<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

номических субъектов, которые, конечно, будут различны при разных вариантах
2 "18 Часть II. Теория рационального использования ресурсов




MSB




Рис. 19.7 Рис. 19.8
распределения прав собственности. Эти две стороны значения прав собственнос-
ти — для решения проблемы экстерналий и для имущественного положения эко-
номических субъектов — нельзя смешивать.
Таким образом, в рамках возможностей адекватного функционирования час-
тного сектора рыночной экономики экстерналий существуют только временно,
лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы выявить и
«переварить» указанными выше способами возникающие расхождения между ча-
стными и социальными издержками и выгодами.

Тем не менее многие экстерналий существуют в эко-
Государство и
номике длительное время. Это означает, что трансак-
внешние эффекты
ционные издержки на выяснение и перераспределение
прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки
превышают выгоду от переговоров, то экстерналий не будут устранены. К такому
же результату ведут слишком большое число вовлеченных в проблему экстерна-
лий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффек-
тов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников пе-
реговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их
проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие фор-
мы государственного воздействия.
Наиболее распространенным методом является административное регулирова-
ние, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения
вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляет-
ся мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например,
в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окру-
жающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не при-
водят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают
индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических
субъектов. Например, если они живут и действуют в разных районах и предельные
выгоды у них не совпадают, за исключением данной (определяемой единой рыноч-
ной ценой Рр), то установление единого допустимого административно определен-
ного количества данного порождающего экстерналий товара QA не устранит неэф-
фективного размещения ресурсов (QA> Qk, и первый производитель будет превы-
шать социально оптимальный объем выпуска, но QA < Qb, и второй производитель
не сможет достичь социально оптимального объема выпуска), хотя и может способ-
ствовать снижению размеров потерь эффективности (рис. 19.9).
Аналогичной будет ситуация при расхождении издержек у различных произ-
водителей товаров, порождающих внешние эффекты. И в этом случае установле-
Глава 19. Внешние эффекты в рыночной экономике 219
и их государственное регулирование


MSC



Pis


Рр




QUQAQIS QP

Рис. 19.10
Рис. 19.9

ние единого допустимого, административно определенного количества подобно-
го товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (теперь QA < Qh, и
первый производитель уже не сможет достичь социально оптимального объема
выпуска, но QA > Q2s, и второй производитель, наоборот, будет превышать соци-
ально оптимальный объем выпуска), хотя также может способствовать снижению
размеров потерь эффективности (рис. 19.10).
Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты
экономических субъектов административные органы теоретически могли бы ус-
тановить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (ко-
личество продукции, предельно допустимые концентрации выброса вредных ве-
ществ и т. д.), но это было бы связано со слишком высокими административными
издержками на получение необходимой информации, определение таких параметров
и проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируе-
мых таким образом экономических субъектов слишком велико. Поэтому в реаль-
ных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика админист-
ративного регулирования деятельности предприятий в нашей стране подтвержда-
ет этот вывод.
Корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог (налог Пигу) на
производителя негативной экстерналии устанавливается в размере, равном пре-
дельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
Т = МЕС,
где Т — размер корректирующего налога.
Тогда МРС +Т = MSC, и кривая
MSC
предельных частных издержек с уче-
том налога Пигу совпадает с кривой
МРС
предельных социальных издержек.
Это ведет к сокращению производ-
ства продукции с отрицательными
внешними эффектами до оптималь-
ного уровня: QT = Qs (рисМ9.11):
Корректирующая субсидия ус-
танавливается в размера, равном
предельной внешней выгоде на каж-
дую единицу выпускаемой продук-
ции с позитивными экстерналиями: Рис. 19.11
G = МЕВ,
где G — размер корректирующей субсидии.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
220

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая
предельной частной выгоды с учетом
такой субсидии будет совпадать с кри-
MSC
вой предельной общественной выгоды.
Это приведет к росту производства про-
дукции^с положительными внешними
эффектами до эффективного с точки
зрения размещения ресурсов уровня:
0 с = (?/*рис. 19.12).
Однако реализовать на практике
корректирующие налоги и субсидии не
просто, так как это связано со значи-
Рис. 19.12 тельными административными и
трансакционными издержками, связан-
ными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкрет-
ных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и
объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров на-
логов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и
т. д. Свою роль играет и взаимное противоречие интересов вовлеченных в такие
проблемы сторон: производителей и потребителей продукции и получателей вне-
шних эффектов. Тем не менее некоторые налоги и субсидии уже используются в
практике отдельных стран.
Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства
- создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет со-
здать новые, отсутствовавшие ранее, рынки и подключить рыночный механизм к
решению проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо пря-
мого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения
(чаще всего — на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволя-
ют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эф-
фектов от различных экономических субъектов и неоди-
наковых издержек на устранение экстерналий путем вве-
дения механизма перепродажи лицензий на загрязнения.
D Устанавливая конкретный допустимый объем загряз-
нений Q', государство тем самым определяет фиксирован-
ный объем 51 предложения прав на загрязнения. Рыночная
цена Р' определяется с учетом спроса D на загрязнения
(рис. 19.13).
Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек
на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую
лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином
случае им придется купить лицензию и сократить производство данной продук-
ции — или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся
слишком высоки.
Основные термины
Частные издержки
Внешние издержки
Социальные издержки
Предельные частные издержки
Предельные внешние издержки
Предельные социальные издержки
Глава 19. Внешние эффекты в рыночной экономике 221
и их государственное регулирование

Частная выгода
Внешняя выгода
Социальная выгода
Предельная частная выгода
Предельная внешняя выгода
Предельная социальная выгода
Внешний эффект (экстерналия)
Неопределенность прав собственности и внешние эффекты
Проблема внешних эффектов
Интернализация
Теорема Коуза—Стиглера
Корректирующие налоги и субсидии

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ