<< Предыдущая

стр. 7
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Так, отношения по ремонту жилого помещения регулируются Типовыми договорами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 1 февраля 1965 г.2. Заключение и исполнение договоров с пошивочными мастерскими и ателье происходит в соответствии с Правилами приема заказов на пошив, ремонт одежды и головных уборов,, утвержденными приказом председателя Государственного Комитета Совета Министров РСФСР по делам местной промышленности от 27 июня 1962 г.3.
Следует назвать Типовой договор, которым регулируются отношения по выполнению районным (межрайонным) отделением «Союзсельхозтехника» ремонтных и других работ4.
1 См. т. 1 настоящего учебника, гл. 1. а СП РСФСР, 1965, № 1, ст. 2.
3 См.: «Нормативные материалы», стр. 373—376.
4 См.: Сборник инструктивных указаний Госарбитража, вып. 21, 1963, стр. 74 и след.; см. также постановление Совета Министров РСФСР от 29 июня 1965 г. «О мерах по улучшению работы предприятий бытового обслуживания населения» (СП РСФСР, 1965, № 14, ст. 86); постановление Со-
173

Сфера применения договоров подрядного типа в наиболее общем виде может быть определена как отношения по выполнению определенной работы и по передаче ее результатов от одного лица к другому. Круг этих отношений весьма широк. Здесь отношения по удовлетворению многих хозяйственных, производственных потребностей социалистических организаций: по капитальному строительству и капитальному ремонту, по выполнению проектных, изыскательских, научно-исследовательских и конструкторских работ, по ремонту машин, инвентаря, внутренних оросительных сетей колхозов и т. п.'. Посредством договора подряда удовлетворяются разнообразные бытовые нужды трудящихся: по пошиву одежды, головных уборов, изготовлению обуви, чистке и стирке одежды, ремонту квартир, бытовых приборов, мотоциклов, автомобилей и т. д.
XXIII съездом КПСС предусмотрено коренное улучшение бытового обслуживания населения, внедрение новых видов бытовых услуг2.
В процессе выполнения договоров подрядного типа происходит производство новых вещей, изменение, улучшение, восстановление, переработка, ремонт старых вещей.
Разновидности договора подряда. Отношения, охватываемые договором подряда, весьма разнообразны. Они подразделяются на две большие группы. Первая из этих групп включает в себя отношения, направленные на удовлетворение хозяйственных нужд социалистических организаций. Эти отношения складываются в области социалистического хозяйства. Вторая группа охватывает подрядные отношения, направленные на удовлетворение бытовых нужд трудящихся. Основное место здесь занимают договоры бытового заказа, в которых заказчиками являются граждане, а подрядчиками выступают социалистические организации, призванные обеспечить удовлетворение бытовых потребностей граждан. Отношения по договорам бытового заказа регулируются нормами не только ГК, но и специальных подзаконных актов.
Некоторые отношения подрядного типа между социалистическими организациями настолько своеобразны, что они обособляются в самостоятельные институты и регулируются специальными нормами права. К числу таких договоров подрядного
вета Министров РСФСР от 29 января 1966 г. «Об улучшении обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих гражданам» (СП РСФСР, 1966, № 1, ст. 10; СП РСФСР, 1966, № 29, ст. 141).
' См.: СП РСФСР, 1966, № 25, ст. 118. Предприятия имеют право принимать от других организаций заказы на производство работ из материалов заказчика или из своих материалов, если этим не будет причинен ущерб выполнению плана (см. п. 48 Положения о предприятии).
2 См.: «Материалы XXIII съезда КПСС». Политиздат, 1966, стр. 192.
174

типа относятся: договор подряда на капитальное строительство (см, гл. 35), на выполнение проектных, изыскательских работ, научно-исследовательских и конструкторских работ.
§ 2. СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ПОДРЯДА. ФОРМА ДОГОВОРА
Субъекты договора подряда. В данном договоре принимают участие две стороны—подрядчик (лицо, принимающее на себя обязанность выполнить определенную работу) и заказчик (лицо, дающее задание). Заказчиками и подрядчиками могут выступать как граждане, так и социалистические организации.
Участие граждан в договоре подряда в качестве подрядчика должно отвечать определенным требованиям закона. В частности, гражданин может принимать на себя обязанности по выполнению работ, которые не отнесены законом к запрещенным промыслам' (например, запрещена переработка давальческой шерсти, изготовление ковров из материалов кустаря, металлических кроватей и т. д.). Следует также иметь в виду, что многие виды работ, не являющихся запрещенным промыслом, могут выполняться гражданами лишь при условии предварительной регистрации дозволенного промысла и получения соответствующего удостоверения или патента (например, изготовление абажуров, люстр, чемоданов, головных уборов, ремонт часов и авторучек, телевизоров, радиоприемников, автомобилей, мотоциклов и т. д.).
Граждане-подрядчики не могут передавать исполнение принятого заказа другим лицам, они не вправе, в частности, передавать задания субподрядчикам.
В большинстве случаев заказы граждан на выполнение работ принимаются социалистическими организациями, которые выступают в качестве подрядчиков во всех договорах бытового заказа.
Социалистические организации, выступая в качестве подрядчиков, могут заключать договоры подряда в пределах своей специальной правоспособности. Они не могут выполнять работы, не соответствующие их уставам2. Для некоторых организаций
' См.: Правила регистрации некооперированных кустарей и ремесленников, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1949 г., и изменения к ним, внесенные постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1958 г. (СП СССР, 1958, № 7, ст. 64). См. также СП РСФСР, 1965, № 18, ст. 110.
2 В случаях, установленных законом, договоры на выполнение бытовых заказов граждан могут выполнять и такие социалистические организации (например, колхозы, совхозы), применительно к которым подрядные работы
175

(ателье, мастерские по бытовому обслуживанию населения и т. п.) заключение и исполнение договоров подряда составляет содержание основной их деятельности.
Социалистические организации-подрядчики .вправе отдельные специальные работы по договору подряда, которые не могут быть выполнены ими самими, перепоручать другим организациям по договору субподряда.
Если социалистические организации выступают в качестве заказчиков, то их контрагентами должны быть, как правило, также организации. Социалистические организации могут давать заказы гражданам на такие работы, которые не могут быть поручены ни работникам данной организации, ни какой-либо другой социалистической организации.
Как правило, между сторонами заключается один договор подряда, но иногда структура договора является более сложной. Так, рыболовецкие колхозы заключают с судоремонтными станциями на год генеральный договор, а на ремонт каждого отдельного судна—локальный договор.
Форма договора подряда определяется по общим правилам (ст. 42—47 ГК), если иное не установлено актами, регулирующими отдельные разновидности договора подряда. Рассматриваемый договор заключается в письменной форме значительно чаще, чем иные договоры, так как моменты заключения .и исполнения договора подряда не совпадают, отношения сторон являются более или менее длительными, что исключает совершение договора в устной форме по правилам ст. 43 ГК.
Договоры бытового заказа заключаются часто путем принятия к исполнению сделанного заказа. В этих случаях договор оформляется выдачей квитанции, составляемой подрядчиком в двух экземплярах и подписываемой обеими сторонами. В квитанции фиксируются все существенные условия договора и элементы задания заказчика.
Если для. той или иной разновидности договора подряда утвержден типовой договор, форма договора подряда должна быть обязательно письменной по образцу типового договора.
§ 3. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ПОДРЯДА
Предмет договора. Предметом договора подряда является результат выполненной подрядчиком работы.
По общему правилу, подрядчик обязан выполнить работы из своего материала и своими средствами, если иное не уста-
не относятся к основному роду деятельности. См. постановление Совета Министров РСФСР от 18 июня 1966 г. «О развитии подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве» (СП РСФСР, 1966, № 18, ст. 96).
176

новлено законом или договором. По договору бытового заказа, поскольку работа выполняется подрядчиком из своего материала, должна быть точно определена норма расходования и стоимость материалов.
При выполнении работы полностью или частично из материалов заказчика подрядчик отвечает за неправильное использование материалов, в чем бы оно ни выразилось. Подрядчик обязан предоставить заказчику отчет в израсходовании материалов и возвратить их остатки. Если из материала заказчика выполняется работа по договору бытового заказа, в выдаваемой заказчику квитанции должно быть указано наименование материала и его оценка по соглашению сторон (ст. 354 ГК). При этом за основу берутся действующие прейскуранты.
Социалистические организации вправе в порядке и в пределах, предусмотренных законодательством СССР и союзных республик, выдавать промышленным предприятиям-подрядчикам для изготовления продукции как материалы, так и оборудование. Такая передача практикуется довольно широко. Например,- предприятия вправе принимать от Других организаций заказы на изготовление отливок, штамповок, деталей, узлов машин и другой продукции из сырья и материалов заказчика. В договоре между социалистическими организациями с использованием материалов заказчика, кроме других условий, предусматриваются нормы расхода материалов, сроки возврата их остатков и основных отходов, а также ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих условий (ст. 355 ГК).
При изготовлении продукции из материалов заказчика между социалистическими организациями практикуется такой порядок, при котором подрядчик оплачивает передаваемое ему сырье, а заказчик при получении продукции выплачивает ее полную стоимость, включая стоимость материалов. При таком порядке сырье, передаваемое заказчиком, переходит в собственность или в оперативное управление подрядчика на период выполнения работ. На последнем же лежит и риск случайной гибели материалов.
В тех случаях, когда подрядчик не является собственником вверенного ему заказчиком имущества, он обязан принять все меры к сохранности такого имущества и несет ответственность при всяком упущении, повлекшем за собой утрату или повреждение имущества (ст. 356 ГК).
По общему правилу риск случайной гибели или порчи материала несет сторона, предоставившая материал, так как в период выполнения работы право собственности или оперативного управления имуществом сохраняется за этой стороной (ст. 356 ГК).
177

Цена договора подряда—это денежная сумма, которую обязуется выплатить заказчик подрядчику за выполненную работу. Размер этого вознаграждения, как правило, определяется в момент заключения договора. Так, именно в указанный момент в большинстве случаев определяется стоимость работ в договорах бытового заказа. Здесь за основу берутся цены по прейскурантам, утвержденным местными Советами'. Стоимость материалов подрядчика в договорах бытового заказа определяется по государственным розничным ценам. Если подрядчиком выступает гражданин, цена договора устанавливается соглашением сторон.
В случаях когда цена договора складывается из многих элементов, составляется смета. Например, составляется сметная калькуляция ремонта судов, ремонта жилого помещения, текущего ремонта сельскохозяйственной техники. При наличии всех исходных данных должна составляться твердая смета, которая не подлежит одностороннему пересмотру и изменению, и оплата работ производится по смете.
При невозможности составления твердой сметы составляется приблизительная смета. В соответствии с ней и производятся расчеты, но допускаются некоторые отклонения с учетом фактической стоимости работ. Если возникла необходимость значительно превысить приблизительную смету, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик по этой причине вправе отказаться от договора, возместив подрядчику понесенные им расходы. Если подрядчик не предупредил заказчика о превышении сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения сверхсметных расходов (ст. 352 ГК). В целях предотвращения споров стороны при составлении приблизительной сметы могут договориться о допустимых пределах отклонений от нее фактической стоимости работ. Правила, закрепленные ч. II ст. 352 ГК, подлежат применению тогда, когда необходимость значительного превышения сметы возникает вследствие обстоятельств, за которые ни подрядчик, ни заказчик не отвечают. В противном случае сверхсметные расходы несет виновная сторона.
Срок исполнения заказа является одним из существенных условий договора подряда. Кроме конечного срока выполнения работ стороны иногда устанавливают срок начала работ по договору, а также часто определяют промежуточные сроки. Начальные сроки устанавливаются при выполнении работ по местонахождению заказчика. Так, по договору ремонта жилого помещения устанавливается не только день, но и час начала работ, для того чтобы заказчик мог создать необходимые для
' Цены на выполнение работ по бытовым заказам мастерскими колхозов устанавливаются самими колхозами либо межколхозными организациями (см.: СП РСФСР, 1966, № 18, ст. 96).
178

этого условия. Об изменении этого срока стороны обязаны предупредить одна другую не позднее чем за 48 часов до его наступления.
Сроки устанавливаются обычно соглашением сторон, но если в основе, договора лежит плановый акт, срок может быть определен этим актом. По договорам бытового заказа максимальный срок выполнения работ может быть установлен актом обл (край) исполкома Совета депутатов трудящихся, Советом Министров АССР. Например, такие сроки установлены для выполнения заказов по пошиву и ремонту одежды, головных уборов.
§ 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
Обязанности подрядчика. Подрядчик обязан выполнить работу надлежащим образом, качественно и в определенный срок. Качество выполненной работы должно соответствовать как условиям договора, заданию заказчика, так и ГОСТам, техническим условиям, если таковые имеются, а также обычно предъявляемым к подобным работам требованиям, хотя бы они и не были упомянуты в соглашении сторон. Поэтому (по смыслу ст. 364 ГК) заказчик вправе предъявить претензии по качеству работы во всех случаях, когда: 1) имеются недостатки, делающие изготовленную вещь негодной к употреблению вообще либо для той цели, которая была обусловлена в договоре, 2) имеются недостатки, снижающие ценность результата работы, независимо от того, допустил ли подрядчик отступления от условий договора. С другой стороны, допущенные в ходе работ отступления от договора могут быть основанием для претензий к подрядчику при условии, что они ухудшили результат работы.
Подрядчик обязан передать результат выполненной работы заказчику в установленный срок. Несвоевременная передача влечет за собой ответственность за просрочку в исполнении договора. С момента передачи право собственности (или право оперативного управления) на предмет договора переходит к заказчику.
Информационная обязанность подрядчика. Статья 358 ГК возлагает на подрядчика обязанность своевременно предупредить заказчика о следующих обстоятельствах: 1) о непригодности или недоброкачественности материала, доставленного заказчиком, 2) о том, что соблюдение подрядчиком указаний заказчика грозит годности или прочности выполняемой работы, 3) о наличии иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, грозящих годности или прочности выполняемой работы.
Приведенная обязанность установлена для подрядчика по двум причинам. Во-первых, потому что подрядчик является
179

специалистом в области выполняемых им работ и может предвидеть отрицательные последствия названных обстоятельств. Во-вторых, подрядчик как исполнитель работ лучше заказчика осведомлен об их ходе и состоянии предмета исполнения.
Требования, касающиеся предмета исполнения по договору бытового заказа, определяются часто не только заданием заказчика, но и соответствующими техническими условиями. Подрядчик вправе по настоянию заказчика допустить некоторые отступления от технических условий, но если это грозит годности или прочности выполняемой работы, заказчик должен быть предупрежден об этом.
Выполнение работы подрядчиком за свой риск. Подрядчик, являясь организационно и имущественно независимым от заказчика, самостоятельным субъектом, по своему усмотрению организует работу и отвечает за ее успешное завершение. Заказчик вправе контролировать ход выполнения своего заказа подрядчиком, но он не может вмешиваться в производственную деятельность подрядчика. В частности, подрядчик должен обеспечить безопасность выполнения работ.
Несение риска подрядчиком заключается в том, что, если предмет подряда до его передачи случайно погиб или окончание работы стало невозможным не jio, вине сторон, подрядчик не вправе требовать вознаграждения-за работу (ст. 363 ГК). Несение риска подрядчиком выражается также в возможности возложения rfa него неблагоприятных последствий, предусмотренных ч. II ст. 352 ГК и ст. 367 ГК.
Возложение на подрядчика риска случайной гибели предмета подряда или случайно наступившей невозможности окончания работы объясняется тем, что предмет договора является результатом деятельности пвдрядчика. Поэтому если заказчик не получает от подрядчика этого имущества по причинам, которые не могут быть поставлены в вину ни одной из сторон, было бы несправедливо обязывать заказчика оплатить работу, результатом которой он воспользоваться не может. Если работа заказчиком частично уже оплачена, подрядчик обязан вернуть полученное обратно.
Наличие вины одной из сторон, вызвавшей своими действиями гибель предмета договора или невозможность исполнения обязательства, служит основанием возложения неблагоприятных последствий неисполнения договора на виновную сторону. При виновности заказчика он обязан оплатить выполненную подрядчиком работу. В частности, подрядчик сохраняет право на вознаграждение за работу при обстоятельствах, когда гибель предмета договора или невозможность окончания работ явились следствием недостатков материала, доставленного заказчиком, либо его распоряжений о способе выполнения работы
180

(ст. 363 ГК). Однако и в этих случаях подрядчик имеет право на вознаграждение при условии, что он выполнил обязанности, возлагаемые на него ст. 358 ГК.
Если случайная гибель предмета договора или невозможность исполнения наступили после просрочки заказчиком в принятии выполненной работы, подрядчик также сохраняет право на получение вознаграждения.
Обязанности заказчика. Заказчик обязан принять выполнен- ' ную подрядчиком работу и осмотреть ее (ст. 361 ГК). Принятие работы заказчиком должно быть произведено, как правило, немедленно, как только подрядчик сообщит об ее готовности. Так, Типовым договором на ремонт жилого помещения установлено, что заказчик должен принять работы в день и^ завершения.
Часто принятие работ соответствующим образом оформляется, например .возвращением подрядчику выданной им квитанции с подписью заказчика и указанием даты получения предмета договора.
Просрочка заказчика в принятии работы влечет за собой переход на него риска случайной гибели предмета договора, а также установленную законом или договором ответственность (см. § 5 настоящей главы).
Заказчик обязан проверить качество работы в момент ее принятия и немедленно заявить подрядчику об отступлениях от договора, ухудшивших работу, или иных недостатках в выполненной работе. Неисполнение или небрежное исполнение этой обязанности влечет за собой невыгодные для заказчика последствия: он не вправе в дальнейшем предъявлять претензии по поводу недостатков, которые могли быть обнаружены.
Некоторыми нормативными актами по договорам бытового заказа установлены максимальные сроки, в течение которых заказчики могут предъявлять претензии по поводу явных недостатков. Так, претензии по поводу явных недостатков в ремонте жилых помещений могут быть заявлены в течение 1 месяца со дня приемки работ, в изготовленных предметах одежды— в течение 10 дней, в выполнении работ по химчистке — в течение 3 дней. Эти правила не противоречат ст. 361 ГК, так как они гарантируют лучшее бытовое обслуживание трудящихся социалистическими организациями.
О недостатках, которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия и которые выявляются лишь в процессе использования предмета договора (скрытые недостатки), заказчик обязан заявить претензии подрядчику немедленно по их обнаружении (ст. 361 ГК). Максимальные -сроки предъявления претензий по скрытым недостаткам совпадают со сроками исковой давности, установленными ст. 356 ГК, либо с гарантийными сроками (см. § 5 настоящей главы).
181

Заказчик обязан выплатить подрядчику установленное вознаграждение. Если работа выполнялась из материалов подрядчика, заказчик кроме вознаграждения за выполненную работу оплачивает также стоимость материалов. При этом по догово»-" рам бытового заказа оплата материалов производится заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в соответствующем типовом договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной работы (ст. 353 ГК). Например, по договору на ремонт жилого помещения материалы могут быть оплачены заказчиком при заключении договора в размере 50% их стоимости при условии, что полная стоимость материалов составляет не менее 10 руб. В случаях, предусмотренных законом, материалы могут быть предоставлены подрядчиком в кредит и их оплата в этом случае производится с рассрочкой по установленным правилам '.
Заказчик обязан оплатить выполненную подрядчиком работу после сдачи всей работы, если иное не установлено законом или договором (ст. 362 ГК). В тех случаях, когда выполняются значительные по объему работы, а подрядные отношения являются длительными, выполняемая работа может оплачиваться по частям либо заказчик может предоставить подрядчику аванс. Однако такой порядок оплаты между социалистическими организациями допускается при условии, что он прямо предусмотрен законом.
Оплата работы по договорам бытового заказа производится в соответствии с типовыми договорами либо полностью при заключении договора, либо путем выдачи аванса при заключении договора с окончательным расчетом при получении выполненного заказа.
В заключение следует отметить, что кроме перечисленных основных обязанностей нормативными актами, регулирующими отдельные виды договора подряда, а также соглашением сторон могут устанавливаться и некоторые другие обязанности. Так, Типовым договором на ремонт жилого помещения установлено, что заказчик обязан подготовить помещение для ремонта: укрыть во избежание порчи мебель, пол, убрать мешающие работе предметы, отвести место для хранения инструмента и вещей работающих. Подрядчик же при выполнении работ обязан исключить порчу мебели, полов и другого имущества.
' См., например, Инструкцию о порядке приема предприятиями бытового обслуживания населения заказов на индивидуальный пошив одежды с оплатой материалов ателье и' мастерских в кредит (СП РСФСР 1962 № 22 ст. 107). ' ' '
182

§ f. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
И ИНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА
Общие положения. Обе стороны несут ответственность за виновное неисполнение ими своих обязанностей. Нормами ГК установлены кроме ответственности и другие неблагоприятные для неисправной стороны последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Например, контрагент неисправной стороны в установленных законами случаях может получить право на отказ от договора, на отдаление срока выполнения обязанности, право требования устранения допущенных в работе недостатков, право на совершение односторонних действий (таких, например, как продажа предмета договора иным лицам).
Ответственность подрядчика за использование материалов заказчика не по назначению, за нарушение условий договора о возврате остатков и основных отходов материалов, за необеспечение сохранности материалов и иных ценностей заказчика выражается либо в обязанности произвести замену соответствующих материальных ценностей другими вещами того же рода, либо в возмещении заказчику убытков в денежном выражении.
Ответственность за невыполнение информационной обязанности. При невыполнении подрядчиком обязанности по предупреждению заказчика об обстоятельствах, названных в ст. 358 ГК, в частности, он лишается права ссылаться на эти обстоятельства как на причину ненадлежащего исполнения договора и несет ответственность за недоброкачественность выполненной работы по общим правилам ст. 364 ГК. Подрядчик освобождается от ответственности за непредупреждение заказчика об упомянутых обстоятельствах лишь при условии, что докажет свою невиновность в этом (если, например, будет установлено, что материалы заказчика имели скрытые недостатки, которые не могли быть обнаружены подрядчиком несмотря на всю внимательность).
Поскольку подрядчик своевременно и обоснованно предупредил заказчика об обстоятельствах, названных в ст. 358 ГК, но заказчик в соразмерный срок, например, не заменит непригодный материал либо не изменит указаний о способе выполнения работ, подрядчик вправе (а по договору между социалистическими организациями обязан) отказаться от договора и взыскать понесенные им убытки (ст. 359 ГК).
Обязанность отказаться от договора по этим основаниям установлена некоторыми нормативными актами и для договоров бытового заказа. Например, правилами приема заказов на пошив одежды запрещено принимать в пошив ткань с резко
183

выраженными пороками. Если подрядчик предупредил заказчика о наличии названных обстоятельств и, не будучи обязанным по закону отказаться от договора, продолжает его исполнение по настоянию заказчика, то он сохраняет право на вознаграждение за работу (ст. 363 ГК). Очевидно, что заказчик не вправе требовать возмещения понесенных им убытков, если подрядчик докажет, что ненадлежащее исполнение договора явилось .следствием обстоятельств, о которых его контрагент был предупрежден, так как в противном случае подрядчик был бы по существу лишен права на вознаграждение за выполненную работу'.
Ответственность подрядчика за просрочку. Подрядчик отвечает за несвоевременное исполнение работ. При этом ответственность может наступить не только за нарушение конечного, но и начального, а также промежуточного сроков исполнения работ. Так, Типовым договором на ремонт жилого помещения установлено, что пеню в размере 0,1% стоимости ремонта подрядчик выплачивает заказчику за каждый день просрочки как начала работ, так и окончания работ. Если работа не окончена по истечении недели со дня наступления срока исполнения заказа, подрядчик выплачивает по этому договору неустойку в размере 2% стоимости ремонта.
В ст. 360 ГК в виде общего правила установлено, что заказчик еще до наступления срока окончания работ может отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, когда подрядчик не приступает к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что ее завершение к установленному сроку становится явно невозможным.
Если заказчик не воспользовался названным правом, а подрядчик не закончил работы к конечному сроку, ответственность подрядчика наступает в соответствии со ст. 225 ГК.
Ответственность за некачественное выполнение работ. Подрядчик отвечает за некачественное выполнение работ. Статья 360 ГК предоставляет заказчику право отказаться от договора еще во время выполнения работ, когда очевидно, что она не будет выполнена надлежащим образом, и либо потребовать возмещения убытков, либо поручить исправление работы третьему лицу за счет подрядчика. Обязательным предварительным условием такого расторжения договора является предоставление заказчиком подрядчику соразмерного срока для устранения допущенных недостатков и невыполнение этого требования подрядчиком. В большинстве случаев основанием для досрочного расторжения договора может служить наличие в выполняемой работе существенных недостатков.
' По этим основаниям нельзя согласиться с противоположной точкой зрения, высказанной В. Г. Вердниковым. См.: «Советское гражданское право», т. 2. «Юридическая литература», 1965, стр. 145—146.
184

Ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение работ в целом по договору -наступает по основаниям, предусмот-' ренным ст. 364 ГК. Если подрядчик допустил отступления от условий договора, ухудшившие работу, или допустил иные недостатки в работе, заказчик вправе по своему выбору требовать безвозмездного исправления недостатков в соразмерный срок либо возмещения понесенных им необходимых расходов по исправлению своими средствами недостатков работы (при условии, что договором предусмотрено такое право заказчика), или уменьшения вознаграждений за работу. Срок для устранения недостатков может устанавливаться в нормативном порядке.
Если подрядчиком допущены существенные отступления от договора либо иные существенные недостатки, заказчик вправе требовать расторжения договора и возмещения убытков. Существенными недостатками или отступлениями от договора должны быть признаны такие недостатки, которые являются при соразмерных затратах неустранимыми и которые делают обычное или обусловленное в договоре использование результата работы невозможным либо значительно снижают <го ценность.
Ответственность заказчика за невыполнение требований подрядчика. Заказчик отвечает за невыполнение обоснованного требования подрядчика о замене непригодного материала или об изменении указаний о способе выполнения работы, грозящих годности или прочности работ. Подрядчик в связи с этим вправе (либо обязан) отказаться от договора и возместить свои убытки за счет заказчика. >
Заказчик, далее, несет ответственность за несвоевременное совершение ряда действии в процессе исполнения договора. Так, в случаях, предусмотренных законом или договором, заказчик выплачивает неустойку за нарушение сроков передачи подрядчику материалов и за несвоевременное исполнение других обязанностей. Неявка, например, заказчика на примерку в мастерскую или ателье » установленный срок отдаляет соответственно срок исполнения заказа и т. д.
Ответственность заказчика за несвоевременную приемку предмета договора. Статья 3-66 ГК устанавливает последствия неявки заказчика за получением вещи, изготовленной по до-' говору бытового заказа. Подрядчик вправе после истечения шести месяцев со дня, когда заказчик должен был получить вещь, и последующего двукратного предупреждения заказчика продать вещь в установленном порядке, а вырученную сумму внести в депозит нотариальной конторы на имя заказчика за вычетом всех платежей, причитающихся подрядчику'.Очевидно,
' Следует отметить, что не отмененные еще нормы некоторых ведомственных нормативных актов, например Правил приема на пошив одежды, противоречащие ст. 366 ГК и ущемляющие права заказчика, в настоящее время применению не подлежат.
185

что подрядчик вправе в данном случае претендовать не только на получение вознаграждения за выполненную работу, возмещение стоимости израсходованных им собственных материалов, но также (при наличии вины заказчика) и на возмещение убытков, причиненных неисправностью заказчика.
Ответственность заказчика за несвоевременную оплату выполненной работы наступает по общему правилу ст. 226 ГК.
Сроки исковой давности. Статья 365 ГК устанавливает по спорам, вытекающим из договора подряда, сокращенные сроки исковой давности. Важно иметь в виду, что эти сокращенные сроки касаются лишь исков, предъявляемых заказчиками по поводу отступлений подрядчика от условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатков в работе, т. е. по спорам о качестве. На другие споры по договору подряда распространяются общие сроки исковой давности.
Иски по поводу явных недостатков могут быть заявлены в течение шести месяцев со дня принятия работы, а по поводу скрытых недостатков — в течение 1 года. Иски по поводу скрытых недостатков в строениях, сооружениях, если одной из сторон в договоре состоит гражданин, могут быть заявлены в течение 3 лет со дня принятия работы.
На определение начального момента сроков исковой давности оказывают влияние гарантийные сроки, которые установлены по многим договорам бытового заказа. Гарантийными являются сроки, в течение которых подрядчик обязан устранить за свой счет по требованию заказчика обнаруженные недостатки, если подрядчик не докажет, что недостатки возникли от неправильного использования или хранения имущества заказчиком. Если в договоре предусмотрен гарантийный срок и претензия заказчиком заявлена в его пределах, течение срока исковой давности начинается со дня заявления претензии, а по договору между социалистическими организациями — со дня обнаружения недостатков в работе'.
Прекращение отношений по договору подряда. Обычным способом прекращения договора подряда служит исполнение обязанностей его сторонами. Но поскольку отношения по договору подряда носят обычно более или менее длительный характер, нормами права установлены и другие основания прекращения договора по инициативе одной из сторон еще в процессе исполнения договора. Эти основания в большинстве своем носят специфический характер, выражают особенности договора подряда.
Заказчик вправе отказаться от договора в соответствии со ст. 360 ГК по мотивам неисправности подрядчика, если под
' Некоторыми другими ГК союзных республик установлены сроки исковой давности иной продолжительности, например ст. 352 ГК Казахской ССР.
186

рядчик не приступает своевременно к исполнению договора либо выполняет работу настолько медленно, что окончание работы к установленному сроку становится явно невозможным. В соответствии с этой же статьей заказчик может отказаться от договора, если подрядчик в соразмерный, назначенный заказчиком срок не устраняет допущенных в работе недостатков.
Важно подчеркнуть, что в двух случаях заказчику предоставляется право отказаться от договора при отсутствии какой-либо неисправности подрядчика. Первый из этих случаев предусмотрен ст. 352 ГК, разрешающей заказчику отказаться от договора с возмещением расходов подрядчика, если в процессе выполнения работ возникла необходимость значительно превысить первоначально составленную приблизительную
смету.
Второй случай предусмотрен ч. III ст. 360 ГК, в соответствии с которой заказчик в любое время до окончания работы может отказаться от договора с уплатой подрядчику вознаграждения за выполненную работу и с возмещением его убытков, с зачетом того что подрядчик сберег вследствие расторжения договора. Для того чтобы это одностороннее прекращение договора, допускаемое в порядке исключения из общего правила, установленного ст. 168 ГК, было правомерным, заказчик обязан лишь доказать, что он сделал это по уважительным причинам, вследствие которых исполнение договора потеряло для него интерес'.
Подрядчик имеет право (а в отношениях между социалистическими организациями обязан) на одностороннее прекращение договора на основании ст. 359 ГК, если заказчик не выполнит требований, предъявленных ему подрядчиком в соответствии со ст. 358 ГК.
' Нормы подзаконных актов, ограничивающих права заказчика на одностороннее прекращение договора в соответствии с ч. Ill ст. 360 ГК, не подлежат применению, если они противоречат этой норме закона. К числу таких норм относится правило о том, что заказ на пошив одежды из материала ателье может быть аннулирован заказчиком только до раскроя ткани. См.:
«Нормативные материалы», стр. 375.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ
ДОГОВОР ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
§ 1. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Капитальное строительство в СССР. Под капитальным строительством понимается производственная деятельность, направленная на обеспечение расширенного социалистического воспроизводства путем создания новых, реконструкции и расширения действующих производственных и непроизводственных основных фондов народного хозяйства страны. Ввиду этого капитальному строительству принадлежит важнейшая роль в осуществлении поставленной Программой КПСС задачи построения материально-технической базы коммунизма в нашей стране.
Способы выполнения строительных работ. Капитальное строительство в нашей стране осуществляется в настоящее время тремя способами: а) подрядным, б) хозяйственным и в) смешанным (хозяйственно-подрядным).
При подрядном способе работы выполняются постоянно действующими хозрасчетными подрядными строительными организациями по договорам подряда на капитальное строительство с организациями-заказчиками. Подрядный способ является в капитальном строительстве господствующим (в 1965 г. этим способом было выполнено 89% всего объема строительно-монтажных работ в стране). Преобладание подрядного способа. объясняется серьезными экономическими преимуществами этого способа перед хозяйственным;
Хозяйственный способ строительства состоит в том, что все необходимые строительные работы (как общестроительные, так и специальные) выполняются для себя собственными силами и средствами организации (предприятия). Выполнение капитальных работ данным способом на действующих предприятиях осуществляется имеющимися у них отделами капитального
188

строительства (ОКСами). Поскольку ОКС является структурным подразделением самого строящего предприятия, договор подряда на капитальное строительство в подобных случаях не заключается. Хозяйственный способ строительства применяется при производстве работ по расширению и реконструкции действующих предприятий, при необходимости выполнения работ небольшого объема. В отдельных случаях (при большой удаленности стройки и отсутствии поблизости строительных организаций) хозяйственным способом могут создаваться и вновь строящиеся крупные объекты.
Смешанный способ строительства сочетает элементы подрядного и хозяйственного. При нем общестроительные работы на собственном объекте хозорган обычно выполняет своими силами и средствами, а комплексы различных специальных работ поручает по договорам соответствующим специализированным подрядным организациям.
Источники правового института. В соответствии со ст. 3 Основ правовое регулирование отношении по капитальному строительству входит в компетенцию Союза ССР. В Основах гражданского законодательства правовому институту капитального строительства посвящена гл. 8 (ст. 67—71), в которой изложены наиболее общие и принципиальные нормы о капитальном строительстве'. Развитие и конкретизация норм Основ содержится в многочисленных специальных нормативных актах, как правило, общесоюзного характера.
Важную роль в регулировании отношений по капитальному строительству играют совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и принятые в их развитие постановления Советского правительства. Среди этих постановлений следует, в частности, указать на постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 августа 1955 г. «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и. снижению стоимости строительства»2, постановление Совета .Министров СССР от 24 августа 1955 г. «Об упорядочении планирования, укреплении хозяйственного расчета, финансовой дисциплины и улучшении сметного дела в строительстве»3.
Статья 71 Основ устанавливает, что договоры подряда на капитальное строительство заключаются и исполняются в соответствии с правилами, утверждаемыми Советом Министров СССР или в установленном им порядке. Такими правилами являются действующие в настоящее время Правила о подрядных
' Нормы Основ (ст. 67—71) воспроизведены в республиканских кодексах (ст. 368—372 ГК).
2 Сборник «Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам строительства от 23, 24 августа и 4 ноября 1955 г.». Госполитиздат, 1956, стр. 3—22.
3 Там же, стр. 82—92.
189

договорах по строительству, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1955 г.'. К Правилам прилагаются Типовой генеральный и Типовой годовой подрядные договоры по строительству.
Другим важным специальным нормативным актом являются Правила финансирования строительства, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г.№7462.
Рассматриваемые отношения по целому ряду общих и частных вопросов дополнительно регламентируются отдельными приказами и инструкциями Госстроя СССР, Стройбанка СССР и некоторых иных союзных органов, республиканскими нормативными актами, инструкциями и приказами союзных, республиканских и иных строительных министерств и ведомств, издаваемыми в пределах их компетенции. Важную роль среди этих нормативных актов играют внутриведомственные и межведомственные инструктивные указания по заключению подрядных и субподрядных договоров.
Понятие и значение договора подряда на капитальное строительство. По договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется' своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно- сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства; принять законченные строительством объекты и оплатить их (ст. 67 Основ, ст. 368 ГК)3.
Договор подряда на капитальное строительство является плановым, консенсуальным, возмездным, двусторонним.
Значение договора подряда на капитальное строительство определяется огромным значением капитального строительства и уже отмечавшимися масштабами-применения в нем подрядного способа. Непосредственное значение данного договора состоит в том, что он используется как юридическая форма жизненно важных экономических отношений по созданию, расширению и реконструкции производственных мощностей и иных основных фондов народного хозяйства, в том числе — отношений по производственному кооперированию между строительными
' Сборник «Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам строительства от 23, 24 августа и 4 ноября 1955 г.». Госполитиздат, 1956, стр. 123—133. В дальнейшем в настоящей главе Правила о подрядных договорах будут именоваться Поавилами.
2 СП СССР, 1965, № 21, ст. 156.
3 Под данное определение договора подряда на капитальное строительство подпадают, однако, не все его разновидности. О классификации договоров подряда на капитальное строительство см. в § 3.
190

организациями. Договор подряда на капитальное строительство относится, таким образом, к числу важнейших видов хозяйственных договоров.
Значение рассматриваемого договора особенно возрастает в настоящее время в связи с решениями партии и правительства о проведении в стране экономической реформы и об усилении в связи с этим роли хозяйственных договоров в интересах последовательного осуществления хозрасчета социалистическими ор-, ганизациями'.
Стороны по договору подряда на капитальное строительство — заказчик и подрядчик. Ими могут быть только социалистические организации (ст. 67 Основ, ст. 368 ГК).
В роли заказчика выступает та социалистическая организация, которая является держателем титула и для которой ведется строительство. Заказчиками являются: при новом строительстве — дирекции строящихся предприятий или иных организаций, при реконструкции и расширении подрядным способом действующих предприятий или иных организаций — сами соответствующие предприятия (организации). Функции заказчиков по жилищному, коммунальному и культурно-бытовому строительству в городах начиная с 1958 г. возложены на исполкомы городских Советов, а в предусмотренных законом случаях—также на предприятия и иные организации ряда союзных министерств и ведомств. В последние годы заказчиками в жилищном строительстве все чаще выступают также жилищно-строитель-ные кооперативы.
В качестве подрядчиков в отношениях по капитальному строительству выступают следующие хозорганы, состоящие на полном хозяйственном расчете с самостоятельным балансом (т. е. являющиеся юридическими лицами): а) общестроительные и специализированные строительные и монтажные тресты или входящие в их состав общестроительные и специализированные управления, а в ряде случаев — входящие в состав этих управлений или непосредственно в состав трестов участки (если они имеют статус-юридического лица); б) домостроительные комбинаты; в) особые строительные организации2.
' См. преамбулу и п. 10 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 153).
8 В отличие от постоянно действующих подрядных строительных трестов особые строительные организации создаются лишь на время, специально для возведения наиболее крупных и сложных объектов (обычно — крупнейших гидроэлектростанций). Выполняя работы на подрядных началах по договору с дирекцией строящегося объекта, особая строительная организация по окончании его строительства ликвидируется, а техника и квалифицированные кадры перебазируются на другую аналогичную стройку, где создается новая особая строительная организация.
191

Названные хозорганы могут б' соответствующих случаях заключать'договоры подряда на капитальное строительство в качестве: 1) подрядчиков (если по договору с заказчиком хоз-орган все порученные ему работы выполняет собственными силами); 2) генеральных подрядчиков (когда часть обусловленных договором _с заказчиком работ хозорган осуществляет своими силами, а остальную-часть—силами привлеченных им других организаций); 3) субподрядчиков (когда работы производятся хозорганом по договору не с заказчиком, а с генеральным подрядчиком).
Вопрос о том, кто должен заключать договоры в качестве подрядчиков (генподрядчиков, субподрядчиков): тресты или же входящие в их состав управления (участки), разрешается в инструктивных указаниях по заключению подрядных или субподрядных договоров.
Предмет договора подряда на капитальное строительство. Как вытекает изст. 67 Основ (ст. 368 ГК), предметом, названного договора является выстроенный, готовый к эксплуатации объект (предприятие, здание, сооружение). Заключаемые на основании ст. 68 Основ (ст. 369 ГК) договоры на производство отдельных комплексов тех или иных работ (санитарно-техниче-ских, электромонтажных и т. д.) имеют своим предметом законченный комплекс соответствующих работ. Закон, следовательно, считает предметом договора подряда на капитальное строительство конечный результат труда подрядной строительной организации.
Такого же мнения придерживается и большинство ученых-юристов . (в частности, 3. И. Шкундин', В. Г. Вердников2,' А. А. Каравайкин3 и многие другие).
В юридической литературе были высказаны, и иные точки зрения-по рассматриваемому вопросу. Так, В.Ф.Чигир4 и некоторые другие авторы полагают, что предметом договора подряда на капитальное строительство является не готовый результат труда подрядчика, а выполнение определенной работы, сама производственная деятельность подрядчика, направленная на достижение этого результата.
По мнению третьей группы ученых, рассматриваемый договор имеет два предмета (объекта): а) материальный объект-сооружение, создание которого предусмотрено планом, и б) юри-
' См.: «Советское гражданское право», ч. II. Госюриздат, 1951, cip. 118.
2 См.: «Советское гражданское право», т. 2 «Юридическая литература» 1965, стр. 153.
8 См.: А. А. Каравайкин. Правовые вопросы капитального строительства. «Вопросы советского гражданского права». Изд-во МГУ 1964 стр. 144—147.
4 См.: В. Ф. Ч и г и р. Договор подряда по капитальному строительству. Изд-во Белгосуниверситета, 1958, стр. 80-^81.
192

дический объект — деятельность подрядчика, на которую вправе притязать заказчик, Данный взгляд высказан О. С. Иоффе1 и в дальнейшем поддержан (в ряде случаев—с определенными уточнениями) некоторыми другими авторами, в частности Ю. К. Толстым2. \
Из приведенных выше трех точек зрения наиболее правильной представляется первая, согласно которой предметом договора подряда на капитальное строительство является законченный, выстроенный объект (либо законченный комплекс определенных работ). Дело не только в том, что такой теоретический вывод опирается на новейшее законодательство, но и в том, что он полностью согласуется с содержанием экономического и правового отношения между заказчиком и подрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком). Существенно также, что указанный . вывод адекватен соответствующим экономическим категориям, в частности—понятию готовой продукции строительного производства3. Вышеуказанная точка зрения закона на предмет рассматриваемого договора имеет большое практическое значение. Она лишает почвы постоянное стремление подрядчиков выполнять в первую очередь «выгодные» работы и концентрирует их внимание на быстрейшем достижении конечной цели договора — сдачи объекта в эксплуатацию. В то же время, как это видно и.з ст. 69 и 70 Основ (ст. 370 и 371 ГК), законодатель придает важное значение и самому процессу производства работ, в ходе которого создается предмет договора — соответствующий объект.
§ 2. ПЛАНОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО4 •
Плановый характер договора подряда на капитальное строительство и его плановые предпосылки. Капитальное строительство в нашей стране осуществляется в строго плановом порядке. В силу этого договоры подряда на капитальное строительство носят плановый характер, что является одной из важнейших их особенностей. Плановый характер данных договоров проявляется, в частности, в том, что они могут заключаться не иначе как при наличии всех установленных законом и утверж-
' См.: О. С. Иоффе. Советское гражданское право, т. II. Изд-во ЛГУ, 1961, стр. 190-191.
в См.: Договоры в социалистическом хозяйстве. «Юридическая литература», 1964, стр. 225—227.
3 См.: «Экономика строительства». Учебное пособие. Госполитиздат, 1960, стр. 5. '
4 Все, что буде^ сказано далее по доводу заказчика и подрядчика, в большинстве случаев относится также к генеральному подрядчику и субподрядчику, которые в субподрядном договоре выступают в роли соответственно заказчика и подрядчика.
193

денных в надлежащем порядке плановых документов (плановых предпосылок), которые определяют все главные договорные обязанности контрагентов (ч. II ст. 34 Основ, ч. II ст. 159 ГК). Прямое указание на плановый характер рассматриваемого договора содержится в ст. 67 Основ (ст. 368 ГК), где говорится, что подрядчик обязан построить и сдать «предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией». Развитие положений закона о названных плановых предпосылках, а также указание на иные плановые предпосылки договора содержится в Правилах о подрядных договорах, Правилах финансирования и некоторых других нормативных актах. Договор, заключенный при отсутствии хотя бы одной из необходимых плановых предпосылок, является недействительным и не должен исполняться.
К числу плановых предпосылок рассматриваемого договора относятся: а) акт о включении строительства в целом в титульные списки строек, а работ, которые должны быть выполнены в планируемом году,—в годовой (внутрипостроечный) титульный список; б) утвержденная . проектно-сметная документация;
в) план работ подрядной организации, включающий данное строительство; г) акт о выделении лимита финансирования запланированных на данный год работ.
Годовой план капитальных работ. В утверждаемый ежегодно Советом Министров СССР план развития народного хозяйства страны входит в качестве одной из важнейших составных частей годовой план капитальных работ. Данный план определяет направление капитальных вложений, объем строительно-монтажных работ в целом на год и объекты подрядного строительства по каждой отрасли народного хозяйства, объемы загрузки работами строительных министерств и ведомств, сроки выполнения работ. К наиболее важным разделам годового плана капитальных работ относятся: а) задание по вводу в действие производственных и непроизводственных основных фондов, б) объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ и в) титульные списки строительства по отдельным стройкам и объектам.
Через годовой план капитальных работ, доведенный до исполнителей, по каждой стройке определяются заказчик и подрядчик.
Титульные списки. Планирование строительства по линии заказчиков осуществляется через титульные списки. Титульным списком называется утвержденный поименный перечень планируемых объектов с указанием наименования строительства, его местонахождения, сметной стоимости, проектной мощности, времени начала и окончания стройки и некоторых иных данных. Включение стройки в титульный список означает обеспечение ее необходимыми капиталовложениями и одновременно является разрешением на данное строительство.
194

На базе титульных списков строек составляются внутрипо-строечные или годовые титульные списки капитальных работ по отдельным объектам и затратам. Они охватывают не строительство в целом, а лишь его отдельные объекты, по которым должны быть выполнены работы в 'предстоящем году, а также стоимость этих работ и соответствующих затрат. Как порядок утверждения, так и юридическое значение годовых, титульных списков иные. Будучи вручены заказчиком банку, эти титульные списки являются основой для финансирования банком строительства в предстоящем году и оперативного планирования строительных работ. В то же время они являются непосредственной плановой предпосылкой для заключения годовых подрядных договоров.
Порядок, утверждения титульных списков строек определяется в настоящее время постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 643 «О порядке планирования централизованных капитальных вложений и утверждения титульных списков строек»', а внутрипостроечных титульных списков—постановлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1964 г. №9502.
Проектно-сметная документация. Ни одно сооружение не может быть возведено без предварительной разработки его проекта. С проектирования будущей стройки, собственно, и начинается планирование капитального строительства. В титульные списки строек могут включаться только те стройки, которые на 1 сентября года, предшествующего планируемому, обеспечены проектными заданиями, утвержденными в установленном порядке, рабочими чертежами и сметами на объем работ, подлежащий выполнению в планируемом году. Утверждение проектно-сметной документации является важной формой планирования капитальных вложений и строительства в целом.
Поэтому помимо акта о включении объекта в титульный список второй обязательной плановой предпосылкой для заключения договора подряда на капитальное строительство является наличие надлежаще утвержденной проектно-сметной документации. Представление подрядчику этой документации заказчиком (при наличии остальных необходимых плановых предпосылок) дает. заказчику право требовать заключения соответствующего договора и одновременно обязывает его контрагента заключить с ним такой договор.
Порядок осуществления проектирования различных объектов определяется специальными инструкциями Госстроя СССР3.
' СП СССР, 1967, № 17, ст. 119.
2 СП СССР, 1964, № 25, ст. 148.
3 См., в частности. Инструкцию по разработке проектов и смет для промышленного строительства, утвержденную приказом Госстроя СССР от 30 декабря 1961 г. Госстройиздат, 1962.
195

Большинство объектов, в том числе все жилые здания, строятся по утвержденным в установленном порядке типовым проектам, что дает существенную экономию средств, сокращает сроки проектирования и. имеет ряд иных положительных результатов.
Планы подрядных работ. Утверждение планов строительно-монтажных работ, выполняемых как подрядным, так и хозяйственным способом по союзным республикам, министерствам № ведомствам СССР, поручено Госплану СССР.
Привлечение хозорганов к выполнению работ в качестве подрядчиков производится согласно плану подрядных работ, установленному для этих организаций их вышестоящими организациями. Подрядчик вправе заключать договоры только с теми заказчиками, объемы работ которых либо прямо обозначены в плане подрядчика, либо входят в общую сумму утвержденного ему плана подрядных работ.
Из сказанного следует, что включение соответствующих работ ц план подрядных работ конкретной строительной организации является третьей плановой предпосылкой заключения договора подряда на капитальное строительство'.
Лимит финансирования предусматривает конкретные источники финансирования стройки в планируемом году. Указываемая в нем общая сумма средств, которая направляется на финансирование стройки в течение года, Должна соответствовать утвержденному годовому титульному списку. Учреждение Стройбанка по месту нахождения стройки открывает и производит финансирование строительства только при получении от своей вышестоящей конторы утвержденного для данной стройки лимита финансирования работ. Следовательно, отсутствие указанного планового документа не позволяет заключить договор подряда на капитальное строительство, поскольку подлежащие выполнению работы не могут быть подрядчику оплачены. Ввиду этого заказчик наряду с другими необходимыми для оформления проекта договора документами обязан представить подрядчику справку об обеспечении финансированием соответствующих работ.
Порядок и источники финансирования капитального строительства определяются рядом нормативных актов. Важнейшие из них: уже упоминавшееся постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729, Положение о предприятии и Правила финансирования строительства.
' Для заключения договора субподряда соответствующий комплекс работ должен быть включен не только в план по субподряду специализированной организации—субподрядчика, но и в утвержденный генподрядчику план работ по генеральному подряду. Следовательно, договор субподряда имеет на одну плановую предпосылку больше, чем все иные договоры на капитальное строительство.
196

Финансирование капитального строительства производится из различных источников. Так, капитальные вложения в- государственной промышленности осуществляются: на строительство новых предприятий—за счет средств государственного бюджета, прибыли предприятий и части амортизационных отчислении, предназначенных для полного восстановления основных фондов, а в установленных случаях—за счет кредита Стройбанка СССР и предусмотренных по финансовому плану на эту цель собственных средств промышленности; на реконструкцию и расширение действующих предприятий — за счет предусмотренной по финансовому плану части прибыли и амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, а также за счет кредита Стройбанка СССР. Для строительства жилых домов и различных объектов культурно-бытового назначения предприятия имеют право использовать средства фонда предприятия.
Объекты кооперативных и общественных организаций'создаются за счет их собственных средств, а также за счет долгосрочных государственных кредитов.
Все денежные средства, предназначенные, для финансирования строительства, независимо от их источника поступают в отделение Стройбанка на счет заказчика по капитальным вложениям и расходуются им под строгим контролем банка.
Совокупность всех рассмотренных плановых актов создает у заказчика и подрядчика обязательство заключить договор. Плановые акты сами по себе не влекут еще возникновения гражданского правоотношения по капитальному строительству. Последнее возникает только на основании совокупности всех необходимых юридических фактов, т. е. административных (плановых) актов и -заключенного договора. Договор является завершающим и обязательным юридическим фактом в юридическом составе, необходимом для возникновения данного правоотношения. -
13. ВИДЫ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. СИСТЕМА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ '
Виды договора подряда на капитальное строительство.
Взаимоотношения между участниками строительства находят свое правовое оформление и выражение в различных видах упомянутого договора. Последние вытекают из различий: а) в сроках производства работ, б) в системе договорных связей на конкретных стройках и месте договора .в этой системе
, 197

и в) в характере выполняемых работ. Любой из договоров подряда на капитальное строительство должен быть охарактеризован с позиции всех трех указанных признаков. Ввиду этого дать правильную и полную классификацию названных договоров можно лишь в том случае, если классифицировать их по каждому из вышеуказанных признаков в отдельности.
Придерживаясь подобного принципа, можно выделить следующие виды договора подряда на капитальное строительство.
1. По сроку действия договора: а) генеральный договор, б) годовой договор, в) договор в пределах года без генерального.
2. По системе договорных связей на стройке и месту договора в этой системе: а) главный подрядный договор, б) субподрядный договор, в) прямой подрядный договор.
3. По характеру выполняемых работ: а) договор на подготовительные работы к строительству основных объектов, б) договор на строительно-монтажные работы', в) договор на специальные строительные работы, г) договор на монтажные работы (например, на монтаж металлоконструкций и т. п.), д) договор на монтаж оборудования.
Рассмотрение любого договора подряда на капитальное строительство с позиций всех трех упомянутых признаков позволяет дать ему такое наименование, которое характеризует основные черты данного договора (например, генеральный субподрядный договор на специальные строительные работы; годовой прямой договор на монтаж оборудования и т. д.).
Система договорных связей в капитальном строительстве применяется в двух основных вариантах. В современных условиях широко развитой специализации строительных организаций и господства подрядного способа производства работ наиболее распространенной гражданско-правовой формой экономических отношений по капитальному строительству является так называемая система генерального подряда. Данная система договорных связей законодательно закреплена в ст. 68 Основ (ст. 369 ГК). Применение системы генерального подряда является обязательным во всех случаях, когда сооружение объекта ведется подрядным способом и осуществляется несколькими строительными организациями.
В остальных случаях заключаются прямые договоры между заказчиками и подрядчиками.
Система генерального подряда. Главный подрядный и субподрядный договоры. Система генерального подряда характеризуется следующими основными чертами. Заказчик заключает
* Имеется в виду договор, по которому заказчик поручает выполнение всех комплексов работ по объекту одной строительной органиаации — подрядчику или генеральному подрядчику.
198

договор на сооружение объекта с одной, обусловленной планом строительной организацией — генеральным подрядчиком и передает ему по данному договору производство всех работ по объекту. Этот договор назван нами главным подрядным договором. Генеральный подрядчик собственными силами выполняет основной объем общестроительных работ либо один из их комплексов. Для производства комплексов остальных общестроительных, а также различных специальных работ по объекту генподрядчик привлекает в соответствии с планом надлежащие специализированные строительные и монтажные организации путем заключения с ними договоров, именуемых договорами субподряда (ч. I ст. 68 Основ, ч. I ст. 369 ГК).
Генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за качественное и своевременное выполнение всех работ, производимых как им самим, так и его субподрядчиками (ст. 5 Правил). Будучи ответственным за строительство объекта в целом, генподрядчик в связи с этим наделен правами организатора и руководителя всех работ на площадке.
Таким образом, система генерального подряда представляет собой гражданско-правовую форму хозяйственных отношений между заказчиком и генеральным подрядчиком и отношений производственного кооперирования последнего с другими под-" рядчиками при осуществлении планового строительства подрядным способом. Она выражается в совокупности главного подрядного договора между заказчиком и генподрядчиком на весь объем работ по объекту (1-е звено в системе договоров на стройке) и заключаемых на основе этого договора и в его частичное исполнение субподрядных договоров между генподрядчиком и специализированными строительными организациями на производство отдельных комплексов различных работ по тому же объекту (2-е звено договоров) '.
Основными особенностями субподрядного договора являются следующие. Во-первых, он заключается на основе и в частичное исполнение главного подрядного договора и потому составляет второе звено в системе договорных связей на стройке. Во-вторых, предмет данного договора -— не выстроенный объект, а лишь один или несколько законченных комплексов тех или иных работ по объекту. В-третьих, обе стороны в данном договоре- являются подрядными строительными организациями, а их, договорные отношения — отношениями производственного кооперирования. Имеются и иные, менее существенные особенности.
' В некоторых случаях наряду с обычными .субподрядчиками одна из специализированных организаций выступает в роли главного субподрядчика, привлекающего к строительству объекта другие специализированные организации на правах дубльсубподрядчиков. В подобных случаях на стройке имеет место сочетание двухзвенной и трехзвенной систем договоров,
199

Таким образом, субподрядный договор—это заключаемый на основе плана и главного подрядного договора договор между двумя социалистическими организациями, в соответствии с которым одна сторона (субподрядчик—подрядная^ специализированная строительная -или монтажная организация) обязуется своими силами и средствами выполнить и сдать в законченном виде в установленный срок один или несколько комплексов строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а другая сторона (генеральный подрядчик — подрядная общестроительная или специализированная организация) обязуется предоставить контрагенту необходимый фронт работ на сооружаемом объекте, передать утвержденную проектно-сметную документацию, принять законченные комплексы работ н оплатить их.
Прямой договор. Наряду с главным подрядным и субподрядным договорами в строительстве довольно широкое применение находит еще одна форма договорных связей: уже упоминавшийся прямой договор подряда -на капитальное строительство.
Прямыми являются все договоры, которые заключаются заказчиками с подрядными организациями непосредственно, а не через генподрядчика. Прямые договоры заключаются цо объектам, создаваемым или реконструируемым хозяйственно-подрядным.,(смешанным) способом. На таких объектах система договорных связей представляет собой совокупность ряда прямых договоров между заказчиком и привлеченными им подрядчиками.
Заключение прямых договоров допускается законом и по тем стройкам, которые возводятся в основном методом гене-рального'подряда (ч.^ II и III ст.68 Основ; ч. II и III ст.369 ГК). Таким образом, закон предусматривает возможность сочетания при строительстве одного объекта системы" генерального подряда с одним или несколькими прямыми договорами заказчика с иными хозорганами.
Генеральный и годовой договоры. На строительство, не выходящее за пределы календарного года, между заказчиком и подрядчиком заключается один договор. Если же производство работ предусматривается на более длительный период, стороны в соответствии с Правилами (ст. 2 и 4) заключают генеральный договор на весь объем работ и весь срок строительства и, кроме того, ежегодно — годовой договор на объем работ данного года. К генеральному и годовым договорам прилагаются в качестве их неотъемлемой части документы, перечисленные в ст. 6 и 38 Правил..
Порядок планирования капитального строительства, введенный в 1958 г.', создал возможности для перехода от генераль-
' См. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 мая 1958 г. «О мерах по улучшению планирования народного хозяйства» (СП СССР. 1958, №9, ст. 75).
200

ных и годовых договоров к заключению единых подрядных, единых главных подрядных и единых субподрядных договоров на весь объем и весь срок производства соответствующих работ.
Форма договора подряда на капитальное строительство. Данный договор заключается в письменной форме и является в целом сложным документом. Годовой договор состоит из соб^-ственно договора, заключаемого по уже упоминавшейся типовой форме, а также из целого ряда документов, прилагаемых к последнему и составляющих его неотъемлемую часть. Перечень данных документов содержится в уже упоминавшихся ст. 6 и 38 Правил, а также в указаниях по заключению подрядных и субподрядных договоров.
Порядок заключения договоров подряда на капитальное строительство в своих главных чертах аналогичен порядку заключения других хозяйственных договоров. Но существенная особенность его состоит в том, что подрядчик получает возможность составить проект договора и направить последний заказчику только после предварительного представления заказчиком необходимых для этого плановых документов (копии титульного списка строек или выписки из него, годового титульного списка, проектно-сметной документации и справки банка об обеспеченности работ финансированием).
§ 4. ПРАВД И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОЮРУ ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Общие положения. Договор подряда на капитальное строительство относится к числу не только важнейших, но и самых сложных по своему содержанию и составу хозяйственных договоров. Сложность, длительность,'специфические условия и ряд иных особых факторов строительного производства являются причиной того, что стороны договора наделены широким кру-' гом прав и обязанностей.
Основными обязанностями подрядчика в соответствии со ст. 67 и 68 Основ (ст. 368 и 369 ГК) являются: 1) своими силами и средствами построить обусловленный договором объект либо выполнить соответствующий комплекс работ; 2) выполнить все необходимые для этого строительно-монтажные работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией;
3) передать заказчику результат своего труда—построенный объект либо завершенный комплекс работ в установленный договором срок. '
Основные обязанности заказчика '.состоят: 1) в предоставлении подрядчику строительной площадки; 2) в передаче ему утвержденной проектно-сметной документации; 3) в обеспечении своевременного финансирования строительства;
201

•4) в приемке законченных строительством объектов и 5) в оплате их стоимости (ст. 67 Основ, ст.-368 ГК).

<< Предыдущая

стр. 7
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>