<< Предыдущая

стр. 7
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

•"См.: Красавчиков О. А. Сущность юридического лица//Сов. гос-во и право. 1976. № I.
'"См.: Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» / / Ведомости... СССР. 1991. № 16. Ст.442. Статьи 3-4.
"См.: Сов гос-во и право. 1977. №4. C.I 49; Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981. С,40; Советское гражданское право. Субъекты гражданского права. С. 140, 156.
"См.: Бритусь С Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 254, 287-288.
"Ведомости... СССР. 1988. № 22. Ст. 355. Статья 33; 1989. №19, Ст. 350; 1990. №26. Ст.489; 1991. №11. Ст. 294: № 12. Ст. 324, 325; Вед,,. РФ. 1992. № 30. Ст. 1788.
160

данский кодекс РФ (ст.76, 121), Закон о кооперации" и другие акты64.
4. Правоспособность и дееспособность юридических лиц обладают существенными особенностями. Каждое юридическое лицо обладает правоспособностью, так же, как и каждый гражданин, однако в отличие от граждан, которые все обладают одинаковой правоспособностью, правоспособность юридических лиц является общей или специальной. Это значит, что они могут обладать такими правами, которые соответствуют стоящим перед каждым юридическим лицом задачам. Большинство коммерческих организаций может заниматься любыми видами деятельности, остальные - только предусмотренными их учредительными документами (ст.49 ГК)65. Поэтому юридические лица обладают различной правоспособностью. Она определяется законом, устанавливающим общие положения, а особенности предусматриваются уставами юридических лиц и положениями о них. В основном, как вообще в гражданском праве, речь идет об имущественных правах и обязанностях, но ими правоспособность юридических лиц не ограничивается". Достаточно сослаться на п.7 ст. 152 ГК. Конечно, законодатель относительно свободен в определении правоспособности юридических лиц67, но нельзя забывать об объективной обусловленности его воли.
Специальную правоспособность не следует понимать так, что юридическое лицо обязательно должно заниматься только одним видом деятельности. Есть организации узко специализированные, что облегчает решение многих вопросов и позволяет легче достичь высокого уровня своей работы, есть и организации многопрофильные, что дает им более широкие возможности получать доходы, гибче приспосабливаться к потребностям населения и народного хозяйства, а также создает определенные удобства для потребителей68. Но тем не менее каждое юридическое лицо должно в первую очередь ставить перед собою те задачи, решения которых ожидает от него общество. Сельскохозяйственное предприятие не вправе без изменения его юридической личности переключиться целиком на промышленное производство (ср. п.1 и 17 Примерного Устава колхоза) и наоборот. Тем более это относится к учреждениям.
Момент возникновения правоспособности юридического лица определяется моментом государственной регистрации юридического лица (ст.51 ГК).
Одновременно с возникновением правоспособности возникает и
"СП РСФСР. 1988. №3. Ст.9. ПП. 4, 8;№З.Ст.11. ПП.1,2. "См.: Суд. практика. 1956. № 2. С.41. "См.: Брагинский М. И. Указ. соч. С.39.
"См.: Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С.161-162.
"См.: Проблемы гражданского права. Л., 1987. С.33.
161

дееспособность юридического лица. Можно согласиться с распространенным мнением, что юридическое лицо всегда правоспособно и дееспособно. Но при этом обычно забывается, что юридическое лицо не действует иначе, как через свои органы (ст.53 ГК)69 Органы юридического лица могут быть коллегиальными и единоличными. В обоих случаях предусматривается определенный порядок назначения либо избрания органов юридического лица и их деятельности законом, уставом или положением. Если орган сформирован и действует не в соответствии с установленным порядком, он должен быть признан недееспособным70.
Ответственность юридического лица ограничивается принадлежащим ему имуществом за исключениями, предусмотренными ст.56 ГК.
5. Образование и прекращение юридических лиц происходит в порядке, предусмотренном Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным Советом Министров СССР 2 сентября 1982 г.71
Различается троякий порядок образования юридических лиц:
распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Первый порядок применяется для образования юридических лиц типа учреждений, последующие два - для юридических лиц типа союзов.
Распорядительный порядок заключается в том, что юридическое лицо образуется путем издания компетентным органом соответствующего акта. Таким путем образуются все государственные юридические лица72, а также учреждения (предприятия), союзы лиц (хозяйственных обществ и товариществ, кооперативных и общественных организаций). При разрешительном порядке образование юридического лица происходит по волеизъявлению членов-учредителей с разрешения (лицензии) соответствующего органа государственного управления.
Явочно-нормативный порядок не требует разрешения на образование данного юридического лица, такая возможность предусматривается законом, а члены-учредители, образовавшие юридическое лицо, регистрируют его либо его устав в надлежащем
"См.: Соц. законность. 1956. № 9. С. 91: Радянське право.1959. № 4. С.142. ^'См.: Зейдер Н. Б. Гражданские процессуальные правоотношения. Саратов, 1965. С.46-47.
71 СП СССР. 1982. № 25. Ст. 130; 1990. № 2. Ст. 16; СП РСФСР. 1983. № 15. Ст.88;
1988. № 15. Ст. 76; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1983 № 11. С.З; Хозяйство и право. 1990. № 2. С.145; Бюлл. Верх. суда РФ. 1995. № 5. С.2, Собрание актов Президента и Правительства РФ (в дальнейшем САПП). 1993. № 9 Ст. 1686.
72 Утверждение, будто бы на органы местного самоуправления «не распространяются общие правила о возникновении и прекращении юридических лиц» (Советское гражданское право. 1979. Т. I. С 156), не точно: здесь имеются особенности, определяемые выборным порядком, однако избиратели не могут приступить к выборам без решения компетентного органа о его образовании.
162

порядке. Так образуются колхозы, кооперативные и общественные организации73.
Прекращение юридических лиц может происходить в распорядительном и добровольном порядке. Первый порядок применяется во всех случаях, когда прекращаемое юридическое лицо возникло тоже в распорядительном порядке, а также в случаях, когда необходимо прекратить деятельность добровольно образовавшегося юридического лица вследствие уклонения от своих целей и по другим основаниям, предусмотренным законом. В добровольном порядке юридическое лицо прекращается по решению его членов.
Юридические лица прекращаются путем их реорганизации, при которой права и обязанности прекратившегося юридического лица переходят к его правопреемникам (ст.57 ГК)74, и ликвидации, когда их права и обязанности переходят к правопреемникам (ст.61 ГК)75 Реорганизация может повлечь не только прекращение, но и возникновение юридических лиц.
Различается четыре вида реорганизации: слияние, когда из двух или более прекращающих свое существование юридических лиц образуется одно новое юридическое лицо; разделение, при котором. наоборот, из одного прекращающегося юридического лица образуется два или более новых лиц; присоединение, в котором к продолжающему существовать юридическому лицу присоединяется другое лицо, прекращающее в связи с этим свое существование; выделение, где, напротив, из продолжающего существование юридического лица выделяется новое, вновь возникающее лицо. В первых двух случаях происходит одновременно возникновение и прекращение юридических лиц, в третьем случае имеет место только прекращение, в четвертом - только возникновение нового юридического лица. От этих видов организации следует отличать административно-правовую реорганизацию (преобразование), когда изменяются задачи, наименование, содержание, подчинение юридического лица, остающегося, однако, тем же субъектом гражданских правоотношений.
Контроль за соблюдением законности при возникновении и прекращении юридических лиц осуществляется прежде всего их вышестоящими органами. Если таких органов не имеется (например, у многих кооперативов), контроль возлагается на местную администрацию.
6. Наиболее распространенными в нашей стране являются хозяйственные товарищества и общества. Ими признаются коммерческие
73 Существование явочно-нормативного порядка отрицает В.А.Дозорцев (см.:
Советское гражданское право. Субъекты гражданского права. С. 91-93).
"См.: Черепахин Б. Б Правопреемство по советскому гражданскому праву. М , 1962.
"См.: Суд. практика. 1951. № 11. С.42; 1952. №9. С.39; Сов. юстиция. 1968. №8. С. 32; Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1971. №9. С.2; 1993.№ 1.С.2.
б- 163

организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества) (ст.66 ГК). Простое товарищество (гл.55 ГК) юридическим лицом не является.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Фирменное наименование товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» (ст.69 ГК). Управление деятельностью товарищества осуществляется по общему согласию его участников, но может быть предусмотрено, когда решение принимается большинством голосов (ст.71). Каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст.72).
Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается такое, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов)76, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст.82 ГК), а также в управлении деятельностью товарищества (ст.84).
Выход из товариществ ограничивается определенными сроками (ст. 77 и пп. 3 п. 2 ст. 85 ГК).
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.87 ГК). Кодекс предусматривает издание закона об обществах с ограниченной ответственностью. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создается коллегиальный и (или) единоличный орган; последний может быть и не из числа участников общества (ст.91 ГК).
76 Слово «коммандитист», пришедшее к нам из французского языка, происходит от латинских слов cum - вместе и mando - вверять, что полностью охватывается понятием вкладчика.
164

Общество с дополнительной ответственностью отличается тем, что участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов (ст.95 ГК).
Наиболее распространенными являются акционерные общества. В них превращено множество государственных и кооперативных предприятий по нормативным актам о приватизации. Надо сказать, что это превращение происходило в темпе, превышающем темпы коллективизации, и с введением людей в заблуждение. В Положении об акционерных обществах, утвержденных Советом Министров РСФСР 25 декабря 1990г., было написано, будто бы акция удостоверяет право собственности на долю в уставном капитале общества". Нигде в мире нет такого и потому в ГК правильно написано, что участники хозяйственных обществ имеют к ним обязательственные, а не вещные права на их имущество (п.2 ст.48 ГК), и предписано привести ранее принятые учредительные документы в соответствие с ГК78. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. определяет: «Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу» (ст.2)79.
Распространенность акционерных обществ объясняется прежде всего тем, что они способны аккумулировать огромные средства за счет множества акционеров. Каждый человек может стать акционером, цена акций позволяет это сделать и почувствовать себя собственником. С другой стороны, акционерные общества создают возможность состоятельным людям стать хозяином предприятия за 51% его стоимости, а в крупных обществах и того меньше. Дело в том, что решения принимаются не большинством акционеров, а большинством голосующих акций (ст.59 Закона). Это обстоятельство, очевидно, недостаточно разъяснялось при массовом образовании новых обществ, потому что в средства массовой информации поступают такие, например, вопросы: «Правомочно ли собрание, если на нем присутствует менее половины акционеров?» Ответ содержится в п. 1 ст.58 Закона: «Да, правомочно, если для участия в собрании зарегистрировались акционеры либо их представители, обладающие в совокупности более чем половиной размещенных голосующих акций». Набрать акций для состоятельного человека не трудно, потому что всегда найдутся акционеры, желающие продать свои акции. Особенно удобны для этого открытые акционерные общества, участники которых вправе продать свои акции любому лицу. В закрытых акционерных
"СП РСФСР. 1991. №6 Ст.92. "Ведомости... РФ. 1994. № 32. Ст.3302. "Ведомости... РФ. 1996. № I. Ст.1.
165

обществах преимущественное право приобретения продаваемых акций имеют акционеры этого общества (ст.97 ГК). В отличие от товариществ, выход из обществ свободный (ст.94 ГК).
Управление акционерным обществом является более сложным, чем в других организациях (ст. 103 ГК).
Хозяйственные общества могут быть дочерними и зависимыми. Если хозяйственное общество или товарищество (основное) в силу преобладающего участия в уставном капитале другого общества, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые другим обществом, то такое общество признается дочерним (ст. 105 ГК).
Зависимым признается хозяйственное общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ст. 106 ГК).
7. Основу деятельности государственных юридических лиц составляет государственная и муниципальная собственность. Из государственного имущества выделяются определенные средства для деятельности государственных юридических лиц, и тем самым эти лица получают необходимое имущественное обособление друг от друга и от государства в целом. Государственными юридическими лицами выступают государственные предприятия, учреждения, организации.
Высшие органы государственной власти и государственного управления юридическими лицами не служат и в гражданские правоотношения не вступают, это делают их хозяйственные отделы (управления), что не всегда учитывается80
Органы местной власти выступают в качестве юридических лиц на основании законов о них8', равно как и местные администрации82. Юридическими лицами могут быть также органы территориального общественного самоуправления.
Государственные юридические лица весьма разнообразны и многочисленны". Их имущественное обособление связано с возник
аем.: Чорновил Е. П. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями организаций и их должностных лиц. Свердловск, 1984. С. 29.
81 Закон РСФСР от б июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Ведомости... №29. Ст.1010; Закон РФ от 5 марта 1992 г.»0 краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Ведомости .. № 13. Ст.663;
Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании». Ведомости... № 33. Ст. 1915; Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//Ведомости... 1995. № 35. Ст.3506.
"См.: Советское гражданское право. М., 1979. Т. I.C.I 56; Советское государственное право. Саратов, 1979. С.59; Советское гражданское право. 1982. Ч. 1. С.112.
"См., например, СЗ РФ. 1996. № 30. Ст.3657.
166

новением хозяйственного расчета. Понятие хозяйственного расчета родилось с введением новой экономической политики. Надо сказать, что первоначально оно не имело современного смысла. В плане доклада на IX Всероссийском съезде Советов, написанном не позднее 23 декабря 1921 г., В. И. Ленин подчеркивал: «Еще одна важнейшая сторона «новой экономической политики»: учение хозяйствовать - «хозяйственный расчет»84. Та же мысль выражена им в речи на пленуме Московского Совета 20 ноября 1922 г. словами: «... Уметь устраивать все расчетливо»85. Поскольку это было вызвано к жизни торговлей и неразрывно связано с нею, то в одинаковом смысле говорилось и о коммерческой постановке дела, о коммерческом расчете86.
То, что дело обстояло именно так, подтверждается нормативными актами того времени.
Наказом Совета Народных Комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики (декрет СНК РСФСР от 9 августа 1921 г.) было установлено, что государство в лице Высшего совета народного хозяйства сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга. Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета87 Порядок финансирования предприятий был установлен декретом СНК от 16 августа 1921 г., из которого видно, что кредиты предприятиям открываются по смете. Остаток кредитов по день окончания сметного периода, за вычетом сумм кредиторского списка, закрывается. Все поступающие предприятию или подсобным его органам по доходной смете суммы перечисляются в доход государства88. Такой порядок финансирования мы в настоящее время называем бюджетным, в отличие от хозрасчетного, при котором однажды выделенные предприятию средства остаются, как правило, у него до окончания его существования, а поступающие доходы идут прежде всего на покрытие расходов и лишь определенная часть прибыли перечисляется в доход государства.
Ограниченность бюджетных возможностей государства того времени не позволяла ему содержать все национализированные пред-
"Ленин В. И. Полн.собр.соч. Т.44. С.491.
"Ленин В. И. Полн.собр.соч Т.45. С.308-309.
"•См.: Ленин В. И. Полн.собр.соч. Т.44. С.66, 220, 342-343.
"СУ РСФСР. 1921 .№ 59. Ст.403.
88 СУ РСФСР 1921 №63 Ст.458.
Кредиты, о которых идет речь в декрете, означают бюджетное финансирование (в .том смысле в законодательстве до настоящего времени говорится о распорядителях кредитов в госбюджещых организациях - ст. 11 Основ, 24 ГК). а не банковск.;е кредитование.
167

приятия. Предприятия, не вошедшие в указанные группы, должны были на основах, предусмотренных декретами об аренде и инструкциями ВСНХ, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и другим объединениям, а также частным лицам8'. Этим предприятиям, снятым с государственного снабжения, разрешалась свободная реализация продукции с целью получения доходов на свое содержание90. Предприятия, финансируемые из бюджета, должны были всю свою продукцию сдавать государству. Затем им разрешается реализация части продукции для пополнения недоданных государством ресурсов. В то же время подчеркивается, что все предприятия, как оставленные на государственном снабжении, так и снятые с него, должны вестись на началах хозяйственного расчета91.
Уже упоминавшаяся декларация 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах» предоставляла эти права «юридическим лицам, как-то: рабочим и кооперативным организациям, всякого рода товариществам и зарегистрированным обществам, государственным учреждениям и предприятиям, их объединениям в пределах, указанных их уставами или соответствующими положениями». Тем самым была установлена специальная правоспособность юридических лиц, действующая ограниченно и в настоящее время.
-Лишь постепенно хозрасчет приобрел современные черты. Хозяйственный расчет определяет экономическое, а в конечном счете и правовое положение юридического лица92, существующего на свои средства, но не являющегося собственником своего имущества. Иногда говорят о хозрасчете и организаций, являющихся собственниками своего имущества (например, колхозов), но это ошибка. В действующем законодательстве правовое положение хозрасчетных юридических лиц определяется понятием хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. 114 и 115 ГК). Подробнее эти понятия рассматриваются в разделе курса и науки «Право собственности» (ст. 294 и 296 ГК). Первичным звеном хозрасчетных юридических лиц является предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц, но может иметь структурные подразделения. Управление предприятием осуществляется в соответствии сего уставом
"См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т.53. С.186; СУ РСФСР. 1921, № 59. Ст.403.
"'СУ РСФСР. 1921. № 72.Ст.577.
"СУ РСФСР. 1922.№3. С.11;№4.Ст.43.
"См.: Якушев В. С. Юридическая личность государственного производственного предприятия. Свердловск, 1973; Масевич М. Г., Покровский Б. В., Сулеиминов М. К. Правовые формы хозяйственного расчета производственных объединений и предприятий. Алма-Ата. 1975.
168

на основании сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника по хозяйственному использованию имущества. Собственник или уполномоченные им органы могут делегировать его права совету предприятия или иному органу, представляющему интересы собственника и трудового коллектива. Трудовой коллектив решает вопросы, связанные с выкупом имущества предприятия, избранием представителей в совет предприятия и другие. Совет предприятия определяет общее направление экономического и социального развития предприятия, порядок распределения чистой прибыли и решает другие вопросы. Руководитель предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания и совета предприятия, и без доверенности действует от имени предприятия93.
Внутренние подразделения предприятия (структурные единицы) производства, цехи, отделения, участки, фермы, бригады, звенья, бюро, лаборатории и другие действуют на началах внутреннего хозяйственного расчета и юридическими лицами не являются. Однако они могут по решению их трудовых коллективов выйти из предприятия с его согласия и образовать самостоятельное юридическое лицо. Такую самостоятельность они могут получить и помимо своей воли, как это было сделано по указу Президента РФ от 25 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»94, а затем и в отношении предприятий бытового обслуживания.
Предприятия могут объединяться в различные объединения, сохраняя права юридических лиц. Ст. 121 ГК предусматривает такие формы, как ассоциации и союзы. Ассоциации представляют собой договорное объединение предприятий, создаваемое в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. В отличие от концерна, участники ассоциации могут входить в другие договорные объединения без согласования с другими участниками.
Союзы могут приобретать такую форму как концерны. Это объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической и иной деятельности, а также хозрасчетного обслуживания предприятий. Для организации работы концерн создает систему управления, при которой участники передают часть своих полномочий и функций, в том числе по представлению своих интересов во взаимоотношениях с министерствами и ведомствами,
"См.: Ведомости... СССР. 1990. № 25. Ст.460; Ведомости РСФСР. 1990. №30. Ст.418;СПСССР. 1990. №19. Ст. 101; Сов. юстиция. 1962. № 11. С.31; 1973. №22. С.34;
Хоз-во и право. 1977. № 2. С. 100.
"Ведомости... РСФСР. №48. Ст.1675.
169

другими организациями и учреждениями, включая вопросы размещения государственного заказа, получения централизованно выделяемых материальных ресурсов и капитальных вложений. Участники концерна не могут входить в другие концерны. Концерны носят отраслевой характер.
Консорциум создается предприятиями как временное добровольное объединение для решения конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, природоохранных и других. По выполнению поставленной задачи консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид объединения.
Могут быть и другие объединения95. Все они являются юридическими лицами.
Еще более высокой, чем уже названные96, формой объединений являются межотраслевые государственные объединения. Они тоже охватывают различные предприятия, объединения, организации, но уже не одной, а разных отраслей народного хозяйства, в связи с чем выводятся из подчинения своих министерств. Объединившиеся юридические лица сохраняют свою самостоятельность, юридическим лицом становится и объединение в целом. Высший орган его - это собрание представителей трудовых коллективов, текущее руководство осуществляет правление, состоящее из руководителей объединившихся организаций и председателей советов их трудовых коллективов. Подчиненным коллегиальным органом выступает единоличный руководитель - директор объединения. От межотраслевых государственных объединений необходимо отличать территориально-межхозяйственные объединения, представляющие собою подсобный орган местной администрации по руководству расположенными на ее территории предприятиями'7.
Образование объединений и их деятельность не должны нарушать антимонопольного законодательства9".
"См.: Рубин А. Синдикаты и современность // Хоз-во и право. 1990. № 10. С.67.
"См.: Ведомости... РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1482; СП СССР. 1987. № 38. Ст. 122;
1988.№ 17.Ст.46.
"См.: СП СССР. 1990. № 17. Ст.92; СП РСФСР. 1990. № 20. Ст. 157; Хоз-во и право. 1988. № 9. С.16; 1989. № 4. С.26; Эк газ. 1988. № 41. С.15; № 43. С.19;
Социалистическая собственность: формы реализации. М , 1989.
"См.: п.З ст.5 Основ гражданского законодательства; Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Ведомости... № 16. Ст.499; Указ Президента РФ от 24 августа 1992 г. «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур». Ведомости... № 35 Ст.2008;
Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, утв. Гос. комитетом по антимонопольной политике 29 декабря 1991 г //Эконом. газ. № 5. 1992 и ел.; Положение о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, утв. Мин. эк. и фин РФ 29 12.91 //Сов юстиция. 1992. № 6.

По общей схеме, но со своими особенностями строится структура юридических лиц на транспорте. Железная дорога - комплексное объединение, отделение дороги - производственное объединение, линейные предприятия - структурные единицы". На водном транспорте основными юридическими лицами являются пароходства, в состав которых входят порты и другие предприятия100. На воздушном транспорте юридическими лицами внутри страны действуют территориальные управления и производственные объединения10'. Производственные объединения действуют и на автотранспорте102.
Слово «комбинат» является многозначным, им называются и производственные объединения, и отдельные предприятия, и структурные единицы.
В области сельского хозяйства в настоящее время основной формой предприятий являются акционерные общества.
Для непосредственного обслуживания хозяйственных и учебно-научных нужд предприятий и учреждений при них могут быть организованы хозрасчетные сельскохозяйственные и промышленные подсобные предприятия103. Подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность, как правило, на положении структурных единиц соответствующих предприятий, организаций, учреждений, но могут быть выделены на самостоятельный баланс с разрешения органа, по решению которого они созданы104.
В целях более полного и равномерного в течение года использования трудовых ресурсов в сельской местности, укрепления экономики хозяйств, повышения производительности труда в совхозах могут быть созданы подсобные промышленные производства и промыслы, в первую очередь по переработке и хранению сельскохозяйственной
"См.: Ведомости... СССР. 1991. №18. Ст.519; СП СССР. 1989. № 13. Ст.43;
Сборник нормативных актов о транспорте. М., 1983. 4.1. С.122-159; Сов. юстиция. 1973. №22. С.34; Хоз-во и право. 1978. № 1.С.104.
'""См.: Указ. сборник. 4.2. С.59-90, 320-368; Тарасов М. А. Транспортное право. Ростов-на-Дону. 1968.
""См. указ. сборник. 4.3. С.7, 48, 59.
""См : Положение о производственном объединении (комбинате) автомобильного транспорта, утв. СМ РСФСР 12 октября 1979 г. СП РСФСР. № 24. Ст.174; 1982. №7. Ст.41; № 10. Ст.63; 1986. № 6. Ст.38; Быков А. Г., Половинчик Д. И. Основы автотранспортного права. М., 1986.
'"СП СССР. 1979. № 3. Ст. 14; Декрет ВНИК и СНК РСФСР от 10 мая 1926 г. «О подсобных предприятиях при государственных учреждениях»// СУ №31. Ст.237; № 64. Ст.498; 1927. № 51. Ст.337; № 115. Ст.775; 1931. № 33. Ст.281; 1937. № I. Ст.6; СП РСФСР. 1979.№З.Ст.20; 1983. № 15. Ст.88; 1984. № 1. Ст.1; 1987. №21. Ст.131; 1989. № 18.СТ.104.
""См.: Примерное положение о подсобном сельском хозяйстве, являющемся структурным подразделением предприятия, организации, учреждения, утв. СМ СССР 17 октября 1985г. //СП №33. Ст. 155; 1989. №34. Ст. 155; 1991. №3. Ст.12; 1989.№9.Ст.27.
171

продукции, производству строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья'05. Такие предприятия, будучи наделены обособленным имуществом и специальной правоспособностью, выступают в качестве самостоятельных юридических лиц.
Самостоятельными хозрасчетными юридическими лицами являются многочисленные банки. Из них один государственный - Центральный банк России, остальные банки коммерческие, действующие по лицензиям, выдаваемым Центральным банком Российской Федерации. Банки образуют свои управления и другие подразделения, не являющиеся юридическими лицами'06.
Коммерческие банки существуют на базе государственной, кооперативной и смешанных форм собственности по лицензиям центральных банков. Они входят в единую банковскую систему страны, руководствуются в своей деятельности законодательством, правилами по кредитованию, ведению расчетных и кассовых операций, устанавливаемых центробанками. Коммерческие и кооперативные банки могут быть республиканскими и региональными. Они обязаны обеспечивать в установленном порядке контроль за выдачей средств на выплату заработной платы в случаях, если такая выдача средств обслуживаемой клиентуре ими осуществляется. По договору с предприятием, организацией, объединением, выпускающим ценные бумаги (акции), банк может взять на себя функции по осуществлению операций, связанных с их продажей, возвратом и выплатой доходов на эти ценные бумаги. Контроль за их деятельностью осуществляется центробанками. Уставы таких банков регистрируются, после чего банки приобретают права юридических лиц107.
Хозрасчетными юридическими лицами выступают также Российская государственная страховая коммерческая организация (Росгосстрах) и организации государственного страхования республик. По их лицензиям операции совершают и коммерческие страховые организации108, создаваемые на различных формах собственности. Министер-
""См.: пост. СМ СССР от 11 мая 1973 г. «О мерах по упорядочению деятельности подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве» // СП № 12. Ст.61; 1989. № 15. Ст.49; Соц. законность. № 4. С.46.
'"См.: Федеральный закон о Центральном банке РФ (Банке России) 26 апреля 1995г./ /Ведомости... №18. Ст. 1593; 1996. №1. Ст.3,7; № 26. Ст.3032; Федеральный закон от 3 февраля 1996г. «О банках и банковской деятельности»//Ведомости... №6. Ст. 492.
""См.: п.5 ст.23 Закона СССР о кооперации // Ведомости... СССР. 1989. № 3. С. 108;
п. 13 пост. CM СССР от 31 марта 1989 г. «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» // СП № 21. Ст.64; 1990. № 2. Ст.16; Эконом. газ. 1988. №№ 43, 50. 1989. №№ 2, 25;
Ведомости... РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1047, 1060.
"" Положение о Всесоюзной государственной страховой коммерческой организации утв. КМ СССР 30 июня 1991 г. // СП СССР. 18-19. Ст.76; СП РСФСР. 1969. №26. Ст.143; 1982.№4.Ст.25; 1985.№ 1. Ст.1; 1992. №7. Ст.37; Ведомости... 1992.№31. Ст. 1854.
172

ства, ведомства, их управления и другие учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном и местном бюджете, являются юридическими лицами в тех случаях, когда они имеют самостоятельные сметы, а их руководители пользуются правами распорядителей кредитов109, за изъятиями, установленными законом (ст. 120 ГК). В настоящее время многие учреждения переведены на хозяйственный расчет110.
8. Кооперативные организации создаются гражданами, желающими обобществить свои средства, свой труд для достижения общей хозяйственной цели. В дальнейшем подчас создается система определенных кооперативных организаций. Имущество каждой кооперативной организации обособляется от имущества ее членов и от имущества других организаций, в том числе одной системы. Каждая кооперативная организация и каждый союз их приобретают признаки юридического лица и выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского права в соответствии со своей специальной правоспособностью. В зависимости от характера своей деятельности кооперация бывает производственной, потребительской, кооперацией смешанного типа.
В настоящее время все виды кооперации охватываются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.'", Федеральным законом «О производственной кооперации» от 8 мая 1996г."2.
Законы призваны раскрыть потенциальные возможности кооперации, создать условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Государство всемерно поддерживает кооперативное движение. Кооперативы вправе заниматься любыми видами деятельности за исключением запрещенных законодательством.
Закон различает кооперативы: производственные и потребительские.
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и
'"См.: пос. ВЦИК иСНК РСФСРот 27 сентября 1926 г. «О хозяйственных операциях учреждений, состоящих на государственном бюджете» // СУ № 64. Ст.499; Ведом. Верх. Совета РСФСР. 1962. № 30. Ст.465; Положение о высших учебных заведених СССР, утв. СМ СССР 22 января 1969 г. // СП № 4. Ст.24; Положение об отделе народного образования исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, утв. СМ РСФСР 1 марта 1983 г. //СП РСФСР № 5. Ст.35,
""См.: Совершенствование хозяйственного механизма. Сб. докум. М., 1982. С.234-260: СП СССР 1988. №36. Ст. 103; СП РСФСР 1984. № 15. Ст.126. П.12; 1985. №16. Ст.74,77; 1987. №23. Ст. 141; 1991. №6. Ст.91; Хоз-во и право. 1979.№9.С.9.
'"СЗРФ. 1995. № 50.Ст.4870.
'"СЗРФ. 1996. №20. Ст. 2321.
173

объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией (ст. 107 ГК). Кроме труда членов кооператива может быть и труд наемных работников (ст.21 Закона). Общее собрание кооператива избирает правление и (или) председателя, ревизионную комиссию (ревизора) и может образовать наблюдательный совет (ст. 15 Закона).
Важнейшими производственными кооперативами являются сельскохозяйственные артели (колхозы) и рыболовецкие артели (колхозы). Указами Президента «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» и системе рыболовецких колхозов, а также постановлениями Правительства предписывается развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе «как наиболее приоритетное направление аграрной реформы»"3. Производственным кооперативом признается также сельскохозяйственный кооператив (коопхоз), созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, для совместной деятельности без обобществления земельных участков (п.4 ст.З Закона).
В составе кооператива могут создаваться структурные подразделения (включая территориально обособленные): отделения, цехи, формы, мастерские, ателье, магазины и другие, а также филиалы и представительства.
Кооператив организуется явочно-нормативным порядком и считается созданным с момента регистрации.
Членом кооператива может быть каждый гражданин, достигший 16 лет, если законодательством не предусмотрено иное. Коллективными членами могут быть другие кооперативы, государственные и общественные организации на договорных началах. Колхозы вправе создавать подсобные предприятия, которые могут быть юридическими лицами, аналогичными создаваемыми совхозами"4.
Производственный характер носят также артели старателей"5.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст.116 ГК). Кодекс отсылает к законам о потребительских кооперативах, однако Закон РФ «О потребительской кооперации в
'"СЗРФ. 1996. №17.Ст.195б;№27.Ст.3236,3264;№ЗЗ.Ст.4009. "••См.: Соц. законность. 1968 №9.С.88; 1973. №9. С.85; 1974. № 12. С.77, "^СПСССР. 1984. .No 17.CT.98; 1985.№ 1.Ст.З; 1989. №24. Ст.87; Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1981.№ 12.С.9; 1988. №6. C.I.
174

Российской Федерации» от 19 июня 1992г."6 подлежит приведению в соответствие с Гражданским кодексом. Законом «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривается, что потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от характера их деятельности подразделяются на следующие виды.
Перерабатывающие кооперативы занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка, конопли, лесо- и пиломатериалов и других).
Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.
Обслуживающие кооперативы осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и эколого-восстановительные работы, телефонизацию и электрификацию в сельской местности, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внесению удобрений и ядохимикатов, осуществляют ревизионную деятельность, оказывают научно-консультационные, информационные, медицинские, санаторно-курортные услуги и другие.
Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции;
поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным производителям необходимых им продовольственных товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).
Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.
Кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов. Страховые кооперативы образуются для оказания различного рода услуг по личному и медицинскому страхованию, страхованию имущества, земли, посевов. По этим двум видам кооперативов должны быть приняты законы.
Очевидно, что перечисленные кооперативы будут осуществлять
'"• Ведомости... 1992 №ЗО.Ст.1788.
175

свою деятельность не только для своих членов и не безвозмездно, в связи с чем различие потребительских и производственных кооперативов оказывается размытым.
В чистом виде потребительскими являются кооперативы в виде жилищно-строительных, жилищных, гаражно-строительных, творческих мастерских.
Своеобразной кооперативной организацией является линейный студенческий отряд в том случае, если в нем образуются средства отряда на питание членов отряда и другие общественные внутриотрядные нужды"7.
Широкое распространение получила жилищно-строительная кооперация, продолжающая развиваться"8. Жилищно-строительный кооператив действует на основании устава"9. Каждый кооператив является юридическим лицом, системы и централизованных фондов эти виды кооперации не имеют. Наряду с жилищно-строительными кооперативами могут создаваться жилищные кооперативы для приобретения (покупки) у предприятий, объединений, организаций и исполкомов местных Советов новых или капитально отремонтированных (реконструированных) жилых домов и их последующей эксплуатации'20. Намечено также создание товариществ индивидуальных застройщиков и товариществ индивидуальных владельцев квартир12'.
Значительно менее распространенными являются дачно-строи-тельные кооперативы'22.
К однотипной кооперации относятся кооперативы по строительству творческих мастерских, по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев123, для
'"Бюлл. норм. актов... 1978. № 2. С.9.
'"См.: пост. СМ СССР от 19 августа 1982 г. «О жилищно-строительной кооперации»//СП № 23. Ст. 120; 1984. № 21. ст. 114; 1985. №22. Ст. Ill; 1989. №6. Ст.18;№ 12. Ст.35; 1990. №27. Ст.132: СП РСФСР. 1982. № 23. Ст.161; 1988. № 14. Ст.65; 1989. №9. Ст.42; Бюлл. норм. актов... 1984. № 9. C.I I; пост. Плен. Верх. суда СССР от 11 октября 1991 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами» // Хоз-во и право. 1992. № I. С.79-86.
'"Судебная практика по ЖСК обширна. См., напр.: Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1977. № 1.С. 14; Соц. законность. 1985. № 10. С.79; Бюлл. Верх. суда СССР. 1990. №5. С.13.
'"•СП СССР. 1988. № 16. Ст. 43; 1989. №9. Ст.27; 1990. № 10. Ст.55; Бюлл. норм. актов... 1990.№З.С.З.
'"Ведом. Верх. Совета СССР. 1988.№51. С.884; СП СССР. 1988. № 11. Ст.28. П.6;
СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.
'"См.: Суд. практика. 1950. № 9. С.13; Бюлл. Верх. суда СССР. 1975. №5. С.46;
Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1974. № 7. С. 2; 1984 . № 6. C.I 1.
'"См.: Соц. законность. 1971. №8. С. 85. Бюлл. Верх. суда СССР. 1984. №5. С.35;
Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1977. № 11. С.4, 10; 1978. № 11. C.3; 1987. № 2. С.2; 1989. № 8. C.I.

мотоциклов и мотороллеров индивидуальных владельцев, садоводческие товарищества рабочих и служащих124.
В литературе садоводческие товарищества относились подчас то к совместной деятельности, то к общественным организациям. Однако Закон относит их к кооперации, потому что при совместной деятельности образуется только общая собственность участников, в то время как садоводческие товарищества могут возводить пансионаты, плодохранилища и другие постройки общего пользования, иметь пасеки. Все это имущество является не общей, а общественной собственностью товарищества в целом125. Члены товарищества вступают в него для удовлетворения своих индивидуальных потребностей и лишь в результате этого достигается общественный результат, в то время как образование общественных организаций всегда с самого начала имеет в виду достижение общественной цели. В качестве общественной организации выступает, в частности, добровольное общество садоводов126.
9. Гражданам обеспечивается право объединения в общественные организации. Юридической основой их деятельности являются Конституция РФ, Федеральные законы от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»127, от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»128. Общественные организации, обладающие признаками юридического лица, выступают в качестве субъектов гражданского права.
Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.
Действие указанных законов не распространяется на кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели, либо
'"См.: пост. СМ СССР от 29 декабря 1984 г. «Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества»//СП 1985. №2. Ст.8; 1986. №22. Ст. 122;
1989. № 6. Ст. 18; № 10. Ст.29; 1990. № 27. Ст.132; № 28. Ст. 135; пост. СМ РСФСР от 5 июня 1986 г. «О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества в РСФСР» // СП № 20. Ст. 149. См.: Сов. юстиция. 1959. № 10. С.82;
Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1983. № 5. С.13; 1985. № 10. С.4; 1986. № 1. С.2.
'"См.: пост. Плен. Верх. суда СССР от 30 марта 1990 г. «О применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ» // Бюлл. № 3. С. 18; 1991. № 2. С. 18-19.
'"Примерное положение о республиканском (АССР), краевом, областном, районном (городском) добровольном обществе садоводов, утв. МЖКХ и МСХ РСФСР 6 марта 1979г., согласовано с ВЦСПС и МФ РСФСР//Хоз-во и право. 1979.№5. С.88.
'"Ведомости... 1995. № 21. Ст.1930; № 47. Ст.8448.
'"Ведомости... 1995. №33. Ст.3340.
177

содействующие извлечению прибыли (дохода) другими предприятиями и организациями, на религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и иные), органы общественной самодеятельности (народные дружины и другие), порядок создания и деятельности которых определяется иным законодательством.
Профессиональные союзы представляют собою самые массовые общественные объединения, охватывающие всю территорию страны. Каждый профессиональный союз имеет низовые организации, возглавляемые профсоюзными комитетами, районные, городские, областные, республиканские и центральные комитеты. Профсоюзы административно-территориальных и государственных образований объединяются советами профсоюзов. Все комитеты и советы профсоюзов являются юридическими лицами129. Организуемые ими трудовые кассы взаимопомощи, дворцы культуры, клубы, спортивные общества, стадионы и т.п. могут быть самостоятельными юридическими лицами.
Общественными организациями являются академии наук республик130
Добровольные общества и их союзы, в зависимости от района их деятельности, могут быть межгосударственными, всероссийскими, республиканскими, краевыми, областными, районными, городскими или сельскими. Юридическим лицом признается в целом добровольное общество или союз одинаковых добровольных обществ. По характеру своей деятельности общества бывают спортивными, научными, культурными, оборонными и другими131. Они могут организовывать свои предприятия и учреждения. Добровольные общества необходимо отличать от союзов лиц творческих профессий и обществ лиц, страдающих определенными физическими недостатками.
Работники творческих профессий объединяются в свои союзы:
писателей, художников, композиторов и другие, имеющие свои уставы и являющиеся юридическими лицами. Эти союзы учреждают свои «фонды» (Литературный фонд, Художественный фонд. Музыкальный фонд)132, выступающие в качестве юридических лиц. Имеются и
'"Ст.8 Федерального закона от 12 января 1996 г «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» //СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.148; См.: Маркс К., Энгельс Ф.Соч.Т 36 С.225; Правовые аспекты деятельности профсоюзов СССР М , 1973: Бюлл. Верх суда РСФСР. 1967 № 10 С.2.
'"См.: Ведомости .. РФ. 1993 № 16. Ст.560.
'"См.: СП РСФСР. 1978. №9. Ст.66; 1984. №8. Ст.66; Соц. законность. 1968. № 1. С.77.
'"СМ.: СП СССР. 1987. № 16. Ст.61; СЗ СССР. 1934. № 39. Ст.311; 1935. № 4. Ст.26; 1939. № 53.Ст.460; СП СССР. 1940. №3. Ст.98; № 18. Ст. 44; 1990. №18. Ст.95;
СП РСФСР 1988.№10.Ст.41.
178

«фонды», непосредственно не связанные с деятельностью творческих организаций (Детский фонд. Фонд милосердия и др.)133. Эти фонды, объединяясь с другими общественными организациями, образуют новые юридические лица.
Юридическими лицами являются также республиканские общества слепых и общества глухих134, общества инвалидов.
Религиозные организации могут рассматриваться в качестве одного из видов объединений, предусмотренных ст. 14 Конституции Российской Федерации135. Деятельность религиозных объединений регулируется Законом РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий»136.
В последнее время большое распространение получили возникавшие и ранее групповые объединения молодежи, не получающие оформления в предусмотренном законом порядке и потому не являющиеся юридическими лицами. Их называют неформальными объединениями. Характер этих объединений различен - от благородных союзов воинов-интернационалистов запаса до антиобщественных сборищ, совершающих акты вандализма и другие преступления. Очевидно, что отношение к подобным объединениям должно быть различным, одним надо помочь, другие ликвидировать. Однако единство взглядов на них пока не сложилось137.
10. Место нахождения юридического лица по закону определяется местом его регистрации (ст.54 ГК)'". Для осуществления своей деятельности вне места нахождения юридические лица могут организовывать свои отделения, филиалы и представительства139. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, их руководители действуют на основании доверенности, полученной от соответствующего юридического лица (ст.55 ГК).
Наименование юридического лица индивидуализирует его, дает
'» СП СССР. 1988. № 35. Ст.98, 99; Абросимова Е.А . О благотворительных организациях в СССР//Сов. гос-во и право. 1992. № 1. С. 135.
114 Устав Всероссийского общества слепых принят 23 апреля и утвержден МСО РСФСР 20 июля 1981 г.; Устав Всероссийского общества глухих принят 11 июня и утвержден МСО 1 декабря 1980 г. // Уставы добровольных обществ. М., 1986. 4.2.
'"См.: Розечбаум К>. А. Некоторые социально-правовые черты религиозных объединений в СССР//Сов. гос-во и право. 1984. № 12. C.I 18. Ведомости... РСФСР. 1990. № 21.Ст.240.
'"Ведомости... СССР. 1990. № 41. Ст.813. См.: Сов. юстиция. 1959. №6. С.84;
№10.С.82; 1989. № 8. С.25; Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1971. № 1. С. 15; Соц. законность. 1982. № 1.С.21.
'"См.: Овчинский В. нетрадиционные группы молодежи // Соц. законность. 1988. №4.С.43.
13' Надо сказать, что по ранее действовавшему законодательству это место определялось точнее, местом нахождения его постоянно действующего органа.
"'См.: Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций // СП СССР. 1977. № 16. Ст.95.
179

возможность отличать от других субъектов. Для хозяйственной организации это фирменное наименование или кратко - фирма. Фирменное наименование должно показывать предмет деятельности данного юридического лица и для государственных организаций - их подчинение, а для кооперативных - вид и степень объединения. Чтобы различать однородные организации, фирменное наименование должно содержать соответствующие указания: географическое положение, специальное наименование, номер и т.п. Наименование может быть условным и сокращенным140.
С целью повышения заинтересованности и ответственности предприятия выпускаемая им продукция должна иметь обозначение, кем и каким качеством она выпущена. Для этого продукция снабжается производственной маркой, которая содержит в себе фирменное наименование, местонахождение предприятия, сорт товара, номер стандарта или технического условия, цену товара. Наряду с производственной маркой или вместо нее на продукцию наносится товарный знак выпустившего продукцию предприятия. Нанесение производственной марки и товарного знака на само изделие или его упаковку, а также освобождение изделий от маркировки предусматривается стандартами и техническими условиями141. Товарные знаки регистрируются в соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров142, а также Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29 ноября 1995 г.143. В печати отмечалось, что нанесение на изделия одного лишь товарного знака (к тому же нередко трудно расшифровываемого) лишает потребителя возможности установить изготовителя144.
Наряду с производственными марками и товарными знаками предприятий, выпускающих продукцию, изделие может иметь товарный знак торгового предприятия. Организация, оказывающая услуги, вправе иметь знак обслуживания. От этих обозначений, имеющих юридическое значение, необходимо отличать свободные знаки, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров известного рода.
'"См.: Положение о фирме, утв. пост. ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927г. //С3№ 40. Ст.395; № 49. Ст. 499; СП СССР. 1966. № 41. Ст.915; 1968. № 6. Ст.24; СП РСФСР 1983. №3. Ст. 17.
'•" См.: пост. CM СССР от 15 мая 1962 г. «О товарных знаках» // СП № 7. Ст.59;
1985. №4. Ст. 18.
'"Ведомости... РФ. 1992. № 42. Ст.2322.
'"См.: Бюлл. норм. актов... 1996. № 4. С.26-50.
'"См.: Хоз-во и право. 1980. № 7. С.38.
180

Государства
Наиболее сложными субъектами гражданского права выступают государства. Этим объясняется рассмотрение их положения после освещения положения других субъектов гражданского права.
1. На территории бывшего Советского Союза объявили о своей независимости ряд суверенных государств. Каждое из них является субъектом гражданского права. Прежде всего это выражается в том, что любое государство выступает как субъект права государственной собственности. При сложном составе государства субъектами являются также входящие в него республики, а также национальные и административно-территориальные образования145.
Как правило, государство предоставляет принадлежащее ему имущество различным государственным объединениям и организациям для осуществления ими хозяйственной и иной деятельности, не переставая быть собственником переданного имущества. Лишь в случаях безвозвратной передачи государственного имущества коллективным собственникам или гражданам право собственности государства прекращается и возникают иные виды и формы собственности.
Кроме того, что государство постоянно является субъектом права собственности, оно выступает и в качестве субъекта управления тем имуществом, которое не передано в управление отдельным государственным организациям, выступающим в качестве субъекта гражданского права. Слово «управление» употребляется здесь применительно к государству соответственно либо в смысле государственного управления, либо управления, осуществляемого собственником, а применительно к отдельным организациям или в смысле государственного управления или хозяйственного ведения (оперативного управления). М. И. Брагинский называет управление государства нераспределенным имуществом оперативным управлением146, с чем согласиться нельзя, потому что это понятие выработано специально для несобственников, у собственника же права оперативного управления быть не может, как не может быть у него права аренды собственного имущества и т. п.147.
. Земля в стране является достоянием народов (ст.9 Конституции РФ), а распоряжение ею осуществляется государственными и муниципаль-
145 Подробнее о субъектах собственности и права собственности в книге об институте права собственности.
'"См.: Брагинский М. И. Указ. соч. С.31 ел.
'"См.: Виткявичус П. П. Указ. соч. C.I 19: Сов. гос-во и право. 1982. № 7. С. 148. Подробнее о хозяйственном ведении и оперативном управлении в разделе о праве собственности.
181

ными органами. Ранее в литературе эта часть государственного имущества определялась понятием казны148.
Двоякая роль государства послужила поводом для предложения различать собственность общенародную и государственную, причем без того четкого критерия, который указан в предыдущих абзацах, потому что автор названного предложения относит к государственной собственности и имущество, которое не находится в непосредственном управлении государства, а без остатка распределено между отдельными субъектами гражданского права, - промышленность, транспорт и т.д.149.
По принятой в литературе и закрепленной в законодательстве концепции все государственное имущество представляет собою всенародное достояние, находящееся в управлении различных субъектов.Так, средства, поступающие в федеральный бюджет, и не переданные еще отдельным ведомствам и их организациям для расходования по назначению, находятся в управлении государства в целом, а средства субъектов федерации и муниципальных образований -соответственно государственных и муниципальных органов. Осуществляют управление государственным имуществом, не переданным отдельным субъектам, органы государственного управления. Бюджетными средствами управляют Правительство страны, министерство финансов и соответствующие нижестоящие органы. В то же время эти органы сами являются субъектами гражданского права и наделяются для этого необходимыми государственными средствами. Поэтому во всех случаях, когда органы государственного управления вступают в правоотношения, необходимо различать, выступают ли они в роли органов государства, управляющего через них государственным имуществом, или в качестве самостоятельных субъектов гражданского права, юридических лиц, и распоряжаются средствами, выделенными им для оперативной деятельности. Например, Министерство финансов в одном случае выделяет предусмотренные по бюджету средства Министерству здравоохранения и выступает как орган государственного управления, а в другом случае платит строительной организации за ремонт своего здания, осуществляя хозяйственную деятельность юридического лица. Эту двоякую роль выполняют в соответствующих случаях и другие органы.
Государство как субъект гражданского права отличается от других субъектов своим суверенитетом, тем, что оно само определяет правоспособность и дееспособность, а также устанавливает нормы, регулирующие отношения, в которые оно вступает. Все это делает государство не совсем равным тем субъектам, с которыми оно вступает в правоотношения. Авторы, настаивающие на равноправии этих сторон, все же вынуждены признать, что положение государства
'"См.: Гражданское право. М., 1944. Т.1.С.158. '"См.: Коммунист. 1987. № 18. С.78.
182

«откладывает несомненный отпечаток на правовой режим его участия в гражданском обороте»150.
2. Государство нередко является субъектом гражданских правоотношений во внешнем обороте. Но оно не отвечает по обязательствам государственных предприятий, являющихся юридическими лицами, а эти организации не отвечают по обязательствам государства (ст. 113, 126 ГК). Внешнюю торговлю ведут в значительной мере самостоятельные государственные внешнеторговые организации151, другие государственные предприятия и кооперативы, отдельные граждане. Обязательными для государства считаются лишь те заграничные сделки. которые совершены торговыми представительствами или торговыми советниками посольства РФ и специально на то уполномоченными органами и лицами152.
3. Внутри страны государство выступает в качестве субъекта гражданских прав в различных правоотношениях. Надо сказать, что круг этих отношений иногда непомерно расширяется, вследствие чего им охватываются отношения, регулируемые земельным, лесным, уголовным, уголовно-процессуальным, финансовым законодательством и т.п. Происходит это по двум причинам. Во-первых, неосновательно расширяется круг органов, представляющих государство, о чем уже говорилось. Во-вторых, обязательственные отношения рассматриваются как право собственности в динамике, вследствие чего участие государства усматривается и в жилищных обязательствах153, в которых государство непосредственно не участвует. Здесь допускается смешение понятий. Дело в том, что собственность может быть понимаема по-разному (о чем речь пойдет в специальной книге), но правовое отношение собственности необходимо четко отличать от обязательственных правоотношений.
Говоря о гражданской правосубъектности государства, следует, очевидно, держаться в пределах гражданских правоотношений. Отношения, регулируемые другими отраслями права, сюда не отно-
'"' Бригиискич М С. Указ. соч С. 137.
'" См.: Положение о всесоюзном хозрасчетном внешнеторговом объединении, входящем в систему Министерства внешней торговли, утв. СМ СССР 31 мая 1978г.// СП № 13.Ст.91, 1985.№ 13.Ст.54; 1991. №24. Ст.92: Пост. CM СССР от 7 марта 1989г. «О мерах государственною регулирования внешнеэкономической деятельности» // СП № 16 Ст 5U: Положение и Устав Всероссийского хозрасчетного внешнеторгового объединения при СМ РСФСР, утв. СМ РСФСР 21 и 22 декабря 1987 г.//СП 1988. №2. Ст.9:№3 Ст II.
"'См пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 16 декабря 1922 г. «О внешней торговле» / / СУ № 65. Ст.546: Положение о торговых представительствах СССР за границей, утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1989 г. // Ведомости... № 9. Ст. 218.

<< Предыдущая

стр. 7
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>