стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

18
ГЛАВА




МАКСИМИЗАЦИЯ
ПРИБЫЛИ

В предшествующей главе мы обсудили способы описания технологического
выбора фирмы. В настоящей главе рассмотрим модель выбора фирмой объема
производства и применяемого ею метода производства. Воспользуемся моделью
максимизации прибыли: фирма выбирает производственную профамму таким
образом, чтобы максимизировать свою прибыль.
В этой главе мы предположим, что цены применяемых фирмой факторов про-
изводства и цена ее выпуска постоянны. Как говорилось ранее, рынок, на кото-
ром отдельные производители считают цены находящимися вне сферы своего
контроля, экономисты называют конкурентным рынком. Так вот, в настоящей
главе мы рассмотрим задачу максимизации прибыли фирмой, сталкивающейся с
конкурентными рынками факторов производства и выпускаемых товаров.

18.1. Прибыль
Прибыль определяется как общий доход за вычетом издержек. Предположим,
что фирма производит п выпусков (у\, ..., у„) и использует т факторов произ-
водства (х\, ..., хт). Обозначим цены выпускаемых товаров (рь ..., р„), а цены
факторов — (w b ..., wm).
Прибьи.к получаемую фирмой я, можно выразить как
АКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ______________________________353

Первый член выражения есть общий доход (выручка), а второй — издержки.
Мы должны убедиться в том, что в выражение для издержек включены все
спользуемые фирмой факторы производства, оцененные по их рыночной це-
е. Обычно это достаточно очевидно, но в тех случаях, когда фирмой руково-
ит лицо, которому она принадлежит, можно упустить из виду некоторые фак-
оры производства. Например, если индивид работает на своей собственной
зирме, то его труд является фактором производства и должен быть учтен как
;асть издержек. Ставка его заработной платы есть просто рыночная цена его
руда — то, что он получал бы, продавая свой труд на свободном рынке. Ана-
югичным образом, если фермер владеет участком земли и использует его в
:воем производстве, при подсчете экономических издержек эта земля должна
)ыть оценена по ее рыночной стоимости.
Как мы видели, экономические издержки, подобные указанным, часто на-
5ывают альтернативными. Это название отражает ту идею, что, применяя, на-
пример, свой труд в одной сфере, вы упускаете возможность применить его
где-либо еще. Следовательно, эта потерянная заработная плата есть часть из-
держек производства. Аналогичен и пример с землей: у фермера имеется воз-
можность сдать свою землю в аренду кому-то другому, однако он предпочитает
отказаться от этого рентного дохода в пользу варианта сдачи земли в аренду
самому себе. Потерянная арендная плата есть альтернативные издержки его
производства.
Экономическое определение прибыли требует, чтобы мы оценивали все
факторы производства и выпускаемую продукцию по их альтернативным из-
держкам. На основе бухгалтерского определения прибыли не всегда можно
точно измерить экономическую прибыль, так как бухгалтеры обычно исполь-
зуют прошлые издержки, т. е. сумму, в которую обошлась покупка данного
фактора раньше, а не экономические издержки, т. е. сумму, в которую обош-
лась бы покупка данного фактора сейчас. Существует много вариантов исполь-
зования термина "прибыль", но мы будем придерживаться экономического оп-
ределения прибыли.
Другого рода путаница может возникнуть в связи со смешением временного
масштаба.
Обычно мы считаем факторы производства измеряемыми в единицах пото-
ков. Затраты определенного количества рабочих часов в неделю и определен-
ного количества машинных часов в неделю позволят произвести соответствую-
щий выпуск в неделю. Цены факторов в этом случае должны измеряться в
единицах, соответствующих покупке таких потоков. Заработная плата, естест-
венно, выражается в долларах в час. Аналогом этой величины для машин слу-
жит ставка арендной платы — ставка, по которой вы можете арендовать машину
на данный период времени.
Во многих случаях развитый рынок аренды машин отсутствует, поскольку
фирмы, как правило, покупают свое капитальное оборудование. Поэтому мы
должны рассчитывать вмененную арендную плату путем сопоставления суммы,
в которую обошлась бы покупка машины в начале периода, с суммой, которую
можно было бы выручить, продав машину в конце периода.
12 Микроэкономики
354________________________________________Глава 18

18.2. Организационные формы фирм
В капиталистической экономике фирмы находятся в собственности частных лиц.
Фирмы являются лишь юридическими субъектами; в конечном счете именно
владельцы фирм несут ответственность за их деятельность и именно владельцы
фирм получат вознаграждение или оплачивают издержки этой деятельности.
Вообще говоря, фирмы могут быть организованы в форме единоличных
владений, партнерств или корпораций. Единоличное владение — это фирма, на-
ходящаяся в собственности одного лица. Партнерство — фирма, которая нахо-
дится в собственности двух или более лиц. Корпорация обычно также находится
в собственности нескольких лиц, но по закону имеет право существовать от-
дельно от своих владельцев. Следовательно, партнерство существует лишь до тех
пор, пока оба партнера живы и согласны поддерживать его существование. Кор-
порация же может существовать дольше срока жизни любого из ее владельцев.
Именно поэтому большинство крупных фирм имеет организационную форму
корпорации.
Владельцы каждого из указанных типов фирм могут иметь различные цели
в отношении управления деятельностью фирмы. В единоличном владении или
в партнерстве владельцы фирмы, как правило, играют непосредственную роль
в фактическом управлении ее повседневной деятельностью, поэтому они име-
ют возможность добиваться осуществления преследуемых ими целей деятель-
ности фирмы. Как правило, владельцы заинтересованы в максимизации прибыли
своей фирмы, однако при наличии у них каких-то других целей, не связанных с
прибылью, они, разумеется, будут всячески способствовать их осуществлению.
Владельцы корпорации, как правило, отличны от менеджеров корпорации:
существует разделение собственности и контроля. Владельцы корпорации
должны определять ту цель, которой должны руководствоваться менеджеры
при управлении фирмой, а затем контролировать деятельность менеджеров.
Основная цель деятельности менеджеров — максимизация прибыли. Как мы
увидим далее, эта цель, будучи должным образом интерпретирована, с большой
вероятностью побуждает менеджеров фирмы выбирать действия, отвечающие
интересам ее владельцев.


18.3. Прибыль и рыночная стоимость фирмы
Часто применяемый фирмой производственный процесс занимает много вре-
менных периодов. Факторы производства, вводимые в момент t, приносят це-
лый поток услуг в более поздние периоды. Например, возведенное фирмой
здание фабрики может прослужить 50 или 100 лет. В этом случае фактор про-
изводства, введенный в один момент времени, способствует производству вы-
пуска в другие моменты времени в будущем.
В таком случае нам приходится определять стоимость потока издержек и
потока доходов во времени. Как мы видели в гл.10, это следует делать, исполь-
зуя концепцию текущей стоимости. При наличии у людей возможности полу-
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ______________________________355

чения и предоставления ссуд на финансовых рынках для определения естест-
венной цены потребления в разные моменты времени можно использовать
ставку процента. Фирмы имеют доступ к такого же рода финансовым рынкам,
и ставка процента может быть точно так же использована и для оценки инве-
стиционных решений.
Рассмотрим ситуацию совершенной определенности, в которой поток бу-
дущих прибылей фирмы широко известен. В этом случае текущая стоимость
указанных прибылей была бы текущей стоимостью фирмы. Она показывала бы
сумму, которую готов был бы заплатить кто-либо за покупку фирмы.
Как уже отмечалось, многие крупные фирмы имеют организационную
форму корпорации, а это означает, что они находятся в совместной собствен-
ности ряда индивидов. Корпорация выпускает акционерные сертификаты, сви-
детельствующие о собственности на акции корпорации. В определенные мо-
менты времени корпорация выдает дивиденды на эти акции, представляющие
собой долю в прибылях фирмы. Акции корпорации покупаются и продаются
на фондовом рынке. Цена акции представляет собой текущую стоимость потока
дивидендов, который люди рассчитывают получить от корпорации. Общая ры-
ночная стоимость фирмы есть текущая стоимость ожидаемого потока прибылей
фирмы. Следовательно, цель фирмы — максимизация текущей стоимости соз-
даваемого ею потока прибылей — могла бы быть также представлена в виде
цели максимизации рыночной стоимости фирмы. В мире определенности эти
две цели совпадают.
Владельцы фирмы, как правило, стремятся, чтобы фирма выбирала про-
изводственные программы, максимизирующие ее рыночную стоимость, по-
скольку это максимально повышает стоимость принадлежащих им акций.
Как мы видели в гл.10, каковы бы ни были вкусы индивида в отношении по-
требления в различные периоды времени, он всегда предпочтет начальный
запас с большей текущей стоимостью начальному запасу с меньшей текущей
стоимостью. Максимизируя свою рыночную стоимость, фирма максимально
увеличивает бюджетные множества своих акционеров и тем самым действует
в их интересах.
При наличии неопределенности в отношении потока прибылей фирмы не
имеет смысла поручать ее менеджерам максимизировать прибыли фирмы.
Должны ли они максимизировать ожидаемые прибыли? Следует ли им макси-
мизировать ожидаемую полезность прибылей? Как должны относиться менед-
жеры к рисковым инвестициям? В условиях неопределенности цели трудно
придать определенный смысл максимизации прибыли. Однако максимизация
рыночной стоимости фирмы сохраняет смысл и в условиях неопределенности.
Если менеджеры фирмы пытаются сделать стоимость акций фирмы возможно
более высокой, они тем самым максимально возможным образом повышают
благосостояние владельцев фирмы — акционеров. Максимизация рыночной
стоимости фирмы выступает четко определенной целевой функцией фирмы
практически в любой экономической среде.
Несмотря на эти замечания в отношении факторов времени и неопреде-
ленности, мы, как правило, будем ограничиваться рассмотрением гораздо бо-
356________________________________________Глава 18

лее простых задач максимизации прибыли, а именно тех, в которых речь идет
об одном конкретном выпуске и о единственном периоде времени. Такой
пример, несмотря на его простоту, все же позволяет сделать важные умозак-
лючения и выработать должную интуицию, облегчающую переход к изуче-
нию моделей поведения фирмы, имеющих более общий вид. Большинство
идей, которые мы рассмотрим, естественным образом переносится на эти бо-
лее общие модели.


18.4. Постоянные и переменные факторы
Изменить количество некоторых применяемых факторов производства в тече-
ние заданного периода времени может оказаться очень трудно. Как правило, у
фирмы могут иметься контрактные обязательства по использованию опреде-
ленных факторов в определенных объемах. Примером может служить договор
об аренде здания, согласно которому фирма юридически обязывается приобре-
сти определенную площадь на рассматриваемый период времени. Тот фактор
производства, который имеется у фирмы в постоянном количестве, мы называ-
ем постоянным, а фактор, используемый в разных количествах, — переменным.
Как мы видели в гл.17, короткий период определяется как такой период
времени, в котором существуют некоторые постоянные факторы — факторы,
которые могут использоваться только в неизменных количествах. Напротив, в
длительном периоде фирма вольна изменять все факторы производства: все
они являются переменными. Между коротким и длительным периодами не су-
ществует жесткой границы. Точный временной период, о котором идет речь,
зависит от исследуемой проблемы. Важно лишь то, что некоторые факторы
производства постоянны в коротком периоде и переменны в длительном пе-
риоде. Поскольку в длительном периоде все факторы являются переменными,
фирма всегда может принять решение о нулевом использовании факторов и о
производстве нулевого выпуска, т.е. о прекращении деятельности. Поэтому
наименьшая прибыль, которую может получить фирма в длительном периоде,
есть нулевая прибыль.
В коротком периоде фирма обязуется использовать некоторые факторы,
даже если решит производить нулевой выпуск. Следовательно, фирма вполне
может иметь в коротком периоде отрицательную прибыль.
По определению, постоянные факторы — это такие факторы производства,
которые должны оплачиваться, даже если фирма решит производить нулевой
выпуск: если у фирмы имеется договор о долгосрочной аренде здания, она
должна производить арендные платежи в каждом периоде независимо от того,
решает она производить что-либо в данном периоде или нет. Однако существу-
ет другая категория факторов производства, которые должны оплачиваться
только в случае, если фирма решит производить положительный объем выпус-
ка. Один из примеров такого рода факторов — электричество, используемое в
целях освещения. Если фирма производит нулевой выпуск, ей не требуется
обеспечивать никакого освещения; но если она производит какой-то положи-
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ______________________________357

тельный выпуск, ей придется покупать определенное количество электричества
для использования в целях освещения.
Факторы такого рода называются квазипостоянными факторами. Это факто-
ры производства, которые должны использоваться в постоянном количестве, не
зависящем от объема выпуска фирмы, до тех пор пока этот выпуск положите-
лен. При анализе экономического поведения фирмы проведение различия ме-
жду постоянными и квазипостоянными факторами производства иногда бывает
полезным.


18.5. Максимизация прибыли
в коротком периоде
Рассмотрим задачу максимизации прибыли в коротком периоде, когда фактор 2
фиксирован на некотором уровне хг. Пусть/(х ь х^) — производственная
функция фирмы, р — цена выпуска, а щ и м>2 — цены двух факторов производ-
ства. Тогда задача нахождения максимума прибыли, стоящая перед фирмой,
может быть записана в виде

тахр/(хь хг) — щх\ — w2x2.
х\
Условие оптимального выбора фактора 1 определить нетрудно.
Если х\ — выбор фактора 1, максимизирующий прибыль, то произведение
цены выпуска на предельный продукт фактора 1 должно равняться цене фак-
тора 1. В условных обозначениях

рМР{(х*,Х2) = Щ.

Другими словами, стоимость предельного продукта фактора должна рав-
няться цене фактора.
Чтобы понять суть этого правила, представьте, что будет, если фирма
примет решение об использовании чуть большего количества фактора 1. Если
добавить чуть-чуть этого фактора, ДХ], то вы будете производить больше на
Ь.у = МР\Ах\, и этот прирост выпуска будет стоить рМР^^х\. Но производ-
ство этого предельного выпуска обойдется в vviAJCj. Если стоимость предель-
ного продукта превышает издержки на него, можно увеличить прибыль путем
увеличения количества фактора 1. Если стоимость предельного продукта ниже
издержек на него, прибыль можно увеличить путем уменьшения объема ис-
пользования фактора 1. Если прибыль фирмы максимальна, она не должна
возрастать при увеличении или уменьшении количества фактора 1. Это озна-
чает, что при максимизирующем прибыль выборе факторов и объемов выпус-
ка стоимость предельного продуктарМР\(х\,хг) должна равняться цене фак-
тора щ.
358________________________________________Глава 18

Это условие можно вывести и графически. Взгляните на рис. 18.1. Изобра-
женная на нем кривая представляет производственную функцию при условии
сохранения фактора 2 неизменным на уровне х2. Используя у для обозначения
выпуска фирмы, получаем, что прибыль задается выражением
П=РУ— ЩХ1 — W2X2.

Из этого выражения можно получить у, выразив тем самым выпуск как
функцию xf.
Ь.Г2 + ^.Х1.

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>