стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 18
Модели несовершенной конкуренции

Рынки несовершенной конкуренции — наиболее часто встречающиеся в ре-
альной жизни структуры. Покоящиеся на конкуренции между фирмами за объем
продаж, эти модели рынка дают наиболее близкое к реальной действительности
представление о механизмах взаимодействия фирм на рынках.

Рынок монополистической конкуренции — тип рыноч-
Характеристика
ной структуры, при которой обладающие рыночной
рынка
властью продавцы дифференци-рованного товара
монополистической
конкурируют за объем продаж. Отличительными
конкуренции
особенностями этого типа рынка являются: диффе-
ренциация продукта, большое число продавцов, отсутствие отраслевых барьеров,
отсутствие стратегического поведения.
Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую ры-
ночную власть и сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию.
С другой стороны, наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на товар
фирмы высокоэластичной (функция от числа конкурентов и степени дифферен-
циации продукта) в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию
фирм конкурентный характер. Таким образом, рынок дифференцированного то-
вара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двой-
ственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по
неценовым параметрам (технические характеристики, качество, услуги), а содер-
жательным моментом jviOHOTO№CTH4ecKOj^K?HKyjHejHUHH становится конкуренция
за объем продаж. Поэтому, допуская теоретически отсутствие на рынках с моно-
полистической конкуренцией стратегического поведения фирм, следует учиты-
вать, что на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем
меньше конкурентов имеет фирма.

Сталкиваясь с убывающей кривой спроса на свою
Краткосрочное
продукцию Df, фирма, действующая на рынке с мо-
равновесие при
нополистической конкуренцией, оптимизирует свое
монополистической
предложение Q при MR = МС и цене Р , что обес-
конкуренции
печивает ей максимальную прибыль (затемненный
прямоугольник на рис. 18.1). Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее про-
дукцию и уровня понесенных ею издержек производства. Поскольку фирма дей-
ствует в конкурентной среде, а спрос на ее продукцию является эластичным, то
она может столкнуться с проблемой низкого спроса Dv не обеспечивающего ей
покрытия средних совокупных издержек. Как и в случае с совершенно конкурен-
тной фирмой, монополистически конкурирующая фирма может минимизировать
равные постоянным издержкам убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию Р[
покрывает средние переменные издержки фирмы для данного объема выпуска Q].
Если же спрос настолько слаЬ, что никакая комбинация цены и выработки не обес-
печивает покрытия совокупных переменных издержек, фирма минимизирует
убытки в краткосрочном периоде путем остановки производства.
Несмотря на то что принципы принятия решений монополистически конку-
рирующей фирмой в отношении оптимального выпуска те же, что и у совершенно
конкурентной фирмы, мы не можем рассматривать кривую ее предельных издер-
жек в качестве кривой предложения фирмы. Все дело в том, что при убывающей
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
198

кривой спроса на продукцию фирмы невозможно установить четкой зависимости
между ценой и объемом выпуска, поскольку они формируются под влиянием как
предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукцию. По-
добно тому как и в случае с монополией, при одном и том же объеме выпуска Б
зависимости от спроса, фирма может установить разные цены на свою продук-
цию. Равно как и при одной и той же цене фирма может осуществлять выпуск
разного объема. Таким образом, наличие дифференциации продукции не позво-
ляет дать описания зависимостей между величинами спроса и предложения при
каждой данной цене. Не имея комбинаций цены и выработки для каждого отдель-
ного производителя, нельзя построить и кривые спроса и предложения для отрас-
ли. Поэтому для рынков с монополистической конкуренцией кривые отраслевого спро-
са и предложения не существуют.

Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли бу-
Долгосрочное •
дут получать экономическую прибыль, то в долго-
равновесие при
срочном периоде это приведет к увеличению отрас-
монополистической
левого предложения. Во-первых, действующие в от-
конкуренции
расли фирмы будут наращивать производство,
стремиться увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от
масштаба (при неизменности цен на ресурсы). Во-вторых, а в данном случае это
главное, увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения
в отрасль (низкие барьеры входа) новых фирм, привлеченных возможностью по-
лучения экономической прибыли.
При сохранении рыночного спроса на продукцию отрасли на прежнем уров-
не вход в отрасль новых конкурентов приведет как к сокращению рыночной доли
отдельной фирмы QfLR, так и к повышению эластичности спроса на ее продукцию
из-за увеличившегося количества заменителей. Это означает, что при прочих рав-
ных условиях кривые спроса на продукцию фирм отрасли в долгосрочном перио-
де будут смещаться влево к началу координат DfLR. Такое смещение будет происхо-
дить до тех пор, пока экономическая прибыль фирм отрасли не станет равной
нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратится, и она окажется в положении дол-
госрочного равновесия (рис. 18.2). Поскольку кривые спроса на продукцию
фирм — касательные к их долгосрочным средним издержкам, это означает, что в
условиях долгосрочного равновесия монополистически конкурирующие фирмы
а) осуществляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издерж-
кам: PLR = LRACu б) не получают экономической прибыли, так как в точке равно-
весия LRAC =АС.


LMMC
МС
АС

шс




Q?
Q\ Qf
Рис. 18.1 Рис. 18.2
Глава 18. Модели несовершенной конкуренции 199

На практике силы установления рыночного равновесия в условиях монопо-
листической конкуренции не так сильны, как при совершенной конкуренции и
движение к установлению равновесия при нулевой прибыли следует рассматри-
вать лишь как тенденцию. Во-первых, монополистическая конкуренция предпо-
лагает сегментированный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую
экономическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более
благоприятного географического положения, применения передовой техноло-
гии. Во-вторых, установлению рыночного равновесия при нулевой экономичес-
кой прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией
продукции, — значительные инвестиции по разработке, высокие маркетинговые
издержки, которые выступают в качестве своеобразных барьеров проникновения
в отрасль. В-третьих, обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы
могут устанавливать такие цены на продукцию, которые, обеспечивая им получе-
ние небольшой экономической прибыли в долгосрочном периоде, одновременно
выполняют роль барьера для проникновения в отрасль новых фирм. Наконец, воз-
никающие при прекращении производства большие безвозвратные издержки все-
гда выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убы-
точности производства.

Несмотря на схожесть механизмов совершенной и
Неэффективность
монополистической конкуренции, последняя обла-
монополистической
дает существенными отличиями. Во-первых, при
конкуренции
монополистической конкуренции долгосрочное
равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долго-
срочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрас-
ли излишних производственных мощностей. Во-вторых, хотя монополистически кон-
курирующие фирмы могут и не получать
экономической прибыли в долгосрочном
периоде, их цены (Рмк) не равны предель-
ным издержкам производства (рис. 18.3).
Первое свидетельствует о том, что предло-
жение осуществляется фирмами по ценам
(РМ1С) выше минимальных долгосрочных
средних издержек, что оборачивается по-
терями эффективности в форме уменьше-
ния благосостояния из-за недоиспользования
мощностей (QK — QMK). Второе указывает на
QMK QK
потери эффективности в форме потери ча-
сти излишка потребителя из-за рыночной Рис. 18.3
мк к
власти (Р — р ).
Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в от-
расли действует больше фирц, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы
предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в усло-
виях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью,
сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при
отраслевом равновесии даст более высокие цены. Поскольку в данном случае ры-
ночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних про-
изводственных мощностей является своеобразной платой общества за такую диф-
ференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем
разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть про-
блемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
200

дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичнос-
тью спроса на их продукцию, потери благосостояния при монополистической кон-
куренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополисти-
ческой конкуренцией в какой-то степени компенсируется за счет роста благосос-
тояния потребителя, вызванного расширением ассортимента.

Олигополия представляет собой тип рыночной
Характеристика
структуры, для которой характерно стратегическое
олигополистическо-
взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за
го рынка
объем продаж. В качестве определяющих особенно-
сти олигополистического рынка признаков следует указать такие, как: ограничен-
ное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных
фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизирован-
ным (чистая олигополия), так и дифференцированным (дифференцированная олиго-
полия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда ха-
рактеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти и убывающей
кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность
состоит в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реагирова-
ние на действия друг друга,) фирмы сталкиваются не только с реакцией потребите-
лей, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотрен-
ных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений
не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.
В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все
сферы конкуренции — цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию про-
дукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги.
В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные страте-
гии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к кото-
рой стремятся фирмы, нет.
Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрас-
ли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы.
Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы отрасли коорди-
нируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкурен-
ции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяго-
теть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же
фирмы следуют некооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направ-
ленную на укрепление положения фирмы стратегию, цены и предложение будут
приближаться к конкурентным. Крайней формой такого поведения являются
«ценовые войны».

Трудности диагностирования реакции конкурентов
Модель картеля
на олигополистических рынках усиливают склон-
ность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.
Картель — это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуще-
ствляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение
объемов выпуска) и цен (фиксация) с целью получения монопольной прибыли.
Представим отрасль из двух фирм, выпускающих одинаковую продукцию при
одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной отдаче от
масштаба (рис. 18.4). Если бы фирмы взаимодействовали на принципах совершен-
ной конкуренции, то конкурентное предложение составило бы Qk при цене Pk, a
каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая
Глава 18. Модели несовершенной конкуренции 201

при этом экономической прибыли. Зная
спрос на свою продукцию, фирмы, достиг-
нув соглашения об ограничении объема вы-
пуска Qkr и фиксации цены на уровне Ркг,
МС = LRAC
могли бы получать экономическую прибыль
равную монопольной (затемненная фигура).
Следовательно, для получения монопольной
прибыли фирмы должны координировать свою
деятельность так, чтобы их совместный вы-
пуск равнялся рыночному спросу для установ-
ленной монопольной цены.
Q
Qkr Qk
Несмотря на очевидную выгоду для уча-
Рис. 18.4
стников, картель является неустойчивым об-
разованием. Во-первых, всегда существуют
факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникнове-
нию. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более
однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность
картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отрас-
левых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добить-
ся координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения карте-
ля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обес-
печения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели
его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является про-
блема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля
заложен и механизм его разрушения (рис. 18.5).
В случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Qk
при цене Рк, а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При дос-
тижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить пред-
ложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным согла-
шением цене Ркг, что обеспечит им получение монопольной прибыли при

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>