<< Предыдущая

стр. 5
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

10-3. Игра Природы
Когда я сегодня говорю о том, что кроме грубой материальной среды в природе существует и тонкая материальная среда, то я имею в виду еще и такое определенное качество нашего сознания, как осознание окружения через органы чувств. Все телесное является настройщиком сознания с самого раннего детства. Как бы мы ни хотели, а сознание наше пропитано насквозь материальным, и не просто материальным, а грубым материальным.
Вся наша логика – это идеальное отражение этой самой грубости. Она не способна пока передать нюансы психики и духовности. Тонкое материальное определяет в нашей жизни все, в том числе и степень грубости материи. Мы видим зеленый лист дерева, говорим, что понимаем, как он растет и в то же самое время не можем понять в чем загадка фотосинтеза.
Мы говорим: “Жизнь – это процесс.” И в это же самое время можем агрессировать и убивать. Жизнь – процесс как глобальное явление. Антропоцентризм когда-то поставил человека в центр Вселенной, а альтернативистика почему-то спрогнозировала в 2050 году конец человеческой цивилизации. Плюс-минус, правда, еще 20 лет. Ограничения технической мысли вдруг остановят человечество в его существовании? Жизнь – явление космическое и никакими техническими ошибками землян ее не остановить. Она идет к высотам сознания и дальше. А что там, дальше?
Человек сконцентрировал в себе нечто такое, что в косном мире есть притяжение-отталкивание. Это человеческое хочу-не хочу. Над ним уже появились инструменты – тело и разум. Оно не знает меры, расстояний и ограничений по времени. Если не ограничить искусственно и на время. Если не ограничить законами, которые со временем тоже рассыпаются. Но чтобы это произошло, необходимо осознать себя и законы и построить новое здание законов под новое виденье. Время ограничения падет. Настанет другое время – время истинного творчества по законам Гармонии. Агрессия так же окажется в рамках, как и огонь в топке. Огонь агрессии станет управляем и направляем туда, где необходимо будет одолеть следующее препятствие. Но сначала надо попробовать договориться.
Первенство в природе законов созидания очевидно. Если бы это было не так, то не надо было бы ни писать, ни читать – рухнуло последнее. Однако оно существует и возводит новое вопреки всему “богатству” знаний человечества о разрушении, коих у человечества собралось так много, что оно решило почти окончательно, что кроме разрушения в природе ничего больше нет! Даже если бы это было так, то, однако, откуда-то должно же браться то, что необходимо этими законами разрушить!?. Где-то же выпекаются эти формы!
Абсурдность разрушительной науки очевидна и глупцу. А не повернуть ли нам такую науку вспять, предположив существование в природе обратных соотношений и законов вот так прямо, как есть? Не надо доказывать и строить никаких выводов! Берем и меняем знаки у формул наоборот. Такая придуманная нами игра есть отражение игры Природы, того, что происходит на самом деле. И чтобы не плутать в потемках в совершенно непроявленном Мире тонкой и сверхтонкой материи, необходимо для начала просто проверить обратное уже известному. Знаменитые выводы о существовании в природе принципов дополнительности и инверсии просто просятся сами в наши лаборатории. Антимир, антигравитация, антиэнтропия и что там еще? – это же прямое указание сообразительному человеку построить зеркальные и антизеркальные – по типу кристалла – миры и исследовать пока их.
Уже существует теория самоорганизующихся систем. Давайте взглянем внимательно, что же в ее свете скрывается под личиной каждого физического, химического, биологического и другого закона. Давайте обезличим эти законы настолько, насколько позволено нам, чтобы не потерять смысловую информацию.
Человек – машина развивающаяся. Для развития необходима соответствующая среда: для тела – это положительная пища, для разума – это развивающие игры, для души – это духовная атмосфера, для воли и желаний – это препятствия и возможности их преодолевания. Человек совершенствуюший – всегда чуть выше среды обитания. Человек деградирующий – ниже.
Я начал эту главу с того, что вспомнил великого физика и его слова о том, что жизнь – мошенничество. Думаю, что если бы мы с вами были на месте наших с вами Создателей, то наверное мы с вами не смогли бы предусмотреть и сотой части того, что мы представляем из себя. Возможно, что они тоже, как и мы, грешат этим. Вот и отдали на волю случаю наше с вами совершенствование, прислав сюда к нам на Землю пророков, и объявив нам, что это совершенствование – дело рук наших собственных. Ну что ж, если это так, то, как говорится, потуже затянем пояса и будем надеяться на себя, что, судя по жизни многих поколений, очень близко к истине.
10-4. Обман
Эта книга, как я неоднократно подчеркивал, не является научной в том смысле, как понималась наука многие годы. Кроме того, что при повествовании мне необходимо выделять рациональную составляющую, я вижу свою задачу и в том, чтобы привлечь внимание читателей и к методологическим и фактическим неясностям жизни. За свою полувековую жизнь я так и не смог привыкнуть к состоянию, что мною постоянно что-то руководит, а я лишь иногда принимаю какие-то важные решения и с превеликим трудом провожу их в собственную жизнь. Думаю, что не я один таков.
Человек пробирается сквозь жизнь, как через темный лес, не понимая часто даже логики самого себя. Откуда-то изнутри нас что-то руководит нами сильнее, чем мы сами можем. И в такой среде наше обитание становится сплошной загадкой, если принять во внимание наше, человеческое желание, жить как можно дольше. В чем же я вижу прямой обман и некорректность поведения Высших сил по отношению к человеку?
Начнем с того, что человек не помнит, чтобы его спрашивали о его желании родиться. Если спрашивали и он просто забыл, то совершенно справедлив вопрос: “Зачем необходимо человеку забывать именно это?” Может быть для того, чтобы скрыть еще что-то важное, как подсказывает нам логика? Буддизм говорит, что жизнь есть страдание. Тогда сразу же напрашивается вопрос о том, что, может быть, страдание и есть основной смысл жизни, а совсем не то, что придумал человек сам – удовольствие?
Смыслы жизни сокрыты от человека. Для чего необходимо, чтобы он жил в смятении, страдании, в незнании правды? Ведь от них – агрессия, убийства, злоба. Не проще ли дать смыслы открыто, чтобы человек знал, чего достигать?
Абсолютно противоречие между низменным добыванием пищи и устремленностью в абстракции разума.
Влияние духовного на человека во многом унижено и совершенно непроявлено.
Божественность человека, которая обещана во всех духовных учениях, подорвана сознанием конечности жизни. Не видно в обозримом будущем, чтобы жизнь существенно была продлена, хотя принципиальных ограничений пока наука не обнаружила. Причина старения неясна.
Несоответствие между возможностями разума и совершенным бессилием воли человечества, когда оно видит негативы общественной жизни, ведущие к смерти человечества, но не может ничего поделать с этим.
Множество видов контактов человека с разного рода сущностями, одни из которых показывают ему негативное будущее, а другие призывают смириться и верить в блаженство после смерти. Религиозные догмы призывают человека поставить на первое место по важности и ценности качество пребывания человека на том свете, после жизни, ставя таким образом ценность проживания на земле при жизни на второе место. Само понятие ценности неясно.
10-5. Слепота самообмана
Существование принципиальных противоречий жизни заставляет человека принять на веру одну из точек зрения: либо религиозную и не предпринимать попыток к обоснованию жизни, либо научную и пытаться с позиций науки обосновать жизнь, либо здравым смыслом попытаться понять сущность жизни. Либо искать нечто такое, что может вывести на новый след в познании причинности появления человека и жизни.
Как бы мы ни хотели, а третье направление в познании уже существует. Чтобы понять что-то еще в жизни, необходимо, на мой взгляд, предпринять большие усилия в анализе тех абсурдных положений жизни, которыми она так полна.
Вот хотя бы это: человек развивает в себе все большую самостоятельность. В каком-то обозримом пределе он может ее получить и тогда вопрос: для чего так много самостоятельности? Ответ, конечно, на поверхности: это необходимо для того, чтобы переделывать то, что сейчас мы не видим. Мне очень хочется верить в то, что это невидимое остается нами невидимо до тех пор, пока мы просто не обратим на него внимание. Как только оно попадает в сферу нашего внимания, с этих пор его можно изучать и проникать в этом изучении дальше.
Как бы мы ни анализировали те неясности, которые можно назвать вселенским обманом, здравомыслящий человек все равно рассмотрит эту проблему с точки зрения проникновения будущего в сегодняшнюю жизнь и, надеюсь, сделает вслед за мной однозначный вывод: человек тренируется в своей воле. Пока страдания руководят поступками человека и пока под их натиском он отступает от задуманного разумом, до тех пор только благоприятный случай будет хозяином человека.
Не разумом слаб человек, а волей. Именно поэтому ему намного проще жить среди людей и подчиняться воле общества, чем приказать себе. В обществе приказывать себе не нужно, там это делает тот, у кого власть.
Центр воли, таким образом, переносится во вне. Поэтому скорее самообман довлеет над человеком, чем обман со стороны его Создателя.
10-6. Что бы еще испортить?
Наше общество, не политическое, а социальное, есть настолько устойчивое образование, что мы пока еще не осознали этого до конца. Как бы ни портили экономику, она все равно восстает из своего пепла. Как бы ни портили генетическую природу человека и животных, она все равно продолжает давать свой плод.
Самоорганизующиеся системы являются самоустанавливающимися во всем. Если учитывать колоссальный рост агрессивных запасов в Мире в виде оружия, то ведь можно заявить вполне безапелляционно, что наш разум пока, кроме вреда, мало чем помог человеку, – если говорить по большому счету. Поэтому заявлять сегодня, как некоторые, о грядущем конце света и или же делать наивно оптимистический прогноз: “кривая вывезет”, думаю, не стоит – это не просто неблагодарное занятие, это занятие для неразвитых в духовном плане людей.
История русской науки знает немало случаев, когда ее воспитанники получали высокие звания и почести, но разочаровывались в ней и уходили в церковь. Я не думаю, что подобным образом они намного облегчали свою душу. Скорее всего этим они хотели положить конец своему бездуховному существованию в нашей науке. Но мы знаем и множество примеров служения истинной науке и Богу безо всяких душевных противоречий.
10-7. Моя движущая сила
Что я могу противопоставить многим и многим негативным моментам нашей жизни, не нашедшим пока своего объяснения и понимания, да так, чтобы это было ясно другим? Каким любопытным вопросом я задался и как можно развернуться, рассказывая о том, чего не существует вообще!
Конечно, соблазнительно, но неприемлимо спорить с наукой. Почему? Да потому, что неискренность в таком деле, как описание тайн человеческих, хотя и несет в себе элемент непонятного и недоказуемого, но стоит только отклониться от истинности, которая дается нам пока что только в ощущениях, как нарушается весь строй повествования.
Я хочу продолжить эту главу не традиционно и логично, а развернув направление моего движение в строну позитива. Не могу долго уделять внимание негативу. В противовес нерешительности научных деятелей я смело посмотрю на собственный путь, приведший меня к этим страницам.
Как много сбылось из того, что мне виделось когда-то! Наберусь ли я когда-нибудь храбрости и расскажу ли о некоторых весьма драматичных моментах, о которых поведать можно бы, да не в этих главах? Наверное самое интересное для меня в моей жизни – это те несколько моментов, когда я буквально физически чувствовал, как меня что-то большое и, казалось, мохнатое вытесняет из некоего обстоятельства, в которое я по воле судеб и своему выбору попадал.
Часто в последние годы я возвращался к тем событиям своей жизни, которые в мыслях не отпускали от себя, наоборот, даже притягивали своей незаконченностью. Их отличие от других подобных событий было в том, что в них или непосредственно перед ними мне свыше давалась информация о том, что необходимо предпринять или о том, как закончится начатое мною дело.
И если теперь повторится прежнее, то я, конечно, не стану рисковать так, как в молодые годы и, зная наперед результат, часто отрицательный, совать, как говорится, голову в петлю. И все же я уверен абсолютно, что такая подсказка, совершенно осознанная, понятая и принятая с благодарностью не всегда может быть отвергнута. Как я неоднократно уже заявлял, на мой взгляд, как искушение является испытанием, так и такого рода предупреждения являются тем же самым испытанием, в которое человек входит по своему желанию. И если уж он проходит сквозь него, закалившись в огне страданий и, укрепив свою веру и приумножив свои знания, то можно быть уверенным, что он теперь будет существовать на новом, более высоком, уровне смысла и духовности.
Когда я входил после такого предупреждения в огонь событий и страстей, я знал практически лишь главную раскладку устремлений. Знал, что если не выдержу, то от меня останутся рожки да ножки. Конечно, ни один раз можно было бы уже принять бледный и испуганный вид, как то делают многие после предчувствий, но это было бы против моей совести и голоса, подсказывающего о необходимости перемен. За восемь лет до моего перерождения я его спрогнозировал. Через восемь лет – мое духовное возрождение в новом качестве: три года тюрьмы и лагеря.
Разве я стал после этого более приземленным? Нет, конечно. Теперь я знаю, что мог бы идти по-другому, мог бы думать по-другому, но разве уйдешь от ощущения твоей или не твоей задачи в жизни? Ведь если чувствуешь, как гора надвигается на тебя, и ты не в силах хоть что-то сделать, чтобы остановить ее неуклонное падение на тебя, а спасение твое – в том, чтобы лезть на нее под градом камнепада, то только так и можно почувствовать жизнь полной грудью.
Умирая в детстве от болезней, мой воспаленный (на самом деле) мозг видел картины сегодняшнего будущего, мною незабытые на протяжения почти полстолетия. Я как исследователь на протяжения всей жизни собирал удивительные для других и удивившие меня явления и события, чтобы осуществить в конце концов то, что было предначертано в моем воображении задолго до появления на то хоть малейших намеков. И это не просто так, как у других: въехав в событие, они только тогда вдруг осознают, что это с ними уже было. Нет, я заранее видел и знал, что должно было произойти.
Практически все, что известно о предсказаниях в виде пророчеств, так или иначе связано с наступлением негативных событий и изменений. Странно, но для многих людей я мог различить в туманном будущем их рост и даже перерождение. Бывает, что меня упрекают в моей слепоте относительно злых и корыстных людей. А я думаю, что даже у них есть шанс перерождения, и подхожу к ним так, как завещано Иисусом Христом: помогать исцеляться всем без различия, будь то алкоголик или подзаборник, преступник или одержимый, лишь бы только у него у самого еще не умерло желание стать иным. Умрет желание жить, остановится мотор жизни. Пока еще желание можно превратить в страстность, можно надеяться на лучший исход. Многим я рекомендую голодание и бег, потому что это – не просто способы оздоровления, это – переход на новую жизненную философию. И видимо я умею чем-то убедить, если почти все мои подопечные начинают свое знакомство с моими методами с голода в несколько суток, иногда более десяти, а иногда с первого же дня – бегать. И все это без какого-либо нажима с моей стороны.
10-6. О выборе и предсказаниях
Человек всегда многовариантен. Я это знаю уже наверняка, и по своей, и по чужим судьбам. Я мог выбрать себе других в качестве попутчиков по жизни и тогда бы я мог бы жить другими людьми и событиями, но я никогда бы не свернул с пути исследования, обобщения и публикации результата.
Наша жизнь – это кусок истории и она отражает историю. Что бы ни виделось впереди, все равно важно то, что случается сейчас. Потому что только сейчас будет происходит перемена и никогда больше. А сейчас мы такие странные, не можем и не хотим понять прописные истины, многие из нас просто больны, многие зашли так далеко в своих делах и исканиях, что им невозможно повернуть назад или уклониться от неминуемого удара.
Нет выбора. И это самое страшное в жизни человека и человечества. Каждое следующее поколение ищет свой выбор и получает его. И счастье человека, может быть, в том и состоит, чтобы иметь выбор, а не набор отмычек от дверей, закрытых и окружающих нас со всех сторон.
Выбор – это постоянное расширение наших возможностей, это постоянное изучение жизни, это постоянный прогноз. Чтобы не ошибиться в начале, нужно знать, что будет в конце. Кто из нас не ошибался? Наверное лишь те, кто жил чужим умом. И прийти к тому, чего ты хотел бы в молодости, похвально, но часто было так, что оно оказывалось ошибкой. Прийти к цели – это удача, но если цель ускользает, а вместо нее появляется нечто, что называется смыслом, думаю, это могло бы заменить кому-то и счастье.
Опасны ли предсказания? Да, опасны, уже отвечал я на это и даже выступал с таким заявлением на международной конференции. А если опасны, почему же тогда люди так рвутся узнать, что же их ожидает в будущем? Потому что предсказания, верные они или нет, все равно могут запрограммировать человека так, что он будет стремиться соответствовать этой программе. Возможно, что это и правильно. Однако, в нашем организме автоматически происходит постоянное вычисление упреждающего сигнала по многим переменным, в результате чего мы достаточно устойчивы и сохранны даже в очень сложных условиях.
И все же, думаю, любопытство к будущему – это и есть как раз отражение вот этого упреждения-автомата. Если бы не так, то просто неясно, зачем нам эта информация о том, что будет. Некоторая слабость такой точки зрения относится скорее всего к несовершенству нашей человеческой речевой логики, основанной только на доказательствах. Действительность же такова, что доказательства многому происходящему появятся лишь спустя какое-то время. И мы это знаем прекрасно и пользуемся этим, не спрашивая сами у себя никаких доказательств.
10-7. Плач самодостаточности
Меня всегда интересовал человек тоскующий. Если проследить по разным учениям, то тоска – это негатив, хор голосов, сдерживающих позитивный рост человека. Пусть простит меня читатель за мое непостоянство и непоследовательность в рассуждениях, но я сам принадлежу к тем, кто стоит на точке зрения тоски-негатива. Однако существует одна особенность нашего организма, о которой нельзя умолчать.
Особенность эта – самодостаточность, которая возникает одновременно со свершением основной задачи конкретным человеком. Понятие не совсем простое, обозначающее факт динамического, то есть постоянного во времени, равновесия души, совести, дел с той средой и ее особенностями, в которой живет человек. Это означает, что зов Духа нашел в душе человека отклик и человек осознал этот зов.
А если он живет так, что это равновесие нарушается, то возникает в душе у него тоска по делу жизни, к которому предопределила его судьба. В таком случае тоска утоляется очень просто – делом жизни. Многие же пытаются утопить ее в страсти, жадности или гневе, от чего она становится только громче.
Это один из видов контакта человека с самим собой. Конечно, человек может погасить в себе тоску любым занятием, любой привязанностью вплоть до того, что станет совершенно несамостоятельным. Таких неподдавшихся зову собственной жизни мы часто наблюдаем вокруг – они готовы подчиниться любому более сильному, только чтобы не мучать себя выбором, при котором, как правило, и проявляется снедающая его тоска.
Совершенно невыносимой тоска становится в неволе, когда человек не имеет возможности найти занятие, заглушающее его печаль. “Не та жизнь!” – вот мотив песни неволи. Несвобода всегда оттеняет в человеке, почти в любом, его основное человеческое качество – творчество.
Творчество человека проявляется, как это ни странно, в преодолении сопротивления его желаниям. Когда максимальное сопротивление непреодолимо ни при каких обстоятельствах, человек в своих муках может погибнуть. Гибель может быть и физической, и психической, если под психикой понимать и разум и душу. Будучи в тюрьме и лагере я наблюдал такую гибель постоянно. Если по Библии человек мертв без совести, то в неволе при пробуждении совести у многих наступал момент просветления, при котором душа не находила выхода из-за условий невозможности контактов с теми, кому можно было бы уже себя посвятить, и из-за раздражающих контактов с теми, кого не хотел бы видеть ни при каких других обстоятельствах.
Этот момент просветления в условиях всеобщего психоза тюрьмы и лагеря, к сожалению, часто становился причиной как убийств и самоубийств, так и потери психических, личностных качества человека. Спасает некоторых лишь их изначальная целостность – в хорошем или плохом, но только целостные натуры, распознающие качества среды и имеющие волю к сопротивлению и адаптации, там теряют минимально.
10-8. А что во Вселенной?
Не видно пока следов человека, подобного земному, во Вселенной, хотя времени для его дел было достаточно. Давно уж мог он проявить себя. Ни на одной земле возникала жизнь, как наша, но… Жизнь неустойчива во многом, однако стабильность условий проживания на Земле гарантирует нам, по крайней мере, на ближайшие годы, десятилетия сохранность и продолжение нашего инкубационного периода. Если, конечно мы не сотворим такое, что, как Джин из бутылки, перевернет наши правила и законы. А может ли это произойти?
Может! Это, конечно, мое личное мнение, но законы природы таковы, что если уж ружье создано ( ружье, бомба, оружие глобального уничтожения или вселенская смерть), то уж, будьте уверены, оно проведет через жизни черную полосу. Нельзя сдержать то, что накапливается не только просто количеством, на и совершенно новым качеством. А это уже иерархия антизеркальности. Конечно, мне могут возразить, что Большой Эгрегор пока не допускает и не допустит в дальнейшем ввод в действие глобальных сил разрушения.
На это я скажу по простому: пока мы, человечество, не отказываемся от применения оружия любой силы, других, кроме нас, не видно во Вселенной.
Ау! Где вы?… А с другой стороны, почему же все-таки существуют эгрегоры, целая система эгрегоров, которая буквально пасет нас, оберегает, холит и лелеет? Значит, мы нужны им. Но ведь сколько времени существует Вселенная, значит, существовали и другие, и эти другие не прошли проверку, не сдали экзамен? Значит человек велик должен быть: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.” (Матф. 24.14). Но “конец” – чему? Страданиям?
Так в чем же Путь Человечества? “…с сего времени Царствие Божие благовествуется (утверждается жизненно – Прим. автора), и всякий усилием входит в него.” (Луки 16.16). “И находясь в борении, прилежнее молился.” (Луки 22.44). “Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов...” (Матф. 25.29 – 30). “…не мир пришел Я принести, но меч…” (Матф. 10.34). “Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.” (Матф. 7.19)
Человек создан не для самого человека, точнее, не только для самого себя, но, главное, для выполнения задач, возложенных на Жизненный Поток. Человек – капля Жизненного Потока. А если человек не станет выполнять требования свыше? Не выполнять – это значит противиться Истине Евангелия.
10-9. Программы
Программа 10-1. Не загоняйте в угол вашего собеседника, давайте ему шанс выжить. Помните, что как бы ни была стройна логика доказательств, она должна подкрепляться уверенностью, что окружающая ее случайность только поддержит ее своею красотою, а безобразие Мира не повлияют на ход событий даже тогда, когда вы отклонитесь от пути вашей логики. Если ваша логика не рождает ничего, кроме унижения, вы ошиблись. Если же она рождает богатство мыслей, вы на пороге тайны. Будьте вдвое внимательны.
Программа 10-2. Если ваши с кем-то отношения перевернулись на противоположные, не отчаивайтесь. Жизнь дает вам возможность проверить, нет ли у вас болезненной привязанности. Оцените это и осмотритесь: вас ждут несколько вариантов действия. Смелее.
Программа 10-3. Насколько вами руководят люди и обстоятельства, настолько вы не личность. Если вам легче не иметь выбора вообще, вы склонны к депрессии. Если вам легче от чужого руководства, вы – конформист, соглашатель.
Программа 10-4. Если ваши желания не могут быть по каким-либо причинам выполнены или преодолены, войдите во внутренний круг внимания и посмотрите, что у вас не так в душе. Если это тоже не помогает идите глубже. Если вы дошли до предела и остались таким же, вам нужно пострадать. Это замечательное лекарство от несбывшихся желаний. Хотите этого?
Программа 10-5. Если вы не можете сделать выбор из тех вариантов, что имеете, и от этого сильно переживаете, закройте глаза, расслабьтесь и успокойтесь. Погрузитесь в Океан Жизни и постарайтесь ощутить его помощь. Но даже если вы не почувствовали ее, все равно мысленно выстройте перед собой ваши варианты так, чтобы не помнить и не задумываться над их содержанием. Непременно каким-нибудь образом предпочтение одного из них вы почувствуете.
Программа 10-6. Какие подсказки и предупреждения были вами получены за последнее время от вашего Ангела-хранителя? Если вы что-то из них учли, а что-то нет, проанализируйте и обобщите. Если у вас появилось желание преодолеть препятствие даже тогда, когда все указатели говорят о невозможности этого, вам необходимо войти в контакт со своим Ангелом и повести себя так, чтобы он разрешил вам проявить вашу волю. Но помните, что вы всегда можете повернуть в обратную сторону, если станет слишком невыносимо. Но тогда вы потеряете возможность подняться на следующий уровень.
Программа 10-7. Если вы ощущаете невыразимую тоску, подумайте, чего вам не хватает в жизни. Сформулируйте это словами, даже если кое-что получится смешно или страшно. Вы можете листок бумаги, где запишите ваши претензии к жизни, потом сжечь и никто не узнает о них. Но можете сохранить и через некоторое время повторить процедуру снова. Сравните тогда результат. Если вы отнеслись к этому всерьез, то получите облегчение сразу же, как только сформулируете свои желания впервые. Попробуйте оценить желания, во что они вам могут обойтись, если их выполнить. Какие критерии оценки вы применяете? Может быть все дело в них и тоска состоит в том, что вы хотите быть просто похожим на других? Значит, вы приняли за кумира обычного человека. А надо ли это? А может быть, лучше добиться равновесия в своей душе, самодостаточности, тем, что понять, чем сильны вы и только вы и усилить эти стороны вашей личности еще больше? И тогда призрак тоски отступит и покинет вас навсегда, потому что вы поймете, в чем состоит ваша задача на этом свете в этой жизни.
Резюме. В этой главе я, как мог, постарался показать тупик логики железных доводов, которые всегда ведут к принуждению личности человека, несогласного с ними. К сожалению, история не раз и не два уже предоставляла вдруг обратные доказательства там, где, казалось кому-то, абсолютно не существовало альтернативных путей. Лучше уважать заблуждение человека, если оно не приводит к смерти, чем убивать возможность рождения чего-то другого, что может и нам помочь жить.







































Глава 11
ОБЩЕСТВО, ИДЕОЛОГИЯ И БОЛЕЗНЬ
11-1. Закон пассионария и антипода пассионария
Политическое устройство общества определяется уровнем иерархии, на котором находится его мозг и его нервная система – структура управления. Какой бы анализ политического правления ни делался, самое главное, чего не делается в анализе, – это не строится истинная иерархия власти, то есть не строятся слои смыслов преобразований общества. Из-за этого происходит путаница даже у профессионалов-политологов, когда они не могут понять, что сделалось такое с человеком, стоящим у власти, или с партией, когда начинается у них расхождение с линией обещаний.
Происходит не обман, как многие пытаются представить, и не достижение потолка компетенции, как то представляют на Западе, а просто-напросто несоответствие уровня правления уровню развития общества.
Другими словами, наблюдается несоответствие двух этажерок архитектур: любой более низкий уровень правления, как бы привлекательно он не выглядел с общечеловеческих позиций, не даст ничего, кроме разрушений обществу, стоящему на уровне иерархии более высоком по духовности, чем структура примитивного правления со своими программами и лозунгами.
Духовная тугоухость правителей – это и есть главное. Духовность общества проявляется в его требования Духовности как сущности дел и деятельности – в культуре, в смыслах, в критериях, то есть в качествах отношений и личностных и общественных.
Необходимо учитывать эту истину как закон Природы, что какой бы ни был хороший человек сам по себе, или с ближними, но если он в духовном плане стоит на более низком уровне, чем требует общество для своего руководства, то он во всех ( ! ) своих реакциях очень быстро переродится в монстра на месте правителя любого ранга, автоматически ненавидящего и разрушающего все, что по духовности выше его. А сам процесс перерождения будет протекать с такой скоростью, особенно при поддержке его вышестоящим правителем, что даже сам этот человек удивится.
Это – закон природы, закон антипода пассионария, который мог быть увиден всеми учеными уже давно, потому что он был нам дан две тысячи лет назад Иисусом Христом.
Конечно, вправе задаться вопросом: каким же образом жить, если общество при своем движении в виде объемной в пространстве и времени экспансии все время будет отставать в своем духовном развитии от того ведущего Метаобраза, который задается нам, то есть обществу, как пример или как наше будущее, что суждено нам через сколько-то лет?
Эта наша эталонная модель, объективно существующий и мыслящий Духовный Метаобраз будущего, к которому мы стремимся, находит в обществе людей-пассионариев – сверхстрастных, – притягивает их к себе, выводит вперед, а общество, толпа, их уничтожает. По закону антипассионария следует, что пассионарии всегда будут впереди толпы и всегда будут подвергаться постоянным угрозам смерти лишь только потому, что отстающие ничего, кроме разрушения – камня за пазухой – не имеют.
11-2. Основания агрессии человека
Всегда ли сверхактивные будут уничтожаться всего лишь потому, что из любого общественного движения вытекает недостижимость личностью, находящейся на нижних уровнях, духовности верхних?
Ответ утвердительный. Эти нижние все время становятся лучше, чище, осмысленнее. Но они же всегда и отторгнут лучшее, идеал, который им нарисует пассионарий. Он для них становится действительно врагом: лучшее – враг хорошего. И если открытое варварство по отношению к пассионарию отомрет, это не будет означать, что в принципе возможна мирная жизнь пассионария с непассионарием. По законам Иерархии этого не будет никогда. Их внутренняя вражда перейдет в скрытую форму, что и наблюдается среди интеллигенции, – в изощренную, в лукавую и коварную.
Человечество еще долго будет испытывать по отношению к тем, кто стоит на более высокой ступени развития враждебность, не признаваясь в этом, потому что это состояние зависит только от принципов духовной структуры самого человека и человечества. Пример варварского отношения к Христу будет навсегда перенесен и на другие времена, как бы ни развивался человек.
Закончится ли когда-нибудь подобная реакция в отношении ближнего? К сожалению, нам пока не дано предугадать момент перелома, который, думаю, все же наступит рано или поздно. Однако все, что я тут только что рассказал, относится к тем условиям жизни, которые мы наблюдаем сейчас. Не надо забывать, что канал прямого доступа в наше сознание существует и что он может быть включен в любой момент. Тогда возможен вариант выравнивания и сужения разбросов основных показателей человечества в своем развитии.
Сегодня вызывает удивление, что человечество за такой длительный видимый период своего существования совершенно не накопило каких-либо значительных временных отклонений по интеллектуальному развитию. Оно застабилизировалось во времени в своих основных вероятностных характеристиках. Так могут проявляться только инварианты структуры Природы, более общей по отношению к человеку. Можно предположить поэтому, что в будущем агрессивное начало в человеке имеет возможность остаться на прежнем уровне или же проявиться как в более значительном, так и в менее значительном виде.
Сама агрессия есть всего лишь побочный результат, побочное следствие стремления человека преодолеть препятствия внутреннего плана в движении его с одной, более низкой ступени развития, к другой, более высокой.
Поэтому сексуальное и агрессивное в человеке имеют разные и отличные от животного основания. Остается надеяться только на то, что когда-нибудь в будущем человечество созреет до понимания, что пассионарии – это разведчики и носители нашего будущего, которых надо беречь, потому что через них сильнее всего говорит с нами Бог. И на место главы государства будет избираться не самый хитрый и коварный, а самый духовно просвященный.
11-3. Есть ли надежда?
Если же еще раз вернуться к природному Принципу мозаичности, связанному с иерархичностью и матрешечностью, то в отношении общества по аналогии с живой природой можно нарисовать устойчивую картину сосуществования систем разного социального устройства. Такая картина представляет собой ступенчатую структуру, в самом низу которой живут те, кто не стремится никуда, и им обеспечивается “полный коммунизм” выживания. Конечно уже сегодня в некоторых странах имеются какие-то нормы в отношении их, даже нормы справедливости, в соответствии с которыми и происходит деление материальных благ среди этих несчастных. Разделить духовные блага не представится возможным из-за их принципиальной неделимости.
Те же, кто имеет хоть какое-то желание иметь качество жизни, выше “коммунистического”, могут отказаться от “пайка” и начать зарабатывать больше. Всем предоставляется возможность творить и преумножать духовное.
Можно продолжать описывать эту ступенчатую лестницу, ведущую в Царствие Небесное, можно смешно и фантастично разрисовывать картинки, но это не для нашей книги. Да и жизнь, кажется, давно уже решила этот вопрос сама. Заметим лишь, что природа не терпит однобокости, она многообразна, а симбиозы – мирные сосуществующие колонии несмешивающихся между собой видов – дополняют друг друга в Жизненном Потоке. Остается ответить на вопрос: способен ли на это человек? Не важнее ли для него передел Мира самого мира?
Реализация для человека гарантий свободы отменяет родовую кастовость, и лишь желание и способности начинают распределят людей по лестнице Жизни. Скоро и наркомана станут лечить не блокированием его воли, а объяснением ему смысла. И кто не захочет или не сможет понять смысл, что ж, пусть он в таком случае пополнит ряды переходной формы человеческого вида. Вот только, к великому сожалению, оттуда раздаются раскаты так хорошо нам знакомой агрессии в виде любых нескончаемых на нашей Земле войн.
11-4. Кто претендует на власть
Существует ли такое действие в природе, как самопрограммирование общества? Мне думается, что существует. Большую роль в нем, на мой взгляд, играет совпадение или несовпадение парадигм сознания правящей команды, влияющей на нее оппозиции и народа.
Каждый правитель, неважно какой окраски он, старается опереться в своей власти на определенный слой общества. Прогноз для него имеет главное значение, так как только информация о самом устойчивом слое общества может вовремя подсказать ему о необходимости изменения своего политического курса. Знание иерархии общества дает ему дополнительную информацию.
Если подойти слишком упрощено к анализу состояния общества, то можно совершить ошибку, которая приведет к результату с точностью до наоборот, как то бывает довольно часто с общественными деятелями, когда они, получив власть и обретя определенный опыт руководства, распространяют его на неизвестное им более широкое пространство.
Замечательное свойство человека – самоуверенность – дает, как правило, осечку, если человек, научившись реагировать на одни ситуации, переносит свои модели поведения на более широкое поле действия. Постоянно эксплуатируется один и тот же слишком упрощенный, по моему мнению, подход в области управления иерархических структур, какими являются общественные структуры. Он был бы обоснован, если бы ориентирование только на устойчивость одного лишь слоя общества обеспечивало и всю остальную стабильность.
Как бы мы ни хотели, а наиболее устойчивое пока что то, что находится в самом низу любой развивающейся вверх иерархии. Однако ориентирование в своем предвыборном марафоне на самый многочисленный слой народа может сыграть с претендентом на пост руководителя государства или какой-то части общества злую шутку и человек не увлечет своих потенциальных избирателей своими идеями. Почему?
Думается, что ориентироваться только на иерархию материальных благ, значит сделать роковую ошибку. Да, устойчивость более высоких уровней общества или технологий падает все более и более в зависимости от того, как высок этот уровень. Однако существуют, во-первых, устойчивые тенденции – скорости, ускорения – развития каждого слоя как их скрытые и явные желания и потенции реализовать то, что изготовилось для реализации.
Во-вторых, существуют всеобщие вселенские силы притяжения из пространства Смысла-Духа. Причем, мы живы только благодаря этим скрытым силам, к которым наука пока относится слишком пренебрежительно и изучает их совершенно неадекватно их проявлению. Эти силы делают свое дело тем, что обеспечивают особой степенью жизненности, безопасности и устойчивости все то новое, что создается не только стихийно, но и умом и руками человека.
Влияние на человека этого второго, духовного, огромно и неоднозначно. Оно действует во многом, как катализатор процессов, когда в одних обстоятельствах оно может воодушевиться позитивным и, поддержав его безоговорочно, вознести высоко, а в других, отличных от первых, – разрушить в своей агрессивности накопившейся за время ожидания перемен взрывчаткой, которой все равно от чего взорваться.
В-третьих, колоссальное значение имеет существование Зеркала Жизни, которое может отразить сколько-нибудь более развитое, чем существует в данном обществе. Психологическое воздействие примера необоснованно занижается при анализе влияния его на массы. На самом деле значение массового аутовоздействия примера таково, что оно часто определяет и идеал достижимости и средства, которые могут оказаться грубыми и крайними. Внедрение в психологию человека целой системы стандартов подтверждает это. Жить по стандарту своего уровня – цель большинства людей. К сожалению, материальные стандарты жизни пока плохо сочетаются с духовным.
И при любом раскладе влияний идеологии правителей на все слои общества наибольшее влияние будет оказано на тот слой, которому предоставляются самые большие свободы действия.
Однако, если не сделать прогноза тенденций изменения этого наиболее свободного слоя и не отследить их в своей политике, носители этой свободы могут свергнуть даже тех, кто ее дал.
Что же является наиболее показательным в обобщенной характеристике любой группы, любого общества, любого государства? Думаю, что пришла пора формулировать их ядро сознания – их парадигму, включающую в себя и духовное, и материальное, и прошлое, и будущее. И уже, совмещая или же нет эти ядра, определять поля их взаимовлияния, а потом уже – насколько общее в этих полях может перекрыть ожидаемое со стороны претендентов на власть. В зависимости от целей влияния взаимодействие парадигм покажет возможности и количественные оценки в изменениях относительно существующего. Любое неуважение либо пренебрежение какой-нибудь стороной жизни вассалов будет равносильно мине, которую правитель подложит сам себе. И Духовное может перевесить все остальное, не надо только забывать благодаря чему существует Жизнь.
11-5. Иерархия идеологии
Иерархия идеологии отражает иерархию Духа и иерархию Игры Жизни. Идеология есть подчинение чьей-то жизни известной ему идее. Насколько глубоко она проникает в сознание и подчиняет человека, зависит от качества самой идеи, то есть от ее совпадения с сознанием и от ее конкретного воплощения по уровням иерархии сознания.
Ниже приведена часть подобной иерархии. При этом хотелось бы напомнить, что любая иерархия, существующая как в сознании, так и в материальности, действует всеми своими уровнями одновременно, но с разной силой. Иногда какой-нибудь один уровень, например, партнерство, может быть представлен в этом суммарном воздействии на сознание какого-либо человека сильнее других. И тогда, конечно же, будет казаться, что такой человек является стойким приверженцем капиталистического образа поведения и образа жизни. Точно так же человек истинно религиозный всегда придерживается идеологии фатализма.
1. Сатанизм как идеология основан на Игре без правил для всех, на жестокости, ненависти и на поведении человека уровня сознания, лежащего ниже жизни. Он не признает надолго ни своих, ни чужих, ни Высшего. Для него первично разрушение: месть как первая ступень понимания болезни (Ницше Ф.). Идея отомстить за свою неполноценность в сравнении с Богом, причем, отомстить всем – это идеология бешенства, заболевания, которое может огнем охватить массы, как это уже ни раз бывало в истории. Сатанизм – это “беспредел”.
2. Охотники и жертвы – идеология “честных правил” сатанизма, следующий уровень, включающий в себя примитивную логику: кто сильнее, тот и прав. Это идеология убийств, обмана периода советского социализма, перенесение мнимой основы причины жизни – добывания пищи – как самопожирания Живого Потока на все уровни отношений. Охотник стремится к свободе как к радости власти над жизнью, а жертва стремится к освобождению от приговора к жертвенности, то есть к власти над смертью, к бессмертию. Охотник снижает критерий уровня, на котором он действует, а жертва повышает его своим стремлением.
Следствие: человек есть жертва, так как он смертен и обманут при рождении обещаниями радостей жизни. Вторая ступень понимания его собственной болезни – в наказании (Ницше Ф.). Думается, что именно эта идеология на практике имеет подавляющее значение для всех уровней всех идеологий. В большей или меньшей степени ее отражение видно всегда. Сатанизм можно представить как ее нижнюю крайность. Ведение захватнических и затяжных войн подчиняется этой идеологии.
Жертва может безропотно соглашаться со своею участью и тогда перед нами предстает классический вариант охотников и жертв. Но жертва может начать примирять стороны. При массовой тенденции к примирению возникает следующий уровень практической идеологии.
3. Партнерство – практическая идеология “честного” поведения охотников. Урезанная честность капитализма – такое же уродство отношений даже с точки зрения современного сознания, как и уродство казарменного социализма. Любой уровень развития государства подразумевает сохранение охотничьих “честных” правил соблюдения законов, принуждения силой.
При переходе от уровня к уровню даже в пределах этих трех уровней уже наблюдается тенденция к постоянному корректированию агрессии в обществе путем улучшения правил Игры в сторону все большей “честности”. Однако при любом партнерстве прекрасно виден тупик такой “честности”: реакция охотника, представленная нам как охотничий инстинкт, остается неистребленной и не утоленной и проявляется в стремлении к выигрышу для себя любой ценой как к выигрышу одной стороной – охотником, неважно кто он: один человек или целое государство.
4. Фатализм – это идеология религии: все в руках Божьих. “Авось” – движущая сила пассивной части общества и человека. Это та самая канва человечества, которая и явилась почвой, на которую так плодородно упало зерно религий. Это матрица тоски человечества по справедливости Мира и Бога. И хотя в любом духовном учении прямо говорится, что справедливость – главная утопия человечества, религия несет человеку утешение в справедливом воздаянии каждому если не на этом, то на том свете. У религиозных деятелей часто не хватает духу признаться в этой неточности. Они боятся, что тогда они потеряют власть над душами, и этим принижают значение Бога в жизни каждого человека, а именно, они не провозглашают широкого призыва Бога к людям проявить свою Божественность в совершенствовании: в стремлении к знаниям как к Царству Небесному, ибо знания, полученные от Бога и любым способом переданные, несут людям истинные качества Божьих Сынов. Духовные учения снимают фатализм Мира, люди же, не видя торжества справедливости и устав от тягот испытаний, качнулись в противоположное направление – в фатализм. Разочарование на почве непонимания рождает монстрообразную утопию справедливости. Утешение же истинное лежит не в мстительности “справедливого” возмездия, а в открытии каждым для себя знания законов Жизненного Потока.
Вспомню глубокое в своем проникновении в иерархию духа исследование Карлоса Кастанеды учения Дона Хуана, в котором показан истинный антифатализм – самостоятельность человека в природе и одновременно слитность его с нею. Свое место в мире человек определил качеством: самоуважение и уважение ко всему на свете.
При движении по иерархии идеологии видно, как просыпается человечество, видя отражение себя, дел своих, других людей и их дел в собственном сознании и в понимании их истинной роли в Мире. Жертва не уважает себя до тех пор, пока не станет охотником. Уважение – это ощущение собственного превосходства над любыми другими. Или по крайней мере, ощущение равенства с каждым в своих возможностях и способностях, как и с Богом. Снижение степени охотничьего инстинкта и охотничьего умения снижает и степень самоуважения и уважения других как потенциальных или реальных носителей угроз собственной безопасности.
Уважение себя и других перерастает в другое качество – в знание истинного места каждого. Уважение – это качество охотника, жалость – это качество жертвы.
Религия культивирует любую жертвенность вообще как жертвенность Богу. В этом ее тупик. Охотник может не любить охоту, но тем не менее быть лучшим и уметь хорошо охотиться (Кастанеда К.). На самом деле такой охотник уже не является классическим охотником, это уже партнер, который несет идеологию партнерства.
Идеология же фатализма своею пассивностью борется с проявлением идеологий охоты и партнерства как противоречащих будущему развитию общества. Идеология фатализма находит свои основания в любом далеко проникающем во времени духовном учении, беря из него лишь то, что питает фатальную парадигму, и отбрасывая то, что мешает обосновывать ее как ядро веры в источник жизни. Закрытость религии рождает свою противоположность – науку.
5. Информационная неограниченность – идеология устремленности к знаниям и к новым возможностям, идеология науки, техники, изобретений и открытий – в Царствие Небесное. Эта идеология еще сохраняет элементы охоты, жертвенности и подчинения, но она тяготеет к пониманию смыслов природы. Крайние проявления этой идеологии – это погружение в логику науки и изобретательства с возможным полным уходом в шизофрению или же отказ от увеличения знания в пользу просветительства того, что накоплено к этому моменту времени. Это основа цивилизации, когда она переходит на Игру с выигрышем для всех, аналогов которой пока не было в истории, а были лишь утопические мечтания о всеобщем благоденствии.
Эта идеология уже позволяет по-другому взглянуть на расслоение общества. Нижние слои его перестают быть обузой, обеспечение себя пищей и предметами быта больше не отнимает силы и здоровье людей. Эта идеология позволяет ранжировать людей по их способностям и возможностям, по их активности и волевым установкам. Во много раз упрощает отношение людей и снижает степень обмана в обществе. Однако всегда есть опасность для высокоодаренной личности скатиться в болото бездуховности, если она недостаточно подготовлена к неожиданности открытий. Исторический путь воздействия на человека – это: сила, обман, хитрость, убеждение, озарение, вера-знание.
6. Подвижничество – идеология “жертвы без жертвы”, идеология понимания, что без самовоспитания, без преодоления собственных препятствий и без помощи в этом другим со стороны Идущего по Пути невозможно изменение отношений социума к Миру. Понимание истинного места человечества и человека. Идеология активного действия со стороны человека, посвятившего себя Духовному Просветительству и Духовному Действию. Это идеология пассионария по Льву Гумилеву. Один человек может рано почувствовать, что он послан на Землю с особой миссией вдохновить других, но может случиться, что другой, долгое время ощущая томление духа, лишь в зрелом возрасте догадается об истинной собственной роли и тогда может оставить свои чисто земные претензии и отдаться духовному. Подвижничество не предполагает соглашательства или всепрощения. Для него это может оказаться слишком мучительным. Поэтому среди подвижников, как правило, встречаются натуры сверхстрастные и сверхволевые, способные практически на все ради великих духовных целей.
7. Всепрощенчество – идеал, якобы приводящий к расцвету всех, обязательный атрибут утопических социальных теорий, многократно обруганный и воспетый, источник многих теоретических и исторических заблуждений в оценке готовности общества и личности к реализации всеобщего счастья. Полностью развенчанный как конечная цель развития и осознанный как Путь Будущего, без которого это будущее не видно, как Истина – среда проживания – и как Жизнь – внутренняя среда личности.
Любая идеология может быть искажена больше или меньше теми целями, которые преследует человек или общество, которые провозглашены результатом ожидаемого движения. Сами цели существуют, пока существует материальность. Существование целей духовных – проблема для человечества.
11-6. Кратко о болезнях общества
Мы только входим в идеологию партнерства и еще не оставили кровавых замыслов охоты. Но любой охотник в то же время является и потенциальной жертвой своей идеологии, он в любой момент может стать такой же мишенью, как и те, на кого он охотится сейчас.
Здорово ли наше общество? Ответ на этот вопрос зависит от понятия здоровья, от того, что мы вкладываем в него. Можно провозгласить, что самое здоровое общество – рабовладельческое. После этого не будет никаких проблем со здоровьем ни в обществе, ни в человеке. Идеал раба еще долго будет преследовать нас в кошмарах действительности.
Идеал Духовности нами начинает ощущаться. Любая агрессия на уровне общества, государства ставит жизнь миллионов людей в зависимость от мании величия одного. Пока что мы больны безумием и на уровне одного и на уровне общества.
Наша жизнь преподносит нам подарки. Для меня таким подарком было когда-то открытие мною истины, что вокруг меня живут люди, которые являются носителями всех идеологий, какие только можно выделить. Оказалось, что и я сам, и остальные, каждый, имеем в душе мешанину из установок на все эти идеологические инсинуации. В одном месте мы можем быть подвижником, даже не казаться, а быть по-настоящему. В другом – фаталистом, причем, так же искренне. В третьем – еще кем-то.
Это открытие дало повод задуматься над тем, а не больны ли мы на самом деле распадом одной нашей личности на многие? И не являются ли какие-то серьезные болезни человека и общества следствием именно этого распада и антагонистических противоречий между многими личностями внутри нас? Спору нет, манипулирование взглядами, которые мы время от времени выбираем из нашего личностного винегрета, очень удобно. Оно помогает нам адаптироваться в ситуациях, для нас нежелательных, избегать больших потерь. Но в то же самое время рождается мысль о том, что человек как единство, целостность личности может вообще не существовать, а вся эта суета действительно поднимается нами, чтобы вкусно есть, сладко пить и справлять одни удовольствия, находя их даже в страданиях.
Болезнь обещаний – диагноз фатализма и религий. Может быть мы все больны ею, так как надеемся на будущее, на дальнее или ближнее. Поэтому собственно и рожаем детей и еще что-то предпринимаем. Именно эта болезнь и рождает в нас бесконечное количество личностей мелкого масштаба, которые обещают призрачное будущее и исцеление от всех болезней, даже от себя как от главной причины страдания.
Иногда это удивляло и воспринималось, как слепота отдельного человека и всего человечества.
Смысл существования исчезает, если не внести в жизнь тайну ежесекундного общения каждого из нас с тем большим и громадным, что только оно одно и позволяет нам жить. Так давайте пропишем себе лекарство от нашей болезни – стремление к самостоятельности и целостности во что бы то ни было.
11-7. Программы
Программа 11-1. Относитесь к разуму как к концентратору сознания и любой мысли, могущего притянуть к себе информацию любого вида, через любые преграды и через любое время. При значительных затруднениях в действиях или решениях медитируйте, находите время, о потере которого никогда не пожалеете.
Программа 11-2. Согласно Божественному замыслу каждый из нас имеет душевный и материальный каркасы как основу нашей личностной организации. Уже на них навешиваются остальные. Применяйте главный инструмент – понятливость, старайтесь понять каждого, но не старайтесь оправдать его в поступках. Отнеситесь нейтрально к его поведению, даже если оно сильно задевает вас. Поймите и невменяемого.
Программа 11-3. Можете представить себе реальность знаний по такому образу. Поднимитесь над проблемой, которая волнует вас, охватите ее всю своим внутренним взором. И мысленно набросьте на всю эту картину сеть непроявленных решений и путей, тайное ваше оружие. Наблюдайте, как на совмещенной картине из двух проявляются пути и варианты, узлы ваших возможных решений.
Программа 11-4. По контролю ощущений оценивайте всегда притяжение и отталкивание, которое испытываете не только от встречаемых вами людей, но и от идей, мыслей, предложений.
Программа 11-5. Обязательно анализируйте, как на вас действует воля толпы, когда она проявляется. Наблюдайте за ростом напряженности в толпе и за моментом наивысшей решимости. Проанализируйте ваши действия.
Программа 11-6. Если вы заняли или занимаете, или думаете занять место руководителя, оцените духовность ваших подчиненных и сравните ее с вашей. Оцените и реализуйте потом, за счет чего вы пользуетесь авторитетом ваших подчиненных: за счет духовности, властности, хитрости, разумности?
Программа 11-7. Если у вас проявилась агрессия на определенного человека, остановитесь и подумайте, чему именно он мешает, где была вами допущена ошибка по предупреждению непонимания этого человека. Исправьте ее. Может оказаться, что не понимали вы, а не он, и тогда смиритесь с тем, что вы находитесь на более низкой ступени.
Программа 11-8. Если агрессия не патологична, ее можно снизить и изжить совсем стремлением к самодостаточности, то есть к равновесию всех ваших установок и устремлений с возможностями, которыми вы объективно располагаете.
Программа 11-9. Оцените ту систему стандартов, которой вы следуете. Даже если ее нет, все равно представьте себе, что она есть, выдумайте ее. Найдите в ней свое место и постарайтесь разобраться, чем и как она ограничивает вашу самостоятельность и в чем помогает преодолевать трудности. Если вы пользуетесь какими-то готовыми решениями в жизни, то такая система стандартов у вас существует. Присмотритесь к себе и своему поведению внимательнее.
Резюме. Мне хотелось показать в этой главе тесную связь здоровья каждого отдельного человека со здоровьем общества, в котором он проживает. Я не анализирую подробнее некоторые интересные выводы своего исследования, оставляя читателю возможность самому определить свое отношение к человеческой сущности и к ее проявлению.























Глава 12
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ И ЛИДЕРСТВО
12-1. Осознание неединственности
“Познай себя” и “Познай Бога в себе” – призывы, которые часто воспринимаются людьми, как руководство к действию. Однако, осуществить на деле познание себя и Бога в себе настолько сложно, что, как оказалось, совершенно не под силу некоторым. Да многие просто и не понимают, зачем это нужно. Все сводят к примитивному: стать Богом.
Г.Гюрджиев и многие другие придерживались тезиса о бесконечной множественности “я” в человеке. Иисус Христос возвестил нам о “легионе” живущих внутри нас сущностей. Но каким образом они живут внутри нас, почему мы слышим их голоса? Объяснение ученых о построении в сознании человека или животного моделей самих себя и других пока не удовлетворяет настолько, чтобы ответить на многие вопросы. Да и есть ли необходимость в выяснении природы и начал человека?
Думаю, что чем ближе мы подходим к раскрытию многих тайн, касающихся человека, тем проще самому человеку выходить из кризисов. Потому что кризис – это незнание. Любая болезнь – это незнание, непонимание, неприятие чего-то, что, может быть, и лежит на поверхности нашего понимания, да мы не можем до него дотянуться из-за своей нерасторопности и лени, а, может быть, просто от невнимания, которого нам явно не хватает, хотя знаем, что оно одно способно уже открыть некоторые тайны: “Наблюдайте за собою.” (Луки 17.3).
Мне почему-то кажется, что проблему диалога психологи незаслуженно обходят своим вниманием и что именно тут, в диалоге, находятся некоторые важнейшие рычаги управления и самоуправления человеком. Вспомним: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.” (Иоан. 1.1). Слово-Бог существует хотя бы в таком варианте воздействия на человека, как гипноз, то есть при полном отключении его анализаторов. Но в этом случае человек перестает быть человеком. Он становится жестко программируемой машиной, в которую заранее закладываются модели поведения. Такие модели мы можем представить как некие сущности, подсказывающие нам или требующие от нас выполнения определенных действий.
Гипнотически закладываемые модели с их своеобразным характером, как правило, отличающимся от характера человека, в которого их внедряют, часто оказывают именно поэтому разрушающее действие на своего носителя-организм. Происходит это потому, что грубое воздействие гипноза не учитывает особенности формирования нашей внутренней среды и потому совершенно не приспосабливается под нее.
Сознание же наше таково, что его тайна позволила некоторым ученым высказать такую крамольную для материалистов мысль, что якобы сознание – это орган, находящийся вне нашего тела. Несмотря на всю шутливость такого высказывания, доля правды, конечно же, просвечивает сквозь ученую растерянность. По большому счету сознание – это подсказывающий нам компьютер, который оценивает нас извне, а кажется, что это происходит внутри. Все же остальные абстракции строятся уже с учетом этой оценки, в результате чего достигается большая или меньшая степень адекватности – соответствия наших представлений тем объектам Мира, о которых эти представления и несут информацию.
Информация тоже является понятием, отражающим лишь наше относительное незнание и проявляющаяся для нас смыслами. Информация – это обезличенный смысл. Можно говорить, что сознание находится вне нас, можно говорить, что оно находится в нас, но независимо от этого в самом сознании всегда выделяются подсказки о том, как поступать в той или иной ситуации. Они чаще всего являются бессознательными, но в трудных ситуациях человек начинает мучиться над решением каких-то проблем, включается разумное начало, логика, и тем более человек начинает понимать, что общение с ним тех сущностей, которые он сам оживляет в себе или же они сами по себе возникают в нем, происходит на обыкновенном человеческом языке. Внутри него идет разговор собеседников.
12-2. Диалог, триалог и далее
Если зеркальность или антизеркальность дают нам инструмент проникновения в “механику” сознания, то диалоговые “механизмы” позволяют проследить за “динамикой” – за изменениями и ростом – возможностей человека.
Зеркальность – это всего лишь исходная позиция, начальный образ этой динамики. Хочу сразу же предостеречь от упрощенного подхода к диалоговым системам, так как простой перенос законов диалога по принципу суперпозиции – сложения – здесь явно не действует: беседа из трех человек – триалог– не является простой суммой двух диалогов. Математики сказали бы, что данная система нелинейна. Отличие от обычного диалога будет заключаться в том, что триалог требует рассеивания внимания каждого на двух других, тогда как в случае диалога этого не происходит. Человек в силу своих пропускных способностей информации не может обрабатывать ее с любой скоростью, скорость обработки информации человеком ограничена. Потому и рассеяние внимания на каждого собеседника приводит к замедлению процессов обработки той части информации, которая относится только к одному собеседнику. Изменяется чувствительность каналов, особенно связанных с высокочастотной составляющей, представление грубеет. Негативность в таких случаях резонирует значительно лучше, чем позитивность взаимного отношения.
Это можно объяснить тем, что так называемый сторожевой эффект, а, точнее, наш двойник, ответственный за нашу безопасность, с увеличением численности группы всегда увеличивает противодавление как защиту на давление на него со стороны других личностей. При общении давление является естественным объединительным взаимным проникновением друг в друга на высших уровнях иерархий каждого. Поэтому и реакция нашего двойника-сторожа естественна и при увеличении численности группы все более заметна.
Однако при высокой степени взаимного доверия друг к другу или же при создании особых позитивных условий контакта такое отклонение общего “центра тяжести” в отношениях защит личностей компенсируется значительным резонированием творческих способностей группы, а именно того, что относится к синтезу Рацио из Иррацио: значительно сильнее притягиваются объекты из Иррацио и встраиваются с большим логическим представлением в уже существующие структуры Рацио. Происходит перетягивание объектов из среды, непроявленной светом логики, в среду языково-логическую. На этом принципе работают группы творческих личностей при так называемом “мозговом штурме”, когда в группе царствует категорический запрет на любой вид критики, даже мысленной.
12-3. Диалог властелина
Диалог, осуществляемый между властелином и подвластной ему массой людей, еще более своеобразен, чем даже триалог. Условно его можно назвать в отличие от монолога полилогом, однако в нем оказывается больше общего с диалогом, чем с триалогом, потому что властелин вступает в контакт с массой народа как личность, наделенная особыми полномочиями со стороны Эгрегора общества, а народ является отражением в его личностном зеркале одной Моноличностью, включающей в себя лишь отдельные слабые личности, действующие через саму Моноличность и только через нее. Для этого Моноличность наделена особыми органами общественного представительства, через которые собственно и происходит общение ее с властелином.
Человек, являющийся властелином, может существовать и переключаться в несколько состояний: в обычное состояние моноличностного поведения и суженного сознания рядового человека и в состояние лидера, характеризующееся расширенным сознанием, отделением собственной личности от личности лидера и погружением ее в контакт с Эгрегором группы или общества. На время лидерства такой человек имеет как бы два эгрегора – личный и общественный, – причем, общественный превалирует. От степени погружения в контакт зависит качество лидерства.
Еще одной особенностью диалога властелин-масса является ведущая роль одного из них. Необходимо помнить, что требования к властелину со стороны Эгрегора группы или общества весьма специфичны и они лежат в том кластере (пучке) требований, который находится значительно ближе к общему множеству требований Живого Потока, и потому требования Эгрегора группы к властелину значительно меньше будут походить на справедливые, чем просто человеческие между отдельными людьми.
И потому, если ведущая роль в диалоге принадлежит властелину-лидеру, то качество его правления целиком будет зависеть от степени плотности контакта лидера и Эгрегора группы, неважно даже, слабый или сильный характер имеет сам лидер. Главное в этом случае то, что первенство в руководстве и влиянии на обстоятельства группой или обществом бесспорно отдано своему лидеру.
12-4. Справедливость и управление агрессией
Доверие к политике лидера не есть простое свойство группы. Сложность его в том, что оно в значительной степени зависит от способности группы либо полностью подчиняться лидеру, либо от способности группы моделировать будущее, а это означает, что группа способна в широких пределах варьировать степень самовнушаемости, для чего в группе всегда выделяются личности, через которые как через специфические каналы информации передается необходимое для внушения влияние лидера.
Справедливость как качество жизни, проявляющееся в сравнении жизни людей между собой, в ожидании воздаяния благ за добро и мести за зло, в нас постепенно отмирает и уступает место новому качеству – приятию естества и собственных усилий по улучшению отношений и собственной судьбы. Вспомним сказанное почти две тысячи лет назад: “Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.” (Луки 6.35).
Однако дорасти до приятия естества человечество в целом и каждый в отдельности за две тысячи лет так и не смогли. А потому пока что на Земле развивается другой сценарий – агрессия захлестывает разумное начало в человеке по закону Моисея “око за око...”, а колоссальные возможности человека, растущие постоянно благодаря развитию науки и техники, попадают в лапы к разъяренным “псам” или топчущим разумность “свиньям”: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.” (Матф. 7.6).
Справедливость есть свойство несовершенства людей. Она относится лишь к неразвитому в духовном плане обществу.
Истинное же лидерство требует от своего лидера весьма значительных усилий по синтезу позитивных новых для группы отношений и одновременного осуждения старых негативных отношений. В свете этого ярче всего проявляется отношение лидера к агрессии подчиненных: пресечение этой агрессии среди вассалов приводит к сплочению рядов группы и одновременной концентрации усилий на дополнительных формах защиты группы перед лицом противостоящей извне действительности.
Если этого не наблюдается в лидере, то в любом случае ведущая роль в симбиозе лидер-масса переходит к массе и тогда граница надличностных проявлений группы сужается. От внешнего противостояния с другими группами или обществами противостояние и борьба переходят внутрь группы, сея разобщение и агрессию между членами группы, что автоматически приводит к снижению качественных характеристик общества, его устремлений, и к нарастанию вражды к лидеру.
Избежать подобного слабому лидеру можно лишь на какое-то время, так как со временем в любой группе происходит привыкание к отношениям, а автоматика природы заставит их меняться в ту сторону, которая стимулирована основным состоянием сознания группы или общества. Это в свою очередь зависит и от развития духовности группы, и от провозглашения лидером ее идеалов, но, главное, от последовательности в действиях лидера.
12-5. Отношение к мудрости
Исключительно в связи с этим еще одной характерной особенностью в развитии диалога всегда являлось отношение к мудрости. Оно характеризует такую специфическую тенденцию развития человека или общества как качество прогноза. Эта характеристика показывает, насколько человек или общество деградирует или совершенствуется. Снова обратимся к Евангелию. Вот величайшая истина человечества: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.” (Матф. 5.48). А вот другая, показывающая глубину и скорость деградации общества: “…пришел ты сюда прежде времени мучить нас.” (Матф. 8.29), “И напал на всех ужас…” (Луки 4.36), “И ужас объял всех…” (Луки 5.26), “…никакой пророк не принимается в своем отечестве.” (Луки 4.24).
Смысл высший никогда не может быть понят смыслом низшим, более того, даже смысл одного уровня иерархии может быть понят только через смысл более высокого уровня (теорема Геделя в теории множеств). Чтобы понять высший смысл, необходимо в себе сформировать объект или объекты этого высшего уровня. А для этого необходимо проявить тягу – желание – выйти на контакт с объектами высшего уровня: принять новые условия, корректные для нового уровня. Основное особое условие поддержания контакта всегда одно: позитивизм в отношениях.
12-6. Усиление разума в диалоге
Позитивизм отношений позволяет осуществить два принципиально разных вида диалога: одноуровневый и двухуровневый. Одноуровневый диалог осуществляется между личностями, объектами одного уровня и имеет целью, как правило, простое накопление объектов собственности этого же уровня или более низких. Интерес человека в этом случае приземлен выживанием ближнего характера, а абстракции и напряжения человек использует для достижения чисто материальных благ.
Двухуровневый диалог – это диалог, в котором незримо или зримо присутствует высший критерий, проявляющийся в рождении нового, до диалога не имеющего места. В таком диалоге происходит усиление разума за счет стремления партнеров к новому качеству отношений.
При отсутствии высокой духовности новое качество представляется в виде особой разрушительной силы и, как правило скрытого характера.
Сам факт появления оружия колоссальной силы в виде материальной реализации научных результатов говорит о том, что духовность общества весьма низка, а воодушевление ученых в своих исканиях и открытиях происходит не за счет роста зеркальности духовности, а за счет антизеркальности. Подобная антизеркальность, конечно же, имеет место исключительно благодаря автоматизму природы, заложенному в нас и почти непроявляющемуся в нашем поведении, автоматизму, на который критерий духовности оказывает влияние только через разум, только через сознательное регулирование внутреннего состояния, состояния сознания и через осознание самого критерия Высшего смысла.
12-7. О действиях лидера
Высшей формой диалога является Игра с выигрышем для всех, в которой критерий высшей духовности выступает как норма нравственности, высшей Этики. Однако автоматизм работы принципов природы, основанных на инстинктах, при неразвитости разумного саморегулирования пока не позволяет надеяться, что в ближайшее время может измениться что-то кардинальное в этом направлении.
Более того, нарастание информационной прозрачности общества сближает личностные поля людей настолько, что резонанс их действия может произойти внезапно в любой момент как некий выброс энергии, запасенной в людях и человечестве. Причем, этот выброс может случиться в иных, чем мы привыкли, или в совершенно новых видах энергии.
Такой выброс энергии наблюдается всякий раз как психоз масс и соответствует определенной идее, конкретизирующей качество скрытого критерия высшего смысла необязательно позитивного плана. Любая извращенность смысла, трансформированная в конкретику отношений, способна сотворить из людей стадо монстров, готовых распять пророков и Богов, если только они не пойдут с массой на преступление.
Удержать от подобного разложения духа способен только лишь сильный лидер, сильный в смысле близости его к Эгрегорной принадлежности. По большому счету каждому отдельному человеку помощь идет только от личного эгрегора, да и то чаще всего в виде предупреждений. Для Жизненного Потока безразлично, какую жизнь вел человек: праведника или грешника. И спасаются все и умирают все. Не все только пользуются сокровищами, данными человеку в его сознании, в силе его, от рождения. Не все прислушиваются к голосам врожденных покровителей человека перед лицом Гармонии. Многие просто игнорируют данное богатство, наивно полагая, что богатство материальное ниже богатства Гармонии.
Последовательность в действиях лидера является одним из важнейших факторов внушения массам, если только действия сопровождаются и последовательным объяснением: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.” (Матф. 7. 15 – 20).
Полилогия проявляется там, где лидер либо слаб, либо его просто не существует. Поэтому всегда любой оратор или лидер создает в начале контакта с массами специальную атмосферу доверия – среду диалога, – прилагая для это особые усилия по концентрации внимания на нем тех, кто попадает под его влияние или же просто находится в его поле зрения. Созданная таким образом среда автоматически воздействует на отдельных членов массы и повышает их внушаемость к словам и действиям лидера.
Однако необходимо понимать, что внушаемость масс есть внушаемость особого рода. Она выступает в контактах лидер-масса как цементирующее воедино сущее, объединяющая стремление масс. Массы, попадая под влияние этой среды, становятся единым организмом, управлять которым при этих условиях способен практически любой лидер
Опытный или мудрый лидер всегда в начале ищет возможность для объединения отдельных членов общества с помощью подсознательных процессов длительного действия. Иначе понимания может и не быть. Подобное объединение необходимо рассматривать по обобщенным его параметрам как моноличность особого рода. Особенность же состоит в том, что эгрегоры членов общества подавляются или подчиняются Эгрегору общества. Поэтому люди, животные, насекомые, птицы, – все, – находясь в стае, приобретают необычные свойства сверхподчинения, а лидер стаи проявляет степень разумности, намного выходящую за рамки разума отдельной птицы. Особенно ярко это видно по поведению птиц во время перелетов. Особую высокую разумность проявляют и насекомые, например, термитники, саранча и другие, когда они находятся в больших сообществах.
12-8. О целостности лидеров и об устойчивости общества
Природой в любом виде диалога реализуется как зеркальность, так и антизеркальность, независимо от желания людей. Однако человеку дано понять и осознать границу, разделяющую противоположности в личностном проявлении, особенно если человек является лидером и ведет за собой людей. На Востоке делят лидеров на светлых, темных и серых по степени безусловности их веры в принципы, которые они исповедуют.
Как светлые, так и темные являются целостными натурами в этом отношении, поэтому у них не существует такого разлагающего их психику фактора, как угрызения совести. Их психика этим чрезвычайно защищена, стойкость их под натиском обстоятельств фантастична.
Серые же не имеют этого панциря защиты, так как они вечно сомневаются в правильности своих принципов. Однако человеку дана Создателем возможность приобщения к твердой вере. Истиной же в этом для него является проверка делом – “плодом” – или же, другими словами, достижением максимальной степени адекватности – соответствия – между идеей и ее реализацией.
В теории систем это отражает такой факт, когда система, устойчивая “в малом” и на которую произведено существенное воздействие, не становится неустойчивой “в большом”. Это – важный для нас вывод, так как и человек, и общество может само по себе двигаться по инерции, как бы не прилагая особых усилий для сохранения внутреннего и внешнего равновесия. Это, как правило, характерно для определенных стабильных сред существования.
Из такого явления многие могут сделать совершенно неправильный вывод о том, что устойчивость как высокая степень выживания и жизнеспособности такой системой, как наша, уже достигнута. Однако иногда малейшее расстройство в структуре нашей человеческой системы или же любое значимое для системы внешнее воздействие приводит ее к потере устойчивости и к лавинообразному процессу нарушений жизненно важных функций организма человека или общества, который может превратиться в тяжелое заболевание.
Поэтому проверка на устойчивость системы человеческого организма и организма общественного при руководстве ими идеей или лидером является тем краеугольным камнем, о который могут разбиться все надежды, связанные с этой идеей или с этим лидером.
Если расстояние до провозглашенной цели после сделанного шага увеличивается, то налицо внутренняя неустойчивость. Лидер, который указал абсурдную или же неполную цель, вызвал движение масс в ответ на свой призыв и после ошибочного, то есть удаляющего от цели, шага вдруг провозглашает еще более абсурдное, темен.
Но возможен и такой вариант, когда провозглашенная цель совпадает с желаниями масс, и абсурдность, непроработанность деталей, утопичность как опережение событий, станут понятны лишь после получения “плода”. В любом случае это будет означать недостаток прогнозирующей информации в системе и несовпадение желаний с прогнозом. Поэтому утопии являются, как правило, плохо проработанными с точки зрения прогноза. Данная ситуация характерна, когда лидер слаб или сдал свои позиции.
Для человеческих масс структурная неустойчивость возникает, как правило, вследствие несовпадения критериев лидера и самоуправления массы, а для отдельного человека – из-за несовпадения идеи и Высшего критерия Духа. Только так можно проверить правильность направления веры при ее укреплении для любого человека. Если же это не принять во внимание, то в один прекрасный момент может оказаться так, что человек, осмотревшись вокруг, вдруг обнаружит, что всю свою нелегкую жизнь шел в противоположном от спасения направлении, в том, какое ему было указано когда-то кем-то.
Чем более духовен человек, тем большими прогностическими способностями он обладает, но эти способности есть результат его самостоятельных усилий, а не контактов с сущностями промежуточного мира. Духовный лидер всегда обладает истинной мудростью.
12-9. Истинный диалог
Механизм диалога весьма прост, если учесть, что диалог как процесс происходит в определенной среде диалога. К среде диалога относят атмосферу отношений партнеров, в которой действует безусловное и, как правило, не обсуждаемое соглашение между ними об общем понимании и приятии, по крайней мере, ядер основных понятий, совокупность которых образует парадигму доверия или веру.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>