<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

купных издержек, то легко прийти к выводу, что максимальная прибыль будет полу-
чена при объеме выпуска, для которого наклон кривой совокупной выручки равен на-
клону кривой совокупных издержек.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
144




Рис. 12.3 Рис. 12.4

Другой способ (рис. 12.4) основан на предельном анализе и состоит в сопос-
тавлении предельной выручки (MR) и предельных издержек (MQ. В данном слу-
чае используются те же исходные условия, что и при первом способе анализа. Если
прибыль максимизируется при A%/AQ = 0, a An/AQ = ATR/AQ - ATC/AQ, то мак-
симальная прибыль будет получена фирмой при ATR/AQ - ATC/AQ = О или при
ATR/AQ = ATC/AQ. Таккак ATR/AQ = MR, a ATC/AQ = МС, то фирма максимизи-
рует прибыль в случае равенства предельной выручки и предельных издержек:
к = max при MR = МС.
Действительно, при объеме предложения qi фирма получит прибыль %х —
окрашенный прямоугольник. Если она увеличит предложение до q2, то ее предель-
ные издержки будут превышать уровень цены (Р*) и совокупная прибыль умень-
шится до п2 — на величину заштрихованной фигуры. При любом объеме предло-
жения ниже qx, даже в случае производства с минимальными средними издержка-
ми — q}, фирма будет недополучать часть дохода (заштрихованная фигура) и ее
совокупная прибыль будет меньше — в данном случае пу
Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения мак-
симальной прибыли фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором
значения предельной выручки и предельных издержек равны.

Определение С точки зрения фирмы рынок представляет собой
рыночной сферу взаимодействия конкурирующих фирм. Но
структуры так как продукты фирм различаются, то такое взаи-
модействие будет иметь место только тогда, когда
уникальность товара каждого продавца не препятствует взаимозаменяемости их
товаров. Степень взаимозаменяемости благ определяется перекрестной ценовой
эластичностью спроса на товары конкурирующих фирм: Е = (AQ /Q)/(AP /P)
— процентное изменение продаж товара х из-за однопроцентного изменения цены
товара у. Положительное и относительно большое значение перекрестной элас-
тичности указывает на то, что данные товары взаимозаменяемы и повышение цены
на товар х приведет к существенному сокращению спроса на него и росту спроса
Глава 12. Фирмы и рынки 145

на товар у. Это означает, что данные товары, несмотря на существующие между ними
различия, входят в единую товарную группу, а их продавцы — в одну отрасль. Таким
образом, отрасль — это группа фирм, производящих блага одной товарной группы.
Поскольку конституирующим признаком отраслевого рынка является взаимозаменяе-
мость товаров, то фирма, производящая не входящие в одну товарную группу блага,
будет одновременно функционировать на разных отраслевых рынках.
Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои
характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде
рыночной структуры, или модели рынка. Рыночная структура (модель рынка) —
это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной орга-
низации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также
определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Тип рыночной структуры
зависит от множества факторов как со стороны производства, так и спроса. Одна-
ко можно выделить три фактора, которые и определят в конечном счете структуру
отрасли. Это: а) эффект масштаба, б) вертикальная интеграция и в) политика го-
сударства. Если особенности отраслевой технологии таковы, что позволяют фир-
ме извлечь значительную экономию от масштаба производства, то это неизбежно
приведет к концентрации производства в отрасли и, как следствие, к сокращению
числа действующих фирм, что, в свою очередь, модифицирует поведение продав-
цов. Другой причиной концентрации производства является вертикальная интег-
рация. Вызванная стремлением фирм к снижению трансакционных издержек, она
будет тем выше, чем менее конкурентным является рынок, где фирма выступает в
качестве покупателя, и чем более масштабным является собственное производ-
ство фирмы. Воздействие государства на характер организации рыночных струк-
тур связано с его способностью регулировать уровень концентрации производства
посредством налоговой и тарифной поли-тики, влияния на совокупный спрос и
осуществления антимонопольных мер.
Хотя степень концентрации производства является не единственным факто-
ром, определяющим тип рыночной структуры, чаще всего именно она выступает
основным фактором. Поэтому измерение концентрации рынка является началь-
ным шагом в его характеристике. Простейшим показателем в этом отношении
может служить индекс концентрации, показывающий процентное соотношение ры-
ночных долей одной фирмы или групп фирм. Если значение индекса CR. = "Lq. (где
q — объем выпуска в стоимостном выражении, а / — количество фирм) составит
для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабоконцентрированным, если до
70% — средней концентрации, свыше 70% — высококонцентрированным. Недо-
статок данного индекса состоит в том, что он не учитывает долей фирм и будет
одинаковым для рынков, где четыре фирмы разделят рынок по 25% и где одна
фирма будет иметь долю в 70%, а три другие — по 10%.
Более точное представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-
Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей фирм HHI = q2l + q72+...+
+ q2n = Ъа1. , где q. — доля продаж фи*рм, выраженная в процентах. Чем меньше
значение индекса, тем менее концентрированным является рынок, и наоборот.
При абсолютной монополии он достигает своего максимального значения, рав-
ного 10 000. Для характеристики неравномерности распределения долей рынка
среди фирм используется коэффициент Джини, показывающий процентную долю
рынка, приходящуюся на процентное число фирм G = D/N, где D — кумулятив-
ный процент размера рынка, а N — кумулятивный процент числа фирм на рынке.
Коэффициент Джини будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одина-
ковые доли рынка, и единице — при абсолютной монополии. Чем больше коэф-
фициент, тем выше концентрация в отрасли.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
146

Высокая концентрация отраслевого выпуска у от-
Рыночная власть
дельных фирм приводит к тому, что они оказывают-
ся способными влиять на формирование рыночного равновесия, т.е. приобретают
рыночную власть. Рыночная власть — способность производителя или потребите-
ля оказывать влияние на рыночную цену. Источниками рыночной власти могут
быть: а) доля фирмы в отраслевом предложении, б) эластичность рыночного спро-
са, в) степень взаимозаменяемости продукта, г) характер взаимодействия фирм,
Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем
более чувствителен рынок к изменениям ею объема выпуска, а ее влияние на ры-
ночную цену сильнее. Чем менее эластичным'йвляется спрос на продукцию фир-
мы, тем более свободна фирма в выборе цены, не боясь отрицательной реакции
потребителей. Отсутствие товаров-заменителей также способствует укреплению
рыночной власти фирмы. Рыночная власть может явиться и результатом взаимо-
действия фирм, когда им удается достичь согласия в отношении отраслевых пред-
ложения и цены путем сговора.
Наличие у фирмы рыночной власти отнюдь не означает, что она может про-
извольно устанавливать цены. Рыночный спрос функционально не зависит от
фирмы, а кривая спроса на ее продукцию подвержена действию закона спроса.
Поэтому, даже обладая рыночной властью, она может лишь выбирать подходящий
для каждого уровня цены объем выпуска. Фирма может повысить цену на свою
продукцию, сократив ее предложение, и наоборот, увеличивая предложение, она
должна будет снижать цену. Таким образом, рыночная власть производителя озна-
чает его способность воздействовать на цену через регулирование объема своего пред-
ложения.
В случае убывающей кривой спроса, изменение совокупной выручки (А 77?)
будет зависеть от изменения цены и количества ATR = P(AQ) + Q(AP).

Так как MR =

поскольку
то

тогда:
MR= P + Q(AP/AQ) = Р+ Q(P/QEdf) = P+P/Edf=P + P{\/Ed) = P(\+\/Edf)
MR= P{\ + \/Edf).
Это позволяет сделать вывод, что для убывающей кривой спроса предельная
выручка фирмы (MR) а) меньше рыночной цены (Р), т.к. эластичность спроса по
цене на продукцию фирмы (Edf) отрицательна; б) находится в прямой зависимос-
ти от цены и обратной от эластичности спроса по цене'.
Максимизирующая прибыль фирма выберет такой объем выпуска, при кото-
ром предельная выручка от реализации и предельные издержки производства бу-
дут равны (рис. 12.5). В соответствии со спросом на свою продукцию она назначит
цену Рх, которая превышает предельные издержки производства для данного объе-
ма предложения. Возникающая разница между ценой реализации и предельными
издержками производства (Р, — MQ свидетельствует о наличии у фирмы рыноч-
ной власти. Чем больше это превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы.
1
Для линейной кривой спроса наклон (АР/АО) постоянен и MR снижается в два
раза быстрее цены и достигает нулевых значений при реализации половины всего объе-
ма спроса, т.е. 1/20.
Глава 12. Фирмы и рынки 147


мс
А




Рис. 12.5

Степень рыночной власти фирмы (L — коэффициент Лернера) определяется
как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене
фирмы L = (Р — MQ/P и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для
совершёТШоТГконкзфёнции до 1 для монополии. Учитывая, что для обладающей
рыночной властью фирмы MR = Р + P(l/Ed), для случая максимизации прибыли
можем записать МС = Р + P{\/Ed). Использовав это выражение предельных из-
держек для определения степени рыночной власти фирмы, получим:




Это означает, что рыночная власть фирмы находится в обратной зависимости
от эластичности спроса на ее продукцию, а обладающая рыночной властью фирма
будет назначать цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно
пропорциональную этой эластичности.
Хотя наличие у фирмы рыночной власти создает предпосылки для получе-
ния ею сверхприбыли, прямой зависимости между ними нет, так как прибыль за-
висит от уровня средних издержек и объема реализации П = 77? — ТС = (Р— AC) Q.
Так, фирма (рис. 12.5, а), обладающая незначительной рыночной властью (Р1 — МС{),
может получать большую экономическую прибыль (Pl — AC^)QV нежели фирма
(рис. 12.5, б), обладающая значительно большей рыночной властью (Р2 — МС2), но
имеющая меньшую прибыль (Р2 — AC2)Qr В этом смысле получаемая фирмой эко-
номическая прибыль будет свидетельствовать о мере реализации рыночной влас-
ти, которой обладает фирма. В то же время, из приведенного примера не следует,
что имеющая более эластичный спрос фирма всегда получает большую прибыль.
Напротив, будучи в большей степени подверженной влиянию конкуренции, об-
ладающая незначительной рыночной властью фирма на практике может рассчи-
тывать на меньшую фактическую прибыль, чем фирма, обладающая сильной ры-
ночной властью.
1


Типы рыночных Типология рыночных структур базируется на ряде
структур параметров, которые определяют признаки отрасле-
вого рынка. Это: 1) численность продавцов и их ры-
ночные доли, 2) степень дифференциации продукта, 3) условия вступления в от-
расль и выхода из нее, 4) степень контроля производителей над ценами, 5) харак-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
148

тер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комби- \
нации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся раз-1
ной степенью конкурентности. ;•
Численность продавцов на каждом рынке важна в смысле определения их спо- f
собности оказывать влияние на рыночное ^равновесие. При большом количестве :
продавцов на рынке, при прочих равных условиях, спрос на продукцию каждого
из них будет столь эластичным, что изменение любым из производителей цены j
или объема выпуска не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии, j
Напротив, при малом количестве продавцов влияние каждого из них будет доста- I
точным, чтобы привести к возникновению рыночной власти. К тому же несколь-
ким фирмам легко вступить в сговор. j
Рыночные доли фирм (размер фирм) обусловливают возможности фирм ока- '
зывать влияние на рыночную цену. Небольшая фирма неспособна изменить ры-
ночные условия и вынуждена приспосабливаться к ним, а рыночная структура ха-
рактеризующаяся присутствием множества имеющих незначительные мощности
фирм, будет более конкурентной. Рынки, где действуют фирмы крупного размера,
будут менее конкурентными из-за значительного воздействия отдельных фирм на
рыночное предложение.
Степень дифференциации продукта отражает наличие у предназначенных для
удовлетворения одной потребности продуктов фирменных особенностей, отчего
продукты разных фирм не являются совершенными заменителями. Независимо
от того, на каких параметрах основана дифференциация продукта — технических
данных, качестве, наборе услуг или каких-то иных, она имеет то существенное
значение, что определяет уровень конкуренции на рынке. Чем выше степень диф-
ференциации продукта, тем менее конкурентным будет поведение продавцов, а
их рыночная власть больше. Напротив, чем более стандартизированной является
отраслевая продукция, тем выше эластичность спроса на продукт каждого отдель-
ного производителя и тем более конкурентным является рынок. В данном случае
можно сказать, что эластичность спроса — функция от числа конкурентов и сте-
пени дифференциации их продукции.
Условия вступления в отрасль и выхода из нее связаны с наличием или отсут-
ствием отраслевых барьеров, к которым могут быть отнесены: значительный по-
ложительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкость
производства, норма прибыли, согласованное поведение отраслевых фирм. Чем
выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на от-
раслевой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать
рыночную власть. Если отрасль является капиталоемкой и выход из нее связан со
значительными безвозвратными издержками, фирмы склонны к проведению со-
гласованной ценовой политики. И то, и другое препятствует развитию отраслевой
конкуренции.
Степень контроля производителей над ценами является наиболее очевидным
показателем степени конкурентности рынка. Чем больше контроль производите-
лей над цены, тем менее конкурентным является рынок. Степень контроля произ-
водителя над ценой не является статической величиной. С одной стороны, она
детерминирована потребительскими предпочтениями и может изменяться неза-
висимо от производителя. С другой — устойчивость контроля над ценой зависит
от характера порождающих его причин. Контроль над ценой может быть следстви-
ем рыночной доли фирмы или дифференциации продукта, которая обеспечивает
большую его устойчивость.
Характер поведения фирм может быть нестратегическим, когда фирмы при-
нимают решения, не учитывая реакции конкурентов, и стратегическим, когда они
Глава 12. Фирмы и рынки 149

принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперни-
ков, а их рыночное поведение координируется с поведением других фирм отрас-
левого рынка. Стратегическое поведение обычно присуще рынкам с небольшим
количеством фирм, каждая из которых обладает значительной долей рыночного
предложения. Такие рынки характеризуются тесным взаимодействием фирм, уси-
лением их рыночной власти и снижением конкурентного потенциала отрасли.
В конечном счете, все эти признаки найдут свое выражение в характерном
для каждого типа рынка количестве и размере фирм, что дает возможность пред-
ставить распределение основных типов рыночных структур в виде следующей
схемы:


Мало


Большой
Размер фирм отрасли

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>