стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ГЛАВА




КУПЛЯ
И ПРОДАЖА


В простой модели потребительского выбора, рассмотренной в предыдущих
главах, доход потребителя был задан. В реальной жизни люди зарабатывают
доход посредством продажи того, чем владеют: продуктов своего труда, нако-
пленных активов или, чаще всего, собственного труда. В настоящей главе мы
исследуем то, как надо изменить ранее представленную модель, чтобы опи-
сать поведение такого рода.

9.1. Чистый спрос и валовой спрос
Как и ранее, ограничимся двухтоварной моделью. Теперь мы предполагаем,
что » исходном пункте у потребителя имеется начальный запас двух товаров,
который обозначим через (о^, со^). Он показывает, сколько товаров имеется у
потребителя до вступления на рынок. Представьте себе фермера, отправляю-
щегося на рынок с «У! единицами моркови и а% единицами картофеля. Фер-
мер изучает рыночные цены и решает, сколько указанных товаров он хочет
купить и продать.
Проведем разграничение между валовым спросом потребителя и его чис-
тым спросом. Валовой спрос на товар есть то количество товара, которое по-
требитель в итоге фактически потребит: он показывает, сколько каждого то-
КУПЛЯ И ПРОДАЖА____________________________________ 181

вара потребитель принесет домой с рынка. Чистый спрос на товар есть раз-
ность между тем, что потребитель потребит в итоге (валовой спрос), и на-
чальным товарным запасом. Чистый спрос на товар — это просто купленное
или проданное количество товара.
Если обозначить валовой спрос на товары через (х\, х-^), то чистый спрос
на них будет равен (х\ — со\, х^ — а^). Обратите внимание, что в то время,
как величина валового спроса обычно положительна, величина чистого спро-
са может быть и положительной, и отрицательной. Если величина чистого
спроса на товар 1 отрицательна, это означает, что потребитель хочет потре-
бить меньше товара 1, чем имеет; иными словами, он хочет предложить товар
1 рынку. Отрицательная величина чистого спроса — это просто величина
предложения.
Для целей экономического анализа большее значение имеет валовой
спрос, поскольку именно он в конечном счете интересует потребителя. Но
чистый спрос есть то, что реально демонстрируется рынком, и поэтому он
ближе к тому, что понимает под спросом и предложением неспециалист.

9.2. Бюджетное ограничение
В первую очередь нам надо рассмотреть то, какой вид принимает теперь
бюджетное ограничение. Что ограничивает конечное потребление потребите-
ля? Стоимость товарного набора, который он приносит домой, должна быть
равна стоимости товарного набора, с которым он пришел на рынок. Или,
алгебраически:


Мы могли бы выразить уравнение данной бюджетной линии и через ва-
ловой и чистый спрос, представив его в виде
Pi(x{ — wi) + р2(х2 — сод = 0.
Если величина (jq — а>\) положительна, мы говорим, что данный потре-
битель является чистым покупателем или чистым потребителем товара 1; если
она отрицательна, мы говорим, что он является чистым продавцом или чис-
тым поставщиком товара 1. Таким образом, в приведенном выше уравнении
утверждается, что стоимость того, что потребитель покупает, должна быть
равна стоимости того, что он продает, и это представляется вполне разум-
ным.
Мы могли бы также представить бюджетную линию с учетом начального
запаса и в виде, сходном с описанным нами ранее. Теперь для этого потре-
буются два уравнения:
Р\х\ + Р2*2 = т
т = р\со\ +
Глава 9
182

При заданных ценах стоимость запаса и, следовательно, денежный доход
потребителя также оказываются заданными.
Каков графический вид данной бюджетной линии? Задавая цены, мы тем
самым задаем денежный доход и получаем точно такое же уравнение бюд-
жетной линии, как и раньше. Следовательно, наклон бюджетной линии, как
и прежде, должен быть задан отношением —Pi/p2, поэтому единственной
проблемой является определение местоположения линии.
Местоположение линии можно определить, воспользовавшись следующим
простым наблюдением: набор начального запаса всегда находится на бюджет-
ной линии. Иными словами, одно из значений (х\, *2), удовлетворяющих
уравнению бюджетной линии, есть X] = са\ и *2 = <*п- Набор начального запа-
са всегда доступен потребителю, поскольку сумма, которую он может израс-
ходовать, в точности равна стоимости запаса.
Сведение этих фактов воедино показывает, что бюджетная линия имеет
наклон —р\/р2 и проходит через точку начального запаса. Это изображено на
рис.9.1.


Кривые безразличия




Ш2




Бюджетная линия
наклон = —/» /p.
х* х\
ш,

Рис. Бюджетная линия. Бюджетная линия проходит через точку начального запа-
са и имеет наклон —p\/pi.
9.1


Если задано такое бюджетное ограничение, потребитель, как и прежде,
может выбрать оптимальный потребительский набор. На рис.9.1 показан
КУПЛЯ И ПРОДАЖА____________________________________ 183


пример оптимального потребительского набора — набор ( х * , х^). Как и
раньше, он удовлетворяет условию оптимальности, состоящему в том, что
предельная норма замещения равна отношению цен.
В данном конкретном случае х*> щ, а Х2<а>2, так что потребитель явля-
ется чистым покупателем товара 1 и чистым продавцом товара 2. Чистый
спрос — это просто чистая величина покупки или продажи двух товаров. Во-
обще говоря, потребитель решает, быть ему покупателем или продавцом, в
зависимости от относительных цен двух товаров.


9.3. Изменение начального запаса
В рамках проведенного нами ранее анализа потребительского выбора мы изу-
чали, каким образом меняется оптимальное потребление с изменением де-
нежного дохода при неизменных ценах. Подобный же анализ можно провес-
ти и здесь, задав вопрос, как меняется оптимальное потребление с изменени-
ем начального запаса при неизменных ценах.
Предположим, например, что начальный запас изменяется с (ю\, o>i) до
некоторой другой величины (со| , о)'2), так что


Данное неравенство означает, что новый начальный запас (к>\,&'2) стоит
меньше старого — денежный доход, который потребитель мог бы получить,
продав запас, меньше.
Это графически показано на рис. 9. 2: бюджетная линия сдвигается внутрь.
Поскольку то же самое происходит при сокращении денежного дохода, отсю-
да можно сделать те же два вывода, что сделали мы при исследовании случая
сокращения денежного дохода. Во-первых, при начальном запасе ( со j , со '2 )
благосостояние потребителя определенно ниже, чем при старом начальном
запасе, поскольку возможности его потребления сократились. Во-вторых,
характер изменения спроса потребителя на каждый товар будет зависеть от
того, является ли этот товар нормальным товаром или товаром низшей ка-
тегории.
Например, если товар 1 — нормальный товар и начальный запас потреби-
теля изменяется таким образом, что его стоимость сокращается, можно за-
ключить, что спрос потребителя на товар 1 будет уменьшаться.
Случай возрастания стоимости начального запаса представлен на
рис. 9. 2В. Следуя логике приведенной выше аргументации, мы можем заклю-
чить, что если происходит параллельный сдвиг бюджетной линии наружу,
благосостояние потребителя должно возрасти. На языке алгебры, если началь-
ный запас изменяется с (о)\, a>i) до (coj ,к>'2) и р\со\ + Pia>i < Р\®\ + Р2(й2' то но˜
вое бюджетное множество потребителя должно содержать в себе его старое
Глава 9
184

бюджетное множество. Этим в свою очередь подразумевается, что оптимальный
выбор потребителя при новом бюджетном множестве должен предпочитаться
его оптимальному выбору при старом начальном запасе.




(со,, ш2)


Бюджетные
линии
Бюджетные
линии со',, со'2)
(О)', , 03-




А Уменьшение стоимости В Увеличение стоимости
начального запаса начального запаса

Рис. Изменения в стоимости начального запаса. В случае А стоимость начального
запаса уменьшается, в случае В растет.
9.2



Над этим моментом стоит немного поразмыслить. В гл. 7 мы утвержда-
ли, что сам факт более высокой стоимости одного набора по сравнению с
другим еще не означает, что данный набор будет предпочтен другому. Это,
однако, справедливо лишь для набора, который должен потребляться. Ес-
ли же потребитель может продать товарный набор на конкурентном рын-
ке по постоянным ценам, он всегда предпочтет набор большей стоимости
набору меньшей стоимости просто потому, что набор большей стоимости
принесет ему больше дохода и поэтому больше возможностей потребления.
Следовательно, начальный запас, имеющий более высокую стоимость, будет
всегда предпочитаться начальному запасу с более низкой стоимостью. Как
мы далее увидим, из данного простого наблюдения вытекает ряд важных
следствий.
Рассмотрим еще один случай: что произойдет, если р\оз\ + р^со^ — р\ о»! + +
/>20>2? В этом случае бюджетное множество совершенно не изменяется: бла-
госостояние потребителя одинаково и при (ш\, й$), и при ( c o j , c o 2 ) ' и опти-
мальный выбор потребителя должен быть тем же самым. Начальный запас
лишь переместился вдоль исходной бюджетной линии.
КУПЛЯ И ПРОДАЖА 185

9.4. Изменения цен
Ранее, когда мы изучали изменения спроса при изменениях цены, мы прини-
мали гипотезу о том, что денежный доход потребителя остается постоянным.
Теперь, когда денежный доход определяется стоимостью начального запаса,
такая гипотеза выглядит неразумной: если стоимость товара, который вы про-
даете, изменяется, ваш денежный доход безусловно изменится. Следовательно, в
случае наделенное™ потребителя начальным запасом изменение цен автомати-
чески подразумевает изменение дохода.
Порассуждаем вначале на эту тему с позиций геометрии. Нам известно,
что при снижении цены товара 1 бюджетная линия становится более поло-
гой. Поскольку набор начального запаса всегда доступен, это означает, что
бюджетная линия должна повернуться вокруг точки начального запаса, как
показано на рис.9.3.
В этом случае потребитель первоначально выступает продавцом товара 1 и
остается им даже после снижения цены. Что можно сказать о благосостоянии
этого потребителя? В представленном графически случае потребитель после
изменения цены оказывается на более низкой кривой безразличия, чем
раньше, но всегда ли это будет так? Ответ дает нам применение принципа
выявленных предпочтений.

Кривые
безразличия



Исходный
потребительский
набор
Новый
потребительский
набор




Начальный запас

Бюджетные линии

х\
со,

Уменьшение цены товара 1. Понижение цены товара 1 вызывает поворот Рис.
бюджетной линии вокруг точки начального запаса. Если потребитель оста- 9.3
ется продавцом, его благосостояние должно понизиться.
186__________________________________________Глава 9

Если потребитель остается продавцом, его новый потребительский набор
должен лежать на жирной части новой бюджетной линии. Но эта часть новой
бюджетной линии находится внутри исходного бюджетного множества: до
изменения цены потребитель мог выбрать любой из этих наборов. Следова-
тельно, согласно принципу выявленных предпочтений все эти наборы хуже
исходного потребительского набора. Поэтому можно сделать вывод, что если
цена товара, продаваемого потребителем, снижается, а потребитель решает ос-
таться продавцом, благосостояние данного потребителя должно понизиться.
Что если цена продаваемого потребителем товара снижается и потребитель
решает стать покупателем этого товара? В этом случае благосостояние потреби-
теля может и повыситься, и понизиться — сказать наверняка невозможно.
Обратимся теперь к случаю, когда потребитель выступает чистым покупа-
телем товара. В этом случае все происходит как раз наоборот: если потреби-
тель является чистым покупателем товара, цена этого товара возрастает, а
потребитель решает остаться покупателем, то его благосостояние определен-

стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>