стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 13
Модель совершенной конкуренции

Формирование рыночного предложения — это установление взаимосвязи
между рыночной ценой и количеством продукции, предлагаемым продавцами для
каждого уровня цены. Определив кривые краткосрочного и долгосрочного пред-
ложения для отдельных продавцов, мы сможем построить кривые отрасли.

Совершенно конкурентная фирма — фирма, дей-
Спрос на продукцию
ствующая на совершенно конкурентном рынке.
совершенно
Среди присущих ей специфических черт следует
конкурентной
выделить то, что совершенно конкурентная фир-
фирмы
ма не может воздействовать на рыночную цену и
принимает рыночную цену как данную. Поэтому при совершенной конкурен-
ции взаимодействие между фирмами лишено стратегического поведения, т.е.
фирма не учитывает реакции своих конкурентов на принимаемые ею решения,
а суть ее поведения сводится к приспособлению к складывающейся рыночной
ситуации.
Поскольку продукция совершенно конкурентной фирмы является стандар-
тизированной, то спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным, а кри-
вая спроса будет параллельной оси абсцисс (рис. 13.1). Следует иметь в виду, что
речь идет не о том, что на совершенно конкурентном рынке спрос является совер-
шенно эластичным, а лишь о том, что он совершенно эластичен в отношении про-
дукции отдельной фирмы.
Для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена продукции задается
извне и с точки зрения принятия фирмой текущих решений может быть принята в
качестве постоянной величины (Р = const). В этом случае средняя выручка (AR =
= TR/Qf = PQf/Qf= P) и предельная выручка (MR = ATR/AQf = A(PQf)/AQf =
= Р AQ JAQ = P) фирмы от реализации продукции будут равны рыночной цене.
Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы
условие максимизации прибыли MR = МС трансформируется в форму Р = МС,
поскольку для данного типа фирмы MR = Р. Таким образом, совершенно конку-
рентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, для которого пре-
дельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции, что
является частным случаем общего принципа. При этом общая прибыль будет оп-
ределяться как: п = (Р — AQQ .




Рис. 13.1
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
160


Предложение Так как совершенно конкурентная фирма не спо-
в краткосрочном собна оказывать влияние на рыночную цеиу, то для
периоде нее реализация принципа максимизации прибыли
связана с выбором объема предложения. Он должен
быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене
единицы продукции. Учитывая, что в рамках применяемой фирмой технологии
уровень предельных издержек определяется особенностями производственной
функции, становится очевидным, что объем предложения фирмы будет зависеть
от уровня рыночной цены. ч


А. Случай максимизации прибыли (рис. 13.2)
Руководствуясь принципом мак-
МС АС симизации прибыли, при цене Р* фир-
ма будет осуществлять предложение,
равное qi, получая при этом максималь-
ную прибыль, равную (Р — AQgi — за-
темненная область. При этом следует
обратить внимание на ряд обстоя-
тельств: 1) максимальная прибыль по-
лучена при объеме выпуска, для которо-
го средние издержки (АС) не являются
минимальными; 2) выпуск, при котором
прибыль максимизируется, не означает
получение максимальной прибыли на
единицу продукции; 3) следовательно,
показатели уровня прибыли и издержек
на единицу продукции не являются
критериями получения максимальной
прибыли.
Рис. 13.2
Фирма всегда максимизирует сово-
купную прибыль при выпуске, для которого предельная выручка равна предельным из-
держкам. До тех пор, пока предельная выручка превышает предельные издержки
(MR > МС), функция совокупной прибыли будет расти и фирма будет увеличивать
предложение.
Б. Случай самоокупаемости (рис. 13.3)


В случае снижения рыночной цены до
уровня минимальных средних издержек
(Р = АС) фирма будет продолжать производ-
ство, функционируя на основе самоокупаемо-
сти. При этом, не получая экономической при-
были, фирма фактически будет иметь некото-
рую бухгалтерскую прибыль. Следовательно,
фирма всегда осуществляет производство, для
которого совокупные издержки минимально пре-
вышают совокупную выручку.

Рис. 13.3
Глава 13. Модель совершенной конкуренции 161

В. Случай минимизации убытков
(рис. 13.4)
Если рыночная цена упадет ниже
средних издержек, то фирма будет нести
убытки. Но и в этом случае она не долж-
на прекращать производство, поскольку,
продолжая его, она компенсирует часть
постоянных издержек. Только когда цена
снизится до уровня минимальных сред-
них переменных издержек (A VQ, фирма
вынуждена будет прекратить выпуск, т.к.
при любом дальнейшем снижении цены
убытки возрастут.
Таким образом, фирма всегда мини-
Рис. 13.4
мизирует убытки краткосрочного периода
путем остановки производства, если цена
падает ниже средних переменных издержек.
В случае прекращения производства
убытки фирмы составят величину, равную
совокупным постоянным издержкам.
Будет ли фирма в действительности
извлекать прибыль или нести убытки, за-
висит от соотношения между рыночной
ценой и средними издержками. Однако в
любом случае решение об объеме пред-
ложения она будет принимать, руковод-
ствуясь принципом максимизации при-
были МС = Р. Поскольку все точки опти-
мального, с точки зрения максимизации
прибыли, выпуска лежат на кривой пре-
дельных издержек, то она отражает связь между ценой и объемом выпуска. Линия,
показывающая предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уров-
ня цены, называется кривой предложения совершенно конкурентной фирмы для крат-
косрочного периода.
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном пери-
оде представляет собой часть кривой ее предельных изде'ржек, расположенную
выше минимальных значений средних переменных издержек (рис. 13.5). Наклон
кривой предложения совершенно конкурентной фирмы зависит от действия ряда
факторов: количества фирм в отрасли; среднего размера фирмы; цен переменных
ресурсов; применяемой технологии. Обратим внимание на то, что эта кривая, во-
первых, имеет наклон вверх, поскольку предельные издержки растут по мере уве-
личения производства, а вогвторых, дает представление о вероятной доле фирмы
в рыночном предложении при каждом уровне цены.

* В долгосрочном периоде фирма может изменить все

Предложение
факторы и даже уйти из отрасли, а другие фирмы
в долгосрочном
могут войти в нее. Именно последнее обстоятель-
периоде
.- ство и определяет характер установления долго-
срочного рыночного равновесия (рис. 13.6). В случае смещения рыночного
спроса на продукцию отрасли с D до Z), равновесная рыночная цена вырастет
до Pv Руководствуясь принципом максимизации прибыли, фирма увеличит
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
162




Рис. 13.6

предложение до qx, что означало бы увеличение отраслевого предложения до
Qv Поскольку уровень цены Pt превышает минимальные средние долгосроч-
ные издержки (LRAQ, фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль,
что привлечет в отрасль новые фирмы и в результате приведет к росту отраслевого
предложения.
Если отраслевое предложение увеличится до iS"3, то рыночная цена упадет
ниже минимальных LRAC, что сделает производство убыточным, и многие фирмы
уйдут из отрасли, в результате чего рыночная цена повысится. Связанные с изме-
нениями рыночной цены флуктуации предложения приведут, в конечном счете, к
возврату равновесной цены к первоначальному уровню Р и установлению нового
долгосрочного рыночного равновесия в точке QY При цене Р, совпадающей с ми-
нимальными долгосрочными средними издержками, экономическая прибыль реп-
резентативной фирмы отрасли снова станет нулевой кж = (Р — LRAQQ = 0 при
оптимальном выпуске q. Отсутствие экономической прибыли сделает отрасль не-
привлекательной, и приток в нее новых фирм прекратится, а фирмы, имеющие
средние долгосрочные издержки не выше минимальных, не будут уходить из от-
расли. Фирма и отрасль оказываются в положении долгосрочного равновесия. Рост
же объема предложения отрасли с Q до Q2 означает, что в отрасли появилось неко-
торое количество новых фирм, равное (Q— Q2)/q. Положение долгосрочного равно-
весия фирмы и отрасли означает, что фирмы отрасли производят продукцию с ми-
нимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономичес-
кой прибыли.
Отсутствие экономической прибыли не означает, что фирмы не получают
никакой прибыли. Во-первых, функционирование на уровне минимальных LRAC
позволяет фирме получать бухгалтерскую прибыль. Во-вторых, имеющие более
низкие издержки фирмы смогут получать даже экономическую прибыль, которая
в этом случае выступает в форме «экономической ренты». Причинами последней
могут быть: более эффективное управление, более совершенные технологии, удоб-
ное расположение и т.п.
В то же время, анализируя механизм, регулирующий количество фирм в от-
расли, следует принимать во внимание реалии хозяйственной практики. Так, учи-
тывая трудности перелива капитала, данный механизм лучше работает на расши-
рение, а не на сжатие. Кроме того, даже зная, что в долгосрочном периоде эконо-
мическая прибыль будет нулевой, фирмы могут входить в отрасль по целому ряду
причин: стремление получить высокую прибыль в краткосрочном периоде; разли-
чие в реальных издержках; трудности установления долгосрочного равновесия;
наличие бухгалтерской прибыли.
Глава 13. Модель совершенной конкуренции 163

Предложение Отраслевое (рыночное) предложение представляет
отрасли собой объем выпуска, осуществленный всеми фир-
в краткосрочном мами отрасли. Если в отрасли достигнуто равнове-
периоде сие, то объем предложения каждой фирмы отрасли
в краткосрочном периоде будет представлен кривой
ее предельных издержек. Это означает, что для краткосрочного периода предло-
жение отрасли будет равняться сумме предложения фирм для каждого уровня ры-
ночной цены, а кривая отраслевого предложения является суммой кратко-срочных
кривых предложения фирм отрасли.




Рис. 13.7

Принцип суммирования кривых предложения фирм для определения кри-
вой отраслевого предложения применим лишь в той степени, в какой цены на ис-
пользуемые в отрасли переменные факторы остаются неизменными. Так как уве-
личение предложения отрасли приведет к росту спроса на переменные факторы и
может вызвать рост цен на них, то в реальной действительности построение кри-
вой отраслевого предложения не сводится к сложению кривых предложения от-
дельных фирм. Сама же краткосрочная кривая отраслевого предложения будет
детерминирована такими факторами, как: количество фирм в отрасли; средний
размер фирм отрасли; цены используемых отраслью переменных ресурсов; при-
меняемые в отрасли технологии.

Расширение или сокращение отрасли не влияет на
Предложение
цену рыночного равновесия, поскольку она неиз-
отрасли
бежно возвращается к уровню минимальных долго-
в долгосрочном срочных средних издержек. Это означает, что кри-
периоде * вая долгосрочного отраслевого предложения явля-
>
ется совершенно эластичной и должна быть представлена горизонтальной прямой.
Однако, такое допущение справедливо лишь в случае неизменности цен на факто-
ры производства. Но, так как цены факторов могут изменяться под влиянием спро-
са на них, то положение долгосрочной кривой предложения отрасли будет зави-
сетксгг того, в какой степени изменение объема производства в отрасли повлияло
на цены факторов производства, используемых отраслью. В зависимости от ха-
рактера этого влияния различают отрасли с а) постоянными издержками, б) рас-
тущими издержками и в) снижающимися издержками.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
164

А. Отрасль с постоянными издержками (рис. 13.8)




Рис. 13.8

Смещение спроса с Dx до D2 приводит к росту цены с Р{ до Р2. Реагируя на
изменившиеся условия'фирма в краткосрочном периоде увеличивает производ-
ство с qx до qr Возникающая при этом экономическая прибыль привлечет в от-
расль новые фирмы, что приведет к сдвигу в долгосрочном периоде кривой отрас-
левого предложения с 5, до Sr Если цены на ресурсы из-за роста спроса на них не
изменятся, то новое долгосрочное равновесие отрасли будет установлено при пре-
жней рыночной цене на продукцию отрасли Pt и объеме Qv что даст горизонталь-
ное смещение отраслевого предложения. Таким образом, для отрасли с постоян-
ными издержками кривая долговременного рыночного предложения (SLR) является
горизонтальной прямой линией при цене, равной долговременным минимальным
средним издержкам. Отрасль производит большее количество продукции при не-

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>