между потребителями и производителями тепловой энергии, особенно в тех населенных пунктах, где нет централизованного снабжения тепловой энергией (нет ТЭЦ и других теплоснабжающих организаций). Прямые договоры заключаются между, владельцами ведомственных котельных и потребителями.
Договоры на снабжение энергией заключаются только между социалистическими организациями. Если потребителем по договору на подачу тепловой или электрической энергии является гражданин, договор по своей юридической природе относится к договору на оказание коммунальных услуг. В ряде случаев обязанность по предоставлению коммунальных услуг является акцессорной обязанностью наймодателя по договору жилищного найма.
Предмет договора. Предметом договоров на снабжение энергией является электрическая или тепловая энергия, предоставляемая потребителю через присоединенную сеть. Электрическая энергия предоставляется в виде поступления электрического тока определенного напряжения и частоты в сеть потребителя. Снабжение тепловой энергией осуществляется также через присоединенную сеть путем предоставления потребителю носителей тепловой энергии в виде горячей воды или пара. Поскольку договоры на снабжение энергией опосредствуют отношения по передаче одной организацией другой определенных экономических благ, постольку они имеют некоторое сходство с договорами поставки.
71

Договоры на снабжение энергией отличают от договора поставки по ряду существенных признаков и прежде всего по предмету договора. В отличие от договора поставки, по договору снабжения энергией предмет договора передается потребителю через присоединенную сеть, и передача осуществляется в процессе постоянной (бесперебойной) производственной деятельности снабжающей организации.
Передаваемая потребителю энергия может соответствовать определенным показателям по количеству и качеству только в случае нормальной, соответствующей техническим правилам деятельности снабжающей организации. Например, чтобы передаваемая электроэнергия соответствовала предъявляемым требованиям (по качеству), энергоснабжающая организация обязана поддерживать определенное напряжение на границе раздела между электросетями потребителя и энергоснабжающей организации в пределах, предусмотренных договором, непрерывно поддерживать необходимую частоту тока и т. д.
В том случае, когда передаваемый предмет отделим от деятельности'передающей организации, передается в соответствующей таре и упаковке или перемещается в определенных транспортных средствах, отношения по передаче опосредуются договором поставки. Даже отдельные виды энергии могут передаваться по договору поставки. Например, электрическая энергия может передаваться потребителю по договору поставки гальванических электробатарей.
Цена и срок договора. Цена в договорах на снабжение энергией определяется в соответствии с утвержденными тарифами.
Сроки снабжения через присоединенную сеть определяются в договоре. Так, при снабжении электрической энергией устанавливаются общие плановые сроки снабжения электроэнергией. Подача электроэнергии осуществляется непрерывно, если договором не предусмотрены перерывы в подаче.
Отличие договора на снабжение энергией от договора поставки. Договоры на снабжение энергией отличаются от договора поставки не только по предмету договора, а также по другим признакам. Например, энергоснабжающая организация в отличие от поставщика получает по договору право контроля за использованием энергии, за техническим состоянием оборудования, потребляющего энергию, в связи с чем в договорах регулируются не только отношения по передаче, но также и организационно-технические отношения по эксплуатации сети энерго-, газоснабжения.
Энергоснабжающая организация, в отличие от поставщика, имеет административные правомочия в отношении потребителя, нарушающего условия использования энергии, нарушающего
72

условия эксплуатации сети снабжения (государственный энергетический надзор инспекторов энергосбытов) '.
Обязанности снабжающей организации. Энергоснабжающая организация обязана обеспечивать снабжение потребителя-абонента электрической или тепловой энергией в течение определенного (договорного) времени. Обязанность обеспечения энергией получает в договоре конкретизацию по количественным и качественным показателям (лимит, электроэнергии в пределах обусловленной мощности, количество мегакалорий, напряжение и частота переменного тока, давление и температура пара и воды). Энергоснабжающая организаций обязана осуществлять контроль за соблюдением потребителем лимитов электрической энергии. При обнаружении превышения заданного Лимита нагрузки (в часы максимума в течение 30 минут и более) она вправе требовать от потребителя снижения нагрузки до установленного лимита. При перерасходе потребителем суточного лимита электроэнергии энергоснабжающая организация имеет право принудительно ограничивать потребителя в пределах до 25% установленного лимита на сутки до полной компенсации допущенного перерасхода.
Энергоснабжающая организация через инспекции обязана осуществлять контроль и надзор за техническим состоянием и режимом работы электроустановки потребителя.
Обязанности абонента. Потребитель-абонент обязан оплатить принятую и использованную электроэнергию по односта-вочным или двуставочным тарифам2. По двуставочному тарифу оплачивается электроэнергия, расходуемая промышленным предприятием на производственные нужды, а также для освещения производственных помещений. Электроэнергия, потребляемая для освещения непроизводственных помещений (клубы, больницы, общежития, столовые, поселки и т. д.), оплачивается по одноставочному тарифу.
При расчетах за электроэнергию, получаемую от энергоснабжающей организации, потребитель-абонент не имеет права взимать с субабонента сверх тарифной стоимости каких-либо надбавок, связанных с передачей электроэнергии (на содержание и эксплуатацию трансформаторной подстанции, линии
' См.: Положение о государственном энергетическом надзоре в СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 29 июля 1967 г. № 726 (СП СССР, 1967, № 19, ст. 135). Государственный энергетический надзор осуществляется органами энергонадзора системы Министерства энергетики и электрификации СССР.
2 Двуставочный тариф состоит: а) из основной платы, уплачиваемой вне зависимости от количества потребленной электроэнергии, за суммарную присоединенную мощность трансформаторов и высоковольтных электродвигателей или за максимальную нагрузку при максимуме не ниже 1000 кет:
б) из дополнительной платы за каждый отпущенный киловатт-час активной энергии, учтенной счетчиком.

электропередач, за снятие показаний счетчика и т. д.). Такое же правило существует при теплоснабжении, и его строго придерживаются арбитражные органы. Например, Красноярский завод ЖБИ, будучи потребителем-абонентом, предоставил тепловую энергию автотресту-субабоненту. Автотрест считал, что с него незаконно взысканы штрафы за невозврат конденсата, расходы по обслуживанию .теплотрассы и другие суммы. Красноярский Госарбитраж требования автотреста отклонил. По заявлению истца и Госарбитража при Совете Министров РСФСР Государственная инспекция по энергетическому надзору дала заключение о незаконности расчетов между абонентом и субабонентом. Инспекция, ссылаясь на правила пользования тепловой энергией, указала, что основной потребитель «не вправе взимать со своих субабонентов какие-либо начисления и сборы сверх тарифной стоимости теплоэнергии». Поэтому, а также по некоторым другим основаниям Госарбитраж при Совете Министров РСФСР отменил решение Красноярского Госарбитража и передал спор на новое рассмотрение'.
Потребитель обязан содержать энергоустановки в технически исправном состоянии, экономно расходовать электрическую и тепловую энергию, соблюдать оперативно-диспетчерскую дисциплину в соответствии с Правилами. Он обязан немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию о всех неисправностях в работе приборов учета, об авариягх, а также о всех неисправностях оборудования, принадлежащего энергоснабжающей организации, но находящегося в помещении или на территории потребителя. Потребитель обязан беспрепятственно допускать в любое время суток инспекторов энергоснабжающих организаций для контроля за режимом потребления энергии и для надзора за техническим состоянием электроустановок.
Ответственность сторон. Энергоснабжающая организация несет ответственность за недоотпуск электрической энергии на производственные нужды в виде штрафа в размере двукратной тарифной стоимости недоотпущенной электроэнергии, если недоотпуск вызван недопоставкой топлива электростанциям. В случае недоотпуска энергии по другим причинам штраф взыскивается в размере восьмикратной тарифной стоимости энергии. Перед оптовыми потребителями энергоснабжающая организация несет ответственность в размере штрафов, выплаченных субабонентам за недоотпуск электроэнергии.
Энергоснабжающая организация освобождается от ответственности, если недоотпуск электроэнергии вызван: а) стихийными явлениями, б) неправильными действиями персонала потребителя или посторонних лиц (ошибочное отключение, на-бросы на линии и т. д.), в) ограничением или прекращением
1 «Госарбитраж при Совете Министров РСФСР, дело № 10/28 за 1964 г.» («Советская юстиция», 1964, № 19).
74

подачи электроэнергии по вине потребителя (п. 42 Правил), г) производством работ по ремонту оборудования при отсутствии резервного питания.
Перечень оснований освобождения от ответственности за недоотпуск электроэнергии дает возможность сделать вывод, что ответственность энергоснабжающей организации может иметь место не только при наличии ее вины, но и за случай, ибо по п. «а» она освобождается от ответственности, если недоотпуск электроэнергии вызван стихийными явлениями (непреодолимой силой). Вместе с тем возможно освобождение от ответственности в том случае (п. «г»), когда недоотпуск электроэнергии может быть обусловлен виновными действиями работников энергоснабжающей организации (необходимость работ по ремонту оборудования вызвана небрежностью обслужива'ющего персонала). В этом состоит специфика ответственности энергоснабжающей организации в отличие от общего правила ответственности по ст. 37 Основ гражданского законодательства.
В случае нарушения качественных показателей (отпуска электроэнергии пониженного' или повышенного напряжения против установленных пределов) энергоснабжающая организация уплачивает потребителю штраф в размере 25% стоимости электроэнергии, потребляемой им с пониженным или повышенным напряжением на нужды производства. Такая ответственность не наступает, если отпуск электроэнергии пониженного качества произошел в те сутки, когда потребитель допускал превышение установленных лимитов или не соблюдал введенного энергоснабжающей организацией графика ограничения. Неустойка за отпуск электроэнергии пониженного качества является исключительной, ею исчерпывается материальная ответственность энергоснабжающей организации перед потребителями.
В случае неисполнения договорных обязанностей потребителем-абонентом (неоплата счета в течение 10 дней' со дня вручения; самовольное присоединение новой мощности; расходование электроэнергий сверх лимита; присоединение токоприемника помимо счетчика; неудовлетворительное состояние электроустановок, угрожающих аварией; недопущение инспектора для обследования электроустановок или приборов учета электроэнергии) —для него могут наступить следующие последствия: энергоснабжающая 'организация имеет право, предварительно предупредив потребителя, прекратить полностью или частично подачу ему электроэнергии.
§ 2. ДОГОВОР НА СНАБЖЕНИЕ ГАЗОМ
Понятие договора. По договору на снабжение газом одна сторона (газоснабжающая организация) обязуется передавать другой стороне в установленные сроки через присоеди-
75

ценную сеть определенное плановым актом количество газа, а другая сторона (потребитель газа) обязуется принять газ, соблюдать правила использования газа и оплатить принятый газ.
Договор на снабжение газом плановый, двусторонний, воз-мездный, консенсуальный.
Основанием для заключения договоров на снабжение газом является фонд на газ, выделенный предприятиям и учреждениям соответствующими планирующими органами.
Основным источником права, регулирующим договорные отношения по газоснабжению, являются Правила подачи газа магистральным газопроводам и потребителям, утвержденные постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 31 июля 1961 г.'. Правила обязательны как для поставщиков, так и для газоснабжающих организаций и потребителей.
По своей правовой природе договор на снабжение газом относится к договорам снабжения через присоединенную сеть. Он имеет, большое сходство с договорами на снабжение энергией. Предметом договора является газ, передаваемый потребителем через присоединенную сеть.
Цена договора определяется с учетом фонда на газ и ценами на газ, установленными в прейскурантах. Договоры на снабжение газом заключаются на один год. В договорах определяются квартальные и месячные сроки, а также устанавливается среднесуточная норма подачи газа.
Виды договоров. Субъекты договоров. На подачу газа заключается три вида договоров: а) между поставщиками и газоснабжающими организациями, б) между поставщиками (в тех случаях, когда они выполняют 4?ункции газоснабжающих организаций) и потребителями, в) между газоснабжающими организациями и потребителями.
Поставщиками газа выступают промыслы, добывающие газ;
заводы, вырабатывающие газ; предприятия, собирающие и перекачивающие газ.
Потребителями газа являются предприятия,'непосредственно подключенные к магистральным газопроводам. В тех случаях, когда предприятия не имеют возможности подключаться непосредственно к газопроводам, в договорных отношениях участвуют организации, эксплуатирующие газовое хозяйство в городах, управления газового хозяйства, газовые тресты и конторы, которые выступают в договорах с магистральными газопроводами как потребители, а в отношениях с другими предприятиями, которым они подают газ, как газоснабжающие организации.
«Нормативные материалы», стр. 316.
76

Все виды договоров, регулирующих отношения по подаче газа, имеют общую юридическую природу: они являются договорами о снабжении продукцией через присоединенную сеть. Вместе с тем договор между поставщиком и газоснабжающей организацией имеет особенности, отличающие его от договора между газоснабжающей организацией и потребителем. Если первый ближе к договору поставки и в нем преобладают условия, относящиеся к передаче газа по количеству и качеству, то второй содержит больше условий, относящихся к взаимоотношениям сторон по эксплуата-ции газопроводов и газовых сетей.
Обязанности газоснабжающей организации. Газоснабжающая организация (или поставщик) обязана подавать газ контрагенту в количестве, определенном договором, равномерно в течение месяца в пределах среднесуточной нормы. Поставщик обязан обеспечить подачу газа в магистральный газопровод определенного качества, т. е. очищенного от газового бензина, нефти и механических примесей. Химическая очистка или осушка природного газа производится поставщиком или газоснабжающей организацией в зависимости от того, в чьем ведении находятся установки очистки и- осушки газа. Одорирование газа (насыщение его пахучими веществами для обнаружения утечки) производится газоснабжаюицей организацией. Количество поданного газа определяется по, контрольно-измерительным приборам поставщика или газоснабжающей организации, либо потребителя.
Обязанности потребителя газа. Потребитель обязан принять предусмотренное договором количество газа в пределах среднесуточной нормы. Неподача или подача газа сверх плана, а также недовыборка газа потребителями не дает сторонам права требовать восполнения или сокращения приема газа в те-. чение последующего планового периода (месяц, квартал). В этом характерная особенность исполнения договора снабжения газом. Потребитель обязан принять меры к созданию условий для равномерной загрузки газопроводов.
Потребитель обязан немедленно извещать газоснабжающую организацию об авариях и неисправностях на газовых устройствах и газопроводах, вызывающих сокращение или полное прекращение приема газа. Такая же обязанность лежит на газоснабжающей организации в отношении потребителя. Потребители — промышленные предприятия при переводе на газ обязаны обеспечить сохранение топливного хозяйства в качестве резерва.
Потребитель обязан оплатить полученный газ. Расчеты производятся в безакцептном порядке. Счета за поданный газ предъявляются один раз в пять дней, если иная периодичность не предусмотрена договором. Стороны могут обусловить в договоре расчеты в порядке плановых платежей.
77

Ответственность сторон. В договорах на снабжение газом следует различать/ответственность сторон по договору между поставщиком и газоснабжающей организацией и по договору между газоснабжающей организацией и потребителем. В первом случае размер санкций значительно выше, чем во втором (в 10 раз). Так, за неподачу или неприемку газа по первому договору виновная сторона уплачивает неустойку в размере 5% стоимости газа, который был не подан или не принят в течение месяца, а по второму договору неустойка с виновной стороны только 0,5% с той же суммы. В случае нарушения обусловленного договором качества газа либо согласованного давления поставщики платят газоснабжающим организациям штраф в размере 10%, а последние платят потребителю 1% стоимости суточной подачи газа за каждый день, в течение которого было допущено нарушение. В соответствии со ст. 38 Правил подачи газа магистральным газопроводам и потребителям материальная ответственность сторон за неподачу или неприемку газа, а также за нарушение условий о качестве газа исчерпывается вышеприведенными санкциями, т. е. неустойка носит исключительный характер. Следовательно, убытки, понесенные одной из сторон, не подлежат возмещению.
Поставщики, газоснабжающие организации и потребители не несут ответственности за прекращение или уменьшение подачи и приемки газа при: а) стихийных бедствиях, б) авариях на промыслах, газобензиновых заводах, магистральных газопроводах и в городских газовых сетях, возникших в силу обстоятельств, которые нельзя было предвидеть. Таким образом, газоснабжающие организации несут ответственность только при наличии вины с их стороны.

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАКУПКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ
Значение государственных закупок сельскохозяйственных продуктов определяется тем, что они являются важнейшей составной частью экономической связи между городом и деревней, важным средством укрепления союза рабочего класса с колхозным крестьянством. Сущность закупок состоит в планомерном сосредоточении продуктов сельского хозяйства в руках государства, в реализации колхозами и совхозами своей продукции на основе организованного товарооборота.
В решениях XXIII съезда КПСС обращено особое внимание на использование системы закупок для стимулирования производства сельскохозяйственной продукции'.
Большую часть сельскохозяйственных продуктов наше общество получает от социалистических организаций — колхозов и совхозов. Закупки государством продуктов у тех и других осуществляются в единой правовой форме—посредством договора контрактации (ст. 267 ГК). Закупка сельскохозяйственных продуктов от сельского населения производится путем заключения договоров купли-продажи.
Источники правового института государственных закупок. Данный институт складывается из союзного и республиканского законодательства. К числу наиболее важных общесоюзных актов относятся: Основы гражданского законодательства (ст. 51, 52), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1961 г. «О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов»2, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направленные на реализацию решений мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС3, постановление Совета Министров СССР от
' См.: «Материалы XXIII съезда-КПСС». Политиздат, 1966, стр. 248—249.
2 СП СССР, 1961, № 4, ст. 21.
3 СП СССР, 1965, № 8—9, ст. 58, 61—67.
79

4 января 1966 г. «О договорах контрактации сельскохозяйственной продукции», которым в основном одобрен типовой договор контрактации '. Большое значение имеют также акты Государственного комитета заготовок Совета Министров СССР, который разрабатывает и утверждает условия проведения закупок. Среди этих актов необходимо прежде всего назвать «Положение о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции», утвержденное приказом Государственного комитета заготовок от 6 января 1966 г. на основании постановления Совета Министров СССР от 4 января 1966г.2.
Утверждение типовых договоров контрактации производится Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом заготовок Совета Министров СССР. Поэтому к важнейшим республиканским актам, регулирующим отношения по закупкам, кроме ГК относятся и типовые договоры контрактации3.
Определение договора контрактации в тексте закона не сформулировано. Исходя из положений, содержащихся в специальных и нормативных актах, и особенностей этого договора его можно определить следующим образом:
Договор контрактации — это основанное на плане государственных закупок и плане производства сельскохозяйственных продуктов соглашение, по которому одна сторона — хозяйство (колхоз, совхоз) обязуется передать в установленные сроки другой стороне — заготовителю в собственность или оперативное управление определенную продукцию, а заготовитель обязуется принять продукцию, оплатить ее, оказать хозяйству обусловленную законом или договором помощь в передаче продукции.
Договор контрактации, как видно из его определения, является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором. Институт государственных закупок является одним из гражданско-правовых институтов. Вместе с тем по линии планирования государственных закупок и контроля за их проведением применяется и административно-правовое регулирование, а внутриколхозные отношения, складывающиеся в связи спро-
' СП СССР, 1966, № 2, ст. 11. ,
а См. также Инструкцию о порядке и условиях сдачи и приема скота, птицы, кроликов, молока, молочных продуктов и яиц. Сборник приказов и инструкций Государственного комитета заготовок Совета Министров СССР. Заготиздат, 1962, № 22—23.
3 В настоящее время в союзных республиках действуют типовые договоры, разработанные на основе Типового договора, одобренного постановлением Совета Министров СССР от 4 января 1966 г. (СП СССР, 1966, № 2, ст. 11), с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1967 г. (СП СССР, 1967, № 19, ст. 131).
§0

дажей продукции государству, регулируются нормами колхозного права.
Договор контрактации как плановый договор, заключаемый только социалистическими организациями^ сфере их основной хозяйственной деятельности, является хозяйственным договором. В силу этого он имеет общие черты с другими хозяйственными договорами, особенно с договором поставки. Близость названных договоров объясняется тем, что оба они опосредствуют движение товарных масс в социалистическом хозяйстве. Вместе с тем договор контрактации занимает среди хозяйственных договоров самостоятельное место, не сливаясь ни с одним из них. От договора поставки рассматриваемый договор отличается следующими особенностями: во-первых, он имеет свою сферу применения, опосредствует отношения лишь в области товарооборота между городом и деревней, служит единственной правовой формой закупок государством сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов; во-вторых, договор контрактации имеет особый субъектный состав: стороной. продающей продукцию, в нем выступают всегда сельскохозяйственные организации: в-третьих, предметом договора контрактации может быть лишь продукция сельского хозяйства; в-четвертых, исполнению рассматриваемого обязательства, особенно по закупкам продуктов растениеводства, присущ цикличный характер, определяемый условиями сельскохозяйственного производства. Имеются существенные особенности и в плановых предпосылках, содержании прав и обязанностей, построении ответственности сторон по договору контрактации'. Поэтому Государственный арбитраж при Совете Министров СССР неоднократно указывал на недопустимость применения нормативных актов по поставке при разрешении споров, вытекающих из договора контрактации даже в˜тех случаях, когда стороны ошибочно заключили вместо договора контрактации договор поставки сельскохозяйственной продукции.
Роль договора контрактации определяется, во-первых, тем, что он является одной из правовых форм экономической связи между городом и деревней, служит единой правовой формой государственных закупок всех видов продукции колхозов и совхозов.
Во-вторых, этот договор используется как правовое средство организации отношений по закупкам. Он является заказом каждому конкретному Колхозу и совхозу на необходимые государству продукты сельского хозяйства. Договор контрактации позволяет устанавливать между его участниками постоянные
' Подробнее см.: Я. С. Г л икни. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции и его правовые особенности. «Советское государство и право», 1966, № 10, стр. 104—108.
§1

деловые отношения, обеспечивает продуманное выявление и согласование потребностей в сельскохозяйственной продукции с возможностями ее производства в колхозах и совхозах, содействует проведению закупок с учетом состояния и перспектив развития сельскохозяйственного производства в данном колхозе (совхозе), повышает организованность в проведении закупок на условиях, выгодных для обеих сторон.
Значение договора контрактации, в-третьих, состоит в том, что он служит средством конкретизации и реализации планов закупок, средством регулирования отношений по закупкам продукции.
В-четвертых, посредством этого договора обязательство по закупкам оснащается правовыми средствами обеспечения его исполнения, мерами гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей сторон, что способствует укреплению планово-договорной дисциплины в проведении государственных закупок.
§ 2. СУБЪЕКТЫ, ПЛАНОВЫЙ ХАРАКТЕР И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ
Круг субъектов договора контрактации определен действующим законодательством. Сторонами в этом договоре выступают: 1) хозяйство, продающее сельскохозяйственную продукцию, 2) заготовитель, покупающий сельскохозяйственную продукцию.
В качестве хозяйств выступают социалистические организации, производящие товарную сельскохозяйственную продукцию. К ним относятся главным образом колхозы, совхозы, а также опытно-производственные хозяйства сельскохозяйственных научно-исследовательских и учебных заведений, селекционные и опытные станции, подсобные хозяйства некоторых организаций и др.
Заготовителями также являются государственные и кооперативные организации, которые уполномочены государством производить закупки того или иного вида сельскохозяйственной продукции в соответствии с государственными планами и профилем их деятельности.
Права заготовителей на закупаемую продукцию неодинаковы. В ^одних случаях заготовительные организации выступают в основном в качестве посредников, o6ecne4HBatouinx хранение и последующую поставку закупленных продуктов предприятиям промышленности и торговли; другие заготовители—промышленные предприятия производят переработку закупленного сырья; третьи—торговые организации—реализуют закупленные продукты питания непосредственно населению.
82

Если заготовителями выступают собственно заготовительные (а не промышленные или торговые) организации, возможно участие в исполнении договора третьих организаций, которые в соответствии с планами распределения сельскохозяйственной продукции и договорами поставки, заключаемыми с заготовителями, по нарядам последних принимают продукцию непосредственно от хозяйства и производят с ним расчеты.
Участие третьих лиц возможно и на стороне хозяйства. Например, колхозы могут поручать межколхозным организациям по откорму -скота исполнение договора контрактации по передаче части продукции заготовителю.
Плановый характер договора. В основе договора контрактации лежит совокупность двух актов—плана государственных закупок, доводимого до обеих сторон договора, и плана развития сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах (ст. 267 ГК).
Планы закупок доводятся отдельными административно-правовыми актами до колхозов (совхозов) исполкомами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся, а до заготовителей — вышестоящими звеньями ведомств, в которые входят эти организации.
Программа КПСС требует дальнейшего совершенствования планирования, строгого учета интересов сельскохозяйственного производства, правильного его размещения и специализации. Важным мероприятием по коренному улучшению планирования является внедрение перспективного планирования (охватывающего ряд лет с разбивкой по годам), что обеспечивает также его непрерывность'. При этом планы должны быть стабильными, их произвольное изменение в ходе исполнения плановых актов должно быть исключено. При доведении планов закупок до колхозов и совхозов требуется дифференцированный подход к каждому хозяйству с учетом необходимости оставления в хозяйстве продукции для дальнейшего развития производства и для удовлетворения потребностей самих колхозников.
Производственные планы колхозов и совхозов по количеству подлежащей производству продукции и по кругу планируемых мероприятий призваны обеспечить неуклонное выполнение государственных заданий по закупкам. Планирование производства осуществляется самими колхозами и совхозами с последующим рассмотрением планов районными сельскохозяйственными управлениями. Последние проверяют соответствие этих планов заданиям по закупкам и вправе рекомендовать колхозам
' В настоящее время действует перспективный план государственных закупок, утвержденный на 1966—1970 гг. постановлением ЦК КПСС и Со-' вета Министров СССР от I апреля 1965 г. (см. СП СССР, 1965, № 8—9, ст. 58). На этот же срок доведены планы закупок до каждого колхоза и совхоза.
83

и совхозам внести в производственные планы необходимые изменения.
Планами закупок устанавливается количество продукции, подлежащей продаже-закупке, общий ассортимент (по видам продукции), общие сроки продажи. Доведение до колхозов и совхозов дополнительных заданий на продажу продукции сверх количества, установленного планом закупок, не допускается.
Порядок заключения договора контрактации. Руководство и контроль за заключением и исполнением договоров контрактации осуществляют районные сельскохозяйственные управления. Прикрепление колхозов и совхозов к контрактантам для заключения договора производят исполкомы местных. Советов депутатов трудящихся. После такого прикрепления хозяйство и заготовитель становятся обязанными заключить друг с другом договор контрактации. Прикрепление будущих сторон договора должно быть произведено с учетом необходимости расширения прямых договорных связей сельскохозяйственных организаций с промышленными предприятиями и торговыми организациями, исключения излишних звеньев; во внимание принимаются также расстояние до приемных пунктов и условия сообщения.
Договоры контрактации должны по своим условиям соответствовать планам закупок. Условия договора (или договор в целом), противоречащие нормативным актам или плановым заданиям, являются недействительными. Вместе с тем допускается заключение договора контрактации такими сельскохозяйственными социалистическими организациями, которым задание по продаже продукции доведено не было. Действующим законодательством всячески поощряется продажа продукции сверх установленного планового задания '. Условия о продаже сверхплановой продукции могут быть включены в основной договор контрактации, но могут быть зафиксированы и в отдельном договоре2. Важно лишь, чтобы сверхплановая продажа носила строго добровольный характер. Колхозы вправе после выполнения обязательств по государственным закупкам реализовать имеющиеся излишки продукции другими способами, в частности на колхозном рынке. Совхозам в настоящее время
' При заключении договоров контрактации стороны должны исходить из необходимости не только обеспечения выполнения плана закупок, доведенного до хозяйства, но и проведения сверхплановых закупок в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства (см: СП СССР, 1967 № 19, ст. 131).
2 Размеры ежегодных сверхплановых закупок определяются по согласованию с Госпланом СССР не позднее 1 октября предшествующего года, исходя из чего до заготовительных организаций доводятся соответствующие задания. Однако поскольку до колхозов такие задания не доводятся, основанием правоотношения по сверхплановой продаже, оформленной отдельным договором, является лишь договор, а не совокупность плана и договора, как при продаже, осуществляемой во исполнение плана закупок.
84

также предоставлено право реализовать сельскохозяйственную продукцию, которая не находит сбыта у заготовителей, по. своему усмотрению, если действующим законодательством не установлено иное.
Форма договора. Договоры контрактации заключаются в соответствии с типовыми договорами и облекаются всегда в письменную форму. Заключение договоров должно быть произведено^ срок до 1 января года, на который заключается договор. Заключение договоров производится непосредственно в хозяйстве колхоза, совхоза, куда заготовительные организации должны своевременно направить своего представителя. Заключенным договор контрактации считается с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным его условиям и подписания текста договора.
Преддоговорные споры между совхозами и заготовительными организациями рассматриваются органами арбитража. Преддоговорные споры с участием колхозов разрешаются в административном порядке органами управления сельским хозяйством.
Договоры контрактации заключаются сроком на один год либо, если стороны сочтут это целесообразным в интересах установления устойчивых связей, на несколько (до пяти) лет с ежегодным уточнением ассортимента, количества продукции, сроков продажи и других условий.
Структура договорных связей. Вследствие того что каждый заготовитель закупает не всю продукцию, продаваемую хозяйством, а лишь определенные ее виды (в соответствии с профилем деятельности заготовителя), закупки у каждого колхоза (совхоза) производятся в большинстве случаев несколькими заготовительными организациями. Постановлением Совета Министров СССР № 714 от 26 июля 1967 г. установлен порядок, при котором, начиная с 1968 г., колхоз (совхоз) заключает отдельный договор с каждой из заготовительных организаций, закупающих у него тот или иной вид (виды) продукции'. Таким образом, хозяйство заключает не один, а несколько отдельных договоров контрактации, число которых зависит от количества прикрепленных к нему заготовителей. Такой порядок позволяет использовать заключаемые договоры для конкретного урегулирования отношений с учетом условий реализации продукции каждого вида. Исполнение, каждого'из договоров носит обособленный характер.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>