<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

При наличии такой программы равновесная цена определяется уравнением
K = S.
Обратите, однако, внимание на следующее: если р* есть решение первого
уравнения, то р = 2р* есть решение второго уравнения. Так что когда богатые
предлагают выкупить зерно и распределить его между бедными, рыночная цена
просто поднимается в два раза против исходной цены — и бедные платят ту же
самую цену, что прежде!
Если поразмыслить, это не так уж удивительно. Если спрос богатых по-
стоянен и предложение зерна постоянно, то постоянной оказывается и то
количество зерна, которое могут потребить бедные. Следовательно, равновес-
ная цена для бедных всецело определяется их собственной кривой спроса; эта
равновесная цена будет одной и той же независимо от того, сколько зерна
предоставляется бедным.


16.9. Эффективность по Парето
Экономическая ситуация является эффективной по Парето, если не существу-
ет способа повысить благосостояние какого-либо лица без нанесения ущерба
кому-нибудь другому. Эффективность по Парето желательна — если есть ка-
кая-то возможность повысить благосостояние некой группы лиц, то почему
бы не сделать этого? Однако эффективность не является единственной целью
РАВНОВЕСИЕ 335

экономической политики. Например, эффективность почти ничего не гово-
рит нам о распределении доходов или об экономической справедливости.
Однако эффективность — это важная цель, поэтому имеет смысл задать
вопрос, в какой степени конкурентному рынку удается достичь эффективно-
сти по Парето. Конкурентный рынок или любой другой экономический ме-
ханизм должен определять два момента: сколько производится и кто это по-
лучает. Конкурентный рынок определяет, сколько производится на основе
того, сколько люди готовы заплатить за покупку товара по сравнению с тем,
сколько людям должны заплатить за поставку указанного товара.
Рассмотрим рис. 16.9. При любом объеме выпуска меньше конкурентного
объема (f всегда существует л юл и, готовые предложить дополнительную еди-
ницу товара по цене ниже той, которую кто-то готов заплатить за эту дополни-
тельную единицу товара.

UF.HA


Готои к>нить „ I
Предложение
по этой цене d Г
I




Готов продать „
по этой цене s




КОЛИЧЕСТВО
9
Рис.
Эффективность по Парето. Конкурентный рынок определяет объем выпуска,
эффективный по Парето, потому что при q* цена, которую некто готов запла- 16.9
тить за покупку дополнительной единицы товара, равна цене, которую следу-
ет заплатить кому-то, чтобы тот продал эту дополнительную единицу товара.


Если бы товар производился и обменивался между двумя э и мл людьми по
любой цене в диапазоне между ценой спроса и ценой предложения, бля^осос
тояние обоих повысилось бы. Следовательно, любой объем выпуска нм ке рав-
новесного не может быть эффективным по Парето, так как года им^.кчъ бы
по меньшей мере двое людей, благосостояние которых можно было бы повы-
сить.
Аналогичным образом при любом выпуске больше д* сумма, которую нек-
то готов заплатить за дополнительную единицу товара, меньше цены, которую
следовало бы заплатить, чтобы эту единицу товара продали. Только при равно-
336________________________________________Глава 16

весном рыночном объеме выпуска q* мы имели бы объем предложения, эффек-
тивный по Парето, тот объем, при котором готовность заплатить за дополни-
тельную единицу товара как раз равна готовности получить данную цену за по-
ставку этой дополнительной единицы товара.
Таким образом, конкурентный рынок приводит к производству объема
выпуска, эффективного по Парето. А что можно сказать о способе распреде-
ления товара между потребителями? На конкурентном рынке каждый платит
за товар одинаковую цену — предельная норма замещения данным товаром
всех других товаров равна цене этого товара. Каждый, кто готов заплатить эту
цену, может приобрести товар, а все, кто не готов заплатить данную цену,
товар приобрести не могут.
Что произошло бы, если бы распределение товара имело место в точке, где
предельные нормы замещения всех других товаров данным не были бы одинако-
выми для всех субъектов рынка? Тогда должны найтись, по меньшей мере, два
человека, оценивающих предельную единицу товара по-разному. Один, может
быть, оценивает предельную единицу товара в 5 долл., а другой — в 4 долл. Если
тот, кто оценивает ее ниже, продаст немного товара другому, оценивающему
предельную единицу товара выше, по любой цене между 4 и 5 долл., благосос-
тояние обоих повысится. Следовательно, любое распределение товара при раз-
личных предельных нормах замещения не может быть эффективным по Парето.

ПРИМЕР: Ожидание в очереди
Один из распространенных способов размещения ресурсов состоит в том,
чтобы заставить людей стоять в очереди за ними. Этот механизм размещения
ресурсов можно исследовать, пользуясь теми же инструментами анализа, ко-
торые были разработаны нами для анализа рыночного механизма. Рассмот-
рим конкретный пример: предположим, что ваш университет собирается рас-
пространять билеты на игру чемпионата по баскетболу. Каждый, кто стоит в
очереди, может получить один билет бесплатно.
Тогда стоимость билета будет просто стоимостью стояния в очереди. Те
люди, которые очень хотят увидеть баскетбольную игру, расположатся лаге-
рем вокруг кассы, чтобы наверняка получить билет. Люди, которые не осо-
бенно хотят попасть на игру, могут заглянуть незадолго до открытия кассы на
всякий случай, — а вдруг немного билетов еще останется. Готовность запла-
тить за билет должна теперь измеряться уже не в долларах, а, скорее, во вре-
мени ожидания, поскольку билеты будут распределяться в соответствии с го-
товностью ждать.
Приведет ли ожидание в очереди к распределению билетов, эффективно-
му по Парето? Спросите себя, может ли случиться так, что некто, отстоявший
в очереди .за билетом, готов будет продать его кому-то, кто в очереди не сто-
ял. Часто именно это и будет происходить просто потому, что готовность
ждать и готовность платить у разных людей различаются. Если некто готов
ожидать в очереди, чтобы купить билет, а потом продать его кому-то другому,
РАВНОВЕСИЕ________________________________________337

это означает, что распределение билетов по критерию готовности ждать не
исчерпывает всех выгод от обмена — некоторые люди, как правило, готовы
будут обменять билеты уже после того, как они были распределены. По-
скольку ожидание в очереди не исчерпывает всех выгод от обмена, оно
обычно не приводит к исходу, эффективному по Парето.
Если вы распределяете товар, используя цену в долларах, доллары, которые
платят покупатели, приносят выгоду продавцам товара. Если же вы распреде-
ляете товар по критерию времени ожидания, часы, проведенные в очереди, не
приносят выгоды никому. Время ожидания накладывает издержки на покупа-
телей товара, не доставляя никаких выгод его продавцам. Ожидание в очереди
есть разновидность потери мертвого груза — люди, ожидающие в очереди, пла-
тят "цену", но никто не получает от уплаченной ими цены никаких выгод.

Краткие выводы
1. Кривая предложения показывает, сколько данного товара люди готовы
предложить по каждой цене.
2. Равновесная цена есть такая цена, при которой количество товара,
которое люди готовы предложить, равно количеству товара, на которое
люди готовы предъявить спрос.
3. Изучение изменения равновесной цены и равновесного количества при
изменении соответствующих кривых спроса и предложения — еще один
пример сравнительной статики.
4. При введении налога на товар всегда существует две цены: цена, которую
платят покупатели, и цена, которую получают продавцы. Разность между
этими двумя ценами представляет величину налога.
5. То, сколько налога перекладывается на потребителей, зависит от
относительной крутизны кривых спроса и предложения. Если кривая
предложения горизонтальна, весь налог перекладывается на потребителей;
если кривая предложения вертикальна, налог не перекладывается совсем.
6. Потеря мертвого груза вследствие введения налога есть чистая потеря
суммы излишка потребителей и излишка производителей, имеющая место
из-за введения налога. Она измеряет стоимость продукции, которая не
продается вследствие введения налога.
7. Ситуация является эффективной по Парето, если не существует способа
повысить благосостояние одной группы людей без понижения благо-
состояния какой-то другой группы людей.
8. Эффективный по Парето объем выпуска, предлагаемый на отдельном
рынке, есть тот объем выпуска, при котором кривые спроса и предложе-
ния пересекаются, поскольку это — единственная точка, в которой сумма,
которую покупатели готовы заплатить за дополнительную единицу вы-
пуска, равна цене, при которой продавцы готовы предложить эту допол-
нительную единицу выпуска.
338________________________________ ______Глава 16

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Каков эффект субсидии на рынке с горизонтальной кривой предложения?
На рынке с вертикальной кривой предложения?
2. Предположим, что кривая спроса вертикальна, в то время как кривая
предложения имеет положительный наклон. Если ввести на данном
рынке налог, то кто будет в конечном счете платить его?
3. Предположим, что все потребители считают красные и синие карандаши
совершенными субститутами. Пусть кривая предложения красных
карандашей имеет положительный наклон. Обозначим цены красных и
синих карандашей соответственно рг и р/,. Что произойдет, если прави-
тельство введет налог только на красные карандаши?
4. Соединенные Штаты покрывают импортом около половины своей
потребности в нефти. Допустим, что остальные производители нефти го-
товы поставить столько нефти, сколько требуется Соединенным Штатам,
по постоянной цене, равной 25 долл. за баррель. Что произошло бы с це-
ной отечественной нефти, если бы на иностранную нефть был введен
налог в 5 долл. за баррель?
5. Предположим, что кривая предложения вертикальна. Какова потеря
мертвого груза от введения на этом рынке налога?
6. Рассмотрите систему налогообложения взятия и предоставления ссуд,
описанную в тексте. Каковы размеры налоговых поступлений при этой
системе, если заемщики и кредиторы принадлежат к одной категории
налогоплательщиков?
7. Какую выручку от налогов — положительную или отрицательную — при-
несет данная система налогообложения при t/ < tb?

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ