<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

192

Монопольный выпуск меньше конкурентного и
осуществляется при средних долгосрочных из-
держках выше минимальных, что указывает на
МС
более низкую эффективность использования
ресурсов. Производя слишком мало продукции
и продавая ее по слишком высоким ценам, мо-
нополия ведет к сокращению общественного
благосостояния.
Допустим, что функция спроса D линейна, пре-
дельные издержки фирмы равны МС (рис. 17.6),
В этом случае монопольный выпуск составит
Qm Против конкурентного Q при соответству-
Q
ющих ценах Рт и Рк. Превышение монопольной
цены над конкурентной означает, что часть по-
требительского излишка, равная площади пря-
моугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в
форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем мо-
нопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка,
равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площа-
ди фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме по-
терь со стороны потребителя и производителя, т.е. (—А — В) + (А — Q, что даст
величину потерь, равную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в пе-
рераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм
приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие
собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния
являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной
прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налого-
обложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложе-
ния в условиях монополии меньше конкурентного.
При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках
(МС = АС) на уровне конкурентной цены Рк (рис. 17.6) в условиях совершенной
конкуренции потребительский излишек составит величину, равную Qk(P — Pk)/2.
В случае с монополией он сокращается до Qm(P — PJ/2, а монопольная прибыль
составит Qm(Pm — Pk )• Если монополисту удается установить отдельную цену для
каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу.
Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспреде-
ление потребительского излишка, но и его сокращение на величину, равную пло-
щади треугольника В, представляющей собой разницу между потерями потреби-
телей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потре-
бительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого
груза» (W) и определяется как W— (АРАО) 12, где АР = Р — P., a АО = Q, — Q .
Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d = (Рт — Pk)/Pk=
= AP/Pk и выразив через нее эластичность спроса Ed= (AQ/Qk)/(AP/Pk) = (AQ/Qk)/d,
мы можем определить AQ = EddQkn АР = Pkd. В этом случае потери «мертвого
груза» будут равны W= l/2QkPkEjd2.
Потери «мертвого груза» — не единственная форма снижения эффективнос-
ти в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фир-
ме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом
неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной влас-
ти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производ-
ства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может про-
Глава 17. Модель абсолютной монополии 193

являться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управ-
ленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в
том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а
недостаток конкуренции.
Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть существенными,
большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя мо-
нополии невелико. Связано это с тем, что, с одной стороны, чистая монополия
встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влия-
нии, а с другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием
ряда ранее упоминавшихся нами факторов, которые ограничивают реализацию их
рыночной власти.
Монополия приводит не только к отрицательным последствиям — она дает и
некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыноч-
ная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности
фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры про-
никновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на
информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является ин-
формацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность
более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при
более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

Регулирование деятельности монополий направле-
Регулирование
но на ограничение монопольных проявлений и осу-
деятелъности
ществляется с целью снижения цен и увеличение
монополий
выпуска продукции. Осуществляется оно посред-
ством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они
образуют систему антимонопольного регулирования (схема 17.1).




Схема 17.1. Система антимонопольного регулирования
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
194

Законодательные меры регулирования деятельности монополий — это правовые
нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а
также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают:
запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разде-
лом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых потреби-
телям доминирующими продавцами. Направленнвсть действия данных мер свя-
зана с а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурен-
тным, и б) проведением структурной политики,.в ходе которой сама отрасль
становится более конкурентной.
Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор эко-
номических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности
реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструмен-
тов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регу-
лирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка
цен», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы
прибыли.
Целью установления «потолка цены» является увеличение выпуска при бо-
лее низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка
цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня
такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании этого
метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы, с одной стороны,
лишить продавца монопольной прибыли, а с другой — обеспечить фирме по-
крытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестиро-
ванный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет ме-
сто при естественной монополии.
Естественная монополия — тип рыночной структуры, при которой единствен-
ная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производ-
ства. Она присуща отраслям, характеризующимся устойчиво растущей экономией
от масштаба производства, таким как трубопроводный и железнодорожный транс-
порт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций.
В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение ры-
ночного спроса одной фирмой дает более низкие издержки, чем при конкуренции
нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого
рода монополии, создавая при этом систему мер (контроль за ценой и качеством
блага, определение набора предоставляемых услуг), противодействующих реали-
зации монополистом имеющейся рыночной власти.
В случае естественной мо-
нополии (рис. 17.7), когда из-
за большой доли постоянных
издержек эффект масштаба
столь значителен, что кривая
спроса D пересекает кривую
средних долгосрочных издер-
жек {LRACEM) на участке ее
снижения, уровень LRACm
всегда будет ниже конкурент-
ных издержек LRAC^ Исполь-
зуя свою рыночную власть, мо-
нополия может установить
предложение на уровне Qm при
Qm QEM @МС

Рис. 17.7 цене Р и получать монополь-
Глава 17. Модель абсолютной монополии 195

ную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности. Если це-
лью регулирования является оптимизация объема выпуска, то в этом случае сле-
дует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену Рмс, равную пре-
дельным издержкам производства LRMCEU, что обеспечило бы эффективное рас-
пределение ресурсов.
Однако оптимальный выпуск QMC не обеспечивает эффективности производ-
ства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установ-
ленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и
уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма остава-
лась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки путем субсидиро-
вания производства, либо установить «справедливую цену» Рш, соответствующую
средним долгосрочным издержкам производства LRACEM. В этом случае монопо-
лия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, ли-
шая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможно-
го объема выпуска, обеспечивает его увеличение до QEM при более низких, чем при
совершенной конкуренции Рю ценах РЕМ.
В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на
продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значи-
тельную сложность представляет само определение уровня средних издержек с
точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов зат-
рат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может способство-
вать росту ^-неэффективности. Так, субсидируемые фирмы, зная, что их рас-
ходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При
установлении «справедливых цен», осуществляемом чаще всего по принципу
«издержки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так
как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы
установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то в
этом случае фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда
капиталом, что приведет к той же Х-неэффективности, только в виде неэффек-
тивного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и
тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефи-
цита продукции.
Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налого-
обложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в
том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит вы-
пуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно
важно учитывать степень эластичности спроса. Если она высока, то рост цены ока-
жется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монополь-
ной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низ-
кую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнитель-
ным потерям совокупного благосостояния.
Цель косвенного регулирования прибы-
ли состоит в том, чтобы изъять у фирмы мо- Прибыль
нопольную прибыль (рис. 17.8), оставив ей
только нормальную прибыль. Налогообложе-
ние прибыли вводится только в случае устой-
чивого получения фирмой прибыли, превы-
шающей по своему уровню среднюю. Нало-
гообложение монопольной прибыли
отличается от ценового регулирования тем,
что налог не влияет на уровень цены и выра- Рис. 17.8
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
196

ботку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступ-
ления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями
продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тож-
дествен налогу с продаж (повышает МС и АС), при котором налоговое бремя рас-
пределяется между производителем и потребителем. При практической реализа-
ции мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудно-
сти, что и при установлении «потолка цен».

Монопсония имеет Mecto тогда, когда на рынке гос-
Монопсония
подствует один покупатель. Хотя монопсония -
редкое явление, она часто обнаруживает себя при государственных закупках и на
местных рынках рабочей силы, где отсутствуют альтернативы занятости.
Связывая приобретение товара с извле-
чением чистой выгоды, например предель-
MIC ного продукта от ресурса, мы получим убы-
вающую кривую этой выгоды R (рис. 17.9).
Если рыночное предложение представлено
кривой S, то в условиях совершенной конку-
ренции фирмы приобретут Qk товара по цене
Рк, отражающей средние издержки покупки.
Монопсонист, сталкиваясь с возрастающей
кривой предложения, за каждую дополни-
тельную единицу товара должен будет упла-
чивать более высокую цену. Так как приоб-
ретение каждой дополнительной единицы
связано для него с дополнительными расхо-
дами, он будет рассматривать их в качестве предельных издержек покупки товара
MIC, превышающих средние издержки покупки. Руководствуясь принципом мак-
симизации чистого дохода, монопсонист должен купить такое количество товара,
для которого предельный доход от покупки равнялся бы предельным издержкам по
ней. Следовательно, он приобретет количество QM по цене Р^. Нетрудно заметить,
что приобретаемое им количество и цена покупки ниже, чем при совершенной кон-
куренции, что свидетельствует о проявлении рыночной власти монопсониста, ко-
торая выражена в получаемой им сверхприбыли на единицу продукции как разнице
между чистым доходом от покупки и ее средними издержками.
Основные термины
Монополия
Источники монопольной власти
Закрытая монополия
Открытая монополия
Естественная монополия
Монопсония
Двусторонняя монополия
Спрос на продукцию монополиста
Предложение в условиях монополии
Факторы, ограничивающие рыночную власть монополиста
Экономические последствия монополии
: Потери «мертвого груза»
Законодательные меры регулирования монополии
Экономические меры регулирования монополии

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ