<< Предыдущая

стр. 15
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

5.5. Духовное восхождение против неизлечимого
Мною написаны несколько книг для тех, с кем я общаюсь, кто страдает от тяжелых, неизлечимых болезней, кто испытывает жизненные кризисы. Многим я говорю, что некоторые из нас ищут волшебную палочку, с помощью которой можно было бы вкусить плод наслаждения и красоты. Но для человека есть только одна волшебная палочка - это Любовь. Бог есть Любовь, и истинная Любовь - это восхождение по Смыслам Жизни через преодоление препятствий и искушений.
Мы появляемся на этот свет, имея врожденные критерии гармонии и такие возможности, которые потребуются нам только через тысячи лет.
Истинная духовность, о которой идет речь в моих книгах, и есть то, что не позволяет Человеку, как бы он ни болел, убить в себе чувство прекрасного и сверхвозможности, когда мы приспосабливаемся к нашему, человеческому, такому еще несовершенному, миру.
Я часто повторяю эти слова. К сожалению, в наше время мы пока не можем сказать точно, что же такое есть духовность человека, и как она влияет на нашу жизнь. Однако то, что известно нам о проявлении силы духа человека, о схождении Духа Святого, о законах воли человека, позволяет нам, практикам и ученым, уже сегодня достаточно уверенно говорить о могуществе человека в его борьбе с неизлечимыми недугами и тяжёлыми кризисами жизни.
Почему я много говорю о тяжёлых и неизлечимых болезнях? Потому что при них человек способен на фантастическую концентрацию скрытых внутренних резервов. Когда же имеешь дело с тем, кто чувствует лишь недомогание, не может преодолеть всего лишь собственную лень и потому ждёт, что за него кто-то другой это сделает, тот не знает, что Христос сказал: «Собственным усилием каждый входит в Царствие Небесное».
Этот человек не понимает, что Царствие Небесное не ждет нас после смерти, ибо не знает слов Христа: «Пришло Царствие Небесное…». Потому что Оно - это наше сознание, соединенное с Сознанием мира, по мощи которому нет равных во Вселенной и которое мы можем использовать как во благо, так и во вред. Все зависит лишь от нашей настройки на критерии: добро или зло, красота или уродство, смысл или абсурд, любовь или ненависть.
Не нужно понимать ненависть как только нечто из ряда вон выходящее, потому что ненависть - это и ревность, и гнев, и страх, и высокомерие, и обиды и еще многие лики ее, в которые ей удобно рядиться.
В своей жизни я сам не раз пережил не только глубокие психологические кризисы, но и моменты, когда уже находился за порогом смерти. Я смог превратить свою жизнь в исследование, может быть потому, что сам страдал неизлечимыми недугами.
Преодолевая их, я вывел несколько правил. Вот несколько из них, те, с которых я начинал.
Первое правило: лечить неизлечимое глупо, его надо преодолевать.
Второе правило: если болезнь задела тело, то есть физическую сферу, то и преодолеть ее можно прежде всего физически; если болезнь задела психику, то преодолеть ее можно и нужно физически и психически.
Третье правило: Путь Духовного Восхождения дается людям в Духовных Учениях и показан как Восхождение по Смыслам Жизни.
Четвертое правило: адекватность нашего сознания, то есть соответствие его Природе, настраивается нашим поведением в материальном мире.
Мечтою многих из нас является здоровье-автомат, которое не будет отвлекать нас ни на что. Спору нет, человек, обладающий такого рода здоровьем, конечно, сделает значительно больше, чем человек больной, при условии, что он активен. Но ведь многие и многие, не имея проблем в своём здоровье, пассивны и начинают двигаться, когда только его потеряют. А многие мечтают вообще ничего не делать.
Давайте посмотрим на себя и ответим сами себе на вопрос: «Когда я иду к врачу, чего я хочу от него?» И сами себе ответим: «Я хочу, чтобы он побыстрее сделал нечто такое, чтобы от моих болей и болезней не осталось и следа». Потому что боль и болезнь отвлекает, раздражает, а иногда совсем обрывает связующую нить с жизнью.
Но вот парадокс: болезнь и страдание пробуждают в нас наше сознание и наш дух, которые в здоровом теле могут просто спать. Вспомните Ювенала: «Дай Бог, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!»
Наше бессознательное существование искажает не только нашу Духовную составляющую жизни, но и наше представление о собственном здоровье. Многие люди, считающие себя абсолютно здоровыми, пьют водку, переедают, стремятся только к материальным благам, и всё это только потому, что их представление о здоровье искажено.
Такие не подозревают, что во всех Духовных Учениях смысл жизни человека провозглашен как совершенствование и стремление к наибольшей степени самостоятельности: «Будьте совершенны, как Отец наш Небесный совершенен».
Я много говорю о Духовном, о его понимании с современных позиций, несмотря на противодействие со стороны многих. По-другому объяснить и рассказать о том, что с нами происходит, если мы беремся за самоисцеление методами погружения, думаю, невозможно.
Расскажу о первом Духовном пространстве. Мы очень жалостливы, просто невозможно как жалостливы к себе, к другим, особенно к себе. Иногда так хочется поплакаться, почувствовать, что тебя жалеют. Откуда это? Если коротко, не вдаваясь в научные тонкости, то это - тяга человека в так называемое пространство помощи, то есть в то пространство, из которого он получает помощь от Высших Сил.
В это пространство можно погрузиться неглубоко и потоки Жизни устремятся к нам несознательно. Это происходит, когда мы расслабляемся, жалеем себя, хнычем. Туда устремляются наркоманы, алкоголики, токсикоманы, курящие и другие, ищущие удовольствия.
Можно погружаться очень глубоко, например, так, как во сне, и получать то, что пока не совсем ясно. Однако сон не является простым отдыхом. Это сложное состояние принудительной настройки человека на те критерии его естественной жизни, которые обеспечивают ему и здоровье, и соответствующее поведение. Поэтому расстройство сна так тяжело переносится людьми и животными - человек сходит с ума уже после трех-четырех бессонных суток. Он теряет ориентировку в пространстве и времени, а организм - все настроечные параметры.
Вот этот принцип - принцип самонастройки человека - и есть основополагающий в методе Духовного исцеления.
Некоторые болезни, как мы знаем, сопровождаются тем, что человек падает в обморок, он теряет сознание. Такого рода отключения тоже есть особая форма быстрого перехода организма в настроечный режим.
Поэтому когда человек ощущает слабость, тяжесть в теле, усталость, жалость к себе, то это должно подсказывать ему, что его организм недостаточно отрегулирован, и необходимо включить для его настройки механизм автоматического поиска лучшего режима.
А для этого провести хотя бы аутотренинг с погружением в тяжесть собственного тела. Осознание этой тяжести и есть целительный фактор настройки. Можно почувствовать ее даже болью, заполнившей весь организм, а можно - наслаждением. Такое чередование боли и наслаждения является лучшим приемом в любом медитативном погружении.
Безволие, страх: болезнь или лень? Меня могут спросить: а вот если человек ленив или безволен? Что тут можно предпринять? И есть ли надежда, что это можно изменить? Не секрет, что многие люди, чтобы снять чары безволия и лени, ходят к бабкам и знахарям, и те иногда помогают.
Иногда различить безволие и лень трудно, иногда просто. Воля человека связана с его верой. Вера - с его духом и с Духовностью как с пространством особой помощи. Это пространство особой помощи проявляет себя в контактах с человеком.
Различают разного типа контакты: болезненные и здоровые, временные и постоянные, сильные и слабые, приказывающие и советующие. При болезненных контактах приходится помогать человеку осознать причину его заболевания. И иногда - о, чудо! - всего лишь понимание человеком собственных проблем и причин, их породивших, исцеляют его от многолетних страданий.
Я не хочу сказать, что это наблюдается часто, нет, - но и в любом другом случае понимание во многом облегчает жизнь даже прикованному к постели.
Некоторые люди часто впадают в панику от того, что что-то случается в их жизни, заранее ими не предусмотренное. Особенно в наше переходное время. Однако необходимо помнить, что жизнь существует в разных формах и на разных уровнях и в условиях, иногда совершенно, казалось бы, для неё непригодных, например, некоторые виды микроорганизмов могут жить даже в концентрированной серной кислоте, а люди выживают там, где, кажется, этого не может быть.
Почему я постоянно говорю о преодолении собственными силами, если это достигается, однако, не всегда? Иногда необходим толчок, чтобы собственные резервы заработали. Поэтому я являюсь не целителем в традиционном смысле слова, а сопровождающим - тем, кто некоторое время помогает человеку, обучая его определенным приемам и определенному поведению в оценке происходящего с ним. Но потом я всё равно отойду от человека, потому что привязывать к себе никого нельзя. Сопровождающий - это тот, кто помогает приобрести новый, уникальный, опыт, кто обучает некоторым несложным приёмам, кто, главное, объясняет смысл жизни.
Если вы приходите к целителю традиционному, и он вносит в вас определенную порцию энергии, то вы должны хорошо понимать, что это - не есть та энергия, о которой мы все думаем, что она не имеет запаха, цвета, тяжести, а лишь полностью целительна. Это пока что антигравитация, которая делает нас легче для самих себя. И то на время.
На самом деле любое воздействие на нас не только не безобидно, но оно еще и материально в том смысле, что оно чужеродно и представляет для нашего организма некую проблему, комплекс, который ему нужно принять или отторгнуть. Каждый раз организм принимает решение, что делать с этим чужим комплексом. И даже тогда, когда, кажется, вы являетесь хорошо совместимым с вашим целителем.
Почему так происходит? Да потому, что в вашем организме не предусмотрено место, куда может этот комплекс, даже излучающий прекрасную и нужную вам энергию, вписаться, не задевая сложную структуру вашего всего организма. Этот комплекс - целая программа, закладываемая другим человеком и желающая переделать функционирование в вашем организме. Как правило, она приходит в противоречие с вашими собственными программами поведения и жизнеобеспечения. И тогда возникает страх или лень, голоса или безволие.
Почему я говорю так много о том, что, кажется, и не нужно знать обычному человеку. Да потому, что основа Духовности - это смысл, а движение по смыслам настраивает наш организм автоматически, как если бы он побывал во сне или в медитации. Поэтому часто всего лишь понимание того, что происходит с ним, приводит человека к чудесным исцелениям.
Например, это относится к так называемой психологической настройке. Особенности настройки тела: в чередовании движения и расслабления. Но при этом необходимо специально концентрировать свои мысли на принятом действии или наоборот бездействии, чтобы эффективность такой настройки поднять в несколько раз.
Болезни же в своём окончательном виде проявляются и в психике, и в теле. Но понятие психики многогранно, и при проведении предварительного анализа каждый раз требуется выделить из пространства психики что-то конкретное, а потом и соотнести его с первичными элементарными сущностями человека и с пространствами, в которых они действуют.
Иногда спрашивают: «Чем опасно целительство?»
О некоторых особенностях целительства я уже сказал. Но есть одно обстоятельство, которое научило меня не доверять полностью экстрасенсам. В свое время я много исследовал экстрасенсов с их способностями и пришел к неутешительному выводу. Он касается не их возможностей, которым, кстати, может научиться практически каждый.
Этот вывод намного хуже, чем представляют себе люди: в подавляющем своем большинстве экстрасенсы совершенно недуховные люди, несмотря на то, что многие из них ходят в церковь и отмаливают там грехи. Ходят они туда из-за страха перед Богом за многие свои прегрешения, о которых догадываются, но молчат.
Их уникальные возможности проистекают от того, что они имеют контакт с так называемыми силами демонического круга, общеклеточного сознания, которые должны быть подчинены человеку. Именно последнего требуют от нас Духовные Учения.
А если эти силы подчинили себе человека, и он оттого, что, якобы, владеет ими, находится в эйфории, постоянной или временной, то это печально. Такой человек живёт постоянным актерством: его хлебом не корми, но дай только продемонстрировать «свои» способности.
Он без всякого разрешения лезет в чужую жизнь и навязывает ей не только свой образ жизни, но свою, далеко не всегда здоровую, энергию. Он прямо впихивает её в вас, чтобы только удивить. Такой человек живёт ради собственной гордости, ради показа своего превосходства над другими. Он не просто эгоист, он эгоцентрик, то есть маниакально озабоченный собою человек, параноик.
Такой “целитель” впадает в депрессию, если у него не оказывается зрителей, больных, последователей, или если его лишить этих “уникальных” способностей. Тогда он начинает пить, хамить, злобиться, ненавидеть весь мир.
Иногда, когда я говорю об этом, меня спрашивают: «Но если это так, то почему экстрасенсы все-таки помогают?»
Действительно, почему? Потому что силой, которая им дается, они могут на самом деле произвести нечто в нашем организме. Но это нечто - не лечение в смысле исчезновения болезни. Оно - это перемещение некоторых наших комплексов, образований, сущностей нашей личности в нашем же организме в другое место. Или изменение чувствительности в какой-нибудь части организма или в каком-нибудь органе. Или изменение биологических часов в разных органах по разному.
А чтобы существенно повлиять на наше собственное здоровье, одного влияния экстрасенса явно недостаточно. Влияние его касается всего лишь жизненной силы, сила же духовная человека, его душевные кондиции или уровень понимания остаются теми же.
Как можно говорить об излечении, если болезнь просто временно загнали в угол или ослабили её, а понимания не прибавилось, осмысленность жизни ещё больше зашла в тупик от одних только обещаний экстрасенса: «Я вам помогу. Сделаю всё за вас. Вы будете здоровы. Я сниму с вас порчу…»?
Нет сомнения в том, что явление влияния одних людей на других существует, силы, развиваемые при этом, достигают огромных величин. Но правильное управление ими находится только в руках высокодуховного человека.
Особенно коробит презрение таких «экстрасенсов» к тем, кто приходит к ним. Сколько высокомерия в их фигуре, в голосе, в поведении! Как же - они сегодня властелины мира!
К сожалению, многие плохо представляют себе, что энергетическое воздействие - это небезобидная игрушка, это - энергетический гипноз. А гипноз всегда - это внедрение чужеродной программы в ваш организм, и к чему она приведёт, к какому всплеску, показывает только будущее.
Мне приходилось заниматься и восстанавливать контактёров, у которых контакт с демонами при обучении экстрасенсорике перерастал в болезненную привязанность.
Мне приходилось поднимать и больных, находящихся в полукоматозном или парализованном состоянии, которые, насмотревшись когда-то телевизионных сеансов нашего знаменитого гипнотизёра, оказывались в состоянии полувменяемого и недееспособного существа.
Однако, нет худа без добра - эти телесеансы показали всему миру, насколько сильно и разрушительно влияет внушение всего лишь одного человека на миллионы телезрителей.
5.6. Процесс погружения глазами участника
Человек, решившийся на занятия холотропным дыханием, не может себе представить, насколько процесс погружения в реальности отличается от его ожиданий. И это понятно, потому что каждый из нас может «изобрести» и представить только уже хорошо знакомое ему, и лишь отдельные личности выдают что-то совершенно неузнаваемое нами.
И все же, приобретая в погружении совершенно новый опыт жизни, человек, тем не менее, описывает происходящее с ним принципиально новое старыми образами и старыми словами.
Для рождения нового на новом уровне необходим не только новый опыт, но и новый язык, которого нам уже давно не хватает. Видимо, наступает время, когда такой язык будет сформирован и он будет носить более обобщенную кибернетическую форму.
В этом разделе я сначала приведу статью из «Российской газеты» о моей работе, а потом прокомментирую её, исходя из основной задачи моей книги, то есть исходя из понимания того, какие подводные камни могут подстерегать человека, пожелавшего самостоятельно практиковать холотропное дыхание или более мягкий метод погружения, чтобы освободиться от каких-то проблем в собственном здоровье.
Прежде чем воспроизвести эту статью, я хочу заметить, что человек, писавший её, сам прошел под моим руководством около полутора десятков глубоких погружений, в процессе которых, как он говорит, приобрёл просто фантастические возможности. Этот человек - известный журналист и писатель, исследователь эзотерических знаний Евгений Панов. Вот его статья.

«СТАНИСЛАВ ГРОФ ПРОТИВ ПЕРЕДОНОВА. Холотропная терапия – путь к преодолению кризиса личности

Реформы реформами, а лечиться надо. Здоровую жизнь, которую предстоит построить в России, должны строить здоровые люди. С сознанием созидателей. Бодрые, терпимые, доброжелательные. Начинающие фразу со слова «да», а не со слова «нет».
Но наше любимое слово именно «нет». У нас сознание разрушителей. А в подсознание опасно заглядывать – сколько там шлака несбывшегося и непрожитого, агрессии, ненависти и страха.
Больное общество – больные люди. Лечиться надо. Но где, как? Кто, чем врачует недуг по имени «нежелание жить»? Ещё немного и он примет характер эпидемии. Это бессильное падение в полную беспросветность, в убожество, нищету, в душевный мрак. На очередном повороте человека выбрасывает из тележки, в которой он худо-бедно протрясся полжизни, и он не делает попыток подняться выше нулевой отметки. Распалось общество, распалась связь времен. Многие и многие воспринимают это как личную катастрофу. Для них экономический, экологический, политический кризисы ничто по сравнению с убийственным кризисом собственной личности.
Если кризис не имеет органического происхождения, его можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни не только «не работает», но уже и несостоятелен. Это может сказываться на таких областях, как брак и секс, профессиональная деятельность, отражаться на различного рода стремлениях и целях или же проявляться сразу во всех сферах, оказывая разрушительное воздействие. В результате возникает критическая, но одновременно и очень плодотворная, таящая большие возможности ситуация. Кризисные симптомы отражают попытку организма освободиться от застарелых стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию. В то же время они указывают на процесс появления истинной личности и той размеренности бытия, которая связывает человека со всем космосом и соразмеряет со всем многообразием существования. Если условия благоприятны, этот процесс имеет радикальный результат – разрешение проблем, психосоматическое исцеление и эволюцию сознания. Следовательно, его можно считать исключительно благотворной, спонтанно проявленной деятельностью организма, которую надо всячески поощрять и поддерживать, а не подавлять.
Не поленитесь, перечитайте, пожалуйста, последний абзац. Это почти дословная цитата из книги Станислава Грофа «Приключения в самопознании». Обнадеживающее утверждение Грофа не нуждается в нудных комментариях. Вопрос опять стоит сугубо практически: как превратить затяжной, изматывающий кризис в прорывной процесс разрешения проблем и расширения сознания? Гроф отвечает на него: с помощью холотропной терапии.
О методе Грофа как методе именно терапевтическом, методе исцеления у нас до сих пор знают мало. Журналисты, участвовавшие в сеансах, писали об экзотических моментах (переживание прошлых инкарнаций или травмы рождения, выход на трансперсональный уровень). Конечно, это необычно и интересно. Конечно, доктор Гроф – мировая величина, президент международной трансперсональной ассоциации, мыслитель, внесший независимый вклад в понимание природы человека, в формирование научного мировоззрения будущего. (Об этом в нашей стране тоже почти не знают. Книга «Приключения в самопознании» издана как информационный материал Институтом научной информации по общественным наукам тиражом 500 (!) экземпляров; печатавший из нее отрывок журнал «Человек» имеет тираж 18 тысяч). Но доктор Гроф еще и врач. Вот что он пишет:
«В течение последних десяти лет моя жена Кристина и я разрабатывали действенный нефармакологический метод, который мы назвали целостной интеграцией, или холотропной терапией.
Главное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала необычных состояний сознания… обладающих оздоровительным воздействием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия использует методы активизации психики и индуцирования необычных состояний сознания».
Они, эти необычные состояния сознания, достигаются очень просто: специальным дыханием под специально подобранную музыку. Ложитесь на мат, расслабляетесь и начинаете дышать. Глубоко и часто. Глубоко и часто. Как можно глубже и чаще. Музыка подхватывает вас, диктует ритм, не дает снизить темп. Вы полностью отдаетесь звуковому потоку. Интенсивное дыхание приводит к гипервентиляции легких, изменяется обмен веществ, и мозг переходит в какой-то иной режим работы, а сознание - в необычное состояние.
Однако, что происходит с человеком на сеансе на самом деле, неизвестно. Если коротко – меняется все: энергетика организма, характер реакций, двигательные стереотипы, привычные отношения с миром, пространство и время. Вы пребываете в другой реальности, где все возможно: потрясающе яркие чувства, смерть и новое рождение, полеты в иные вселенные и встречи с Богом. Хотя и этой нашей реальности вы не покидаете. Вы знаете, что лежите на мате, дышите глубоко и часто, в уши вам бьет музыка. Вы находитесь в двух реальностях одновременно: в реальности погружения и в повседневной реальности.
Картины и ощущения реальности погружения нужно, как в медитации, фиксировать, запоминать и отпускать, но не анализировать. Вспоминать и анализировать будете потом. Ведь вы пришли лечить тело и душу, поэтому, настаивает Станислав Гроф, доверьтесь мудрости организма. А он мудр. Он знает свои болячки лучше вас. Он сам выбирает, с чего начать исцеление.
Обычно он начинает с тела и заставляет его работать. Вас будет трясти, скрючивать, перекатывать с боку на бок. Если вы страдаете вегето-сосудистой дистонией, вам сведет руки и ноги. Бояться не надо, надо дышать, прорываясь через дискомфорт и боль, иначе ничего не получится. Через 3-4 сеанса дистония, которая, как известно, не лечится, исчезает навсегда. Если вы нажили радикулит, вас будет приподнимать и с силой опускать поясницей на мат, вас поставит в “березку”, которую вы делали последний раз на школьном уроке физкультуры. На сеансах Геннадия Мирошниченко я видел фантастические танцы. С закрытыми глазами, стоя на коленях или забравшись на гимнастические брусья, люди выделывали невероятные па, закручивали собственные ноги вокруг собственной шеи. Их тела сражались с остеохондрозами. Спустя месяц они, с трудом надевавшие пальто, вдохновенно перепахивали шесть соток огорода.
Геннадий Мирошниченко утверждает, что в реальности погружения организм может справиться не только с такой относительно понятной вещью, как остеохондроз, но и с язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, инсультом. Забываются болезненные привязанности к алкоголю, табаку, наркотикам. Отступают тревоги, депрессии, неврозы, психозы, пограничные состояния. Думаю, что просвещенному читателю не надо объяснять: язва желудка и психоз – явления одного порядка, в том смысле, что оба эти недуга есть следствие неадекватных реакций психики на какие-то события. 70 процентов всех заболеваний тела имеют психическое происхождение. Они – телесные проекции болезненных психических доминант.
Собственно, это скажет вам любой фрейдист. Он разложит по полочкам ваши страхи и комплексы, вывернет наизнанку ваше подсознание, и вы уйдете от него, прекрасно понимая, почему вас мучают головные боли. Уйдете вместе с болью. Потому что мало понять ее причину, ее надо устранить – выведя из подсознания в сознание и проработав. Как раз это и позволяет сделать холотропный метод. Гроф, начав как убежденный фрейдист, быстро понял, что возможности психоанализа ограничены, что к его инструментарию надо добавить инструмент практической терапии. Он обратился к разнообразным медитативным техникам и, как считает Мирошниченко, сотворил несотворимое, сделал то, чего не удавалось никому до него, – перебросил мост между восточными учениями, которые на Западе всегда считались мистическими, и рациональными западными теориями.
В реальности погружения воскресают добрые порывы, пробуждаются нестандартные способности либо какие-то непонятные устремления, беспощадно подавленные социумом, загнанные в подсознание, заново переживаются травмирующие ситуации – детская обида или позавчерашняя стычка с начальником. В детстве вы тихо плакали под одеялом, позавчера выкурили на лестнице полпачки. И тот и другой случай привел к формированию чужеродных психических структур. Они спроецировались, во-первых, на кору головного мозга, образовали устойчивые очаги возбуждения или торможения, которые, перемещаясь по коре, вызывают так называемые блуждающие боли; а во-вторых, наложились на тело, ударили по желудку либо по сосудам. Чужеродные структуры порождаются и непрожитым, подавленным, несбывшимся. Они руководят вами, уводят от целостности, от решения основных жизненных задач.
Их надо разрушить. Не просто прожить вновь, а изжить. Как? Действием. Самовыражением. Закричите от страха. Выругайтесь в гневе. Трахните кулаком по мату. Зарыдайте безутешно. Объяснитесь в любви. Делайте все, что угодно. Умирайте и воскресайте. Не стесняйтесь сокровенного. И – больше страсти! Вы выйдете в реальность повседневности другим человеком. У вас разгладится лицо и прояснятся глаза. По дороге домой вас толкнут в трамвае, и вы не ответите тем же. Теперь вы не раздражаетесь по пустякам. Вы засыпаете сном младенца. Еще утром вы не хотели жить – жизнь казалась невыносимой. Вечером она уже не кажется столь мрачной. Кризис вступает в фазу разрешения, проклевывается ваша истинная личность – та, о которой пишет Гроф. Та самая, которая будет существовать в размерности, связанной с космосом и соотносимой со всем многообразием бытия.
Процесс ее выявления долог и труден, но настоящие пути всегда некоротки и нелегки. А этот путь – настоящий. Хотя бы потому, что вы ваяете себя сами, без лекарств, без гипноза или кодирования, без визитов к экстрасенсам, без сидения у телевизоров в ожидании чудесного исцеления. Это путь совершенно индивидуальный, как всякий подлинный путь познания. И, как всякий исповедимый путь, он требует от вступившего на него ответственности перед самим собой и осознанной упорной работы.
Геннадий Мирошниченко шутя называет сеансы холотропного дыхания сеансами “здоровья для ленивых”. Доля правды тут есть, если ленив тот, кто не бегает по утрам. Но ленивый ничего не получит и здесь: без толку отваляется на полу три часа и уйдет обиженным на весь белый свет. Он опять рассчитывал на чудо, а не на собственные силы.
Иностранцы – те приходят работать и работают честно. Потому что – на себя. Пыхтят три часа подряд, как паровозы. А наши? Даже для себя не желают постараться. Привыкли работать из-под палки. Да и жить – тоже. Им говорят: можно все. Не верят: это невозможно. Зажаты, замордованы… Помните Передонова из «Мелкого беса» Сологуба? Задумав закурить, он увидел городового, лузгавшего себе семечки на углу, и не осмелился, осведомился робко: дозволено ли-с? «Насчет этого никаких приказаний не поступало», – ответствовал городовой.
Вот от этого передоновского синдрома нам и предстоит избавиться. Поэтому я и рассказываю о методе Станислава Грофа. Если угодно, я его откровенно пропагандирую. Потому что это могучий метод оздоровления души и тела, и притом гениально простой. Он доступен. Он как нельзя лучше отвечает социальному заказу. Да и что может быть интереснее приключений в самопознании?..

Евгений Панов. «Российская газета» от 15.09.92г. »

Я уже говорил о том, что проблемой для некоторого отдельного, но не каждого, человека является отсутствие непоколебимого желания жить. Но любой человек рождается с таким напором жизни, что говорить о его желании или нежелании жить при рождении просто некорректно, неправильно. Потому что на заре жизни существует не желание, а бесконечный поток, уносящий каждого ребенка в своем любопытстве и в своем обучении поведению в этом мире так далеко и так высоко, что ребенок почти всегда живет в измененном состоянии сознания. Он не придавлен материальным миром, контактами с ним и опасностями его, как придавлен взрослый. Каждый взрослый преувеличивает значение опасностей настолько, насколько его личный опыт несет в себе негатив, агрессию, ненависть.
Негативное впитывается в нас и отравляет все, к чему мы прикасаемся или о чём думаем. Даже самое высокое. И это высокое исчезает постепенно под действием накапливающегося негативного. Но самое высокое в нас - это отражение Духовного. Наше личное духовное редко во многом совпадает с истинно Духовным - с радостью мира, с Любовью всего жизненного пространства, с ощущением Жизненного Потока.
Парадокс в том, что рождаясь с ощущением и со знанием Вселенской, Божественной Любви и Радости, мы под влиянием адаптации к опасностям мира теряем это ощущение и это знание.
Можно ли вернуть забытое? Можно, но для этого надо окунуться снова в пространство Духа. Но как это сделать? Есть разные способы, например, наркотик или другие болезненные привязанности. Но есть и холотропное дыхание.
Отчего многие из нас страдают болезненными привязанностями? Да от того, что детскую привязанность к Духу мы утеряли, но не можем утерять тягу к нему. Вот почему мы тянемся к тайне, которую несёт в себе наркомания, алкоголь, переедание, другой человек в своей телесной любви. Оказывается, мы хватаемся за каждую соломинку, чтобы почувствовать свою былую принадлежность к Духовному миру.
Так почему же нас так тянет именно туда? Почему вдруг покидает желание жить здесь и сейчас и мы готовы бросить все и кинуться в омут забытья? Может быть, потому, что там - мы свои, родные. Мы там всегда есть.
5.7. Кризис - это серьезно
К сожалению, лишь коснувшись проблемы, автор процитированной выше статьи Е. Панов вслед за С. Грофом остановился в своём движении в понимании проблемы сознания. Совершенно не раскрывается в их работах критериальная основа нашей жизни, то, что я называю Духовностью, то, что на языке психологов называется модальностью - качеством высших отношений.
Мало повторять мысль о необходимости расширения сознания - от этого оно не расширится. Надо знать и применять методы, которые ведут к такому расширению. Но одного расширения на плоскости тоже мало. Проникновение вглубь тайны Природы осуществляется тогда, когда в своём познании человек выходит на другой, более высокий уровень.
Мало говорить о Боге, нужно показать, где же Его влияние сильнее всего сказывается на человеке. Нам представляли Бога тоже как человека, а оказывается Он - это, как говорят в кибернетике, распределенная система, которая везде. Бог может наказать - говорят нам. А мы говорим: Бог есть Любовь, как же ею можно наказать. Говорят: с Ним нужно беседовать, молиться Ему. Мы говорим: в Нём нужно жить как купаться - в Радости и Любви.
Психологи и психотерапевты говорят: надо осознать свои проблемы и решить, что из них нам необходимо, то и оставить. Мы говорим: этого мало, потому что нужно осознавать в определённом состоянии - купаясь в Океане Любви, в осознавании, что мы являемся частью Жизненного Потока. А всё, что лежит в Русле, есть Радость.
Что лежит под этой самой модальностью, под качеством отношений? Почему человеку нужно поступать именно так, как подсказывают ему Духовные Учения?
Мы просмотрели как-то в суете своей жизни, в баталиях научных войн, что человек мал - он капелька в Потоке Жизни. И что основные законы его жизни диктуются оттуда, от общего Потока. Соблюдение этих требований гарантирует человеку многое, но прежде всего оно гарантирует не ему, а самому Жизненному Потоку, что он будет продолжаться и расти.
К сожалению, когда говорят о кризисах личности с традиционных позиций, то употребляют понятие сознания. Как будто только в сознании дело. Мне кажется, что не просто в самом сознании лежит камень преткновения и не в расширении его вообще, а именно в том восхождении по Смыслам Жизни, которые возносят человека на новые Духовные уровни, качественно отличающиеся от тех уровней, на которых происходило обобщение информации.
Кризис возникает потому, что человек или человечество не находит объяснения вдруг наступившему упадку существования. А вслед за этим непрояснение его причин приводит к неспособности реальных сознательных изменений жизни.
Кризис носит, как правило, чисто материальный характер, а человек переносит свои страдания в материальном мире на пространство собственного духа и этим искажает его.
Чтобы такого не происходило, нужно понять, что другое отношение к происходящему, более спокойное, терпимое спасает положение. К сожалению, кризис часто перерастает для некоторых в катастрофу и тогда рвутся самые тонкие и самые важные нити нашей души, оставляя нас наедине с собственным изолированным пониманием истин.
Ведь, если быть до конца откровенным, спасает нас не столько дыхание по Грофу, не знание о том, что вот мол у других получилось - и у меня получится, не стремление к расширению сознания, а простая надежда и вера, что на самом деле не так всё страшно, как кажется.
Эта смелость относится не вообще к безоглядному оптимизму, а к тому странному состоянию нашего сознания и души, когда каждый из нас вдруг понимает, что всё-таки есть в Природе Нечто совершенно большое, живое и сознательное, что содержит в себе и нашу душу, и нашу волю. И Оно может напитать нас своею волей и подпитать нашу душу своей душевной энергией.
Мы прежде всего являемся выходцами оттуда - из Океана Радости и Любви, из того, что является более первичным даже, чем сам Поток Жизни.
Мудрость организма, о которой говорит Гроф, - это воссоединение человеческого сознания, в той его части, которая относится к критериям поведения и существования, с Высшими Критериями Жизни. А происходит это тогда, когда наше человеческое сознание намеренно выводится нами из сферы его применения в материальном мире, и мы оказываемся в изменённом возвышенном состоянии сознания.
Но и этого мало. По настоящему очищение организма от накипи отходов происходит, когда сознание не меркнет совсем, а остается для контроля происходящего, и человек осознает свои проблемы, прикасаясь к ним как к комплексам, хранящимся в нашем подсознании.
Парадокс происходящего в том, что адекватность сознания, созревающая в материальном мире, необходима нам в состоянии погружения, в подсознании, чтобы оценивать степень и место комплексов нематериального мира.
А мудрость мира проявляется через автоматическое действие Высших Критериев во всём нашем организме, где мудрость уже нашего организма есть такое же автоматическое отслеживание им Высших требований Потока, предъявляемых к нам.
Свой метод Станислав Гроф и его жена Кристина назвали методом холотропной терапии или методом целостной интеграции. Название отражает суть: метод призван воздействовать целостно на организм и вызвать такие положительные изменения, которые позволили бы человеку существовать в нашем напряженном мире.
Проведённые мною исследования показали, что по силе интеграции методы глубокого погружения не имеют себе равных. Однако, существенным недостатком этих методов всё-таки является недостаточная проработанность духовной составляющей и слабое привлечение смыслового объяснения Духовности.
Без продвижения по смысловой цепи понимания не может быть настоящей целостности. Потому что реакция организма на смысл, воспринятый и понятый сознанием, далеко еще не изучена в широком диапазоне. Но уже сегодня можно сказать, что иногда осознание природного смысла человеком приводит к его перерождению буквально за считанные минуты. И метод холотропной терапии в том является замечательным подтверждением.
Именно поэтому я и привлекаю внимание занимающихся к тому, что понятия смысла и информации являются во многом противоположными. Смысл несет в себе ясность, рационализм, а информация - расплывчатость, темноту, неясность и непонятость, иррационализм, который, однако, не отталкивает часто, а наоборот притягивает к себе, содержит тайну. Богатство ощущений приходит к нам и через рацио- и через иррацио-восприятие.
К сожалению, большинство образов непонятной семантики трактуется исследователями и практиками с позиций чисто религиозных. Спору нет, подобные объяснения должны иметь место, но более высокий уровень осмысления требует выделения критериев поведения и критериев отражения образа в свою отдельную категорию.
Хочу сказать о том, почему методы погружения приживаются всё больше. Прежде всего, метод погружения прост. Он действительно создан для ленивых. В нем как бы не надо не только особенно напрягаться, но даже и думать, анализировать.
Но, считаю, что основное преимущество метода в том, что он даёт человеку возможность окунуться в другие миры. Многие говорят об этом, но почему-то немногие хотели бы понять, что же такое необычное даёт эта возможность. Поэтому чаще всего результаты и процесс погружения сравниваются с искусством.
Наше сегодняшнее искусство, к сожалению, несет в себе страшной силы разрушительный заряд для нашей души. Оно выделяет из общего потока событий в основном те, в которых человек призван страдать, и углубляет эти страдания, чтобы добиться повышенного внимания к этому искусству.
На чем строится такая концепция искусства? Исключительно на своём прошлом опыте и на опыте человечества в страдании и, следовательно, в переживании греха.
Искусство обладает громадным потенциалом усиления в воздействии на человека, оно превращает страдание, которое человек может испытать, в страх, не объясняя ни его природу, ни показывая выход из него. Хотя, конечно, в искусстве современности находится место и религиозному направлению, однако, и религиозное направление тоже строится, как известно, на страхе Божьем.
В Духовных Учениях преподносится обратное - Бог есть Любовь, а не страх. В этом обратном отражении состоит один из парадоксов реального представления религиями Духовных Учений, на которых они построены. Мир переворачивается, и тогда негативный опыт имеет силу воздействия гораздо большую, нежели положительный. Мир материи в воображении людей вообще характеризуется большей степенью опасности и большим усилением её, чем это есть на самом деле. Причиной этого являются, например, запреты религий на самоубийство и грех убийства.
Погружение в другие миры - это, прежде всего, погружение в миры чистоты и Духа, Любви и Гармонии. Человек часто прозревает от этого, потому что он начинает понимать, что на свете есть ещё и эта прекрасная сторона жизни, которая в реальной действительности во многом сокрыта от него. Пережившие клинические смерти или те, кто приобрел опыт глубоких погружений, переносят центр тяжести своей жизни на Духовное с материального.
Вот почему метод погружения снижает степень двойственности натуры. Что это? Каждый живёт в той или иной степени внутренними потребностями и той внешней ролью, которую он берёт себе. Часто внутренние голоса и желания заводят человека в своих устремлениях так далеко, что частично или полностью подчиняют его.
В то же самое время внешняя его роль сводится к другому, противоположному, к тому, чтобы как можно глубже спрятать эти эгоистические тенденции и страсти. В результате таких разноплановых усилий в человеке прорастает и увеличивается ощущение раздвоенности его души. Такие состояния могут хорошо маскироваться в сознании и превращать человека в больного.
Метод погружения, позволяющий лучше других методов окунуть человека в истинное поле Духовности, даёт возможность такому человеку почувствовать свою лживость, аморальность, безнравственность, неэтичность и ужаснуться этому в сравнении с миром Духа.
Происходит это от того, что полное погружение человека в пространство Духа, как правило, переживаемое практически каждым, внезапно открывает перед ним картину неправильности его жизни из-за того, что он неправильно расставил акценты на своих взглядах и неправильно ранжировал по важности для него самого те ценности, которыми он собственно и руководствовался в жизни.
Переживание момента неистинного смещения ценностей, с помощью которых человек ориентируется, если это происходит без открытия для него истинной Духовности, может явиться для многих сильнейшим психическим ударом, результатом которого может быть и внезапная смерть.
5.8. Основные положения метода
Всегда ли необходимо дыхание по Станиславу Грофу? Когда мы упоминаем о холотропном дыхании С. Грофа, то имеем в виду, что говорим только о том методе классического проведения погружения в подсознание или о методе холотропной терапии, который предложил и описал С. Гроф. Этот метод требует, чтобы погружение в подсознание проводилось исключительно под действием максимально форсированного дыхания по глубине и по частоте, сопровождаемого очень громкой музыкой.
С. Гроф, принимая во внимание чрезвычайно опасную физиологию проявления подобного вида дыхания продолжительное время - до трех часов, - дал четкий перечень противопоказаний по заболеваниям, при которых человек не может быть допущен к занятию. Сюда относятся травмы, переломы, слабости скелетной системы, постоперационные и предоперационные состояния, любые приступообразные и судорожные состояния, астма, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, беременность и другие.
Говорить о лечении методом С. Грофа широкого поля заболеваний нельзя, хотя практически метод был отнесён автором к психотерапевтическим. Наличие судорожного синдрома при множестве заболеваний психики не позволяет применить его даже там, где, как казалось бы, ему и место.
Иногда ведущие холотропную терапию шутят, что этот метод разработан для совсем здоровых, и, страхуя себя от неприятностей, берут на занятия лишь тех, кто, по их мнению, приходит за новым жизненным опытом.
Переживания, связанные с погружением, не могут быть сравнимы ни с каким состоянием в сознательной сфере жизни. Поэтому сеансы погружения с помощью форсированного дыхания по своей силе воздействия на человека иногда рассматриваются наравне с действием сильнейших наркотиков или психоделиков, например, ЛСД 25, с которого и начал свои исследования С. Гроф.
Как показывает мой опыт и опыт других, глубокое и частое дыхание не является основным требованием и основным компонентом в методе глубокого погружения. Во многих случаях, когда у человека наблюдается сильное заболевание, входящее в число противопоказаний по Грофу, такое дыхание просто вредно. Тогда применяют дыхание неглубокое, вплоть до поверхностного, или же другие способы погружения в собственное подсознание.
Дает ли неглубокий вид дыхания тот же эффект? Без сомнения. Более того, бывают случаи, когда такое поверхностное дыхание даже предпочтительнее, нежели форсированное.
Форсированное дыхание, взятое Грофом, было привлечено им из техники Кундалини-йоги, в которой указываются несколько принципиальных запретов на использование такого рода дыхания. Например, стоячее или сидячее положение человека без мышечного напряжения является категорически противопоказанным. Только в положении лежа в состоянии расслабления можно применять эту технику. Или же, напрягая мышцы, иначе.
Но наблюдения показывают, что в положениях сидя и стоя человек иногда может войти в аутотранс даже быстрее, чем в положении лежа. Поэтому процессы погружения эффективны всегда.
Думаю, что это объясняется в основном тем, что человеческое сознание какой-то своею частью постоянно находится в состоянии погружения, и знание этого даёт возможность самому человеку или другим практически всегда использовать эту особенность для дополнительной настройки организма на критерии жизни.
Более того, мною поднят вопрос о таком, казалось бы, отдалённом от метода Грофа способе оздоровления, как бег. В нем происходит многое, похожее на погружение с помощью холотропного дыхания, но главенствует всё же физика и контроль сознания.
Наркотик ли это? Многолетние наблюдения тренеров и врачей над теми, кто неоднократно применял холотропную терапию, показывают, что никакой привязанности к ней как к наркотическому средству не существует. Более того, она часто используется как мощное средство отрыва человека от уже набравшей силу болезненной привязанности: к наркотику, алкоголю, еде, лекарству, человеку, состоянию и к другим.
Почему же процесс, заменяющий наркотик, не превращается в таковой сам? Вот один из ответов, точнее, одна из сторон более широкого ответа.
Подобная терапия вызывает изменения в головном мозге, такие, что исчезнувшие из мозга по причине болезненной привязанности эндорфины вновь появляются там. Процесс носит характер чисто физического процесса, следовательно, в этом плане в нём соблюдается золотое правило сохранения здоровья: сначала физическое воздействие, потом остальное. Любая же болезненная привязанность исключает физическую компоненту.
Наш контакт с миром материи, который мы осуществляем постоянно, даёт нам уверенность, что свое дело мы делаем правильно. Этот процесс настройки на материю есть соответствие или адекватность нашей оценки и нашего поведения окружающему миру.
Любые тренировки физического тела, если они проводятся при соблюдении определённых правил, приносят нашему телу большие возможности. Получить с помощью тренировок психики повышение своих кондиций тоже можно, но не такие глубокие и при условии, если состояние адекватности поведения в них не нарушается. Иначе - психическое заболевание.
Любой биологический процесс во Вселенной характеризуется, как правило, рядом этапов своего развития: потенциальной возможностью материализации, зарождением, прорастанием, ростом, укреплением, созреванием, расцветом, зрелостью, уверенностью, упадком, угнетением, смертью, потенциальной и материальной возможностью возрождения и повторения в ускоренном масштабе времени.
Процесс погружения в собственное подсознание с помощью такого мощного фактора, как форсированное дыхание, ничем не отличается от нормального биологического процесса, будь то жизнь клеток или растения, человека или животного. При его развитии наблюдаются все перечисленные этапы развития любого биологического процесса.
Подобие процесса погружения в подсознание типичному процессу жизнедеятельности любой формы материи заставляет всерьёз задуматься над тем, что с помощью искусственно вызываемого процесса и наложения его на жизнь существующей формы можно существенно омолодить саму форму.
Омоложение - суть развивающегося процесса погружения.
За счет чего же это происходит? Вспомните основной принцип гомеопатии: подобное подобным. То же самое происходит и в нашем случае. Наложение этапов изменения состояния организма, наблюдаемое при погружении, на процессы жизнедеятельности в организме является системным, всеобщим.
Человек, прошедший не одно погружение в собственное подсознание, приобретает, но точнее, наверное, восстанавливает устойчивое состояние организма и собственного величия и контакта с Богом. Это придаёт его жизни не примитивный смысл существования в мире, а высоко осознаваемое и высоко критериальное отношение ко всему.
А такое состояние есть особое состояние души и, следовательно, особое состояние всего организма - внутренней среды, включающей в себя не только жизненные ткани тела, но и все аспекты психики, эмоций, желаний, разума, воли и, конечно же, поведения. Удивительно, но факт, - иногда такое погружение для человека, страдающего и почти уже умирающего от неизлечимого заболевания, вдруг меняет всё течение процессов в его организме на здоровое.
Однако, для классического процесса холотропной терапии С. Грофа такое положение дел не типично из-за существования запрета брать на занятия неизлечимых больных.
Те же случаи риска, когда ведущие нарушают данное ими обещание не связываться с больными целым рядом тяжёлых заболеваний, или когда человек, пришедший на занятия, скрывает свой тяжёлый недуг, часто оказываются яркими событиями в жизни многих.
Автор в свое время участвовал в проведении целого ряда экспериментов с совершенно безнадёжными в своих болезнях людьми и при помощи сильно модернизированного метода холотропной терапии получил результаты, которые в буквальном смысле потрясли всех, кто принял участие в них или хотя бы знал о их проведении.
Эта модернизация метода С. Грофа поначалу казалась не совсем серьёзной, однако, вскоре автор пришел к выводу, что его подход к процессу погружения, к подготовке к нему человека и к его дальнейшему существованию во многом, отличается от принятого Грофом.
Продолжительность погружения может быть разной. Для здорового человека не составляет труда с помощью интенсивного дыхания пробыть в этом состоянии три часа, как рекомендует Гроф. Человеку же, организм которого имеет тенденцию к повышению артериального давления, три часа такого темпа не выдержать. Даже два. И ждет его в случае соблюдения рекомендации Грофа не улучшение здоровья, а часто совсем обратное - гипертонический криз.
Такому человеку и дышать с максимальным форсированием и под сильнейшую музыку - мука. А происходит это потому, что состояние его сердечно-сосудистой системы почти сразу откликнется на эти крайние раздражители.
Поэтому я выделяю целую категорию людей, которым глубокое и частое дыхание противопоказано из-за их заболеваний. Но это совсем не означает, что таким людям невозможно осуществить погружение в собственное подсознание. Стоит только закрыть глаза и вы попадете в особое состояние погружения, о котором люди знали еще в древности. Вы можете даже заснуть, но это уже будет другим состоянием. В нормальном погружении необходим самоконтроль, что у Грофа достигается громкой музыкой, которая и не дает человеку заснуть и ведёт его по комплексам подсознания. Именно поэтому медитация на Востоке не проводится с закрытыми глазами. Другое дело, что она не является столь глубокой, как в методе холотропного дыхания.
5.9. Некоторые особенности метода
О запрете Грофом трактования результатов погружения знают все психологи, поэтому они иногда настороженно относятся к моим словам. С. Гроф ввел в обиход принципиально важное положение - запрет на толкование результатов погружения.
Обосновывает он это тем, что трактующий, якобы, может гипнотически повлиять на процессы, происходящие у холонавта после погружения, и тем самым нарушить мудрость организма.
Своим запретом Гроф блокирует внедрение каких-либо своих программ со стороны ведущего в сознание и подсознание подопечного - холонавта. Однако краткий отчет о происходящем с ним во время погружения холонавт может предложить вниманию всех, кто имел отношение к процессу. И это считается нормой, ибо тогда и происходит, якобы, интеграция.
К сожалению, в этом смысле парадоксально, если не противоречиво, звучит предложенная Грофом теория объяснения происходящего с холонавтом с точки зрения травмы рождения и прохождения человеком при рождении четырех так называемых матриц. Некоторая искусственность такого подхода была известна еще до Грофа, однако он придал ей более строгую форму, что, однако, не усилило теорию, а наоборот привело ее к противоречию с его запретами на толкование результатов.
Как мне кажется, этот запрет появился совсем от другого - от того, что провести объективную диагностику происходящему с человеком не представлялось возможным, а те объяснения, которые давались при этом, могли действительно оказаться противоположными реальным. Сам человек - холонавт - оказывается не способным к глубокому самоконтролю, а фасилитатор, ведущий, - к правильной оценке происходящего.
Гроф парадоксальным и, к сожалению, противоречивым образом свёл воедино принцип классической психологии и психотерапии - не мешать организму проявлять мудрость с принципом активного воздействия на человека со стороны его самого.
В его метод не были включены еще два необходимых принципа целостности, о которой и шла речь у Грофа. К сожалению, он во многом желаемое выдал за действительное.
Первый принцип: внутривидение. При погружении необходимо проведение более жёсткого самоконтроля и адекватного степени погружения контроля со стороны ведущего.
Адекватность контроля должна соответствовать глубине метода, то есть быть на уровне видения подсознания с его комплексами. Ничего другого, кроме ясновидения, пока не придумано. Мне, я считаю, как ведущему во многом удалось достичь успеха только благодаря такой своей способности.
Второй принцип: духовность критериев жизни. Как бы мы ни превозносили саму технику холотропного дыхания, но без осмысления духовных особенностей картин погружения с современных позиций она останется во многом всего лишь техникой, а значит, станет толкать на её повсеместное и бессмысленное механическое применение, что наносит, конечно же, в отдельных случаях заметный вред занимающимся.
К сожалению, даже Гроф не избежал механицизма в своем подходе. Современное же знание диктует необходимость осмысления с позиций не только провозглашения целостности, но и его обоснования с кибернетических позиций. Без включения упомянутых двух принципов в схему ведения погружения говорить о целостности метода не приходится.
В этом смысле показателен прием, предложенный Грофом, когда человек, прошедший холотропную терапию, вдруг оказывается при выходе из неё в негативном состоянии. Гроф в таком случае говорит о непроработке, о неполном интегрировании. Он рекомендует в таком случае как можно быстрее ввести человека во второе погружение. И действительно повторное погружение, как правило, облегчает состояние страдающего человека. Но не намного и не всегда.
На самом же деле чаще всего, как показали мои исследования, в подобных случаях негативного выхода из погружения играют определяющую роль болезненные привязанности, такие, которые принципиально не могут быть проработаны в погружении.
Например, в группах у меня неоднократно бывали случаи, когда человек после погружения испытывал негативный выход всего лишь потому, что вполне сознательно подчинялся в своей жизни другому, отчего не просто страдал он один, а в их симбиозе возникала гармония, построенная на страдании обоих. Каждому в отдельности в силу своего воспитания в жизни не хватало определённых свойств, которые они собственно и находили в таком болезненном соединении личностей их обоих.
Что же необходимо предпринять, чтобы облегчить жизнь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации? Ведь констатация факта его болезненной привязанности к другому - к жене, к мужу, к матери, - а тем более осознанный от этого удар психики в погружении, ведут лишь к обострению осознаваемого им тяжелого состояния.
Оказывается, необходима решительность, воля, с которой бы этот человек разорвал болезненную связь. А на это не каждый пойдет, ведь за ним может стоять долг перед тем, другим, человеком.
Так всё-таки, можно ли каким-либо образом трактовать выходы из процесса погружения? На этот вопрос у меня однозначного ответа нет. Думаю, что во многих положительных выходах трактование не нужно, а при негативных, особенно очень тяжёлых, что случается очень редко, но всё же случается, такое трактование просто необходимо. Потому что любое участие другого человека в подобных ситуациях для страдающего является облегчением его страданий, своеобразной помощью.
Я не говорю, что подобное толкование есть простой или поверхностный процесс. Ни в коем случае. Ведь одним неосторожным словом можно сделать так, что человек навсегда получит новую психическую травму.
Иногда же в период обсуждения в случаях довольно тяжёло переживаемых я раскрываю причину негативного выхода из погружения, применяя ясновидение. Такая моя способность помогла и помогает многим, но я далёк от мысли, что любой другой может проделывать то же самое с тем же успехом. Подобному надо учиться и, как показала практика, погружения в подсознание очень способствуют этому.
Меня спрашивают: как часто я трактую негативные выходы, ищу причину? Это я делаю не всегда. Иногда, даже когда я вижу её, я не решаюсь сказать человеку, потому что подобное знание может не помочь ему, а навредить. Возможно, кто-то и возразит мне, кинется в спор, но я считаю, что не всем можно говорить обо всём, что их ждет.
С. Гроф вслед за другими психологами обращает наше внимание на так называемую травму рождения - травму физического и психического плана, получаемую нами при переходе из состояния комфорта в утробе матери в этот во многом враждебный новорождённому мир.
Однако известно, что трудности при рождении являются крайне необходимым звеном в тонком механизме функционирования организма рождающегося человека, чтобы обеспечить его «завод» - дать энергетический толчок некоторым жизненным, социальным процессам и механизмам.
Чего же больше получает человек при рождении - травмирующего его организм или наоборот энергии первотолчка? Как всё в жизни, это явление также носит характер парадокса, и отсюда проистекают многочисленные нарушения равновесия в состоянии как новорожденного, так и потом уже взрослого человека.
Гроф связывает проблемы, возникающие у рождающегося на каком-либо этапе при прохождении им родовых путей, с какими-либо психическими отклонениями, проявляющимися потом в его взрослой жизни.
Некоторые данные позволяют сделать вывод, что во многом такое объяснение не обосновано. Оно носит слишком жестко запрограммированный характер. Однако, Гроф говорит о том, что человек, вновь переживая в погружении свою травму рождения, может скорректировать этим программы своего подсознания в лучшую сторону.
Практика погружений как будто бы подтверждает это. Подобное положение очень сильно приближает человека к типичной кибернетической машине и дает шанс на перерождение даже самому закоренелому в своих пороках человеку. Или неизлечимому больному.
Может быть, сказанное Грофом и далеко от современных терминов кибернетики, но оно всё же подчеркивает гибкость человеческой организации, дающей гарантированную возможность любому человеку изменить себя в лучшую сторону на любом этапе своей жизни.
В этом небольшом разделе мне бы хотелось ещё раз затронуть очень важную особенность Потока Жизни, о которой не всегда принято говорить честно. Значительно чаще почему-то проводят параллель между человечеством и образом неживого потока, в котором капли - люди - являются пассивными. Но самой большой ошибкой при отождествлении этих двух потоков будет, конечно же, выключение из рассмотрения сознания.
Пассивность частиц потока, например, потока воды, приводит к тому, что управляет такими частицами только лишь слепая и несознательная стихия - стихия разрушения физического материального мира. Попадая в своем движении на препятствие, эти капли не станут искать способа избежать столкновения, а тем более, и гибели.
Человек же как капля Потока Жизни обладает своим изолированным сознанием, определённой степенью самостоятельности и потому привносит в Поток такие черты, которых нет у пассивного потока и которые наделяют Поток Жизни способностью сверхтекучести, сверхпластичности и сверхустойчивости. Последнее реализовано на свойстве живого, которое называют Зеркалом - отражением себя в другом с усилением или ослаблением.
Сверхустойчивость Жизни позволяет реализовать в Природе связи, значительно более сильные, чем атомарное или молекулярное притяжение.
Жизненный Поток диктует каждому отдельному человеку требования, обеспечивающие, в первую очередь, не только выживание, но и экспансию Потоку во Вселенной. Эти требования даются человечеству в Духовных Учениях и в природных инстинктах.
Человек и человечество входят в Поток Жизни со своим багажом. Но Поток как среда, жизненное пространство человека, формирует многие свои параметры независимо от того, какими являются люди.
Наоборот, ему как бы уже известен будущий образ человека и человечества, под который каждый рождающийся на Земле человек заранее наделяется возможностями.
К сожалению, пока эти возможности не полностью востребуются как самим человеком, так и средой, в которой он проживает. И потому многое из этого дара человек готов был бы забыть, уничтожить, потому что любое особенное и невостребованное для него кажется лишним и тяготит, потому что оно требует работы по самосовершенствованию.
Более того, оно может прибавлять ему забот, ухудшая жизнь, нарабатывая негативные комплексы в психике из-за внутреннего, подсознательного стремления вступить в борьбу с другими, мешающими комплексами.
Подавляющее большинство желающих испытать погружение или самоисцелиться с его помощью стремятся делать это в одиночестве, сохраняя интимный характер действия. Однако, существует такая точка зрения на процессы психического характера, в которой обосновывается принципиальная невозможность освободиться от некоторых проблем без участия в группе. В этом случае в человеке совершенно неосознанно работает так называемое Зеркало отражения. В нём происходит автоматическое усиление некоторых особенностей характера, психики или поведения, такое, что это приводит к существенному перераспределению нагрузки на психику человека.
Иногда подобное довольно быстро снижает болезненный очаг, уменьшает активность некоторых негативных комплексов, но, главное, учит человека близко к реальности оценивать своё место в той среде проживания, которую он выбирает для себя.
Поэтому групповые занятия очень часто приносят колоссальный эффект. Индивидуальные же занятия не имеют подобного Зеркала и потому зачастую малоэффективны. Однако многие не понимают этой особенности и тянутся к индивидуальным занятиям.
Но существует довольно обширный класс занятий, в которых нельзя усердствовать, если человек занимается один. И не потому, что они мало что дают, а наоборот - они слишком эффективны, и процесс изменения в них сознания может идти так стремительно, что только организация специального Зеркала отражения позволяет регулировать не только адекватность сознания, но и не позволяет человеку оказаться в пугающем своим одиночеством огромном и страшном мире.
Последнее возникает очень часто, если у человека в нормальном состоянии присутствуют в психике голоса тоски, страха, опасности, других негативных проявлений.
Негатив, существующий постоянно, даже небольшой, усиливается отражением от Зеркала пустоты. Он же ослабляется в Зеркале другого человека.
В погружении последнее ощущается как внутренняя помощь со стороны другого, того, кто сидит или находится рядом. Вот зачем в погружении у Грофа все в группе делятся попарно на холонавтов и ситтеров - тех, кто погружается и сопровождает.
Методы медитации, практикуемые на Востоке, требуют настройки человека на положительное отношение ко всему, обеспечивая ему правильный контакт с Любовью мира. Поэтому стремление медитирующего оказаться своим сознанием в пустоте для него безопасно - пустота оборачивается ему блаженством. Иначе, при негативной настройке, дело может обернуться безумием.
Самым лучшим средством для страховки и являются открытые глаза медитирующего и, значит, безусловное состояние самоконтроля.
Исключительно поэтому я настраиваю каждого, кто изъявляет желание практиковать самостоятельно, чтобы он нашёл себе пару.
Я как сопровождающий больного человека несу при его погружении, конечно же, значительно больше нагрузки, чем тот, кто просто находится рядом. Но об этом на ближайших страницах.
5.10. Процесс погружения
Конечно, не у каждого процессы погружения проходят одинаково. Хочу привести типичный пример первого погружения, в котором холонавт не почувствовал ничего экстраординарного. Некоторых, может быть, разочарует это замечание, но необходимо учесть, что иногда у человека, склонного к какой-нибудь проявленной или непроявленной болезненной привязанности, при первом погружении не происходит ничего, на что он заранее уже настроился, - ни ярких образов, ни проникновения на Духовный уровень, ни бурных переживаний.
К сожалению, таким, если позволяет их общее здоровье, требуется достаточно громкая музыка, чтобы вывести их сознание на определённую степень активизации и чтобы их негативные комплексы проявились.
Однако, даже Е. Панов, статью которого я уже цитировал, только на шестое погружение методом жёсткого холотропного дыхания смог пробить сплошную чёрную стену, которая из одного погружения в другое преследовала его.
Вот статья другого автора, в которой он проявил достаточно скепсиса.

«БОЛЬШЕ, ЧЕМ КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Быть здоровым – это не только здоровое тело: мышцы, скелет, органы – это еще и нормальная психика, которая не поддается на провокации, откуда бы они не шли.
К сожалению, мы мало уделяем внимания нашей психике, а многие из нас не подозревают, что до семидесяти процентов всех заболеваний на Земле, имеющих телесное проявление, первопричиной имеют психику, ее неправильную работу на событие.
С закрытыми глазами, расслабившись, я лежал на полу и слушал музыку. Точнее, сначала слушал, а потом просто слышал, растворился в ней. А может, это она во мне растворилась. А еще я дышал, сначала – часто и глубоко, а затем – по-разному, иногда даже как-то само собой дыхание прерывалось. Однако никакого дискомфорта я не чувствовал, наоборот было легко и приятно. Все проблемы, заботы и горести забылись, стерлись из памяти. Мое тело, руки, ноги, голова замерли в блаженном оцепенении. Постепенно пальцы рук свело в судороге, но она не была болезненной, а доставляла радость, наслаждение. Несколько раз я забывался. Так продолжалось все три часа, пока длился сеанс холотропного дыхания.
Мне не повезло. я не видел ничего такого. Между тем “люди, “дышавшие” рядом со мной, рассказывали об удивительных картинах, которые привидились им во сне. Или не во сне? Что это было? Дабы не интриговать более читателя, предоставлю слово психологам Геннадию Мирошниченко и Наталье Агнивцевой, которые и проводили этот удивительный сеанс.
Г.М. Это был не сон, а погружение в особое, необычное состояние психики при помощи холотропного дыхания. В его основе лежит метод всемирно известного американского ученого-психолога, доктора медицины, президента Международной трансперсональной ассоциации Станислава Грофа. Холотропное дыхание – это целостное дыхание, глубокое и частое, под специально подобранное музыкальное сопровождение. Такое дыхание приводит к расширенному состоянию сознания. В принципе состояние, возникающее после применения такого дыхания, напоминает восточные медитации, только более углубленные. В этом методе все изначально строится на том, что жизнь есть и после физической смерти. Об этом уже много говорилось, в литературе приводились рассказы людей, переживших клиническую смерть, их переживания и путешествия. Применяя холотропное дыхание, можно без умирания познать то же самое и даже гораздо больше.
Н.А. Люди, лечившиеся по методу Грофа, в буквальном смысле заново переживали свое рождение, путешествовали во времени и пространстве, видели себя в иной жизни, в ином мире и даже в ином биологическом качестве – рыбой, животным, птицей.
Г.М. В обычной жизни, в обычном состоянии психики над нами властвует наше сознание. Мы не можем пробиться сквозь него в глубинные отделы психики. А ведь именно подсознание во многом управляет нашим здоровьем, оно дает установки на совершение каких-либо действий. То, что закодировано в нашей подкорке, управляет характером человека, мотивацией его поступков. Метод холотропного дыхания позволяет человеку на некоторое время выключить свое сознание и заставить работать подсознание. Что самое интересное, сознание отключается не полностью и оно может контролировать подсознание. Человек начинает видеть себя как бы со стороны. И при этом весь процесс управляем.
Кор. Здоровье, лечение… Холотропное дыхание связано с медициной?
Н.А. Да, непосредственно с альтернативной медициной. Быть здоровым – это не только здоровое тело: мышцы, скелет, органы – это еще и нормальная психика, которая не поддается на провокации, откуда бы они не шли.
Наше телесное выздоровление напрямую связано со здоровьем психики и духа. Раздоры и скандалы, духовное отрицание, неприятие сочувствия и сострадания приводят в такое состояние нашу психику, что незаметно для нашего сознания в ее пластах накапливаются болезненные сгустки психической энергии, болезненные доминанты, проекции которых имеют отражения на нашем теле.
Г.М. Простой пример. Все мы переживаем психические травмы во время рождения. Появление ребенка на свет из комфортной материнской утробы, где ему было тепло, уютно и хорошо, всегда связано с более или менее сильным потрясением. Подсознательно это. В течение жизни этот первоначальный стресс вносит дисгармонию в жизнь. Поэтому развиваются разные нарушения. И не только чисто физические. У человека может сформироваться невыносимый характер.
Переносясь с помощью холотропного дыхания в далекое детство, заново проживая рождение, человек видит, что это не так уж страшно. У него снимается психическая травма – заданность на болезнь. Все это приводит к тому, что человек полностью изменяет свой характер, из сварливого и неуживчивого превращается в доброжелательного. Также у него проходят и болезни. С помощью холотропного дыхания можно лечить очень многие, даже тяжелые. Спектр их очень широк. Это психосоматические заболевания, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, радикулиты, остеохандрозы, вегетососудистые дистонии, инсульты, нервно-психические заболевания, тревоги, депрессии, неврозы, психозы (неострые), пограничные состояния. Добиваются положительных результатов и при избавлении от болезненных привязанностей: алкоголизма, наркомании, курения, переедания – все это излечивается не с помощью кодирующих запугиваний, а отбивая желание.
Достоинство этого лечения – простота. Не нужно никаких медицинских приборов, лекарств, одно только желание да хороший инструктор. Во-вторых, полное отсутствие побочных эффектов и достижение фантастических результатов. Были случаи, когда буквально за два сеанса у больных проходили язвы, отступали остеохондрозы..
КОР. Одним словом, можно общаться со всемирным разумом, стать ясновидцем и пророком. Обладая таким даром или способностями, возможно оказывать неоценимую помощь. Были ли в вашей практике такие случаи?
Г.М. Были. С помощью ясновиденья мы получаем информацию в качестве одного из основных методов причинной диагностики. Как правило, чем тяжелее случай заболевания, тем легче ее получение и тем она полнее. Такой подход дает возможность работать эффективно даже в случае бессознательного состояния больного с полным отсутствием информации о нем.
Так, больной В.Н. был доставлен в институт им. Склифосовского каретой скорой помощи в бессознательном состоянии с полным отсутствием каких-либо данных о заболевании. По телефону в разговоре с его сестрой, которая не видела его больным, а получила только устное сообщение о его болезни, мною в течение нескольких минут было указано на следующие отклонения: сильное отравление общего характера, обширная гематома в черепной коробке слева, тромб сосуда в левом полушарии мозга, перелом шейного позвонка. Я также нарисовал картину травмирующей ситуации: ночной лес, пьянку у костра, драку. В ходе биохимических и томографических исследований все отклонения, названные мною, были полностью подтверждены, а пришедший в сознание лишь на 29-е сутки больной нарисовал ту же картину, что и я.
КОР. Я знаю, вы серьезно занимаетесь астрологией. Сейчас модными стали различные прогнозы на будущее: политические, социальные и т.д. Каково ваше мнение о криминогенной ситуации в обозримом завтра?
Н.А. Что касается криминогенной обстановки, то она будет ухудшаться, особенно увеличится число преступлений на сексуальной почве.
КОР. Ну что ж, спасибо, займемся переоценкой мира и себя в нем, будем надеяться, что последняя часть вашего прогноза не оправдается.

Дмитрий Пономарев. Из газеты “Российские милицейские ведомости”, №19-20 за 1991 год.»

Отрывок из следующей статьи, который я хочу представить вашему вниманию, - интервью, взятое у меня, - типичен для другого погружения, когда человек может за два-три часа получить настолько значимую для него информацию, что становится совершенно другим. Прошу прощения у читателя за некоторые повторы, которые в разных статьях допустили корреспонденты.

«БЕЗУДЕРЖНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Паранормальные состояния психики – вот где бездна неизведанного, тьма неоткрытого и столько же непонятного. Сон, медитация, гипноз – теория мало что объяснит любознательному, хотя практики имеют большой опыт введения себя в необычное состояние. Все мы каждую ночь засыпаем, а тысячелетний опыт медитирования йогов чего стоит! В последнее время многие увлеклись погружением в нирвану. И кто знает, на пользу или во вред идет современному человеку отключение от времени и пространства. Но медитация шагает по стране, с ее помощью уже лечат больных и болезни.
Последнее, что завладело умами поклонников здорового образа жизни – холотропное дыхание под музыку по методу американского психолога доктора медицины С. Грофа. В прошлом году, после стажировки в США, у нас начали проводить собственные исследования метода Грофа, который, кстати, является президентом Международной трансперсональной ассоциации. Нашлись последователи этого метода индукции необычных состояний сознания и в Туле. Одним из первых, кто попробовал на себе этот метод, стал Геннадий Мирошниченко, работающий в народной поликлинике, где лечат нетрадиционными методами. Он любезно согласился рассказать читателям нашей газеты об этом интересном новшестве.
Кор. О холотропном дыхании широкой публике мало что известно. В нескольких словах – что это такое и чем оно отличается от обычного?
Г.М. Холотропное дыхание – это целостное дыхание, глубокое и частое, под музыкальное сопровождение. Такое дыхание приводит к расширенному состоянию сознания. О клинической смерти уже много говорилось, в литературе приводились (например, в книге Моуди) рассказы людей, переживших клиническую смерть, их переживания и путешествия. По Станиславу Грофу, чтобы ощутить подобные переживания, необязательно попадать в клиническую смерть. Применяя холотропное дыхание, можно без умирания познать то же самое и даже гораздо больше?
Кор. Такое же состояние можно вызвать с помощью гипноза или различных веществ, влияющих на психику…
Г.М. У нас полностью отсутствует элемент внушаемости. На сеансах мы запрещаем кому бы то ни было произносить слова, разговаривать. Все общение производится только с помощью биоэнергетики. (Корреспондент неточен: общение на сеансах производится с помощью жестов. – прим. автора) Медитирование на Востоке совершается без помощи слов. Это необходимо для того, чтобы выключить вторую сигнальную систему. Работать должны только образы. Вмешательство извне запрещается. Мы следуем мудрому древневосточному принципу: “Излечиваться надо самому”. Ведь любое вмешательство в подсознание ведет к разрушению личности. Но главное, я бы сказал, – это духовное оздоровление. Вводя себя с помощью холотропного дыхания в состояние транса, индивид может общаться со всем человечеством. У психологов есть такое понятие – коллективное бессознательное. Выйдя на уровень подсознания, человек может получать информацию от всего человеческого общества. Он может перенестись в различные точки пространства, побывать в Индии, в Палестине, в отдаленных точках нашей вселенной, да где угодно.
При желании можно войти в общение с духовным миром, миром Божественных откровений. Встретиться с существами высшего порядка – Богородицей, ангелами, Христом. Я несколько раз общался с нашим Богом. Он представлялся мне в виде оранжевого теплого большого шара. Чему я очень удивился – так это тому, что Бог наш обладает чувством юмора, он шутил со мной.
Метод Грофа позволяет самому изживать свои болячки. Я в своей жизни попробовал многие методы оздоровления и могу сказать с уверенностью – метод холотропного дыхания уникален, другого такого просто не существует. Никто ранее – ни Вивекананда, ни Рамакришна, ни кто-либо другой не дошли до такого. Дошел только Гроф.
Кор. Вы говорите, что в состоянии этой медитации можно встретиться с Божественными сущностями. Однако церковь считает подобные эксперименты с психикой играми дьявола. Далеко не Божественным откровением.
Г.М. Служители религии присвоили себе монопольное право на душу и не хотят с ним расставаться. Они окружили себя крепостной стеной непонимания и остаются очень консервативными.
Кор. Однако не все к голотропному дыханию относятся с таким же оптимизмом…
Г.М. Все страхи, описанные журналистом Дмитруком, суть проявление его болезней. Чем глубже у человека психические и физические заболевания, тем сложнее от них избавиться. Они могут представляться человеку в виде погони за ним дьявола, чертей и тому подобного?

Интервью взял Игорь Филимонов. Дайджест международной прессы “24 часа”. С.-Петербург, от 2.01.92г.»
5.11. Опасности погружения
Страх. Может быть, самой большой опасностью погружения является страх. Спрашивают:
- Нужно ли бояться страха в погружении?
- Если вас сопровождает кто-то другой в вашем погружении, то при малейшем появлении страха вы можете протянуть руку и коснуться его. Это, как правило, снимает страх, если самоконтроль вами не был нарушен.
Если же самоконтроль в погружении был ослаблен или вы занимаетесь в одиночестве, то страх может буквально вас захлестнуть. И вам придется прекратить погружение. Поэтому не затягивайте процесс, если чувство страха не прошло быстро.
- Если я занимаюсь один и ощущаю начало страха, это означает, что мне нужно прерывать погружение?
- Да, вам следует открыть глаза и начать всплывать из погружения. Как только вы почувствуете, что страх прошёл, вы можете снова начать погружаться.
- Такая практика может улучшить самочувствие?
- Может, и значительно, так как человек тренирует себя в касании страха, и каждым своим таким касанием он как бы по кусочку откусывают от своего комплекса страха. Он его изживает.
- Откуда берётся страх?
- От одиночества. От отсутствия защиты.
- Что является истинной средой распространения страха?
- Возможные материальные или психологические потери. Например, воспитательные в детстве, когда мать не ласкала ребенка. Или, может быть, человек тонул или при рождении захлебнулся. Или будущие потери.
- А если страхи возникают после окончания погружения?

<< Предыдущая

стр. 15
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>