ОГЛАВЛЕНИЕ

Виды субъективных прав.
1) Всякое частное право имеет предмет, на который оно направлено. Лицо направляет свою власть или непосредственно на материальный объект внешней природы—вещь, тогда говорят о вещном праве. Между правами э того рода, как мы уже знаем, первое место принадлежит праву собственности, т. е. юридическому господству над всею вещью во всей ее целости. Затем следуют права с более ограниченным содержанием, дающие господство над какой-либо стороной или качеством вещи, собственником которой является другое лицо (jura in re aliеna).
Непосредственным предметом права может быть требование, обращенное к известному лицу, чтобы последнее совершило известное действие, имеющее для требующего интерес. Этого рода права требовать совершения от других известного действия называются правами требования или обязательственными правами. Мы уже знаем, что обе эти категории прав вместе носят название прав имущественных. Однако категория прав имущественных не исчерпывается одними правами вещными и обязательственными. В состав имущества входят еще так называемые нематериальные блага. Такова, например, исключительная возможность издавать собственные сочинения, воспроизводить картину и т. д. Сюда же относится право на фирму, a равно монополии и привилегии. Этого рода права называются правами на нематериальные блага. Вехтер назвал их правами исключительными.
В русской литературе первый указал на особую природу этих прав профессор Цитович, a затем подробнее изложил учение о них профессор Шершеневич в сочинении «Авторское право».
Права исключительные подобны вещным, но объектом их являются нематериальные предметы внешней природы. Общее во всех имущественных правах то, что они способны к переходу по наследству, под которым следует понимать переход прав и обязанностей от одного лица, существование которого превратилось, к другому, принимающему имущественные отношения умершего на себя. Этот переход имущественных отношений является предметом права наследования.
Правам имущественным в собственном смысле противополагаются права личности, т. е. права на жизнь, честь, здоровье, свободу. Особый вид этих прав составляют права семейные.
«Семья, как справедливо замечает Виндшейд, есть правоотношение, но не исключительно и не преимущественно; она получает свое устройство прежде всего от нравственного закона, она налагает обязанности, но не дает прав; обязанности же эти имеют своим предметом не столько определенные внешние действия, сколько подчинение известным требованиям нравственного чувства. Объективное право старается по возможности сообщить свою санкцию присущим семье нравственным началам. Насколько оно при этом повелевает одному подчинить свою волю другому, настолько можно сказать, что оно дает этому другому известное право. Но это право существенно отличается от всех остальных прав. Оно возникает сначала из обязанности, так что обязанность здесь есть основание, a право последствие, между тем, как все остальные права возникают не из обязанности, напротив, сами обязанности возникают из прав». «Но, продолжает Виндшейд, воззрение это не есть первоначальное воззрение римского права. По первоначальному воззрению римского права, права мужа и отца по отношению к жене и детям суть чистейшие права и стоят на одной линии с прочими правами, предоставленными управомоченному ради него самого. В новейшем римском праве эти права являются столь ослабленными, что они уже не выходят яз пределов того, что противной стороне предписывается обязанностью».
Выходит таким образом, что семейные отношения следует отнести скорее в отношениям порядка нравственного, но так как они все-таки по разным причинам, особенно по причине того особого влияния, какое они оказывают на имущество, определяются законными нормами, то потому и признаются правовыми отношениями.
Итак, по их предмету права субъективные бывают вещные, обязательственные, права на нематериальные блага или исключительные права, семейные и наследственные. Мы принимаем здесь это деление потому, что оно легло, как мы выше указали, в основание общепринятой в настоящее время системы частного права. У разных юристов можно однако встретит различные деления прав по их предмету. Виндшейд, например, говорит, что предметом частных прав может быть, во 1-х, собственная личность (права на собственную личность), во 2-х, безличная часть внешнего мира, вещь (права вещные), в 3-х, чужая личность, причем к категории последних он должен, конечно, отнести права семейные и права требования. Иные юристы, как например Савиньи, отрицают существование прав на собственную личность, a некоторые вместо этой категории нрав вводят категорию личных прав (Personenrechte), которые называют также правами состояния (Statusrechto, Zustandsrechte). Так поступает, например, Вехтер. Под личными правами последний разумеет такие права, которые принадлежат субъекту, как лицу, «потому именно, что он есть лицо» или вследствие его положения в известных единичных продолжительных поземельных отношениях, a также и в семье. Эта категория ведет свое начало от римской системы прав. Личные права Вехтера это jus, quod ad personas pertinet; оно обнимает собою, как мы уже знаем, правоположения, относящиеся к лицу, рассматриваемому вне сферы имущественных отношений, и трактует в частности о том, что римляне называли status libertatis, civitatis et familiae.
2) Кроме деления прав субъективных по их предмету, делят их еще по различию соответствующих им обязанностей. В этом отношения одни права таковы, что им соответствует обязанность всех посторонних лиц, если не положительная, то, но крайней мере, отрицательная, т. е. обязанность не препятствовать имеющему право в осуществлении предоставленного ему объективным правом управомочия. Права такого рода принято называть безотносительными, абсолютными. Иначе говоря, абсолютные права это те, которым соответствует отрицательная обязанность всех и каждого уважать эти нрава и которые, поэтому, могут быть нарушены всяким и против всякого охраняются. В противоположность тому право, которому соответствует обязанность определенного только лица делать или не делать что-либо, называют относительным. Относительное право может быть поэтому нарушено только этим определенным лицом и только против него нуждается в охранении.
Вещные права, например, по природе своей суть права абсолютные, ибо могут быть нарушены всяким посторонним. Равным образом абсолютными же могут быть названы права состояния, так как их также приходится защищать против всякого.
Наоборот, права требования или нрава обязателственные по природе своей суть права относительные. Я покупаю y A лошадь и плачу ему деньги с тем, что лошадь будет доставлена мне завтра. Здесь мое право требовать доставления от A лошади только этим же A и может быть нарушено. С этим различием между абсолютными и относительными правами связано, как увидим ниже, имевшее важное значение в римском праве различие между исками, направленными на спорный объект права—actiones in rem и исками, направленными на лицо нарушителя права—actiones in personam. Впрочем, об этом нам еще придется говорить не раз ниже.
3) Делят еще субъективные права на положительные и отрицательные, смотря по тому, состоит ли осуществление прав в каком-либо положительном действии лица, или, напротив, в воздержании от действия, в бездействии.
4) Далее, делят права на самостоятельные и несамостоятельные. Самостоятельные—это те права, которые существуют независимо от других, например право собственности, право покупщика; несамостоятельные—это права, существующие лишь ради других прав, например право залога.
5) Делят еще права субъективные на основании различия правовых норм. Говоря об объективном праве, мы сказали, что римское объективное право по источникам распадается на jus civile и jus gentium; это же деление применимо и к праву субъективному. Далее объективное право делится на общее и особенное—jus commune и singulare, общее и местное—jus universale и particulare, общее и исключительное—jus gеnеrale и jus spеciale. Это же деление применимо и к правам в смысле субъективном, которые, по различию правовых норм, могут быть также общие и местные, общие и особенные, общие и исключительные. Особенные и исключительные субъективные права носят название привилегий в широком значении слова, в тесном же значении под именем привилегий, в субъективном смысле разумеются права, соответствующие именно праву исключительному—jus spеciale.
Итак, субъективное право, гарантированное лицу исключительным законом, называется привилегией. Название этимологически происходит от privatus или сокращенного рrivus—частный и lех—закон, т. е. закон, данный для известного частного лица, для известного частного случая. К привилегиям в тесном смысле нельзя поэтому относить права, регулируемые по jus singulare и принадлежащие известному классу лиц, например женщинам, малолетним, духовенству и т. п.
Привилегия в собственном смысле может принадлежать лишь одному лицу, которое указывает закон. Нет, впрочем, надобности, чтобы каждая привилегия была установлена законодательной властью особо. Законодатель может заранее указать условия, при наличностик которых возникают привилегии. Например, законодатель может сказать: внесший такую-то сумму на такое то благотворительное учреждение избавляется от такой то повинности. Всякий, выполнивший условия, указанные в законе, и может просить о предоставлении ему обещанной в законе привилегии, причем, конечно, он должен будет доказать, что указанные в законе условия для получения привилегии действительно имеются на лицо, иначе в привилегии будет отказано, a если она получена будет путем обмана, то по обнаружении последнего будет объявлена ничтожной.
Привилегии предоставляются: или непосредственно лицу, как таковому—тогда их называют личными—privilеgia personalia, или лицу, как собственнику известной вещи, так что привилегия связана с обладанием последней—тогда их называют privilеgia realia или rei. Наконец, привилегия может быть предоставлена лицу, как состоящему в известном юридическом отношении—тогда она называется privilеgia causae. G. L. l § 43 Big. 43 tit. 20 и ll. 68 и 196 D. 5.0. 17.
Личные привилегии прекращаются со смертью лица, которому они предоставлены. Вещные переходят от одного лица в другому вместе с вещью, но поводу которой привилегия предоставлена. На этом основано прежде высказывавшееся некоторыми ошибочное мнение, что привилегия предоставляется самой вещи. Privilegiae causae переходят в лицу, вступающему в юридические отношения, к которым относится и привилегия. Такая привилегия может, например, перейти к наследнику, так как наследник вступает во все юридические отношения наследодателя.
Привилегии далее делят на положительные и отрицательные. Первые состоят в исключительном праве лица на совершение каких-либо действий, совершать которые по общему правилу не дозволяется, a вторые в праве воздержаться от совершения известных действий, требуемых по общим определениям права от всех (например, право не платить квартирного налога будет отрицательная привилегия).
Еще различают привилегии исключительные и неисключительные. Под первыми разумеют такие, которые, принадлежа известному лицу, не могут уже принадлежать другим; вторые же могут одновременно принадлежать нескольким лицам. (Привилегии отрицательные по большей части бывают неисключителные, так как для лиц привилегированных нет интереса, чтобы другие не пользовались этой привилегией).
Различают еще привилегии, предоставляемые лицу по его просьбе—privilеgia conventionalia—от привилегии, предоставляемых без всякой просьбы—privilеgia gratiosa. Privilеgia conventionalia иногда бывают onerosa, даваемые за известное вознаграждение, иногда gratuita—без всякого вознаграждения.
Все эти последние различия между привилегиями юридического значения почти не имеют, ибо privilеgia conventionalia и gratiosa по сущности одинаковы и различаются между собою лишь по побочному обстоятельству.
Различают, наконец, привилегии благоприятные для лица—privilеgia favorabilia, служащие к его выгоде, и неблагоприятные, служащие к невыгоде известного лица, во вред ему. Но справедливо указывают, чти в последнем случае, т. е. при так называемой неблагоприятной привилегии не может быт речи об исключительном праве лица, a идет речь об исключительной обязанности, налагаемой на данное лицо (например, на лицо налагается по исключению больший налог, чем на других). Следовательно, понимая под привилегией исключительное право, можно допустить существование лишь одних благоприятных привилегий.
Говоря о видах прав субъективных, остается еще указать на делаемое юристами различие между правами настоящими—jura praesentia и будущими—jura futura. Строго говоря, всякое право или существует или его нет. Когда говорят поэтому о будущих правах, то говорят лишь о будущей возможности их приобретения, о надежде на это приобретение, охраняемой и покровительствуемой законами. В качестве примера припомним защиту интересов не родившегося еще, a только зачатого ребенка. Неизвестно еще, родится ли он на свет и приобретет ли права, но надежда на это приобретение им прав охраняется. Другой пример: установляется залог на вещь еще не существующую, a ожидаемую и т. п. В этих случаях права, повторяю, нет, но закон дает охранение против препятствий, которые могут ставить его возникновению. Возможные в будущем права, возникновение которых охраняется, и называются jura futura.



ОГЛАВЛЕНИЕ