стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 20
Общественные блага.
Общественный выбор и благосостояние: роль государства

Для проведения классификации экономических
Классификация
благ необходимо определить критерии их разграни-
экономических
чения — разумеется, в зависимости от особеннос-
благ. Частные
тей классифицируемых таким образом объектов
и общественные
микроэкономического анализа.
блага
Первым таким критерием является конкурент-
ность (соперничество) различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентны-
ми (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение вы-
год от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозмож-
ным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага
каким-либо другим экономическим субъектом. Неконкурентными же в потреблении
являются такие блага, получение выгод от потребления которых данным эконо-
мическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических
субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отноше-
нии.

Например, если один потребитель не даст другому яблоко, а будет есть его сам,
то второй потребитель сможет (если, конечно, захочет) получать удовольствие от
вида данного румяного плода, может быть, его запаха — но это не будет означать
неконкурентности данного яблока: ведь все указанные выгоды в потреблении могут
быть получены только в другом отношении, а не в отношении вкуса данного яблока
и получения соответствующих содержащихся в яблоке полезных веществ. А вот ре-
гулирующий уличное движение инспектор ГИБДД, задерживающий движение по
одной из улиц перекрестка и одновременно разрешающий проезд по поперечной
улице, оказывает данную услугу сразу нескольким водителям, проезжающим по этой
улице. Выгода от возможности проехать по ней, полученная одним экономическим
субъектом, не означает невозможности извлечь точно такую же выгоду от того же
самого движения регулировщика остальным водителям, проезжающим по той же
самой дороге. Таким образом, услуга регулирующего дорожное движение инспекто-
ра ГИБДД оказывается неконкурентной в потреблении водителями автотранспор-
та, проезжающими по данной улице.

Следующим принципиальным критерием разграничения различных видов
благ является исключаемость из потребления различных товаров и услуг. Исключа-
емыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования ко-
торыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него воз-
можность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреб-
лять подобное благо. Вернемся к тому же яблоку. Ясно, что оно является
исключаемым из потребления всех возможных его потребителей.
Если же благо не обладает хоть в какой-то степени исключаемостью из по-
требления, сама проблема его распределения может стать неактуальной. Вместо это-
го на первый план выходит проблема обеспечения им возможных потребителей,
поскольку существенным свойством неисключаемых из потребления благ является
невозможность (или высокая стоимость) запрещения кому-либо участвовать в по-
треблении подобных благ. Это сильно затрудняет производство и реализацию та-
ких благ на обычных рыночных началах. Следовательно, настоятельная потреб-
ность в неисключаемых благах приводит к необходимости поиска иных путей обес-
печения ими всех желающих. Традиционным примером таких благ являются услуги
Глава 20. Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние: 223
роль государства

органов охраны правопорядка. Тот уровень защиты личных и общественных прав,
который обеспечивается данными органами на данной территории в данное вре-
мя, распространяется на всех находящихся в данном месте (в данной стране и т.п.),
и потребление этих услуг каким-либо лицом ничуть не препятствует остальным
получать те же самые услуги. Равным образом отсутствие должного правопорядка
будет распространяться на всех данных субъектов, страдающих от этого. Конечно,
одного конкретного человека можно, например, выдворить за пределы конкрет-
ной страны, в результате чего он лишится услуг органов власти, ответственных за
охрану правопорядка. Но это исключение, как известно, лишь будет подтверждать
общее правило: ведь все оставшиеся будут продолжать беспрепятственно получать
данные услуги, а выдворить все население, по крайней мере экономически, не-
целесообразно. Способы же получения необходимых для финансирования де-
ятельности правоохранительных органов средств, разумеется, отличаются от
рыночных.
Итак, мы выявили как минимум четыре класса экономических благ, различа-
ющихся по своим принципиальным характерным признакам. Результаты этого
анализа сведены в простую матрицу 2x2:


Конкурентные
Неконкурентные
и исключаемые блага и исключаемые блага
Неконкурентные Конкурентные
и неисключаемые блага и неисключаемые блага

Конечно, это лишь первое приближение к пониманию различий в основных
характеристиках экономических благ. Но уже оно дает представление о многомер-
ности «мира благ» и необходимости в связи с этим различать особенности спосо-
бов координации экономической деятельности, обеспечивающей потребителей
этими различными видами благ.
Обратимся далее к конкретным характеристикам различных, определенных
таким образом, видов благ. Очевидно, что конкурентные и одновременно исклю-
чаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособлен-
ными для обращения в рыночном кругообороте.Именно поэтому подобные блага
называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономи-
ческим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъек-
тов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владель-
ца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в
наличии свойства конкурентности — 100% и 0%, — но и весь спектр промежуточ-
ных значений — от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую
(преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью
до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и,
наконец, полной неконкурентности*различных конкретных благ. Но в данном слу-
чае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурент-
ностью, t
К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в
потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего
их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Анало-
гичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристи-
кой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в по-
треблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью,
достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
224

субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреб-
лении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное
благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость бла-
га, тем ниже — разумеется, при прочих равных условиях — уровень подобных из-
держек запрета. ; ш,.<
Теперь рассмотрим противоположное сочетание ключевых характеристик
потребления благ. В отличие от чистых частных благ чистыми общественными бу-
дут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой)
конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъек-
тов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означа-
ет, что предельные издержки предоставления подобного бяага каждому дополнитель-
ному потребителю (после первого) равны нулю. Например, рождение еще одного
жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону.
Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага впол-
не могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, по-
скольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заин-
тересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономи-
ческим субъектам.
Таким образом, два противоположных полюса двумерной шкалы сопоставле-
ния конкурентности и исключаемое™ благ в потреблении занимают чистые част-
ные и чистые общественные блага. Но «мир благ» к этому не сводится. Кратко оха-
рактеризуем промежуточные варианты сочетания данных двух свойств в их различ-
ных пропорциях. Высокая конкурентность в сочетании с низкой исключаемостью
дает общие (совместно потребляемые) блага. Из истории нам известно немало их при-
меров: общинные земли, леса, воды и т.п. В современном мире подобных благ оста-
лось уже не так много — можно привести в качестве примера общественные парки
для отдыха, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводного мира
и т.д. Причиной сокращения числа общих благ служит именно высокая их конку-
рентность: на всех их часто просто не хватает (пойманная кем-либо в таком озере
рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действует давно устано-
вившееся правило «primus veni, primus occupavi» — «первый пришел, первый занял»
со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Иногда общие блага
называют также коммунальными.
Обратная ситуация возникает в случае низкой конкурентности, но достаточ-
но высокой исключаемое™ благ. Здесь реально возможен контроль собственника
над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в
различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто называют ис-
ключаемыми общественными.
Последнее определение наводит на мысль, что все-таки не исключаемость вы-
ступает в качестве решающего критерия при выделении общественных благ в осо-
бую группу, хотя она чаще бывает источником практических проблем и поэтому
иногда кажется более важной экономистам с прагматичной (позитивистской) ме-
тодологической ориентацией (но единодушия в этом вопросе нет). Все же возмож-
ность распространять выгоду от потребления неконкурентных благ на дополнитель-
ных экономических субъектов с практически нулевыми предельными издержками
имеет более существенное значение, тем более что под эту характеристику подпада-
ет такое важное в современных условиях благо как информация.
В итоге мы можем свести полученные результаты в схему (рис. 20.1). В отли-
чие от матрицы с ее простой группировкой признаков вертикальная и горизон-
тальная протяженность этой схемы будет разделяться на общие по качеству отрез-
ки измерения (например, от 0 до 100% — как области на графике).
Глава 20. Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние: 225
роль государства




Рис. 20.1


Проблема «безбилетника» (или неплательщика) воз-
Проблема
никает, когда один из экономических субъектов мо-
«безбилетника»
жет получить выгоду от действий другого субъекта,
и обеспечение
не оплачивая ее. Фактически это свидетельствует о
общественными
наличии положительных внешних эффектов, плохо
благами
поддающихся интернализации. Если с этой точки
зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых
благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмот-
ря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен опла-
чивать это потребление. Ведь заплативший за данное неисключаемое благо потре-
битель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим. При этом обыч-
ные рыночные сделки теряют свой смысл: если я не могу помешать другому
потреблять данное благо просто так, то как же мне его заставить купить это же
благо? Иначе говоря: если я не могу в данном положении эффективно защитить
свое право собственности от посягательств на него посторонних лиц, то как тогда
вынудить кого-нибудь заплатить за приобретение такого слабомощного права
деньги? Ясно, что ни одной сделки по купле-продаже подобного блага в обычных
условиях не состоится.
Таким образом, потребность в чистых общественных благах ставит перед эко-
номикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема произ-
водства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетни-
ков».

Спрос на общественные блага не во всем идентичен
Спрос на общест-
спросу на частные блага. Прежде всего, каждый по-
венные блага
требитель не может произвольно изменять количество
и эффективный
используемого им общественного блага, а вынужден
объем обществен-
потреблять данное количество целиком. Например, все
ных благ
жители данной страны пользуются одним и тем же ко-
личеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения. Очевидно,
что у всех потребителей эти индивидуальные количества равны:
Q , = 0 , = « 2 =••• = ?„,
Q - общий объем предложения данного общественного блага, равный со-
где
циальному количеству общественного блага;
<, ˜ количество данного общественного блага, потребляемое /-м потреби-
?
телем (/= 1, 2, ..., и).
Далее, все потребители получают определенную выгоду от потребления об-
щественного блага одновременно. Следовательно, предельная общественная вы-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
226

года от потребления дополнительной единицы общественного блага складывается
из суммы всех предельных выгод его потребления:




где MSB — предельная социальная выгода от потребления дополнительной едини-
цы общественного блага,
MB. — предельная выгода от потребления дополнительной единицы обще-
ственного блага, полученная /-м потребителем (/= 1, 2, ..., п).
Таким образом, общая кривая спроса на обще-
ственное благо может быть получена путем не гори-
зонтального, а вертикального суммирования индиви-
дуальных кривых спроса, выражающих индивиду-
альную готовность каждого из потребителей
оплатить данное количество общественного блага в
соответствии со своей индивидуальной выгодой от
потребления этого блага.
На рис. 20.2 общая кривая спроса D на объем Qs
данного общественного блага получается (в простей-
шем случае) в результате вертикального сложения
двух кривых индивидуального спроса dx и dv причем
цена Р$, которую данное общество готово заплатить
Рис. 20.2
за данный объем Q, складывается из индивидуаль-
ных цен Р и Р потребителей:
Р, = Р1 + Рг
Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо
должно производиться в таком объеме, при котором, по обычному правилу при-
нятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления
блага равна предельным издержкам выпуска данного блага.
Таким образом, существует некоторый однозначно определяемый оптималь-
ный объем общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффектив-
ность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле
MSB(QS) = MC(QS),
где MSB(QS) — предельная общественная выгода от потребления данного об-
щественного блага в количестве Qs;
— предельные издержки производства и обеспечения потре-
MC{QS)
бителей данным общественным благом в количестве Qs

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>