<< Предыдущая

стр. 3
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В сфере гражданско-правовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из двух основных групп прав: вступать в законный брак и торговать, о чем говорилось выше.
Содержание правоспособности римского гражданина находило отражение даже в его имени. Полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: а) имени в собственном смысле; б) наименования семьи или рода; в) имени отца в родительном падеже; г) наименования трибы, в со-
71

ставе которой гражданин принимал участие в голосовании в народном собрании (принадлежность к трибе указывалась и в тот период империи, когда народные собрания уже не созывались); д) прозвища, почетного имени, присваиваемого гражданину за особые заслуги перед государством. Например, полное имя Цицерона выглядело так: Марк Туллий Марк Корнелий Цицерон (Марк — имя, Туллий — род, Марк — имя отца в родительном падеже, Корнелий — триба, Цицерон — почетное имя).
§ 4. Правовое положение латинов
Латинами признавались древнейшие жители Лациума и их потомство. Затем правовой статус латина стали предоставлять некоторым италийским общинам и за пределами Лациума. После того как в I в. до н.э. римское гражданство распространилось на всю Италию, статус латина остался лишь за населением внеиталийских общин или провинций, которым он предоставлялся особыми актами Римского государства.
Его также приобретал раб, которого отпускал на свободу господин-латин или римский гражданин, но при условии предоставления вольноотпущеннику этого статуса. Таким образом, статус латина получает определенное юридическое значение и соответствующее оформление. Приобретается он в результате:
а) рождения в семье латинов, при этом действуют те же правила, что и для римских граждан: статус брачного ребенка определяется по статусу отца, внебрачного — по статусу матери;
б) присвоения статуса латина актом государственной
власти;
в) добровольного перехода римского гражданина в число латинов с целью получения земельного надела;
г) освобождения из рабства господином — латином или римским гражданином, но при условии предоставления правового статуса латина.
Правовое положение латинов существенно отличалось от римских граждан В сфере публичного права ограничения заключались в том, что латаны не могли служить в римских легионах, избираться на должности римских магистратов. Однако во время пребывания в Риме они имели право принимать участие в работе народных собраний и голосовать в них.
72

В гражданско-правовой сфере латины по правовому статусу приближались к римским гражданам, однако далеко не все. Основная часть латинов — жители Лациума, также как и римские граждане, обладала правом вступать в брак и правом торговать. Остальные латины — рабы, отпущенные на волю и получившие статус латина (они назывались «латины Юниана» по названию закона, предоставившего им этот статус), — не обладали правом вступать в брак, завещать свое имущество, наследовать его по закону. После смерти такого латина его имущество переходило к господину, предоставившему ему свободу. Обязательства же умершего к господину не переходили, т.е. латины «жили как свободные, умирали как рабы».
При желании латины могли сравнительно легко приобрести римское гражданство. Оно предоставлялось в силу общих постановлений Римского государства, присваивавших его целым категориям латинов при определенных обстоятельствах. Переехав на постоянное место жительства в Рим, они также получали статус римского гражданина. Позже это привело к резкому уменьшению мужского населения в городах Лациума. Поэтому было установлено правило: переезжающий в Рим латин обязан оставить на месте прежнего места жительства мужское потомство.
Права римского гражданина получали также латины, избранные в своих общинах на должности магистров или сенаторов. Латины Юниана могли получить римское гражданство только за особые услуги Римскому государству (охрана безопасности дорог, хорошие поставки). Как уже отмечалось выше, в I в. до н.э. все население Италии имело правовой статус римского гражданина.
§ 5. Правовое положение перегринов
Перегрины — соседние с Италией покоренные Римом народы Они не обращались в рабство и не получали правового статуса римского гражданина. В древнейшие времена это были враги (hostes), которые не пользовались правовой охраной со стороны Римского государства. Однако с течением времени, изменениями в социально-экономической жизни римского общества гостес постепенно образуют самостоятельную группу свободного населения и получают правовой статус перегринов.
73

Статус перефина приобретал также ребенок, рожденный в семье перегринов или перегринкой вне брака. За некоторые уголовные преступления римский гражданин мог быть лишен звания и выслан в места обитания перегринов, где получал их статус.
Перегрины политическими правами римских граждан не обладали, хотя были подданными Рима. В области гражданско-правовых отношений они руководствовались собственным национальным правом. Формальным основанием для этого был закон о провинции, устанавливающий для нее особый правовой режим. Таким образом, сложилась разноликая система правового регулирования имущественных отношений в различных провинциях, к тому же не было общей правовой основы для контакта с Римом в этой сфере. Указанные факторы затрудняли нормальное развитие гражданского оборота между самими Перегринами, перегри-нами и римскими гражданами. В их устранении неоценимую роль сыграл перегринский претор. Именно он в творческом союзе с городским претором кропотливо вылавливал ценнейший опыт правовой культуры других народов, обобщал его и преломлял в практической деятельности. Это был один из богатейших источников правовой мудрости, отраженный в правотворческой деятельности преторов.
Перегринам вотдельных случаях предоставлялось римское гражданство. Так, за особые заслуги перед Римским государством отдельным перегринам или даже группам жаловался этот статус. Чаще Римское государство предоставляло его группам перегринов специальным актом государственной власти по определенным политическим, экономическим, иным соображениям, например, с целью пополнения воинами римских легионов, в которых, как известно, могли нести службу Только римские граждане.
В начале III в. все отличия-в правовом положении различных категорий свободного населения утратили свое значение. В 212 г. н.э. император Каракалла распространил статус римского гражданина на всех подданных огромной империи, что объяснялось скорее фискальными соображениями, чем политическими. Как бы то ни было, но все население Римской империи стало ее гражданами. Остались только некоторые ограничения. Так, прибывающие на территорию Римского государства иностранцы,
74

не являвшиеся подданными Рима, оставались на положении перегринов (варвары, славяне, германцы и др.), как и подданные Рима, совершившие определенные преступления. Тем не менее, предоставление статуса римского гражданина всему населению Рима формально уравняло подданных и «возникло, по крайней мере для свободных, то равенство частных лиц, на почве которого развилось римское право, совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность»14.
§ 6. Правовое положение рабов
С точки зрения права раб считался вещью и, естественно, никакими правами не обладал ни по публичному, ни по гражданскому праву. Рабы не могли служить в римских легионах, не платили повинностей, поскольку не могли быть собственниками имущества. Они вообще не могли быть носителями каких-либо прав, не могли иметь семью. Связь раба с рабыней, как, впрочем, и с любой иной женщиной, не признавалась браком, не порождала никаких правовых последствий. Дети, рожденные рабыней, не подлежали отцовской власти. Сам раб как вещь мог стать объектом любого права (права собственности, залога, личных сервиту-тов и т.п.), предметом любой гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, имущественного найма), гражданского спора. Если ему причинено увечье или иной вред, иск к обидчику предъявлял не раб, а его господин, как за причинение вреда любой иной вещи. Изгнание из дома или отказ господина от раба не означал его свободы, а лишь смену хозяина, поскольку раба мог, как и всякую иную выброшенную вещь, подобрать любой другой свободный.
В период принципата предпринимались определенные попытки, направленные на ограничение произвола рабовладельцев, которые, однако, не смягчали положение рабов, а только содействовали обеспечению устойчивости рабства.
И все же раб был не просто вещью, а объектом, который обладал умом, подчас незаурядным, волей, сноровкой, способностью к творчеству и т.д. Использовать раба как простую физическую силу, игнорируя его интеллектуальные
14. Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч —2-е изд.— Т.20.-С.105.
75

и иные человеческие качества, было неразумно. Поэтому рабовладельцы постепенно все чаще эксплуатируют именно эти его качества. Они предоставляют ему определенное имущество для управления, вначале простого, а затем все более сложного. Этому способствовали два обстоятельства. С одной стороны, рабовладельцы, имея в провинциях крупные земельные наделы, имения и другие объекты частной собственности, не всегда могли и желали непосредственно заниматься хозяйственными делами. Все чаще ведение этих дел они поручают рабам. С другой стороны, рабы в таких поручениях были весьма заинтересованы: а) это облегчало их участь; б) при усердном ведении хозяйства они могли рассчитывать на определенную благосклонность господина;
в) рачительность и просто хозяйственная хватка давали возможность рабу накопить определенные средства для выкупа свободы.
Одним словом, такие формы эксплуатации рабов стали быстро распространяться. Предоставление рабу определенного имущества для управления получило назван ие/эдбс/со-го пекулия.
Эксплуатация умственных способностей раба — более утонченная, изощренная, эффективная и доходная форма эксплуатации. Однако она породила определенные последствия. Для оперативного и более эффективного управления предоставленным рабу имуществом нужно было дать ему определенные правовые свойства. Римское право пошло и на это. Раб, наделенный пекулием, получил возможность заключать гражданско-правовые сделки, по которым возникали определенные права и обязанности — нельзя же вести хозяйство, не имея возможности совершать необходимые для этого юридические действия. Например, выращенный урожай нужно своевременно и выгодно продать, затем купить для хозяйства материалы, инвентарь и т.д.
Вначале раб мог заключать лишь сделки, направленные на приобретение, которые его господина ни к чему не обязывали. Это не способствовало устойчивому развитию хозяйственного оборота. Кто мог решиться заключать с рабом договор, по которому не предусматривалась ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение? Поэтому римское право делает следующий шаг — предоставление рабу пекулия теперь означает согласие его
76

господина принять на себя обязанности, вытекающие из договоров, заключенных рабом. Таким образом, раб, наделенный пекулием, получает возможность совершать юридические действия, обусловливаемые его содержанием, т.е. заключать любые договоры вытекающие из необходимости рационально вести вверенное ему хозяйство со всеми вытекающими последствиями.
Юридическая деятельность раба, обусловленная пекулием, строго регламентировалась. Конечно, все приобретаемое рабом при управлении пекулием автоматически поступало в собственность его господина. Однако и обязательства, вытекающие из пекулия, также возлагались на господина. Господин нес ответственность по договорам, заключенным рабом в пределах пекулия и определяемых содержанием пекулия. Если раб заключал договор, не вытекающий из пекулия, господин по такому договору не отвечал.
Предоставление рабу в связи с пекулием возможности совершать определенные юридические действия некоторые романисты рассматривают как наделение их право- и дееспособностью, что совершенно не соответствует действительности. Рабы не получили никакой даже самой куцей правосубъектности. Они действовали от имени господина,-не неся никакой правовой ответственности перед контрагентами по заключенным договорам, выполняя технические функции. Не признаем же мы правосубъектности, юридической личности за торговыми автоматами, столь распространенными в настоящее время. Вот и рабы были только техническими исполнителями.
Рабы могли получить свободу от своего господина, что обставлялось рядом ограничений. Так, 20-летний господин не мог даровать свободу рабу. Нельзя отпускать на свободу раба моложе 30 лет или клейменного. Признавалось ничтожным освобождение во вред кредитору — когда господину угрожало взыскание на рабов, а он их отпускал на свободу. В период принципата установлены и количественные Ограничения отпуска рабов на свободу: господин, имевший 3 рабов, мог отпустить только двух; имевший до 10 — не более половины; из 30 допускалось освобождение не более одной трети; из 100 — не более одной четверти, из 500 — одной пятой и вообще не более 100 рабов. При Юстиниа-
77

не эти ограничения были смягчены, но уже не могли спасти рабовладельческий строй. Восстания рабов основательно расшатали казавшиеся непоколебимыми устои некогда могущественной классической рабовладельческой Римской империи. Ее конец неумолимо приближался.
§ 7. Правовое положение вольноотпущенников
Отпущенный на свободу раб именовался вольноотпущенником. Он приобретал правовой статус своего господина, отпустившего его на свободу. Так, раб, отпущенный на свободу римским гражданином, формально получал статус римского гражданина, который, однако, не совпадал со статусом свободнорожденного римского гражданина. Такой вольноотпущенник назывался либертином. Если же раб получал свободу из рук латина или перегрина, то его правовой статус определялся их положением.
Вольноотпущенник, получивший статус римского гражданина, — либертин — не мог вступить в брак со свободнорожденной римской гражданкой вплоть до начала принципата, а запрещение вступать в брак с лицом сенаторского звания сохранилось до Юстиниана.
Вольноотпущенник находился в существенной зависимости от своего господина: был обязан оказывать ему всяческие услуги, в случае нужды — алиментировать не только бывшего патрона, но и его детей, родителей, не имел права вызывать его в суд, а следовательно, был абсолютно лишен судебной защиты от произвола. После смерти воль-ноотпущенника-перегрина его имущество переходило по наследству к патрону.
В сфере публичных правоотношений вольноотпущенник ограничивался в праве служить в римских легионах, а в I в. н.э. утратил право принимать участие в работе народных собраний и голосовать.
§ 8. Правовое положение колонов
Колонат начал зарождаться еще во времена республики, продолжал развиваться в период принципата и получил окончательное правовое закрепление в условиях абсолютной монархии. Первоначально колоны были мелкими арендаторами земли. К тому времени завершились успешные захватнические войны, соответственно прекратился приток
78

бесчисленных рабов. К тому же жесточайшая эксплуатация, изнурительный труд, нечеловеческие условия жизни и быта, массовые казни обусловили значительную смертность рабов и низкую их рождаемость. Вместе с тем возрастание земельных наделов, появление новых промыслов, расширение и без того огромной территории, увеличение челяди, обслуживающей господ, требовали рабочих рук.
Землевладельцы, у которых не хватало рабов для обработки земли, начали сдавать свои наделы мелкими участками в аренду свободным людям, нуждающимся в пропитании. Эти мелкие арендаторы стали называться колонами.
Аренда оказалась выгодной обеим сторонам. Колоны, стремясь обеспечить семью питанием и выплатить арендную плату, хорошо обрабатывали землю, добивались получения высоких урожаев. Их труд был значительно более производительным подневольного рабского. Землевладельцы получали большие доходы от сдачи земли в аренду. Колонат быстро развивается. Арендная плата устанавливается как в денежной, так и в натуральной формах.
Колонат не является чисто римским продуктом общественного развития. В Египте и Азии подобные отношения возникли уже давно и были заимствованы Римом. Однако в Риме источником колоната был также рабский пекулий, по которому хорошо работавшие на переданной им в пекулий земле рабы получали свободу, но навечно прикреплялись к той же земле.
При таких же условиях арендатор-колон юридически оставался независимым, мог в любое время расторгнуть договор и уйти в другое место. Но арендаторами, как правило, становились бедные слои населения, не располагавшие достаточными средствами для успешной обработки земли. Землевладельцы предоставляли им займы, но на таких условиях, чтобы колоны не смогли их погасить вовремя. Усугубляли положение частые неурожаи. Так возникали недоимки в платежах. Постепенно колоны попадают в экономическую зависимость от арендодателей. Колон не может оставить арендуемый участок, не рассчитавшись с долгами, но рассчитаться тоже не может. Постепенно фактическая экономическая зависимость превращается в юридическую. Ее усиливает новая налоговая реформа, по условиям которой налоги на землю начисляются с учетом
79

колонов. Уход колона с земли уменьшает доходы землевладельца, который теперь всячески стремится закрепить колонов, даже переманивает у других. Для воспрепятствова-ния перебегам в 322 г. был принят закон, запрещавший колону самовольно оставлять арендуемый участок. В 357 г. новый закон запретил землевладельцу отчуждать земельные наделы без приписанных к ним колонов. Так завершилось правовое оформление закрепления колонов. В результате появилась новая группа зависимых людей, не лишенных определенной правоспособности, но весьма ограниченных в ее осуществлении. Если колон самовольно оставлял землю, землевладелец посредством виндикационного иска мог истребовать его обратно, т.е. правовое положение колона мало чем отличалось от раба. Однако колоны не были рабами. Формально юридически они оставались свободными, но прикрепленными к земле. Колоны — предшественники крепостных, а колонат — зародыш феодализма.
Не только сам колон, но и его дети считались приписанными за данным участком. Колонат стал наследственным. Возрастает и личная зависимость колонов от землевладельцев, которые творили над ними суд и расправу бесконтрольно. Близилось зарождение новой экономической формации — феодализма.
§ 9. Юридические лица
Как и во многих других случаях, римляне не разработали понятия юридического лица как особого субъекта гражданских прав. Однако еще в древнейшие времена было замечено, что в некоторых случаях носителями гражданских прав могут быть не только физические лица, но и некоторые объединения, корпорации и т.п^Так постепенно физическим лицам противопоставляются лица юридические как еще один тип субъектов прав. Уже в Законах XII таблиц упоминались различного рода коллегии религиозного характера, профессиональные объедй4 нения ремесленников, которые могли быть собственник ками определенного имущества. Количество такй^ корпораций росло. Однако для широкого развития этой правовой структуры в Риме еще не было надлежащих социально-экономических условий. Не было и термина
80

«юридическое лицо», хотя само понятие применялось и использовалось в обороте довольно часто. Тем не менее заслуга римлян в создании института юридического лица бесспорна. Именно римскому праву мы обязаны тем, что правовые системы Европы унаследовали его и прочно закрепили в своем обороте, хотя в хозяйственной жизни Рима юридические лица значительной роли не играли даже в пору расцвета торговли и хозяйства.
Римские юристы обращают внимание на то, что в отдельных случаях имущество принадлежит не отдельным гражданам — физическим лицам, а объединениям. Так, юрист Марциан писал: «Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в общинах театры, стадионы и т.п.» (Д. 1.8.6.1). Другой юрист Альфен приводит следующее наблюдение: если в легионе с течением времени полностью обновился состав воинов, то легион все же остается тем самым. То же и корабль, на котором в результате ремонтов все части полностью заменены. Он остается все тем же. Далее Ульпиан провозглашает: «В отношении декурионов или других совокупнос-тей не имеет значения, все ли остаются, или остается часть, или весь состав переменился. Но если даже совокупность свелась к одному человеку, то большей частью признается, что можно предъявлять к нему требования в суде, так как право всех сосредоточилось в одном и остается имя совокупности. Если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельным лицам» (Д.3.4.1—2).
Однако все эти высказывания еще не завершали оформление фигуры юридического лица, а лишь признавали за такими объединениями определенные права и обязанности, Более четким проявлением идеи юридического лица было признание за муниципиями (городскими общинами) права на самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Это нашло правовое выражение в том, что муниципии в своих имущественных отношениях получили возможность руководствоваться нормами гражданского права. Этим они были приравнены к статусу физических лиц. Затем такая же правоспособность признается за другими частными корпорациями. И все же развитие юридических лиц сдерживалось.
81

Результатом длительного и довольно трудного развития идеи юридического лица стало признание классическим правом следующих признаков этого субъекта прав:
а) в сфере гражданско-правовых отношений корпорации приравниваются к физическим лицам. Гай уже признал, что общины рассматриваются как частные лица (Д.50.16.16);
б) выход из состава объединения отдельных лиц ни в коей мере не влияет на его юридическое положение;
в) имущество корпорации не является ни общей собственностью всех членов корпорации, ни ее отдельных членов. Это обособленная от ее членов собственность самой корпорации как особого субъекта прав;
г) корпорация от своего собственного имени имеет право вступать в любые гражданско-правовые отношения как с физическими, так и юридическими лицами. Эти отношения осуществляются посредством физических лиц, уполномоченных на это в установленном порядке.
На этом создание правовой фигуры юридического лица не завершилось. Оставался ряд нерешенных проблем, которые римлянам так и не удалось разрешить в силу политических и экономических причин. В эпоху императоров создание корпораций было сильно ограничено. Монархи вообще боялись демократических институтов, тем более целых объединений, деятельность которых могла таить опасность для них.
Наиболее распространенными видами юридических лиц в Риме были казна, муниципии, различные союзы лиц одной профессии — булочников, мясников, ремесленников, гробовщиков и т.д. Признавались юридическими лицами различного рода религиозные объединения. Однако Ю. Цезарь, воспользовавшись благовидным предлогом, распустил все корпорации, кроме древнейших. Август затем запретил без разрешения императора создание какой бы то ни было корпорации, кроме религиозных и некоторых привилегированных (например, похоронных товариществ).
Прекращалось юридическое лицо с достижением цели, для которой оно было создано, а также выбытием его членов. Минимальное количество, необходимое для существования юридического лица, — 3 человека. Кроме того, юридическое лицо распускалось, если его деятельность приобретала незаконный характер.
В некоторых случаях юридические лица могли принимать

»а себя обязанности патроната, но, с другой стороны, в боль-йшнстве случаев они не могли быть наследниками.
Контрольные вопросы для проверки усвоения материала:
1. На какие основные группы делилось римское население?
2. Что такое субъект права? Что такое лицо? Основные признаки субъекта права.
3. Что такое правоспособность?
4. Что такое дееспособность?
5. Каков правовой статус римского гражданина?
6. Чем отличается правовое положение латина, перегрина от правового положения римского гражданина?
7. Что такое рабский пекулий?
8. Кто такие вольноотпущенники и каков их правовой статус?
9. Кто такие колоны и каков их правовой статус?
10. Что такое юридическое лицо?

Глава 5 СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Семья. Агнатское и когнатское родство. Брак и его виды. Правовые отношения супругов. Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми
§ 1. Семья. Агнатское и когнатское родство
С древнейших времен римская семья была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства. «Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения»'5, писал Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Семья — это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства — pater familias (патерфамилиас). В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу (жену, детей, кабальных, других лиц). Это объединение основывалось не на кровной связи (ее в ту пору еще не знали), а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в се-» мью жены (примаки), а также все другие лица.
i? Маркс К., Энгельс Ф Соч.—2-е изд.— Т.21.—С.61.

Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым — остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.
Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатскои. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, т.е. агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти). Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.
Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом аг-натское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домо-йладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын —

агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение.
После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой. «Домовладыкой (отцом семейства) называется тот, которому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына», — писал Ульпиан (Д.50.16.195). Домовладыка — носитель семейной власти не только наличной, но и потенциальной.
Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Даже по рабскому пекулию господин принимал на себя обязанности по сделке, заключенной рабом. Подвластные же сами несли ответственность по сделкам, не обладая никаким имуществом. Их двойственное положение, мягко говоря, не способствовало развитию хозяйственного оборота.
Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на' протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному
86

ЛИНИИ И СТЕПЕНИ АГНАТСКОГО РОДСТВА
ОБЩИЙ ПРЕДОК
ос -г отец , s t \^
а: // U °'
^ // \л °
s -t "/РОДНЫЕ '" о ^--СЫН -АГНАТ ОТЦА ^ СЫН/Б^ТЬЯ\сын ^ 1 СТЕПЕНИ g / «СТЕПЕНЬ \ ТЙ т,
" i \i ^
: ! \\ -
<f 0 ? / ДВОЮРОДНЫЕ \ i -s.
"•--ВНУК -АГНАТ ОТЦА «• ВНУК/ БРАТ^ \,нук
Z "СТЕПЕНИ О «t /^^ь\ -, -,
• 1 \\ '
u. S / \%
1 ТРОЮРОДНЫЕ \ С: _1_ ПРАВНУК -АГНАТ ОТЦА ПРАВНУК/.,———————БРАТЬЯ_______»Л ПРАВНУК
III СТЕПЕНИ / \ • VI СТЕПЕНЬ \
родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.
Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.
Когнатская семья и когнатское родство пережили древ-неримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от ; одного общего предка, являются родственниками по боковой линии.

Степень родства по крови определяется в соответствии с теми же правилами. Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению какого-либо другого конкретного лица. Например, Клавдий — двоюродный брат Антония. Поскольку оба они произошли от одного общего предка — деда, то являются родственниками по боковой линии. Степень же родства определяется количеством рождений, образующих это родство, отсчетом от общего предка (но без учета его). Между дедом и его внуком Клавдием имеется два рождения. Точно также деда и его второго внука Антония разделяют два рождения. Итого: четыре рождения образуют родство между двоюродными братьями Клавдием и Антонием. Они — родственники четвертой степени.
Родственники жены, с одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой свояками. Братья и сестры, которые имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и сестрами. Братья и сестры, которые имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они — единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами. Если же у них разные отцы и разные матери, то они не состоят в кровном родстве и называются сводными.
Определение линии и степени родства имеет важное значение для установления прав на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень.
Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день.
§ 2. Брак и его виды
Семья начиналась с брака Правовым вопросам брачных отношений римские юристы уделяли большое внимание, изучив, проанализировав и дав соответствующие правовые оценки их разновидностям.
Древнеримское общество пытается идеализировать семью. Римские юристы весьма идеалистически определяют брак. Так, Модестин писал- «Брак есть союз мужа и жены, общ
88

ность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (Д.23.2.1). Между тем во все времена рабовладельческого государства жена, женщина никогда не занимала равного с мужем, мужчиной положения. Она всегда находилась в зависимости от отца, мужа, брата, опекуна и т.д. При этом речь идет не о традиционно нравственной или фактической зависимости, а о правовом неравенстве. Римляне этого и не скрывали.
Римскому праву известны были два вида брака: законный римский брак — matrimonium justum и брак, заключавшийся между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак. Римский законный брак, в свою очередь, исторически делился на два вида: брак cum manu и брак sine manu.
Кроме того, различалась еще одна разновидность незаконного брака — конкубинат.
Законный римский брак matrimonium justum, который заключался в строгом соответствии с нормами цивильного права, допускался только между римскими гражданами, имевшими jus conubii. Браки между римским гражданином (гражданкой), с одной стороны, и перегрином (латином, вольноотпущенником, колоном), с другой, категорически запрещались. Некоторые сословные ограничения ко вступлению в брак сохранились даже после того, как все свободные Римской империи были объявлены гражданами. Так, лица сенаторского звания не могли вступать в брак с вольноотпущенницами, провинциальный магистрат не мог брать в жены гражданку данной провинции, имелись и некоторые другие ограничения.
Перегрины вступали в брак между собой в соответствии с нормами права народов, т.е. своего национального права. Латины, вольноотпущенники и колоны заключали браки .1 между собой в соответствии со своим правовым статусом. J Однако такие браки правовых последствий римского законного брака не порождали. Ребенок, рожденный в подобном браке, не приобретал статуса римского гражданина.
Фактические брачные отношения людей, которые не могли вступить в законный римский брак (разное граждан-: ство или сословие), получили название конкубинат. Имелось в виду устойчивое сожительство мужчины и женщины с на-. мерением создать семью, а не кратковременная случайная
89

связь, которая строго преследовалась со времен Августа (ряд суровых законов, направленных на упрочение нравственных устоев семьи, преследование прелюбодейства, особенно со стороны женщины).
Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий. Дети, рожденные в конкубинате, не приобретали имени и статуса отца, не имели права на его алименти-рование, не могли стать наследниками после его смерти, не получали статуса брачных детей, на них не распространялась отцовская власть. Женщина в таких отношениях не принимает имени мужчины, не разделяет его общественного положения и социального состояния и т.д.
Законный римский брак в республиканский период назывался браком с мужней властью — cum manu. При этом браке жена попадала в полную личную и имущественную зависимость мужа или его домовладыки, если муж сам находился под отцовской властью. Она занимала положение дочери родителей своего мужа, окончательно лишаясь агнат-ских родственных связей со своими родителями, братьями, сестрами и другими близкими родственниками. Власть мужа при этом браке практически не ограничивалась. Однако уже Законы XII таблиц допускают возможность заключения брака, при котором жена не попадает под полную власть мужа. Жена могла воспрепятствовать установлению власти мужа, уходя из его дома на три ночи в конце каждого брачного года и тем самым прерывая течение давности. Таким образом она сохраняла независимость.
Со временем, однако, власть мужа ослабевает. Связано это с развитием индустриализации частной собственности. Жена приобретает определенные имущественные права на семейное имущество, а вместе с ними и некоторую личную независимость от мужа. Так постепенно на смену браку cum manu приходит новый брак без мужней власти (sine manu). Уже в классический период он окончательно вытесняет брак с мужней властью.
Утверждение брака без мужней власти знаменует крупнейший поворот в истории римского семейного права. Жена выходит из неограниченной власти домовладыки, а также своего мужа и формально становится независимой личностью. Этот брак существенно отличался от брака с мужней властью. Они по-разному заключались и по-разному прекра
90

щались. Однако утверждение брака порождает ряд отрицательных последствий. Независимость жены, свобода развода, накопление огромных богатств отрицательно сказались на семейно-нравственных устоях римского общества. Август был вынужден принять ряд законодательных мер с целью упрочения брачных отношений и пресечения злоупотреблений свободой развода. Он пытается стимулировать вступление в брак и деторождение. Устанавливается уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, вводится ряд ограничений имущественного.порядка. Так, мужчины в возрасте от 25 до 60 и женщины от 20 до 50 лет, не состоявшие в браке и не имевшие детей, не могли быть наследниками по завещаниям, а состоявшие в браке, но не имевшие детей, могли получить только половину завешанного имущества. При этом бездетность понималась по-разному для мужчин и женщин. Мужчина не считался бездетным при наличии одного ребенка, женщина —только при трех, а вольноотпущенница — только при четырех. Эти меры не принесли ожидаемого успеха, но и сама сущность брака без мужней власти не была поколеблена.
Заключение брака.Заключение брака с мужней властью сводилось к установлению manus (руки) над женой. При этом браке власть могла быть*установлена одним из трех способов:
а) совершения определенных религиозных обрядов; б) манци-пации; в) приобретательной давности. С возникновением и утверждением брака без мужней власти эти формы постепенно утратили свое назначение. Вместо них все чаще применяется простое соглашение брачующихся с последующим торжественным вводом жены в дом мужа. Естественно, соглашение брачующихся о вступлении в брак происходило в присутствии близких родственников и в торжественной обстановке.
Условия вступления в брак:
а) свободное волеизъявление жениха и невесты. В раннереспуб-ликанский период такое согласие могли дать домовладыки жениха и невесты. Однако, если по какой-либо причине они такого согласия не давали, то брачующиеся могли добиться разрешения на вступление в брак через магистрат;
б) достижение брачного возраста — 14 лет для мужчин, 12 лет для женщин;
в) наличие права вступать в брак (jus conubii). Это необходимый элемент гражданской правоспособности, без ко-
91

торого в брак вступить было невозможно. Этим правом были наделены только римские граждане. Поэтому до 212 г. в законный римский брак могли вступать только обладатели юс конубии. После 212 г. это ограничение отпало;
г) несостояние в другом нерасторгнутом браке. Строгий моногамный характер римской семьи не допускал многоженства. Никаких препятствий для вступления во второй брак после прекращения первого римское право не содержало. Однако требовалось вдове соблюсти траурный год, т.е. промежуток после смерти мужа в 10 месяцев. Целью этого ограничения было, с одной стороны, проявление определенного уважения (пиетета) к памяти покойного, а с другой — устранение могущего возникнуть сомнения в определении отцовства, родившегося в этот период ребенка. Однако этот обычай почти не имел правового значения. Если вдова в этот период все же выходила замуж, то ее брак не признавался ничтожным, однако она сама подвергалась бесчестью;
д) отсутствие близкого родства. Родство по прямой линии во всех случаях было препятствием для вступления в брак. По боковой линии в древнейшее время браки между родственниками до шестой степени включительно не допускались. В республиканский и императорский периоды эти ограничения были смягчены. Кроме того, не допускались браки между опекуном и подопечной, между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние, и ее сообщником.
Провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Данный запрет преследовал двоякую цель: исключить возможное давление на волю невесты и воспрепятствовать возникновению семейного влияния через магистрата. Не допускалось вступление в брак лиц, состоящих в близком свойстве, которым признавалось отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга. Например, младший брат не мог брать в жены вдову умершего старшего брата.
Прекращение брака. Брак мог быть прекращен смертью одного из супругов или разводом. К смерти приравнивалась утрата свободы одним из супругов (продажа в рабство, попадание в плен или осуждение к вечной каторге).
92

Одним из основных начал римского семейного права было соблюдение принципа абсолютной свободы развода почти во все времена Римского государства. Однако полная свобода развода обернулась определенными отрицательными последствиями. Поэтому в императорский период и особенно с утверждением христианской религии были установлены весьма существенные ограничения к разводу: нарушение супружеской верности, покушение на жизнь супруга, неспособность к деторождению, брачной жизни, уход в монастырь одного из супругов. Развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа.
§ 3. Правовые отношения супругов
Отношения супругов носили личный и имущественный характер. Они существенно различались при браке с мужней властью и при браке без таковой.
Личные и имущественные отношения супругов при браке cum manu (с мужней властью). Как уже отмечалось, личные отношения супругов при браке с мужней властью отличались патриархальной суровостью. Жена не имела юридической самостоятельности. Более того, власть мужа над ней практически была неограниченной. Муж мог налагать на нее любые наказания, истребовать (как вещь) обратно, если она самовольно оставляла его дом, продать в рабство или кабалу. Так же, как рабы и дети, жена была полностью лишена правоспособности. Широта правового произвола мужа в какой-то мере ограничивалась общественным мнением. Так, меру наказания за провинность жены определял совет, состоящий, как полагают, из родственников жены. Впрочем, муж не был связан его решением и мог поступать по своему усмотрению.
В таком же духе складывались и имущественные отношения супругов. Все имущество, которое жена имела до брака или приобретала каким-либо образом во время брака (например, получала по наследству), автоматически становилось собственностью мужа. Практически жена не могла быть собственником имущества и, следовательно, не могла заключать гражданско-правовых сделок. Полное бесправие жены в какой-то мере смягчалось лишь одним — она могла быть наследницей после смерти мужа наравне с детьми и, кроме того, разделяла общественное положение мужа: почет, оказываемый ему, распространялся и на нее.
93

Личные и имущественные отношения супругов при браке sine manu (без мужней власти). Этот брак совершенно по-новому строил личные и имущественные отношения супругов между собой. Мужней власти над женой как таковой уже не было. Жена сохраняла правовой статус, который имела до вступления в брак. Если она состояла под властью домовладыки (своего отца), т.е. была лицом чужого права (persona alieni juris), то это же состояние сохранялось и после вступления в брак, а если не была под властью своего домовладыки, то оставалась свободной. Власть мужа на нее также не распространялась — она была независимой от него. Муж уже не имел права на ее жизнь и свободу, не мог продать ее в кабалу и чинить другой произвол. Если жена почему-либо уходила от мужа, он не мог истребовать ее, как раньше, обратно. Не имел он никакой дисциплинарной власти над женой. В сфере некоторых внутрисемейных отношений главенство мужа сохранялось (например, вопросы выбора места жительства семьи, способов и методов воспитания детей и т.п.).
Таким же образом регулировались и имущественные отношения супругов. В их основе лежал принцип раздельности имущества мужа и жены. Все, что было в собственности жены до вступления в брак или приобретено ею во время состояния в браке, оставалось ее собственностью, если она была юридически самостоятельной. Жена могла безраздельно владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, не испрашивая разрешения мужа и не отчитываясь перед ним.
Характерной особенностью имущественных отношений супругов при браке без мужней власти было категорическое запрещение дарения между ними, чтобы не допустить материальной зависимости жены от мужа, обеспечить ей полную имущественную свободу, с одной стороны, а с другой — сохранить чистоту и искренность брачного соглашения, которое должно быть основанным на сердечной любви, а не на материальной заинтересованности. Ульпиан писал: «Наши предки запретили дарение между мужем и женой; они оценивали достойную уважения любовь лишь на основании душевного настроения и заботились о репутации супругов, дабы (супружеское) согласие не имело вид приобретенного посредством цены и дабы лучший не впал в бедность, а худший не обогатился» (Д.24.1.3).
94

Помимо дарения супруги могли вступать во все дозволенные гражданско-правовые сделки между собой — покупать, занимать и т.д. Жена могла поручить мужу управление своим имуществом. Поскольку между супругами могли возникать любые имущественно-правовые отношения, то ясно, что эти отношения подлежали исковой защите. Однако она имела определенные ограничения.
Так, супруги отвечали друг перед другом лишь в случае, когда один из них проявлял в отношении имущества другого меньшую заботливость, чем о собственных делах. Не допускались между супругами также иски, приводящие к бесчестью одного из них.
И все же характеристика имущественных отношений супругов была бы неполной без анализа еще двух брачно-право-вых институтов: приданое (dos) и дарение со стороны мужа (donatio propter nuptias).
Уже с самого начала проявления брака без мужней власти вошло в обычай в момент его заключения передавать мужу определенное имущество — приданое (dos). Приданым становилось не все имущество жены, а только специально предназначенное для этой цели и предоставляемое мужу самой женой, ее домовладыкой или другими лицами. Первоначально цель приданого заключалась в облегчении имущественного бремени мужа по содержанию семьи, а позже — обеспечении устойчивости брачных союзов.
В республиканский период приданое сразу переходило в полную собственность мужа и после прекращения брака жене не возвращалось ни при каких условиях, что вскоре породило ряд отрицательных последствий. К концу республики в силу свободы разводов и притупления морально-нравственных принципов число расторженных браков сильно возросло. Брак становится удобной формой беззастенчивого обогащения. Это возмущает состоятельных родителей невест, и они требуют от женихов перед заключением брака определенных обещаний на случай его прекращения. Подобные обещания постепенно перерастают в брачные договоры. Преторская практика со временем выработала определенные детальные правила.
При прекращении брака в связи со смертью жены приданое, по общему правилу, оставалось мужу. Однако если оно было установлено отцом жены, а он к моменту смерти доче-
95

ри был жив, то приданое возвращалось ему. Если брак прекращался в связи со смертью мужа, то приданое во всех случаях возвращалось жене. При разводах действовало правило: в разводе виноват муж — приданое возвращается жене, виновата жена — приданое остается мужу. Однако Юстиниан еще больше ограничил права мужа на приданое, установив правило: приданое остается мужу лишь при разводе по вине жены, а в остальных случаях возвращается наследникам жены или ей самой. Права жены на приданое непрерывно возрастали и римские юристы говорили: «Хотя приданое находится в имуществе мужа, оно принадлежит жене» (Д.23.3.75).
Дарение со стороны мужа. Ввиду категорического запрещения дарения между супругами оно могло иметь место только до их вступления в брак — добрачное дарение. Дарение будущего мужа будущей жене прочно вошло в обычай, а после того как определилась обеспечительная функция приданого, приобрело весьма четкие контуры. Если жена в случае неосновательного развода со своей стороны рискует потерей приданого, то она заинтересована в том, чтобы муж, получая приданое, также выделял определенную (примерно равную приданому) часть из своего имущества для подобной же гарантии жены. Это правило не стало нормой, юридической обязанностью мужа, однако строго соблюдалось в силу нравственных установлении. Дальнейшее развитие указанные нормы получили в эпоху Юстиниана, который разрешил в ответ на переданное мужу приданое совершать соответствующее дарение жене не только до брака, но и после его заключения. Такое дарение со стороны мужа получило название donatio propter nuptias.
В действительности дарения здесь не было. Муж оставался собственником имущества, которое обещал жене взамен приданого, пользовался им, как и раньше, но при наступлении развода по его вине это имущество переходило в собственность жены как штрафная компенсация. Скорее это был залог на случай развода, при наступлении которого жена имела право не только потребовать назад приданое, но и передачи этого условного дарения со стороны мужа.
96

§ 4. Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми
Для отношений родителей и детей в римской семье характерна практически безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домо-'владыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети — после смерти матери, мать — после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.
При браке без мужней власти мать в раннереспубликан-ский период с детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих кровных родственников — родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования — жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.
Утверждение кровной семьи четче определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми в случае развода с их отцом, на алименты-от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.
Отношения отца и детей. Стержнем взаимоотношений родителей и детей была отцовская власть. Ни одна правовая культура не знала столь неприкрыто выраженного господства отца над детьми. Институт отцовской власти — это строго национальный институт римских граждан: «Едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане» (Гай. Д.1.1.55).
Установление отцовской власти. Отцовская власть устанавливалась прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных)
97

браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него.
Мать ребенка всегда известна, даже если она зачала вне брака. Отцом же ребенка принято считать того, кто состоит в браке с матерью ребенка. Это юридическая презумпция — положение, не требующее доказательства. Юрист Павел писал: «Отец — это тот, на кого указывает брак» (Д.2.4.5).
Кроме рождения детей в законном браке отцовская власть могла быть установлена путем узаконения или усыновления.
Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Так, отец мог признать своими детей, рожденных в конкубинате. Узаконение производилось в специально установленной форме.
Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция — для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления. Со временем формализм усыновления был в значительной мере упрощен и его можно было произвести простым заявлением перед судом или императором.
Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому статусу к детям, рожденным в браке:
получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.
Прекращение отцовской власти могло произойти в результате: а) смерти отца или детей; б) освобождения из-под отцовской власти. Фактически отцовская власть была пожизненной даже в развитом римском праве.
Достижение сыном совершеннолетия, основание собственного дома, семьи и хозяйства не прекращали отцовской власти и даже не ослабляли ее. Лишь достижение сыном высокого общественного положения (должности консула, префекта, магистра) освобождало от отцовской власти, которая как право одностороннее могла быть и

Прекращена в одностороннем порядке — волею отца. Отец своим волеизъявлением мог освободить сына из-под своей власти, что получило название эмансипации. Формы ее были различными в разные времена. В результате эмансипации сын становился лицом своего права, приобретал полную Правоспособность и хозяйственную самостоятельность, хотя утрачивал наследственные права в своей бывшей семье. Последнее ограничение вскоре отпало. И все же полностью вдасть отца не прекращалась и после эмансипации. Он сохранял за собою право пользования половиной имущества сына.
, Содержание отцовской власти. Власть отца над детьми была беспредельной. Он имел право жизни и смерти детей (в буквальном смысле) с момента их рождения: мог сохранить жизнь новорожденному или выбросить его, продать в рабство, применять любые наказания. Однако со временем беспредельный произвол постепенно ограничивается. Уже в древнейшие времена нравственные (но не правовые) нормы запрещают выбрасывать новорожденных. Законный запрет вводится лишь в период империи (Д.9.16.9). Продажа в рабство детей ограничивается трижды. В период империи отец ограничивается в праве на жизнь детей: сыноубийство приравнивается к обычному убийству и влечет уголовную ответственность. Устанавливается контроль над дисциплинарной властью отца.
В имущественных отношениях родителя и детей также нераздельно господствовал отец. Единым и нераздельным собственником семейного имущества был домовладыка. Имущество, приобретенное детьми, автоматически становилось собственностью отца. При этом имущественная зависимость детей не ослабевала с их возрастом. Дети были лицами чужого права, не могли от своего имени совершать гражданско-правовые сделки, быть собственниками имущества и в этом приближались к положению рабов. Для ведения хозяйства они наделялись определенным имуществом отца — пекулием. В связи с хозяйственной деятельностью пекулия детям приходилось заключать всевозможные гражданско-правовые сделки. Однако все полученное по этим сделкам поступало в собственность отца. Таким же образом наступала ответственность отца ,по сделкам, заключенным детьми.

Между тем имущественный патриархат постепенно ограничивается. Во времена Августа было установлено, что если сын-воин приобретал имущество на войне, то оно становилось его собственностью. Позднее, в период империи вводится такое же правило и в отношении имущества, приобретенного сыном на государственной службе. Затем ряд императорских постановлений предписывают оставлять в собственности детей (а не только сыновей) также имущество, полученное по наследству после смерти матери или иных родственников по ее линии. Все это ограничило имущественную власть отца над детьми, но не устранило полностью. На некоторое имущество, приобретенное детьми, отец сохранял право пожизненного пользования. И все же имущественная самостоятельность детей становится общепризнанной.
Ослабление и дифференциация власти отца — результат изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, индивидуализации частной собственности, развития торговли. Эти факторы обусловили необходимость некоторой имущественной независимости взрослых членов семьи.
Контрольные вопросы для проверки усвоения материала:
1. На чем основано агнатское родство?
2. Что такое когнатская семья?
3. Как определяется кровное родство?
4. Что такое брак?
5. Условия вступления в брак.
6. Способы прекращения брака.
7. В чем заключалась отцовская власть?
8. Как прекращалась отцовская власть?
100

РАЗДЕЛ II. ВЕЩНОЕ ПРАВО Глава 6 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ
Понятие вещного и обязательственного права. Понятие и виды вещей
§ 1. Понятие вещного и обязательственного права
Римские юристы не различали вещных и обязательственных прав, а лишь защиту прав посредством вещных исков — actiones in rem и личных исков — actiones in personam. Если спор возникал по поводу права на вещь, то для защиты этого права применялся вещный иск, если же поводом для тяжбы были правовые действия другого лица, — то личный иск. Наличие того или иного права выводили из наличия иска. Если претор, изучив обстоятельства дела, приходил к выводу, что данные правовые отношения подлежат защите, он давал соответствующий иск (вещный или личный), а если не давал, значит не было соответствующего права. Иск становится основой, а право как бы только следствием: была защита, следовательно, было и право, не было защиты — не было и права.
Значительно позднее, когда иск был поставлен на соответствующее ему место, его предоставление стали выводить из имеющегося права. Вначале выясняли, имеется ли право и только затем давали иск. Таким образом, из соответствующих исков (вещных и личных) стали различать права вещные и личные. Если объектом права были вещи, это вещное право, если объектом прав были действия, имеющие правовое значение, то такие права стали называть личными. Следовательно, римское гражданское право своими объектами признавало вещи или действия, хотя классификации имущественных прав на вещные и обязательственные римские юристы не приводят. Такое разграничение было разработано позднейшими учеными на основе материалов римских юристов, обративших внимание на различие имущественных прав: в одном случае потребность в какой-либо вещи удовлетворялась путем ее приобретения (при этом*устанавливался один объем прав), в другом — путем предоставления вещи во временное пользование с условием возврата обладателю (возникают иные права с иным объемом). Эти два различных способа удовлетворения потребности в вещи
101

порождают совершенно разные правовые отношения: а) вещные, б) обязательственные. Так система имущественных прав была разделена на две большие группы — вещные права и обя-зательтвенные права.
Поверхностное различие этих двух правовых институтов гражданского права заключается в объекте прав: объект права вещь — вещное право, объект права действие — обязательственное право. Однако внешнего различия бывает иногда мало для установления характера правовых отношений, например,, если возник спор по поводу передачи дома продавцом покупателю. После заключения договора купли-продажи продавец отказался передать дом покупателю. Неопытному юристу бывает трудно определить, о каком праве идет спор — вещном или обязательственном, хотя установление характера прав имеет важное значение для определения способа защиты. В приведенном примере покупатель еще не стал собственником купленного дома и потому вещного права у него еще не возникло. Речь идет об исполнении договора, т.е. о праве требования, об обязательственном праве.
Для основательного осмысления характера вещно-правов-ых и обязательственно-правовых отношений необходимо проанализировать различия между этими двумя институтами. Они заключаются в следующем:
1 Основное различие — в объекте права. Объект вещного права — всегда вещь, обязательственного права — действие, право требовать совершения определенного действия. К вещным правам римское гражданское право относило следующие институты: владение, право собственности, серви-туты, другие права на чужие.-вещи (эмфитевзис, суперфиций и залоговое право). Обязательственные права возникают из договоров и иных правомерных и неправомерных действий". Это весьма обширный раздел гражданского права, объединяющий договорное право, деликтное право и другие обязательства, возникающие из внедоговорных правомерных действий.
2. Вещные права отличаются абсолютным характером, обязательственные — относительным. Отсюда следует, что защита вещных прав является абсолютной, а обязательственных — относительной. Это различие обусловлено характером правовых отношений. Обладатель вещных прав в процессе их осуществления вступает в правовые отношения со всеми окружающими его лицами. С одной стороны —
102

субъект вещного права, с другой — абсолютно все окружав щие его лица. Суть этих правоотношений заключается в то;' что субъект вещного права обладает определенными праве мочиями на вещь, а все его окружающие обязаны уважа его права, соблюдать их и не нарушать. Нарушителем ве'!± ного права может оказаться каждый из числа окружающ^' даже если он этого не желал и не знал. Следовательв ответчиком по вещному иску также может оказаться кажды даже если он лично не нарушал вещных прав их носител Например, собственник определенной вещи в процессе ос ществления своих правомочий вступает в правовые отнош;
ния со всеми, кто с ним соприкасается. Если же он утрату владение вещью, то при этом не утрачивает своего вещном права на вещь, а последняя может оказаться в незаконно владении любого лица. Им может оказаться и лицо, которс приобретая вещь, не знало, что она не принадлежит отчу> дателю, что она чужая. Став обладателем чужой вещи, ее пр .обретатель вещного права на нее не приобретает и потол' будет ответчиком по предъявленному к нему вещному иск
Обязательственно-правовые отношения носят относи тельный характер, поскольку возникают относительно ко? кретно определенных лиц, например, продавец — покупател Нарушителем этих отношений может быть одно из этих лу и никто третий. Следовательно, ответчик по личному ись всегда известен заранее, чего нельзя сказать об ответчике г вещному иску, которого заранее нельзя назвать даже пред положительно.
3. Преобладающее большинство вещных прав сроками ь ограничено. Владение, право собственности, земельные серв»/ туты, эмфитевзис и суперфиций — эти вещные права прио^ ретаются навсегда, напостоянно. И только личные сервитут ограничены временем жизни их субъекта (пожизненны) и зал> устанавливается на срок действия основного договора. I г договору займа право собственности на пред мет займа перех' дит к займополучателю на обусловленный договором срок.
Все обязательственно-правовые отношения—это времен ные отношения, рассчитанные на определенный срок. Праве. возникающие из этих отношений, прекращаются вместе .;
прекращением обязательства. Например, по истечении до говора найма вещей вещь возвращается наймодателю и прав» пользования ею нанимателем прекращается.
10:

4. Вещные и обязательственные права различаются и по содержанию, и по объему. Содержание вещных прав устанавливается законом, а обязательственных, как правило, обусловливается договором. Вещные права по своему объему значительно шире, чем обязательственные (например, права собственника и права нанимателя вещи).
Субъект вещного права имеет возможность непосредственного воздействия на вещь в смысле осуществления своих полномочий (например, собственник сам осуществляет владение, пользование и распоряжение своей вещью). Наниматель вещи сам непосредственно эти правомочия осуществлять не может. Пользование и владение вещью он осуществляет от имени собственника, а не от своего. Правомочием распоряжения наниматель вообще не обладает. При этом указанные правомочия могут быть существенно ограничены (например, нанимателю предоставлено право пользования не в полном объеме, а только в определенной части).
5. Субъект вещного права связан с вещью как бы невидимой нитью — куда бы вещь ни ушла от ее обладателя, он имеет право истребовать ее от всякого, кто ее незаконно удерживает. Римское гражданское право знало так называемую неограниченную виндикацию, по которой собственник мог истребовать свою вещь от каждого, у кого она находилась. Например, собственник передал свою вещь во временное пользование своему соседу, а тот передал ее третьему лицу. Собственник имеет право истребовать свою вещь у третьего лица, даже если оно не знало о том, что вещь чужая. Залогодатель продал предмет залога третьему лицу, залогодержатель имеет право истребовать вещь для обращения на нее взыскания.
Обязательственные права так не связаны со своими субъектами.
§ 2. Понятие и виды вещей
Римские юристы не разработали определения понятия вещей. Они широко пользовались этой категорией, тщательно регламентировали правовой статус вещей, их виды, однако понятия не оставили. Проблема вещей занимала одно из центральных мест и в самом римском гражданском праве, и в посвященной этой проблеме древнеримской юрис-
104

пруденции. Богатая казуистика римских юристов по поводу вещей дает возможность сформулировать общее" представление о вещах, из которого римляне исходили фактически.
Вещь — определенная часть природы, представляющая некую ценность для ее обладателя. Эта часть природы может быть изолирована от остальной природы (например, животное, раб, дом), а может быть и неотделима от нее (например, земля, вода, лес). Не имеет значения и то, живая ли это природа или неживая (например, животное и дом). С точки зрения римского гражданского права вещами признавалось все, что окружало человека, могло быть объектом вещного права и заключало в себе определенную ценность. Однако эти признаки вовсе не обязательны для признания того или иного объекта вещью Так, развитое римское гражданское право знало так называемые бестелесные вещи, т.е. вещи, которые материального субстрата не имели. Вещами гражданское право признавало как то, что создано самой природой, так и то, что создано трудом человека. Однако понятия товара и вещи по правовому содержанию не совпадают. Товаром может быть объект, который в момент продажи в природе еще не существует (например, будущий урожай, вещь, которая еще только будет изготовлена), а вещью признается только то, что уже есть, наличествует в данный момент.
Окружающий нас материальный мир состоит из определенных вещей. Их многообразие настолько велико, что установить какие-либо критерии для их разграничения просто невозможно, да и не всегда целесообразно. С гражданско-правовой точки зрения вещи подразделяются на ряд определенных групп. Деление вещей на обособленные группы обусловило их различный правовой режим, имевший важное значение. Некоторые виды вещей остались сугубо римскими, другие группы надолго пережили римское право.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>