<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Рынок совершенной конкуренции представляет собой рыночную структуру, ха-
рактеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают вли-
яния на рыночную цену. Определяющими его признаками являются:
• атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии большого количе-
ства покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что
субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не мо-
гут оказывать воздействия на рыночные цены;
• стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции
разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию
одной фирмы продукции другой;
• прозрачность рынка, подразумевающая, что отрасль характеризуется сво-
бодным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а
участники рынка располагают полной рыночной информацией;
• свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли от-
сутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фир-
мам начать производство, а действующим — прекратить операции;
• автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая
решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов.
Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обла^
дающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют
друг с другом за объем продаж. Признаками такого рынка являются:
• дифференциация продукта, означающая, что, хотя товары разных фирм
удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присущи
свои уникальные особенности, обусловливающие высокую, но не абсо-
лютную степень замещения их товаров, что приводит к возникновению
ограниченной рыночнор власти;
• большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конку-
рентной, однако меньше, чем при совершенной конкуренции и при боль-
шей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фир-
мы оказывать влияние на рыночный спрос;
• отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняется в виде
отсутствия легальных (технологических и законодательных) препятствий,
но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, из-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
150

держках проникновения в отрасль, обусловленных дифференциацией про-
дукции (лояльность потребителя по отношению к торговой марке);
• отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продав-
цов.
Рынок абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характе-
ризующийся концентрацией всего отраслевого предложения у одного продавца.
Его отличительными особенностями являются:
• единственный продавец, обеспечивающий весь объем отраслевого предло-
жения, а одна фирма представляет собой отрасль;
• отсутствие товарных заменителей;
• блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект
масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.);
• отсутствие стратегического поведения.
Рынок монопсонии — тип рыночной структуры, характеризующийся проти-
востоянием обладающего рыночной властью единственного покупателя множе-
ству продавцов. Его характерные признаки:
• единственный покупатель, представляющий весь объем рыночного
спроса;
• наличие большого числа продавцов, имеющих небольшие рыночные доли;
• стандартизированный товар;
• полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах;
• отсутствие стратегического поведения продавцов.
Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся
затрудненным проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодей-
ствия немногочисленных фирм, конкурирующих за объем продаж. Олигополис-
тический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая оли-
гополия), так и дифференцированным продуктом {дифференцированная олигополия).
Важнейшими его признаками являются
• ограниченное количество фирм, поделивших между собой отраслевой ры-
нок;
• значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каж-
дую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса 1 ;
• ограниченный доступ в отрасль, что может быть обусловлено как формаль-
ными (патенты и лицензии), так и экономическими (эффект масштаба,
высокие издержки проникновения) барьерами;
• стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной характери-
стикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою вза-
имозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом
возможной реакции конкурентов на предпринимаемые действия.
Соревновательный рынок имеет место в том случае, когда поведение продавца
обусловлено не характером организации рынка, а наличием потенциальной угро-
зы конкуренции, то есть когда объектом конкуренции являются не рыночные пре-
имущества, а сам рынок. В этих условиях даже монополизировавшая рынок фир-
ма вынуждена действовать в конкурентном режиме. Такая ситуация присуща рын-
кам, которые характеризуются:
• малым объемом рыночного спроса, так как в этом случае деятельность не-
скольких фирм на рынке оказывается заведомо нерентабельной;

1
Данная характеристика указывает на то, что при небольших объемах рыночного
спроса даже небольшая фирма может действовать в условиях олигопольного взаимо-
действия.
Глава 12. Фирмы и рынки 151

• низкими безвозвратными издержками (невосполнимые потери, вызванные
изменением вида или места деятельности), что обусловливает возможность
проникновения на рынок потенциальных конкурентов.
Низкая интенсивность загрузки внутрирайонных пассажирских маршрутов
изначально предполагает их монополизацию. Однако, фирме-монополисту вряд
ли удастся реализовать свое монопольное положение, так как отсутствие безвозв-
ратных издержек не мешает другой транспортной фирме предложить более при-
влекательную цену за услуги и захватить рынок.
Влияние безвозвратных издержек на характер рыночного поведения фирм
может проявляться и на рынках со значительным объемом спроса. Если в цене
продукции существенную долю издержек составляют транспортные расходы, то
часто именно это является фактором, препятствующим проникновению фирм на
рынки других регионов. Между тем, транспортные расходы не образуют безвозв-
ратных издержек и могут быть фактором конкурентной угрозы. Если действую-
щая в данном регионе фирма повысит цену до уровня, обеспечивающего покры-
тие транспортных расходов по поставке продукции фирм из других регионов, то
это приведет к проникновению на этот рынок посторонних фирм, что сделает
рынок конкурентным. Поэтому, обладая внешними признаками даже монополии,
региональные рынки чаще всего являются соревновательными.

В сущности, конкуренция — процесс борьбы фирм
Совершенная и
за платежеспособный спрос, так как, несмотря на
несовершенная
многообразие форм проявления, суть отраслевого
конкуренция
взаимодействия фирм сводится к одному — укреп-
лению своего положения путем расширения контролируемой доли рынка. Одна-
ко, содержание самого процесса конкуренции зависит от факторов, обусловлива-
ющих тип рыночной структуры и характер взаимодействия фирм отрасли. Глав-
ные критерии размежевания типов конкуренции связаны с объектностью
конкурентных действий (продукт, цена, объем продаж) и принципами взаимодей-
ствия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга). Исходя из
этого, различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.
./* Совершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы не обла-
дают рыночной властью и конкурируют по цене. Характерной ее особенностью
является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения
цены и единственным доступным для них способом получения экономической
прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция
становится условием обеспечения максимальной эффективности функциониро-
вания экономики. Совершенная конкуренция представляет собой скорее теоре-
тическую модель, нежели тип реального соперничества фирм. Во-первых, сами
условия совершенно конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так
как обычно рынки не являются атомизированными, а продукция фирм чаще все-
го дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоемкость
современного производства такова, что сильно затрудняет межотраслевой пере-
лив капитала. Во-вторых, посылка о пассивном приспособлении фирм к рыноч-
ным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, свя-
занному с активным воздействием на окружающую рыночную среду. В-третьих,
неполная доступность информации, а именно ее асимметрия, является движущим
мотивом конкуренции. Наконец, если мы где-то и встретим условия, соответ-
ствующие требованиям совершенной конкуренции, то они будут всего лишь
отражать результат процесса конкуренции, ничего не говоря о самом способе
конкуренции.
ЧастьН. Теория рационального использования ресурсов
152

Несовершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы обла-
дают рыночной властью и конкурируют за объем продаж. Данный тип конкурен-
ции представляет способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издер-
жки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяю-
щих различные конкурентные стратегии. Экономическое содержание этого типа
конкуренции состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет со-
бой постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рын-
ке отдельных фирм. А его отличительной особенностью является использование
преимущественно неценовых факторов конкуренции. Наиболее распространен-
ные формы несовершенной конкуренции — это монополистическая конкуренция,
представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обус-
ловлена уникальными особенностями их товара, и олигополистическая конкурен-
ция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых
обусловлена их рыночной долей.
Конкуренция реализуется не только через цены, но и посредством типа про-
дукта, способов производства и сбыта. Она затрагивает не только потребителей,
но и другие конкурентные силы — поставщиков ресурсов, посредников, произво-
дителей товаров-заменителей и т.д. Как функция рыночной структуры конкурен-
ция может быть более или менее ограниченной. Главное, однако, состоит в том,
чтобы определить, насколько соответствуют количество, качество и цены товаров
запросам потребителей. В этом смысле конкуренция может быть эффективной и
неэффективной.

Конкурентная среда любого отраслевого рынка фор-
Движущие силы
мируется под влиянием пяти основных сил, опреде-
конкуренции
ляющих интенсивность конкуренции: 1) отраслевых
производителей, 2) покупателей, 3) поставщиков ресурсов, 4) наличия потенци-
альных конкурентов, 5) наличия товаров-заменителей,
Конкурентная сила отраслевых производителей зависит прежде всего от чис-
ленности действующих в отрасли фирм и соотношения их производственных мощ-
ностей. В то же время интенсивность соперничества между фирмами будет зави-
сеть от отраслевых особенностей производства (доля постоянных издержек, се-
зонность, возможности хранения продукции), динамики и особенностей спроса
(соперничество усиливается при медленном росте спроса и когда издержки потре-
бителей по замещению продукции низки), экономического состояния отрасли
(рост, спад) и финансового положения фирм (уровень прибыльности), условий
выхода из отрасли (большие безвозвратные издержки), типа конкурентных стра-
тегий, применяемых фирмами, и национальной принадлежности последних.
Конкурентная сила покупателей связана с их способностью влиять на цены и
другие условия сделки и зависит от рыночной доли отдельного покупателя и вели-
чины издержек по замещению, т.е. переходу к заменителям.
Конкурентная сила поставщиков состоит в их способности навязать условия
сделки и зависит от степени дефицитности ресурса, степени концентрации ресур-
сов, наличия заменителей, значения ресурса для отрасли (доля ресурса в издерж-
ках отрасли), дифференциации поставок (одной отрасли или нескольким), воз-
можности вертикальной интеграции. Если конкурентная сила поставщиков сла-
ба, они стремятся оптимизировать свои отношения с покупателями ресурсов,
связывая свое благополучие с благополучием отрасли, для которой осуществля-
ются поставки. Если же поставщики обладают значительной конкурентной си-
лой, то они стремятся перераспределить отраслевую прибыль в свою пользу, пере-
кладывая издержки на плечи покупателей.
Таблица 12.1
Важнейшие признаки основных рыночных структур

Признаки Тип рыночной структуры
рыночной структуры Монополия
Совершенная Монопсония Монополистическая Олигополия
конкуренция
конкуренция
Один Много Мало
Множество Много
Количество продавцов
Незначительная Большая Любая Небольшая
Рыночная доля фирмы Значительная
Абсолютная ]стандар- Отсутствие заменителей Абсолютная ^стандар- Высокая, но не абсолют-
Степень замещения Разная (стандартизиро-
тизированныи товар) (уникальный товар) ная (дифференциро-
продукта тизированныи товар) ванный и дифференциро-
ванный товар) ванный товар)
Доступность рыночной Полная Покупатель полностью Может быть Может быть
Полная
информирован и полной,и неполной и полной, и неполной
информации ,»
Свободный Возможны технологичес- Отсутствие барьеров
Условия входа Вход полностью Наличие технологических
блокирован
в отрасль и выхода кие и институциональные для входа и экономических
из нее препятствия препятствий
Степень рыночной 0,35-0,5 0,6-0,8
1,0
0 1,0
власти у продавцов У покупателя
(коэффициент Лернера
Отсутствие стратегичес- Отсутствие стратегичес-
Характер взаимодейст- Отсутствие стратегичес- Отсутствие стратегичес- Наличие стратегического
кого поведения кого поведения
кого поведения кого поведения поведения
вия продавцов
Зависит от типа
Цена равновесия Я = Р(1 + 1/?0) Договорная
Р = МС = LRACmm Р = LRAC
конкуренции
Зависит от степени конку- Потери эффективности
Высокая Неэффективость распре- Потери эффективности
Эффективность
ренции между продавцами из-за неполной загрузки
Я = МС = LRACmm деления и использования из-за неполной загрузки
и информированности производственных
ресурсов производственных
покупателя об издержках мощностей мощностей
МС< Р> LRACmin
Тип конкуренции Отсутствует Отсутствует
Совершенная , Несовершенная, Несовершенная,
ценовая и неценовая неценовая за объем
за объем продаж продаж
Типичная отрасль Сельское хозяйство Энергопередающие Производства оборонного Легкая промышленность, Автомобильная,
х
системы, коммунальное розничная торговля электротехническая,
назначения
хозяйство, трубопровод- сталелитейная
ный транспорт
Способ регулирования Совершенствование ры- Установление цен, огра- Законодательные меры Налогообложение про- Налогообложение про-
рынка ночной инфраструктуры ничение уровня прибыли, дукции и сверхприбыли дукции и сверхприбыли,
определение набора услуг законодательные меры
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
154

Конкурентная сила потенциальных конкурентов состоит в их способности ока-
зывать влияние на ценовую политику фирм отрасли посредством угрозы проник-
новения в отрасль. Она зависит от высоты барьеров входа в отрасль, доступа к
технологиям, отраслевой капиталоемкости, перспектив роста отрасли, наличия

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>