стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 17
Модель абсолютной монополии

Абсолютная (чистая) монополия — редкое для хозяйственной практики яв-
ление. Однако довольно часто приходится сталкиваться с монопольным влияни-
ем, когда две-три фирмы обеспечивают все отраслевое предложение или один про-
давец господствует на локальном рынке. В этой связи анализ модели чистой мо-
нополии оказывается чрезвычайно полезным в аспекте исследования рыночного
поведения обладающих рыночной властью фирм и уяснения причин и целей госу-
дарственного вмешательства в работу рынка.

Источники Абсолютная монополия имеет место тогда, когда
монопольной весь объем отраслевого предложения концентриру-
власти ется у одного продавца, а появление в отрасли дру-
гих продавцов заблокировано. Такое положение воз-
можно только в случае наличия чрезвычайно высоких, непреодолимых барьеров
проникновения в отрасль, что и является причиной существования монополий.
Способствующие формированию таких барьеров факторы служат источниками
монопольной власти.
В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные
права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятель-
ности. Такие права могут предоставляться органами государственной власти — на-
пример, в отношении предоставления услуг почтовой связи или коммунального
хозяйства. Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма,
как в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные
права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной тер-
ритории. Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во време-
ни, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволя-
ют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара
(услуги) или в применении в производстве некоей технологии. Источником мо-
нопольной власти может служить собственность на производственный ресурс. Если
фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для про-
изводства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке
данного товара. Источником монопольной власти может "стать и эффект масштаба,
если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть
до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама кон-
куренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, ко-
торая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки. Иногда источ-
никами монопольной власти могут выступать предпочтения потребителей, когда
существует устойчивая лояльность торговой марке, и нечестная конкуренция, ког-
да монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий
(подкуп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).

Используя критерии происхождения приведенных
Типы монополий
источников монопольной власти, выделяют не-
сколько типов монополий.
Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фир-
мы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими права-
ми, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия пред-
ставляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, одна-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
188

ко, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так
как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями
как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.
Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание моно-
польной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (но-
вый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа
монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку
связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены
или скопированы конкурентами. Тем не менее именно в условиях открытой моно-
полии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную
власть и получить монопольно высокую прибыль.
Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие
единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки
производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной воз-
никновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном
эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным
размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом го-
сударства, регулирующего их деятельность.
Монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которой ха-
рактерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возника-
ет в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отрас-
левом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов.
Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказы-
вать влияние на цены закупаемых им благ. Причем если монополист употребляет
свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более
высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть
для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам. Нечасто встречающие-
ся случаи монопсонии можно наблюдать в сфере государственных закупок воору-
жений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма является единственным
работодателем на данной территории.
Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила
продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации
состоит в том, что, хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное
положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издер-
жек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично усло-
виям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель устанавливает цену ниже
той, которую запрашивает продавец для каждого данного объема спроса со сторо-
ны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные
цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя
и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информиро-
ванности сторон друг о друге и способности каждой из них вести переговоры. Мо-
дель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь
идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями про-
изводства которого располагает только одна-единственная фирма.

Определяющая особенность чистой монополии как
Предложение
модели рынка состоит в том, что одна фирма оли-
монополиста
цетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спро-
в краткосрочном
са на продукцию монополиста есть не что иное, как
периоде
кривая рыночного спроса. Следовательно, кривая
средней выручки фирмы совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предель-
Глава 17. Модель абсолютной монополии 189

ной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в
условиях монополии предельная выручка не равна цене.
Являясь единственным продавцом, монополист может оказывать влияние на
цену своей продукции. Однако такое влияние не является произвольным.
Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополис-
та будет функцией объема ее предложения.
Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кри-
вой спроса, монополист регулирует объем пред-
ложения так, чтобы оставаться на эластичной
части кривой спроса. Таким образом, он может
АС
регулировать цену лишь посредством измене-
ния объема своего предложения. Руководству-
ясь принципом максимизации прибыли, моно-
полист выберет объем предложения (QJ, для
которого MR = МС, что даст цену Рт. При со-
ответствующем спросе на его продукцию и
данном для этого объема выпуска уровне
средних издержек прибыль монополиста со-
ставит П= [AR(P) - AC(QJ]Qm — (затемненный
Рис. 17.1
прямоугольник на рис. 17.1).
Хотя и в модели совершенной конкуренции, и в модели монополии фирмы
руководствуются одним и тем же принципом оптимизации предложения
(MR = МС), при аналогичной функции средних издержек объем предложения мо-
нопольной отрасли (Qm) будет меньше предложения совершенно конкурентной от-
расли (Qk). При этом монопольная цена (Рт) за единицу продукции выше конкурен-
тной (Рк)- Учитывая, что предельная выручка монополиста зависит от эластич-
ности спроса MR = Д1 + l/Ed), он назначает цену, превышающую предельные
издержки производства (МС) на величину, обратно пропорциональную эластич-
ности спроса, взятой с отрицательным знаком (—l/Ed). Следовательно, чем бо-
лее неэластичным является спрос (чем круче кривая спроса), тем больше ры-
ночная власть монополиста [Рт — MC(QJ] и сильнее его влияние на рыночную
цену.
Говоря о рыночной власти монополий, следует избегать неправильных ее
трактовок. Во-первых, даже обладание большой рыночной властью не означает,
что монополист взимает максимально возможную цену, поскольку в условиях убы-
вающего спроса это не обеспечивает ему максимальной прибыли. Во-вторых, само
обладание рыночной властью не является гарантией получения прибыли, посколь-
ку прибыль зависит не только от цены, но и от уровня средних издержек, что при
определенном их сочетании (в случае падения спроса) может принести убытки.
В-третьих, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетель-
ством получения высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий
спрос и высокие издержки производства уже сами по себе ограничивают возмож-
ности извлечения высоки^ прибылей. С другой стороны, действуют факторы, ог-
раничивающие монополиста в реализации имеющейся у него рыночной власти. Это
опасения, связанные с применением антимонопольных мер в случае получения
чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникнове-
ния в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои
устремления к реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких ба-
рьеров проникновения в отрасль и, следовательно, своего монопольного положе-
ния. («Лучшая монополия — спокойная жизнь».) Существуют ограничения и со
стороны спроса, связанные с ростом противодействия потребителей по мере уси-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
190

ления проявления рыночной власти монополии, — переход к заменителям, разви-
тие вертикальной интеграции и т.п.

Предложение Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль
монополиста других фирм блокирован, решение монополиста об
в долгосрочном изменении масштабов производства зависит только
периоде от соотношения кривых рыночного спроса и долго-
срочных средних издержек. Причем в отличие от
рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы
производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист
может выбрать любой объем выпуска (с долгосрочными средними издержками
ниже или выше минимальных), позволяющий извлекать максимальную прибыль
(рис. 17.2). Достигая равновесия при MR = LRMC, монополист выберет объем
предложения Qm для спроса D и
Qm для спроса DY Поскольку и в
том и в другом случае он произ-
водит с издержками выше мини-
мальных, то это указывает на не-
эффективность использования
ресурсов: в первом случае — из-
за неполного использования
имеющегося при данном объеме
спроса эффекта масштаба, а во
втором — из-за действия отрица-
тельного эффекта масштаба.
Так как равновесное коли-
чество обусловлено уровнем
Qm QD Qm2
спроса, то использование всего
Рис. 17.2
эффекта масштаба возможно и
при монополии (Dt, MRX). Однако причиной этого является не конкуренция, а уро-
вень спроса, при котором МС = MRV Между тем проблема выбора оптимального,
с точки зрения минимизации издержек, масштаба производства стоит и перед мо-
нополией, так как при прочих равных условиях позволяет получить большую при-
быль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить
прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких,
каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно
в том случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску,
обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки (рис. 17.3).
В случае увеличения рыночного спроса монополист может увеличить пред-
ложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом
случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними
издержками АС2, он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRACV
которые значительно превышают их минимальные значения для объема выпуска,
равного q. Если характер спроса таков, что позволяет оптимизировать предложе-
ние на уровне, кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издерж-
ки, то, построив два завода масштаба q, монополист увеличит суммарное предло-
жение до 2q, что будет означать осуществление предложения при минимальных
долгосрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmin. В результате, не-
смотря на снижение рыночной цены с уровня PQ до Р , суммарная прибыль моно-
полиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за
счет увеличения предложения. При этом, правда, максимизация прибыли будет
Глава 17. Модель абсолютной монополии 191




д Q 2?
< Q
Рис. 17.3

Изменение цены при Q = const Изменение предложения
при Р = const

МС

D,




Q
Qx Q2
Рис. 17.4 Рис. 17.5

достигнута лишь при обеспечении равной эффективности использования факто-
ров производства на обоих заводах.
Из всего сказанного следует тот важный вывод, что решение монополиста об
объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характе-
ра спроса. При этом существенное значение для принятия им решения имеет не
только сдвиг кривой спроса, но и эластичность последнего, влияющая на измене-
ние положения кривой предельной выручки, что для монополиста является реша-
ющим. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что какой-то пропорцио-
нальной зависимости между ценой и объемом предложения в условиях монопо-
лии не существует. В зависимости от характера изменений в спросе при одном
объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 17.4), а одному
уровню цены — соответствовать разные объемы предложения (рис. 17.5). Поэтому
для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между ры-
ночной ценой и объемом предложения, не существует.

Несмотря на то что рынок в условиях монополии яв-
ляется равновесным, а монополист может иметь эф-
Экономические
фективное производство, монопольные рынки явля-
последствия
ются неэффективными. В условиях монополии ры-
монополии
ночная цена продукции выше предельных издержек
ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>