стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

15
ГЛАВА




РЫНОЧНЫЙ
СПРОС

В предыдущих главах мы показали, как моделировать индивидуальный по-
требительский выбор. Здесь же мы объясним, как складывать результаты ин-
дивидуального выбора, чтобы получить общий рьшочный спрос. Когда мы вы-
ведем кривую рыночного спроса, то обратимся к изучению ряда ее свойств,
таких, как взаимосвязь между спросом и доходом.

15.1. От индивидуального спроса к рыночному

Обозначим функцию спроса 1-го потребителя на товар 1 через х}(р\, Р2, т,) и
функцию спроса 1-го потребителя на товар 2 и через х^(р\, Р2, т,). Предполо-
жим, что у нас имеется п потребителей. Тогда функция рыночного спроса на то-
вар 1, именуемая также функцией совокупного спроса на товар 1, есть сумма
этих функций индивидуального спроса по всем потребителям:
п
m
Рь h - , т„) = .?/ (/?., Р2, т,).
i=2
Аналогичное уравнение справедливо и для товара 2.
Поскольку спрос каждого индивида на каждый товар зависит от цен и его
денежного дохода, совокупный спрос обычно зависит от цен и от распределения
Глава 15
294

доходов. Иногда, однако, удобно представлять себе совокупный спрос как
спрос некоего "представительного потребителя", доход которого как раз равен
сумме всех индивидуальных доходов. Условия, при которых это может быть
сделано, накладывают на исследование довольно большие ограничения, и об-
суждение данного вопроса в полном его объеме выходит за рамки этой книги.
В случае принятия нами предпосылки о представительном потребителе
функция совокупного спроса примет вид X^(pi, р2, М), где М— сумма доходов
индивидуальных потребителей При данной предпосылке совокупный спрос в
экономике — то же самое, что спрос некоего индивида с доходом Л/, которому
заданы цены (р\, р^).
Если считать все денежные доходы и цену товара 2 постоянными, можно
проиллюстрировать зависимость совокупного спроса на товар 1 от его цены
графиком, подобным изображенному на рис.15 1. Обратите внимание на то,
что, рисуя эту кривую, мы принимаем цены всех других товаров и доходы
неизменными. При изменении этих других цен и доходов произойдет сдвиг
кривой совокупного спроса.


ЦЕНА




Кривая спроса




КОЛИЧЕСТВО

Кривая рыночного спроса. Кривая рыночного спроса есть сумма кривых ин-
дивидуального спроса.



Например, если товары 1 и 2 являются субститутами, то, как мы знаем,
повышение цены товара 2 будет вести к увеличению спроса на товар 1 неза-
висимо от того, какова его цена. Это означает, что повышение цены товара 2
должно приводить к сдвигу кривой совокупного спроса на товар 1 наружу.
Аналогичным образом, если товары 1 и 2 — комплементы, то повышение це-
ны товара 2 вызовет сдвиг кривой совокупного спроса внутрь.
РЫНОЧНЫЙ СПРОС____________________________________295

Если товар 1 для данного индивида является нормальным, то рост денеж-
ного дохода этого индивида при неизменности всех остальных факторов бу-
дет вести к увеличению спроса этого индивида и, следовательно, к сдвигу
кривой совокупного спроса наружу. Если мы принимаем модель представи-
тельного потребителя и предполагаем, что товар 1 является для этого потре-
бителя нормальным, то любые изменения в экономике, которые увеличивают
совокупный доход, будут увеличивать спрос на товар 1.

15.2. Обратная функция спроса
Мы можем рассматривать кривую совокупного спроса как кривую, представ-
ляющую количество спроса как функцию цены, или же как кривую, пред-
ставляющую цену как функцию количества спроса. Если мы хотим подчерк-
нуть этот последний подход, мы иногда говорим об обратной функции спроса
Р(Х). Эта функция показывает, какова должна быть рыночная цена товара 1
для того, чтобы спрос на него составил ^единиц.
Как мы видели ранее, цена товара измеряет предельную норму замещения
(MRS) данным товаром всех других товаров; т.е. цена товара представляет
предельную готовность любого лица, предъявляющего спрос на данный то-
вар, заплатить за добавочную единицу этого товара. Если цены на товары для
всех потребителей одинаковы, то предельная норма замещения у всех потре-
бителей в точках оптимального выбора будет одной и той же. Следовательно,
обратная функция спроса Р(Х) показывает предельную норму замещения, или
предельную готовность платить, для каждого потребителя, который покупает
данный товар.
Геометрическая интерпретация этой операции суммирования достаточно
очевидна. Обратите внимание на то, что мы суммируем кривые спроса или
предложения горизонтально: при каждой заданной цене мы складываем отло-
женные по горизонтальной оси количества товара, на которые предъявляет
спрос потребитель.

ПРИМЕР: Сложение "линейных" кривых спроса
Предположим, что кривая спроса одного индивида имеет вид D\(p) = 20 — р, а
кривая спроса другого индивида — вид Z^O?) = 10 — 2р. Какова в этом случае
функция рыночного спроса? Здесь надо быть поосторожнее в отношении того,
что мы подразумеваем под линейными функциями спроса. Поскольку отрица-
тельное количество товара обычно не имеет смысла, мы на самом деле имеем в
виду, что функции индивидуального спроса принимают вид
Di(p) = max {20 - р, 0}
D2(p) = max {10 - 2р, 0}.
Те кривые спроса, которые экономисты называют линейными кривыми
спроса, в действительности таковыми не являются! Сумма двух кривых спро-
Глава 15
296

са выглядит как кривая, изображенная на рис. 15.2. Обратите внимание на
излом при р = 5.


ЦЕНА ЦЕНА ЦЕНА


Спрос Спрос Спрос
20
20
индивида 3
индивида 1 индивида 2
15 15

10 10




Х
2

В

Рис. Сумма двух "линейных" кривых спроса. Поскольку кривые спроса линейны
лишь для положительных количеств товара, кривая рыночного спроса, как
15.2
правило, имеет излом.



15.3. Дискретные товары
Если товар можно приобрести только в неделимых количествах, то, как мы
видели, спрос отдельного потребителя на этот товар может быть описан с
помощью резервных цен потребителя. Здесь мы изучаем рыночный спрос на
товар такого рода. Для простоты ограничимся случаем, когда можно купить О
или одну единицу данного товара.
В этом случае спрос потребителя полностью описывается его резервной
ценой — ценой, при которой он как раз готов купить одну единицу данного
товара. На рис. 15.3 изображены кривые спроса для двух потребителей (А и В)
и кривая рыночного спроса, представляющая собой сумму этих двух кривых
спроса. Обратите внимание на то, что кривая рыночного спроса в этом случае
должна "быть нисходящей", так как понижение рыночной цены должно при-
водить к увеличению числа потребителей, готовых заплатить по меньшей ме-
ре эту цену.

15.4. Экстенсивный и интенсивный пределы
корректировки спроса
В предшествующих главах мы сосредоточили внимание на потребительском
выборе, при котором потребитель потребляет положительные количества ка-
РЫНОЧНЫЙ СПРОС 297

адого товара. При изменении цен потребитель решает потреблять больше
или меньше того или другого товара, но все-таки в конечном счете потребля-
ет какое-то количество обоих товаров. Экономисты иногда называют это
корректировкой спроса на интенсивном пределе.
В модели спроса, основанной на резервных ценах, потребители принима-
ют решение о том, стоит ли покупать один из товаров. Это иногда называют
корректировкой спроса на экстенсивном пределе. На наклон кривой совокуп-
ного спроса оказывают влияние оба рода решений.




Спрос
Спрос Рыночный
индивида А индивида В спрос
Р*А


• ••••»--




A B C

Рыночный спрос на дискретный товар. Кривая рыночного спроса есть сумма Рис.
кривых спроса всех потребителей, действующих на данном рынке и пред- 15.3
ставленных здесь двумя потребителями А и В.



Как мы видели ранее, для нормальных товаров корректировка спроса на
интенсивном пределе происходит в "правильном" направлении: при росте
цены количество спроса на товар понижается. Корректировка спроса на экс-
тенсивном пределе тоже действует в "правильном" направлении. Поэтому,
как правило, можно ожидать, что кривые рыночного спроса будут иметь от-
рицательный наклон.


15.5. Эластичность
В гл. 6 мы узнали, как вывести функцию спроса из стоящих за ней предпоч-
тений потребителя. Зачастую возникает потребность в том, чтобы иметь меру
"чувствительности" спроса к тому или иному изменению цены или дохода.
Первая мысль, обычно возникающая в этой связи, заключается в том, чтобы
использовать в качестве такой меры чувствительности наклон функции спро-
Глава 15
298_________________________________________

са. В конце концов, наклон функции спроса, по определению, есть измене-
ние количества спроса, деленное на изменение цены:

наклон функции спроса = — ,

а это, безусловно, похоже на искомую меру чувствительности.
Что ж, это и есть мера чувствительности, но с ней возникают некоторые
проблемы. Самая главная из них состоит в том, что наклон функции спроса
зависит от единиц измерения цены и количества спроса. Если вы измеряете
спрос не в квартах, а в галлонах, то наклон становится в четыре раза меньше.
Вместо того чтобы всякий раз уточнять, о каких единицах измерения идет
речь, удобнее рассмотреть меру чувствительности, не зависящую от единиц
измерения. Экономисты выбрали в качестве такой меры чувствительности
спроса к изменению цены эластичность.
Ценовая эластичность спроса е определяется как процентное изменение ко-
личества спроса, деленное на процентное изменение цены. 10%-ное увеличе-
ние цены остается тем же самым процентным увеличением цены, измеряем
ли мы цену в американских долларах или в английских фунтах; таким обра-
зом, измерение приростов в процентах делает определение эластичности не
зависимым от единиц измерения.
В условных обозначениях определение эластичности имеет вид


Др/р"

Преобразовав это выражение, получим выражение более распространен-
ного вида:

Е= .
q Ар

Следовательно, эластичность может быть выражена как произведение от-
ношения цены к количеству спроса на величину, обратную наклону функции
спроса. В приложении к настоящей главе мы описываем эластичность через
производную функции спроса. Если вы знакомы с дифференциальным ис-
числением, то формулировка через производную — наиболее удобный способ
представления эластичности.
Коэффициенты эластичности спроса обычно имеют отрицательный
знак, поскольку кривые спроса неизменно имеют отрицательный наклон.
Однако все время говорить о коэффициенте эластичности, составляющем
минус то -то или то-то утомительно, поэтому в устных рассуждениях при-
нято говорить о коэффициентах эластичности, равных 2 или 3, а не —2
или —3. В тексте мы постараемся сохранить необходимые знаки, говоря
об абсолютной величине коэффициентов эластичности, но вы должны
РЫНОЧНЫЙ СПРОС 299

знать о том, что в устных трактовках эластичности имеется тенденция
опускать знак "минус".
Другая проблема с отрицательными числами возникает при сравнении ве-

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>