<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ципом непосредственности судебного разбирательства. Этот принцип определяет порядок восприятия и исследования материалов дела судом. Считается, что данный принцип предъявляет к процессу два требования: относительно материалов дела и относительно состава суда.
Требование относительно материалов дела состоит в том, что для проверки достоверности доказательств по делу суд должен стремиться получить их из первоисточников или, как говорят, из «первых рук». Например, при наличии копии документа и его оригинала преимущество при истребовании доказательств должно отдаваться именно оригиналу. Если есть очевидец происшествия и лицо, которому сведения о нем стали известны от другого лица, суд должен вызвать в судебное заседание свидетеля — очевидца. В этих случаях личное, непосредственное восприятие данных из первоисточника позволяет суду с большей достоверностью сделать вывод об обстоятельствах дела. Получение же данных из «вторых рук» содержит в себе опасность получения искаженных сведений о фактах.
Однако иногда непосредственное восприятие фактических данных судом, рассматривающим дело, невозможно или нецелесообразно. Поэтому закон допускает некоторые исключения из этого правила. Так, например, если свидетель проживает вне района нахождения суда, рассматривающего дело, и не может явиться в этот суд по уважительным причинам, то его может допросить суд по месту проживания. Суд, рассматривающий дело, будет изучать его показания по протоколу допроса, а не заслушивая свидетеля непосредственно.
Требования этого принципа относительно состава суда состоит в том, что в случае коллегиального рассмотрения дела состав от начала и до окончания дела должен быть неизменным. При единоличном рассмотрении дела оно должно быть рассмотрено от начала до конца одним судьей. Только судьи, которые принимали участие в исследовании обстоятельств дела, могут вынести законное и обоснованное решение. Поэтому если судья или один из судей по какой-то причине выбывают из дела (болезнь, командировка, удовлетворение ходатайства об отводе и др.) до его окончания, рассмотрение дела должно начинаться сначала.
36 Можно ли представить суду письменные объяснения? Можно ли при выступлениях пользоваться заметками?
По общему правилу рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется устно. Поэтому все участники про-
36
цесса должны устно довести до суда существо своих требований и возражений, доказательства, которыми эти требования подтверждаются. Поскольку истец излагает свои требования сначала в письменном виде в форме искового заявления, то и ответчик вправе представить в письменном виде свои объяснения или возражения против иска, которые будут оглашены судом в судебном заседании также, как исковое заявление.
Свидетель при даче показаний может пользоваться письменными заметками в тех случаях, когда его показания связаны с какими-либо вычислениями и другими данными, которые трудно удержать в памяти. О необходимости использовать такие заметки должна заявить сторона, по инициативе которой вызван данный свидетель. Заметки должны быть предъявлены суду и лицам, участвующим в деле, чтобы все убедились, что это именно заметки, вычисления, а не текст показаний свидетеля. Если заметки или вычисления свидетеля имеют существенное значение, то определением суда они могут быть приобщены к делу.
37. Допускает ли Конституция Украины участие общественности в судебном разбирательстве гражданских дел?
Данный вопрос возникает, по-видимому, из-за того, что статья 124 Конституции Украины устанавливает правило, согласно которому народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных, а суды с народными заседателями и присяжными предусмотрены законодательством для уголовного судопроизводства. Но здесь речь идет об участии народа именно в осуществлении правосудия. Вместе с тем статья 129 Конституции Украины, определяя перечень принципов судопроизводства, не замыкает этот перечень, а допускает возможность установления в законодательстве и других основ судопроизводства. Поэтому установленный ст. 161 ГПК принцип участия общественности в судебном разбирательстве гражданских дел Конституции Украины не противоречит.
Значение этого принципа определяется его целями, которые состоят из: 1) доведения до суда мнения трудового коллектива или общественной организации по рассматриваемому делу;
2) воспитательном воздействии на участников процесса и сам коллектив или общественную организацию; 3) оказании помощи суду в установлении действительных взаимоотношений участников спора.
Полномочия представителей общественности подтверждаются выписками из постановлений общих собраний или вы-
37
борного органа общественной организации или коллектива, принятых по поводу рассматриваемого дела. Допуск представителя общественной организации или трудового коллектива оформляется определением суда. Если полномочия оформлены надлежащим образом, то оснований к отказу в допуске представителей общественности в судебное разбирательство нет.
38. Гражданские дела в судах рассматривается иногда очень долго. Есть ли для этого «законные» причины?
Гражданское процессуальное законодательство устанавливает для суда сроки подготовки и рассмотрения гражданского дела. По общему правилу подготовка дела к судебному разбирательству должна быть закончена в пределах семидневного срока, начиная со дня принятия заявления. В исключительных случаях по сложным делам этот срок может быть продлен до двадцати дней. Для рассмотрения гражданских дел закон устанавливает такие сроки: трудовые дела — в семидневный срок;
дела о взыскании алиментов и о возмещении ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также потерей кормильца, — в десятидневный срок; прочие дела — в пятнадцатидневный срок.
Таким образом, максимальный срок рассмотрения и разрешения гражданского дела в суде не должен превышать тридцати пяти дней. Но на самом деле многие дела рассматриваются судами значительно дольше. Причинами этого могут быть отложение разбирательства дела и приостановление производства по делу.
Каждый случай отложения разбирательства дела является затяжкой в его рассмотрении, но часто бывает так, что лучше допустить такую затяжку, чем неправильно дело разрешить. Отложение разбирательства дела представляет собой перенесение судебного заседания на другое точно обусловленное время. В законе для суда исчерпывающего перечня оснований отложения не установлено. Все основания отложения можно разделить на две группы.
Субъективные основания, т.е. зависящие от участников процесса: неявка кого-либо из участников, без которых невозможно рассмотреть дело в данном судебном заседании. Неявка эта может быть как по вине суда (неизвещение или ненадлежащее извещение о времени судебного заседания), так и по вине самих участников процесса (неявка без уважительных причин). Причиной отложения может быть и недостаток доказательств
38
вследствие некачественной подготовки дела к судебному разбирательству.
Могут быть и объективные основания отложения: недостаточность доказательств вследствие новых обстоятельств, удовлетворение ходатайств об отводе, предоставление супругам срока для примирения и т.д.
Отложение разбирательства дела оформляется протокольным определением суда. Явившимся участникам дела о времени нового судебного заседания сообщается под расписку. В целях процессуальной экономии суд допрашивает явившихся свидетелей, если в данном судебном заседании присутствуют все лица, участвующие в деле.
Приостановление производства по делу — это также перенесение судебного заседания по делу на другое время, но в отличие от отложения время нового судебного заседания суд точно указать не может. В этом случае судебное заседание переносится до отпадения препятствий, послуживших основанием приостановления производства по делу. Второй особенностью приостановления является то, что закон содержит исчерпывающий перечень оснований приостановления производства по делу.
По характеру оснований выделяют два вида приостановления: обязательное и факультативное.
Обязательное бывает тогда, когда суд независимо от своего усмотрения или усмотрения участников дела обязан приостановить производство, а именно в случаях: смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство, или прекращения юридического лица (для юридических лиц правопреемство будет при любом способе прекращения); утраты стороной дееспособности (лицо признано недееспособным после возбуждения данного дела); пребывания ответчика в действующей части Вооруженных Сил Украины или просьбы истца, находящегося в такой части (это основание распространяется на весь личный состав части); невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном порядке.
Факультативное, т.е. необязательное приостановление производства по делу осуществляется по просьбе лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда и может быть в следующих случаях: пребывания стороны на действительной срочной службе или привлечения ее для выполнения какой-либо государственной обязанности; тяжелого заболевания стороны, подтвержденного документами лечебного заведения (заболевание такое, что из-за него явка в суд невозможна или чрезвычайно затруд-
39
нительна); розыска ответчика; нахождения стороны в длительной служебной командировке (неизвестен точно срок окончания командировки); назначения судом экспертизы (если время на проведение экспертизы можно определить заранее, суд должен отложить дело).
Приостановление производства по делу оформляется определением в виде отдельного процессуального документа. Поскольку оно препятствует дальнейшему движению дела, на него может быть подана жалоба или вынесено частное представление прокурора.
39. После окончания судебного заседания свидетель Л. обратился к судье и заявил, что в протоколе судебного заседания неправильно записаны его показания. Судья дал указание секретарю судебного заседания внести соответствующие исправления. Правильно ли это?
По закону замечания на протокол судебного заседания могут приносить только стороны и другие лица, участвующие в деле, т.е. истец, ответчик, третьи лица, органы управления и другие лица, указанные в ст. 121 ГПК, прокурор и представитель сторон и третьих лиц. Как видно из приведенного перечня, свидетели не относятся к лицам, имеющим право приносить замечания на протокол судебного заседания. Кроме того, в данном случае был нарушен и порядок рассмотрения замечаний.
Заявление с замечаниями на протокол подается в течение трех дней с момента его подписания председательствующим по делу и секретарем судебного заседания. Если трехдневный срок пропущен, то замечания на протокол прилагаются к заявлению о восстановлении пропущенного срока.
Председательствующий рассматривает замечания и, в случае согласия с ними, удостоверяет правильность замечаний. Если он не согласен, то заявление вносится на рассмотрение в судебном заседании тем же составом суда, который рассматривал дело. В состав суда должны входить хотя бы двое судей из прежнего состава. Лица, подавшие заявление с замечаниями, в судебное заседание вызываются лишь в необходимых случаях, когда нужны их дополнительные пояснения. При единоличном рассмотрении дела по существу замечание рассматривается также единолично судьей, рассмотревшим дело.
Замечания на протокол должны быть рассмотрены в течение пяти дней. Если суд (судья) соглашается с замечаниями, то своим определением он удостоверяет их правильность; если не
40
соглашается, то своим определением он отклоняет их. И в том, и в другом случае определение суда (судьи) и замечания на протокол приобщаются к гражданскому делу.
40. Что собой представляет дополнительное решение? Когда и кто его может вынести?
Одним из требований, предъявляемых к решению суда первой инстанции, является его полнота, а это значит, что в решении должен быть дан ответ о наличии или отсутствии субъективного гражданского права, вытекающего из спорного правоотношения; указано о принадлежности этого права истцу;
определено, существует ли юридическая обязанность и возложена ли она на ответчика; указана количественная характеристика права и обязанности; определен порядок и срок реализации права и исполнения обязанности. Если чего-либо из указанного нет, то решение является неполным и этот недостаток можно устранить дополнительным решением, которое выносится по четырем основаниям.
Во-первых, если по какому-либо исковому требованию, по поводу которого стороны представляли доказательства и давали объяснения, не постановлено решение.
Во-вторых, если суд разрешил вопрос о праве, но не указал точного размера присужденного взыскания или действия, которое должно быть исполнено.
В-третьих, если суд не указал об обязательном немедленном исполнении.
В-четвертых, если судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Инициаторами вынесения дополнительного решения могут быть лица, участвующие в деле, или сам суд. Вопрос о его вынесении может быть возбужден в течение десяти дней со дня постановления основного решения. Суд, постановивший основное решение, разрешает вопрос о дополнительном решении в судебном заседании с вызовом сторон. При наличии одного или нескольких оснований, указанных ранее, суд выносит дополнительное решение, а при отсутствии — определение об отказе вынести дополнительное решение. И решение и определение могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Пример. По иску Р. к заводу «Сельхозмаш» о восстановлении на работе и взыскании вознаграждения за вынужденный прогул, суд в резолютивной части решения указал: «Восстановить Р., как незаконно уволенного, на пре-
41
жнее место работы. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Харьковского областного суда в течение десяти дней через Киевский районный суд г. Харькова». Данный пример содержит четыре недостатка полноты решения, которые можно устранить путем вынесения дополнительного решения. Во-первых, истцом предъявлялось не только требование о восстановлении на работе, но и требование о взыскании вознаграждения за вынужденный прогул. Если по поводу этого требования представлялись доказательства и стороны давали объяснения, можно вынести дополнительное решение.
Во-вторых, суд в резолютивной части точно должен был указать должность, на которую восстанавливается незаконно уволенное лицо. Это тоже может быть предметом дополнительного решения.
В-третьих, и по первому и по второму требованию суд обязан был указать о немедленном исполнении решения о восстановлении на работе и взыскании вознаграждения за вынужденный прогул не более чем за один месяц.
И, наконец, в-четвертых, дополнительным решением должен быть разрешен вопрос о взыскании с ответчика судебных расходов в доход государства.
41. Что значит «суд разъясняет решение»? Какие правовые последствия это имеет?
Пример. По иску Петровой Зои Ивановны к Хмельнову Владиславу Ивановичу и Хмельнову Василию Ивановичу о разделе наследственного имущества суд в резолютивной части, в частности, указал: «Признать за Хмельновым В.И. право на мебельный гарнитур, холодильник, телевизор, ковер, а за Хмельновым В.И. — право на автомобиль ГАЗ-24». Исполнить такое решение невозможно, т.к. не понятно, кому из братьев какое имущество должно быть передано. В соответствии со ст. 212 и 215 ГПК есть два вида разъяснения решения. Первый вид — разъяснение смысла решения председательствующим после его оглашения. И второй — процессуальное разъяснение, разъяснение с вынесением процессуального документа — определения. В приведенном выше примере недостаток решения как раз и можно устранить процессуальным его разъяснением.
Инициаторами разъяснения решения могут быть лица, участвующие в деле, а также орган исполнения, чаще всего судеб-
42
ный исполнитель. Подача заявления о разъяснении решения возможна, если решение еще не исполнено, в пределах сроков исполнительной давности.
Суд, разрешивший гражданское дело, разъясняет решение своим определением, на которое может быть подана жалоба или внесено частное представление прокурора. В судебное заседание должны вызываться стороны, однако их неявка не препятствует рассмотрению вопроса о разъяснении решения, если у суда есть сведения о надлежащем извещении сторон. Разъясняя решение, суд не вправе изменять его содержание. Пленум Верховного Суда Украины в пункте 13 Постановления № 11 от 29 декабря 1976 г. «О судебном решении» указал: «При разъяснении в соответствии со ст. 215 ГПК своего решения суд в определении по этому поводу излагает более полно и ясно те же части решения, понимание которых вызывает трудности, не внося изменений в существо решения и не касаясь вопросов, которые не были предметом судебного разбирательства».
42. Чем отличается немедленное исполнение от обычного исполнения судебного решения?
«Обычное» исполнение решения может осуществляться только после того, когда решение вступит в законную силу. Если решение не обжаловано и на него не было внесено кассационное представление прокурора, то оно вступает в законную силу после окончания срока на кассационное обжалование и внесение представления. В случае подачи жалобы или представления решение, если оно не отменено судом кассационной инстанции, вступает в законную силу после рассмотрения дела этим судом. В законную силу вступают немедленно и кассационному обжалованию не подлежат решения Верховного Суда Украины по всем делам и решения других судов Украины по отдельным делам, возникающим из административно-правовых отношений.
Однако некоторые судебные решения по гражданским делам становятся способными к принудительному исполнению до вступления в законную силу, т.е. сразу вслед за их постановлением и оглашением. Необходимость немедленного исполнения возникает вследствие особенности подтвержденного судом требования истца. Процессуальный закон предусматривает два вида немедленного исполнения: обязательное и факультативное.
Обязательное немедленное исполнение — это немедленное исполнение независимо от усмотрения суда или участников дела. Суд обязан допустить немедленное исполнение по делам о взыскании алиментов; о присуждении рабочему или служащему
43
заработной платы; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также потерей кормильца; о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника; о взыскании в пользу члена колхоза оплаты за труд в колхозе.
Суд вправе в зависимости от конкретных обстоятельств рассматриваемого дела (факультативно) допустить решение к немедленному исполнению по делам о присуждении вознаграждения авторам за использование произведений в области литературы, науки и искусства, а также объектов права интеллектуальной собственности, на которые выданы охранные документы; если от задержки исполнения может произойти значительный ущерб для стороны, в пользу которой вынесено решение; если имеются основания предположить, что решение впоследствии будет невозможно или затруднительно исполнить.
Вопрос о немедленном исполнении решения разрешается при вынесении решения. Обжалование решения, в котором указано о его немедленном исполнении, не приостанавливает немедленного исполнения.
43. В каких случаях может суд закончить гражданское дело, не вынося судебного решения?
Гражданский процессуальный закон предусматривает две формы окончания гражданского дела без вынесения судебного решения: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения.
Прекращение производства по делу допускается по основаниям, перечисленным в ст. 227 ГПК. Их можно свести к трем группам. Во-первых, дело подлежит прекращению, если оно возникло незаконно, т.е. при отсутствии у истца права на предъявление иска в суде (см. ответы на вопросы № 9 и 30). Во-вторых, дело прекращается, если оно возникло законно, но дальше его рассматривать нецелесообразно (если истец отказал от иска и отказ принят судом; если стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом; если между сторонами заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда). В-третьих, дело прекращается, если оно возникло законно, но дальше его рассматривать невозможно: если после смерти гражданина, являющегося одной из сторон по делу, спорные отношения не допускают правопреемства (например, в случае смерти истца или ответчика по делу о взыскании алиментов, в случае смерти истца по делу о восстановлении на работе и т.п.).
44
Производство по делу прекрах.ьл.ается определением суда, выносимым в виде отдельного про хдессуа-льного документа. В нем должно быть указано основангче прекращения производства по делу. Если производство прекращается ввиду неподведомственности суду, то заявителю 1-^еобходимо указать, куда он может обратиться со своим заявлением. Поскольку определение о прекращении производства препятствует дальнейшему движению дела, на него может быть» подана жалоба или принесено частное представление прокурора. Последствием прекращения дела является то, что повтор» н-ое обращение в суд с тождественным иском, т.е. с иском М1е:жду теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основяниягм, не допускается.
Оставление заявления без расс1уготрем:мя допускается по основаниям, указанным в ст. 229 ГГТК. И1х можно разделить на две группы. Первая группа оснований свидетельствует о том, что процесс возник неправомерно, т.к. нарушены условия, определяющие порядок предъявления иска: заявление подано недееспособным лицом; заявление от им-еяи заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела (см. ответ на вопрос № 31).
Особую сложность вызывает тедтгерь лрименение п. 1 ст. 229 ГПК, который требует оставлять заявление без рассмотрения, если заинтересованным лицом, о&ра/тивхцимся в суд, не соблюден установленный для данной к-атегоджи дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела и возможность применения этого порядка не утрачех-га-. Хотя Пленум Верховного Суда Украины в Постановлении Г^й? 9 от 1 ноября 1996 года «О применении Конституции Украяъ-хы птри осуществлении правосудия» прямо не высказался относите льно прекращения производства по делу на основании гх - 2 ст- 227 ГПК и оставлении заявления без рассмотрения на осшоваяии п.1 ст. 229 ГПК, для судов имеет важное значение п-8 дансного Постановления, в котором указано категорично, что суд ме вправе отказать лицу в принятии искового заявления и-гщ жалобы только на том основании, что его требования мог"ут бьлть рассмотрены в предусмотренном законом досудебноч^А порядке. Значит, и прекращать производство по делу и оставлять» заявление без рассмотрения в соответствии с этим укаиэ:аиие»л Верховного Суда и по данному основанию суды не дол-^Фсны.
Вторая группа оснований остаэаленигя заявления без рассмотрения свидетельствует о невозмо.жонос-т-и дальнейшего его рассмотрения в этом процессе (в случае повторной неявки в судебное заседание истца или обеисзс сторон либо неуведомления
45
ими о причинах неявки на вторичный вызов; в случаях, когда спор по тождественному иску находится на рассмотрении в другом суде).
Оставление заявления без рассмотрения производится определением суда, вынесенным в виде отдельного процессуального документа, на которое может быть подана жалоба или внесено частное представление прокурора, поскольку оно препятствует дальнейшему движению дела. В отличие от прекращения производства по делу, при оставлении заявления без рассмотрения наступают другие правовые последствия. Поскольку препятствия, являющиеся основаниями оставления заявления без рассмотрения, преодолимы, после их устранения можно вновь обращаться в суд с тождественным иском.
Глава III
ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПО НЕИСКОВЫМ ДЕЛАМ
44. Какие дела рассматриваются в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений?
В отличие от искового производства в данном виде судопроизводства суд первой инстанции рассматривает и разрешает неисковые дела, т.е. такие, в которых нет спора о праве гражданском (гражданском, трудовом, семейном, кооперативном). Поэтому в этом виде судопроизводства нет сторон, иска, искового заявления, отказа от иска, мирового соглашения, признания иска и т.п. Предметом судебного разбирательства здесь является спор о законности действий должностных лиц, административных органов и др.
В настоящее время в судебном порядке рассматривается одиннадцать категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений: по жалобам на неправильности в списках избирателей и в списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме; по жалобам на решения и действия территориальной, окружной (территориальной) избирательной комиссии по выборам депутатов и председателей Советов и заявлениям об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата; по жалобам на решения и действия Центральной и окружной избирательных комиссий по выборам Президента Украины и заявлениям об отмене решения Центральной избирательной комиссии; по заявлениям об отмене решения окружной избирательной комиссии о регитрации кандидата в народные депутаты Украины; по жалобам на решения и действия Центральной избирательной комиссии; по заявлением о досрочном прекра-
46
щении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости депутатской деятельности с другими видами деятельности; по жалобам на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; по жалобам граждан на решения, действия или бездеятельность государственных органов, юридических или должностных лиц в сфере управленческой деятельности; по жалобам на решения, принятые в отношении религиозных организаций; по заявлениям прокурора о признании правового акта незаконным; о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию.
Эти дела рассматриваются по общим правилам, установленным ГПК, за некоторыми изъятиями и дополнениями. Поэтому на них распространяются требования гражданской процессуальной формы о стадиях процесса, о принципах процессуального права, о представительстве, о правопреемстве, о доказательствах, о процессуальных сроках и др.
45. В газете «Зеркало недели» № 43 было сообщение об обжаловании решения сессии горсовета в суд. Можно ли это делать по закону? Может ли суд приостановить это решение?
В соответствии с главой 31-А гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что решением, действием или бездеятельностью государственного органа, юридического либо должностного лица во время осуществления ими управленческих функций нарушены его права или свободы. К органам, чьи решения, действия или бездеятельность могут быть обжалованы, относятся и органы местного самоуправления. Кроме нарушения прав и свобод, предметом жалобы могут быть также препятствия для реализации конституционных прав и свобод или недостаточность мер по реализации прав гражданина; возложение на него обязанностей, не предусмотренных законодательством или предусмотренных законодательством, но без учета конкретных обстоятельств, при которых эти обязанности должны возлагаться, или что они возложены не уполномоченным лицом или органом; привлечение к ответственности, не предусмотренной законом, или применение взыскания при отсутствии оснований или неправомочным лицом или органом.
Что касается полномочий суда относительно обжалуемого решения, то они подразделяются на две группы: полномочия при рассмотрении дела и полномочия по итогам рассмотрения
47
дела. Приостановить обжалуемое решение суд как раз может после поступления жалобы в суд. Как представляется, суд должен вынести определение о приостановлении действия обжалуемого решения и не позднее следующего дня после принятия жалобы направить его соответствующему органу.
По итогам рассмотрения дела суд при обоснованности жалобы признает обжалуемое решение неправомерным и обязует орган, его принявший, удовлетворить требование заявителя и устранить нарушение. Если же обжалуемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа и права или свободы заявителя не были нарушены, суд постановляет решение об отказе в удовлетворении жалобы.
46. В каком порядке могут быть взысканы с граждан недоимки по налогам?
Особенностью этих дел является то, что они как бы начинаются с элементов исполнения. Орган взыскания — финансовый отдел исполкома районного, городского или районного в городе Совета народных депутатов — выступает и органом исполнения. Еще до возбуждения дела в суде орган взыскания должен произвести опись имущества или собрать данные об имуществе недоимщика, находящемся у других лиц, если имущества недостаточно для погашения недоимки. А если у должника нет имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, следует составить акт об отсутствии имущества.
В суд орган взыскания обращается для того, чтобы получить решение суда об изъятии имущества у должника. Заявление органа взыскания подается в суд по месту жительства недоимщика или месту нахождения его имущества. В заявлении надо указать фамилию, имя и отчество недоимщика и место его жительства; закон, на основании которого гражданин обязан платить налог; сумму платежа и. срок его уплаты, сумму недоимки и пени. К заявлению необходимо приложить копию платежного извещения или выписку из лицевого счета недоимщика с указанием времени вручения ему платежного документа, размера и сроков платежа; акт описи имущества недоимщика или акт об отсутствии имущества у должника; справки от других лиц о причитающихся недоимщику суммах при отсутствии или недостаточности у него имущества.
В судебном заседании суд проверяет соответствие закону вида платежа, наличие оснований взыскания, соблюдение порядка привлечения к платежу, соблюдения имеющихся льгот.
48
В случае сомнения в правильности исчисления размера платежа суд приостанавливает производство по делу и направляет материалы органу взыскания для проверки. Производство возобновляется после перерасчета платежа или подтверждения заявления вышестоящим органом. Если суд признает заявление органа взыскания обоснованным и законным, он выносит решение об изъятии имущества и разрешает органу взыскания продолжить исполнение по общим правилам ГПК.
47. В каком порядке обжалуются действия должностных лиц налоговой службы?
Порядок обжалования действий должностных лиц государственных налоговых инспекций определен главным образом статей 14 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (Вщомост! Верховно! Ради, 1991, № 6, ст. 37).
Жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те налоговые инспекции, которым они подчинены. Жалобы разрешаются в месячный срок со дня их получения. Решение по жалобам могут обжаловаться в течение месяца в вышестоящую налоговую инспекцию, В случае несогласия юридических лиц с решением Главной государственной налоговой инспекции Украины оно может быть ОБЖАЛОВАНО В АРБИТРАЖНЫЙ СУД.
Если гражданин не согласен с принятым решением, действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы им в судебном порядке. Эти дела рассматриваются в порядке, установленном главой 31-А ГПК (см. ответ на вопрос № 45).
Обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 31 ГПК.
Жалоба подается в районный (городской) суд по месту работы должностного лица в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Суд, получив жалобу, истребует дело о наложении административного взыскания. Жалоба рассматривается с вызовом заявителя, а в случае необходимости и должностного лица, вынесшего постановление. Дело должно быть рассмотрено не позднее десятидневного срока со дня поступления жалобы. Проверяя жалобу, суд должен установить: наложено ли взыскание правомочным органом; имеются ли в действиях признаки административного проступка; не превышены ли пределы взыскания; учтены ли характер проступка, личность нарушителя,
49
степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Итогом судебного разбирательства является судебное решение, которым суд по этим делам может:
1) отказать в удовлетворении жалобы, если постановление об административном взыскании является законным и обоснованным;
2) отменить постановление и направить административное дело на новое рассмотрение, если не были выяснены необходимые обстоятельства;
3) отменить постановление и направить дело на рассмотрение правомочного органа;
4) отменить постановление и прекратить дело, если по закону установленные обстоятельства исключают производство по делу об административных правонарушениях;
5) изменить взыскание в пределах, предусмотренных законом об ответственности за административное правонарушение.
Решения по данным делам являются окончательными и в кассационном порядке не могут обжаловаться. Копию решения суд отправляет органу или лицу, постановления которых обжаловались.
48. Какие дела рассматриваются в суде в порядке особого производства?
Особое производство является одним из видов производств в суде первой инстанции. В порядке особого производства суд рассматривает и разрешает дела: о признании гражданина ограниченного дееспособным или недееспособным; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об усыновлении детей, проживающих на территории Украины; об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о восстановлении прав на утраченные ценные бумаги на предъявителя; об обжаловании нотариальных действий или отказа в их совершении. Каждая из этих категорий имеет особенности, но все они имеют и общие черты, т.к. относятся к одному виду производства — особому.
В порядке особого производства может разрешаться только спор о наличии факта, состояния, но не спор о праве. Поэтому дела возбуждаются заявлением, а значит, здесь нет искового заявления, сторон, круг заявителей четко определен законом, нет отказа от иска, признания иска и других категорий, присущих исковому производству.
50
Дела особого производства рассматриваются по общим правилам. Но поскольку в них не может быть спора о праве, ГПК устанавливает для них и ряд особенностей. Все дела особого производства рассматриваются судьей единолично.
Что касается дел о признании гражданина недееспособным, то в случае отмены единоличного решения судьи, дело должно рассматриваться коллегиальным судом.
49. Какой порядок установлен законом для рассмотрения дел о признании гражданина ограниченно дееспособным?
Данная категория дел имеет большое социальное значение для семьи, общества и вместе с тем затрагивает основные права личности.
Целью этих дел является некоторое ограничение гражданина в дееспособности по предусмотренным в законе основаниям: а) вследствие злоупотребления спиртными напитками;
б) вследствие злоупотребления наркотическими средствами. Дело в суде возбуждается по заявлению совершеннолетних членов семьи данного гражданина, профсоюзов и других общественных организаций, прокурора и органов опеки и попечительства. Члены семьи будут считаться заявителями и тогда, когда дело возбуждено не их заявлением.
Заявление о признании гражданина ограниченно дееспособным госпошлиной не оплачивается и подается в суд по месту жительства этого гражданина. К заявлению необходимо приложить доказательства того, что гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и этим ставит себя и свою семью в тяжелое материальное положение. Это могут быть акты милиции и общественных организаций, решения товарищеских судов и др. В порядке подготовки дела судья может определить круг свидетелей, которые могут подтвердить обстоятельства дела.
Дела о признании гражданина ограниченно дееспособным рассматриваются обязательно с участием представителей органов опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело, принимает участие в рассмотрении дела, если это возможно по состоянию его здоровья. В решении суда при наличии достаточных оснований должно быть указано о признании гражданина ограниченно дееспособным. Суд не должен указывать, в чем конкретно это должно заключаться. Например, нельзя указывать в судебном решении, как иногда делают, что гражданин ограничен в праве получения своей зарплаты и распоряжения ею.
51
После вступления решения в законную силу оно направляется органам опеки и попечительства для назначения попечителя гражданину, признанному ограниченно дееспособным. Если гражданин прекратит злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, суд по заявлению самого гражданина, его попечителя, учреждений, организаций и лиц, указанных выше, а также по собственной инициативе постановляет в судебном заседании решение об отмене ограничения в дееспособности. Это решение после вступления в законную силу направляется органам опеки и попечительства для снятия попечительства над данным гражданином.
50. Какие юридические факты можно устанавливать в суде? Каков порядок установления фактов, имеющих юридическое значение?
Возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей зависит от юридических фактов, наличие которых довольно часто подтверждается соответствующими документами. Если документами их подтвердить невозможно, юридические факты можно установить в суде в порядке особого производства. В отличие от искового производства установление факта здесь является конечной целью. Суд устанавливает юридические факты, если: они влекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей; действующим законодательством допускается судебный порядок установления данного юридического факта; невозможно получить соответствующие документы или невозможно восстановить утраченные документы, удостоверяющие факты; при установлении факта не будет разрешаться спор о праве гражданском.
В порядке особого производства суд может устанавливать следующие факты (ст. 273 ГПК).
Факт родственных отношений граждан. В заявлении об установлении факта надо указать цель его установления, сведения о невозможности получения соответствующего документа в органах РАГС. Просить можно об установлении такой степени родства, которая может повлечь правовые последствия для заявителя (например, получение свидетельства о праве на наследство).
Факт нахождения гражданина на иждивении. Этот факт может подтверждаться справками жилищно-эксплуатационных органов. При невозможности их получения данный факт можно устанавливать в суде. Суд должен установить, что было именно иждивение, т.е. помощь, которая предоставлялась заявите-
52
лю, была для него постоянным и основным источником средств существования. При установлении факта нахождения на иждивении для оформления права на наследство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным и пребывал на иждивении не менее одного года.
Факт увечья. Этот факт можно устанавливать в порядке искового производства, если он необходим для разрешения граж-данско-правового спора и если во внесудебном порядке это сделать невозможно (утрачен акт о несчастном случае, при его составлении допущена ошибка и т.п.).
Факт регистрации усыновления, брака расторжения брака, рождения и смерти. Устанавливая эти факты, суд констатирует именно наличие факта регистрации, а не само событие, устанавливает достоверные факты, а не предположительные, как при объявлении умершим, утрате актовых книг РАГСа и соответствующих свидетельств.
Факт пребывания в фактических брачных отношениях. Этот факт может быть установлен судом, если фактические брачные отношения возникли до 8 июля 1944 года и продолжались до смерти одного из супругов. После указанной даты правовое значение имеет только зарегистрированный брак.
Факт принадлежности правоустанавливающих документов. Эти дела возникают вследствие ошибок в документах. Но ошибки могут устранять прежде всего организации, выдавшие данный документ. Поэтому суд должен убедиться, что документ принадлежит именно заявителю и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести необходимые исправления.
Так, суд может устанавливать факт принадлежности справок о ранениях, о пребываниях в госпитале, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести; завещаний, страховых свидетельств, сберегательных книжек, трудовых книжек и т.п. При этом суд не вправе устанавливать тождество имен, отчеств и фамилий лиц, по-разному именуемых в различных документах. Дела об установлении факта принадлежности билета о членстве в объединении граждан, военного билета, паспорта, а также свидетельств, выдаваемых органами РАГС, судебному рассмотрению не подлежат, т.к. они удостоверяют личность. Исправления в них могут вносить только выдавшие их органы.
Факт смерти лица. Он устанавливается тогда, когда органы РАГС не производили записи о смерти лица. Суд должен установить время и место, обстоятельства смерти. В отличие от
53
объявления умершим, это достоверный факт. Решение суда об установлении этого факта является основанием для выдачи документов органами РАГС, нотариусом и др.
Поскольку закон не дает исчерпывающего перечня фактов, которые может устанавливать суд, в порядке особого производства могут устанавливаться и другие факты, имеющие юридическое значение.
Так, суд может установить факт участия в работах, связанных с устранением аварии на Чернобыльской АЭС или ее последствий, если заявитель не может получить документов, необходимых для получения соответствующего удостоверения. В суде могут быть установлены факты отцовства и признания отцовства, в случае смерти лица, которое заявитель считает отцом ребенка; принятия наследства и др.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждаются заявлением, подаваемым в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должен быть указан факт, подлежащий установлению, цель установления факта, причины невозможности получения документов, удостоверяющих этот факт, и доказательства, подтверждающие наличие факта. В решении суда отражается факт, установленный судом, цель его установления, доказательства, на основании которых установлен этот факт. Само по себе решение не заменяет документ, удостоверяющий юридический факт, а лишь является основанием для получения соответствующих документов.
51. В каком порядке рассматриваются дела об усыновлении детей, проживающих на территории Украины?
Недавние изменения в брачно-семейном законодательстве потребовали регулирования порядка рассмотрения этих дел в суде. В связи с этим ГПК был дополнен главой 35-А, т.е. законодатель отнес эти дела к делам особого производства. По своему характеру эти дела представляют собой признание судом особого состояния: при наличии определенных фактов состояния усыновления.
Заявление об усыновлении ребенка подается в суд по месту жительства усыновляемого ребенка или по месту жительства заявителя. Как представляется в большинстве случаев, а если заявителем являются иностранные граждане — всегда, дело должно рассматриваться судом по месту жительства ребенка с целью полного и объективного вь[яснения обстоятельств дела.
Кроме обычных дел всякого заявления реквизитов, заявление по этим делам должно содержать фамилию, имя, отчество,
54
возраст усыновляемого ребенка, его место жительства, ходатайство об изменении фамилии, отчества, данных о дате и месте рождения ребенка и о записи заявителя или заявителей родителями ребенка; сведения об осведомленности о состоянии здоровья ребенка.
К заявлению об усыновлении ребенка в суд должно быть приложено заключение органа опеки и попечительства о целесообразности усыновления и соответствии его интересам ребенка.
Для получения такого заключения заявитель обращается в отдел образования по месту жительства. К заявлению прилагается справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате или копия декларации о доходах; копия свидетельства о браке, если заявители пребывают в браке, медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя. На основании этих документов и акта обследования жилищных условий составляется заключение о взятии на учет в качестве кандидата в усыновители. Отдел образования на основании заявления кандидата в усыновители и документов детского учреждения, где содержится и воспитывается ребенок, составляет заключение о целесообразности усыновления и соответствии его интересам ребенка.
Если усыновителями выступают иностранные граждане, то кандидатами в усыновители их берут на учет в Центре по усыновлению детей при Министерстве образования Украины, разрешение которого должно прилагаться к заявлению, предъявляемому иностранными гражданами в суд.
Указанные документы являются не только основанием для выдачи заключения о целесообразности усыновления и соответствии его интересам ребенка, но вместе с этим заключением должны представляться в суд. Если же кандидатами в усыновители являются иностранные граждане, то в суд дополнительно представляется разрешение компетентного органа страны усыновителя ребенка, нотариально засвидетельствованное обязательство усыновителя о предоставлении представителям дипломатического учреждения Украины в данной стране информации об усыновленном ребенке и возможности общения с ним.
С заключением о целесообразности усыновления и соответствии его интересам ребенка в судебном заседании должны выступить представители органов опеки и попечительства или Центра по усыновлению детей при Министерстве образования Украины, если усыновителями выступают иностранные граждане. С целью сохранения тайны усыновления дела этой категории рассматриваются в закрытом судебном заседании. Суд
55
должен проверить наличие и законность оснований для усыновления: может ли данное лицо быть усыновителем, не нарушены ли права лиц, имеющих преимущественное право на усыновление данного ребенка (данные о его родителях, наличии их согласия, об их правовом состоянии, об их участии в воспитании и содержании ребенка), соблюден ли порядок взятия на учет, есть ли необходимые документы.
По результатам рассмотрения дела суд выносит решение. Если суд удовлетворяет заявление об усыновлении, то в решении должно быть указано об изменении по ходатайству заявителей имени, фамилии и отчества усыновляемого ребенка, даты и места его рождения, о записи усыновителей его родителями, о взыскании с них судебных расходов. Усыновление считается наступившим с момента вступления решения в законную силу. Копия решения и является основанием для внесения в акт записи о рождении ребенка.
Если усыновителем является иностранный гражданин, копия решения направляется также и в Центр по усыновлению детей, который в десятидневный срок отправляет в МИД официальное уведомление об усыновлении ребенка, копию решения суда и копию обязательства усыновителя в месячный срок после усыновления обратиться в консульское учреждение Украины в стране его проживания с просьбой поставить усыновленного ребенка на консульский учет, предоставлять этому учреждению периодическую информацию об условиях жизни и воспитания ребенка, о возможности его представителя общаться с ребенком, а также сохранении ребенку гражданства Украины до достижения им сосемнадцатилетнего возраста.
Глава IV ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
52. Кто имеет право кассационного обжалования решения и каков порядок его осуществления?
В практике рассмотрения разрешения гражданских дел еще встречаются судебные ошибки. Поэтому процессуальное законодательство предусматривает возможность осуществления права на судебную защиту и в вышестоящем, кассационном суде. Своеобразие действующей системы кассации в том, что суд проверяет законность и обоснованность решения, а не заново разрешает дело; он не связан пределами жалобы и проверяет дело в полном объеме и по кругу лиц и по кругу правоотношений;
56
производство по делу осуществляется в особой процессуальной форме.
Лица, обжалующие решение, должны обладать гражданской процессуальной правоспособностью, но не только общей, но и по данному делу (см. ответ на вопрос № 9). Круг этих лиц определен процессуальным законом: это стороны и другие лица, участвовавшие в деле.
Сторонам предоставлено право кассационного обжалования независимо от того, участвовали ли они лично в рассмотрении дела в суде первой инстанции, т.к. решение по делу вынесено в отношении их личных прав и обязанностей. Таким же правом обладают и соучастники, но надо учитывать, что соистцы и соответчики могут обжаловать решение самостоятельно либо могут присоединиться к жалобе, поданной соответствующей стороной.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, имеют право обжалования тогда, когда они были допущены к участию в деле, т.е. в случае принятия судом первой инстанции их искового заявления. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, наделены правом кассационного обжалования, если они вступали или привлекались к участию в деле. Они могут самостоятельно обжаловать судебное решение или присоединиться к кассационной жалобе, поданной лицом, на стороне которого они выступали.
Законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители) наделены таким же правом кассационного обжалования как и стороны. Другие представители имеют право кассационного обжалования только при тех условиях, когда это предусмотрено доверенностью, выданной им стороной или третьим лицом.
Органы государственного управления могут обжаловать решение независимо от формы их участия в суде первой инстанции, а другие предприятия, организации, учреждения и лица, указанные в ст. 121 ГПК, — только в случае возбуждения ими дела в суде первой инстанции.
Прокурор или заместитель прокурора могут вносить кассационное или частное представление на постановления суда первой инстанции по делам или вопросам, рассмотренным с участием прокурора. Помощники прокуроров, прокуроры отделов и управлений вносят кассационные представления только по делам, в рассмотрении которых они принимали участие.
Правом кассационного обжалования наделены также заявители, заинтересованные лица и другие лица, участвующие в
57
деле, по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и делам особого производства.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано как полностью, так и в какой-то части. В тех случаях, когда кассатора не удовлетворяют только мотивы решения, он может обжаловать только его мотивировочную часть.
Пример. Суд указал в решении о том, что в иске он отказывает по причине пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности. Ответчик же считает, что долг он возвратил истцу. В кассационной жалобе он не возражает против отказа в иске, но может отдельно обжаловать мотивировку этого отказа.
Отдельные решения не подлежат кассационному обжалованию (см.: ответ на вопрос № 42). Кассационные жалобы и представления прокурора подаются в течение десяти дней через суд, постановивший решение, в следующие кассационные суды: на решения районного (городского) суда, межрайонного (окружного) суда, военного суда гарнизона подаются соответственно в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной. Киевский и Севастопольский городские суды, военные суды регионов, Военно-Морских Сил, а на решения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов регионов, Военно-морских Сил — в Верховный Суд Украины.
В кассационной жалобе необходимо указать наименование суда, которому обжалуется решение; наименование кассатора;
существо обжалуемого решения и наименование суда, его постановившего; в чем неправильность решения; просьбу кассатора; перечень прилагаемых к жалобе материалов. К жалобе прилагаются ее копии по числу лиц, участвовавших в деле.
53. По каким основаниям может быть отменено решение кассационным судом?
Главными требованиями, предъявляемыми к судебному решению, являются его законность и обоснованность. Нарушение этих требований, т.е. незаконность и необоснованность судебных решений, как раз и является основанием к их отмене. В чем конкретно они могут состоять?
Необоснованность судебных решений может состоять прежде всего в неполном выяснении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Неполнота чаще всего и является в судебной практике причиной отмены решений суда
58
первой инстанции. Во-вторых, необоснованность решения суда первой инстанции может состоять и в недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными. В этом случае суд кассационной инстанции должен проверить достаточность и достоверность доказательств, собранных и оцененных судом, разрешившим дело (см. ответ на вопрос № 26). И наконец, решение является необоснованным в том случае, если выводы суда первой инстанции, изложенные им в решении, не отвечают обстоятельствам дела.
Незаконность решения суда первой инстанции, как основание для его отмены, состоит в нарушении или неправильном применении норм материального или норм процессуального права. Не может быть отменено правильное по существу, т.е. обоснованное судебное решение по одним только формальным соображениям. Представляется, что правильным является такое решение, которое является обоснованным, а нарушения норм права не повлияли на его существо.
Нарушение или неправильное применение норм материального права, влекущее его незаконность, может состоять во-первых, в том, что суд первой инстанции при вынесении решения не применил закон, подлежащий применению, а разрешил дело на основании нормы права, регулирующей сходное правоотношение, либо исходил из общих начал и смысла законодательства Украины.
Во-вторых, незаконным будет такое решение, при вынесении которого суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, основал свое решение, например, на отмененном законе, законе, еще не вступившим в силу или законе, противоречащим Конституции Украины.
И, в-третьих, незаконным будет решение в том случае, если суд первой инстанции при вынесении решения неправильно истолковал материальную норму права, регулирующую спорное правоотношение. Чаще всего в судебное практике ошибки бывают из-за неправильного толкования и применения нормы права по объему ее действия: суд либо расширительно ее толкует и потому распространяет ее на те отношения, которые она не регулирует, либо наоборот.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к отмене решения только тогда, когда оно привело или могло привести к неправильному разрешению дела. Например, нарушение правил о подсудности должно влечь отмену судебного решения только тогда, когда вследствие этого вынесено неправильное решение или на-
59
рушены права кого-либо из лиц, участвующих в деле, т.к. они не смогли лично участвовать в суде.
Другая группа процессуальных нарушений является безусловным основанием к отмене решения независимо от правильности или неправильности решения. К таким «грубым» процессуальным нарушениям закон относит восемь нарушений: дело рассмотрено неправомочным составом суда; с нарушением тайны совещательной комнаты; с нарушением правил о языке судопроизводства; решение не подписано кем-либо из судей или подписано не теми судьями, которые указаны в решении; решение вынесено не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; протокол судебного заседания отсутствует в деле или не подписан председательствующим и секретарем судебного заседания; дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания; суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
54. По каким основаниям производится пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам?
Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется по четырем основаниям:
1) Существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю (это должны быть именно обстоятельства, факты, а не доказательства; это должны быть существенные обстоятельства, т.е. такие, что если они были бы известны при рассмотрении дела, то суд вынес бы принципиально иное решение; это должны быть вновь открывшиеся обстоятельства, а не новые или изменившиеся);
2) заведомо ложные показания свидетелей, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств (кроме указанных для первого основания признаков, для этого нужно, чтобы эти обстоятельства были подтверждены вступившим в силу приговором суда об осуждении свидетеля, эксперта, переводчика и др.);
3) преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, или преступные действия судей, совершенные при рассмотрении гражданского дела ( и здесь, кроме общих признаков, эти обстоятельства должны быть установлены приговором суда);
4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо иного органа, послуживших основание к вы-
60
несению данного решения (кроме общих признаков, должен быть акт, отменивший преюдициальный документ).
Заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам могут подавать лица, участвующие в деле. Дело может возбудить и прокурор своим представлением. Заявление подается в суд, вынесший данное решение, в течение трех месяцев со дня установления обстоятельства. Для прокурора срок не определен. При наличии указанных в законе оснований, суд отменяет решение и дело рассматривается вновь по общим правилам, установленным ГПК.
Глава V ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
55. Кто исполняет судебные решения и определения ? Кто еще может участвовать в исполнительном производстве?
Исполнение судебных решений, определений и постановлений, приговоров и других решений по уголовным делам в части имущественных взысканий, мировых соглашений, исполнительных надписей нотариуса и других документов (ст. 348 ГПК) возложено на судебных исполнителей — особых должностных лиц суда. Их требования по исполнению решений обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Украины. Гарантиями законности действий судебного исполнителя является то, что эти действия можно обжаловать; судебному исполнителю может быть заявлен отвод; его действия контролирует судья.
Участником исполнительного производства может быть и суд. Именно он разрешает все вопросы, влияющие на ход исполнения: выдает исполнительный документ, дубликат исполнительного листа; разрешает вопрос об отводе судебного исполнителя, приостановлении производства, прекращении исполнения и ряд др. В указанных в законе случаях сам суд может возбудить исполнительное производство (по делам о взыскании алиментов, о возмещении ущерба, причиненного преступлением, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и др.).
В исполнительном производстве участвуют стороны. Взыс-катель — это лицо, в пользу которого производится взыскание. Должник — это обязанная сторона, против которой осуществляется исполнение. Они имеют право присутствовать при исполнительных действиях, могут иметь своих представителей,
61
знакомиться со всеми материалами производства, получать справки о ходе исполнения, заключать мировые соглашения и др. Права им должны быт разъяснены судебным исполнителем.
Прокурор может возбудить исполнительное производство либо участвовать в нем по своей инициативе. Он выступает инициатором исполнительного производства тогда, когда этого требует защита интересов государства или прав и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут защитить свои права.
В качестве участников исполнительного производства могут быть органы государственного управления, представители общественности, хранители описанного имущества и др.
56. Что такое поворот исполнения решения? Когда он возможен?
Вопрос о повороте исполнения решений возникает при отмене вступившего в силу решения и уже исполненного полностью или частично. Разрешить вопрос о повороте исполнения должен суд, который отменяет решение и прекращает производство по делу, оставляет заявление без рассмотрения, отказывает в иске либо удовлетворяет исковые требования в меньшем размере.
Если решение вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение, то вопрос о повороте исполнения разрешает суд, вновь рассматривающий дело, в том случае, если он отказывает в иске или удовлетворяет иск в меньшем размере, чем по исполненному решению.
Вопрос о повороте исполнения может разрешаться и в отдельном процессе, если не был решен при отмене или новом рассмотрении дела. Производство в этом случае возбуждается заявлением, которое пошлиной не облагается. Вопрос о повороте исполнения решает тот суд, в котором находится гражданское дело.
Возможность поворота исполнения решения зависит от категории дела и от способа отмены. По отмененным в порядке судебного надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам решениям по делам о взыскании оплаты за труд в колхозе, о взыскании авторского вознаграждения, о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или утратой кормильца поворот исполнения допускается только в том случае, если отмененное решение было основано на сообщенных истцом ложных сведениях. По делам о взыскании алиментов, делам о взыскании зарплаты или других выплат, вытекаю-
62
щих из трудовых правоотношений, поворот исполнения не допускается независимо от порядка отмены решений, если решение не было основано на подложных документах или на заведомо ложных сведениях истца.
57. Что такое исполнительная давность? В чем ее правовое значение?
Исполнительная давность — это установленный ГПК отрезок времени, в течение которого решение может быть предъявлено к принудительному исполнению. Если хотя бы одной стороной в деле выступает гражданин, решение к принудительному исполнению может быть предъявлено в течение трех лет с момента вступления его в законную силу, а по всем другим делам — в течение одного года. Решения о взыскании периодических платежей (например, алиментов) могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение всего периода, на который эти платежи присуждены. В ряде случаев законодательство может предусматривать сокращенные сроки исполнительной давности (например, взыскание штрафов, исполнение решений комиссии по трудовым спорам и др.).
Если взыскатель пропустил установленный в законе срок предъявления решения к исполнению, то он может обратиться в суд, постановивший решение, с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Заявление о восстановлении срока можно подавать и в суд по месту исполнения решения. К заявлению в суд необходимо приложить и исполнительный документ. В том случае, если суд признает причину пропуска срока давности уважительной, он восстанавливает пропущенный срок, а значит, принимает исполнительный документ к исполнению.
Поскольку этот срок установлен для принудительного исполнения, то добровольное исполнение может быть и за пределами срока исполнительной давности. Это значит, что если должник добровольно исполнит решение после истечения срока исполнительной давности, решение считается надлежаще исполненным, т.е. он не может требовать возвращения имущества, денег и т.д. от взыскателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОСТАНОВА ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДУ УКРАЇНИ
від 1 листопада 1996р. № 9
ПРО ЗАСТОСУВАННЯ КОНСТИТИТУЦІЇ УКРАЇНИ ПРИ ЗДІЙСНЕННІ ПРАВОСУДДЯ
Конституцією України кожній людині гарантовано право звернутись до суду для захисту своїх конституційних прав і свобод. Конституція має найвищу юридичну силу, а її норми с нормами прямої дії. Це зобов'язує суди при розгляді конкретних справ керуватись насамперед нормами Конституції України.
З метою правильного застосування норм Конституції при здійсненні правосуддя Пленум Верховного Суду України по-стоновдяє дати судам такі роз'яснення:
1. Відповідно до ст. 8 Конституції в Україні визнається і діє принцип верховентсва права. Конституційні права та свободи людини і громадянина є безпосередньо діючими. Вони визначають цілі і зміст законів та інших нормативно-правових актів, зміст і спрямованість діяльності органів законодавчої та виконавчої влади, органів місцевого самоврядування і забезпечуються захистом правосуддя.
Виходячи із зазначеного принципу та гарантування Конституцією судового захисту конституційних прав і свобод, судова діяльність має бути спрямована на захист цих прав і свобод від будь-яких посягань шляхом забезпечення своєчасного та якісного розгляду конкретних справ. При цьому слід мати на увазі, що згідно зі ст. 22 Конституції закріплені в ній права і свободи людини й громадянина не є вичерпними.
2. Оскільки Конституція України, як зазначено в її ст. 8, має найвищу юридичну силу, а її норми с нормами прямої дії, суди при розгляді конкретних справ мають оцінювати зміст будь-якого закону чи іншого нормативно-правового акта з точки зору його відповідності Конституції і в усіх необхідних випадках застосувати Конституцію як акт прямої дії. Судові рішення мають грунтуватись на Конституції, а також на чинному законодавств яке не суперечить їй.
У разі невизначеності в питанні про те, чи відповідає Конституції України застосований закон або закон, який підлягає
64
застосуванню в конкретній справі, суд за клопотанням учасників процесу або за власною ініціативою зупиняє розгляд справи і звертається з мотиваною ухвалою (постановою) до Верховного Суду України, який відповідно до ст. 150 Конституції може порушувати перед Конституційним Судом України питання про відповідність Конституції законів та інших нормативно-прап-вових актів. Таке рішення може прийняти суд першої, касаційної чи наглядної інстанції в будь-якій стадії розгляду справи. Суд безпосередньо застосовує Конституцію у разі:
1) коли зі змісту норм Конституції не випливає необхідність додаткової регламентації її положень законом;
2) коли закон, який був чинним до ведденя в дію Конституції чи прийнятий після цього, суперечить їй;
3) коли правовідносини, що розглядаються судом, законом України не врегульовано, а нормативно-правовий акт, прийнятий Верховною Радою або Радою міністрів Автономної Республіки Крим, суперечить Конституції України;
4) коли укази Президента України, які внаслідок їх нормативно-правового характеру піддягають застосуванню судами при вирішенні конкретних судових справ, суперечать Конституції України.
Якщо зі змісту конституційної норми випливає необхідність додаткової регламентації її положень законом, суд при розгляді справи повинен застосувати тільки той закон, який грунтується на Конституції і не суперечить їй.
3. Слід мати на увазі, що суд не може, застосувавши Конституцію як акт прямої дії, визнати неконституційними закони чи правові акти, перелічені в ст. 150 Конституції, оскільки це віднесено до виключної компетенції Конституційного Суду України.
Разом з тим суд маже на підставі ст. 114 Конституції визнати такими, що не відповідають Конституції чи законам України, рішення органів місцевого самоврядування, а на підставі ст. 124 Конституції — акти органів державної виконавчої влади: міністерств, відомств, місцевих державних адміністрацій тощо. Звернення до Конституційного Суду України в такому разі не вимагається.
4. Виходячи з положення ст. 9 Конституції України про те, що чинні міжнародні договори, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України, суд не може застосувати закон, який регулює правовідносини, що розглядаються, інакше як міжнародний договір. У той же час міжнародні договори застосовуються, якщо вони не суперечать Конституції України.
65
5. Судам необхідно виходити з того що нормативно-правові акти будь-якого державного чи іншого органу (акти Президента України, постанови Верховної Ради України, постанови і розпорядження Кабінету Міністрів України, нормативно-правові акти Верховної Ради Автономної Республіки Крим чи рішення Ради міністрів Автономної Республіки Крим, акти органів місцевого самоврядування, накази та інструкції міністерстві відомств, накази керівників підприємств, установ та організацій тощо) підлягають оцінці на відповідність як Конституції, так і закону.
Якщо при розгляді справи буде встановлено, що нормативно-правовий акт, який підлягав застосуванню, не відповідає чи суперечить законові, суд зобов'язаний застосувати закон, який регулює ці правовідносини.
6. Згідно з ч. 2 ст. 6 Конституції органи законодавчої, виконавчої та судової влади здійснюють свої повноваження у встановлених Конституцією межах і відповідно до законів України.
Закони та інші нормативні акти, прийняті до набуття чинності Конституцією, є чинним в частині, що не суперечить ії (ст. 1 розділу XV Конституції). У зв'язку з цим при розгляді справи суд може на підставі Постанови Верховної Ради України від 12 вересня 1991 р. «Про порядок тимчасової дії на території України окремих актів законодавства СРСР» застосувати нормативні акти колишнього Союзу РСР, які не суперечать Конституції і законам України.
7. Звернути увагу судів на те, що згідно з ч. 2 ст. 57 Конституції є нечинними, а отже не можуть застосовуватись ті закони та інші нормативно-правові акти, що визначають права і обов'язки громадян, які не доведені до відома населення у встановленому законом порядку. Це озночає, що судове рішення не може грунтуватись на неоприлюднених нормативно-правових актах такого змісту.
8. З урахуванням конституційного положення про те, що правосуддя в Україні здійснюється виключно судами, юрисдикція яких поширюється на всі правовідносини, що виникають у державі (ст. 124 Конституції), судам підвідомчі всі спори про захист прав і свобод громадян. Суд не вправі відмовити особі в прийнятті позовної заяви чи скарги лише з тієї підстави, що її вимоги можуть бути розглянуті в передбаченому законом досудовому порядку.
Статтею 55 Конституції кожній людині гарантовано право на оскарження в судді рішень, дій чи бездіяльності органів державної влади, місцевого самоврядування, посадових і службо-
66
вих осіб, а тому суд не повинен відмовляти особі в прийнятті чи розгляді скарги з підстав, передбачених законом, який це право обмежує.
9. Згідно зі ст. 10 Конституції державною мовою в Україні є українська мова, всебічний розвиток і функціонування якої в усіх сферах суспільного життя на всій території України забезпечується державою. Виходячи з цього конституційного положення судочинство в Україні має провадитися українською мовою. На виконання ч. 4 ст. 10 Конституції суд за клопотанням осіб, які беруть участь у розгляді справи, зобов'язаний застосовувати при провадженні судочинства й іншу мову в порядку, визначеному законом (наприклад, Кримінально-процесуальним, Цивільним процесуальним кодексами).
Суд має суворо додержувати вимог ч. З ст. 19 КПК про те, що слідчі й судуві документи відповідно до встановленого цим Кодексом порядку вручаються обвинуваченому в перекладні на його рідну мову або іншу мову, якою він володіє.
10. Конституційні положення про законність судочинства та рівність усіх учасників процессу перед законом і судом (ст. 129 Конституції) зобов'язують суд забезпечити всім їм рівні можливості щодо надання та дослідження доказів, заявлення клопотань та здійснення інших процесуальних прав.
11. При вирішенні цивільних справ суд має виходити з поданих сторонами доказів. Поряд з цим він може запропонувати позивачеві чи відповідачеві подати додаткові докази, а в разі, коли сторони не в змозі їх зібрати, а без них правильно вирішити справу неможливо,— за клопотанням сторін сам витребувати такі докази.
12. При розгляді трудових спорів судам слід мати на увазі, що ч. З ст. 43 Конституції використання примусової праці заборонено. У зв'язку з цим не можуть застосовуватисьб як такі, що суперечать Конституції, правила статей 32, 33, 34 КЗпП, відомчих положень чи статутів про дисциплину тощо, які передбачають можливість тимчасвого переведення працівника без його згоди на іншу роботу в порядку дисциплінарного стягнення, у разі виробничої необхідності або простою, а також можливість виконання ним роботи, не передбаченої трудовим договором.
Не вважається примусовою працею військова або альтернативна (невійськова) служба, а також робота, що виконується особою, чи служба, яку вона несе за вироком чи іншим рішенням суду або відповідно до законів про воєний і про надзвичайний стан.
67
13. Відповідно до ст. 39 Конституції громадянина мають право збиратися мирно, без зброї і проводити збори, мітінги, походи і демонстрації, завчасно сповіщаючи про них органи виконавчої влади чи органи місцевого самоврядування.
Справи про обмеження цього права розглядаються судами в порядку, встановленому для справ, що виникають з адміністративно-правових відносин.
14. Тим, хто працює, Конституція гарантує право на страйк для захисту своїх економічних і соціальних інтересів. Порядок здійснення цього права встановлюється законом з урахуванням необхідності забезпечення національної безпеки, охорони здоров'я, прав і свобод інших людей. Ніхто не може бути примушений до участі або до неучасті у страйку, (ст. 44 Конституції).
Рішення про визнання страйку незаконним ухвалюється судом на підставі Конституції і чинного законодавства. Страйк має визнаватися незаконим, наприклад, коли працюючі добиваються в такий спосіб політичних цілей, або коли ним створюється загроза життю і здоров'ю, правам і свободам інших людей, або коли він організовується чи здійснюється у державних органах, на підприємствах та в організаціях на якій покладено забезпечення обороноздатності, правопорядку і безпеки країни, на безперервно діючих виробництвах, зупинення яких пов'язане з тяжкими перервне діючих виробництвах, зупинення яких пов'язане з тяжкими або небезпечними наслідками, тощо.
За примушування до участі або до неучасті у страйку винні особи несуть відповідальність у встановленому законом порядку.
15. З урахуванням конституційного положення ^іро те, що ніхто не може бути примусово позбавлений житла інакше як на підставі закону за рішенням суду (ст. 47 Конституції), судам слід при вирішенні житлових спорів виходити з неприпустимості виселення в адміністративному порядку за санкцією прокурора осіб, які самоуправне зайняли жиле приміщення або проживають у будинках, що загрожують обвалом.
При розгляді спорів про право користування жилим приміщенням необхідно брати до уваги, що ст. 33 Конституції гарантує кожному, хто на законих підставах перебуває на території України, свободу пересування та вільний вибір місця проживання. Це означає, що наявність чи відсутність прописки самі по собі не можуть бути підставою для визнання права користування жилим приміщеням за собою, яка там проживала
68
чи вселилась туди як член сім'ї наймача (власника) приміщення, або ж для відмови їй у цьому.
16. Суди мають суворо додержувати передбаченого ст. 56 Конституції права особи на відшкодування за рахунок держави чи органів місцевого самоврядування матеріальної та моральної шкоди, завданої незаконими рішеннями, діями чи бездіяльністю органів державної влади, місцевого самоврядування, їх посадових і службових осіб при здійсненні ними своїх повноважень.
Матеріальна та моральна шкода, заподіяна при здійсненні правосуддя, відшкодовується державою відповідно до ст. 62 Конституції лише безпідставно засудженій особі в разі скасування вироку як неправосудного.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>