стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 7
Основы теории потребления

Предпочтения В основе формирования рыночного спроса лежат
потребителя решения отдельных потребителей конкретных благ.
Благо в теории потребления — это любой объект по-
и полезность
требления, приносящий определенное (устойчивое,
предсказуемое) удовлетворение потребителю, яо есть повышающий уровень его бла-
госостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных
наборах (комплектах, или «корзинах»). Набор благ — это совокупность данных
количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.
Рассмотрим график, представляющий потребительское множество (множество
потребления) — множество всех реально возможных наборов потребляемых благ.
Наглядным изображением потребительского множества является его геометричес-
кая интерпретация, в которой множество потребления представляется в виде со-
ответствующего пространства благ. Для этого каждый из отдельных видов благ, вхо-
дящих в множество потребления, обозначается каким-либо номером в произволь-
ной последовательности. Всего для п видов благ, входящих в набор, получается п
номеров. Такому номеру ставится в соответствие одна из осей координат в конст-
руируемом таким образом n-мерном пространстве. Тогда данное количество Xбла-
га данного /-го вида, входящее в набор, будет характеризоваться соответствующей
величиной координаты X., откладываемой по данной /-й оси я-мерного простран-
ства благ. Отложенные по всем п осям такого пространства благ, все координаты
от J ( до 1 и дадут в своей совокупности геометрический аналог данного набора
A(XV Xv ..., XJ. Очевидно, что им будет точка А в «-мерном пространстве, все ко-
ординаты которой Xt будут равны соответственно всем количествам благ /-го вида,
входящим в данный набор А.
В реально потребляемых наборах число видов благ п достаточно велико. Од-
нако для изучения закономерностей процессов потребления мы вполне можем
ограничиться всего двумя, используя аналогичность свойств всех л-мерных про-
странств, начиная с п = 2. Это означает, что все свойства и зависимости, опреде-
ленные для двумерного пространства, будут справедливы и для соответствующих
им свойств и зависимостей «-мерного пространства. Таким образом, мы получаем
возможность широко использовать графики, выполненные на плоскости, то есть
в пространстве с двумя координатами.
Если мы возьмем на таком графике точку А, коор-
динатами которой будут соответствующие количества
первого (Xt) и второго (Х2) видов благ в данном наборе
А, то она и будет представлять набор А (рис. 7.1).
Соответственно все множество потребления в дан-
ном случае будет заключено между осями 1 и 2 (так как
в любом наборе количество благ /-го вида не может
быть отрицательным). Отметим, что потребительское
множество должно быть замкнутым и выпуклым, то
есть не содержать разрывов и пустых промежутков.
Рис. 7.1 Экономические решения при выборе благ для при-
обретения продиктованы желанием покупателя достичь
наибольшей выгоды, или отдачи при имеющихся возможностях. Эта выгода, при
потреблении представляющая собой уровень благосостояния, или степень удовлет-
ворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью. .
Глава 7. Основы теории потребления 97

В данной теме рассматриваются основы теории потребления. Она исходит из
того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последо-
вательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетво-
рении своих вкусов и предпочтений бюджетом и что он делает в этих условиях
выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.
Первой такой обязательной, обеспечивающей существование системы пос-
ледовательных предпочтений, предпосылкой, или аксиомой теории потребительс-
кого выбора, является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребите-
ля. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей
мере необходимо, чтобы само поведение было налицо, то есть, чтобы реальный
потребляющий субъект принимал определенные решения в сфере потребления и
затем реализовывал их, например, выбирал обои определенного цвета и рисунка и
покупал их. Но ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может
быть принято без предварительного определения данным потребителем своего
отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий
покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравнивае-
мых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными. Следовательно,
для любых наборов А и Б либо А > Б, либо А < Б, либо А ˜ Б, где знак «>» выражает
отношение предпочтения, а знак «˜» — отношение равноценности или безразли-
чия. По сути дела, речь идет о принципиальной сопоставимости различных набо-
ров благ для данного потребителя.
Второй необходимой предпосылкой теории потребительского выбора явля-
ется аксиома транзитивности предпочтений потребителя — для принятия опре-
деленного решения и его последующего осуществления потребитель должен пос-
ледовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие: если
А > Б, а Б > В, то всегда А > В, а если А ˜ Б и Б ˜ В, то всегда А ˜ В. Фактически
речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя, внутренней
согласованности и систематичности его отношения к различным благам и их на-
борам. В ином случае потребитель будет просто обречен вращаться в замкнутом
кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком-
нибудь определенном наборе благ.
Третьей аксиомой теории потребительского выбора является рефлексивность
предпочтений потребителя — каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше
себя самого: А > А, А < А =$ А ˜ А. Это напоминает закон тождества в старой
школьной формальной логике, когда каждое понятие должно быть тождественно
само себе и тем самым не меняться в процессе рассуждения. Фактически это озна-
чает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора дол-
жны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ и отношение потребите-
ля к ним не должно меняться в данном процессе выбора.
Помимо указанных аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения до-
статочно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположе-
ния менее обязательного свойствалТем самым мы несколько сужаем круг охвачи-
ваемых явлений, но взамен добиваемся гораздо большей работоспособности дан-
ной теории. При этом наши потери оказываются совсем невелики. Наиболее
существенным здесь является предположение о ненасыщаемости потребностей —
при решении каждой данной проблемы потребления большее количество любого
блага всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага (или
короче: «Больше всегда лучше»). Соответственно и набор благ, в котором количе-
ства каждого из видов благ не меньше аналогичных количеств благ в другом набо-
ре, а количество благ по крайней мере одного вида больше, чем в другом, всегда
будет рассматриваться нами как более предпочтительный. Следует иметь в виду,
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
98

что под это предположение не подходят антиблага — блага, обладающие отрица-
тельной полезностью. Потребление антиблаг не увеличивает, а сокращает уровень
благосостояния данного потребителя. Например, загрязнение воздуха или шум
ведут к снижению уровня полезности соответствующих потребителей. При этом
надо иметь в виду, что антиблага для одних потребителей могут в то же самое вре-
мя обладать положительной полезностью для других (например, дым сигареты для
курящего и некурящего, находящихся в одном помещении). Наконец, еще одним
существенным предположением будет непрерывность предпочтений. Не вдаваясь в
теоретические тонкости, будем считать, что где-то в промежутке между явно луч-
шим и заведомо худшим по отношению к данному наборами всегда найдется бо-
лее или менее равноценный ему.
Все эти предпосылки необходимы для того, чтобы получить возможность оп-
ределить функцию полезности. Наглядно особенности предпочтений каждого дан-
ного потребителя могут быть выражены с помощью кривых безразличия.

Функция Для точного анализа поведения потребителя необ-
полезности ходимо формально описать его целевые установки,
т.е. зависимость уровня полезности от набора по-
требляемых благ. Такая зависимость представляет собой функцию полезности. Фун-
кция полезности — соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем '
"полезности, достигаемого при этом потребителем: U=J{Xl; Х2; ... X), где U— уро-
вень полезности (от англ. utility), Xt; X2; ... Хп — количества потребляемых благ. По-
лезность высвечивает принципиальный момент в поведении потребителя, выби-
рающего тот или иной набор благ: она служит критерием отбора, показывает, на-
сколько необходим тот или иной объект выбора данному экономическому субъекту
в данных условиях, определяет, к чему стремится потребитель в данной ситуации.
Фактически это — целевая функция действий потребителя в процессе выбора, ко-
личественное значение которой он стремится максимизировать. Конечно, мы
далеко не всегда можем прямо измерить, сколько единиц полезности получил
тот или иной потребитель от данного набора благ. По сути, функция полезнос-
ти — это определенная форма выражения упорядочения предпочтений потреби-
теля.
Существуют различные уровни формализации предпочтений различных
групп потребителей, из которых вытекают различные уровни количественной со-
измеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистской) и
количественной (кардиналистской) функциями полезности. Впрочем, они не раз-
делены непроходимой пропастью, поскольку некоторая минимальная степень ра-
ционализма объективно имеется в любом закономерном поведении.
Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только опреде-
ленную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия
или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладаю-
щих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных к более
предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного
множества чисел, соответствующих данным классам безразличия таким образом,
что число, поставленное в соответствие более предпочтительному классу безраз-
личия, будет больше числа, поставленного в соответствие менее предпочтитель-
ному классу безразличия. Тогда значения такой порядковой (ординалистской)
функции полезности и будут выражать только расстановку (ранжирование, после-
довательность, порядок) определенных групп равноценных наборов благ — и не
более того: для любых наборов благ А и Б U(A) > ЩБ), ЩА) < ЩБ) либо
ЩА) = ЩБ).
99
Глава 7. Основы теории потребления


Чаще всего для установления значений ординалистской функции полезнос-
ти используют последовательность натуральных чисел, начиная с единицы, на-
пример: U(A) = 1, ЩБ) = 2, U(B) = 3 и т.д. При этом сами значения порядковой
функции полезности выстраиваются в аналогичную последовательность: Uv U2,
U,..., U. Однако в принципе для каждого данного упорядочения потребительско-
го'множества существует бесконечно много ординалистских функций полезнос-
ти. Любая монотонно возрастающая функция V= ф(1У) также будет являться по-
рядковой функцией полезности для той же самой системы предпочтений, что и
функция U = ДА) (в данном случае X — любой набор благ из данного множества
потребления), V= ф(ДА)).
С практической точки зрения потребитель с порядковой функцией полезно-
сти всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, на-
сколько один набор лучше другого.
Количественная (кардиналистская) функция полезности — функция полезно-
сти, возникающая в том случае, когда мы не только можем определить расстанов-
ку и последовательность классов безразличия, но и указываем, как мы оцениваем
разность в уровнях благосостояния, соответствущих каждому из таких классов без-
различия. При этом можно будет сравнивать не только сами значения функции
полезности, но и их изменения, например:
U(A) - [/(Б) = AUM и ЩВ) - ЩГ) = UBr,
AUAE > ДС/^либо &UM < AUBP либо AUAE = AUBr.
Фактически это означает, что данный потребитель в данной ситуации оказы-
вается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их
интенсивность, поскольку он может указать, что для него разность в уровнях благо-
состояния при сравнительном потреблении наборов А и Б больше, меньше или рав-
на разности в степени удовлетворенности при сравнительном потреблении наборов
В и Г. При этом сами количественные оценки таких разностей в уровнях благосос-
тояния не имеют абсолютного значения. Например, их можно все одновременно
удвоить, утроить, уменьшить на одну и ту же величину и т.д. Все эти операции не
повлияют на соотношение изменений (разностей) значений получаемых таким пу-
тем новых количественных функций полезности. В общем виде это можно выразить
следующим образом: если U = Д 1 ) является кардиналистской функцией полезнос-
ти, то любая линейная функция V=t{U), где t{U) = a + b- f/и Ь > О, также является
количественной функцией полезности. Таким образом, используя кардиналистскую
функцию полезности, мы увеличиваем степень ограниченности ее применения к
экономической действительности, но взамен получаем возможность оценивать ко-
личественные различия между разными уровнями благосостояния данного потре-
бителя в данной ситуации с точностью до линейного преобразования.
Используя количественную функцию полезности, можно охарактеризовать
не только общую полезность, но и Предельную полезность — дополнительное уве-
личение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополни-
тельного количества блага данного чвида и неизменных количествах потребляемых
благ всех остальных видов. При дифференцируемости функции полезности пре-
дельная полезность блага данного /-го вида является первой частной производной
функции полезности U, выражающей общий уровень благосостояния данного по-
требителя в данной ситуации (по переменной X., соответствующей величине по-
требляемого блага данного /-го вида), и обозначается МЩХ) или MU:
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
100

Если же мы примем и предположение о ненасыщаемости, то полученные пер-
вые частные производные функции полезности будут больше нуля, а следователь-
ди
но, и соответствующие предельные полезности будут положительными: -w > О,
MU.X).
Сделав еще предположение об умеренносттпотребителя, то есть о выпуклос-
ти любого предпочтительного подмножества, когда любой промежуточный по от-
ношению к двум данным набор явно предпочтительней, чем обе крайности, мы
можем увидеть, что в таком случае функция полезности также будет выпуклой (по-
скольку значение функции полезности от любого промежуточного набора будет
больше ее значений от крайних наборов). Если считать, что такая функция полез-
ности является дважды дифференцируемой, то получится, что вторые частные


< 0 , / = 1,2, ...,«;
производные данной функции будут отрицательными:



j — 1, 2, ..., п. В том числе

Таким образом, мы определили формальные основания и сферу действия дав-
но известного эмпирического принципа убывающей предельной полезности — каж-
дая последующая порция данного блага приносит в данной ситуации потребления
все меньший прирост общего уровня благосостояния данного потребителя. Это
означает, что предельная полезность любого данного вида благ уменьшается по
мере роста количества потребляемого блага данного вида (конечно, при этом ко-
личества потребляемых благ всех остальных видов остаются неизменными). Функ-
ция полезности при этом будет выпуклой (поскольку значение функции полезно-
сти от любого промежуточного набора будет больше ее значений от крайних набо-
ров).
Итак, принцип убывающей предельной полезности вовсе не является абсо-
лютным, но область его применимости все же достаточно обширна, если соответ-
ствующие условия соблюдаются. Проиллюстрировать действие данного принци-
па можно на двух соответствующих друг другу графиках общей и предельной по-
лезности (рис. 7.2):




Рис. 7.2

Решение о количестве, в котором следует потреблять данное благо, — это ре-
зультат сопоставления потребителем выгод и издержек. Выражая полезность бла-
га в денежных единицах, мы получаем ценность данного блага. В отличие от полез-
Глава 7. Основы теории потребления 101

ности, ценности различных благ для раз-
личных потребителей количественно сопо-
ставимы, поскольку выражены в одних и
тех же — денежных — единицах. На рисун-
ке 7.3 площадь под графиком функции пре-
дельной полезности АБ (при выражении
полезности в денежных единицах это гра-
фик предельной ценности, или обратной
функции спроса) как раз будет равна общей

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>