<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут про-
изводить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, одна-
ко, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль макси-
мизируется при Ркг = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q. Если
все члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до
0,, а рыночная цена упадет до Рк и экономическая прибыль фирм отрасли снова
станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.
Отрасль р Фирма




<?1
Чк

Рис. 18.5
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
202

Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять
и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая же реализация та-
кого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и
наложения санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а
применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от наруше-
ния соглашения.
\
Модель ценового Так как обычной практикой является правовое пре-
лидерства следование картельных соглашений, фирмы могут
согласовывать свои действия в неявной форме. Та-
кой тип поведения называется сознательным параллелизмом, при котором цено-
вая координация достигается через ценовое лидерство. Когда в отрасли имеется
доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отраслевого предло-
жения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике предпочитают следовать
за лидером. Устойчивость моде-
ли ценового лидерства обеспечи-
вается не только при помощи
MCL возможных санкций со сторо-
ны лидера, но и заинтересован-
ностью других участников рын-
ка в наличии лидера, взвалива-
ющего на себя бремя
исследования рынка и выра-
ботки оптимальной цены. Суть
Dr
взаимодействия фирм в данной
модели состоит в том, что мак-
симизирующая прибыль ценового
лидера цена является фактором,
Рис. 18.6 задающим условия производства
остальным фирмам отраслевого
рынка (рис. 18.6).
Имея кривую рыночного спроса D и кривую предложения (сумма кривых
предельных издержек) остальных фирм отрасли Sn, ценовой лидер определяет
кривую спроса на свою продукцию DL как разность между отраслевым спро-
сом и предложением конкурентов. Поскольку при цене Р{ весь отраслевой
спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут
осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться
ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера DL сформируется в
виде ломаной кривой PlP2DL. Имея кривую предельных издержек MCL, цено-
вой лидер установит цену PL, обеспечивающую ему максимизацию прибыли
(MCL= MRL). Если все фирмы отраслевого рынка принимают цену лидера в
качестве равновесной рыночной цены, то предложение ценового лидера со-
ставит QL, а остальных фирм отрасли — Qn{PL= Sn), что в сумме даст сово-
купный объем отраслевого предложения QD= QL+ Qn. При этом предложение
каждой отдельной фирмы будет формироваться в соответствии с ее предель-
ными издержками.
Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен
ориентироваться на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на
вызовы конкурентов как в отношении цены, так и доли рынка. Напротив, конку-
рентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том,
чтобы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры (чаще всего
Глава 18. Модели несовершенной конкуренции 203

инновационного характера), на которые лидер отреагировать не сможет. Часто
доминирующая фирма не располагает возможностями, чтобы навязать свою цену
конкурентам. Но и в этом случае она остается для фирм отрасли своеобразным
проводником ценовой политики (объявляет новые цены), и тогда говорят о баро-
метрическом ценовом лидерстве.

Одной из форм проявления барометрического цено-
Модель
вого лидерства является ценообразование, ограни-
блокирующего
чивающее проникновение в отрасль новых фирм.
ценообразования
Особенность олигополистического взаимодействия
состоит в том, что фирмы склонны сохранять сложившееся в отрасли status quo,
всячески противодействуя его нарушению, так как именно сложивше- еся в от-
расли равновесие обеспечивает им наиболее благоприятные условия для зараба-
тывания прибыли. Если барьеры проникновения в отрасль низки, то действую-
щие в отрасли фирмы могут искусственно поднять их путем снижения рыночной
цены. К примеру (рис. 18.7), реализуя кооператив-
ную стратегию, фирмы отрасли могли бы получать
экономическую прибыль, производя Q продукции
и установив цену Р. Однако наличие экономичес-
кой прибыли стало бы притягательным фактором
для проникновения в отрасль новых фирм, за чем
последовало бы снижение прибыли, а возможно и
вытеснение некоторых фирм из отрасли. Поэтому,
зная уровень отраслевого спроса и издержек, а так-
же оценив минимально возможные средние издер-
Q Qx
жки претендентов на вход в отрасль, действующие в
отрасли фирмы могут установить рыночную цену Р, Рис. 18.7
на уровне минимальных долгосрочных средних издер-
жек, что лишит фирмы экономической прибыли, но одновременно сделает про-
никновение «чужаков» в отрасль невозможным. Какой в действительности уровень
цены выберут фирмы, зависит как от кривых их собственных издержек, так и от
потенциала «чужаков». Если издержки последних выше среднеотраслевых, то от-
раслевая цена будет установлена на уровне выше минимальных издержек, но ниже
минимальных издержек, которые могут обеспечить угрожающие входом на рынок
фирмы.
Следует сказать, что подобная практика может использоваться в целях вы-
теснения конкурентов из отрасли, когда доминирующая в отрасли фирма уста-
навливает цены на уровне ниже минимальных краткосрочных средних из-
держек, рассчитывая компенсировать возникающие убытки в долгосрочном пе-
риоде.

Модель Реализовать на практике кооперативные стратегии
сознательного трудно, а подчас невозможно. Поэтому в целях уве-
соперничества личения прибыли фирмы идут на сознательное со-
перничество за увеличение доли рынка, приводящее
к «ценовым войнам».
Допустим, отрасль представлена дуополией, а фирмы имеют одинаковые и
постоянные средние издержки (рис. 18.8). При отраслевом спросе DoTp фирмы по-
делят рынок, производя Q продукции при цене Р, и будут получать экономичес-
кую прибыль. Если одна из фирм снизит цену до Р,, то она, увеличив предложение
до qr захватит весь рынок. Если конкурент также снизит цену, допустим до Р2, то
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
204

весь рынок д2 достанется ему, а лишивша-
яся прибыли фирма вынуждена будет
пойти на дальнейшее снижение цены. От-
ветные действия конкурента заставят
фирму снижать цену до тех пор, пока она
не опустится до уровня средних издержек
и ее дальнейшее снижение не принесет
АС = МС
фирме никаких выгод — равновесие Бер-
трана. В результате «ценовой войны» вы-
пуск д3 и цена Р3 окажутся на уровне, ха-
рактерном для случая совершенной кон-
куренции, при котором цена равна
минимальным средним издержкам (Рг =
= АС = MQ, а фирмы не получают эконо-
Рис. 18.8
мической прибыли. Следовательно, когда
фирмы ведут сознательное соперничество за объем продаж, равновесие в отрасли бу-
дет достигнуто при цене, равной средним издержкам.
Без сомнения, «ценовые войны» выгодны потребителям, так как ведут к
перераспределению излишка благосостояния в их пользу, в то же время они об-
ременительны для фирм из-за значительных потерь, которые несут все участ-
ники соперничества независимо от исхода борьбы. Кроме того, сами возмож-
ности использования стратегии соперничества по цене в условиях олигопо-
лии сильно ограниченны. Во-первых, такая стратегия быстро и легко имити-
руется конкурентами и фирме сложно достичь поставленных целей. Во-
вторых, легкость приспособления конкурентов таит в себе угрозу недостатка
конкурентного потенциала у фирмы. Поэтому на олигополистических рын-
ках предпочтение отдается неценовым методам конкуренции, которые труд-
но копировать.

Модель Модель дуополии Курно демонстрирует механизм
дуополии Курно установления рыночного равновесия в условиях,
когда действующие в отрасли две фирмы одновре-
менно принимают решения по объему выпуска стандартизированного блага, ис-
ходя из заданного объема выпуска конкурента. Суть взаимодействия фирм состо-
ит в том, что каждая из них выбирает собственное решение об объеме выпуска,
принимая объем производства другой постоянным (рис. 18.9).
Допустим, рыночный спрос представлен кривой D, а предельные издержки
фирмы МС постоянны. Если фирма А считает, что другая фирма не будет произ-
водить, то максимизирующий прибыль объем ее выпуска составит Q. Если же она
предполагает, что фирма Б будет осуществлять предложение в объеме Q единиц,
то фирма А, воспринимая это как смещение на эту же величину спроса на свою
продукцию Dt, будет оптимизировать свой выпуск на уровне Qv Любое дальней-
шее увеличение предложения фирмой Б фирма А будет воспринимать как смеще-
ние спроса на свою продукцию D2 и оптимизировать в соответствии с этим выпуск
Qr Таким образом, изменяясь в зависимости от предположений об объеме выпус-
ка фирмы Б, решения по объему производства фирмы А представляют собой кри-
вую реагирования QA на изменения выпуска фирмой Б. Действуя аналогично, фир-
ма Б будет иметь свою кривую реагирования 0Е на предполагаемые действия фир-
мы А (рис. 18.10).
Отражая максимизирующий прибыль объем производства одной фирмы в
зависимости от выпуска другой, кривые реагирования позволяют проследить, как
Глава 18. Модели несовершенной конкуренции 205


Кривая реагирования
фирмы Б

Конкурентное
Контактная равновесие
кривая

Равновесие
Курно

Кривая
«агирования
ирмы А


Q2 Ql Q
Рис. 18.9 Рис. 18.10

устанавливается равновесный выпуск1. Если фирма А будет производить QAV то в
соответствии со своей кривой реагирования фирма Б не будет производить, так
как в этом случае рыночная цена продукции равна средним издержкам и любое
увеличение выпуска приведет к ее снижению ниже средних издержек. Когда фир-
ма А осуществляет производство на уровне QAV фирма Б отреагирует на это вы-
пуском 0Е,. Реагируя на выпуск конкурента QBV фирма А сократив выпуск до QAy
В конечном счете, устанавливая объем выпуска в соответствии со своей кривой
реагирования, фирмы достигнут равновесия в точке пересечения их кривых реа-
гирования, что даст равновесный уровень объема их производства Q"A и Q'B. Такое
равновесие называется равновесием Курно, которое свидетельствует о наилучшем с
точки зрения максимизации прибыли положении фирмы при заданных действиях кон-
курента. Однако сама модель не объясняет, как достигается равновесие, так как
предполагает объем производства конкурента постоянным.
Если бы фирмы производили на уровне предельных издержек А = QA2;
Б — QE}, они достигли бы конкурентного равновесия, при котором осуществляли
бы больший выпуск, но не получали экономической прибыли. В этом смысле до-
стижение равновесия Курно для них выгоднее, так как позволяет извлекать эко-
номическую прибыль. Но если бы фирмы вступили в сговор и ограничили сово-
купный объем производства так, чтобы предельная выручка равнялась предель-
ным издержкам, они бы увеличили свою прибыль, выбрав комбинацию выпуска
на кривой QA1Qbv называемой контрактной кривой.

Модель ломаной Модель ломаной кривой спроса — отражает случай
чисто ценовой конкуренции в условиях олигополии.
кривой спроса
Модель построена исходя из предпосылки, что в ус-
1
Поскольку объем вьптуска одной фирмы зависит от объема выпуска другой, то кри-
вые реагирования фирм представляют выпуск одной фирмы как функцию от выпуска
другой. Это позволяет определить кривые реагирования фирм. При линейной кривой
спроса, к примеру Р = о — О, где О = ОА + 0 6 , и при нулевых предельных издержках
фирм МСА = МСВ= 0 получим 77?,= РО = (а - 0}0А = аОА - (ОА + Об)О„ = аОА - О2А -
-QAQE. MRA= а—2ОА — Og. Так как МСА= 0, то, приравняв уравнение MRA к нулю и решив
его относительно ОА, получим кривую реагирования фирмы А — 0^=1/20 — \/2Qe Про-
ведя подобные расчеты в отношении фирмы Б, получим ее кривую реагирования: ОБ =
= \/2а— \/2QA. Решив уравнения кривых реагирования, мы найдем равновесные объе-
мы выпуска фирм.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
206

ловиях тесного олигополистического взаи-
модействия конкуренты не будут реагиро-
вать на повышение фирмой цены и адек-
ватно ответят на ее снижение.
Допустим, схожие фирмы продают
идентичный товар по цене Р, реализуя Q
единиц (рис. 18.11). Если бы одна из
фирм снизила цену до Р1, то она могла бы
увеличить объем продаж до Qt Но так как
другие фирмы отрасли последуют ее при-
меру, то фирма сможет реализовать толь-
ко qr Если же фирма повысит цену (Р2),
то при отсутствии реакции со стороны
Рис. 18.11
других фирм она реализует qY а при на-
личии таковой рыночное предложение
увеличится до Q2 Таким .образом, кривая отраслевого спроса принимает вид лома-
ной кривой Dorp, точка перегиба которой является точкой превалирующей отрас-
левой цены. При этом нетрудно заметить, что кривая спроса на продукцию каж-
дого олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки переги-
ба и неэластичной ниже ее, так как предельная выручка MR становится резко
отрицательной и валовый доход фирм будет снижаться. Это означает, что олиго-
полистические фирмы: 1) будут воздерживаться от необоснованного повышения
цен, опасаясь потери своей доли рынка и прибыли, и 2) будут воздерживаться от
немотивированного снижения цен, боясь потери потенциала роста продаж, доли

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>