<< Предыдущая

стр. 48
(из 55 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

природы эстетических эмоций представляется возможным, если
рассматривать их не изолированно, а в структуре социально-практической
деятельности человека. Вне практики и целенаправленного восприятия
эмоции действительно произвольны, аморфны, текучи, неадекватны,
особенно в случаях их химико-наркотического стимулирования. Ситуация
коренным образом изменяется, когда эмоции изучаются как неотъемлемая
часть целостного психологического механизма, обеспечивающего
целесообразную деятельность людей. Постоянное воспроизведение

267
повторяющихся практических ситуаций является непременным условием
жизнедеятельности общества. В свою очередь, стандартность и типичность
практических форм деятельности обусловливают необходимость адекватных
типических форм психологической готовности индивидов к их выполнению,
которые закрепляются в транслируемых от поколения к поколению нормах
культуры. Стимулирование социально (культурно) оправданных форм
поведения людей осуществляется посредством эмоциональной окраски
образов действительности, побуждающей и ориентирующей поступки
индивидов в соответствии с ожидаемыми культурными стандартами
деятельности. При этом сами эмоциональные реакции, в контролируемой
обществом культурной среде, приобретают стереотипный и устойчивый
характер.
В повседневном опыте обыденного сознания люди склонны
противопоставлять рациональную сферу жизни эмоциональной.
Рациональной сфере обычно приписывают разумность, организованность,
порядок, тогда как эмоциональной – иррациональность, непредсказуемость,
хаотичность, отсутствие порядка. Мысль движется по законам логики,
доступна предвосхищению и контролю, а о законах сцепления, логики
развития, структурной композиции эмоций и чувств даже не принято
говорить. Исключение составляют специальные искусствоведческие работы.
Однако этот повседневный опыт, касающийся мышления и эмоций, вводит в
глубокое заблуждение. Как утверждает известный польский исследователь
эмоций Я.Рейковский, «Есть основания считать, что все обстоит как раз
наоборот, – что именно мышление может протекать свободно,
неопределенно и непредсказуемым образом, тогда как эмоции подчиняются
весьма жестко определенным причинам, будучи совершенно
«несамостоятельным» звеном в цепи причинных связей» [2, c.353].
.Управляемый эмоциями человек в значительно большей мере подчинен не
зависящим от него факторам, чем человек, который руководствуется
сознательными намерениями и самостоятельно составленной, хотя и не без
участия эмоций, программой действий: «…все, что в деятельности человека
является новым, оригинальным, творческим, то есть, не поддающимся
предсказанию, представляет собой результат работы мысли, тогда как все,
что обусловлено эмоциями, является весьма стереотипным, устойчивым и –
несмотря на разнообразие форм - сходным» [2, c.353].
Стереотипность эмоций есть результат культурной организации
совместной целесообразной деятельности людей. По мнению специалистов
в области психофизиологии эмоций Я.Рейковского, П.В.Симонова,
Г.Х.Шингарова, эмоции являются формой представительства потребностей в
коре головного мозга: оценивают биологическую и социальную значимость
воспринимаемого объекта и стимулируют деятельность организма в
соответствующем оценке направлении. Эмоциональный процесс вызывается
факторами, значимыми для индивида. Такими факторами являются, прежде
всего, физические воздействия на органы чувств. Врожденные ключевые
(базовые, в другом определении) эмоции, которые обслуживают три
основные группы инстинктивно обусловленных мотиваций: самосохранения,

268
свободы и познания окружающего мира [3, с.29], организуют адекватную
обстоятельствам функциональную систему реагирования организма. Под
давлением системы общественного воспитания врожденные эмоции
трансформируются в ведущие эмоции или интересы, адекватные
соответствующей культурной среде или системе норм и ценностных
ориентаций конкретного общества. Сознательно организованные ведущие
эмоции приобретают устойчивый стереотипный характер и влияют на
поведение индивида на протяжении всей его жизни. Социальные эмоции
(чувства) воспитываются в людях так же, как и понятия, способность думать
и говорить.
Реализация интересов в целесообразной деятельности требует
ситуативной оценки возможности средств достижения репрезентируемых
интересами целей. Функционально оценка соответствия средства цели
осуществляется производными положительными и отрицательными
эмоциями, которые онто- и филогенетически являются более поздними,
ситуативно изменчивыми и связанными с формированием
разнообразнейших эмоциональных модальностей. В этой связи важно
преодолеть преувеличение субъективности эмоциональных оценок
действительности. Во-первых, каждый физический раздражитель,
воспринимаемый экстеро- и интерорецепторами, способен вызвать эмоцию,
причем обусловленный им уровень возбуждения, знак и качество эмоции
определяются качественными и количественными свойствами сенсорного
раздражителя: его интенсивностью, продолжительностью, модальностью,
числом повторений. Во-вторых, в целесообразных практических ситуациях,
объективность эмоциональной оценки определяется объективностью
отношения средства к достижению цели: одна и та же вещь в различных
обстоятельствах может вызывать взаимоисключающие оценки (например,
вода по отношению к потребностям выживания организма в пустыне и на
морозе; война освободительная или захватническая и пр.). Качество эмоции
не является всецело субъективным, а зависит, прежде всего, от физических
особенностей взаимодействующих вещей, их способности приводить к
достижению желаемого результата. Поэтому эмоциональные оценки могут
претендовать на всеобщность и необходимость, а также правдивость, с
оглядкой на объективность отношения средств и цели. А это значит, что они
доступны логической экспликации и имеют объективные основания для
логического анализа и столь же объективные критерии практической оценки.
Как показывают психологические эксперименты «такие, казалось бы,
интимные и не доступные изучению явления, как субъективное значение
отдельных эмоций и взаимоотношения между ними, могут быть подвергнуты
объективному анализу и достаточно строгому измерению»[2, c.169].
Таким образом, эмоции выполняют функцию регулирования
активности субъекта, путем определения значимости внешних и внутренних
факторов осуществления его жизнедеятельности. Отсюда следует, что
социальная регуляция – это, прежде всего, эмоциональная регуляция,
управление потоками интересов людей посредством специально
создаваемых в обществе систем эмоциональной окраски образов:

269
политической, религиозной, нравственной, утилитарно-практической,
эстетической и т.п. Соответственно видам социальной деятельности
классифицируются и эмоции. Это становится возможным потому, что на
основе врожденных безусловных эмоциональных раздражителей в обществе
создаются специальные условные, знаковые или нейтральные системы
возбуждения эмоций. В этом смысле можно говорить, что все сознание
условно. Нейтральные раздражители начинают предвосхищать значимые
раздражители в результате образования условных рефлексов или благодаря
механизмам генерализации.
Эстетические эмоции не являются врожденными, а также образуются
на основе последних в процессе обобщения практических процессов
(утилитарные образы) и образования специфической знаковой системы их
воспроизведения (эстетические образы). Эстетическая эмоция – это
искусственно вызванная и сознательно смоделированная эмоция. Этим
объясняется ее самоценный, незаинтересованный, бескорыстный характер.
Благодаря специально культивируемой обществом системе эстетических
образов, становится возможным эстетическое моделирование различных
сфер социальной жизни. В процессе искусственного воспроизведения
социальные эмоции неизбежно обобщаются, типизируются, очищаются от
случайных, т.е. не соответствующих характеру эмоции компонентов,
приобретают особую притягательность и интенсивность – «сотри случайные
черты и ты увидишь – мир прекрасен» (А.Блок). Соответственно создаются
специализированные виды эстетической деятельности по искусственному
моделированию самых разнообразных эмоционально насыщенных
фрагментов социальной жизни и окружающей действительности - виды и
жанры искусства, с целью построения адекватной задачам общества
системы эмоциональных оценок действительности. Важно подчеркнуть,
эстетическому моделированию подлежат любые эмоции, в том числе и
религиозные, ощущение сверхъестественного. А это означает, что
эстетическая деятельность в сущности своей отвечает потребностям
общества в воспитании социальных эмоций и тем самым является не только
условием регулирования поведением людей в обществе, но и основой
любого воспитания вообще.
Известно, что эмоциональный опыт индивида гораздо шире, чем опыт
его индивидуальных переживаний. Он формируется в результате
целенаправленных усилий того или иного общества по организации
адекватных культурным установкам и задачам общества коллективных форм
деятельности и поведения людей. Эстетическая деятельность, как
специализированная сфера искусственного возбуждения эмоций, становится
важнейшим социальным механизмом познания, отбора и культивирования
отвечающих потребностям социального развития социальных форм
чувственности. Особенно важное значение приобретает эстетическое
оформление воспитательного процесса. В отличие от образования,
воспитание как раз и представляет собой процесс управления
эмоциональным развитием человека. Поэтому воспитание не может не быть
эстетическим. Эстетика – есть грамматика чувств, а эстетик, как

270
профессионал, должен быть не праздным философом, а специалистом в
сфере управления социальной чувственностью.
Эстетическое воспитание представляет собой культурную,
ненасильственную, притягательную и завораживающе-увлекательную форму
преобразования врожденных биологических эмоций в сложные системы
социальных чувств, обеспечивающих социальное поведение и активность
человека. Гуманистический характер эстетического воспитания делает его в
современных условиях незаменимым средством социализации индивида и
управления его поведением в обществе. Свободный и творческий характер
эстетической деятельности обусловливает в конечном итоге необходимые и
социально оправданные формы деятельности людей. Именно в этом состоит
полезность бескорыстной эстетической эмоции и именно в этом смысле
следует понимать слова М.Горького об эстетике как этике будущего. Хотя,
конечно же, искусственное управление эмоциями создает возможность для
разного рода способов манипулирования интересами и поведением людей,
что особенно наглядно демонстрируют современные политические
технологии, мода, реклама, шоу бизнес и пр. Поэтому нельзя недооценивать
эффективность эстетических разновидностей идеологического
оболванивания масс, социальную избирательность и результативность
эстетического оружия. Поэтому регулятивная функция эстетического, его
потрясающая способность воздействовать на поведение широчайших масс
людей должны, наконец, получить свой социально-правовой статус как в
системе социального знания, так и в системе форм государственного
управления и регулирования.

Литература

1. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М.: Наука,
1974.
2. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.:
Прогресс,1979.
3. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность. Мотивационно-
эмоциональные аспекты. – М.: Наука, 1975.




271
УДК 7.01:7.03.78.01
О.О. Капічіна

ПРОБЛЕМА МУЗИЧНОЇ МОВИ В КОНТЕКСТІ ФІЛОСОФСЬКО-
ЕСТЕТИЧНОГО АНАЛІЗУ

Стаття присвячена аналізу проблеми музичної мови, та Мови взагалі, з
точки зору філософсько-естетичної методології. Дж. 15.

Музика є повноправною сферою людського буття, причому, сферою,
яка органічно пронизує собою онтологію всього людського світу. Світ музики
– це глибоко людський світ, важко знайти іншу антропоморфну реальність,
яка б так щиро, схвильовано і поетично розповідала б про долі людського
"Я". Вічні питання про добро і зло, красу і потворність, життя і смерть, любов і
ненависть, ціль і призначення людини в цьому світі – є першорядними для
музичного мистецтва. Музика визначає собою відношення між людиною і
світом, в яке втягнуті всі ресурси духовно-психічного буття людини. "Музика
одна з форм віддзеркалення реального світу, створена новою, неповторною
художньою реальністю, що співвідноситься з ним" [1, с. 56]. Музика виявляє
собою світ людини в його сутнісному бутті. "Вона є Будинком для душі, для
простого і цільного людського буття, а вся її жорстко регламентована,
спеціалізована конструктивність, що вимагає професійної присвяченості, по
суті, забезпечує тільки одне: вигородити "місце" у Бутті, у культурі, у соціумі,
де людина зустрічає сама себе, і простота цієї зустрічі нітрохи не
поступається творінню за дійсним походженням" [2, с .128-129].
Музика за своєю суттю має комунікативну природу, існує в контексті
діалоку культур, діалоку "Я – Ти". Відбувається цей діалог саме завдяки
системі смислових сапільностей – музичній мові та твору. Музика
об'єктивується, стає наявною у бутті через музичну мову. Тому
проаналізуємо цю систему смислових спільностей, і здійснити це спираючись
на філософсько-естетичну методологію. Треба зазначити, що довгий час у
сучасній науці проблема музичної мови досліджувалася лише с позицій
музикознавства, як проблема окремих елементів музики, засобів музичної
виразливості (Б. Асафьев, В. Бобровський, Л. Мазель, С. Скребков,
В. Холопова, В. Цуккерман, Б. Яворський). Хоча були вдачні спроби
поєднання теорії музикознавства з естетичною і філософською методологією
(Ю. Афанасьєв, Ю. Кремльов, А. Лосев, В. Медушевський, В. Суханцева,
Р. Тельчарова, Т. Чередніченко, Н. Шахназарова). На наш погляд, саме
завдяки працям останніх почала народжуватись така галузь філософсько-
естетичної науки як філософія музики.
Отже розглянемо проблему музичної мови з точки зору філософії мови
та філософії музики, тобто пошуку онтологічних коренів цього явища. Така
постанова проблеми спонукає нас звернутись спочатку до розгляду музичної
мови як сфери прояву власне Мови в контексті культури, і ширше, буття
людини. Проблема мови займає центральне місце у філософії мови, де це
явище аналізується з онтологічних позицій, хоча у сучасній філософській
272
думці є і прямо протилежній підхід до мовної проблематики. Ми маємо на
увазі формально-структуролістичний та лінвістично-позитивістський підхід.
Але у разі пошуку філософсько-естетичних підстав аналізу проблеми
музичної мови на наш погляд лише онтологічний підхід може допомогти
виявити сутнісні механізми існування музики у людському бутті.
Філософія мови – це порівняно новий напрям у філософській думці,
який досліджує категорію мови як невід'ємний і найважливіший аспект буття.
Крупний і вагомий внесок у філософію мови внесли В.фон Гумбольдт,
М. Гайдеггер, Г. Гадамер, М. Бахтін. Вперше в історії філософської думки
показав явище мови як особливого світобачення (Weltansicht)
В.фон Гумбольдт. Він досліджував ту внутрішню форму буття, в якій кожного
разу диференціюється початковий процес утворення людської мови.
Гумбольдт один з перших визначив мову як бачення світу, подолавши тим
самим догматизм генетики: "Людина, що живе в світі, – затверджував
філософ, – не просто забезпечена мовою як якимсь оснащенням – але на
мові засновано і в ній виражається те, що для людини взагалі є світ. Для
людини світ є "тут" як світ, ні для якої іншої в світі істоти світ не володіє
подібним тут-буттям. Проте це тут-буття світу є буття мовне" [3, с.512]. У
цьому і полягає справжня серцевина того ствердження, яке Гумбольдт
виказує в іншому контексті, кажучи, що мова є миробачення [3, с.319-322]. Він
підкреслює, що мови володіють свого роду самостійним буттям по
відношенню до окремої людини, що належить до конкретного мовного
співтовариства, і що мова, в середовищі якої зростає людина, визначає
разом з тим її зв'язок зі світом і відношення до світу. В основі цього вислову
лежить те, що мова з свого боку не володіє самостійним буттям по
відношенню до світу, який одержує в ньому мовний вираз (zur Sprache
kоmmt). Не тільки світ є світом лише постільки, поскільки він одержує мовний
вираз, – але справжнє буття мови, на думку Гумбольдта, в тому тільки і
полягає, що в ньому виражається світ. Отже, "відвічна людяність мови"
означає разом з тим мовний характер людського буття-у-світі. Таким чином,
"гумбольдтський шлях до мови", обумовлений не стільки мовою, скільки

<< Предыдущая

стр. 48
(из 55 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>