стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 12
Фирмы и рынки

Теории фирмы В хозяйственной практике термин «фирма» исполь-
зуют для обозначения образований, ведущих ком-
мерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, можно определить
ее как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и офор-
мленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность
под свою имущественную ответственность. Между тем, фирма представляет_со;__
бою сложное экономическое явление. В экономической теории сложилось щ ^
сколько концепций трактовки фирмы.
Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (тех-
нологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функ-
цией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в на-
хождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные
издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулирова-
лась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки нео-
классической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершен-
ство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игно-
рирование особенностей внутренней организации (организационная структура,
внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе реше-
ний — делали ее мало пригодной для решения практических задач.
Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является слож-
ной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности.
Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе
дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены
вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в каче-
стве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления
сделок), а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, ин-
ституциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (це-
новому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии
трансакционных издержек.
Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь
сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность
отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В этом смысле цен-
тральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения
прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между вла-
дельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное исполь-
зование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется на добровольном
переуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает не-
обходимость контроля поручителем исполнителя — проблема «принципал-агент»,
в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается
средоточением двух типов контрактов — внешних (рыночных), отражающих ее
взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными из-
держками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организа-
ции фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется
образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издер-
жек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производствен-
ных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек конт-
роля будет выступать критерием определения размеров фирмы.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
140

Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли
фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющей-
ся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности макси-
мизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функциониро-
вания внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом Отношении
можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассмат-
ривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимателъ-
| ской функции (управления). Главной задачей является консолидация этой функции,
и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней,
предпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решению
проблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника и наемных уп-
равленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией,
они могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собствен-
ника. Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издер-
жек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управле-
ния сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) це-
лей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина
рынка и создание -стимулирующих механизмов.
Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фир-
мы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и
внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней
организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует
единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меня-
ется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и историчес-
кого опыта фирмы.

Типология фирм может основываться на разных
Типы фирм
критериях — размере, особенностях организации,
форме собственности, типе рыночного поведения. Исходя из целей нашего ана-
лиза, определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения.
Предпринимательская фирма представляет собой образование, которое при-
надлежит одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций уп-
равления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего та-
кие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по
характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение кото-
рых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.
Капиталистическая фирма — это принадлежащее многим владельцам капита-
ла образование, имеющее сложную организационную структуру. Существующая в
виде акционерного общества, она представляет собою крайнюю форму отделения
собственности от управления. Целевые устремления таких фирм обычно трудно
выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность це-
лей. Для фирм капиталистического типа характерны стремление к закреплению и
расширению своей доли рынка и поиск оптимального соотношения между уров-
нем капитализации прибыли и дохода на капитал. Поэтому именно в таких фир-
мах проблема «принципал—агент» проявляется наиболее остро. Рыночное пове-
дение капиталистической фирмы будет зависеть как от внешних условий функци-
онирования, так и от способности обеспечить координацию долгосрочных целей
ее участников.
Самоуправляющаяся фирма представляет собой образование, принадлежащее^.
^коллективуработников. Как само это явление, так и рыночное поведение самоуп-
равляющихся фирм пока слабо исследованы. Теоретически, принимая в качестве
Глава 12. Фирмы и рынки 141


цели такой фирмы максимизацию трудового дохода,
можно предположить, что кривая предложения само-
управляющейся фирмы будет иметь отрицательный
наклон (рис. 12.1). Это обусловлено тем обстоятель-
ством, что при росте предельного продукта труда по-
вышение рыночной цены продукции будет стимули-
ровать фирму к использованию большего количества
труда, так как это способствует максимизации трудо- Рис. 12.1
вого дохода. В итоге предложение фирмы будет уве-
личиваться по мере роста цены. Напротив, если предельный продукт труда сни-
жается, то', стремясь достигнуть поставленной цели, фирма будет сокращать заня-
тость, а значит, и предложение. Учитывая, что рост предельного продукта чаще
всего характерен для сравнительно малых значений переменного ресурса и имеет
узкие рамки, уместно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся
фирмы будет иметь отрицательный наклон.
Между тем, как свидетельствует практика, самоуправляющиеся фирмы на-_
пелены не на максимизацию дохода, а прежде всего на сохранение занятости, что_
собственно и обусловило их возникновение. Поэтому в действительности рыноч-
ноеТТоведение самоуправляющейся фирмы является более сложным, чем можно
предположить теоретически.
Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая госу-
дарству. Более точно ее можно характеризовать как фирму, в которой определяю-
щие решения в отношении ее деятельности принимаются государством или его
органами. Обычно государственные фирмы рассматривают в качестве некоммер-
ческих, финансируемых за счет общества и действующих вне конкурентного поля
общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию
общественных выгод. Данной трактовке вполне соответствует значительная часть
государственных фирм, целевые ориентиры которых устанавливаются государ-
ством, а их функционирование носит характер естественных монополий, когда объем
предложения и цена регулируются государственными органами. Однако она отнюдь
неправомерна в отношении той части государственных фирм, которые действуют
в качестве предпринимательских предприятий. Поведение таких фирм, при всех
особенностях управления ими, вполне согласуется с рыночными требованиями.
Особо следует отметить, что в последние годы все большая часть государственных
фирм трансформируется в структуры предпринимательского типа при сохранении
за ними статуса государственной собственности.
Директорская фирма представляет собой тип фирмы,, ключевые решения в
которой принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются размытос-
jnbio_npae собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых ме-
неджерами. И хотя хозяйственное поведение таких фирм нацелено на увеличение
объема продаж,^ни характеризуются низкой эффективностью из-за значитель-_
ной доли ^дшшистративных издержек. Именно в силу чрезмерной размытости
прав собственности, последовавшей в результате ваучерной приватизации, тип
директорской фирмы получил широкое распространение в российской экономи-
ке, где хозяйственное поведение этих фирм обусловливается борьбой за выжива-
ние при устремлении директората к извлечению личной выгоды.

Поведение фирмы может быть обусловлено интере-
Цели фирм
сами руководства, рыночными условиями (конку-
рентные возможности и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной
деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, пред-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
142

ставляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во вре-
мени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий. Поэтому дать
однозначное определение цели фирмы не представляется возможным.
В неоклассической теории икачестве^_цели ф^2мылш?т^щи?уется.максимиза-
Д
^/дия-.лрибыли,. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной˜сторо^
ны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой — за-
дачу конкурентного взаимодействия фирм. К тому же оно очень удобно для моде-
лирования поведения фирм. Между тем, подряду причин можно усомниться в
однозначности такой трактовки цели фирм. Во-первых, в условиях рыночной нео-
пределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений мало-
пригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возника-
ет множественность целей и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих,
сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления
отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государ-
ства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой целя-,-так-
как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами,
которые могут превысить ожидаемые выгоды. Все это свидетельствует о том, что"
дать выражение цёли"$йр*ш1Гопредёлёниях максимизации довольно сложно.
о^] Целью .фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным по-
казателем результативности деятельности фирмы. Нацеленность руководства
"фирм на валовые показатели — нередкое явление, поскольку часто именно с этим
показателем связано вознаграждение руководства. Другой часто проявляющей себя'
31 целью фирм является экономический рост. Являясь показателем делового успеха и˜
для владельцев, и для инвесторов, он не только способствует расширению BOJP
можностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за
счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения
ь; более отдаленных целей. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы может
; / быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посред-
ством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершен-
ствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпо-
ративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менед-
^;|жеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовдет-
/воренности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон.
' Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, так как
фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей и главный для
нее вопрос — обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспек-
тиве.
Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира
фирмы. Прибыль является не только вознаграждением предпринимателя и пока-
зателем эффективности функционирования фирмы, но и источником ее разви-
тия. Уже в силу того, что формирование прибыли связано с эффективностью фун-
кционирования фирмы, она вынуждена ориентироваться на получение прибыли,
иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная струк-
тура. Поэтому, даже при наличии четко сформулированных альтернативных це-
лей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли
присутствует всегда.

Доход фирмы формируется в виде выручки, вели-
Выручка и прибыль
чина которой зависит от цены и количества реа-
лизованной продукции. Так как рыночная цена блага является функцией спро-
са, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее
Глава 12. Фирмы и рынки 143

дохода от единицы продукции, то есть кривой
средней ... выручки ф и р м ы : C^ifiL...=....
(AR) TR(Q)
= TR/Q = P(Q)Q. Умножив количество проданной
продукций на цену, мы получим величину сово-
=
купной выручки (77?) фирмы:(tR(Q) P(QjQ>- По-
скольку функция спроса является убывающей,
каждая дополнительно проданная единица будет
приносить фирме убывающее приращение дохо-
да. Поэтому предельная выручка (MR), отражаю-
щая прирост совокупной выручки от дополни-
тельно реализованной единицы продукции, будет
убывающей^ MR = ATR/AQ = Л { Щ / Д ^ У ч и т ы -
вая обратный характер зависимости цены и спро-
са, следует сделать вывод о том, что кривая пре-
дельной выручки (MR) будет всегда находиться
ниже кривой средней выручки (AR), а увеличение
совокупной выручки (77?) будет зависеть от изме-
нения предельной выручки (MR) (рис. 12.2). Ди-
намика совокупной выручки зависит от эластичности спроса. JTTJHэластичном.,
спросу предельная выручка положительна и совокупная выручка растет, а при не-
эластичном, — отрицательна и совокупная выручка снижается. ПредельнуюТш-"
ручку легко найти как первую производную функции совокупной выручки. Для
линейной .кривой спроса функция достигает своего максимума в точке, где пре-
дельная выручкаГравна нулю: dTR(Q)/dQ = MR = 0. При этом кривая предельной вы-
ручки пересечет линию абсцисс в точке, делящеи"вёсь объем рыночного спроса попо-
лам, а совокупная выручка достигнет своего максимума при эластичности —1.
Прибыль фирмы образуется как разница между совокупной выручкой и сово-
купными издержками, и описывается выражением st(Q) = TR(Q) — TC(QT\Следует
иметь ввиду, что в данном случае речь идет об экономической прибыли, которая
представляет собой разницу между совокупной выручкой и вмененными совокуп-
ными издержками, включающими и нормальную прибыль.

Принцип Хотя посылка о максимизации прибыли как цели
максимизации фирмы имеет свои слабые стороны, она не лишена
прибыли оснований. Допущение о максимизации прибыли
особенно рельефно проявляется тогда, когда на
рынке имеет место интенсивная конкуренция, а речь идет не о конкретных ре-
зультатах, а о тенденции. Это дает достаточные основания для того, чтобы исполь-
зовать принцип максимизации прибыли в качестве инструмента микроэкономи-
ческого анализа для прогнозирования поведения фирм. Существуют два принци-
па анализа максимизации прибыли.
Один из них основан на сопоставлении совокупной выручки и совокупных
издержек (рис. 12.3). Так как величина прибыли функционально зависит от коли-
чества проданной продукции, то^максимальная ее величина будет получена тогда,
когда дополнительно реализованная единица продукции не даст приращения при-
были, т.е. п = max при (An/AQ) = 0. Поскольку п = TR(Q) - TC(Q), то
Ал/AQ = ATR/AQ — ATC/AQ. Учитывая, что ATR/AQ — угловой коэффициент кри-
вой совокупной выручки TR(Q), a ATC/AQ — угловой коэффициент кривой сово-

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>