<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

потребление"
Кривая
Энгеля
Кривые
безразличия

Наклон = р/а
Бюджетные
линии


А Кривая "доход — потребление" В Кривая Энгеля
Предпочтения Кобба — Дугласа. Кривая "доход — потребление" (А) и кривая Рис.
Энгеля (В) для функции полезности Кобба — Дугласа. 6.6


Предположим, что предпочтения потребителя зависят только от отноше-
ния количества товара 1 к количеству товара 2. Это означает, что если потре-
битель предпочитает набор (х\, х^) набору (у\, У2), он автоматически предпо-
читает набор (2*1, 2x2) набору (2у\, 2у2), набор (Зхь 3x2) набору (3j>i, 3j>2) и
т.д., поскольку во всех этих наборах отношение товара 1 к товару 2 одинако-
во. Фактически при любом положительном значении t потребитель предпо-
читает набор (txi, txi) набору (ty\, ty^)- Предпочтения, обладающие этим свой-
ством, именуются гомотетичными предпочтениями. Нетрудно показать, что все
предпочтения, рассмотренные в трех приведенных выше примерах, — совер-
шенные субституты, совершенные комплементы и предпочтения Кобба —
Дугласа — являются гомотетичными.
Если предпочтения потребителя гомотетичны, то кривые "доход — по-
требление", как показано на рис. 6.7, всегда представляют собой лучи из на-
чала координат.
Глава 6
122

Выражаясь более точно, если предпочтения гомотетичны, то это означает,
что при увеличении или уменьшении дохода в t раз, где t — любая t > О, ве-
личина спроса на товары, входящие в набор спроса, изменяется во столько
же раз. Можно это доказать строго, но это достаточно ясно и при взгляде на
рисунок. Если кривая безразличия касается бюджетной линии в точке ( х ^ , х^),
то кривая безразличия, проходящая через точку (tx*, t x ^ ) , касается бюджет-
ной линии с теми же ценами и в / раз большим доходом. Это означает вдоба-
вок, что кривые Энгеля — прямые линии. Удваивая доход, мы просто удваи-
ваем спрос на каждый товар.

т
Кривые
безразличия


Кривая
Энгеля



Бюджетные
линии
Кривая
доход —
потребление


В Кривая Энгеля
А Кривая "доход — потребление"
Рис. Гомотетичные предпочтения. Кривая "доход — потребление" (А) и кривая
Энгеля (В) в случае гомотетичных предпочтений.
6.7


Вследствие такой простоты эффектов дохода гомотетичные предпочтения
весьма удобны для рассмотрения. К сожалению, по той же самой причине
гомотетичные предпочтения не очень-то реалистичны! Но мы часто будем
использовать их в примерах.

Квазилинейные предпочтения
Другой вид предпочтений, обусловливающий особую форму кривых "до-
ход — потребление" и кривых Энгеля, — квазилинейные предпочтения.
Вспомним определение квазилинейных предпочтений, данное в гл. 4. Это
такой случай, когда все кривые безразличия являются "сдвигами" одной и той
же кривой безразличия, как на рис. 6.8. Соответственно функция полезности
СПРОС 123

для этих предпочтений принимает вид и (х\, х^) = v (jq) + x-i- Что произойдет,
если сместить бюджетную линию наружу? В этом случае, если кривая безраз-
личия касается бюджетной линии в точке, соответствующей набору (х\ , х^), то
другая кривая безразличия должна касаться бюджетной линии в точке ( х * , х^ + Л)
при любом постоянном k. Рост дохода совершенно не изменяет спроса на
товар 1, и весь добавочный доход идет на потребление товара 2. В случае
квазилинейных предпочтений иногда говорят о "нулевом эффекте дохода"
по товару 1. Следовательно, кривая Энгеля для товара 1 есть вертикальная
линия — при изменении дохода спрос на товар 1 остается постоянным.


т
Кривая
Кривая
"доход —
Энгеля
\ потребление"


Ч
Кривые
безразличия


ч
Бюджетные
линии -<




В Кривая Энгеля
А Кривая "доход — потребление"

Квазилинейные предпочтения. Кривая "доход — потребление" (А) и кривая Рис.
Энгеля (В) при квазилинейных предпочтениях. . 6.8



В какой реальной жизненной ситуации могло бы произойти подобное?
Предположим, что товар 1 — карандаши, а товар 2 — деньги, расходуемые на
все остальные товары. Пусть поначалу я трачу свой доход исключительно на
карандаши, но когда этот доход станет достаточно большим, я перестаю
покупать дополнительные карандаши и трачу весь добавочный доход на
остальные товары. Другими примерами такого рода могли бы стать примеры
с солью или с зубной пастой. Предположение о квазилинейности
предпочтений вполне приемлемо, когда речь идет о выборе между каким-то
отдельным товаром, на который приходится небольшая доля бюджета
потребителя, и всеми остальными товарами — по крайней мере в ситуации,
когда доход потребителя достаточно велик.
Глава 6
124

6.4. Обычные товары и товары Гиффена
Теперь перейдем к рассмотрению изменений цен. Предположим, что мы
снижаем цену товара 1, считая при этом цену товара 2 и доход постоянными.
Что может произойти в этом случае с количеством спроса на товар 1? Интуи-
ция подсказывает нам, что количество спроса на товар 1 со снижением его
цены должно возрастать. В самом деле, таков обычный случай, представлен-
ный на рис. 6.9.



Кривые
безразличия




Бюджетные
линии




Рис. Обычный товар. Обычно, как в представленном здесь случае, спрос на товар
со снижением его цены увеличивается.
6.9


При снижении цены товара 1 бюджетная линия становится более поло-
гой. Или, другими словами, точка ее пересечения с вертикальной осью оста-
ется той же самой, а точка пересечения с горизонтальной осью сдвигается
вправо. На рис.6.9 точка оптимального выбора товара 1 также сдвигается
вправо: количество спроса на товар 1 возросло. Однако возникает вопрос,
всегда ли это должно быть так? Всегда ли дело должно обстоять таким обра-
зом, что, вне зависимости от характера предпочтений потребителя, спрос на
товар должен возрастать при снижении его цены?
Оказывается, нет. Логически возможно найти такие стандартного вида
предпочтения, при которых снижение цены товара 1 ведет к сокращению
СПРОС 125

спроса на него. Такой товар назван товаром Гиффена в честь экономиста XIX в.,
первым заметившего подобную возможность. Пример с товаром Гиффена
проиллюстрирован рис. 6.10.
Каков экономический смысл того, что происходит в подобном случае?
Какого рода предпочтения могли бы породить специфическое поведение,
изображенное на рис.6.10? Предположим, что вы потребляете два товара —
овсяную кашу и молоко — и что в настоящее время вы потребляете 7 тарелок
каши и 7 чашек молока в неделю. Пусть теперь цена каши снижается. Если
вы по-прежнему будете потреблять 7 тарелок каши в неделю, то у вас оста-
нутся деньги на покупку большего количества молока. В действительности,
сэкономив деньги вследствие более низкой цены каши, вы можете решить
даже увеличить потребление молока и сократить потребление каши. Сниже-
ние цены каши высвободило некую дополнительную сумму денег, которую
можно потратить на покупку других товаров, но, как следствие этого, у вас
могло бы возникнуть желание сократить потребление каши! Следовательно,
изменение цены до некоторой степени подобно изменению дохода. Хотя де-
нежный доход остается постоянным, изменение цены товара приводит к изме-
нению покупательной способности и, вследствие этого, к изменению спроса.


Кривые
безразличия
Точки
оптимального
выбора




Бюджетные
линии




«—— Сокращение спроса *1
на товар 1
Товар Гиффена. Товар 1 есть товар Гиффена, поскольку спрос на него со Рис.
снижением цены уменьшается. 6.10
126______________________________________Глава 6

Итак, в чисто логическом плане товар Гиффена не является неприемлемым,
хотя встреча с товарами Гиффена в реальной жизни и маловероятна. Большинст-
во товаров — это обычные товары, спрос на которые падает с ростом их цены.
Почему обычное положение дел именно таково, мы увидим несколько позже.
Между прочим, мы не случайно использовали овсяную кашу в качестве
примера как товара низшей категории, так и товара Гиффена. Оказывается,
между двумя указанными видами товаров существует тесная связь, которую
мы рассмотрим в следующей главе.
Пока же в ходе нашего исследования теории потребительского выбора
может сложиться впечатление, что произойти может почти все, что угодно: и
при росте дохода, и при росте цены спрос на товар может как увеличиваться,
так и уменьшаться. Совместима ли теория потребительского выбора с любым
поведением? Или же существуют какие-то типы поведения, которые эконо-
мическая модель поведения потребителей исключает? Оказывается, модель
максимизации полезности действительно накладывает на поведение потреби-
теля ограничения. Однако каковы они, мы увидим лишь в следующей главе.

6.5 Кривая "цена — потребление"
и кривая спроса
Предположим, что мы изменяем цену товара 1, считая р^ и доход постоян-
ными. Геометрически это подразумевает поворот бюджетной линии. Можно
соединить между собой точки оптимального выбора, построив тем самым
кривую "цена — потребление", подобную изображенной на рис. 6. 1 1 А. Эта
кривая представляет собой совокупность наборов, на которые предъявляется
спрос при различных ценах товара 1.
Ту же самую информацию можно представить по-другому. По-прежнему
будем считать цену товара 2 и денежный доход постоянными и для каждого
значения р\ графически отобразим оптимальный объем потребления товара 1.
Результатом явится кривая спроса, изображенная на рис.6. 11 В. Кривая спро-
са — это график функции спроса, х\(р\, р^, т) при некоторых заданных
значениях р% и т.
Обычно при росте цены товара спрос на данный товар снижается. Таким
образом, цена товара и количество спроса на него движутся в противополож-
ных направлениях, а это означает, что, как правило, кривая спроса имеет от-
рицательный наклон. Выразив это через отношение изменений, получим

,
Лр,
что просто говорит о том, что наклон кривых спроса обычно отрицателен.
Однако, как мы видели, в случае товара Гиффена спрос на товар при
снижении его цены может и уменьшаться. Следовательно, возможно, хотя и
маловероятно, существование кривой спроса с положительным наклоном.
СПРОС 127



Кривые
безразличия

Кривая Кривая
спроса
"цена —
потребление"




<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>