стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР.—М.: Юрид. лит., 1981.—216с.

Малеин Н. С.
М18 Гражданский закон и права личности в 1 СССР.—М.: Юрид. лит., 1981.—216с.


В книге исследуется правовое положение личности в СССР, '" ее права и свободы, определяемые Конституцией СССР и граждан- /^ ским законодательством в условиях развитого социалистического общества. Автор проанализировал значение закона и законности в охране личных и имущественных прав граждан н« основе действующего гражданского права и тенденций его дальнейшего развития.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов юридических вузов.
© Издательство «Юридическая литература», 1981

Закон 1Т личность — многогранная социально-правовая проблема, в сферу анализа которой могут войти все аспекты юридических связей личности и общества, гражданина и государства.
В настоящей работе сосредоточено внимание на наиболее общих, связанных с проблемами теории права вопросах гражданско-правового положения личности, определяемого Конституцией СССР и гражданским законодательством.
Основу исследования составляют положения маркси-стско-ленинской теории государства и права и новой Конституции СССР — базы всех отраслей советского законодательства и дальнейшего развития гражданского права. Основной Закон государства констатирует построение в нашей стране развитого социализма — общества зрелых социалистических отношений. Наиболее важные, общественно значимые из них регулируются правом, включая гражданское, нормы которого должны соответствовать высокой степени развития общественных отношений и учитывать их последующее совершенствование.
В процессе развития социалистического общества, влияния на все сферы его жизни научно-технического прогресса изменяются некоторые существующие и возникают новые общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. В связи с этим появляется потребность в новом подходе к ряду правовых проблем, а также прогнозировании тенденций развития права.
Соответственно в работе намечаются некоторые тенденции развития гражданского права: расширение сферы гражданско-правового регулирования общественных отношений и повышение роли гражданского закона.
Обе эти тенденции проявляются не только в расширении сферы действия закона на отношения, ранее не регулируемые правом, но и в некотором «перераспределении» нормативного материала по отраслям законодательства и источникам права (имеется в виду включение

в предмет гражданского права отношений," раН&е-.р^У" лируемых другими отраслями законодательства, и установление непосредственно в законе — авторитетном акте высшей юридической силы наиболее '.существенных' гражданских прав и обязанностей, которые ранее устанавливались в подзаконных актах). • " ' ' .
В последний период, характеризующийся"'дальнейшим развитием законодательства в соответствии с принципами гуманизма и законности, ряд отношений перешел из сферы действия уголовного закона в сферу административного права (мелкие хищения и хулиганство, ответственность несовершеннолетних за незначительные правонарушения и др.). Представляется, что и некоторые отношения, регулируемые административными актами, следовало бы включить в сферу действия гражданского права; к ним относятся, например, отношения, возникающие в связи с реализацией конституционных прав граждан на отдых, медицинское обслуживание, здоровую окружающую среду, пользование достижениями культуры, жилище, тайну личной жизни и др.
Идея усиления роли закона и законности нашла яркое выражение в новой Конституции СССР. Основной Закон поднимает на конституционный уровень многие права граждан, которые ранее определялись текущим законодательством и подзаконными актами. Конституция СССР предусматривает также издание ряда законов, которые заменят действовавшие подзаконные акты. Таким образом, в общем массиве нормативного материала значительно увеличивается удельный вес закона. В работе выдвигаются предложения по усилению роли гражданского закона в непосредственном регулировании личных и имущественных отношений с участием граждан, исходя из уважения к личности и уважения к закону.
Уважение личности выражается в признании ее единственной ценностью первичного порядка, относительно которой определяются все иные вторичные ценности, включая право. Человек не может рассматриваться в качестве средства для достижения каких-то целей. Закон существует для личности, но не она для закона. Цель и ценность закона — в обеспечении всестороннего развития личности, охране ее свободы и жизни, формировании общественных отношений, при которых все заботятся о благе каждого и каждый — о благе всех.

Уважение к закону означает прежде всего строгое п неуклонное исполнение действующего законодательства. Всякие отступления от принципа социалистической законности (путем противопоставления закона и целесообразности, «духа» — «букве» закона и т. д.) ведут к нарушению свобод, прав и обязанностей граждан.
Подлинное уважение к закону предполагает также стремление к его совершенствованию путем выявления недостатков в правовом регулировании и наиболее рациональных вариантов юридических решений.
Названные тенденции развития гражданского законодательства соответствуют содержанию новой Конституции СССР, закрепившей многие права граждан "на уровне высшего закона. Следовательно, тенденции повышения роли закона и усиления охраны прав граждан определяют развитие всего советского законодательства, включая гражданское.
Расширяя права и свободы граждан, Конституция СССР устанавливает и определенные обязанности: соблюдать законы, добросовестно трудиться, беречь социалистическую собственность и природные богатства; оберегать интересы Советского государства, уважать интересы и достоинство других граждан (ст.ст. 59—69 Конституции СССР). Исполнение этих обязанностей гарантируется нормами всех отраслей советского права. Нормы гражданского законодательства, обеспечивая юридическое равенство субъектов отношений, направлены на сочетание индивидуальных интересов граждан с интересами общества при доминировании последних в случае коллизии интересов. Таким образом, обеспечивается реализация прав и исполнение обязанностей, уважение к закону, интересам общества и его членов.
Проблема прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных в Конституции СССР и отраслевых законах, имеет важный международный аспект. Генеральная Ассамблея ООН в 1948 году провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. День прав человека (10 декабря) отмечается в СССР и других странах. Советский Союз ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, подписал Заключительный акт Европейского совещания в Хельсинки (1975г.).
Международные акты провозглашают и признают

права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, мирных собраний и ассоциаций, участие в управлении своей страной, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту моральных и материальных интересов. Одновременно за каждым человеком признаются обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Наиболее полное осуществление прав и свобод граждан возможно, так же как и само существование человека, в условиях прочного международного мира, обеспечения безопасности, политической и военной разрядки отношений между государствами, ограничения гонки вооружений.
Конституция СССР не только учитывает права, свободы и обязанности, провозглашенные в международных актах, но и гарантирует их политически, экономически и юридически. Юридические гарантии реализации и защиты материальных и духовных интересов советских граждан содержатся, в частности, в нормах гражданского законодательства, дальнейшее развитие которого на основе Конституции СССР направлено на максимальное обеспечение прав и свобод членов развитого социалистического общества.
Одной из важнейших задач научных исследований является прогнозирование дальнейшего развития правовой надстройки. Эта задача непосредственно вытекает из новой Конституции СССР, в соответствии с которой планируется законодательная деятельность. Правовое прогнозирование включает как определение общих тенденций развития советского права и его отраслей, так и прогнозирование развития отдельных правовых институтов, охраняющих наиболее важные блага личности. Соответственно в работе наряду с рассмотрением тенденций развития гражданского законодательства обращается внимание на прогноз развития его институтов. Некоторые общественные отношения уже сейчас нужда

ются в более полном гражданско-правовом регулировании.
Прогнозирование также относится к правовому регулированию тех отношений, которые могут возникнуть в динамике научно-технического прогресса. Так, в настоящее время теоретически обоснованы и технически осуществимы (на животных и растениях) эксперименты по изменению генетического набора, пересадке головы, клонированию (созданию нового организма, идентичного «родителю») и др. Перенесение подобных экспериментов на человека станет технически возможным в бли-жайше-обозримое время. В связи с этим встает социальный вопрос о допустимости или границах дозволенности подобных экспериментов на людях, с учетом сложного комплекса возможных положительных и отрицательных аспектов морально-этического, экономического, демографического и иного характера. Очевидно, соответствующие отношения не могут остаться вне сферы правового регулирования, поскольку в них отражаются важнейшие блага человека на жизнь, здоровье, индивидуальность личности. Уже сама постановка вопроса о необходимости прогнозирования правового регулирования отношений, возникающих в связи с научно-техническим прогрессом во всех отраслях науки и техники, имеет важное значение в формировании общественного мнения, правосознания и конкретных юридических решений в законе.
На необходимость формирования у советских людей научного мировоззрения, активной жизненной позиции, а также на анализ особенностей общественного развития, связанного с воздействием научно-технической революции, выработку научных рекомендаций и укрепление демократии, социалистической государственности указывается в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Важное значение для строгого соблюдения законности, конституционных прав и обязанностей граждан имеют постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» и ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве».
Современный уровень научных исследований с объ-

ективной необходимостью обусловливает применение общепризнанного сравнительного метода. Анализ гражданского закона и регулируемых им отношений невозможен без обращения ;к категориям общей теории права и законодательству других отраслей. К тому же многие юридические категории (правоспособность, правоотношение, субъективное право и др.) получили первоначальное или подробное отражение в науке гражданского права и гражданском законодательстве. Это оказало известное влияние на развитие других правовых наук, и в то же время гражданско-правовая наука использует выводы и достижения общей теории права и теории других отраслей. По многим проблемам и понятиям высказаны многочисленные и часто несовпадающие точки зрения. Это обязывало автора данной работы с той или иной степенью подробности останавливаться на обзоре дискуссий и определять собственную позицию.
Одни предложения, выдвигаемые в работе, не встретят, очевидно, серьезных возражений и могут найти применение в процессе совершенствования законодательства и практики. Другие теоретические и практические положения окажутся дискуссионными и, таким образом, могут способствовать формированию рациональных правовых позиций и законодательных решений в будущем. Использование новых научных идей сегодня не менее важно, чем их разработка.
^-с^^у., •дерягт-явву

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
О ЗАКОНЕ
I. Личность и ценность права
Право — одно из необходимых условий существования и развития классового общества, государства и личности.
«Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства»4*.
Упорядочение общественных отношений социальными нормами, в том числе путем правового регулирования, имманентно присуще обществу как организованной системе. Право адекватно отражает общественные потребности и интересы, способствует их достижению и удовлетворению. Без урегулированное™ определенного порядка общественных отношений не может осуществляться производство и распределение материальных благ, охрана интересов общества и его членов2.
Государство как управляющая система общества с помощью права проводит свою политику, осуществляет свои функции, выполняет стоящие перед ним задачи, организует все сферы деятельности общества.
Высшая цель Советского государства, —- указывается в Преамбуле Конституции СССР, — построение бесклассового коммунистического общества. Главные задачи социалистического общенародного государства состоят в создании материально-технической базы коммунизма, совершенствовании социалистических общественных отношений и их преобразовании в коммунистические, воспитании человека коммунистического общества, повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечении безопасности страны, содействии укреплению мира и развитию международного сотрудничества. Удовлетворение духовных и материальных потребностей народа составляет основную задачу партии и государства на всех этапах его развития3.
* Примечания см. в конце книги. 9

Эти цели и задачи обеспечиваются политической системой общества, одним из основных направлений развития которой в соответствии со ст. 9 Конституции СССР является укрепление правовой основы государственной общественной жизни.
«Социализм немыслим... без планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов»4.
Значение, ценность права в отношении общества и государства и состоит в том, что государство через право определяет «единые нормы», организуя жизнь и деятельность общества в целях построения коммунизма. Этим определяется также значение и ценность права с точки зрения личности, поскольку общество, государство и личность неразрывно связаны5.
Нормы права, устанавливая правила поведения граждан в социалистическом обществе, служат одним из важных средств воспитания и формирования личности — участника отношений зрелого социализма6.
Вместе с тем значение права и его ценность могут рассматриваться с позиции личности как изначальной и в этом смысле — единственной, высшей ценности7. Все другие ценности — вторичны, их значение определяется человеком, с точки зрения человека. Эта великая абсолютная истина является главным общественным, государственным, человеческим принципом, определяющим жизнь развитого социалистического общества, все его сферы, аспекты, ценности, включая право.
Общество — «продукт взаимодействия людей»8; оно появляется с возникновением человека и представляет собой сложную социальную систему связей между людьми, их коллективами, государством.
Общество немыслимо без людей, и человек не существует вне общества. Имея биологическую основу, люди как члены общества, характеризуемые социальными связями, представляют собой личности, из действий которых и слагаются общественные отношения9. Человек как личность есть «совокупность всех общественных отношений»10.
Общественные отношения возникают в процессе производства и распределения материальных благ, удовлетворения духовных потребностей, охраны интересов общества н отдельных его членов. Стабильность таких
10
• «д :'•"•• «кг^-43»/., •жят-яюу •

связей обеспечивается правилами поведения людей, правилами жизни общества; в социалистическом обществе ими являются правила социалистического общежития— социальные нормы поведения.
Социальными нормами и соответствующими социальными связями определяется одновременно как поведение личности, так и ее общественное положение — соотношение с другими людьми, коллективами, учреждениями, государством. Общественное положение личности характеризуется совокупностью всех ее общественных связей:
экономических, политических, правовых, моральных, этических и иных отношений социалистического образа жизни.
Среди многочисленных общественных связей, осуществляемых в соответствии с различными социальными нормами, выделяются наиболее общественно значимые, важные. Государство придает им всеобщий и обязательный характер, обеспечивает государственным принуждением и формулирует в виде юридических правил поведения, законов, составляющих объективное право. Соответственно существенным элементом общественного положения личности является ее правовое положение, определяемое нормами правовой системы государства.
Устанавливая обязательные правовые предписания, государство диктует соответствующее поведение, разрешая или запрещая его отдельные варианты, учитывая интересы как отдельных индивидов, так и общества в целом и выражая волю всего народа. Отсюда возникает проблема соотношения государства и гражданина, общества и личности, их взаимных прав и обязанностей, свободы личности, справедливости, равенства и соответственно социальной ценности права, с точки зрения личности, поскольку решение этой проблемы находит отражение в юридических нормах и характеризует правовое положение личности в обществе.
Социалистическая концепция правового статуса личности основывается на положении К. Маркса о том, что «в демократии не человек существует для закона, а закон существует для человека; законом является здесь человеческое бытие, между тем как в других формах государственного строя человек есть определяемое законом бытие»11. Это положение закреплено в важнейших политических и государственных актах. Программа
11

5 КПСС провозглашает: «Все во имя человека, для блага '; человека»; Конституция СССР устанавливает высшей ; целью общественного производства — наиболее полное | удовлетворение растущих материальных и духовных по-{ требностей людей.
Социальная ценность права состоит в том, что оно, существуя для человека, являясь «человеческим бытием», организует это бытие, утверждает и охраняет жизнь и здоровье человека, его духовные и материальные интересы, потребности. Социалистическое право, законы воплощают идеи человечества о свободе, справедливости, равенстве, целесообразности.
Свобода — основа социальной жизни человека, существования и развития личности. Свобода личности характеризует свободу общества, демократию.
Право — мерило свободы личности и общества. Свобода проявляется в законе: «Свод законов есть библия свободы народа»12.
Право развитого социалистического общества обеспечивает подлинную свободу личности.
Право определяет поведение личности, поощряет, разрешает или запрещает различные варианты поведения, устанавливая его границы и масштабы, формируя общественный правопорядок. Границы свободы личности в обществе неизбежны, ибо «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» 13. Следовательно, свобода не может быть безбрежной и бессодержательной;
такое понимание свободы приводило бы к неограниченному произволу.
Проблема свободы состоит не в противопоставлении, а в диалектическом единстве личной свободы и общественного правопорядка, не в наличии границ поведения личности, а в качестве и сущности этих границ. Если правовые границы обеспечивают всестороннее развитие личности, значит, право признает, предоставляет и гарантирует свободу как «способность принимать решения со знанием дела»14, т. е. сознательно избирать варианты поведения для удовлетворения личных материальных и духовных потребностей, сообразуясь при этом с интересами общества, отраженными в законе.
Вместе с тем правовые нормы определяют и границы воздействия государства на личность. Юридически с гражданина можно требовать не больше того, что установлено законом, и всякая «инициатива» в этом отноше-
12
• ШЯЙЯВВЮ Т<|
••:• .»га>й»г<у»<»гяттв»'-'-

нии противоречила бы социалистической законности, поскольку означала бы вторжение в личную сферу, свободную от государственного воздействия правовым методом.
Личная жизнь индивида также имеет общественную значимость, поскольку «всякое проявление его жизни—' даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни»15. Соответственно общество, государство, право не остаются безразличными к личной сфере общественной жизни, а охраняют ее законом (ст. 56 Конституции СССР), устанавливающим границы ее неприкосновенности. В этом также проявляется ценность права для личности.
Свобода общества означает справедливость и равенство его членов. Эти взаимосвязанные категории имеют отражение в законе. Гражданско-правовой метод регулирования характеризуется юридическим равенством субъектов отношений, корреспонденции прав и обязанностей, эквивалентностью, диспозитивностыо, благодаря которым обеспечиваются свобода в выборе вариантов поведения в соответствии с индивидуальными интересами и справедливостью.
Закон способен сохранять свою ценность, если он содержит строго определенное, выраженное в четкой норме предписание — масштаб поведения, исключающее различное и тем более противоположное толкование.
С оценкой нормативности связана дискуссия о понятии и определении права.
Сторонники нормативности права считают, что право включает в себя только нормы (систему норм). Другие участники дискуссии полагают, что понятием права охватываются не только нормы, но и иные категории:
правосознание, правоотношение, свободы, права, обязанности граждан, определяющие их статус, различая при этом понятие права в формально-юридическом и социологическом аспектах16.
При определении понятия права в любом случае необходимо называть три признака: систему норм, устанавливающих правила поведения, обеспеченных государством. Этим характеризуется нормативность права и связь его с государством. В свою очередь типу государ-
13

ства соответствует и тип права (социалистическое, буржуазное и т. д.), его классовая сущность. Таким образом, определение понятия права через норму — правило поведения — связь с государством не только подчеркивает нормативность, но и отражает политико-социальную природу права.
Вместе с тем представляется, что при определении права (формулировании дефиниции) допустимо и целесообразно использовать другие категории, характеризующие социальные связи права с иными явлениями, отражающие происхождение, сущность, функции, цели, принципы права, характеризовать право с учетом потребностей, интересов, воли класса (народа), соотношения с правосознанием, правоотношениями, законностью.
Однако любое совершенствование определения права не может проводиться за счет отрицания его нормативности. Все, что находится «до», «после», «параллельно» норме права, формирует, характеризует право, но не является правом, ибо не обладает качеством нормативности.
Собственно право — это только система норм — правил поведения, обеспеченных государством; правосознание, правоотношения являются, в отличие от права, другими частями правовой надстройки, имеющими свое собственное значение, определение и связь с правом; они подлежат самостоятельному анализу наряду с правом, не «размывая» при этом нормативности права.
Гражданское право имеет императивные и диспозп-тивные нормы. Так, в ст. 4 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик наряду с определением конкретных оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указывается на возможность их возникновения из иных (не перечисленных в данной статье) действий граждан и организаций. Нормы гражданских кодексов, регулирующие отдельные виды обязательств, допускают несколько вариантов поведения — по выбору той или другой стороны правоотношения. Но во всех случаях диспозитивность не может подтверждать тезиса о неспособности права к полной определенности его норм, поскольку нормы, предоставляющие сторонам свободу выбора нескольких вариантов поведения, являются вполне определенными.
Признание нормативности права в качестве его не-
14

// и-^ ^
орт^млем^о^йизнар^й предопределяет отрицательное о»вршенив'\к1^эдютив(Яуставлению и конкуренции «бук-вн^1(5дх^ейа;!у)1^у законности и целесообразности, закб^Ц) с^ужбй^й^мотрения.
НортС^ввжйЧъ— безусловное качество права, необходимое с точки зрения правопорядка, законности, правовой основы общества. Важно также иметь в виду значение нормативности права не только с учетом общества, но и интересов личности. Если гражданин обязан соблюдать правовые предписания, то он вправе требовать их определенности и четкого объективированного выражения. Таким образом, личность имеет право на определенность, нормативность закона.
Целесообразность, государственное усмотрение заложены в самой норме права. Судебное усмотрение, целесообразность с точки зрения суда или гражданина (диспозитивность, характерная для норм гражданского права) допустимы тогда, когда они разрешены законом, т. е. на основе и в границах права.
Воля законодателя, обусловленная общенародными интересами, составляющая «дух» закона, не имеет другой формы выражения, кроме «буквы» закона. Поэтому «дух» закона следует искать в его «букве», но не. г> «усмотрении», «целесообразности» или в чем-то ином «потустороннем» от буквы закона. Отступление от буквы закона означает одновременно и отступление от его духа. Необходимо руководствоваться высказываниями классиков марксизма-ленинизма, непосредственно относящимися к характеристике закона.
«Законы—это положительные, ясные, всеобщие нормы»17, ясность закона означает его четкость и определенность.
| ( «Применению подлежит закон, а не мотивы закона, (| не намерения законодателя»18, — что означает единство 11 духа и буквы закона.
«Обойти декретов нельзя»19,—указание, не допускающее конкуренции закона с целесообразностью.
Определяя значимость права, следует иметь в виду исторический аспект. В развитом социалистическом обществе действует общенародное право — право общества подлинной демократии, отражающее волю и интересы всего народа, наиболее полно воплощающее принципы народовластия, демократии, равноправия, гуманизма, справедливости, законности. Развитие этихирин-
15

'ципов обеспечивает укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, являющейся в соответствии со ст. 9 Конституции СССР одним из основных направлений развития политической системы -советского общества. Укрепление и развитие общенародного права, наиболее полное отражение в нем демократических принципов обеспечивают в будущем постепенное перерастание правовых норм в правила коммунистического общежития. Последние вберут в себя названные принципы, и таким образом «отмирание» права будет означать вместе с тем и его «вечность».
Правила коммунистического общежития, как и правила закона, не могут быть ничем иным, как нормами поведения людей, регулирующими общественные отношения. При коммунизме эти правила будут отражать новое общественное устройство, отсутствие классов, распределение по потребностям и другие принципы. Однако такие правила должны иметь объективированное, четкое, формально-определенное отражение, т. е. иметь качество нормативности. Изменяется форма, содержание, санкции соответствующих правил коммунистического общежития, но не исчезает их нормативный характер, свидетельствующий о преемственности и близости с правовыми нормами. Черты коммунистического общества зарождаются и развиваются в условиях социализма. Следовательно, ценность норм социалистического права состоит и в том, что они, аккумулируя прогрессивные идеи и принципы развитого социализма, гарантируя права и свободы личности, постепенно перерастают в правила коммунистического общежития.
В советской юридической литературе обсуждается вопрос о правах человека и правах гражданина.
Под правами человека понимают возможности индивида обладать основными элементарными благами (неприкосновенность личности, свобода, нормальный труд, отдых, образование и др.), которые существуют в качестве результата общественного развития независимо от их государственного признания (как и само право на жизнь). Признание государством этих основных прав человека путем отражения в законе придаст им повое качество—прав гражданина. Таким образом, права че-1
Гловека — категория социальная, а права гражданина — I
'юридическая20.
Согласно другой точке зрения, права человека не
16

могут называться «правами», если они не признаны законом и если нарушение их как «социальных возможностей» не влечет санкций со стороны государства21. Иногда категория прав человека признается имеющей смысл только для капиталистического, но не социалистического общества22.
Представляется, что полное отрицание проблемы разграничения прав человека и гражданина не способствует выяснению ее сущности и значения. Не вдаваясь в историю, можно отметить, что проблема имеет несколько социально-юридических аспектов.
Под правами человека следует понимать присущие человеку блага, признаваемые обществом, нуждающиеся в признании их государством и в правовой охране.
Права человека в качестве социальной категории, объективно складывающейся в процессе развития общества, существуют независимо от их государственного признания и воли законодателя. Государство не «творит» право из «ничего», а, по общему правилу, лишь придает юридически обязательный характер уже сложившимся фактическим общественным отношениям по поводу социальных благ человека. Следовательно, категория прав человека указывает на социальные предпосылки закона, отвергая теорию откроированных прав граждан. Люди живут, работают, отдыхают не потому, что такое право им даровано государством, законом, а наоборот, закон, провозглашающий эти права, отражает объективно существующие общественные отношения. Очевидно, вопрос связан с первичностью и вторичностью явлений и с характеристикой человека как природно-общественно-го существа, синтезирующего в себе биологические и социальные факторы.
Рассматриваемая проблема связана также с вопросом о существовании и признании «общечеловеческих категорий»23 (добра, справедливости, совести, чести и др.), «общечеловеческих интересов» и обусловленных ими общих для современного мира задач: охраны природы на всей планете, освоение космоса, воспроизводство и разумное использование энергетических и продовольственных ресурсов Земли, борьба с массовыми и наиболее опасными болезнями и др.; самой главной задачей является сохранение мира, предотвращение войны. Взаимопонимание, доверие, мирное сосуществование государств с различными политическими системами,
17

борьба за предотвращение гонки вооружений, разоружение, за мир базируются в определенной степени на общечеловеческих интересах и правах.
Во многих международно-правовых актах говорится о правах человека и гражданина. При этом имеется в виду, что государства, присоединившиеся к таким актам, будут уважать права человека и обеспечат их путем признания в национальном законодательстве (права гражданина). Степень гарантии прав человека, полнота отражения их в законе в качестве прав гражданина характеризуют уровень демократии, гуманизма, свободы личности в данном обществе и государстве. В новой Конституции СССР получили отражение и гарантию принципы Всеобщей декларации драв человека 1948 года, Заключительного акта Совещания в Хельсинки (1975 год) и других международно-правовых документов, ратифицированных СССР.
Проблема связана также с пределами государственного воздействия на личность—границами права: не всем, очевидно, правам человека необходимо и должно придавать качество прав гражданина: определенные права человека остаются как таковые, не трансформируясь в права гражданина. Этим также характеризуется степень свободы человека в обществе, гражданина в государстве. При этом необходимо иметь в виду, что не каждый человек является гражданином какого-либо государства, и, следовательно, не всегда категории прав человека и гражданина совпадают (в своей большей части). В целях охраны прав человека без гражданства национальное законодательство должно содержать соответствующие правовые нормы (см. разд. VIII Основ гражданского законодательства). В Конституции СССР (ст. 37) указывается, что иностранным гражданам и лицам без гражданства в СССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты личных, имущественных, семейных и иных прав. Названные лица, находящиеся на территории СССР, обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы. Основы и гражданские кодексы союзных республик содержат специальные разделы о правоспособности иностранцев, лиц без гражданства, применении гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений.
18

II. Предмет гражданского права и тенденция расширения сферы гражданско-правового регулирования
Гражданское законодательство регулирует два вида отношений: имущественные и личные (неимущественные) .
Имущественные отошения представляют собой общественные правовые связи по поводу имущества, т. е. принадлежности, распределения и обмена материальных благ—экономических ценностей. Одни из имущественных отношений обусловлены, как указывается в преамбуле Основ, использованием товарно-денежных отношений и потому имеют товарный эквивалентно-возмездный или возмездный характер; к ним относятся отношения купли-продажи, найма имущества, перевозки и т. п. Другие имущественные отношения, например при наследовании, являются безвозмездными.
К личным относятся отношения, возникающие по поводу духовных благ, лишенных экономического (имущественного) содержания и потому именуемых неимущественными.
Различие между имущественными и неимущественными отношениями (и соответственно правами) последовательно проводится в гражданском (ст. 1 Основ) и семейном (ст. 2 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье) законе и в теории гражданского права. Однако такое различие можно было бы усмотреть и в других отраслях законодательства, поскольку право в целом и каждая его отрасль регулируют общественные отношения по поводу благ, интересов, потребностей материального и духовного характера, устанавливая имущественные и неимущественные права и обязанности. Следовательно, не все личные и имущественные отношения регулируются гражданским правом. В связи с этим вопрос о предмете гражданского права (и в особенности отграничение его от административного права) вызывал периодические (1938—1940, 1954—1955) дискуссии.
В статье, подводящей итоги дискуссии24, отмечается, что гражданское право регулирует имущественные отношения, т. е. производственные отношения, которые выражают распределение средств производства, распоряжение ими и связанный с этим процесс распределения
19

результатов труда и распоряжения ими в данном обществе. Следовательно, гражданское право регулирует отношения собственности (право собственности) и оборота (обязательственное право).
Многие авторы полагали, что при отграничении гражданского права от административного должен быть привлечен в качестве дополнительного критерия метод регулирования. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, а для административного—метод подчинения, поскольку одна из сторон отношения выступает носителем властных полномочий. Исходя из этого, к гражданскому праву должны быть отнесены имущественные отношения, в которых стороны выступают как равноправные субъекты.
Было высказано мнение, отрицающее метод регулирования как критерий и признающее единственным критерием отрасли — предмет, которым являются имущественные отношения на базе обособленного в сфере оборота имущества. Следовательно, гражданскими должны быть признаны отношения, в которых стороны выступают как субъекты обособленного имущества на права собственности или оперативного управления.
В качестве итогового сделан вывод о неприемлемости определения метода регулирования через признак равенства сторон правоотношения. Равенство участников экономического оборота — это необходимый экономический (базисный) признак имущественных отношений, развивающихся на основе действующих при социализме законов стоимости и распределения по труду. Гражданское право лишь отражает специфику имущественных отношений и потому стороны выступают 'как равноправные. Равноправие сторон лишь форма выражения этих отношений и потому метод равноправия не может рассматриваться в качестве дополнительного критерия отграничения гражданского права от других отраслей.
Можно полагать, что в настоящее время разногласия по поводу метода регулирования, в основном, преодолены, поскольку юридическое равенство как черта гражданско-правового метода выводится из сущности самих отношений, опосредствуемых гражданским правом25.
Следует, однако, отметить, что юридическое равноправие субъектов гражданского права не имеет абсо-
20

лютный характер. Так, экономическое неравенство социалистических организаций и граждан находит юридическое выражение, например, п ст. 93 Основ (ст. 458 Г1< РСФСР), согласно котором суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, н зависимости от его имущественного положения, но не может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного юридическим лицом; ст. 427 ГК, РСФСР предусматривает ответственность организации—хранителя имущества за его порчу и утрату без вины, в то время как ответственность хранителя—гражданина наступает только за вину.
Особо важное значение имеет различие в правовом положении субъектов договорных отношений в сфере обслуживания, жилищных и иных отношений между социалистическими организациями и гражданами с точки зрения диспозитивности: граждане по своему усмотрению могут вступать (или не вступать) в договорные отношения купли-продажи, бытового подряда, добровольного страхования, кредитно-расчетные отношения и многие другие, а также вступать или прекращать в любое время отношения жилищного найма, в то время как для социалистических организаций (торговли, сферы обслуживания, сберкасс, страховых, жилищных и иных организаций) заключение соответствующих договоров является обязанностью.
В ходе дискуссии не уделялось значительного внимания личным неимущественным отношениям. В итоговой статье лишь отмечено, что гражданское право регулирует некоторые личные отношения, охраняемые также другими отраслями права. При этом названа правильной точка зрения, согласно которой отношения по поводу благ, неотделимых от личности, образуют по существу самостоятельный предмет регулирования; однако их недостаточный удельный вес не позволяет образовать самостоятельную отрасль права.
Вторая дискуссия по предмету гражданского права связана с признанием хозяйственного права как самостоятельной отрасли, регулирующей хозяйственные отношения между социалистическими организациями, для которых характерно неразрывное единство планово-организационных и имущественных элементов.
Начало этой дискуссии относится к 20-м годам, продолжение—к 30-м и возобновление—с 60-х годов. Ар-21

гументы сторонников хозяйственного права и его противников подробно изложены в многочисленных статьях, учебниках26 и специальных монографиях27.
Все «за» и «против» хозяйственного права широко известны и, можно полагать, практически исчерпаны, в связи с чем представляется нецелесообразным повторять их. Следует остановиться на одном дополнительном аргументе с 'позиции хозяйственного права.
Последовательные противники хозяйственного права возражают как против признания его самостоятельной отраслью в системе советского права, так и против принятия Хозяйственного кодекса СССР или Основ хозяйственного законодательства СССР. Принятие Основ или кодекса не служит абсолютным доказательством и подтверждением идеи хозяйственного права, поскольку имеются правовые отрасли, не имеющие Основ (административное право), или изданные Основы не свидетельствуют о наличии соответствующей отрасли (Основы законодательства Союза ССР и союзных рее-' публик о здравоохранении). Тем не менее принятие Основ хозяйственного законодательства было бы серьезным шагом на пути признания его самостоятельной отраслью, поскольку эти Основы существовали бы наряду с Основами гражданского законодательства.
Издание Основ хозяйственного законодательства или Хозяйственного кодекса неизбежно повлекло бы внесение существенных изменений в Основы гражданского законодательства и гражданские кодексы союзных республик: из них следовало бы исключить нормы, регулирующие отношения между социалистическими организациями. В этом и состоит дополнительный аргумент в пользу хозяйственного права и принятия Хозяйственного кодекса, поскольку такое решение могло бы способствовать не только повышению эффективности правового регулирования хозяйственных отношений, но и отношений с участием граждан. А именно: сосредоточение всего комплекса норм гражданских кодексов на регулировании только отношений с участием граждан позволило бы более полно и непосредственно в законодательном акте определить права и обязанности участников этих отношений, повысить роль закона, расширить сферу гражданско-правового регулирования и, таким образом, обеспечить более широкую и максимально эффективную охрану прав и интересов личности.
22

Теоретическая и практическая возможность такого решения подтверждается наличием гражданских кодексов Чехословацкой Социалистической Республики (1964) и Германской Демократической Республики (1975), содержащих нормы, регулирующие отношения с участием граждан.
Если высказанное предложение в настоящее время не может быть реализовано по ряду причин, то и вне зависимости от этого представляется целесообразным внесение существенных изменений в действующие Основы и гражданские кодексы союзных республик с учетом положений новой Конституции СССР и некоторых других факторов.
В литературе высказаны многочисленные предложения по поводу совершенствования норм практически всех институтов гражданского права. Не перечисляя их и не вдаваясь в их оценку в данный момент (на некоторые из них обращается внимание в следующих разделах работы), представляется возможным и необходимым назвать наиболее важные, с нашей точки зрения, направления (тенденции) развития гражданского законодательства. К ним относятся: расширение сферы граж. данско-правового регулирования общественных отношений и повышение роли гражданского закона в охране личных и имущественных прав и интересов граждан.
Первая из названных тенденций связана с продолжением анализа вопроса о предмете советского гражданского права.
Предмет гражданско-правового регулирования получил легальное определение в ст. 1 Основ (ст. 1 ГК. РСФСР), согласно которой «советское гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения... В случаях, предусмотренных законом, гражданское законодательство регулирует также и иные личные неимущественные отношения».
Как видно из текста закона, на первое место в качестве предмета регулирования ставятся имущественные отношения. Регулирование личных отношений допускается лишь в той мере, в какой они связаны с имущественными, а вне этой связи — только при наличии специального разрешения закона.
Следовательно, личные отношения в их «чистом виде» могут регулироваться гражданским правом в порядке
23

исключения. Соответственно в Основах гражданского законодательства содержится лишь одно указание об охране личных, не связанных с имущественными, прав (ст. 7—защита чести и достоинства). И, кроме того, в ГК союзных республик предусматривается защита права на изображение (ст. 514 ГК РСФСР) и тайны писем, дневников, заметок (ст. 491 ГК Казахской ССР, ст. 540' ГК Узбекской ССР).
Столь же скромное место отводится личным (не связанным с имущественными) правам граждан и в литературе, не имеющей комплексных всесторонних исследований этих отношений, а в опубликованных высказываниях личные права часто характеризуются негативно.
Так, в учебной и монографической литературе усиленно подчеркивается тезис, согласно которому отношения собственности составляют ядро советского гражданского права, нормы которого регулируют собственность в статике (вещное 'право) и динамике (обязательственное право). Основной задачей гражданского права признается регулирование имущественных отношений в условиях товарно-денежной формы. Утверждается, что гражданское законодательство способно регулировать только такие личные отношения, которые «сходны» с имущественными28, «порождены» ими29. За личными неимущественными правами не признается качество субъективных гражданских прав30, или такому субъективному праву приписывается «негативное» (отрицательное) содержание31. Высказывается мнение, что личные отношения, лишенные имущественного элемента, не регулируются, а лишь охраняются гражданско-правовым методом и потому не входят в состав предмета советского гражданского права32.
Подобная «негативная» характеристика личных прав представляется неправильной, поскольку объективно (независимо от намерений авторов) она способна привести к известному принижению значения этих прав, их места в системе гражданского законодательства.
Понятие личности охватывает прежде всего ее духовную сферу. Личные интересы и нрава характеризуют социально-правовое положение личности в обществе, являются важнейшим элементом ее статуса. По мере развития общества значение духовных интересов в жизни людей неуклонно возрастает. В Программе КПСС подчеркивается, что в период перехода к коммунизму
24

происходит всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности, ее духовного богатства. Закономерность духовного совершенствования личности в условиях научно-технического прогресса предопределяет закономерность развития общественных отношений социалистического общества по поводу духовных благ и интересов.
Соответственно должна возрастать роль права в регулировании этих отношений, в охране личных прав граждан. В этом состоит одна из важных тенденций развития гражданского законодательства. Начало этой тенденции можно видеть уже в проведенной в 60-х годах кодификации, когда впервые в Основах и гражданских кодексах появились нормы, регулирующие некоторые личные отношения. Новым и весьма важным этапом развития этой тенденции является Конституция СССР 1977 года, где в одном из первых разделов основные личные права граждан получили дальнейшее развитие и закрепление на конституционном уровне. Конституция СССР обусловливает необходимость совершенствования и развития норм всех отраслей советского законодательства в целях наиболее полного регулирования личных отношений и охраны личных интересов.
В соответствии с этой задачей следует прежде всего отказаться от негативной позиции в характеристике личных прав, способной быть тормозом в их охране.
Личные гражданско-правовые (как и иные) отноше-| „ия — это правовые связи между субъектами по поводу ^ духовных благ, неотделимо принадлежащих личности и индивидуализирующих ее. Такие общественные и пра-1 вовые связи и индивидуализация личности существуют ^ вне зависимости от их нарушения, т. е. до необходимо-сти их защиты. Следовательно, гражданское законодательство регулирует, а не только охраняет личные права (
и отношения.
Всякое правовое регулирование общественных отношений одновременно означает и охрану соответствующих интересов, благ, прав, а их правовая охрана осуществляется не иначе как через правовое регулирование поведения людей. Защита права необходима при его нарушении; но нарушить можно лишь то (право), что существовало ранее, до нарушения; существование личного права есть результат правового регулирования. Но если считать, что гражданское законодательство, содер-
25

жащее нормы о защите личных благ, не регулирует личных отношений, то становится неясным, предметом регулирования какой иной отрасли права являются личные неимущественные отношения.
Очевидно, что есть общественные отношения, которые регулируются нормами и институтами одной отрасли законодательства. Но существуют и такие блага и интересы, по поводу которых возникают многообразные общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. Так, институт права собственности является гражданско-правовым, поскольку именно в этой отрасли содержатся важные правовые нормы, регулирующие отношения собственности. Вместе с тем отношения собственности регулируются государственным, административным, финансовым, колхозным, семейным, уголовным и другими отраслями законодательства и поэтому с точки зрения всей системы советского права институт собственности может быть признан комплексным33.
Точно так же личные неимущественные отношения могут регулироваться как гражданским, так и другими отраслями права.
• Субъективное право есть мера возможного поведе-. ния в целях удовлетворения интересов управомоченного, т. е. очерченная законом свобода совершения поступков, действий (воздержания от них, требование соответст-
• вующего поведения от других лиц) в целях обладания
социальным благом духовного или материального ха-' рактера. Субъективное право — всегда право на что-то, ' на какую-то материальную или моральную ценность—
• социальное благо и в силу этого имеющее положительное содержание.
Личные права — абсолютные: все другие лица обяза-
• ны уважать и не нарушать эти права управомоченного. ^ Однако управомоченный является не только пассивным носителем личных прав, но и пользуется ими; соответ-. ственно корреспондирующие обязанности третьих лиц не исчерпываются воздержанием от нарушения личного ' права.
Так, закон допускает распоряжение некоторыми из личных прав, например правом на письма, дневники, записки, заметки, собственное изображение (право давать разрешение на публикацию); автор вправе пользоваться собственным именем, псевдонимом ил'и анонимом; граж-
26

данин может оглашать или не разрешать оглашение сведений из своей личной жизни; во многих случаях возникает необходимость объективирования (признания, оценки, характеристики) деловых, политических, моральных качеств лица, составляющих содержание понятия чести, и соответствующие органы обязаны выдать характеристику. Названными правами управомоченное лицо обладает до их нарушения и вне зависимости от нарушения. Это свидетельствует о положительном характере личных прав и регулировании личных отношений нормами гражданского законодательства.
В норме ст. 7 Основ действительно говорится о «защите» чести и достоинства. Однако в этой норме можно (и нужно) дать понятие (содержание) чести и достоинства, указать на обладание всеми гражданами этими субъективными правами и предусмотреть их защиту. Так именно и сформулированы другие нормы о личных правах на письма, дневники, записки, заметки, изображение.
Наконец в самом законе, определяющем предмет, гражданского права (ст. 1 Основ), указывается, что гражданское законодательство регулирует (а не только. охраняет) личные (не связанные с имущественными) отношения. И если эти отношения еще недостаточно полно закреплены в действующем законодательстве, то задача состоит не в «отлучении» их от гражданского права, а в повышении роли гражданского закона в их регулировании.
Таким образом, дискуссия о характере личных прав и негативная позиция относительно их содержания и регулирования гражданским законом представляются лишенными положительного значения и не соответствующими тенденции развития конституционного и гражданского законодательства.
Отношения, складывающиеся по поводу духовных интересов, должны получить более полное гражданско-правовое регулирование. Отдельные нормы действующего гражданского законодательства пока не составляют целостного правового института, расположены враз-личных разделах гражданских кодексов, содержатся не во всех кодексах союзных республик, причем одни из них являются общесоюзными, а другие — республиканскими нормами.
Не все нормы достаточно скоординированы. Так,
27

согласно ст. 7 Основ гражданин может требовать опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, если распространявший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Поскольку эта норма является единственной в Основах, ее формулировка не_исключает выведя-.о—том^_ато закон_да)пуска^т_р_ас-пространение о лице любых сведет1ий˜"[ТГоро'ч1щйТ и_не-порочащих) при условии соответствия "их действительности. Между тем такой вывод противоречит нормам других отраслей права и Конституции СССР, предусматривающих охрану тайны личной жизни, т. е. запрещающих разглашение (распространение) сведений из личной сферы, соответствующих действительности.
В целях совершенствования законодательства представляется целесообразным изменить норму ст. 1 Основ с тем, чтобы гражданское право регулировало личные (не связанные с имущественными) отношения не в порядке исключения, а как общее правило—во всех случаях (кроме изъятий, установленных специальным законом). В Основах и гражданских кодексах союзных республик следовало бы ввести раздел о личных правах, в котором сформулировать генеральную норму о праве граждан на судебную защиту личных интересов (кроме изъятий, установленных специальными положениями), и статьи, регулирующие отдельные конкретные правоотношения личного характера, а также способы защиты личных прав34.
Тенденция расширения сферы гражданско-правового регулирования общественных отношений имеет еще одно важное направление—обеспечение и реализация многих прав личности, провозглашенных Конституцией СССР.
Существует давний спор о содержании и видах обязательств. Одно мнение состоит в том, что содержание обязательства могут составлять права и обязанности неимущественного характера; в силу обязательства можно требовать совершения всякого правомерного, нуждающегося в защите и заслуживающего защиты действия лица35; к неимущественным относят, например, обязательства, возникающие из авторских договоров без права на гонорар36.
По другому мнению, обязательства могут иметь только имущественный характер, который и отличает их от личных неимущественных гражданских правоотношений37.
28

Думается, что ограничивать содержание обязательств нет оснований. В ст. 158 Г1<, определяющей понятие обязательства, называются действия, которые должен совершить должник в пользу кредитора; они носят имущественный характер: передать имущество, деньги, выполнить работу и т. п. Однако этот перечень не является исчерпывающим, и, следовательно, содержание обязательства могут составлять также иные действия, в том числе неимущественного характера; во всяком случае закон не запрещает вступать в такие отношения, а, наоборот, обязывает принимать во внимание не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения интерес (ст. 190 ГК).
Вряд ли 'правильно по существу ограничивать роль института обязательственного права, полагая, что он всегда и только опосредствует процесс перемещения имущества или иных результатов труда, также носящих имущественный характер. При характеристике обязательств исключительно как имущественных отношений еще раз проявляется негативная позиция к отношениям неимущественным.
Сторонники критикуемой точки зрения не показали, почему, собственно, не может быть обязательства без имущественного содержания и каким принципам противоречило бы гражданско-правовое регулирование таких обязательств.
Представляется, однако, что вопрос следует поставить несколько шире. Обязательства—это распространенный, но не единственный вид гражданских правоотношений. Большинство цивилистов признают, что гражданское право регулирует личные неимущественные отношения абсолютного типа. Очевидно, нет оснований не признавать и наличие относительных—обязательных отношений неимущественного характера.
Нормы гражданского права обусловлены интересами и охраняют интересы общества и личности. Именно общественно значимые и заслуживающие охраны личные интересы могут и должны служить критерием при решении вопроса о правоотношениях неимущественного характера в целом.
По мере развития общества все и большей степени проявляется закономерность роста духовных интересов граждан. Появляются новые и развиваются прежние отношения, в которых неуклонно увеличивается неиму-
29

щественная заинтересованность граждан. Личный интерес приобретает иногда преобладающее значение в традиционных по форме имущественных отношениях. Очевидно, что нормы гражданского права обязаны учитывать и отражать закономерность роста духовных интересов граждан.
Действующее гражданское законодательство придает в ряде случаев юридическое значение неимущественным интересам. Неуклонный рост интересов личного характера выражает закономерность развития общественных отношений, вследствие этого соответствующие изменения норм гражданского права в сторону более полной охраны личных интересов являются также закономерными, определяющими одну из тенденций развития гражданского закона.
Конституционные принципы и предписания предопределяют развитие отраслевого законодательства и получают в нем конкретизацию. Особо значительная роль В этом принадлежит гражданскому праву, поскольку как конституционные, так и гражданско-правовые положения являются нормами—дозволениями, устанавливающими (как правило) не запреты, а права и обязанности.
Анализ конституционных норм позволяет прийти к выводу о том, что в осуществлении основных прав граждан используется и в еще большем масштабе может быть использован гражданско-правовой метод регулирования соответствующих отношений.
Отношения, возникающие при реализации конституционных прав на охрану здоровья (ст. 42), жилище (ст. 44) и его неприкосновенность (ст. 55), свободу научного, технического и художественного творчества (ст. 47), тайну личной жизни (ст. 56), судебную защиту чести и достоинства, жизни и здоровья (ст. 57), возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций (ст. 58 Конституции СССР), регулируются действующими гражданско-правовыми институтами деликтных обязательств, .авторского и изобретательского, жилищного права и др. Эффективность соответствующих норм, охраняющих духовные и имущественные интересы граждан, может быть повышена путем совершенствования гражданского законодательства и включения в сферу его регулирования ряда новых отношений, возникающих, в частности,
30

в связи с прогрессом медицины, призводством медицинских экспериментов, загрязнением окружающей среды и охраной здоровья, охраной тайны личной жизни и др. (см. гл. III).
Этим, однако, не ограничиваются перспективы развития гражданского права в обеспечении и охране конституционных прав личности.
Прежде всего необходимо обратить внимание на новое конституционное положение ст. 46 о праве граждан на пользование достижениями культуры. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
При осуществлении названных в Конституции мероприятий возникают отношения преимущественно между государственными организациями, регулируемые нормами государствевного, административного, финансового права. Но в конечном счете отношения по пользованию достижениями культуры—это отношения между различными культурно-просветительными учреждениями и гражданами. Они имеют гражданско-правовой характер, но практически выпали из предмета гражданского права и не регулируются нормами гражданских кодексов (кроме отношений по пользованию библиотеками, относящихся к договору ссуды).
Граждане СССР имеют право на отдых. Оно обеспечивается нормами трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, ежегодных отпусках и др. Вместе с тем отдых трудящихся обеспечивается и сетью культурно-просветительных и оздоровительных учреждений. Здесь право на отдых осуществляется одновременно с правом на пользование достижениями культуры, и, как уже отмечалось, отношения граждан с культурно-просветительными учреждениями должны получить правовое регулирование в кодифицированном гражданском законодательстве. Кроме того, существуют отношения граждан с такими учреждениями, как дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, санатории и др., через которые реализуется право на отдых, а также право на

здоровье и пользование достижениями культуры. Подобные отношения также нуждаются в регулировании гражданским законом.
Конституционные права граждан на отдых, охрану здоровья, пользование достижениями культуры опосредствуются и гарантируются нормами различных отраслей законодательства. Отношения между государственными и иными учреждениями, организациями и предприятиями по поводу планирования, финансирования, строительства, размещения культурно-просветительных и оздоровительных комплексов регулируются нормами государственного, административного, финансового, хозяйственного права. Отношения по поводу распределения путевок, направлений трудящихся в эти учреждения регулируются нормами трудового права, социального обеспечения, Основами законодательства о здравоохранении.
Однако с того момента, как гражданин приобрел путевку (в санаторий, дом отдыха, турбазу), получил направление (в больницу), обратился в учреждение (поликлинику), купил билет (театр, музей, выставка) или иным образом вступил в отношения с культурно-просветительным учреждением (радио, телевидение, периодическая печать), эти отношения становятся гражданско-правовыми.
Не может, очевидно, вызвать серьезных возражений гражданско-правовая характеристика отношений между гражданами и специализированными учреждениями— театрами, музеями, выставками, радио и т. п. В подобных случаях наличествуют договорные отношения между юридически равными субъектами гражданского права.
Менее обычными для гражданского права и более сложными по содержанию являются отношения граждан с санаториями, домами отдыха, лечебными учреждениями. Они соединяют в себе права и обязанности по предоставлению помещения, питания, культурного (дома отдыха) и медицинского обслуживания (санатории, больницы) или только медицинского обслуживания (поликлиники). Такие отношения возникают или на основании договора (дома отдыха, санатории) или административного акта ('поликлиники, больницы). Но во всех случаях стороны выступают как юридически равные
32

субъекты, вне зависимости от возмездности или безвозмездности отношений.
Метод власти и подчинения не имеет здесь применения. Находясь в доме отдыха, санатории, лечебном учреждении, гражданин обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные нормами административного права. Однако это не меняет характера рассматриваемых отношений как гражданско-правовых. Находясь, например, в торговом учреждении или пользуясь услугами транспорта, гражданин также обязан соблюдать правила работы магазина или транспортного предприятия, определенные нормами административного права, а в случаях их нарушения — несет административную ответственность. Тем не менее отношения купли-продажи и перевозки остаются гражданско-правовыми. Точно такими же являются и отношения оздоровительных и медицинских учреждений с гражданами по обеспечению права на отдых и здоровье.
В действующем кодифицированном гражданском законодательстве соответствующие права и обязанности не имеют отражения. Они определяются в нормативных подзаконных ведомственных актах или актах Советов народных депутатов. Обычно такие акты имеют комплексный характер, содержат нормы преимущественно административного, трудового и частично гражданского права.
Вследствие это'го гра.ждансиие права и обязанности сторон остаются недостаточно урегулированными, асами отношения частично рассматриваются в теория административного, трудового права 'и частично остаются «ничейными» —неанализируемьимн. Представляется',, что все названные отношения по своей природе является граждаиско-шравовыми, подлежащими дет.аль-1 ному .регулированию гражданским законом и, таким о'б-разом, включению в предмет гражданского права.
Важно обратить внимание на то, что во всех отношениях по поводу реализации права на отдых, охрану здоровья, пользование достижениями культуры духовный интерес гражданина является единственным или доминирующим над интересом имущественным. Ве»дь вступая в названные отношения, граждане удовлетворяют свои духовные, личные потребности, интересы, приобретают духовные блага или. пользуются ими. Нельзя отрицать, что в этих отношениях присутст-
33

'вует имущественный элемент, так же как невозможно игнорировать и значение неимущественных элементов. Между тем, согласно существующей классификации и ее критериям, асе эти отношения следовало бы отнести к имущественным.
Нормы гражданского права учитывают преимущественно имущественные интересы, регулируя соответствующие отношения как связи по поводу имущества ^вещей) или услуг исключительно имущественного характера. Неимущественные, личные, духовные интересы, послужившие мотивом и целью вступления гражданина в соответствующие отношения, остаются, как правило, вне сферы действия и защиты гражданского закона. В этом проявляется традиционно-архаический подход к определению предмета гражданского права и содержанию его норм, как бы поддерживающих культ вещей, имущества.
Такое положение вряд ли соответствует современному правосознанию.
В формировании коммунистической идеологии существенная роль принадлежит праву, в том числе гражданскому. Во многих имущественных отношениях материальные блага не самоцель, а предпосылка удовлетворения духовных интересов и всестороннего развития личности, обогащения ее внутреннего мира. С учетом этого прм правовом регулировании гражданских отношений нельзя отрывать охрану имущественных интересов от личных, духовных. Гражданский закон должен учитывать и охранять всякий, имеющий социальное значение интерес неимущественного характера.
Во всяком гражданском правоотношении заключается (в той или иной степени) личный неимущественный элемент, который невозможно ишорироваггь.
Соответственно при определении предмета гражданского права нельзя ограничиваться характеристикой имущественных правоотношений как опооредствования исключительно связей по перемещению имущества. Необходимо при этом отражать значение имущественных и личных интересов.
Следует преодолеть традиционно-архаическое представление о том, что основу предмета гражданско-правового регулирования составляют имущественные отношения, обусловленные использованием товарно-денежной формы. По крайней мере отношения граждан
34

между собой и с социалистическими организациями — это прежде всего отношения по удовлетворению духовных и материальных потребностей, интересов. Характеристика их только в качестве товарно-денежных не соответствует существу ^этих отношений. Более правильным но сравнению с преамбулой Основ представляется определение задачи гражданского права в преамбуле Гражданского кодекса ГДР 1975 года, согласно которой гражданское право регулирует отношения обеспечения граждан духовными и материальными благами и услугами в целях формирования всесторонне развитой личности социалистического общества (преамбула, § 1 ГК ГДР). Соответственно все гражданско-правовые институты, включая право собственности, направлены не только на удовлетворение материальных потребностей, но и на формирование личности социалистического общества (§ 22 ГК ГДР). Отход от преувеличения товарно-денежной концепции, характеристика гражданско-правовых отношений с участием граждан как отношений обеспечения, регулирование которых имеет своей целью способствовать всестороннему развитию личности, представляется принципиально важным и правильным.
С учетом ранее высказанных предложений о расширении гражданско-правовой сферы за счет более полного регулирования личных неимущественных от-(ношений, в целях охраны личных интересов в имущест-•венных отношениях в ст. 1 Основ и гражданских кодексах, определяющих предмет гражданского права и задачи гражданского законодательства, следовало бы указать, что советское гражданское законодательство регулирует личные 'и имущественные отношения в целях удовлетворения и охраны духовных и материальных интересов граждан, всестороннего развития личности социалистического общества.
Из этой формулы первой статьи гражданского закона следует, что все его последующие нормы регулируют как личные, так и имущественные отношения, а при регул шровании последних берут под правовую охрану имущественные и личные, духовные интересы граждан. Соответствующие изменения, направленные на охрану личных интересов граждан, следовало бы 'внести в общие и конкретные гражданско-правовые институты.
35

III. Тенденция повышения роли закона
В системе гражданско-правовых актов закон является главным и основным источником права. Он регулирует наиболее важные общественные отношения, охраняет основные права, устанавливает основные обязанности. Подзаконные нормативные акты детализируют общие нормы закона. Они не могут противоречить закону, отменять, изменять его. Таким образом, законом обеспечивается максимальная о,храна прав и интересов граждан и организаций, социалистический правопорядок и законность.
Конституция СССР поднимает на, новый, более высокий уровень значение закона в регулировании общественных отношений. Соответственно встает вопрос о соотношении, и значении закона и подзаконных актов как источников гражданского права. Проблема, по. нашему мнению, возникает в связи с тем, что при составлении проектов Основ и гражданских кодексов не были до конца преодолены некоторые архаические традиции и. соответственно недостаточно учтен характер гражданско-правовых отношений социалистического общества. В результате этого оказалось, что нормы закона сравнительно подробно регулируют отношения между гражданами и менее полно—отношения с участием граждан и социалистических организаций. Последние регулируются в основном не законом, а подзаконными актами, которые не всегда соответствуют закону.
Наиболее распространенными гражданско-правовыми институтами являются купля-продажа, бытовой подряд, перевозка пассажиров.
В гражданских кодексах содержатся традиционные нормы о названных договорах (гл. 21, 30, 32 ГК РСФСР). Они достаточны, чтобы определить права, обязанности граждан, заключивших между собой такие договоры. Издания каких-либо' дополнительных подзаконных актов не требуется, поскольку эти отношения достаточно, полно урегулированы в самом законе. Что. касается отношений купли-продажи, бытового подряда, перевоз™ пассажиров (как и многих других) между гражданами и специализированными социалистическими организациями, эти отношения не получили необходимого закрепления в кодифицированном законодательстве.

стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>