<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ховых выплат, чем платят в качестве взносов. Выигрывают обе стороны: покупатели
приобретают надежность, компания получает дополнительный доход. Более того,
специализируясь на покрытии рисков, компания делает это с наименьшими издер-
жками, обеспечивая тем самым эффективное распределение ресурсов в масштабах
всего хозяйства.

Страхование от неблагоприятных исходов отнюдь не является прерогативой
только специализированных учреждений. Деловые контракты часто включают в
себя элементы премии за риск. Кроме того, существуют специальные рынки, на
которых риск становится объектом спекуляции — т. наз. фьючерсные рынки.
Не следует думать, что оптимальное распределение ресурсов в ситуации нео-
пределенности достигается без проблем. Само страхование способно породить ряд
побочных эффектов, снижающих его эффективность.
Застрахованные клиенты часто меняют свое поведение, — становятся более
легкомысленными, теряют осторожность. Это вполне объяснимо: даже при не-
благоприятном исходе они имеют гарантированную компенсацию. Но это повы-
шает риск именно для группы застрахованных субъектов. Поэтому расчеты стра-
ховой компании могут оказаться неточными, и она будет вынуждена выплачивать
больше, чем ожидалось. Такое поведение носит название «риска безответственнос-
ти» (moral hazard). Чтобы снизить этот риск, страховые контракты заключаются не
на полную сумму страхуемого имущества, а лишь на часть его. Такое частичное
покрытие имеет различные формы. Так, при страховке автомобилей от аварий в
США, владелец сам платит за каждый ремонт первые 100 долл., а остальное по-
крывает страховая компания. Другой способ устанавливается при страховке до-
мов. Компания устанавливает плату за каждый доллар получаемой страховки на
достаточно высоком уровне, в результате чего потребители сами избирают не пол-
ное страховое покрытие своего имущества.
Другой проблемой является отрицательная селекция (adverse selection). Она
возникает, когда информация о риске для разных групп клиентов недоступна стра-
ховой компании. В этих условиях страховаться будут как раз те, кто имеет самый
высокий риск. Если компания попробует исправить положение, увеличив плату
за страховку, она только усугубит проблему: теперь страховаться будет выгодно
только тем, кто имеет самый высокий риск, гораздо выше, чем средний. У данной
проблемы есть два решения: либо собирать необходимую информацию, расходуя
на это средства, либо заставить клиентов как-то проявить свои свойства, сигнали-
зировать о риске. Так, страхование автомобиля для молодежи обходится гораздо
дороже, чем для пожилых людей, — компании полагают, что риск для первых
выше, чем для вторых. Заметьте, что это — отнюдь не идеальное решение пробле-
мы, так как риск может быть совершенно различным для разных людей и страхо-
ваться по-прежнему будут прежде всего те, кто обладает самым большим риском
(например, среди молодежи — самые неосторожные водители).
Естественным приложением теории неопределенности является область кре-
дитования. Кредитор никогда не может быть уверен наверняка, что данные им
взаймы деньги вернутся в срок. Поэтому страховая премия включается в процент-
ную ставку. Различные типы заемщиков характеризуются различной вероятнос-
тью неуплаты. Поэтому процентные ставки выше для ненадежных должников (так
как включают в себя высокую страховую премию) и ниже для надежных.
Кроме того, на рынке кредита действует эффект отрицательной селекции, о
котором речь шла применительно к страхованию. Чем выше процентные ставки,
тем сложнее вернуть кредит, вкладывая деньги только в надежные предприятия.
Становится необходимым рисковать, т.к. именно рискованные проекты дают как
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
180

одну из возможностей самый высокий выигрыш. Но эти же проекты и крайне не-
надежны. Банки, назначая высокие процентные ставки, как бы привлекают к себе
самых ненадежных, подвергающихся максимальному риску клиентов. Чтобы из-
бежать таких проблем, банки назначают ставки процента ниже равновесных и сами
выбирают самых надежных клиентов. Такая практика носит название рациониро-
вание кредита.
Модели, описывающие поведение инвесторов на рынке ценных бумаг, назы-
ваются теориями портфельного анализа (portfolio analysis). Речь идет о выборе опти-
мального набора ценных бумаг неприемлющим риск "Вкладчиком капитала, при
котором при наименьшем риске достигается наибольшая доходность.
Доходность ценных бумаг прямо связана с рискованностью вложений — это
достаточно легко объяснить на основе концепции премии за риск. Для того, что-
бы привлечь инвесторов, более рискованные ценные бумаги должны обеспечи-
вать большую доходность по сравнению с надежными. Так как доходность есть
отношение поступлений к цене данного актива, курсы рискованных ценных бу-
маг будут понижаться до-тех пор, пока прибыльность вложений в них не окажется
достаточной, чтобы компенсировать риск. Чем выше степень неприятия риска для
данного экономического субъекта, тем больше доля надежных, но низкодоходных
ценных бумаг в его портфеле. Теория выбора оптимального портфеля в настоящее
время широко используется в практике финансового планирования и прогнози-
рования колебаний биржевых курсов.

Основные термины
/ 'Дисконтирующий множитель
( Дисконтная ставка
Рыночная кривая предложения сбережений
Чистая приведенная ценность
Приведенная ценность
Риск
«ол й<
Отрицательный отбор
Портфельный анализ

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ