стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ГЛАВА 16



РАВНОВЕСИЕ
В предшествующих главах вы узнали, как построить кривые индивидуального
спроса, используя информацию о предпочтениях и ценах. В гл.15 мы сложи-
ли эти кривые индивидуального спроса, чтобы построить кривые рыночного
спроса. А в этой главе мы покажем, как использовать эти кривые рыночного
спроса для определения равновесной рыночной цены.
Как было сказано в гл.1, существуют два фундаментальных принципа
микроэкономического анализа — принцип оптимизации и принцип равнове-
сия. До сих пор мы изучали примеры применения принципа оптимизации:
выясняли, что именно следует из предпосылки о том, что люди выбирают
оптимальный потребительский набор из своего бюджетного множества. В по-
следующих главах мы продолжим применение оптимизационного анализа для
изучения поведения фирм, направленного на максимизацию их прибыли. И,
наконец, мы соединим поведение потребителей и фирм, чтобы исследовать
равновесные исходы их рыночного взаимодействия.
Однако прежде чем приступить к этому исследованию более подробно,
целесообразно остановиться на некоторых примерах анализа равновесия: как
происходит корректировка цен, позволяющая сделать совместимыми реше-
ния экономических субъектов в отношении спроса и предложения. Но для
этого необходимо вкратце рассмотреть рынок с другой стороны — со стороны
предложения.

16.1. Предложение
Мы уже видели несколько примеров кривых предложения. В гл.1 рассмотре-
ли вертикальную кривую предложения квартир, в гл.9 — ситуации, в которых
РАВНОВЕСИЕ________________________________________317

потребители предпочли бы быть чистыми продавцами или чистыми покупа-
телями товаров, которыми они владеют, и проанализировали решения в об-
ласти предложения труда.
Во всех этих случаях кривая предложения просто показывала, сколько то-
вара готов поставить на рынок потребитель при каждой возможной рыночной
цене. В самом деле, это и есть определение кривой предложения: мы опреде-
ляем, сколько товара S(p) будет поставлено при каждом уровне цены р. В по-
следующих главах мы обсудим поведение фирм в отношении предложения.
Однако для многих целей необязательно на самом деле знать, какое именно
оптимизирующее поведение породило ту или иную кривую спроса или пред-
ложения. Чтобы прояснить важные интуитивные подходы к решению многих
задач, достаточно самого факта существования функциональной взаимосвязи
между ценой и количеством товара, которое потребители хотят купить или
предложить по этой цене.

16.2. Рыночное равновесие
Предположим, что существует ряд потребителей товара. Если даны их кривые
индивидуального спроса, мы можем сложить их и получить кривую рыноч-
ного спроса. Аналогичным образом для ряда независимых поставщиков дан-
ного товара можно сложить их кривые индивидуального предложения и по-
лучить при этом кривую рыночного предложения.
Предполагается, что индивидуальные покупатели и продавцы принимают
цены заданными — пребывающими вне сферы их контроля — и просто опре-
деляют свой наилучший ответ при этих заданных рыночных ценах. Рынок, на
котором каждый экономический агент считает рыночную цену находящейся
за пределами своего контроля, называется конкурентным рынком.
Обычным оправданием предпосылки о существовании конкурентного
рынка служит утверждение о том, что каждый потребитель или производи-
тель является лишь малой частицей рынка в целом и поэтому оказывает пре-
небрежимо малое воздействие на рыночную цену. Например, каждый по-
ставщик пшеницы, определяя, сколько пшеницы он хочет произвести и по-
ставить на рынок, считает рыночную цену более или менее независимой от
своих действий.
Хотя рыночная цена может не зависеть от действий какого-то одного субъ-
екта конкурентного рынка, именно действия всех его субъектов, вместе взя-
тые, определяют рыночную цену. Равновесная цена товара есть такая цена,
при которой предложение товара равняется спросу на него. Геометрически
это такая цена, при которой кривые спроса и предложения пересекаются.
Если обозначить кривую рыночного спроса через D(p), а кривую рыноч-
ного предложения — через S(p), то равновесная цена есть цена р*, являющая-
ся решением уравнения
318________________________________________Глава 16

Решение этого уравнения р* есть цена, при которой рыночный спрос равен
рыночному предложению.
Почему именно эта цена должна быть равновесной? Экономическое рав-
новесие есть ситуация, в которой все индивиды выбирают для себя наилуч-
шие действия из возможных и при этом поведение каждого индивида совмес-
тимо с поведением других индивидов. При любой цене, отличной от равно-
весной, поведение, выбранное некоторыми индивидами, было бы неосущест-
вимым и поэтому возникла бы причина для изменения их поведения. Таким
образом, цена, не являющаяся равновесной, не могла бы удержаться надолго,
поскольку у некоторых индивидов появился бы стимул к изменению своего
поведения.
Кривые спроса и предложения представляют оптимальный выбор рас-
сматриваемых субъектов рынка, и факт пересечения этих кривых при некой
цене р* указывает, что поведение покупателей и продавцов совместимо. При
любой цене, отличной от цены, при которой спрос равен предложению, эти два
условия удовлетворяться не будут.
Например, предположим, что существует некая цена р' < />*, при которой
спрос больше предложения. Тогда некоторые продавцы поймут, что могут про-
дать свои товары разочарованным покупателям по цене, превышающей теку-
щую цену р'. По мере осознания этого все большим числом продавцов рыноч-
ная цена будет подталкиваться вверх к точке, в которой спрос и предложение
равны друг другу.
Аналогичным образом, если р' > р*, так что спрос меньше предложения, не-
которые продавцы не смогут продать то количество товара, которое они рассчи-
тывали продать. Единственный способ, который позволяет им продать больше
продукции, — предложить ее по более низкой цене. Но если все продавцы про-
дают одинаковые товары и если какой-то продавец предлагает товар к продаже
по более низкой цене, все другие продавцы должны скорректировать свои цены
до этого уровня. Следовательно, избыток предложения оказывает понижательное
давление на рыночную цену. Рынок будет находиться в равновесии только тогда,
когда количество товаров, которое люди хотят купить по данной цене, равно
количеству товаров, которое они хотят продать по этой цене.

16.3. Два особых случая
Имеется два особых случая установления рыночного равновесия, которые
стоит упомянуть, поскольку они встречаются довольно часто. Первый — слу-
чай постоянного предложения. Здесь предлагаемое количество товара есть
некая заданная величина, не зависящая от цены; иными словами, кривая
предложения вертикальна. В этом случае равновесное количество определяет-
ся исключительно условиями предложения, а равновесная цена — исключи-
тельно условиями спроса.
Противоположный случай — кривая предложения совершенно горизон-
тальна. Если кривая предложения отрасли совершенно горизонтальна, это
РАВНОВЕСИЕ 319

означает, что отрасль будет поставлять любое количество товара по постоян-
ной цене. В этой ситуации равновесная цена определяется условиями пред-
ложения, а равновесное количество — кривой спроса.
Два указанных случая изображены на рис. 16.1. В этих двух особых случаях
определение цены и количества могут быть отделены друг от друга; но в об-
щем случае равновесная цена и равновесное количество совместно определя-
ются кривыми спроса и предложения.


ЦЕНА
ЦЕНА Кривая
Кривая
спроса
предложения
Кривая
предложения
Р*

Кривая
спроса



КОЛИЧЕСТВО
КОЛИЧЕСТВО
q*

А В

Рис.
Особые случаи равновесия. Рис. А — вертикальная кривая предложения, при
16.1
которой равновесная цена определяется только кривой спроса. Рис. В — го-
ризонтальная кривая предложения, при которой равновесная цена опреде-
ляется только кривой предложения.



16.4. Обратные кривые спроса и предложения
Часто полезно взглянуть на рыночное равновесие несколько по-иному. Как
отмечалось ранее, индивидуальные кривые спроса обычно рассматриваются
как кривые, представляющие оптимальные количества спроса как функцию
запрашиваемой за товар цены. Однако мы можем рассматривать их и как об-
ратные функции спроса, показывающие цену, которую кто-то готов запла-
тить, чтобы приобрести некоторое заданное количество товара. То же спра-
ведливо и в отношении кривых предложения. Их можно рассматривать как
кривые, представляющие количество предложения как функцию цены. Но
мы можем рассматривать их и как кривые, показывающие цену, которая
должна преобладать, чтобы породить заданную величину предложения.
Эти же самые построения могут быть использованы и применительно к
кривым рыночного спроса и рыночного предложения, и интерпретация указан-
Глава 16
320________________________________________

ных кривых ничем не отличается от приведенной выше. В рамках этой логи-
ки равновесная цена определяется путем нахождения того количества товара,
при котором сумма, которую готовы заплатить покупатели за потребление
этого количества, равна цене, которую должны получить продавцы, чтобы
поставить на рынок данное количество товара.
Таким образом, если обозначить обратную функцию предложения через
Ps(q), а обратную функцию спроса — через Рр(д), то равновесие на рынке оп-
ределяется условием



ПРИМЕР: Равновесие при линейных
кривых спроса и предложения
Предположим, что и кривая спроса, и кривая предложения линейны:
D(p)=a- Ьр
S(p)=c + dp.
Коэффициенты (а, Ь, с, d) — это параметры, определяющие точки пересе-
чения с осями и наклоны этих линейных кривых. Равновесную цену можно
найти, решив следующее уравнение:
D(p) = a — bp=c+dp = S(p).
Ответ есть
* _ а-с
Р
˜ d+b '
Равновесное количество спроса (и предложения) равно
А/Л) =а-Ьр*
, а-с
= а — b ——
b +d
_ ad + bc
b +d
Эту задачу можно решить также, используя обратные кривые спроса и
предложения. Прежде всего нам требуется найти обратную кривую спроса.
При какой цене предъявляется спрос на некоторое количество cfl Просто
подставим q вместо D(p) и решим уравнение для р.
Мы получаем
q = а — Ьр,
так что
РАВНОВЕСИЕ________________________________________ 321

Аналогичным образом находим



Приравняв цену спроса к цене предложения и найдя из полученного
уравнения равновесное количество, получаем

b a

_ ad + bc
4
b +d
Обратите внимание на то, что это дает нам такой же ответ и для равно-
весной цены, и для равновесного количества, что и при решении исходной
задачи.

16.5. Сравнительная статика
После того как мы нашли равновесие, применив условие равенства спроса
предложению (или равенства цены спроса цене предложения), мы можем по-
смотреть, как оно будет меняться при изменении кривых спроса и предложе-
ния. Например, легко увидеть, что при параллельном сдвиге кривой спроса
вправо, означающем, что спрос, предъявляемый при каждом уровне цены,
становится больше на некоторую постоянную величину, как равновесная це-
на, так и равновесное количество должны возрасти. С другой стороны, если
вправо сдвигается кривая предложения, то равновесное количество возраста-
ет, равновесная цена же должна упасть.
Что произойдет, если обе кривые сдвинутся вправо? Тогда количество на-
верняка возрастет, в то время как об изменении цены ничего определенного
сказать нельзя — она может и возрасти, и снизиться.


ПРИМЕР: Сдвиг обеих кривых
Вопрос: Рассмотрим конкурентный рынок квартир, описанный в гл.1. Обозна-
чим равновесную цену на этом рынке через р*, а равновесное количество —
через q*. Предположим, что застройщик превращает часть квартир в кондоми-
ниумы, приобретаемые людьми, которые в настоящее время проживают в квар-
тирах. Что произойдет с равновесной ценой?
Ответ: Эта ситуация изображена на рис. 16.2. И кривая спроса, и кривая
предложения обе сдвигаются влево на одну и ту же величину. Следовательно,
цена не меняется, а проданное количество просто уменьшается на т.
1 1 Микроэкономика
Глава 16
322

Алгебраически новая равновесная цена определяется уравнением
D(p) - т = S(p) — т,
которое, несомненно, имеет то же самое решение, что и исходное уравнение,
выражающее условие равенства спроса предложению.


ЦЕНА




стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>