<< Предыдущая

стр. 9
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

а В соответствии с пятилетним планом развития народного хозяйства СССР за 1966—1970 гг. увеличится грузооборот железнодорожного транспорта на 23%, морского транспорта—в 1,8 раза, автомобильного транспорта—в 1,7 раза.
229

влечет за собой гражданско-правовую ответственность неисправной стороны (ч. III ст. 73 Основ и ст. 376 ГК).
Заключение договоров перевозки грузов, не предусмотренных планом, допускается в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Планирование железнодорожных перевозок грузов. В соответствии с перспективными планами железнодорожные перевозки грузов планируются по годовым планам с разбивкой по кварталам в целом по СССР (в тоннах) с выделением перевозок грузов по установленной номенклатуре (с распределением объемов перевозок отдельных грузов по союзным республикам). На основании этих планов составляются годовые планы перевозок грузов по каждой железной дороге отправления в целом и по родам грузов и утверждаются МПС СССР (ст. 19 и 20 УЖД СССР). Квартальные с разбивкой по месяцам планы перевозок грузов, которые планируются к перевозке в централизованном порядке (нефтяные грузы, зерно, мука, сахар, мясо и т. д.), утверждаются МПС СССР, а планы перевозок грузов, планируемых в децентрализованном порядке (на местах), утверждаются начальниками железных дорог.
В соответствии с квартальными планами грузоотправители представляют управлениям железных дорог месячные планы перевозок по родам грузов, станциям отправления и железным дорогам назначения, а по грузам, перевозимым в пределах дороги отправления, по станциям назначения (ст. 22 УЖД).
Возможны также железнодорожные перевозки грузов, не предусмотренных планом. Так, в соответствии со ст. 33 УЖД начальникам железных дорог и начальникам отделений дорог предоставлено право разрешать погрузку грузов сверх плана или вне плана без ущерба для выполнения плана и при условии выполнения заданий Министерства путей сообщения по сдаче порожних вагонов и контейнеров на другие дороги и отделения дорог. Заявки на предоставление вагонов для сверхплановых и внеплановых перевозок представляются через начальников станций не позднее чем за 5 дней до наступления дня погрузки.
Договоры, заключаемые на сверхплановые и внеплановые перевозки грузов, имеют ту же правовую природу и подчиняются тому же правовому режиму, который установлен для плановых договоров. Например, в ст. 144 УЖД указывается, что железные дороги и грузоотправитель несут такую же ответственность за невыполнение обязательств по внеплановой и сверхплановой перевозке грузов по заявкам грузоотправителей, принятых железной дорогой, как по плановым обязательствам.
Обязанности, возникающие из плана железнодорожной перевозки грузов. Основным плановым актом по железнодорожным перевозкам грузов является месячный план перевозки, который стороны обязаны уточнить и конкретизировать. Начальник от-
230

деления дороги до наступления планового месяца обязан установить по согласованию с грузоотправителями порядок выполнения плана, обеспечивающий равномерность и ритмичность погрузки по отделению дороги в течение месяца и суток, а также укрупнение перевозок и выполнение заданий по перевозкам грузов отправительскими маршрутами. Согласованный порядок выполнения плана заносится в учетную карточку. Месячный план перевозки находит конкретизацию в декадных заявках, которые подаются начальнику отделения дороги через начальника станции за 3 дня до наступления декады (ст. 28 УЖД). В заявке на погрузку дается календарное расписание размеров погрузки по дням декады. Начальник станции за сутки до наступления декады уведомляет каждого грузоотправителя о размерах подачи вагонов по дням декады, по родам грузов и по железным дорогам назначения. Планы перевозок грузов создают определенные права и обязанности для перевозчика и грузоотправителя. Стороны обязаны совершить действия, необходимые для заключения договора перевозки. Месячный план служит основанием для возникновения обязательства заключить договор перевозки, и ответственность наступает именно за невыполнение месячного плана.
В соответствии с плановыми заданиями стороны обязаны: перевозчик — предоставить перевозочные средства и принять груз к перевозке, Грузоотправитель—предъявить груз к перевозке. Круг обязанностей сторон, вытекающих из плана перевозок по каждому виду перевозки, устанавливается в уставах и кодексах. По договору железнодорожной перевозки грузов грузоотправитель обязан предъявить груз к перевозке и сдать его перевозчику,' вместе с основным перевозочным документом — накладной (ст. 38 УЖД). Одновременно с накладной грузоотправитель обязан передать железной дороге все документы, требуемые в соответствии с санитарными, карантинными и другими правилами. Накладная должна быть оформлена в соответствии с установленными правилами2.
Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных в накладной (ст. 39 УЖД). Если обязанность погрузки грузов в соответствии со ст. 45 УЖД лежит на грузоотправителе, он обязан произвести своевременную погрузку, не допуская простоя перевозочных средств сверх установленных норм3.
' См.: Правила приема грузов к перевозке («Правила перевозок грузов», стр. 3).
2 См.: Правила заполнения накладной («Правила перевозок грузов», стр. 21).
3 См.: Сроки погрузки и выгрузки грузов («Правила перевозок грузов», стр. 93).
231

, Перевозчик обязан предоставить грузоотправителю (подать под погрузку) исправные перевозочные средства (вагоны, цистерны и т. д.), годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные (ст. 46 УЖД). Пригодность подвижного состава для перевозки конкретного груза определяется, как правило, грузоотправителем, "который вправе отказаться от неисправного и непригодного подвижного состава (вагонов, цистерн, контейнеров). Только в том случае, когда погрузка производится средствами железной дороги, ей предоставлено право "признавать пригодность вагонов для перевозки.
Ответственность за невыполнение плана железнодорожных •перевозок грузов. Выполнение плана перевозок грузов учитывается в учетной карточке. Учетная карточка должна быть подписана начальником станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток, а по окончании месяца начальник станции должен сообщить грузоотправителю расчет штрафа за невыполнение плана перевозок. Размер штрафа определяется в соответствии со ст. 144 УЖД. В частности, за неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и за невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения, за неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров уплачивается штраф в следующих размерах: а) по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, по 1 руб. с тонны независимо от рода и осности подвижного состава; б) по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, по 15 руб. за учетный вагон (за единицу принимаются кяждые две оси вагона, а поэтому четырехосный вагон считается за две единицы); в) по грузам, перевозимым в контейнерах, штраф определяется в зависимости от грузоподъемности контейнера (например, 6 руб. за контейнер грузоподъемностью 5 тонн и более). В том случае, когда одна из сторон не обеспечит погрузку маршрута, с виновной стороны взыскивается штраф в размере 75 руб. за маршрут помимо штрафа за невыполнение плана перевозок.
'Основания освобождения от ответственности за ненадлежащее выполнение плана железнодорожных перевозок грузов. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение плана перевозки грузов, если план не выполнен в связи с определенными обстоятельствами. Например, грузоотправитель в соответствии со ст. 145 УЖД освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана железнодорожной перевозки груза, если план не выполнен по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути или при которых, в соответствии с действующими положениями, запрещено про-
232

изводить погрузочно-разгрузочные работы, а также в связи с аварией на предприятии, в результате которой было прекращено производство на срок-не менее 3 суток. Грузоотправитель освобождается от ответственности при восполнении недогруза в течение декады, при выполнении плана в тоннах по грузам, перевозка которых планируется в вагонах и тоннах, и т. д. .
В случае когда грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании вагонов не менее чем за двое суток до дня погрузки, сумма штрафа уменьшается На одну треть.
В свою очередь железная дорога 'освобождается от ответственности за невыполнение плана перевозок по основаниям, ука- ' занным в ст. 146 УЖД. В частности, дорога освобождается от ответственности, когда имела место невозможность исполнения (п. «а» ст. 146 УЖД) либо неисправность отправителя (п. «в» ст. 146 УЖД), либо дорога не обязана была подавать вагоны (п. «в» ст. 146 УЖД), либо имело место выполнение плана путем восполнения неподачи вагонов (п. «г» и «д» ст. 146 УЖД).
Следует иметь в виду, что для освобождения от ответственности за невыполнение плана перевозок по причине явлений стихийного характера недостаточно одной ссылки на это явление. Железная дорога (или отправитель) обязана доказать, что стихийное явление действительно послужило причиной невыполнения плана. Например, Госарбитраж при Совете Министров Башкирской АССР указал, что «грузоотправитель не может быть освобожден от ответственности, если не доказал, что наводнение приостановило погрузку» *.
В целях ускорения оборачиваемости вагонов основанием освобождения дороги от ответственности является задержка грузоотправителем вагонов под' выгрузкой. В этом случае дорога освобождается от уплаты штрафа за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов, которое было задержано им под выгрузкой или не могло быть подано под погрузку по этой причине.
В стадии выполнения планового задания стороны могут нести ответственность и за невыполнение других обязанностей. Например, перевозчик несет материальную ответственность за подачу под погрузку неочищенных перевозочных средств (ст. 161 УЖД). Эти штрафы взыскиваются независимо от штрафов за невыполнение плана перевозок грузов. Правовым основанием взыскания этих штрафов следует считать невыполнение перевозчиком обязанностей, возникающих у сторон в связи с исполнением обязательства заключить договор перевозки.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988 «О материальной ответственности
' Госарбитраж при Совете Министров Башкирской АССР, дело №6/3819 за 1960г.
233

предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств» ' железная дорога в случае неподачи перевозочных средств для выполнения месячного плана перевозок обязана по требованию грузоотправителя выделить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены в первом месяце следующего квартала. Порядок выделения вагонов (контейнеров) для восполнения недогруза устанавливается по согласованию "между транспортной организацией и грузоотправителем. При/-нарушении согласованного порядка как транспортная организация, так и грузоотправитель несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.
Планирование перевозок грузов другими видами транспорта. Годовые планы морских перевозок грузов разрабатываются и утверждаются так же, как и перевозки грузов железнодорожным транспортом. Годовые планы перевозок грузов автомобильным и речным транспортом утверждаются Советами Министров союзных республик после согласования с Госпланом СССР и сообщаются министерствам автомобильного транспорта и органам управления речным транспортом союзных республик. Годовой план воздушной перевозки составляется на год с распределением по кварталам, утверждается Министерством гражданской авиации СССР.
Квартальное планирование осуществляется в централизованном и децентрализованном порядке. В централизованном порядке планируется большинство перевозок морским транспортом, перевозки в прямом смешанном сообщении, перевозки определенных грузов по внутренним водным путям, межреспубликанские перевозки грузов автомобильным транспортом. При централизованном планировании заинтересованные министерства и ведомства представляют проекты квартальных планов в соответствующие транспортные министерства, которые устанавливают квартальные планы перевозок с помесячной разбивкой. При децентрализованном планировании хозяйственные органы представляют проект квартальных планов территориальным управлениям транспорта.
В соответствии с квартальными составляются развернутые месячные планы перевозки. Они представляются грузоотправителями в установленные сроки транспортным предприятиям.
Договоры на организацию перевозок грузов автомобильным, речным, воздушным и морским транспортом. В соответствии с планами перевозок грузов заключаются договоры на организацию перевозок грузов. По речным перевозкам заключаются на-
' СП СССР, 1967, № 26, ст. 186.
234

вигационные договоры йа перевозку грузов между грузоотправителями и речными пароходствами (ст. 60 УВВТ). По воздушным перевозкам договоры на организацию перевозок заключаются в соответствии со ст. 91 Воздушного кодекса. Автохозяйства заключают годовые договоры с клиентами в соответствии с Типовыми договорами на перевозку грузов автотранспортными организациями системы автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР'.
Все эти договоры имеют общие признаки—это планово-организационные хозяйственные договоры, определяющие общие условия и порядок перевозки грузов на предстоящий плановый период. По своему содержанию такие договоры являются соглашением об общих и специальных условиях перевозок и порядке выполнения плана в предстоящий плановый период2. Например, в договорах на организацию автомобильных перевозок грузов определяются условия и порядок перевозки, выполнение по-грузочно-разгрузочных работ, экспедирование грузов, график подачи автомобилей и другие условия (ст. 3 Положения о взаимной материальной ответственности).
Договоры на организацию перевозок не создают обязательств перевозки. Обязательства перевозки возникают на основании договоров перевозки грузов, оформляемых транспортными накладными при сдаче грузов к перевозке.
Железнодорожные перевозки грузов не оформляются договорами на организацию перевозок.
Ответственность за нарушение плана и договора об организации перевозок на воздушном, речном и морском транспорте. В соответствии со ст. 92 ВК за неподачу указанных в плане перевозочных средств и за непредставление к перевозке предусмотренного планом груза воздушно-транспортное предприятие (перевозчик) и грузоотправитель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа в размере 25% провозной платы за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза. Грузоотправитель освобождается от этой ответственности, если невыполнение плана перевозки произошло вследствие явлений стихийного характера, а также аварии на предприятии грузоотправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3 суток. Перевозчик же освобождается от уплаты штрафа, если план не выполнен вследствие явлений стихийного характера, а также невозможности полетов воздушных судов по метеорологическим причинам.
Речное пароходство и грузоотправитель несут ответствен-
' См.: Сборник законодательства по автомобильному транспорту. «Юридическая литература», 1964, стр. 108.
а См.: М. А. Тарасов. Договор перевозки по советскому праву. Вод-трансиздат, 1954, стр. 22.
235

ность за невыполнение плана перевозки тоже в размере 25% провозной платы. В таком же размере наступает ответственность за невыполнение плана речной -буксировки. При этом, если предъявлены к перевозке или буксировке груз или плот в состоянии, не соответствующем правилам перевозки и буксировки, этот груз или плот считается непредъявленным. Подача пароходством тоннажа, непригодного или не подготовленного для перевозки данного груза, приравнивается к неподаче тоннажа.
Месячный план перевозки грузов по внутренним водным путям конкретизируется в декадных заявках в соответствии со ст. 61 УВВТ. При работе по декадным заявкам штраф за невыполнение плана исчисляется в итоге за месяц, а при работе по календарным графикам—по каждому судну или плоту, предусмотренному графиком (ч. 7 ст. 180 УВВТ). При восполнении в последующие декады данного месяца не предъявленных по графику грузов или плотов, а также тоннажа или тяги размер штрафа снижается на 50%. Грузоотправитель и пароходство освобождаются от ответственности за невыполнение плана, если имели место обстоятельства, перечисленные в ст. 183 и 184 УВВТ.
В морских перевозках ответственность сторон за невыполнение плановых заданий по перевозкам грузов определяется в соответствии с положениями, утвержденными Советом Министров СССР (ст. 109 КТМ). Таково, например, Положение о взаимной имущественной ответственности органов морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов, утвержденное постановлением Совета Министров СССР № 429 от 1 июня 1965 г.'
Размер ответственности за невыполнение плана определяется в положениях или тарифах. Например, в Положении от 1 июня 1965 г. {ст. 10) предусматриваются размеры и основания ответственности. . ,
За невыполнение перевозок грузов на советских и арендованных иностранных судах, предусмотренных графиками расстановки советских и арендованных иностранных судов и грузовыми списками на перевозку грузов, закрепленных за линейными судами, перевозчик и отправитель несут следующую имущественную ответственность:
а) за неподачу судна под погрузку согласно графику или грузовому списку перевозчик обязан уплатить отправителю штраф по нелинейным судам в размере 50% и по линейным судам в размере 40% провозной платы за все непринятое количество груза, подготовленного к отправке на данном судне согласно графику-или грузовому списку;
' СП СССР, 1965, № 14, ст. 105.
236

, б) за непредставление к перевозке груза, предъявление его в меньшем' количестве, чем это предусмотрено графиком или грузовым списком, отправитель обязан уплатить перевозчику штраф по нелинейным судам в размере 50% и по линейным судам в размере 40% провозной платы за все непредъявленное количество груза.
Взыскание штрафа освобождает стороны от уплаты убытков в части, не покрытой штрафом (ст. 16 Положения от 1 июня 1965 г.). Штрафы и премии подлежат уплате в 5-дневный срок по истечении месяца, следующего за месяцем, в котором началась или должна была начаться перевозка. ^
Особенности ответственности за невыполнение плана автомобильных перевозок грузов. Специфика ответственности грузоотправителя и автохозяйства за невыполнение плана перевозки груза состоит в том, что хотя месячный план и находит конкретизацию в заявках, однако роль и значение этих заявок иные, чем в других видах перевозок. Заказ-заявка на подачу автомашин имеет не только значение акта, конкретизирующего месячный план перевозок, но по своему содержанию также предопределяет условия договора перевозки грузов (принятый к исполнению разовый заказ), а в тех случаях, когда имеется договор об организации перевозок, заказ конкретизирует этот плановый договор-, в то время как при железнодорожных перевозках декадная заявка только конкретизирует месячный план перевозки грузов и соответственно влияет на ответственность за невыполнение плана. Например, при восполнении грузоотправителем и дорогой в течение календарной декады допущенного недогруза или-недодачи вагонов в отдельные (за отдельные) дни этой декады не наступает ответственности за невыполнение плана перевозок (ст. 145 п. «г» и ст. 146 п. «г» УЖД). Выполнение же месячного плана автомобильных перевозок учитывается в пределах всего месяца, а следовательно, и восполнение недогруза возможно в пределах всего календарного месяца.
Грузоотправитель несет ответственность с учетом всего не предъявленного к перевозке груза по сравнению с месячным планом или разовым заказом. При этом груз считается непредъявленным, если он был предъявлен в состоянии, не соответствующем правилам автомобильной перевозки грузов (незатаренный, немаркированный и т. д.). Перевозчик несет ответственность с учетом всего не вывезенного по сравнению с планом или разовым заказом количества груза, подготовленного к отправке. Грузоотправитель вправе отказаться от непригодных для перевозки определенного груза перевозочных средств, а поэтому такая подача перевозочных средств приравнивается к неподаче.
Автохозяйство и грузоотправитель освобождаются от ответственности за невыполнение плана перевозок только в случаях,
237

перечисленных в ч. III ст. 377 ГК. Как автотранспортная организация, так и отправитель освобождаются от ответственности за невыполнение плана перевозок по одним и тем же основаниям, в частности, если невыполнение плана произошло вследствие явлений стихийного характера, аварии на предприятии и временного прекращения или ограничения перевозки грузов по определенным дорогам.
В настоящее время за невыполнение плана перевозок виновная сторона уплачивает контрагенту штраф в размере 20% стоимости перевозок не предъявленного или не перевезенного в установленный срок груза, исходя из договорного (по заказу) расстояния перевозки этого груза. Помимо штрафа за невыполнение плана перевозок, за опоздание подачи автомобиля (автопоезда) при централизованных перевозках грузов против согласованного графика более чем на 30 минут автотранспортная организация уплачивает грузоотправителю штраф за каждый случай нарушения графика (постановление Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1965 г. №1136 «О дополнении единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом»').
Соотношение плана перевозок, договора об организации перевозок и договора перевозки грузов. План перевозок грузов служит основанием для возникновения и развития правоотношения по перевозке грузов. Он служит основанием возникновения обязательства заключить договор об организации перевозок грузов. Договор об организации перевозок определяет конкретные, специфические для данных субъектор условия выполнения плана в определенный период (год, навигацию), определяет характер хозяйственных взаимоотношений по организации выполнения планового задания. Если в процессе заключения договора об организации перевозок возникают между сторонами разногласия, они могут быть разрешены органами Госарбитража в порядке, установленном для преддоговорных споров по хозяйственным договорам.
План и договор об организации перевозок являются теми юридическими фактами, которые создают обязательство заключить договор перевозки грузов. Обязательство перевезти конкретный груз, доставить его в' место назначения, сохранить и т. д. возникает только с момента.заключения договора перевозки (сдачи груза перевозчику).
Ответственность за невыполнение плана перевозки установлена в уставах независимо от договора об организации перевозок, ибо плановые перевозки грузов могут иметь место и без заключения договора об организации перевозок (железнодорожные перевозки, сверхплановые и внеплановые перевозки по всем видам транспорта и т. д.). В соответствии с договором об орга-
' СП РСФСР, 1965, № 22, ст. 140.
238

низации перевозок наступает ответственность за нарушение условий этого договора.
В железнодорожных перевозках договор об организации перевозок не заключается, ибо условия деятельности железнодорожного транспорта в силу характера его технической оснащенности на всей территории СССР почти одинаковы, а поэтому нет надобности заключать договор, в котором следовало бы учитывать местные условия для организации выполнения плана. Для обеспечения равномерности и ритмичности погрузки грузов вполне достаточно мероприятий, проводимых начальником отделения дороги в соответствии со ст. 28 УЖД.
§ 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Понятие договора перевозки грузов. По договору перевозки грузов транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получениегруза лицу (^получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 72 Основ, ст. 373 ГК).
Договор перевозки грузов является двусторонним, возмезд-'ным и реальным. Договор перевозки грузов с социалистическими организациями является хозяйственным договором, одним из видов договоров хозяйственных услуг.
Сторонами в договоре перевозки грузов выступают, с одной стороны, транспортная организация (перевозчик), с другой стороны, отправитель груза. Перевозчиками являются только те транспортные организации, которые обладают правами юридических лиц (железные дороги', речные и морские пароходства, воздушно-транспортные предприятия и автохозяйства). Грузоотправителями в основном выступают социалистические организации. Однако грузоотправителями по договору перевозки грузов могут выступать также и граждане.
Договор перевозки грузов заключается непосредственно между грузоотправителем и перевозчиком, однако договор создает определенные права и обязанности для третьего лица (получателя груза), поскольку отправитель не является одновременно получателем груза. Договор перевозки грузов в связи с этим
' В соответствии с новой системой планирования и экономического стимулирования на полный хозяйственный расчет переведены не только отделения железных дорог,, до и отдельные железнодорожные станции, депо, дистанции пути и другие производственные единицы, входящие в состав железных дорог. Однако стороной в договоре перевозки грузов и пассажиров остается железная дорога как юридическое лицо и все претензии и иски предъявляются к управлению железной дороги.
23'-)

является своеобразным договором в пользу третьего лица. Договор в пользу третьего лица при перевозках грузов имеет определенные юридические предпосылки — договор между отправителем и получателем (поставка, контрактация, заказ оборудования, купля-продажа и т. д.). Следовательно, участниками правоотношения по перевозке являются грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. В случае возникновения гражданско-правового спора, вытекающего из договора перевозки, материальную ответственность могут нести только участники этого правоотношения."
Предметом договора перевозки грузов являются транспортные услуги. Продукт процесса производства транспортной промышленности «не является новым вещественным продуктом, товаром»2. При перевозке груза происходит лишь пространственное перемещение груза. Полезный эффект производственной деятельности транспорта можно потреблять лишь в процессе деятельности транспорта. Этим договор перевозки отличается от договора подряда, где работа подрядчика должна иметь определенный овеществленный результат (ст. 361 ГК). Как указывал К. Маркс: «...то, что продает транспортная промышленность, есть само перемещение»3. Груз является только объектом услуг, объектом деятельности транспортной организации, деятельности по территориальному (пространственному) перемещению груза. Транспортное предприятие получает от контрагента вознаграждение за деятельность по перемещению груза.
Цена в договорах перевозки грузов (провозная плата, фрахт) определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами. Тарифы на перевозки грузов железнодорожным, внутренневодным морским и воздушным транспортами утверждаются правительством Союза ССР, а автомобильным транспортом—правительствами союзных республик4.
Сроки в договорах перевозки грузов. По договору перевозки перевозчик обязан доставить груз или багаж в место назначения в установленный срок. За счет ускорения доставки грузов достигается экономия, общественного труда в сфере .движения продукции от изготовителей к потребителям. Сроки доставки груза или багажа устанавливаются транспортными уставами (кодексами) и правилами. Например, в соответствии со ст. 57 УЖД железные Дороги обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчислений сроков доставки грузов утверждаются Министерством пу-
' См.: «Советская юстиция», 1959, № 4, стр. 86.
2 К. Маркой Ф. Энгельс; Соч., т. 24, стр. 64.
' Там же.
* С 1 июля 1967 г. введены новые тарифы на перевозку грузов. Например, на железнодорожном транспорте плата за перевозку грузов определяется по прейскуранту № 10-01. «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки», тарифное руководство № 1 МПС, кн. № 1. Прейскурантгиз, 1967.
240 .

тей сообщения. Исчисление срока доставки начинается с 24 часов дня приемки груза к перевозке. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до" истечения установленного срока доставки.
Грузы принимаются к перевозкам по железным дорогам грузовой (малой) скоростью и большой скоростью с-оплатой по повышенному тарифу (ст. 40 УЖД). Скорость перевозки определяет и указывает в накладной грузоотправитель. Если перевозка конкретного груза ^допускается только определенной скоростью, грузоотправитель должен указать в накладной эту скорость. Аналогичная норма содержится в ст. 76 УВВТ. Сроки доставки грузов воздушным транспортом определяются в соответствии со ст. 97 ВК, а морским транспортом—ст. 44 Общих правил, перевозок и ст. 115 КТМ.
В Правилах применения единых тарифов на перевозку- грузов автомобильным транспортом (ст. 56) установлены сроки доставки грузов в междугородных централизованных перевозках.
Своевременная доставка грузов имеет большое народнохозяйственное значение. Поэтому за просрочку доставки груза перевозчики в соответствии с транспортными уставами (кодексами) обязаны выплачивать штрафы. Размеры штрафов устанавливаются в зависимости от времени просрочки и определяются в процентном отношении к размеру провозной платы (ст. 153 УЖД;
ст. 188 УВВТ; ст. 106 ВК).
В соответствии- с постановлением Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988 «О материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств» ' увеличены в 2 раза ранее установленные размеры штрафов за просрочку доставки грузов, уплачиваемых железными дорогами, морскими пароходствами (при перевозке грузов в каботаже), речными пароходствами и автохозяйствами при централизованных междугородных перевозках.
§ 4. ДОГОВОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Заключение договора. Накладная и квитанция. По
договору железнодорожной перевозки грузов железная дорога обязуется доставить вверенный ей грузополучателем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 37 УЖД).
* СП СССР, 1967, № 26. ст. 186.
241

Договор железнодорожной перевозки грузов заключается путем совершения грузоотправителем и железной дорогой определенных действий в связи со сдачей груза к перевозке.
В процессе заключения договора грузоотправитель обязан выполнять требования Устава железных дорог: правильно заполнить железнодорожную накладную'; приложить к накладной документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других правил; своевременно загрузить вагоны, поданные под погрузку (не допускать простоя вагонов); загрузить вагоны до технической нормы и т. д. За нарушение этих обязанностей грузоотправитель может нести ответственность'. Так, в соответствии со ст. 39 УЖД грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в накладной, а в соответствии со ст. 156 и 157 УЖД уплачивает штрафы за простой вагонов (контейнеров) сверх нормы под поврузкой.
Договор считается заключенным с того момента, когда грузоотправитель сдал груз вместе с накладной, а станция отправления приняла груз к перевозке. На накладной делается отметка календарным штемпелем, и дата этого штемпеля удостоверяет время заключения договора перевозки. Эта же дата календарного штемпеля имеется на грузовой квитанции, которая выдается грузоотправителю в удостоверение приема груза к перевозке.
Накладная является основным перевозочным документом (ст. 38 УЖД), она содержит все необходимые реквизиты договора перевозки. Накладная—именной документ, ибо она составляется на имя определенного грузополучателя. Форма накладной и порядок ее заполнения, а также форма грузовой квитанции утверждаются МПС по согласованию с Госарбитражем при Совете Министров СССР. Грузоотправители получают бланки накладных от станций железных дорог. Накладная является товаросопроводительным документом (она сопровождает груз на всем пути следования) и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.
Накладная является одним из документов, представление которого необходимо в подлиннике при предъявлении претензий к железной дороге в случае недостачи, порчи или повреждения груза, а также в случае просрочки доставки груза. Грузовая квитанция удостоверяет факт сдачи груза к перевозке, а поэтому грузоотправитель имеет право предъявить претензию к дороге при утрате груза только при условии представления грузовой квитанции (ст. 169 УЖД).
Обязанности грузоотправителя по договору железнодорожной перевозки грузов. Грузоотправитель обязан уплатить за перевозку груза установленную плату. Все причитающиеся желез-
' См.: Правила перевозок грузов, стр. 21—30.
242

ной дороге платежи по договору перевозки грузов вносится На станции отправления чеками Госбанка, платежными поручениями, акцептованными банками или наличными деньгами. Платежи за перевозку груза вносятся во время заключения договора (сдачи груза к'перевозке) ', В случае невнесения грузоотправителем платежей при сдаче груза с него взыскивается штраф в размере 1% суммы платежей за каждый день просрочки. При этом железная дорога может задержать отправление груза до внесения платежей. Окончательные расчеты за перевозку груза производятся с грузополучателем при выдаче груза. После выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате грузоотправителям и грузополучателям (социалистическим организациям), а также железной дороге не возмещаются (ст. 75 УЖД).
Обязанности железной дороги по договору перевозки грузов. Железная дорога обязана своевременно доставить груз в пункт назначения, сохранить груз и выдать его грузополучателю2. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки.
При выдаче груза грузополучателю железная дорога обязана проверить вес, количество мест и состояние груза, погруженного средствами грузоотправителя и прибывшего в неисправном вагоне, в вагоне с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций, а также прибывшего с признаками недостачи, порчи или повреждения груза при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб.
Дорога обязана проверить вес и состояние груза в случае прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока доставки этого груза, а также в некоторых других случаях, указанных в ст. 65 УЖД. Если в процессе выдачи груза грузополучателю будет установлено несоответствие между наименованием, весом или количеством мест груза в натуре и данным, указанным в перевозочных документах, будет установлена порча и повреждение груза, а также в ряде других случаев, указанных в ст. 168 УЖД, станция железной дороги обязана составить коммерческий акт3.
Обязанности грузополучателя. Из договора перевозки определенные обязанности возникают и у грузополучателя. В соответствии со ст. 62 УЖД он обязан принять и вывезти груз, прибывший в его адрес. Если груз хранился яа станции свыше 24
' См.: Правила расчетов по перевозкам («Правила перевозки грузов», стр. 56—60).
2 См.: Правила выдачи грузов («Правила перевозки грузов», стр. 11—20).
3 См.: Правила составления актов («Правила перевозки грузов», стр. 73—86).
243

часов, за его хранение грузополучатель обязан уплатить сбор в размере, предусмотренном тарифом. Грузополучатель обязан полностью выгрузить груз из вагона (цистерны) и контейнера, очистить их как с внутренней, так и с наружной стороны. Железная дорога имеет право не принять не очищенные грузополучателем после выгрузки или слива вагоны .(цистерны) впредь до очистки их и взыскать с грузополучателя штраф за простой вагонов (ст. 156 УЖД).
Как показывает арбитражная практика, несвоевременное получение груза от-перевозчика может повлечь для грузополучателя убытки в связи со снижением качества продукции. Например, бумажная фабрика просила взыскать с железной дороги стоимость поврежденных молью технических сукон, которые в течение 2,5 месяцев находились в пакгаузе станции, так как истец не вывозил груз. В иске фабрики было отказано, ибо в функции железной дороги не входит соблюдение специальных правил складского хранения сукон, установленных для потребителей. Поэтому арбитраж признал, что порча груза произошла по вине самого истца — грузополучателя '.
Ответственность железной дороги за просрочку доставки груза. Железная дорога несет имущественную ответственность за просрочку доставки груза, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине. Штраф уплачивается в размере от 12 до 60% провозной платы в зависимости от длительности просрочки (ст. 153 УЖД). Если в результате просрочки грузополучателю причинены убытки (порча груза), железная дорога обязана возместить эти убытки (ст. 380 ГК). Если просрочка доставки груза составила 30 дней, грузополучатель или грузоотправитель может считать груз утраченным и вправе требовать возмещения за утрату груза. При прямых смешанных перевозках груз считается утраченным по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Если, однако, груз по истечении указанных сроков все же прибудет, грузополучатель обязан принять груз и возвратить сумму, выплаченную ему железной дорогой за утрату груза (ст. 154 УЖД). В этом случае грузополучатель имеет право взыскать с железной дороги максимальный штраф за просрочку доставки груза.
Ответственность железной дороги за утрату, недостачу и повреждение груза. В ст. 74 Основ и 382 ГК сформулирован общий принцип ответственности перевозчиков за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа: перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине (ст. 222 и 224 ГК). Размер ответственности железной дороги определяется в соответствии с Уставом железных дорог.
См.: «Советская юстиция», 1960, № 13, стр. 31.
244

Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в -следующих размерах: а) за утрату или недостачу груза — в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза; б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью,— в размере объявленной ценности, а в случае если дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости'; в) за порчу и повреждение груза—в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя. Стоимость грузов, принадлежащих гражданам, определяется по государственным розничным ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче (ст. 151, 152 УЖД). Железные дороги, грузоотправители и грузополучатели в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке несут материальную ответственность лишь в пределах, предусмотренных уставом (ст. 167 УЖД).
Основания освобождения железной дороги от ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза. Кроме общего правила об ответственности перевозчика при наличии его вины, Устав предусматривает конкретные случаи, когда доказательство вины перевозчика возлагается на получателя или отправителя. В соответствии со ст. 148 УЖД железная дорога несет ответственность за сохранность груза с мом,ента принятия его-к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности, вследствие: а) вины грузоотправителя или грузополучателя; б) особых естественных свойств перевозимого груза; в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдачи к перевоз-ке груза, влажность которого превышает установленную норму. Дорога несет ответственность, если не докажет свою невиновность, предоставив доказательства в подтверждение одного из перечисленных обстоятельств.
Статья 149 УЖД при определенных условиях презюмирует невиновность железной дороги, дает возможность дороге освободиться от доказывания отсутствия своей вины, сославшись на
' См.: Правила перевозок грузов с объявленной ценностью («Правила перевозок грузов», стр. 146—148).
245

Определенные обстоятельства. В этом случае предполагается, что утрата, уменьшение веса, порча или повреждение груза произошли не по вине железной дороги, пока предъявитель претензии или иска не докажет иного.
Дорога предполагается невиновной в несохранности груза, когда: а) груз прибыл в исправном вагоне, с исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза; б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
в) груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя'; г) недостача груза не превышает норм естественной убыли2. В указанных случаях железная дорога может нести ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине железной дороги. В данном случае бремя доказывания вины дороги лежит на предъявителе претензии и иска.
Если в снижении качества груза виноваты грузоотправитель и дорога или дорога и грузополучатель, то Госарбитраж при вынесении решения может возложить ответственность на двух субъектов или применить правило ст. 224 ГК. Например, при отгрузке слабосоленой горбуши отправитель не произвел ее рассортировки и удаления свободной соли (вопреки указанию госинспекции по качеству), а железная дорога при 'длительной транспортировке рыбы не соблюдала температурный режим в вагоне (при вскрытии ледника зафиксирована температура +5°), что повлекло за собой снижение качества и повышение солености груза. Госарбитраж в данном случае возложил ответственность в равной мере на грузоотправителя и перевозчика3.
Ответственность железной дороги за утрату и повреждение подвижного состава, принадлежащего грузоотправителю, и за использование груза для своих нужд. Железная дорога несет ответственность за повреждение и утрату подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям и грузополучателям (ст. 163 УЖД). При повреждении подвижного состава дорога обязана его отремонтировать. За утраченный подвижной состав дорога по требованию социалистической организации обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бес-
' См.: Правила перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей («Правила перевозок грузов» стр. 124-129).
- См.: Нормы естественной убыли веса грузов («Правила перевозок грузов», стр. 46).
3 См.: «Советская юстиция», 1960, № 11, стр. 31.
246

платное пользование, а по истечении трех месяцев передать по^ движной состав взамен утраченного. При отсутствии у железной дороги соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава.
Железная дорога несет повышенную ответственность за использование груза для своих нужд. В этом случае дорога возмещает стоимость груза в двойном размере, а лица, виновные в использовании груза, привлекаются в установленном порядке к ответственности (ст. 151 УЖД).
§ 5. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
Заключение договора. Накладная и квитанция. К внутренним водным перевозкам относятся перевозки, совершенные по всем находящимся на территории СССР судоходным и сплавным грекам, судоходным озерам, Аральскому морю и искусственным водным путям (ст. 4 УВВТ). Субъектом перевозки является речное пароходство'. Договоры перевозки грузов по внутренним водным путям заключаются на основании плановых заданий (месячного плана перевозки и декадной заявки) и навигационного договора. В соответствии с этими актами перевозчик (речное пароходство) обязан подать под погрузку тоннаж, а отправитель обязан представить груз к перевозке и оформить накладную. Накладная подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути его следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом. В удостоверение приема груза к перевозке грузоотправителю выдается квитанция. Дата приема груза к перевоз^ удостоверяется ^календарным штемпелем порта или пристани отправления на накладной, квитанции и дорожной ведомости (ведомость следует с грузом и остается в порту назначения). К накладной на груз, влажность которого при перевозке изменяется (сахар, мука, зерно всех видов и др.), грузоотправитель должен приложить удостоверение о качестве, с указанием в нем процента влажности груза. В удостоверениях о качестве хлебных грузов, перевозимых насыпью, кроме процента влажности должен быть указан процент сорности. Юридическое значение накладной и квитанции при внутренних водных перевозках то же, что и при железнодорожных перевозках.
За неправильное указание грузоотправителем в накладной сведений о весе, количестве мест или наименовании груза, а также за предъявление к перевозке груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным ука-
' См.: Положение о службе грузовой и коммерческой работы паро-ходств Министерства речного флота РСФСР (Типовое) от 22 марта 1962 г. (Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. «Юридическая литература», 1964, стр. 30—34).
247

занием его свойств, с грузоотправителя взыскивается штраф согласно тарифу и возмещаются причиненные пароходству убытки (ст. 198УВВТ).
Права и обязанности сторон по договору внутренней водной перевозки грузов. Перевозчик обязан своевременно доставить груз в полной сохранности в пункт назначения и выдать его грузополучателю. Грузоотправитель обязан оплатить перевозку груза, а грузополучатель обязан принять и вывезти из порта (пристани) груз, прибывший в его адрес. Пароходство и грузополучатель обязаны совместно проверить в пункте назначения вес груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными пломбами, а также вес груза, прибывшего с признаками утраты, порчи или повреждения при перевозке его на палубе судна или на беспалубном судне. В других случаях проверка веса груза производится в соответствии со ст. 100 У В ВТ. Если при проверке груза оказалась недостача, не превышающая установленной нормы естественной убыли, порт (пристань) назначения обязан указать на обороте накладной вес выданного груза, а в случае установления большей недостачи груза или его повреждения и порчи обязан составить коммерческий акт (ст. 214УВВТ).
Ответственность пароходства за просрочку доставки груза выражается во взыскании с него в пользу получателя штрафа в размере от 10 до 50% провозной платы'в зависимости от размера просрочки. Пароходство освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если нет вины пароходства (ч. П ст. 380 ГК), а также в случаях, указанных в ст. 189 УВВТ, в частности: а) если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые пароходство не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело, б) при наличии извещения о замедлении движения, опубликованного в установленном порядке (ст. 90> УВВТ), в.) если грузополучатель не вывез прибывшего с просрочкой груза в течение суток, а при судовой отправке—в течение 3 суток после объявления или уведомления о прибытии его, г) если грузополучатель в течение 24 часов с ^момента прибытия судна не принял его под разгрузку.
Штраф за просрочку доставки груза взыскивается также в случае возмещения пароходством получателю стоимости груза, испортившегося вследствие просрочки '.
Ответственность пароходства за несохранность груза. С момента принятия к перевозке груза и до его выдачи получателю пароходство несет обязанность по обеспечению сохранности груза. Если до выдачи груза последний будет испорчен, поврежден или утрачен, пароходство обязано возместить причиненный ущерб (ст. 191, 195 УВВТ). •
' СП СССР, 1967, № 26, ст. 186.
248

Пароходство освобождается от ответственности, если оно докажет, что утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые пароходство не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие: а) вины грузоотправителя или грузополучателя, б) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его свойств, требующих особых условий или мер. предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении, в) особых естественных свойств перевозимого груза, вызвавших его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и тому подобные последствия, т), сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, д) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке. Во всех этих случаях пароходство для^ освобождения от ответственности должно доказать то обстоятельство, "на которое оно ссылается.
Пароходство не отвечает за сохранность груза, если утрата, уменьшение веса, порча или повреждение перевозимого груза произошли вследствие: а) обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой, если погрузка или выгрузка производилась средствами грузоотправителя или грузополучателя, б) перевозки на палубе или беспалубном судне груза, допускаемого к такой пё'-ревозке, если недостача или повреждение произошли в силу естественных причин, связанных с этим способом перевозки, или если груз прибыл в исправном судне без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой, исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза, в) непринятия мер, необходимых для сохранения груза, проводником грузоотправителя или грузополучателя, сопровождающим груз, г) применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути, д) естественной убыли веса груза при перевозке в пределах установленных норм, а также вследствие снижения процента влажности груза за время перевозки (ст. 192 УВВТ).
В этих случаях пароходство освобождается от доказывания отсутствия своей вины, если имело место одно из перечисленных обстоятельств или имели место обстоятельства, указанные в ст. 193 УВВТ. Предъявитель претензии должен доказать, что недостача, порча или повреждение груза произошли по вине пароходства. Иными словами, бремя доказывания вины пароходства лежит на предъявителе претензии и иска.
§ 6. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Виды морских перевозок грузов. Морской перевозкой считается перевозка грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на морских судах СССР, находящихся в
249

основном в эксплуатации государственных морских паро-ходств '. Кодекс торгового мореплавания (ст. 33, 113 и др-) различает перевозки в заграничном сообщении и в каботаже. Перевозки между портами СССР одного и того же моря считаются перевозками в малом каботаже, а между портами разных морей—в большом, каботаже. В отношении каботажа рассматриваются как одно море: а) Черное и Азовское моря, б) Белое море и Ледовитый океан, в) Японское, Охотское и Берингово моря.
Виды договоров морской перевозки грузов. Договором морской перевозки груза считается договор, по которому одна сторона (фрахтовщик, перевозчик) обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управо-моченному на получение груза лицу (получателю), а другая сторона (фрахтователь, отправитель) обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (ст. 118 КТМ).
Существует несколько видов договоров морской перевозки грузов. Договор морской перевозки с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений называется договором чартером (цертепартии). В науке гражданского права различают несколько видов чартера: генеральный, рейсовый, тайм-чартер, дейли-чартер, димайз-чартер. Наибольшее значение имеют первые три вида чартера. Практика торгового мореплавания создала ряд типовых, стандартных чартеров, на основе которых производится фрахтование. Типовые формы чартеров в договорной практике принято называть проформами. Генеральный Чартер — это договор о перевозке определенного количества груза в течение определенного срока путем выполнения необходимого количества рейсов. Рейсовый чартер — договор о перевозке груза за один специальный рейс. Тайм-чартер — договор о предоставлении судна на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров и для других целей. Дейли-чартер — договор об использовании судна на неизученных морских путях, когда судно фрахтуется на один рейс, но расчет фрахта производится по числу дней, затраченных на выполнение условленного рейса. Димайз-чартер — договор аренды судна без услуг экипажа.
Чартер должен содержать наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, места погрузки, а также места назначения или направления судна. В чартер могут быть включены по соглашению сторон и иные условия и оговорки. Чартер подписывается фрахтовщиком и фрахтователем либо их представителями.
Другим видом договора морской перевозки грузов является коносамент. Коносамент—разовый договор на перевозку груза
' См.: П. Д. С а м о и л о в и ч. Договор морской перевозки по советскому праву. Изд-во «Морской транспорт», 1952, стр. 17.
250

без предоставления отправителю всего судна или его части. Коносамент является самостоятельным видом договора морской перевозки только в том случае, когда не заключался договор чартера, а груз сдан к перевозке только по коносаменту. Коносамент должен быть выдан фрахтователю и при наличии чартера.
Коносамент является также товарораспорядительным документом. Коносамент в качестве распорядительного документа дает возможность переносить с одного лица на другое право распоряжения грузом без передачи груза. Этот результат достигается благодаря тому, что, как правило, груз выдается предъявителю коносамента. А его передача облегчается тем, что коносаменты могут быть предъявительскими и ордерными (ст. 124, 152 КТМ).
Права и обязанности сторон в договорах морской перевозки. Перевозчик обязан перевезти вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель — предоставить груз для перевозки и уплатить фрахт.
Он обязан своевременно передать перевозчику все касающиеся груза документы и отвечает перед перевозчиком за убытки, происшедшие вследствие несвоевременной передачи, неправильности или неполноты этих документов.
Отправитель имеет право обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту (ст. 127 КТМ).
Все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем; лишь в специально указанных в законе случаях допускается перевод платежей на получателя.
Перевозчик обязан сохранять груз с момента принятия груза к перевозке до момента выдачи. За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет материальную ответственность (см. ст. 163 КТМ). Если для перевозки груза было предоставлено не все судно и в порту назначения получатель не востребовал этот груз или от него отказался, перевозчик вправе, уведомив об этом отправителя, сдать груз на хранение в склад или иное надежное место за счет и на риск отправителя. Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а если они не установлены,— в обычно принятые сроки.
Судно должно следовать в порт назначения с обычной скоростью и без отклонений в пути (девиации). Отклонение судна от намеченного пути в целях спасания на море человеческих жизней, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика, не считается нарушением договора.
Провозная плата, (фрахт) устанавливаются за весовую, объемную или условную единицу груза, а при перевозке грузов
251

большой ценности (долото, пушнина и т. д.) фрахт исчисляется в процентах к стоимости груза. В случае недогруза судна фрахтователь обязан уплатить фрахтовщику полную сумму фрахта за недогруженное количество груза (мертвый фрахт).
Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов^. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине, в частности, вследствие: 1) непреодолимой силы; 2) опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах; 3) спасения человеческих жизней, судов и грузов; 4) пожара, возникшего не по вине перевозчика; 5) действий или распоряжений властей (задержание, арест, карантин и т. д.); 6) военных действий и народных волнений; 7) действий или упущений отправителя или получателя; 8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; 9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза или сплотки леса в плоту; 10) недостаточности или неясности марок; 11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично.
Эта ответственность возникает с момента принятия груза к перевозке и продолжается до момента его выдачи (ст. 160 КТМ).
КТМ различает непреодолимую силу и опасности и случайности на море. Если к первому обстоятельству относятся такие чрезвычайные явления стихийного характера, силу, равно как и последствия, воздействия которых нельзя преодолеть и предотвратить, то опасностями и случайностями на море в практике принято считать обстоятельства, обладающие признаком непредвиденности. Непредотвратимость же вредных последствий их воздействия определяется с учетом конкретных обстоятельств деятельности добросовестного перевозчика- Соотношение непреодолимой силы с опасностями и случайностями по ст. 160 КТМ соответствует, таким образом, соотношению непреодолимой силы и простого случая.
Возмещение за утраченный груз определяется его действительной стоимостью, а за поврежденный — разницей между стоимостью поврежденного груза и стоимостью того же неповрежденного груза.
Опасности и случайности могут привести к гибели и повреждению судна либо груза или к чрезмерным расходам и издержкам судовладельца либо грузовладельцев в целях предотвращения вредяых последствий. Порядок распределения ущерба, расходов и издержек между участниками правоотношения определяется в зависимости от того, каков характер убытков. Убытки, причиненные судну или грузу во время рейса вследствие наступления какого-либо события или, происшествия, назы-
252

ваются аварией, КТМ различает два вида аварий: общую аварию и частную аварию.
Общая авария. Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 232 КТМ). Общая авария характеризуется наличием для судна, фрахта и груза общей опасности, во избежание которой произведены расходы или пожертвования. Расходы должны носить чрезвычайный характер. Расходы производятся намеренно и разумно. При общей аварии убытки подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Для распределения убытков составляются специальные расчеты (диспаши). Расчеты составляются диспашерами, состоящими при Всесоюзной торговой палате. При составлении диспаши учитывается стоимость спасенного имущества и сумма общеаварийных убытков. Стоимость спасенного имущества с прибавлением к ней стоимости имущества, пожертвованного в порядке общей аварии, составляют так называемый контрибуционный капитал, участвующий в покрытии общеаварийных убытков. Поскольку убытки общей аварии распределяются между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости, постольку эти убытки распределяются между грузовладельцами, судовладельцами и перевозчиками'.
Общеаварийные убытки распределяются пропорционально даже в тех случаях, когда опасность возникла по вине третьих лиц или одного из участников договора морской перевозки. Однако такое распределение убытков не устраняет права участников общей аварии на взыскание с ответственного лица понесенных убытков (ст. 239 КТМ).
Частная авария. Чрезвычайные расходы и убытки по судну, грузу или фрахту, которые не 'являются общей аварией, признаются частной аварией. Убытки, признанные частной аварией, не распределяются между судном, фрахтом или грузом. Они падают на потерпевшего или на того, кто несет ответственность за их причинение. Статья 237 КТМ дает примерный перечень убытков; относящихся к частной аварии.
Прекращение договора морской перевозки может иметь место либо в результате исполнения договбра, либо по требованию одной из сторон, либо автоматически в силу определенных обстоятельств. Так, в соответствии со ст. 145 КТМ каждая из сторон вправе отказаться от договора без возмещения другой стороне убытков в следующих возникших до отхода судна из места погрузки случаях: 1) военных или иных действий, могу-
' См.: Информационный сборник ЦНИИМФ («Морское право и практика», 1961, вып. 67, стр. 66—67).
253

щих угрожать опасностью захвата судна или груза; 2) блокады места отправления или места назначения груза; 3) задержания судна по распоряжению властей по причинам, не зависящим от той или другой стороны по договору; 4) привлечение судна для специальных надобностей государства; 5) запрещения органами власти вывоза из места отправления или ввоза в место назначения груза, который предназначен к перевозке. Договор прекращается без отказа сторон (автоматически) и без обязанности одной стороны вознаградить другую, если после заключения договора вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон:
1) судно погибнет или будет насильно захвачено; 2) судно будет признано негодным к плаванию; 3) погибнет груз, индивидуально определенный; 4) погибнет груз, определяемый родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего.
§ 7. ДОГОВОР БУКСИРОВКИ
Понятие договора буксировки. По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно (плот) либо на определенном расстоянии, либо в течение определенного времени, либо для выполнения определенного маневра (ст. 187 КТМ, ст. 126 УВВТ). Договор буксировки возмездный и двусторонний. В отличие от договора перевозки объектом транспортной услуги, объектом пространственного перемещения является не груз, а судно (плот). Буксировка должна осуществляться посредством плавучих транспортных средств (пароход, катер и т. д.). Не будет договора буксировки в отношениях, когда судно или плот «буксирует» трактор, идущий по берегу. Сторонами в договоре буксировки являются владелец буксирующего судна (буксировщик) и владелец буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта (землечерпального или дноуглубительного снаряда, плавучего дока и т. д.). Буксировщиком может быть не только пароходство, но и речной (морской) порт или пристань, которые являются юридическими лицами.
Договор морской буксировки может быть заключен в устной форме независимо от суммы договора. Вместе с тем в тех случаях, когда совершается плановая буксировка леса в плотах, с морским пароходством заключается письменный договор на весь навигационный период. Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна может быть доказываемо исключительно письменными доказательствами.
Договоры речной буксировки заключаются в письменной форме (ст. 128 УВВТ). При предъявлении плота или судна к буксировке его владелец обязан представить пароходству на-
254

кладную, а пароходство обязано выдать квитанцию. При буксировке плотов к накладным должны прилагаться спецификации и фактуры.
Права и обязанности сторон по договору буксировки. По договору буксировки буксировщик обязан своевременно предоставить тягу для буксировки, буксировать судно (плот) до определенного пункта. Владелец буксируемой сплавной единицы обязан заплатить вознаграждение.
По договору речной буксировки плотов УВВТ различает права и обязанности сторон до принятия плота (по навигационному договору) и после принятия плота к буксировке. В частности, в соответствии со ст. 129 УВВТ владельцы плотов до оформления договора буксировки обязаны в соответствии с навигационным договором производить формирование плотов и предъявление их к буксировке, выводку плотов к согласованным пунктам предъявления на буксировку и т. д. Пароходство до приемки плота к буксировке обязано: произвести осмотр плота;
проверить документы и оборудование; проверить габариты плота (его длину, ширину и осадку и их соответствие установленным на данный период требованиям); проверить объем плота, количество сплоточных единиц в плоту и соответствие крепления и оборудования плота правилам и техническим условиям формирования плотов. При отсутствии дефектов представитель пароходства и владелец плота составляют технический акт о готовности плота к буксировке. Если обнаружены дефекты, в техническом акте дается подробный перечень дефектов с указанием времени их устранения. После устранения дефектов производился вторичный осмотр плота, и о готовности плота делается запись в техническом акте!
При предъявлении плота к буксировке его владелец обязан представить пароходству накладную, а пароходство обязано выдать квитанцию. С этого момента договор буксировки плота считается заключенным и пароходство обязано доставить плот в пункт назначения в установленный срок, принимать меры к предотвращению аварий буксируемых плотов и к ликвидации аварий, передать плот получателю. Владелец плота обязан уплатить плату за буксировку еще до подачи тяги (ст. i27 УВВТ).
Владелец плота или судна несет ответственность за невыполнение обязанностей по передаче плота или судна к буксировке. За простой буксирующего судна вследствие неготовности предъявленного к буксировке судна или плота, задержки внесения платы за буксировку с отправителя взыскивается штраф (ст. 207 УВВТ).
Ответственность по договору буксировки. В речной буксировке экипаж буксируемого судна или плота подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна (ст. 135 УВВТ), поэтому буксировщик несет ответственность за вред,
255

причиненный им буксируемому судну или плоту. Ответственность наступает только при наличии вины буксировщика. В частности, пароходство освобождается от ответственности, если докажет, что вред буксируемому судну или плоту был причинен, а древесина не могла быть собрана вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 206 УВВТ). Например, пароходство не несет ответственности за вред, причиненный буксируемому-пло-ту в случае, если авария плота произошла в результате ненадлежащего качества такелажа, находящегося в подводной части плота'..
По договору буксировки возможна одновременная ответственность как буксировщика, так и грузоотправителя. Наприм&р, Волжское объединенное пароходство приняло от двух грузоотправителей плоты с древесиной, которые были сформированы с отступлением от Правил (технических условий) сплотки, сформирования и оснастки плотов в Волжском бассейне. Оба плота не выдержали обычных условий буксировки по водохранилищу. .Возник вопрос, кто' будет возмещать ущерб грузополучателю. Госарбитраж при Совете Министров РСФСР, проанализировав обязанности буксировщика и владельца плота (ст. 126—132 УВВТ), пришел к выводу о возможности ответственности как буксировщика, так и владельца плота (грузоотправителя)2.
Ответственность при морской буксировке определяется в соответствии со ст. 192 и 193 КТМ. Ответственность за вред, причиненный при буксировке буксируемому судну или находящемуся на нем имуществу в случае, когда капитан буксирующего: судна управляет буксируемым судном, при отсутствии иного соглашения, несет владелец буксирующего судна, поскольку им не будет доказано отсутствие, его вины. В тех случаях, когда распределение обязанностей по управлению иное (капитан буксируемого судна управляет буксирующим судном), ответственность за вред, причиненный при буксировке буксирующему судну, несет владелец буксируемого судна.
§ 8. ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Понятие договора воздушной перевозки грузов. По
договору воздушной перевозки груза или почты перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз или почту в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза или почты по установленному тарифу (ст. 83 ВК). Договор воздушной перевозки реальный, возмездный и двусторонний.
' См.: «Советская юстиция», 1960, № 4, стр. 31. ' См.: «Советская юстиция», 1962, № 7, стр. 31.
256

Договор воздушной перевозки грузов приобретает все большее значение для транспортировки народнохозяйственных грузов. В соответствии с Воздушным кодексом воздушные перевозки грузов, почты, пассажиров и багажа могут совершать только воздушно-транспортные предприятия Министерства гражданской авиации СССР.
Воздушно-транспортные предприятия оказывают социалистическим организациям, также и другие виды услуг (ст. 4 ВК). Отношения сторон в этих случаях оформляются в соответствии со специальными типовыми договорами (типовой договор на выполнение полетов по авиационной охране лесов от,пожаров, типовой договор на авиационное обслуживание, типовой договор на выполнение аэрофотосъемочных работ).
Грузовая накладная. Договор воздушной перевозки грузов удостоверяется грузовой накладной. Грузовая накладная составляется на имя определенного грузополучателя. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и выдается грузополучателю вместе с грузом. Один экземпляр накладной выдается грузоотправителю при приемке груза к перевозке. В грузовой накладной указывается точное наименование груза, а в случае необходимости и его особые свойства. Перевозчику предоставляется право проверять правильность этих данных. Грузоотправитель несет ответственность за правильность сведений, указанных в грузовой накладной (ст. 94 ВК).
Права и обязанности сторон. Перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленный срок в полной сохранности, уведомить грузополучателя о прибытии груза и выдать груз грузополучателю. Грузоотправитель обязан оплатить перевозку груза по установленным тарифам. Плата за воздушную перевозку грузов взимается при выдаче перевозочного документа, если иное не предусмотрено Правилами перевозки (ст. 86 ВК). Грузополучатель обязан принять и вывезти груз, прибывший в его адрес. Однако если груз поврежден или испорчен, при этом установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному назначению, грузополучатель вправе отказаться от приема груза (ст.ЮОВК).
Ответственность по договору воздушной перевозки грузов. За просрочку в доставке груза воздушно-транспортное предприятие уплачивает грузополучателю штраф в размере 5% провозной платы за каждые просроченные сутки, но не больше 50% провозной платы. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что просрочка произошла вследствие невозможности полета по метеорологическим условиям или по иным причинам, которые перевозчик не мог предотвратить. Груз можно считать утраченным, если он не был выдан
257

грузополучателю в течение 10 дней по истечении срока доставки (ст. 106 ВК).
Ответственность перевозчика за сохранность груза, принятого к перевозке, определяется по правилам ст. 102 ВК. Перевозчик освобождается от ответственности, если нет его вины. Бремя доказывания определенных обстоятельств, устраняющих вину перевозчика или, наоборот, подтверждающих его вину, распределяется в соответствии со ст. 102—104 В К. В частности, перевозчик освобождается от ответственности за недостачу веса перевозимого груза в случае прибытия и сдачи его грузополучателю в исправной упаковке, без следов хищения и повреждения ', если предъявитель претензии или иска не докажет вины перевозчика. •
§ 9. ДОГОВОР АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Виды автомобильных перевозок. Перевозчиками при автомобильных перевозках грузов выступают государственные автотранспортные предприятия (автохозяйства, автобазы, автоколонны). Автотранспортные предприятия делятся на два вида:
а) автотранспортные предприятия общего пользования 2 и б) ведомственные автотранспортные предприятия. Первые находятся в ведении республиканских министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог, а вторые — в ведении различных министерств и ведомств. Первые выполняют перевозку грузов по договорам с клиентами (грузоотправителями), вторые—осуществляют внутриведомственные перевозки грузов.
Автотранспортные, организации (автохозяйства) заключают с грузоотправителями длительные (годовые) договоры на организацию перевозок. Одним из видов годовых договоров являются договоры централизованной перевозки грузов 3, которые позволяют автохозяйствам одновременно находиться в договорных связях с несколькими грузоотправителями, рационально использовать автотранспорт, не допуская порожних пробегов.
Заключение договора автомобильной перевозки грузов. В соответствии с плановым договором на организацию автомобильных перевозок, согласованным- графиком подачи автотранспортных средств или заказом.грузоотправителя, автохозяйство обя-
' См.: «Советская юстиция», 1959, № 6, стр. 85—86.
2 См.: Примерное положение об автохозяйстве общего пользования. (Справочник законодательства по автомобильному транспорту. «Юридическая литература», 1964, стр. 18—20:)
3 См. Инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 16 августа 1966 г. № И 1-38 «О порядке разрешения споров, возникающих между станциями железных дорог, портами (пристанями), аэропортами и автотранспортными организациями при заключении и исполнении договоров на централизованный завоз и вывоз грузов (Сборник инструктивных указаний Государственного арбитража, вып. 26. «Юридическая литература», 1967, стр. 111—113).
258

зано предоставить грузоотправителю автотранспорт.' При сдаче груза к перевозке грузоотправитель заполняет товаротранспорт-ную накладную и передает ее вместе с грузом перевозчику '. Обязательство автомобильной перевозки груза возникает с момента сдачи груза к перевозке. Поэтому договор автоперевозки является реальным, а также двусторонним и возмездным.
Документом, оформляющим договор автомобильной перевозки груза, следует считать товаротранспортную накладную.
Права и обязанности сторон по договору. Автохозяйство обязано доставить груз в пункт назначения в срок, установленный Уставом автомобильного транспорта или договором, сохранить груз во время перевозки и выдать груз грузополучателю.
Грузоотправитель обязан оплатить перевозчику провозную плату, размер платы за перевозку грузов автомобильным транспортом, а также размер сборов за выполнение автотранспортными организациями дополнительных к перевозке работ и операций должны определяться на основании тарифов, утверждаемых Советом Министров РСФСР (ст. 378 ГК).
Тарифы'устанавливают плату за перевозку с учетом тонно-километра, т. е. с учетом веса груза и расстояния перевозки. Грузы классифицируются по коэффициенту использования грузоподъемности автомобиля. Например, грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности автомобиля 1,0, относятся к первому классу, а при коэффициенте до 0,50 к четвертому классу. В зависимости от расстояния перевозки за перевозку тонны груза устанавливается размер провозной платы. Особо исчисляются тарифы за перевозку грузов в междугородных централизованных перевозках. Кроме того, устанавливаются исключительные тарифы на перевозку массовых навалочных грузов.
Наряду с оказанием транспортных услуг по перевозке грузов автохозяйства по договорам с грузоотправителями принимают на себя выполнение дополнительных работ и операций (услуг). К числу этих услуг и работ относятся экспедиционные операции, погрузочно-разгрузочные работы, складские операции (хранение, приемка, выдача грузов). Оплата дополнительных услуг и работ производится отдельно в соответствии с тарифами на экспедиционные операции и другие услуги, утверждаемыми Советами Министров союзных республик.
Автохозяйство может принять на себя обязанность производить погрузку и выгрузку грузов. В ст. 379 ГК (ч. I) установлена диспозитивная норма о распределении обязанностей по погрузке и выгрузке грузов, перевозимых автотранспортом, между отправителем, перевозчиком и получателем. С учетом техни-
1 Обязанность оформления товаротранспортных накладных лежит на грузоотправителе и грузополучателе (см.: «Советская юстиция», 1964, № 5).
259

ческой оснащенности погрузочно-разгрузочных площадок, складов, а также в зависимости от вида договорных отношений по оказанию транспортных или транспортно-экспедиционных услуг стороны могут в договоре определить, кто из участников правоотношения будет производить погрузку и выгрузку грузов. Если стороны не обусловили в договоре распределение этих обязанностей, действует правило: погрузка грузов на автомобиль производится силами и средствами отправителя, а их выгрузка— силами и средствами получателя. При перевозках грузов в пря-.мом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении обязанность погрузки грузов на автотранспорт может быть возложена на железную дорогу. В соответствии со ст. 45 УЖД погрузка грузов в вагоны и на автомобили, а также выгрузка из них производится железной дорогой на местах общего пользования.
Сроки погрузки и выгрузки грузов средствами отправителей и получателей устанавливаются Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
Ответственность за простой автотранспорта. В соответствии с едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом (п. 6) за простой автомобилей по вине грузоотправителя (грузополучателя) сверх установленных норм времени простоя взыскивается в бесспорном порядке штраф за каждую минуту простоя автомобиля (автопоезда) грузоподъемностью до 4 тонн'включительно—2,5 коп., от 4 до 7 тонн включительно—3,5 коп., от 7 до 10 тонн включительно—5 коп., свыше 10 тонн— 10 коп.
За снижение отправителем (получателем) времени простоя автотранспорта в пунктах погрузки и выгрузки против установленных норм предоставляется скидка с суммы, причитающейся за перевозку, в размере 1,5 коп. за каждую минуту сокращения простоя. Скидка за сокращение времени простоя не предусматривается при централизованных перевозках грузов на регулярных междугородных автомобильных линиях и при сокращении времени простоя, достигнутом в результате организационно-технических мероприятий, проведенных автохозяйством.
Ответственность автохозяйств за просрочку доставки груза. Автохозяйства должны уплачивать штраф за просрочку доставки груза (ст. 380 ГК). В настоящее время автохозяйства, перевозящие грузы в междугородных централизованных перевозках, уплачивают штраф грузоотправителю за просрочку доставки груза в размере 10% стоимости выполненной перевозки.
В связи с просрочкой доставки груза может иметь место порча, утрата, недостача или повреждение груза. Уплата автотранспортной организацией штрафа за доставку груза или багажа с просрочкой не освобождает ее от ответственности, за вызванные этой просрочкой убытки (ч. IV ст. 380 ГК).

<< Предыдущая

стр. 9
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>