<< Предыдущая

стр. 26
(из 55 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

информационно-гуманитарную революцию. Второй - от сциентизма Модерна
к технологизму Постмодерна.
Перерастание НТР в информационно-гуманитарную революцию
влечет за собой смену мировоззренческих перспектив. Панорама этой смены
станет намного понятнее, если ее характеристике предпослать краткое
разъяснение смысла таких ключевых категорий, как «технология»,
«вещественно-энергетическая технология», «информационная технология»,
«гуманитарная технология». Согласно «Новой энциклопедии «Британика»,
слово «технология» впервые появилось в английском языке в XVII веке.
Первоначально оно обозначало прикладные искусства и ремесла (applied
arts). Однако по мере того как расширялся и обобщался смысл слова
«ремесло», постепенно обогащалось и содержание термина «технология». В
начале XX века этот термин характеризовал в основном машины и
инструменты, а также все прямо или косвенно связанные с ними процессы.
Во второй половине XX века термин технология стал обозначать уже всю
совокупность «способов или типов деятельности, с помощью которых
человек стремится преобразовать окружающий мир или манипулировать им»
[3].
Социальные аналитики XXI века под гуманитарными технологиями
понимают любые способы использования социокультурных факторов в
процессе организации человеческой деятельности. Нередко в категорию
таких способов включают методы использования политических сетей,
концепцию социосинергетики, методологию социодрамы, сайентологию,
сциентизм, герменевтику. В контексте столь широкого обобщения
анализируемого понятия гуманитарная деятельность развертывается как
практика развертывания поля социокультурных интеракций, как
информационно-технологическое взаимодействие гуманитарных технологов
с людьми. Каждый участник такого взаимодействия передает свой
интеллектуальный багаж другим не в виде книги или свода приобретенного
знания, а в виде соответствующего способа мышления; сам же процесс
передачи такого багажа выглядит как процесс непосредственной
коммуникации. Главными потребителями гуманитарных технологий сегодня
являются сфера политики и сфера образования, являющиеся
доминирующими факторами социального развития.


143
Для гуманитарных технологов главное - создать
информационнокоммуникативную гуманитарную среду, в которую можно
погрузить индивидуальных и групповых участников коммуникативного
праксиса, преследующих свои интересы и цели, заразить их, так сказать,
идеями социокультурного и политического проектирования. Позиция
гуманитарного технолога - это позиция активного действующего лица,
пытающегося перепрограммировать социогуманитарную или политическую
среду. Подобного рода среда, создаваемая при совместном активном
участии как управляющих, так и управляемых, должна быть
коммуникативной и, следовательно, комфортной и для первых и для вторых.
Охарактеризованное выше предельно широкое толкование концеции
«технология» подвергается критике в основном из-за того, что оно не
позволяет строго и однозначно проводить различие между такими
понятиями, как «научное исследование» и «технологическая деятельность».
Более суровой и многоплановой критике концепция технологии подвергается
в контексте постмодернистского философского дискурса. Здесь концепция
технологии трансформируется в идеологию мировоззренческого
технологизма и противопоставляется мировоззренческому сциентизму
Модерна.
В либеральном обществе Модерна (которое противостоит более
позднему обществу - «обществу, основанному на знаниях») «чистое» знание
имеет мало общего с практической жизнью. Знание здесь сфокусировано на
личности и на ее развитии в большей степени, нежели на всевозможных его
утилитарно-практических использованиях. В эпоху Модерна чистое знание -
предмет гордости либерального общества Запада. Само собой понятно, что
там, где безраздельно властвует мировоззренческая стратегия сциентизма
Модерна, технология третируется как незрелое знание. В социокультурном
контексте такого общества наука и технология, развиваясь параллельно,
оказывали друг на друга взаимное влияние. Граница между ними пролегала
там же, где и граница между категориями «изучать» и «создавать». Эта
граница понималась как метафизически жесткая, универсально-всеобщая,
атемпоральная.
Сциентистский мировоззренческий идеал сообщества творцов
нововременной науки полярен мировоззренческому идеалу творцов
технологии. Этот идеал запрещал совмещать в едином горизонте «чистое»
знание и технологию, ибо технология (для сциентистов) - это не наука. В
сознании сциентистов Модерна наука - это не практика изменения мира, а
процесс постижения его таким, каков он «сам по себе». Технология же - это
прежде всего изменение мира; ее интересует не Истина мира, а то, каким
преобразованиям его можно подвергнуть.
Совершенно иначе решается вопрос о грани, разделяющей науку и
технологию в культуре постмодернистского общества. Здесь эта грань с
самого начала рассматривается как эвентуальная, исторически
обусловленная, темпоральная и ни в коем случае не общеобязательная.
Интеллектуалы постмодерна сознательно дистанцируются от сциентистски-
созерцательной стратегии постижения бытия, в контексте которой познанное

144
бытие считается никак не измененным познавательными технологиями. Их
мировоззренческая стратегия потому идентифицируется как «технологизм»,
что она признает приоритет не сциентистского, а «технологического»
отношения человека к природе, обществу, человеку, социально-
гуманитарной среде его обитания. Инициаторы этой стратегии не устают
повторять, что любая человеческая деятельность (включая и
познавательную) неизбежно изменяет те аспекты бытия, на которые она
направлена. И в той мере, в какой она осуществляет такие изменения, она
является технологичной.
С точки зрения постмодернистов, технологизм как мировоззренческая
перспектива не является производным от мировоззренческого сциентизма.
Технологии могут вообще не опираться на научные знания. «Существует
много примеров деятельности, которая является без сомнения
"технологической", но в то же время включает в себя иные, нежели научные,
виды знаний»[4,c.7-12]. В качестве примеров, когда технология шла впереди
фундаментальных научных исследований и опиралась на научные знания, а
не на опыт и интуицию, могут служить: знаменитый цикл Карно,
коэффициент полезного действия идеальной тепловой машины,
необратимость тепловых процессов, первое и второе начала термодинамики
и т.д. Научно-теоретическое осмысление всех таких достижений было
осуществлено в ходе фундаментальных исследований, проведенных после
того, как технический и технологический прорыв уже был сделан.
Однако в эпоху Постмодерна, т.е. после того, как дихотомия «наука -
технология» оказалась размытой, подобный эмпирический технологизм
уступает место технонауке, в контексте которой вопрос о приоритете науки и
технологии становится псевдовопросом. После возникновения технонауки и
превращения ее в двигатель экономического роста научное знание начинает
играть для этого двигателя роль своеобразного «топлива».
Для приверженцев мировоззренческой перспективы технологизма, не
только стратегические ресурсы человечества (т.е. вещество, энергия,
информация), но и человек, информационно-гуманитарная среда его
обитания, психический, интеллектуальный, духовный мир, человеческая
субъективность во всей ее тотальности) - все это объекты, подлежащие
информационно-технологическому преобразованию. Высшее
предназначение технологов не интерпретировать, а изменять,
конструировать, творить мир, в котором непредсказуемо развертывает себя
бесконечномерная жизнь человека. В таком технологически конструируемом
обществе нет ни «чистой» науки, ни «чистой» технологии. С ними произошло
то же самое, что и с ньютоновскими концепциями пространства и времени
после появления теории единого «пространства-времени» Минковского.
«Чистая» наука и «чистая» технология превратились в одномерные
«проекции» единой технонауки. Сама же технонаука, производящая
наукоемкие технологии (вещественно-энергетические, информационные,
гуманитарные), стала напоминать ленту Мебиуса, в которой обе названные
«проекции» переходят друг в друга.


145
Итак, в философии технологизма, доминирующей в эпоху
постмодерна, отношение «наука - технология» выглядит намного сложнее,
чем в сциентизме Модерна. Здесь эта оппозиция - всегда условна и может
использоваться только как методическая абстракция при рассмотрении .
лишь узкого класса проблем. Интеллектуалы постмодерна подчеркивают, что
в реальной практике существует не дихотомия «наука - технология», а
нерасторжимый симбиоз между ними. И именно этот симбиоз, порождающий
«кооперативный эффект», они обозначают неологизмом «технонаука» [5].
Человек технологического общества самоосознает себя субъектом
глобальных действий, орудующим непрерывно совершенствуемой
индустрией наукоемких технологий. Для него фундаментальная наука,
которая не допускает преобразования добытых ею знаний в наукоемкие
технологии, не имеет потребительской ценности и потому не может
рассчитывать на поддержку со стороны общества глобальной рыночной
экономики. Глобальный рынок диктует фундаментальной науке модус бытия,
т.е. то, какой ей надлежит становиться. И именно под прессингом
глобального рынка технологий и услуг наука Модерна поступательно
превращается в технонауку, т.е. науку, которая существенно отличается от
той, что доминировала в эпоху Модерна.
Мировоззренческая перспектива постмодернистского технологизма,
таким образом, навязана науке не философским постмодерном, а
всевластным глобальным рынком технологий и услуг. Философский
постмодерн является не более чем отражением этой мировоззренческой
перспективы.
Слово «технология» в культуре общества глобальной рыночной
экономики понимается как имя созидательной, целеустремленной
деятельности, направленной на нужды и возможности человека. Эта
созидательная, целеустремленная деятельность непрерывно
совершенствуется на базе новейших достижений фундаментальных наук и
конструирования суперавтоматизированных пространств, исполняющих роль
информационно-гуманитарного окружения человека. В таком обществе точка
зрения менеджмента становится доминирующей. Знания, навыки и ресурсы
в нем интегрируются в единое целое, чтобы помочь решению прежде всего
практических проблем[6].
Во второй половине XX века сформировалась особая категория
технологий, которые получили название «наукоемкие»». В зарубежной
литературе их обозначают как high technology. В эту категорию технологий
входят такие технологии, как информационная, генная, биоинженерийная,
нанотехнология, ядерная, космическая и т.д. В эпоху постмодерна такие
технологии становятся основой экономического процветания развитых стран
Запада.
Терминология, характеризующая наукоемкость технологий, отраслей
и изделий, еще не устоялась. Эпитет «наукоемкий» отражает степень связи
технологии с научными исследованиями и разработками. Какой-либо единой
и общеобязательной методологии идентификации высокотехнологичных
отраслей промышленности пока не существует. В качестве

146
репрезентативной выборки наукоемких технологий может фигурировать
следующая:
Биотехнология - лекарственные препараты и гормоны для сельского
хозяйства и медицины, созданные на основе использования
достижений генетики.
Медицинские технологии, отличные от биологических, а именно -
ядерно-резонансная томография, эхокардиография и т.п., а также
соответствующие аппараты и приборы.
Оптоэлектроника - электронные приборы, использующие свет, такие как
оптические сканеры, лазерные диски, солнечные батареи,
светочувствительные полупроводники, лазерные принтеры.
Компьютеры и телекоммуникации компьютеры, их периферийные
устройства (дисководы, модемы), центральные процессоры,
программное обеспечение, факсы, цифровое телефонное
оборудование, радары, спутники связи и т.п.
Электроника - интегральные схемы, многослойные печатные платы,
конденсаторы, сопротивления.
Гибкие автоматизированные производственные модули и линии из
станков с ЧПУ, управляемых ЭВМ; роботы, автоматические
транспортные устройства.
Новые материалы - полупроводники, оптические волокна и кабели,
видеодиски, композиты.
Аэрокосмос - гражданские и военные самолеты, вертолеты,
космические аппараты, турбореактивные двигатели, полетные
тренажеры, автопилоты.
Вооружение - управляемые ракеты, бомбы, торпеды, мины, пусковые
установки.
Атомные технологии атомные реакторы и их узлы, сепараторы изотопов
и т.д.
Феномен «технология», вобравший в себя все достижения наук о
преобразовании и использовании материи, энергии, информации в
интересах человека, в эпоху постмодерна осмысливается как разнообразие
социальных практик организации и использования знаний для достижения
долговременных практических целей. Эта сфера включает в себя как
физические компоненты, такие как машины, процессоры, инструменты, так и
интеллектуальные методы, компьютерные программы и процессы,
используемые в решении проблем и получении необходимых результатов[7].
Понятая так, технология предстает как многовековая преобразующая
мир коллективная деятельность, активно влияющая на окружающую среду,
жизненные стандарты, качество жизни. Она пронизывает собой все сферы
жизни современного человека сферу охраны его здоровья, образования,
коммуникативного праксиса, питания, транспорта – словом, планетарный
социум во всех его измерениях.
И все же приведенная выше характеристика многогранного феномена
«технологии» раскрывает важные, но далеко не все его стороны.


147
Для более глубокого осмысления этого сложного феномена важно
учитывать, что технология - это своеобразный вектор, указывающий на
объект человеческих преобразований. В зависимости от специфики такого
объекта технологии могут быть: вещественно-энергетическими, инженерно-
медийными, информационными, био-иформационными, гуманитарными и
т.п.
Вещественно-энергетические технологии это технологии,
преобразующие такие стратегические ресурсы человечества, как вещество и
энергия. Примерами таких технологий могут служить: перегонка нефти,
преобразование энергии с помощью солнечных батарей, преобразование
фундаментальных первооснов жизни, осуществляемые с помощью
процессоров и т.п.
В эпоху гуманитарной революции, под информационными
технологиями понимают все технологии, с помощью которых
осуществляются: сбор, обработка, хранение и распространение звуковой,
визуальной, текстовой и численной информации с помощью основанных на
микроэлектронике вычислительных, коммуникационных и видеосредств[8].
Информационные технологии занимают в настоящее время особое
место в культуре, потому что они обеспечивают ускоренное развитие
практически всех остальных типов технологий и занимают лидирующее
положение по объему продаж на рынке технологий.
В категорию гуманитарных (hi-hum) технологий входят технологии,
ориентированные на преобразование общества и его главной
производительной силы - человека, информационно-гуманитарной среды его
обитания, человеческой субъективности в полноте всех ее модусов. Цель
таких технологий расширение гори-зонта человеческих
возможностей.
Гуманитарная революция, таким образом, охватывает
мультивекторный процесс, ориентированный на технологическое освоение
третьего стратегического ресурса человечества (информации), на
интенсификацию технологофикации гуманитарного знания о мире
психических, интеллектуальных, духовных реалий, на всемерное
расширение практики использования порождаемой им индустрии
информационно-гуманитарных технологий. Осуществляемая ею
переориентация господствующих технологий с изменения мертвой материи
на преобразование живого человеческого сознания трансформирует всю
ткань человеческих отношений в обществе, которое формируется после
Модерна и именуется «постмодернистским». Трансформация, о которой
идет речь, выражается в прогрессирующей виртуализации информационно-
гуманитарной среды обитания людей. Ключевое отличие гуманитарной
революции от НТР заключено в том, что она предоставляет пользователям

<< Предыдущая

стр. 26
(из 55 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>