<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

но ухудшится. Но если рост цены побудит потребителя стать продавцом, мо-
жет произойти и то, и другое — его благосостояние может и повыситься, и
понизиться. Данные утверждения следуют из простого применения принципа
выявленных предпочтений подобно тому, как это было сделано в случаях,
описанных выше, но стоит самостоятельно нарисовать соответствующий гра-
фик, чтобы убедиться, что логика этих рассуждений вам понятна.
Выявленные предпочтения позволяют нам также отметить ряд интересных
моментов, касающихся принятия решения о том, оставаться ли при измене-
нии цен покупателем или же стать продавцом. Представим себе, что потреби-
тель, как на рис.9.4, выступает чистым покупателем товара 1, и подумаем, что
происходит, если цена товара 1 снижается. В этом случае бюджетная линия,
как видно из рис.9.4, становится более пологой.
Как обычно, нам в точности неизвестно, купит ли потребитель больше
товара 1 или меньше — это зависит от его вкусов. Однако кое-что мы можем
сказать наверняка: потребитель по-прежнему будет чистым покупателем това-
ра I — он не сменит этой роли на роль продавца.
Откуда нам это известно? Посмотрим, что произошло бы, если бы потре-
битель переключился на новую роль. В этом случае его потребительский на-
бор лежал бы где-то на жирной части новой бюджетной линии на рис. 9.4.
Но все эти потребительские наборы были доступны ему и при исходной
бюджетной линии и он отверг их в пользу набора (х\, х^). Таким образом,
набор (х\ , х2) должен быть лучше любого из указанных наборов. И при но-
вой бюджетной линии-(х]*, х^) является доступным потребительским набо-
ром. Итак, какой бы набор ни потреблял данный потребитель при новой
бюджетной линии, этот набор должен быть лучше, чем ( х \ , х2), и, следова-
тельно, лучше, чем любые точки на жирной части новой бюджетной линии.
Сказанное означает, что потребление х\ данным потребителем должно нахо-
КУПЛЯ И ПРОДАЖА 187

диться справа от точки его начального запаса, т.е. что потребитель должен
оставаться чистым покупателем товара 1.



Исходная
бюджетная
линия

Начальный запас

0)-,

Должен потреблять здесь




Новая
бюджетная
линия
со. х\

Снижение цены товара 1. Если данный индивид выступает покупателем и Рис.
цена того, что он покупает, снижается, он остается покупателем. 9.4



Опять-таки наблюдения такого рода в равной степени применимы и к то-
му лицу, которое является чистым продавцом товара: если цена продаваемого
товара растет, потребитель не переключится на роль чистого покупателя.
Мы не можем сказать наверняка, будет ли данный потребитель потреблять
больше или меньше того товара, который он продает, но мы знаем, что он
по-прежнему будет продавать его, если цена растет.

9.5. Кривые "цена—потребление"
и кривые спроса
Как вы помните из гл. 6, кривые "цена—потребление" показывают все ком-
бинации обоих товаров, на которые может предъявить спрос данный потреби-
тель, а кривые спроса показывают взаимосвязь между ценой некоего товара и
количеством спроса на него. В точности те же построения сохраняют силу и в
случае наделенности потребителя начальным запасом обоих товаров.
Глава 9
188

Рассмотрим, например, рис.9.5, на котором изображены кривая "цена-
потребление" и кривая спроса для некоего потребителя. Кривая "цена-
потребление" всегда проходит через точку начального запаса, поскольку при
какой-то цене начальный запас становится набором спроса; т.е. при каких-то
ценах потребитель в оптимуме предпочтет не торговать.


Р\
Кривая
Начальный
безразличия
запас
товара 1
Кривая
"цена — потребление"

Начальный запас
Ш2
Наклон = —р' //>*, Кривая спроса
товар 1


со. ю, х,
А Кривая "цена—потребление" В Кривая спроса
Кривая "цена—потребление" и кривая спроса. Это два способа изображения
взаимосвязи между набором спроса и ценами при наличии начального запаса.



Как мы видели, потребитель может решить быть покупателем товара 1
при одних ценах и продавцом товара 1 — при других. Следовательно, кривая
"цена—потребление" будет обычно проходить слева и справа от точки на-
чального запаса.
Кривая спроса, изображенная на рис.9.5, есть кривая валового спроса, она
показывает совокупное количество товара 1, которое хотел бы потребить по-
требитель. Кривая чистого спроса изображена на рис.9.6.
Обратите внимание, что чистый спрос на товар 1 при некоторых ценах
обычно бывает отрицательным. Это происходит тогда, когда цена товара 1 ста-
новится столь высока, что потребитель предпочтет стать продавцом товара 1.
.При какой-то цене потребитель переключается на новую роль — из чистого
покупателя товара 1 превращается в чистого продавца этого товара.
Кривую предложения принято рисовать в положительном квадранте, хотя
на самом деле разумнее было бы считать предложение просто отрицательным
спросом. Здесь мы последуем традиции и графически построим кривую чис-
того предложения нормальным способом, считая предложение величиной
положительной, как на рис.9.6.
КУПЛЯ И ПРОДАЖА 189


Р\ Р\ Р\
Валовое
предложение

Та же самая кривая,
но смещенная


Та же самая
кривая




С Чистое предложение
А Чистый спрос В Валовой спрос

Валовой спрос, чистый спрос и чистое предложение. Использование кривых Рис.
валового и чистого спроса для отображения поведения потребителя в отно- 9.6
шении спроса и предложения.



Алгебраически чистый спрос на товар 1, d\(pi, fa) есть разность валового
спроса х\(р\, Р2) и начального запаса товара 1, когда эта разность положи-
тельна, т.е. когда потребитель хочет иметь больше данного товара, чем имеет:

a>] , если данная величина положительна;
= fxi(pi,Pi)
, если она принимает другие значения.
10

Кривая чистого предложения есть разность того количества товара 1, ко-
торое есть у данного потребителя, и того количества данного товара, которое
он хочет иметь, когда эта разность положительна:

. _ f о)\ — Xi (PI, />2) , если данная величина положительна;
,
, если она принимает другие значения.
LO

Все, что нам удалось установить в отношении свойств поведения потре-
бителя как покупателя, непосредственно относится и к поведению потреби-
теля как поставщика товаров, потому что предложение есть не что иное как
отрицательный спрос. Если кривая валового спроса всегда нисходяща, то и
кривая чистого спроса будет нисходящей, а кривая предложения — восхо-
дящей. Подумайте о следующем: если вследствие роста цены чистый спрос
становится более отрицательным, то чистое предложение станет более по-
ложительным.
190__________________________________________Глава 9

9.6. И снова уравнение Слуцкого
Рассмотренные выше применения принципа выявленных предпочтений
удобны, но в действительности не дают ответа на главный вопрос: как реа-
гирует спрос на товар на изменение его цены? В гл. 8 мы видели, что при
сохранении постоянным денежного дохода и в случае нормального товара
снижение цены должно вести к увеличению спроса.
Ловушкой служат слова " при сохранении постоянным денежного дохода".
Случай, рассматриваемый в настоящем параграфе, с необходимостью предпо-
лагает изменение денежного дохода, поскольку при изменении цены непре-
менно произойдет изменение стоимости начального запаса.
В гл. 8 нами было описано уравнение Слуцкого, позволяющее разложить
изменение спроса, вызванное изменением цены, на эффект замещения и эф-
фект дохода. Эффект дохода мы связывали с изменением покупательной спо-
собности при изменении цен. Но теперь с изменением цены покупательная
способность может меняться по двум причинам. Первая — та, которая учтена
в формулировке уравнения Слуцкого: когда цена падает, например, вы може-
те купить столько же товара, сколько потребляли раньше, и при этом у вас
еще останутся лишние деньги. Назовем этот эффект обычным эффектом дохо-
да. Второй эффект, однако, является новым. Изменение цены товара вызыва-
ет изменение стоимости вашего начального запаса и вследствие этого изме-
няет ваш денежный доход. Например, если вы — чистый продавец товара, то
снижение его цены сократит ваш денежный доход непосредственно, так как
при продаже своего начального запаса вы не сможете выручить за него столь-
ко же денег, что и раньше. Мы будем иметь те же эффекты, что и прежде,
плюс дополнительный эффект дохода, вызванный влиянием цен на стои-
мость набора начального запаса. Назовем его эффектом дохода, связанным с
начальным запасом (далее по тексту используется чаще встречающееся в лите-
ратуре сокращенное название данного эффекта — просто эффект начального
запаса — прим. науч. ред.)
В ранее рассмотренной нами форме уравнения Слуцкого сумма денеж-
ного дохода принималась неизменной. Теперь нам приходится беспокоиться
о том, как изменяется денежный доход с изменением стоимости начального
запаса. Таким образом, при расчете общего эффекта изменения цены уравне-
ние Слуцкого примет вид:
общее изменение спроса = изменение спроса вследствие эффекта замещения +
изменение спроса вследствие обычного эффекта дохода + изменение спроса вследст-
вие эффекта начального запаса.

Два первых эффекта нам знакомы. Как и раньше, будем обозначать через
Axi — общее изменение спроса, через Axf — изменение спроса, вызванное
эффектом замещения, и через Axf — изменение спроса, вызванное обычным
эффектом дохода. Подставив эти обозначения в приведенное выше "словесное
уравнение", получим уравнение Слуцкого в форме отношений изменений:
КУПЛЯ И ПРОДАЖА 191


Дх] Ajcf Axf
+ эффект начального запаса. (9.1)
Дрт Д/я
A»i

Как будет выглядеть последний член этого уравнения? Точное выражение
для него мы выведем ниже, но вначале разберемся, о чем тут идет речь. С
изменением стоимости начального запаса изменится денежный доход, и это
изменение денежного дохода вызовет изменение спроса. Следовательно, эф-
фект начального запаса будет состоять из двух членов:
эффект начального запаса = изменение спроса при изменении дохода х
х изменение дохода при изменении цены. (9.2)

Сначала посмотрим на второй эффект. Поскольку доход определяется как

т=
получаем
Д/и
= С01-



Это говорит нам, как изменяется денежный доход при изменении цены
товара 1: если у вас имеется для продажи 10 единиц товара 1 и его цена по-
вышается на 1$, то ваш денежный доход возрастет на 10$.
Первый член уравнения (9.2) есть просто изменение спроса при измене-
нии дохода. Для него уже имеется выражение: это Axf/Д/и — изменение
спроса, деленное на изменение дохода. Таким образом, эффект начального
запаса задан выражением

Axf А/и Axf
,, ._ _.
эффект начального запаса = —— —— = ——со\. (9.3)
Д/я А/?] Д/и

Подставив уравнение (9.3) в уравнение (9.1), получаем окончательный вид
уравнения Слуцкого:

Дх] Axf


Это уравнение может быть использовано для ответа на поставленный вы-
ше вопрос. Нам известно, что эффект замещения всегда имеет отрицатель-
ный знак — противоположный направлению изменения цены. Предположим,
что товар нормальный, так что Axf/Д/и > 0. Тогда знак совокупного эффекта
дохода зависит от того, является ли данный индивид чистым покупателем
или чистым продавцом рассматриваемого товара. Если данный индивид —
192________________________________________Глава 9

чистый покупатель нормального товара и цена этого товара растет, то потре-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>