ОГЛАВЛЕНИЕ

11. Тренажер биржевых торгов.

Назначение тренажера биржевых торгов – обучение биржевым технологиям в условиях, максимально приближенных к реальным торгам. Тренажер должен обладать следующими качествами: производить анкетное тестирование; обеспечивать эквивалентность учебных и реальных участников (их заявки могут взаимно удовлетворяться); сохранять близость макрохарактеристик реальной и учебной торговой сессии; предоставлять по окончании учебных торгов анализ действий учебного участника (УУ).
Отличие от действующих проектов. Существует два вида построения функционала биржевых тренажеров:
Все участники торгов имеют статус учебных. Удовлетворение заявок происходит только между УУ. Для ориентира участникам предлагаются котировки в реальном времени по выбранным финансовым инструментам с ведущих биржевых площадок. УУ предоставляются ограниченные виртуальные ресурсы (входящие позиции по деньгам и бумагам) Результативность (прибыль) оценивается сравнением их текущих позиций с ценами периода закрытия или средневзвешенной цены реальных торговых сессий.
Все участники торгов имеют статус учебных. Реальное удовлетворение встречных заявок не происходит. Участникам предлагаются котировки в реальном времени по выбранным финансовым инструментам с ведущих биржевых площадок. УУ предоставляются неограниченные виртуальные ресурсы (входящие позиции по деньгам и бумагам). Любая поданная заявка немедленно превращается в сделку с соответствующим изменением текущих позиций. Результативность (прибыль) участников оценивается сравнением их текущих позиций с ценами периода закрытия или средневзвешенной цены реальных торговых сессий.
В предлагаемом проекте учебные и реальные участники равноправны. Учебные заявки могут удовлетворяться встречными реальными заявками. Протоколы реальных торговых сессий могут искажаться (возмущаться) сделками между реальными и учебными участниками. Макрохарактеристики учебных и реальных торговых сессий могут отличаться.
Проблемы при разработке и использовании тренажера биржевых торгов. УУ торгов играют виртуальными финансовыми инструментами. Риск потерять свои или доверенные реальные деньги может значительно изменить поведение участника в настоящей торговой сессии. Виртуальные и реальные участники в этом смысле неэквивалентны. Их поведение может значительно отличаться. Второй проблемой имитации торгов является то, что торговая сессия (если в ее ход могут вмешиваться УУ) может значительно отличаться от реальной сессии по своим характеристикам. Область устойчивости торговой сессии должна предварительно исследоваться. Действия УУ должны ограничиваться. Макрохарактеристики рынка должны возвращаться к реальным значениям.
Допустима реализация нескольких видов учебных торгов: подбор параметров ограничений позволяет построить различные по целям обучения биржевые торги. Обучаемые участники могут наблюдать при этом влияние ограничений на свои результаты. Режим торговой сессии определяется учебными задачами.
Функциональные возможности торгового тренажёра: 1) воспроизведение на учебном рабочем месте торговой сессии. Воспроизведение торгов по нескольким инструментам в течение нескольких дней; 2) режим ускоренного обучения: воспроизведение исторических или смоделированных сессий с заданным ускорением; 3) отображение хода торгов: котировки по инструменту, график цен и объёмов по инструменту, таблица инструментов. Динамическое обновление всех таблиц и графиков; 4) отображение действий данного учебного участника: список заявок в котировках, протокол действий, текущие позиции; 5)формы для осуществления торговых операций: ввод заявок, снятие заявок; 6) обеспечение минимальным объёмом средств технического анализа. Возможность включить игру по автоматическому решающему правилу; 7) выдача рекомендаций участнику (сигналов на покупку или продажу) обучающей системы по ходу торговой сессии; 8) выдача стандартных отчётов по окончании сессии: протокол действий участника, статистика операций участника, статистика сессии; 9) «разбор полёта» по окончании сессии: оценка степени выполнения поставленной учебной задачи, демонстрация оптимального (с точки зрения обучающей системы) образа действий, оценка влияния участника на ход торгов, сравнение с другими участниками.
Примеры учебных задач: 1. Спекулятивная игра на одной сессии. Получить максимальную прибыль от игры на внутридневных колебаниях цены инструмента при заданных входящих позициях. К концу сессии восстановить исходные позиции. При этом: 1) разрешается пользоваться любыми заявками; 2) нельзя пользоваться рыночными заявками и заявками по ценам противоположной очереди; 2. Спекулятивная игра на среднесрочном периоде времени. Получить максимальную прибыль от игры на междневных колебаниях цены инструмента при заданных входящих позициях. К концу периода восстановить исходные позиции. Требуется выбирать оптимальные моменты заключения сделок внутри каждого дня; 3. Выгодно продать (купить). Во время сессии продать (купить) небольшой пакет акций заданного объёма, по возможности, по наиболее выгодной цене. При этом: 1) разрешается пользоваться любыми заявки, 2) без рыночных заявок и заявок по ценам противоположной очереди; 4. Осторожно продать (купить). Во время сессии продать (купить) крупный пакет акций заданного объёма, по возможности, по наиболее выгодной цене. При этом требуется оказать наименьшее влияние на ход торгов; 5. Продать (купить) к заданному сроку. К концу заданного периода времени продать (купить) заданный объём. Максимизировать общую прибыль, исходя из предположения, что проданный (купленный) объём будет немедленно выкуплен (отдан) по цене закрытия; 6. «Маркет-мейкер». Поддержать котировки на покупку не ниже (на продажу не выше) заданной величины, затратив на это минимальный объём средств; 7. Реструктурировать портфель. Изменить исходное соотношение средств на нескольких бумагах одновременно, придя к заданному финальному соотношению. Постараться при этом повысить суммарную стоимость портфеля (точнее, её оценку по ценам закрытия): 1) при заданной входящей денежной позиции, 2) не использовать денежные средства; 8. Увеличить стоимость портфеля. На заданном периоде времени повысить суммарную стоимость портфеля, оцененную по ценам закрытия. К концу периода восстановить исходные позиции: 1) при заданной входящей денежной позиции, 2) не использовать денежные средства; 9. «Сотрудник службы надзора». Предварительно готовятся протоколы учебной торговой сессии, включающей необычное поведение выделенного участника или группы. Учебному участнику с помощью предложенных средств необходимо определить возможного манипулятора или инсайдера.
Архитектура модели тренажера учебных торгов повторяет архитектуру реальной биржевой торговой системы. Но торговый сервер реализован в среде биржевой аналитической системы. Функционалы подсистем тренажера отличаются от реальных подсистем соответствующими дополнениями.
1. Рабочее место. Вход реального рабочего места дополнен запросами от торгового сервера на заполнение участником соответствующей таблицы анкетного тестирования. Также рабочее место получает по результатам учебным торгов отчет по сравнительному анализу действий данного учебного участника. Выход дополнен заполненной таблицей на анкетное тестирование.
Рабочее место дополняется также учебной системой нестандартного технического анализа(индикаторы рассчитываются по подмножествам участников). Предоставление средств нестандартного технического анализа на рабочее место дает дополнительную возможность регулирования параметрами учебной торговой сессии.
2. Сервер доступа. Функции аналогичны реальной торговой системе.
3. Торговый сервер и аналитическая оболочка. Функции торгового сервера дополняются с помощью аналитической оболочки.
3.1 Подсистема классификации реальных участников. Реальные участники торгов могут быть классифицированы в группы по вычисляемым признакам. Поведение участника с заданной степенью точности определяется используемыми признаками. Процедура классификации необходима. Моделирование торговой сессии значительно упрощается. Все множество участников раскладывается на небольшое число непересекающихся подмножеств. Они также могут быть описаны через макрохарактеристики торговой сессии. Возможность классификации имеется из-за особенностей поведения биржевой толпы. Поведение участников определяется небольшим числом стратегий игры.
3.2 Классификации УУ по входному тестированию. Входное тестирование. Учебный участник должен выбрать типовой план действий на данную торговую сессию, либо заполнить стандартную форму о выборе игры на понижение, повышение, продавать (покупать) пакет, о предполагаемом объеме покупок (продаж), об ожидаемой норме доходности, о принадлежности денег (свои или клиентские), об инструментах и рынках, о частоте сделок. Все это необходимо для соотнесения его к какой-либо группе участников и ограничениям по входящим позициям.
3.3 Классификации УУ по результатам учебных торгов. Текущее тестирование. Тестирование (с целью соотнесения данного УУ к одному из классов РУ) учебных участников производится не только методом тестирования, но и исследованием его торговых действий (заявок и сделок) в течение нескольких торговых действий. Только после этого должна производиться окончательная квалификация УУ. Дополнительное тестирование необходимо из-за того, что УУ, не обладая достаточным опытом, могут отходить от реализации своего первоначального торгового плана.
Подсистема расчета макрохарактеристик торгов. Для торговой сессия определяются ценовые уровни сопротивления и поддержки. Предполагается, что ходе учебной торговой сессии при возможном совместном удовлетворении учебных и реальных заявок цены сделок не могут выйти из данного ценового коридора. При появлении в очереди учебных заявок с ценами, близкими к уровням сопротивления, тренажер генерирует компенсационные заявки, противоположной направленности, возвращающие торги в пределы реальных торгов. При возрастании цен (при бычьем тренде) в некоторый момент времени цена наталкивается на препятствие – уровень сопротивления (Resistance Level). Достигнув его, цена либо начинает падать, либо останавливает свой рост. На рынке начинает преобладать давление медведей. Аналогично при спаде цен (при медвежьем тренде) в какой-то момент давление быков усиливается, и цена поднимается, натолкнувшись на уровень поддержки (Support Level). Алгоритм определения: Если Минимальная цена бара( М)= Самая низкая из минимальных цен в предыстории, тогда Новый уровень поддержки= Минимальная цена бара(М). Если Максимальная цена бара(М) = Самая высокая из максимальных цен предыстории, тогда Новый уровень сопротивления= Максимальная цена бара  (М). Период предыстории N должен быть выбран достаточно длинным. Необходимо захватить не только незначительные всплески, но пики и провалы. Короткие периоды могут также привести к большому числу уровней, которыми трудно управлять. С другой стороны, период не должен быть очень длинным, чтобы не пропустить важные уровни.
Сформулированное ограничение необходимо для удержания хода торгов в рамках естественного в выбранный календарный день. Рынок в этот день определил ценовой диапазон в зависимости от совокупности макроэкономических и технических факторов. УУ не должны ломать установившиеся тенденции. Для учебных целей может быть разрешено регулируемое снятие этого ограничения. При этом для УУ тренажер должен предоставлять анализ (отчет) влияния возмущающих воздействий на естественный ход торговой сессии.
Макрохарактеристики учебной торговой сессии и реальной торговой сессии должны совпадать с точностью до объемов торгов. Главным требованием к описываемому тренажеру учебных торгов является сохранение для учебных торгов макро характеристик реальной торговой сессии. Поскольку РУ пополняются соответствующим числом УУ, объемы реальных и учебных торгов могут отличаться.
Подсистема генерации компенсационных заявок. В тренажере определены заявки трех видов. Учебные заявки (вводимые в торговую систему тренажера учебными участниками). Реальные заявки (из протоколов реальных торгов). Компенсационные заявки (вырабатываемые тренажером для устранения такого влияния учебных заявок, когда цены выходят из допустимого коридора изменения цен в данной торговой сессии). Результаты учебной торговой сессии и следующей за ней реальной торговой сессии «склеиваются». Цены закрытия учебной торговой сессии и цены закрытия реальной торговой сессии должны совпадать с заданной степенью точности. Для реализации данного предположения должен быть предусмотрен механизм генерации соответствующих компенсационных заявок. Реализация этого предположения необходима для удержания учебной торговой сессии в рамках реальных рыночных движений. При этом будет происходить «стыковка» дневных торговых сессий для обучения модели учебных торгов на длительных (недельных, месячных, годовых) исторических данных.
Подсистема классификации УУ по историческим данным учебных торгов. Учебные участники должны быть классифицированы в такие же группы, как и реальные. Не может быть УУ, отличных от этих групп. Признаки классификации УУ и РУ совпадают. Перед началом торгов УУ должны быть опрошены соответствующей подсистемой биржевого тренажера по выявлению количественных значений принятых признаков. В случае, если данный УУ не классифицируются в одну из групп реальных участников, его торговые действия ограничиваются с помощью установления ему соответствующих торговых лимитов.
Для успешной работы на рынке крайне важно иметь продуманный план торгов. Важно также не позволять отклоняться от намеченного плана и не впадать в эйфорию в процессе работы. Эта работа требует от трейдера высокой эмоциональной устойчивости и готовности к значительным психологическим нагрузкам. Необходимость следования учебному плану – важный аспект обучения УУ на тренажере.
Подсистемы установки торговых лимитов УУ. Установленная классификация реальных участников должна быть навязана учебным участникам. В этом случае моделирование поведения УУ упрощается, а их влияние на ход торгов учебной сессии прогнозируется. Регулирование поведения УУ производится с помощью установки для них лимитов входящих и текущих позиций. Влияние на котировки заявок учебных участников должно компенсироваться появлением в очереди заявок противоположной направленности. После классификации ресурсы (денежные и бумажные позиции) УУ должны быть распределены таким образом, чтобы УУ, играющие по разным стратегиям УУ компенсировали свои действия. При этом макрохарактеристики учебной и реальной торговой сессии должны быть количественно близки. В случае, если с помощью распределения ресурсов между УУ не удается сохранить макрохарактеристики, тренажер должен иметь механизм генерации компенсационных заявок.
Торговый автомат (дополнение). Действия реальных участников определяются только реальными протоколами торговых сессий. Влияния на действия реальных участников заявки УУ не оказывают. Однако, сделки между УУ и РУ могут происходить. Но в следующий момент времени t + 1 в очередь будут попадать те заявки, как если бы в момент t учебных заявок в очереди не было. Отсутствие влияние учебных сделок на генерацию реальных заявок естественно: тренажер по построению реализует учебную торговлю на фоне реальных торгов.
Подсистема анализа и корректировки влияния значений торговых лимитов на ход учебной торговой сессии. По результатам анализа учебной торговой сессии и объемам компенсационных заявок на действия соответствующих учебных участников предусматривается возможность уменьшения или увеличения торговых лимитов УУ.
Подсистема анализа действий УУ и back-office. По результатам учебной торговой сессии УУ предоставляется сравнительный анализ их действий с действиями ведущих на рынке групп реальных участников, а также с действиями других УУ.
Подсистема мониторинга и надзора учебных торговых сессий. На основе имеющейся классификации типов и видов манипуляций и инсайдерской торговли в системе определены нормы обычного и необычного поведения участников. УУ предоставляются соответствующие технические средства обнаружения.
Подсистема технического анализа. УУ предоставляются средства аналитического обеспечения. Система технического анализа дополнена некоторыми дополнительными средствами анализа подгрупп участников (нестандантный технический анализ).
Подсистема администрирования учебных торгов, включающая распределение торговых лимитов по УУ и выбор рабочего режима учебной торговой сессии.
Тренажер учебных торгов должен иметь несколько режимов. Администратор учебных торгов должен определять: торговые лимиты УУ; степень различия реальной и будущей учебной торговой сессии. Тренажер учебных торгов должен моделировать различное поведение рыночных макрохарактеристик. Следование учебных макрохарактеристик реальным – основной, но не единственный режим учебной торговой сессии.





ОГЛАВЛЕНИЕ