ОГЛАВЛЕНИЕ

"Граждановедение" #8(8)
28 марта 1996 г.
Еженедельное приложение к "Учительской газете"



Краткое содержание этого номера





Личность прежде всего требует себе неприкосновенности и свободы. Государство не
может быть неограниченным властителем над личностью; оно должно быть ограничено
вечными и ненарушимыми ее правами, вытекающими из ее нравственного значения.
Жизнь духа должна быть свободна и неприкосновенна; мысль и совесть не могут
находиться под властью людей - они подчинены лишь своему собственному суду и
лишь перед ним повинны отчетом. Старая античная идея полного поглощения личности
государством, растворения без остатка всех духовных сил и помышлений в механизме
государственной власти - эта идея, следы которой еще так сильны и в наших
учреждениях, и в наших умах, - противоречит современному нравственному сознанию
и должна быть отвергнута решительно и безусловно. Свобода совести и мысли,
свобода устного и печатного слова, свобода идейного и практичного общения в
собраниях и союзах суть неотьемлемые права личности, вытекающие из основного ее
права на самоопределение и свободное развитие. Личность стоит выше государства,
и никакое государство не может смотреть на нее только как на орудие. В этом
отношении всякая диктатура, от кого бы она ни исходила и какими бы соображениями
ни руководствовалась, одинаково безнравственна и недопустима. Право должно
служить обеспечению свободы, и всякий порядок, убивающий свободу, противоправен
и беззаконен. Но уважение к личности требует не только ее свободы, но и
равноправия. Все люди, несмотря на их естественные различия, равны как
человеческие личности, они равноценны. Это равенство требует себе политического
выражения в принципе демократии. Прежде всего недопустимы никакие сословные и
национальные привилегии, никакие преимущества и отличия, юридически
прикрепленные к отдельным избранным группам. Все люди имеют право на равное
участие в политическом творчестве, в образовании государственной власти. Власть
может принадлежать только всему народу и всем его членам в одинаковой мере.
Отсюда требования народовластия - всеобщее и равное избирательное право,
ответственность власти перед народом.
Семен ФРАНК





ОГЛАВЛЕНИЕ