<< Предыдущая

стр. 8
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Обязанность подрядчика обеспечить производство работ своими силами и средствами (т. е. своими рабочими, техническим надзором, материалами, механизмами, инструментом, транспортом) вытекает из ч. I- ст. 67 Основ (ч. I ст. 368 ГК) и ст. 12 Правил. В целях создания подрядчику условий для реализации упомянутой обязанности, он по плану наделяется необходимыми людскими и материальными ресурсами, в частности, ему выделяются фонды на потребные материалы. Если строительная организация выступает в роли генподрядчика, то свои договорные обязанности перед заказчиком по сооружению объекта она выполняет, естественно, силами и средствами не только своими, но и привлеченных ею субподрядчиков.
Обязанность осуществить обусловленные работы своими силами и средствами в равной степени лежит на субподрядчике перед генеральным подрядчиком. Субподрядчик, в частности. обеспечивает выполнение порученных работ собственными материалами. Генподрядчик снабжает его лишь массовыми общестроительными материалами (ст. 14 Правил), а также материалами, фонды на которые выделяются заказчику.
Обязанность подрядчика выполнять работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией возлагает на него необходимость соблюдения определенного комплекса требований, в частности требований к качеству строительства. Для обеспечения качественного выполнения работ подрядчик должен руководствоваться надлежаще утвержденной проектной документацией, разрабатываемыми на ее основе рабочими чертежами, а также техническими условиями на производство и приемку различных видов общестроительных и специальных работ. В то же время ст. 17 Правил допускает возможность мелких отступлений от рабочих чертежей, если они не меняют принципов принятого решения и не влияют на прочность деталей или сооружений. Но все такие отступления должны отмечаться подрядчиком в рабочих чертежах, которые по окончании строительства передаются заказчику. Более того, Правила (ст. 31) даже поощряют подрядчиков к изменению методов производства работ, проведению рационализаторских мероприятий, если они удешевляют строительство против сметы без снижения прочности и эксплуатационных качеств сооружений. При проведении подрядчиками с согласия заказчиков и проектных организаций подобных мероприятий сумма полученной экономии поступает подрядчикам.
. Обязанность подрядчика но передаче заказчику результатов своей работы в установленный договором срок. Сроки начала и завершения всех работ по объекту устанавливаются утвержденным титульным списком строек. Эти сроки в большин-
202

стве случаев определяются на основе общеобязательных норм продолжительности строительства различных сооружений, которые утверждаются Госстроем СССР.
С целью обеспечения сдачи готового объекта (комплекса работ) к указаниому в титульном списке и в договоре сроку стороны по соглашению между собой определяют необходимые для этого промежуточные сроки выполнения отдельных работ. Эти сроки фиксируются в прилагаемом к годовому договору календарном плане производства работ.
Обязанность заказчика предоставить строительную площадку имеет обычно место, когда подрядчику, поручается строительство (или реконструкция) всего объекта. В тех же случаях, когда предметом договора является комплекс специальных работ, на заказчике, как правило, лежит обязанность передать не строительную площадку, а определенную часть строящегося объекта (например, фундаменты, подготовленные для монтажа оборудования или конструкций).
Обязанность заказчика по передачи контрагенту утвержденной проектне-емети&й документации, предусматриваемая ст. 67 Основ (ст. 368 ГК), должна пониматься расширительно. Согласно Правилам (ст. 6) заказчик обязан вручить подрядчику в установленные сроки также рабочие чертежи с составленными по ним сметами, единичные расценки, каталоги и калькуляции сметных цен на материалы, заводские спецификации, технические условия и иные документы заводов-изготовителей оборудования, а также ряд других документов, которые необходимы подрядчику для начала и дальнейшего производства работ.
Сдача-приемка выполненных работ. Завершающим этапом строительства является сдача-приемка выполненных' работ. В соответствии со ст. 20 Правил приемка заказчиком исполнения у подрядчика производится в две стадии: во-первых, принимается каждый законченный строительством объект (обособленное здание, сооружение); во-вторых, производится приемка всего строительства в целом, включая все ранее принятые отдельные .объекты 1. В процессе исполнения договора стороны осуществляют, кроме того, сдачу-приемку работ и конструкций, скрываемых последующими работами, а в установленных случаях также промежуточную сдачу-приемку работ в два этапа (нулевой цикл и надземная часть) либо после завершения этапов работ (подземная часть, надземная часть, монтажные работы и т. д.), либо по проценту технической готовности конструктивных элементов, либо по законченным укрупненным конструктивным элементам и видам работ или их частям. Каждый
1 Общий порядок сдачи по законченным объектам и по строительству в целом определяется ст. 20, 21, 23, и 24 Правил, а также указаниями по заключению подрядных и субподрядных договоров.
203

из перечисленных видов сдачи-приемки выполненных работ оформляется соответствующим Двусторонним актом.
Работы, выполняемые субподрядчиками, сдаются ими генеральным подрядчикам, а затем последние сдают их заказчикам в указанном выше порядке в общем составе выполненных работ.
После выполнения заказчиком и подрядчиком их договорных обязанностей по сдаче-приемке законченных объектов данные объекты подлежат приемке в эксплуатацию особыми государственными приемочными комиссиями. Порядок приемки в эксплуатацию выстроенных предприятий, зданий и сооружений определен постановлениями Совета Министров СССР от 15 сентября 1962 г. № 949 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений»' и от 22 января 1966 г. № 57 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения»2, а также нормативными актами, изданными на основе и в развитие данных постановлений3.
Юридическое значение приемки заказчиком от подрядчика выстроенного объекта (законченного комплекса работ) состоит в том, что договорное обязательство подрядчика считается в соответствующей части выполненным, а у заказчика возникает обязанность произвести по данному объекту (комплексу работ) окончательный расчет.
Приемка государственной комиссией того же, объекта в эксплуатацию означает, что обязанность заказчика и подрядчика перед государством по выполнению планового задания полностью выполнена.
Обязанность по оплате выполненных подрядчиком работ составляет одну из важнейших обязанностей заказчика. Ввиду этого из всех расчетов, которые производятся между указанными организациями, наиболее важными являются расчеты за выполненные работы. В настоящее время расчеты между заказчиками и подрядчиками за выполненные работы производятся в порядке, предусмотренном ст. 19 и 20 Правил финансирования строительства и п. 2 постановления Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г. № 746 «Об утверждении Правил финансирования строительства». Данный порядок характеризуется зави-
' СП СССР, 1962, № 17, ст. 136.
" СП СССР, 1966, № 3, ст. 29.
8 См.: Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений, утвержденные Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР и Стройбанком СССР 30 декабря 1962 г. В РСФСР действует также постановление Совета Министров республики -от 25 сентября 1962 г. № 1269 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений» (СП РСФСР, 1962, № 18, ст. 93). Аналогичные постановления были приняты во всех союзных республиках.
204

симостью вариантов расчетов от вида строящихся объектов, их сметной стоимости и продолжительности строительства.
По объектам сравнительно небольшой стоимости и длительности их строительства расчеты производятся либо после окончания всех работ по объекту, либо в два этапа (за нулевой цикл и надземную часть), либо после завершения этапов работ (подземная часть, надземная часть, монтажные работы и т. д.). По более сложным » крупным объектам расчеты осуществляются либо по законченным укрупненным конструктивным элементам и видам работ или их частям, либо по законченным отдельным конструктивным элементам, либо по проценту технической готовности конструктивных элементов, а также по законченным монт-ажом агрегатам или их частям.
К предъявляемым подрядчиками счетам должны быть приложены соответствующие акты приемки выполненных работ. В установленных в ст. 20 Правил финансирования случаях допускается предварительная оплата заказчиками промежуточных (месячных или декадных) счетов подрядчиков за выполненные работы.
Расчеты между генеральным подрядчиком и субподрядчиками производятся в таком же порядке, который установлен для расчетов между заказчиком и подрядной организацией.
Другие обязанности заказчика и подрядчика. Кроме рассмотренных выше основных обязанностей заказчика и подрядчика, у них имеется еще широкий круг иных обязанностей. Так, подрядчик обязан правильно организовать свои работы, производить промежуточную сдачу работ заказчику, оплачивать полученные от него материалы и услуги и т. д.
На заказчике лежат также такие обязанности, как оказание необходимых услуг подрядчику, производство промежуточной приемки выполненных работ и др. На заказчика возлагаются и определенные обязанности по материально-техническому обеспечению строительства. Так, согласно ч. II ст. 67 Основ (ч. II ст. 368 ГК) и ст. 12 Правил он обязан обеспечивать строящийся "объект различными видами оборудования, а в определенных случаях специальными постановлениями на заказчика может быть также возложено полное или частичное обеспечение строительства материалами с оплатой подрядчиком их стоимости. С согласия подрядчика последнему могут быть переданы для реализации фонды на материалы, выделенные по плану материально-технического снабжения заказчику.
Права заказчика на осуществление контроля за работой подрядчика. Рассмотренным в настоящем параграфе обязанностям подрядчика противостоит право заказчика требовать исполнения контрагентом данных обязанностей. В этих целях заказчику предоставлено право осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых
205

работ проектам и сметам. Он вправе в любое время проверять ход и качество строительных и монтажных работ, а также • качество используемых материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (ст. 69 Основ; ст. 370 ГК; ст. 19 Правил). Аналогичное право принадлежит генподрядчику в отношении субподрядчика.
Особенности в правах и обязанностях участников системы генерального подряда. Ввиду тесной связи, которая существует между главным подрядным и субподрядным договорами на стройке при осуществлении ее с применением системы генерального подряда, отношения между всеми участниками-данной системы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. При этом у субъектов названных договоров появляется ряд прав и обязанностей, не свойственных субъектам прямого договора. Эти права и обязанности вытекают из факта кооперирования строительных организаций на площадке и из того факта, что генпод- \ рядчик отвечает перед заказчиком за выполнение всех работ по объекту, в том числе производимых субподрядчиками. В связи с этим у сторон в главном подрядном и субподрядном договорах наблюдаются особенности в правах и обязанностях по снабжению, расчетам, услугам, сдаче-приемке работ и др., а также в правах и обязанностях, вытекающих из руководящей роли генподрядчика на стройплощадке.
§ 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Общие положения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору подряда на капитальное строительство ответственная за это сторона уплачивает установленную неустойку (пеню), а также возмещает в сумме, не покрытой неустойкой, убытки, выразившиеся в произведенных другой стороной расходах, в утрате или повреждении ее. имущества (ч. I ст. 70 Основ, ч. I ст. 371 ГК).
На ответственность субъектов рассматриваемого договора распространяются все общие основания гражданско-правовой ответственности, установленные Основами (ст. 36—38) и ГК (ст. 219—224). Поэтому, в частности, заказчик, подрядчик, генподрядчик и субподрядчик отвечают перед контрагентом лишь
. за виновные нарушения ими своих обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом или договором.
Статья 70 Основ (ст. 371 ГК) предусматривает две формы имущественной ответственности сторон в договоре подряда на
. капитальное строительство за нарушение ими своих обязанностей: а) уплату неустойки (пени) и б) возмещение убытков. Конкретные размеры неустойки (пени) применительно к различ-
206

ного рода нарушениям договорных обязанностей установлены в ст. 32—35 Правил.
Значение мер имущественной ответственности в отношениях по капитальному строительству особенно возросло в последний период времени в связи с резким усилением роли и значения хозяйственного расчета предприятий и строительных организаций.
Ответственность за чужую вину в отношениях по капиталь* ному строительству. Гражданско-правовой ответственности участников рассматриваемых отношений свойственны не только общие черты с ответственностью по иным гражданским правоотношениям, но и определенные особенности. Одной из них является более широкое, чем в иных обязательствах, применение принципа ответственности за вину других юридических лиц. Этот принцип применяется в случаях, когда строительство ведется с использованием системы генерального подряда.
Генеральный подрядчик является одновременно субъектом как главного подрядного договора, так и заключенных на его основе субподрядных договоров. При нарушении генеральным подрядчиком условий главного подрядного или субподрядного договораон H'а основании ч. II ст. 38 Основ (ст. 223 ГК) отвечает, соответственно, перед заказчиком или субподрядчиком не только за свою вину, но и за вину третьих лиц, каковыми являются относительно первого договора — субподрядчик, а относительно второго—заказчик. Наличие вины самого генподрядчика либо третьего лица (либо их совместной вины) является обязательным условием наступления ответственности генподрядчика в обоих случаях. Уплатив санкции или возместив убытки по вине третьего лица — субподрядчика или заказчика, генподрядчик приобретает право регресса к непосредственному виновнику нарушения' в размере выплаченной ^ кредитору суммы.
Ответственность заказчика за нарушение договора. При просрочке заказчиком каких-либо платежей подрядчику (за выполненные работы, оказанные встречные услуги и др.) заказчик уплачивает подрядчику аа каждый -день просрочки пеню в размере 0,05% суммы просроченного • платежа (ст. 33 Правил). В том же размере согласно ст. 34 Правил он обязан уплатить пеню при задержке против установленных сроков выдачи подрядчику рабочих чертежей и других документов, передачи фондов или материалов и оборудования в натуре, участка для строительства или площадки для нужд работ. По истечении 30 дней просрочки начисление пени прекращается и заказчик, кроме пени за 30 дней, обязан уплатить также неустойку в размере 2% договорной стоимости задержанных работ. Наконец, заказчик уплачивает подрядчику штраф в сумме 100 руб. за каждый день задержки начала приемки предъявленного к сдаче объекта.
207

Штраф начисляется начиная с одиннадцатого дня после предъявления объекта (ст. 35 Правил).
Ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение сроков (в том числе промежуточных) выполнения работ: он уплачивает заказчику за каждый день просрочки (но не более чем за 30 дней) пеню в размере 0,01%, а при просрочке свыше 30 дней, кроме того, и неустойку в размере 2% договорной стоимости невыполненных работ. В случае окончания всех работ по объекту к установленному договором конечному сроку пеня и неустойка возвращаются подрядчику (ст. 32 Правил).
Все перечисленные санкции (кроме штрафа за задержку приемки готового объекта) применяются также в отношениях между генподрядчиками и субподрядчиками.
Последствия нарушения подрядчиком условий договора о качестве. Согласно ст. 69 Основ (ст. 370 ГК) «недостатки выполнения работ или используемых для работ материалов, допущенные по вине подрядчика (или субподрядчика), должны быть устранены подрядчиком за свой счет». Эти положения подлежат применению независимо от того, выявлены ли недостатки в процессе строительства, при сдаче объекта заказчику или в эксплуатацию л«бо уже во время его эксплуатации, а также вне зависимости от того, кем недостатки были обнаружены.
Названные статьи Основ и ГК должны применяться в сочетании со ст. 19, 36 и 37 Правил, где, в частности, определяются порядок актирования недостатков в выполненных работах, пре-тензионные сроки для требований заказчика об их ликвидации, порядок устранения недостатков силами самого заказчика, но за счет подрядчика в случае невыполнения последним этой обязанности-. Пропуск заказчиком установленных ст. 36 Правил пре-тензионных сроков Лишает его права требовать от подрядчика безвозмездного исправления дефектов.
В тех случаях, когда дефекты выполнения работ или используемых материалов допущены по вине субподрядчика, устранение их может быть произведено как генподрядчиком, так и самим субподрядчиком. При первом варианте расходы также относятся за счет виновного субподрядчика.
Договорная неустойка. Из ст. 35 и ч. III ст. 36 Основ (ч. I ст. 136 и ч. II ст. 189 ГК) вытекает, что исполнение обязанностей может обеспечиваться неустойкой не только согласно закону, но и согласно договору. Поскольку ст. 70 Основ (ст. 371 ГК) не ограничивает круга обязанностей по договору подряда на капитальное строительство, нарушение которых влечет применение неустойки, изложенное положение распространяется и на данный вид обязательств, что признается как теорией, так и хозяйственной и арбитражной практикой. Следовательно, стороны по взаимному 'соглашению вправе предусмотреть в. дого-
208

воре неустойку за нарушение и тех своих обязанностей, исполнение которых не обеспечено легальной неустойкой. При этом как по своим размерам, так и по порядку исчисления устанавливаемая неустойка должна соответствовать неустойке, которая предусматривается Правилами.
Возмещение убытков. Нарушение одной из сторон условий договора приводит, как правило, к возникновению у контрагента определенных убытков. Вследствие этого в Основах (ст. 70) и в ГК (ст. 371) содержится правило, согласно которому ответственная за нарушение сторона не только уплачивает полагающуюся неустойку, но также возмещает в сумме, не покрытой неустойкой, убытки, выразившиеся в произведенных другой стороной расходах, в утрате или повреждении ее имущества. Сложившаяся хозяйственная и арбитражная практика справедливо исходит из того, что взыскание убытков допустимо при нарушении и тех обязанностей, исполнение которых не обеспечено законом или договором неустойкой'. .
Из прямого смысла ст. 70 Основ (ст. 371 ГК) следует, что подлежат возмещению убытки лишь в форме «положительного ущерба» в имуществе. Следовательно, в изъятие из установленного ч. I ст. 36 Основ (ст. 219 ГК) общего правила об обязанности должника возместить все причиненные им убытки ст. 70 Основ (ст. 371 ГК) устанавливает ограниченную ответственность сторон для отношений по договору подряда на капитальное строительство. Возможность ограничения ответственности по отдельным видам обязательств предусмотрена ч. IV ст. 36 Основ (ст. 220 ГК).
§ 6. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В КОЛХОЗАХ
Капитальное строительство в колхозах. Коммунистическая партия и Советское правительство принимают энергичные меры для всестороннего укрепления материально-технической базы колхозов и совхозов2. На строительство различных
' Так, например, Свердловский Госарбитраж по встречным предложениям спорящих -сторон включил в субподрядный договор пункты, устанавливающие обязанность генподрядчика возмещать субподрядчику убытки от простоев рабочих последнего по вине генподрядчика и обязанность субподрядчика возмещать контрагенту убытки от несоблюдения противопожарных правил (дело № 4/542-Д за 1966 г.).'
2 См. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР От 1 апреля 1965 г.. № 266 «О капитальных вложениях на развитие сельского хозяйства в 1966—1970 годах» (СП СССР, 1965, № 8—9, ст. 59); постановления Совета Министров СССР от 18 января 1963 г. «О мерах по ускорению электрификации сельского хозяйства СССР» (СП СССР, 1963, № 2, ст. 12) и от б июня 1963 г. «О мерах по внедрению индустриальных методов в строи-
209

объектов сельского хозяйства государство и колхозы выделяют огромные средства, размер которых ежегодно возрастает. Соответственно этому постоянно увеличиваются масштабы капитального строительства на селе.
В течение ряда последних лет в колхозное строительство взамен господствовавшего прежде хозяйственного способа производства работ стал все шире внедряться более прогрессивный подрядный способ. Это выражается прежде всего в том, что с каждым годом все большие объемы строительно-монтажных работ в колхозах выполняются государственными подрядными трестами, в составе которых организованы для этой цели общестроительные и специализированные передвижные механизированные колонны. Возникло большое число межколхозных строительных организаций, которые также заменили собой колхозные строительные бригады и на подрядных началах стали осуществлять строительство различных объектов в соответствующих колхозах.
Таким образом, значение договорной формы в регулировании отношений по строительству в колхозах постоянно возрастает.
Правовое регулирование отношений по капитальному строительству в колхозах. Статья 71 Основ предусматривает, что законодательством союзных республик могут быть установлены особые правила о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах'. Необходимость отдельного правового регулирования отношений по капитальному строительству в колхозах, которое осуществляется государственными и межколхозными строительными организациями, вытекает из целого ряда особенностей, характеризующих эти отношения сравнительно с отношениями при подрядном строительстве в системе государственных хозорганов. Так, например, в последнем случае строительная'организация выполняет все работы своими силами и, как правило, собственными материалами. Подрядными же договорами на строительство в колхозах предусматривается выделение колхозами в распоряжение подрядчика необходимого количества неквалифицированных рабочих, а также обеспечение стройки всеми или основными материалами. Оплата труда выделенных рабочих, как правило, самим колхозом,
тельство животноводческих и других зданий и сооружений в совхозах и колхозах» (СП СССР, 1963, № 13, ст. 132); постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 25 марта 1963 г. '«Об улучшении организации сельского строительства» (СП РСФСР, 1963, № 7, ст. 39).
' Статья 372 ГК РСФСР устанавливает, что эти правила утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. На основании распоряжения последнего от 27 июля 1964 г. № 2772-р Госстрой РСФСР 12 апреля 1965 г. утвердил особые Правила о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах.
210

выполнение этими рабочими части договорного объема работ, финансирование строительства за счет собственных средств колхоза и некоторые иные факторы предопределяют наличие особенностей и в расчетах между подрядчиком и заказчиком.
Урегулировав указанные, а также иные особенности, «Особые правила о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах» определяют, что «во всех случаях, не предусмотренных настоящими Правилами; стороны руководствуются надлежаще утвержденными Правилами о подрядных договорах по строительству и другими положениями и инструкциями, регулирующими взаимоотношения сторон при выполнении подрядных договоров по строительству» (п. 1). В частности, заказчик и подрядчик несут взаимную ответственность за нарушения договора в соответствии с общими Правилами (п. 33 «Особых
правил»).
Договоры подряда на капитальное строительство в колхозах заключаются в настоящее время в соответствии с республиканскими Правилами и утвержденными союзными министерствами и ведомствами типовыми подрядными договорами на строительство отдельных видов объектов. К числу таких договоров относятся; «Типовой подрядный договор предприятия или строительной организации с колхозом по строительству»; «Типовой подрядный договор на работы по строительству и монтажу колхозных и межколхозных электростанций, электроустановок и по электрификации колхозов»; «Типовой подрядный договор на работы по строительству и монтажу колхозных и межколхозных радиоузлов и радиотрансляционных сетей, выполняемые строительно-монтажными и эксплуатационными организациями Министерства связи»; «Типовой подрядный договор на производство работ по строительству в совхозах и колхозах зданий и сооружений, выполняемых передвижными механизированными колоннами». В ряде союзных республик утверждены и применяются типовые подрядные договоры по строительству между колхозом и межколхозной строительной организацией.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ
ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ. ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
S 1. ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ
Общие положения. Договоры на выполнение научно-исследовательских и конструкторских .работ являются плановыми договорами между социалистическими организациями, по которым одна сторона (исполнитель) принимает на себя обязательства выполнить в обусловленный договором срок научно-исследовательскую или конструкторскую работу и передать результаты этой работы заказчику, а другая сторона (заказчик) обязуется оказывать всестороннюю помощь исполнителю в процессе выполнения работы, должным образом принять выполненную работу и оплатить ее.
Названные договоры являются консенсуальными, двусторонними, возмездными. Им присущи черты, которыми обладает большинство договоров между социалистическими организациями .(они носят плановый характер, в них действует принцип реального исполнения).
Специфичность отношений по выполнению научных исследований и конструкторских разработок, являющихся по своему характеру подрядными, выделяет эти договоры в самостоятельную разновидность подряда, которая относится к особому виду—хозяйственным договорам подряда.
Рассматриваемые договоры опосредствуют отношения социалистических организаций по производству научно-исследовательских и конструкторских работ для народного хозяйства, складывающиеся в сфере материального производства. Они играют значительную роль в борьбе за ускорение научно-технического прогресса, внедрение в производство новейших дости-
212

жений науки и техники, в борьбе за высокое качество продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Специальные источники правового института выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ. Наиболее важными из них являются постановления Совета Министров СССР от 6 августа 1958 г. «Об улучшении научно-исследовательской работы в области строительства и промышленности строительных материалов»'; от 1 апреля 1961 г. «О переводе отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций на хозяйственный расчет»2; от 20 февраля 1964 г. «О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях»3; от 22 марта 1967 г. «Об изменении порядка планирования затрат на научно-исследовательские работы и о расширении прав руководителей научно-исследовательских учреждений»4.
Значительное место в регулировании отношений по выполнению научно-исследовательских и' конструкторских работ занимают межведомственные нормативные акты и типовые договоры. К их числу относятся Типовой договор на выполнение опытно-конструкторской работы от 6 апреля^^бб г.. Положение о порядке заключения договоров на. проведение научно-исследовательских и конструкторских работ научно-исследовательскими и конструкторскими организациями, состоящими на хозрасчете, от 7 сентября 1961 г.5 (к нему приложены Типовые договоры на выполнение научно-исследовательских работ и на выполнение конструкторских работ).
Наконец, следует иметь в виду различные ведомственные акты, регулирующие организацию научных исследований и конструкторских разработок на основе договоров между исполнителями и заказчиками одного министерства или ведомства.
Каждый из межведомственных и ведомственных нормативных актов имеет свою сферу действия, которая определена в самих этих актах.
Субъекты договоров на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ—это только социалистические организации. Участие граждан в роли заказчика или исполнителя по указанным договорам исключено.
В качестве исполнителей данных работ могут выступать не любые государственные организации, а лишь те, которые в силу своей специальной правоспособности могут осуществлять науч-
' СП СССР, 1958, № 14, ст. 110. » СП СССР, 1961, № 7, ст. 54.
* СП СССР, 1964, № 3, ст. 15.
4 СП СССР, 1967, № 9, ст. 50. .
* Сборник постановлений, приказов л инструкций по финансово-хозяйственным вопросам, 1961, № 11, стр. 27—35.
213

ные исследования и конструкторские разработки. К ним относятся отраслевые и головные научно-исследовательские и конструкторские организации, институты Академии наук СССР, республиканских и отраслевых академий, высшие учебные заведения.
Заказчиками по рассматриваемым договорам могут быть хозрасчетные предприятия и организации, госбюджетные учреждения, органы государственного управления, а также кооперативные организации.
Стороны договоров (исполнители и заказчики) являются самостоятельными субъектами гражданского lipaaa. Они обладают оперативно-хозяйственной самостоятельностью, организационным единством, несут самостоятельную ответственность, вступают в имущественные отношения от своего собственного имени.
Структура договоров на выполнение научно-исследователь-' ских и конструкторских работ. В процессе выполнения рассматриваемых работ используются различные структурные формы договорных связей, которые устанавливаются: а) по системе ведущего исполнителя (генерального подряда), б) по системе прямых договоров.
Система ведущего исполнителя находит свое юридическое выражение и оформление в совокупности генерального, субисполнительского и подсубисполнительского договоров, заключаемых между участниками выполнения научных исследований и конструкторских разработок. Особое место среди участников системы генерального подряда занимает ведущий исполнитель, который наделен правами единого организатора и руководителя всех работ, объединяет и координирует деятельность привлеченных организаций, несет ответственность перед заказчиком за надлежащее исполнение всей работы в целом, выполненной как своими силами, так и силами субисполнителей.
Прямые договоры заключаются: а) между заказчиком и НИИ или КБ 'при отсутствии системы ведущего исполнителя, б) между заказчиком и НИИ или КБ с согласия ведущего исполнителя (в тех случаях, когда заказчик находится в договорных отношениях с ведущим .исполнителем).
Особенность структуры договорных отношений по выполнению научно-исследовательских и конструкторских работ проявляется в том, что на проведение всего комплекса работ независимо от сроков его выполнения заключается единый договор. Последний может быть развит и уточнен заключенными на его основе дополнительными соглашениями.
Предмет договора—это результат творческой производственной деятельности исполнителя (продукт интеллектуального труда коллектива научно-исследовательской или конструкторской организации-), представляющий собой совокупность науч-
214

ных и конструкторских решений, выраженных в объективированном виде. Результаты научно-исследовательских работ выражаются, как правило, только в научно-техническом отчете о проделанной работе. В ряде случаев, когда выполняется научно-исследовательская работа макетного характера, этот результат объективируется не только в научно-техническом отчете, но и в созданном макете машины, прибора или иного изделия.
В отличие от научно-исследовательских, конструкторские работы в большинстве случаев предполагают получение результата в виде материального образца новой машины, прибора, изделия, а также в виде технической документации опытного образца. Следовательно, одна из особенностей предмета рассматриваемых обязательств заключается в том, что он может получать документальное и вещное объективированное выражение.
Поскольку результатом научных исследований и конструкторских разработок бывает открытие или изобретение, постольку предмет настоящих обязательств может быть объектом авторского или изобретательского права.
Особенностью предмета данных обязательств, выраженного в форме научно-технического отчета или технической документации, является и то, что право использования этой документации принадлежит в равной мере обеим сторонам, а также любому третьему лицу, которое может приобрести в свою собственность или оперативное управление экземпляры изготовленной документации. Опытный образец (партия) как материализованное выражение результатов конструкторской работы после передачи заказчику находится только в его оперативном управлении или в собственности, так как представляет собой индивидуально определенное^ имущество.
Цена договора представляет собой денежное выражение стоимости научно-исследовательских или конструкторских работ, подлежащих выполнению.
Согласно Положению и Типовым договорам 1961 г. стоимость выполняемых работ определяется по сметной калькуляции исполнителя, согласованной с заказчиком при заключении договора. Типовым договором 1955 г, и рядом других ведомственных актов установлен метод определения цены договора по ориентировочной стоимости с последующим перерасчетом по фактическим затратам, произведенным исполнителем.
Срок исполнения договора на научно-исследовательские и конструкторские работы устанавливается двояко. Когда в основе обязательства лежит двусторонне-обязательный плановый акт, в последнем определяется и срок исполнения работ по договору. Если же договор основан на двух односторонне-обязательных актах планирования, срок исполнения устанавливается
215

соглашением контрагентов с учетом показателей этих односто-^ ронне-обязательных плановых актов.
Форма договоров на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ в соответствии со ст. 44 ГК РСФСР только письменная. Она предписывается также типовыми договорами, которые определяют структуру и содержание конкретных договоров. ^
Обязанности исполнителя. Основная обязанность исполнителя—выполнение научных исследований и конструкторских разработок. Выполняя ее, исполнитель должен проводить работу в строгом соответствии с технической программой или техническим заданием, согласованным сторонами,' так как эти документы определяют не только основные направления самой разработки, но и те задачи, разрешению которых будет способствовать результат работы. Исполнитель обязан использовать все новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники, надлежаще оформлять результаты работ, вносить в изготовленную техническую документацию и образцы изделий необходимые изменения, исправлять допущенные в них ошибки, участвовать во внедрении результатов работ в производство заказчика, согласовывать с заказчиком вносимые в работу изменения, если они выходят за пределы технических требований или приводят к замене одного вида работ другим, и т. д. .
Исполнитель обязан передать заказчику результаты выполненной работы.
В соответствии с п. 28 постановления Совета Министров СССР № 988' (1967 г.) исполнитель конструкторских работ обязан по» требованию заказчика устранить своими средствами и за свой счет в кратчайший технически возможный срок, согласованный сторонами, допущенные по его вине дефекты в тех-• нической документации, включая дефекты, обнаруженные в процессе освоения изделий, осуществляемого заводом-изготовителем по договору с конструкторской организацией, или при эксплуатации новых изделий, а также конструктивные дефекты в изготовляемом исполнителем опытном образце'."
Обязанности заказчика состоят в том, что он должен принять исполненное и своевременно оплатить его. Действующие нормативные акты устанавливают систему промежуточных платежей за выполненные этапы работ. Эта система расчетов отличается от расчетов по другим договорам подрядного типа (договора на проектирование,подряда капитального строительства) тем, что промежуточные платежи производятся только по законченным разработкой этапам и не предусматривают ежеме-
' СП СССР, 1967, № 26, ст. 186.
216

сячную или квартальную оплату, как при производстве расчетов по указанным обязательственным отношениям.
Кроме этих основных обязанностей заказчик несет обязанность по разработке и выдаче исполнителю технических требований на проводимую работу, по оформлению финансирования договорных работ в соответствующих учреждениях банка, оказанию исполнителю разносторонних услуг, связанных с производством исследований и разработок и их материальным обеспечением. В порядке исключения из общего правила, запрещающего кредитование, действующими нормативными актами установлена обязанность.заказчиков авансировать исполнителей научно-исследовательских и конструкторских работ. Согласно Положению и Типовым договорам 1961 г. заказчик обязан выдать исполнителю аванс в размере 25% стоимости работ, обусловленных договором. Этот-аванс является разовым, если работа выполняется в срок не более года. По тем работам, срок выполнения которых свыше года, сумма аванса исчисляется в размере до 25% стоимости работ текущего года. Сумма аванса по конкретному договору устанавливается со' глашением сторон в пределах указанного высшего размера аванса.
Контрольные права. Заказчик обладает правом контролировать ход и качество выполнения научно-исследовательской или конструкторской работы без вмешательства в оперативно-хо-зяйственную деятельность исполнителя. Он также имеет право проверять отчетную калькуляцию исполнителя, в которой обосновывается фактическая (расчетная) стоимость работ.
Ответственность сторон по рассматриваемым обязательствам установлена в форме неустойки (которая, по общему правилу, является зачетной) и возмещения убытков.
Согласно типовым договорам при нарушении сроков выполнения научно-исследователкеких и конструкторских работ исполнитель уплачивает заказчику неустойку в размере 2% стоимости не выполненных в срок работ. При просрочке заказчиком платежей и перечисления аванса исполнителю заказчик уплачивает исполнителю пеню в размере 0,01% суммы счета или аванса в день за все время просрочки. Эта неустойка является исключительной.
Постановлением Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988' усилена ответственность конструкторских организаций за неустранение в согласованный с заказчиком срок допущенных по вине исполнителя качественных недостатков в работе. В этом случае конструкторская организация уплачивает заказчику неустойку в размере 4-% стоимости конструктор-
СП СССР, 1967, № 26, ст. 186.
217

ских работ, подлежащих исправлению. Уплата неустойки не освобождает исполнителя от устранения дефектов.
Этим же постановлением установлено, что конструкторская организация возмещает заказчику (заводу-изготовителю) фактические убытки, причиненные ненадлежащим качеством конструкторских работ, в сумме, не покрытой неустойкой, но не более предусмотренной договором стоимости этих работ.
В соответствии со ст. 36 Основ и ст. 219 ГК. РСФСР исполнитель научных исследований, при наличии своей вины, также несет ответственность за недоброкачественное выполнение работ в виде неустойки и в виде возмещения потерпевшей стороне убытков в части, не покрываемой неустойкой.
В типовых договорах предусмотрены также санкции на случай нарушения сторонами и других принятых на себя обязательств (задержка приемки выполненных работ по этапам и в целом, неосновательный отказ от акцепта счета, несвоевременное внесение исполнителем исправлений в работу, задержка в выдаче исходных данных для выполнения работ и т. д.).
Основания прекращения обязательств по выполнению научно-исследовательских или конструкторских работ следующие:
а) исполнение обязательства ^ст. 228 ГК РСФСР), б) изменение планового задания (ст. 234 ГК РСФСР), в) невозможность исполнения (ст. 235 ГК РСФСР), г) прекращение обязательства соглашением сторон (ст. 233 ГК РСФСР).
Специфическим основанием прекращения обязательства по выполнению работ является получение отрицательного результата или установление нецелесообразности дальнейшего проведения работ. Отрицательный результат нельзя смешивать с невозможностью исполнения, так как получение его есть своеобразное исполнение обязательства. Доказывая невозможность решения данного вопроса или проблемы в силу недостаточности в настоящий момент научной или технической базы, исполнитель тем самым предотвращает на определенное время бесплодные поиски в заданном направлении и поэтому его вывод о неизбежности наступления отрицательного результата может рассматриваться как исполнение обязательства, носящее специфический отрицательный характер. Исполнение с отрицательным результатом прекращает обязательство только после отмены планового задания, лежащего в его основе. Отмена планового задания может иметь место также при установлении нецелесообразности дальнейшего проведения работы. Требование о прекращении работы в этом случае может исходить и от заказчика, и от исполнителя по мотивам либо утраты данной работой актуальности, либо решения поставленного перед исполнителем вопроса другой научно-исследовательской или конструкторской организацией.
218

§ 2. ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
^
Общие положения. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ является плановым договором между социалистическими организациями, по которому одна сторона (проектант) принимает на себя обязанность выполнить в установленный срок проектные и изыскательские работы и передать их результаты заказчику, а другая сторона (заказчик) обязуется оказывать проектанту всестороннее содействие в осуществлении проектирования, принять выполненную работу и оплатить, ее стоимость.
Проектирование является производственной деятельностью, представляющей собой обязательную стадию капитального строительства, и включает в себя проведение изыскательских и проектных работ. Договор на проектирование регулирует отношения социалистических организаций в процессе создания проектно-сметной документации, складывающиеся в сфере материального производства. Он играет важную роль в деле эффективного использования капитальных вложений, удешевления строительства и внедрения в практику строительства новейших научно-технических достижений.
Данный договор обладает основными чертами, характерными для многих договоров между социалистическими организациями. Он является плановым, консенсуальным, двусторонним, возмездным. Взаимоотношения между субъектами договора характеризуются товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью. В обязательстве, возникающем из него, действует принцип реального исполнения.
Рассматриваемый договор регулирует как отношения по производству проектных и изыскательских работ, так и отношения по передаче предмета обязательства. При этом больший удельный вес принадлежит отношениям по созданию проектно-сметной документации и проведению изысканий.
Совокупность черт данного договора выделяет его в самостоятельную разновидность хозяйственных договоров подряда.
Специальные источники правового института проектирования. К числу важнейших из них относятся постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»'; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 октября 1961 г. «О мерах по более эффективному использованию капитальных вложений и усилению контроля за вводом в действие строящихся предприятий»2; постановление Совета Министров
' См.: «Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам строительства». Госполитиздат, 1956. 2 СП СССР, 1961, № 16, ст. 126.-
219

СССР от 20 февраля 1959 г. «Об улучшении проектного дела в строительстве»'. Среди постановлений республиканских Советов Министров можно назвать постановление Совета Министров РСФСР от 8 декабря 1959 г. «Об упорядочении руководства изыскательскими работами для проектирования промышленного и гражданского строительства на территории РСФСР»2,
Нормативным актом, детально регулирующим отношения по проектированию, являются Правила о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, утвержденные Госстроем СССР, Госпланом СССР и Министерством финансов СССР • 25 мая 1959 г.3. Эти Правила определяют юридическое положение контрагентов в обязательстве на проектирование, права и обязанности сторон, долевые договоры, порядок расчетов за выполнение работы и т. д. К Правилам приложена форма, в соответствии с которой должны оформляться конкретные договоры. /
Субъекты договора на выполнение проектных и изыскательских работ—"этр социалистические организации. Участие граждан в роли одной из сторон по договору действующим законодательством не допускается;
Исполнителями по рассматриваемому договору могут быть только те организации, которые в силу своей специальной правоспособности обладают правом осуществлять проектные и изыскательные работы. Ими являются: государственные проектные организации (институты), которые специализируются по отраслевому назначению и характеру создаваемых строительных объектов или по видам и комплексам проектно-изыскатель-ских работ (отраслевая и постадийная специализация); головные и ведущие проектные институты; научно-исследовательские и проектные институты.
В роли заказчиков могут выступать органы государственного управления, хозрасчетные предприятия и организации, госбюд-жетные учреждения4, а также кооперативные и общественные организации.
Обязательным условием выступления этих организаций в качестве заказчика по рассматриваемому договору является наличие плановых оснований (включение проектных и изыскательских работ в государственный план, выделение на их проведение соответствующих средств и т. д.).
Структура договора на выполнение проектных и изыскательских работ аналогична структуре договора на выполнение на-
' СП СССР. 1959, №3, ст. 18. 8 СП РСФСР, 195?, № 20, ст. 164.
3 См.: «Законодательство о капитальном строительстве в СССР». Гос-юриздат, 1961.
4 Заказчиком проектных и изыскательских работ мозкет быть дирекция строящегося предприятия, создаваемая в установленном законом порядке,
220 •

учно-исследовательских и конструкторских работ (заключается один договор независимо от сроков проведения изысканий и проектирования и т. д.). Данный договор находит свое дальнейшее развитие и уточнение в дополнительных соглашениях.
Предмет договорного обязательства—это результат творческой производственной деятельности проектанта, представляющий собой индивидуализированные в «овеществленной» форме (документированные) проектные решения технических вопросов, необходимых для осуществления строительства. Результаты проектных и изыскательских работ находят свое объективированное выражение в проектно-сметной документации, являются комплексом технико-экономических материалов, в состав которого входят описание спроектированных объектов, чертежи, схемы, расчеты, сметы. В ряде случаев в этот комплекс входят также макеты и модели проектируемых зда.ний и сооружений.
Являясь по своему содержанию технико-экономическими нормами запланированного строительства, проекты в то же время имеют и известное юридическое значение. Оно определяется Тем, что утвержденная в надлежащем порядке проектно-сметна'я документация становится обязательной для субъектов договора подряда капитального строительства. В частности, утвержденный проект служит одним из оснований заключения генерального договора по строительству, для оформления финансирования строительства, разработки технических заданий на проектирование нового нестандартизованного оборудования и т. д.
Цена договора—это стоимость подлежащих выполнению проектных и изыскательских работ. Она определяется в нормативном порядке, что не исключает в некоторых случаях возможности ее согласования контрагентами. Стоимость работ приводится в сводной смете, прилагаемой к договору, и после утверждения последней представляет собой с юридической точки зрения лимит финансирования конкретного проектирования; на основе сводной сметы производятся расчеты между сторонами по договору, и учреждения банка оплачивают выполненные работы только в ее пределах.
Срок исполнения договорных работ координируется со сроками осуществления строительства и устанавливается как в плановом порядке (тогда, когда в "основе обязательства лежит двусторонне-обязательный плановый акт),' так и соглашением сторон (если договор основан на односторонне-обязательных актах планирования^.
Форма договора на проектирование в соответствии со ст. 44 ГК РСФСР только письменная. Она предусматривается также Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, которыми установлена типовая форма договора, определяющая структуру и содержание конкретных договоров.
«
,221

Права и обязанности сторон составляют содержание обязательства на выполнение проектно-изыскательских работ.
а) Обязанности проектанта. При подготовке к проектированию исполнитель (за определенное вознаграждение) обязан оказать помощь заказчику в составлении задания на проектирование. Основная обязанность проектанта — выполнение предусмотренных договором проектно-изыскательских работ. Выполняя работу, он обязан использовать результаты соответствующих научных исследований, все новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники, стремиться к широкому использованию типовых проектов, а также к применению в строительстве минимального количества типов зданий, сооружений и типоразмеров конструкций и деталей. Проектант должен выполнять работу в строгом соответствии со стадиями разработки проектной документации, в пределах сроков и стоимости, установленных договором.
Обязанностями проектанта также являются: согласование разрабатываемых проектов с заинтересованными организациями, внесение в изготовленную документацию необходимых изменений, устранение по требованию заказчика своими средствами. и за свой счет в срок, согласованный сторонами, допущенных по его вине дефектов в проектной документации1, проведение защиты проектов при их утверждении, оплата оказываемых заказчиком услуг в процессе выполнения работ, осуществление авторского надзора за строительством запроектированных объектов.
Проектант обязан передать заказчику проектно-сметную документацию в определенном количестве экземпляров. Передаче подлежит документация по законченным частям и стадиям проектирования отдельных объектов (цехов, зданий, сооружений).
б) Обязанности заказчика состоят в том, что он должен принять изготовленную проектантом документацию и оплатить стоимость ее выполнения. Правила о договорах и Указания о порядке финансирования проектных и изыскательских работ2 устанавливают систему промежуточных платежей в зависимости от степени готовности работ. Согласно этой системе оплата работ производится ежемесячно, а также по мере окончания отдельных видов проектно-изыскательских работ или частей и стадий проекта3.
' СП СССР, 1967, № 26, ст. 186.
' См.: Письмо Стройбанка СССР от 15 сентября 1959 г. (Сборник постановлений, приказов и инструкций по финансово-хозяйственным вопросам, 1959, № 11, стр. 5).
3 Приказом Госстроя СССР, Министерства финансов СССР и Стройбанка СССР ряд проектных организаций переведены в 1966 г. в виде опыта на расчеты за выполненные проектные и изыскательские работы на стройку (объект) в целом или на заключенный этап проектных и изыскательских работ." Данная система укрупненных расчетов предусматривает оплату
222

Специфика окончательных расчетов за весь комплекс работ заключается в том, что заказчик обязан оплатить проектанту 90% стоимости проектных материалов. Оставшиеся суммы выплачиваются исполнителю после утверждения проектной документации.
Кроме названных основных обязанностей заказчик должен:
произвести необходимые действия для осуществления проектирования (составить и выдать исполнителю задание на проектирование, представить необходимые для работы исходные данные в объеме и в сроки, предусмотренные обязательством, оформить финансирование и т. п.); оказать проектанту определенные услуги для осуществления проектирования; известить проектанта о прекращении или приостановлении выполняемых по договору работ, возместить расходы исполнителя, связанные с прекращением или приостановлением проектирования; в установленные сроки утвердить или представить на утверждение изготовленную документацию, а также выполнить ряд других обязанностей.
Контрольные права. Заказчик имеет право контролировать ход и качество выполнения проектно-изыскательских работ, выполняемых по договору, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность проектанта. Он также обладает правом проверять качественные и количественные показатели изготовленной документации, а также обоснованность цен, приведенных в сводной смете, правильность составления расчетов стоимости работ и правильность составления самой сводной сметы.
Ответственность сторон по обязательству на проектирование может выражаться в различных видах имущественных санкций, а именно: в виде возмещения убытков или в виде выплаты неустойки, которая в данном обязательстве, по общему правилу, является зачетной.
Правила о договорах устанавливают ответственность проектанта за просрочку выполнения проектно-изыскательских работ в виде пени в размере 0,01 % стоимости не выполненных своевременно работ за каждый просроченный день. При просрочке свыше 30 дней начисление пени прекращается и исполнитель выплачивает заказчику штраф в размере 1 % стоимости несвоевременно выполненных работ. Проектант несет ответственность
только законченных стадий проектирования видов и комплексов проектно-изыскательских работ. Этапы работы, -а также сроки выдачи заказчику законченной проектно-сметной документации на объект в целом или на этапы работ устанавливаются заказчиком и проектантом при заключении договора.
Этим же приказом в порядке исключения из общего правила установлена обязанность заказчика выдавать проектным организациям, переведенным .на новый порядок расчетов, аванс в размере до 25% стоимости работ по договору на соответствующий год. Размер, сроки перечисления и погашения этого аванса определяются договором.
223

как за несоблюдение сроков выполнения работ, так и за нару-•:
шение сроков передачи заказчику изготовленной документации,
Проектная организация-д случае,неустранения допущенных по ее вине дефектов в проектной документации в срок, согласованный сторонами, несет ответственность в виде неустойки в размере 4% стоимости проектных работ, подлежащих .исправлению. При этом уплата неустойки не освобождает проектную организацию от устранения дефектов1.
Кроме того, проектант возмещает заказчику фактические убытки, причиненные ненадлежащим качеством проектной документации в сумме, не покрываемой неустойкой, но не более предусмотренной договором стоимости работ по составлению проектов на строительство отдельных цехов, зданий и сооружений, в которых допущены дефекты2.
Ответственность заказчика за просрочку представления исходных данных для проектирования аналогична ответственности проектанта за нарушение сроков исполнения работ.
Правилами о договорах предусмотрена ответственность заказчика за несвоевременную оплату проектно-изыскательских работ в виде пени в размере 0,01 % суммы просроченного платежа. Эта неустойка по своему характеру является исключительной.
В рассматриваемых обязательствах важное значение имеет принцип ответственности за чужую вину. Передача генпроектан-том части работ субпроектантам является частным случаем предусмотренного ст. 38 Основ и ст. 171 ГК возложения исполнения обязательства на третье лицо. Подобное положение имеет место и в отношении тех обязанностей генерального проектанта по субпроектному договору, выполнение которых согласноусловиям генерального догбвора обязан обеспечить заказчик. Поэтому в соответствии со ст. 38 и 39 Основ, а также ст. 222 и 223 ГК принцип вины должен полностью применяться и при решении вопроса об ответственности генпроектанта перед своими контрагентами по генеральному и субпроектному договорам за действия третьих лиц, т. е. соответственно субпроектанта и заказчика. Это в свою очередь создает возможность для возникновения среди участников системы генерального подряда регрес-сных отношений. ^
' Пункт 26 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967г. (СП СССР, 1967, № 26, ст. 186). 2 Там же (п. 27).

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА И ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК
Роль транспорта в. развитии экономики. Транспорт имеет большое значение для развития материально-технической базы коммунизма. Он призван обеспечить полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Значение транспорта обусловлено его экономической сущностью. Транспортная промышленность является самостоятельной отраслью производства, где продукт производства не является новым вещественным продуктом. Производственная деятельность транспорта — эт(? территориальное перемещение грузов. Производство транспортной продукции и ее потребление— единый по своей экономической сущности процесс. В народном хозяйстве постоянно происходит транспортировка продуктов из одного места производства в другое, транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. При этом «продукт только тогда готов к потреблению,—писал К. Маркс,—когда он закончит это передвижение»'. Поэтому транспортная промышленность отличается от других отраслей промышленности тем, что «она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения»2.
Производственный процесс в деятельности транспорта происходит независимо от того, перевозятся люди или товары. «Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта, и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс производства, который он создает»3. ,
Однако экономическое значение полезного эффекта при перевозке грузов и людей различно. Если полезный эффект
225
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, стр. 170. 2 Там же, ctj). 171. 'Там же, стр. 64.
8 П/р. Красавчикова

транспортной промышленности служит личному потреблению ;
(перевозка людей), то «с потреблением исчезает его стоимость;
если он потребляется производительно, так что сам является стадией производства товара, находящегося в перевозке, то его стоимость переносится как дополнительная стоимость на самый товар» '. Этим обусловлено различие в имущественных отношениях между транспортом и грузовладельцами, между транспортом и пассажирами. Различие имущественных отношений отражается и на их правовом регулировании. В настоящее время законодательство (ст. 72 Основ, транспортные уставы и кодексы) четко разграничивает правовое регулирование отношений по перевозке грузов и по перевозке пассажиров.
В нашей стране высокими темпами развивается транспорт. За последние годы резко возрос объем перевозок грузов и пассажиров. Транспорт в СССР используется более производительно, чем в наиболее развитых капиталистических странах. Например, каждый километр железнодорожного пути в СССР используется в 5 раз производительнее, чем в США, а с основных фондов транспорта у нас снимается продукции в 2 раза, а с подвижного состава в 4 раза больше, чем в США2. Наша магистральная транспортная система в основном удовлетворяет нужды народного хозяйства и населения в перевозках. Но дальнейшее развитие народного хозяйства требует ускоренного и согласованного развития всех видов транспорта как составных частей единой транспортной системы страны3. Решению этой задачи в настоящее время способствует перевод транспортных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования4.
Виды перевозок. Все перевозки подразделяются на перевозки грузов и перевозки пассажиров и их багажа. В зависимости от видов транспорта, осуществляющих перевозки, следует различать перевозки железнодорожные, по внутренним водным путям (речные), морские, воздушные, автомобильные и гуже-
' К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 24, 'стр. 65. 2 См.: «Экономическая газета», 1963, № 16, 20 апреля. 8 См.: «Программа Коммунистической партии Советского Союза». Политиздат, 1964, стр. 71—72.
4 См. постановления Совета Министров СССР «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1967, № 15, ст. 101); «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1967, № 14, ст. 96); «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1967, № 16, ст. 108); «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1967, № 16, ст. 109).
226

вые '. Последние все больше утрачивают свое значение, уступая место иным видам перевозок. Кроме того, перевозки делятся на перевозки местного сообщения, прямого сообщения и прямого смешанного сообщения (ст. 96 УЖД, ст. 147 УВВТ) 2.
Одним из видов транспорта является развивающийся трубопроводный транспорт3, в процессе деятельности которого происходит транспортировка нефти и газа. Однако отношение по транспортировке газа и нефти не могут быть отнесены к договору перевозки, поскольку владелец трубопровода выступает, как правило, в роли газо-, нефтеснабжающей организации, т. е. в период транспортировки одновременно является владельцем как трубопровода, так и транспортируемого продукта. По своей правовой природе эти отношения характеризуются как отношения по договору поставки 4 или отношения снабжения (газоснабжение) 5.
Источники права, регулирующие отношения по перевозкам. Основы гражданского законодательства (ст. 72—77), ГК РСФСР (ст. 373—385) устанавливают основные, общие нормы, регулирующие договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров. Наряду с этими общими источниками права имеются специальные законы и подзаконные акты, определяющие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственность по этим перевозкам. Такими специальными общесоюзными нормативными актами являются:
1. Устав железных дорог СССР (УЖД СССР), утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270, введенный в действие с 1 октября 1964 г.6.
2. Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. №1801.
3. Кодекс торгового мореплавания СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968г.7.
4. Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1961 г.8.
В соответствии с Основами гражданского законодательства (ст. 72), с уставами (кодексами) разрабатываются и утверж-
' Перевозчиками по договорам гужевой перевозки грузов могут выступать животноводческие товарищества (см.: «Экономическая газета», 1966, № 9, март).
2 См. § 11 настоящей главы.
3 За пятилетие (1966—1970 гг.) перекачка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам увеличится примерно в 2 раза.
4 См.: О. Н. С а д-и ков. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР. «Правоведение», 1962, № 2, стр. 136.
5 См. главу «Договоры на снабжение энергией и газом». ч СП СССР, 1964, № 5, ст. 36.
7 «Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, № 39, ст. 351.
8 «Ведомости Верховного Совета СССР», 1961, № 52, ст. 538.
227

даются правила и условия перевозок, технические условия, тарифы и инструкции (ст. 64 УЖД, ст. 9 УВВТ, ст. 6 ВК). Например, на основании УЖД Министерство путей сообщения СССР утверждает:
а) по согласованию с Государственным арбитражем при Совете Министров СССР Правила перевозок грузов', содержащие правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций на станциях и железнодорожных подъездных путях;
б) Технические условия погрузки и'крепления грузов, разрабатываемые с участием Советов Министров союзных республик, • заинтересованных министерств и ведомств СССР и ВЦСПС;
в) Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении;
г) Правила перевозок пассажиров и багажа.
Основные общие нормы» определяющие условия перевозки пассажиров и багажа, содержатся в уставах, кодексах (ст. 120— 142 УЖД, ст. 104—125 УВВТ, ст. 81—89 В К).
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются республиканскими нормативными актами. В соответствии с республиканскими гражданскими кодексами Советы Министров союзных республик утверждают уставы автомобильного транспорта. Среди источников права, регулирующих автомобильные перевозки грузов в РСФСР, следует назвать следующие нормативные акты:
а) Положение о взаимной материальной ответственности ав-^ тотрацспортных организаций и клиентуры за выполнение плана перевозок и сохранность перевозимых грузов, утвержденное Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР 4 мая 1955г.; ,
б) Типовой договор на перевозку грузов автотранспортными организациями Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, утвержденный Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 17 апреля 1964 г.2 и, др.
Условия перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Правилами, утвержденными республиканскими министерствами автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
Условия перевозки пассажиров и багажа на городском транспорте устанавливаются местными Советами.
' См.: Правила перевозок хлебных и других грузов насыпью. Правила перевозок животных и птиц, Правила перевозок грузов навалом, Правила перевозок грузов в универсальных контейнерах МПС и др. («Правила перевозок грузов». Изд-во «Транспорт», 1967, стр. 130, 404, 134, 159).
а Сборник законодательства по автомобильному транспорту. «Юридическая литература», 1964, стр. 201, 108, 312, 328.
228

Нормы права, закрепленные в уставах (кодексах) и правилах, в основном носят императивный характер. Поэтому условия перевозка грузов, пассажиров и багажа, установленные в уставах (кодексах) и правилах, не могут быть изменены соглашением сторон, равно как не может быть изменена ответственность сторон за нарушение этих условий. Например, ст. 147 УЖД устанавливает, что всякие предварительные соглашения железной дороги с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на участников правоотношения, считаются недействительными. Аналогичные нормы содержатся в ст. 179 УВВТ и 108 ВК.
| 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Принцип плановости в организации перевозок грузов
закреплен в ст. 73 Основ и 373 ГК РСФСР, где указывается, что договор перевозки грузов государственных, кооперативных и общественных организаций заключается на основании плана перевозок, обязательного для обеих сторон.
Транспорт, как и все народное хозяйство СССР, развивается по единому общегосударственному плану, направляющему деятельность всех предприятий и организаций, коллективный труд советского народа. План перевозок грузов является важной составной частью единого государственного плана развития народного хозяйства.
Планы перевозок грузов составляются на основе планов производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, товарооборота, межреспубликанских поставок, поставок для общесоюзных нужд и обосновываются экономическими расчетами. Планирование перевозок грузов железнодорожным, морским и речным транспортом осуществляется в соответствии с Основными положениями по планированию перевозок грузов'.
Планирование перевозок делится на перспективное (пятилетние планы) 2, текущее (годовые планы), оперативное (квартальные и месячные планы).
Плановые задания по перевозке грузов обязательны для обеих сторон, как для грузоотправителя, так и для перевозчика. Неисполнение двусторонне-обязательных плановых з'аданий
1 См.: «Железнодорожный транспорт», 1967, № 2.

<< Предыдущая

стр. 8
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>