<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

(рис. 20.3).
Итак, для эффективного размещения благ в
экономике данное общественное благо должно про-
изводиться в таком объеме, чтобы предельная об-
щественная выгода от потребления данного объема
МС
стала равной предельным издержкам выпуска до-
полнительного количества данного блага до общего
объема выпуска Qs. Другими словами, данное обще-
ственное благо должно выпускаться до такого ко-
личества Qs, пока общественная (напомним, сум-
марная) готовность оплатить это количество (в раз-
мере Ps) не станет равной предельным издержкам
выпуска этого количества данного блага (в размере
Глава 20. Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние: 227
роль государства
1
MC(QS)) . Для определения этого объема нужно точно знать общественные пред-
почтения в отношении общественного блага.

Напомним, что исключаемые общественные блага
Обеспечение
одновременно являются неконкурентными и исклю-
общественными
чаемыми. В отличие от чистых общественных благ
благами: возмож-
доступ к ним легко ограничить. Следовательно, не-
ности рынка
смотря на то что их потребление происходит коллек-
и государства
тивно, проблемы «безбилетника» в таких случаях не
возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут производить-
ся и нередко действительно производятся в частном порядке, без привлечения го-
сударственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения исклю-
чаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий во мно-
гих странах.
Существует довольно много благ, имеющих некоторые характеристики об-
щественных. Степень неконкурентности их потребления может быть различной в
разных условиях, это же относится и к степени их исключаемое™. Многое здесь
зависит от характера рыночных условий, в том числе от развития рыночной инф-
раструктуры, и от уровня развития соответствующих технологий. Такие блага на-
зывают условными общественными благами. В определенных случаях они также
могут приобретать необходимую степень исключаемое™, с тем чтобы их произ-
водство и продажа стали возможными для рыночного сектора экономики.
Например, некоторые из условных общественных благ становятся конкурен-
тными в потреблении при достижении определенного объема таких благ, прихо-
дящегося на одного потребителя — или, что то же самое, когда количество потре-
бителей данного объема таких благ превысит определенную пограничную величину
или величину перегрузки. После этого предельные издержки, приходящиеся на каж-
дого следующего потребителя данного объема блага, становятся выше нуля. При
этом предельная выгода для каждого следующего потребителя начинает снижать-
ся. Если такие блага приобретают достаточную исключаемость для установления
цен на них, уровень цены может быть использован для регулирования количества
потребителей такого перегружаемого общественного блага. Типичный пример та-
ких благ — общественные помещения: библиотечные, лекционные и т.д. Они ис-
пользуются без проблем при количестве потребителей (читателей, слушателей и т.
д.), не превышающем их нормальную вместимость, которая и является величиной
перегрузки. Дорожное движение также сильно осложняется после достижения оп-
ределенного числа одновременно проезжающих по данной дороге автомобилей
вплоть до возникновения «пробок».
Еще одним интересным способом подключения рыночного механизма к про-
изводству условных и исключаемых общественных благ является объединение
потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации — клу-
бы. Они выступают во внешнем, вполне «рыночном» мире как обычные покупате-
ли подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных
потребителей к подобным благам, обусловливая его необходимостью вступления
в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких чле-
нов на получение подобных клубных благ.
В определенных случаях даже обладающие крайне низкой исключаемостью
чистые общественные блага могут производиться и продаваться в частном секторе
экономики. Для этого применяется прием, называемый пакетированием (увязыва-
1
В этом случае не имеет значения, каким именно образом будет оплачиваться дан-
ное благо.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
228

нием). Суть его заключается в объединении подобного чистого общественного бла-
га с другим благом, обладающим достаточной степенью исключаемое™, в единый
набор, пакет, для участия всего пакета в рыночных сделках. Классический при-
мер пакетирования, исследованный Рональдом Коузом, — частное владение мая-
ками в Англии в XVII—XIX веках, когда маячные пошлины собирались в портах
при оказании судам портовых услуг.
Во всех остальных случаях, и прежде всего когда степень исключаемости об-
щественных благ недостаточно высока для их производства в частном секторе
экономики, они могут производиться в государственном секторе, а издержки их
производства при этом покрываются из налоговых поступлений. Это позволяет
избежать последствий проблемы «безбилетника». Невозможность обойтись без
государства в данном случае признается экономистами даже самых крайних либе-
ральных взглядов.
Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством бла-
га являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают уровнем
исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство (и последу-
ющая продажа) стало возможным и в частном секторе, а некоторые вообще пред-
ставляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в го-
сударственном секторе по разным причинам. Одна из них — высокий уровень поло-
жительных внешних эффектов от таких благ, который при их выпуске в частном
секторе приводит к их устойчивому недопроизводству. Примером таких благ мо-
гут послужить здравоохранение и образование.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что производство благ в государственном
секторе вовсе не означает автоматического достижения экономически эффектив-
ного объема их выпуска, хотя оно и является часто наиболее целесообразным спо-
собом обеспечения такими благами потребителей.

Общественный Существует несколько причин, по которым рынок
выбор не может самостоятельно справиться с задачей эф-
фективного использования ресурсов. Это и несовер-
шенство конкуренции при наличии рыночной власти, и внешние эффекты, и об-
щественные блага. Все эти явления называют недостатками рынка. Как было пока-
зано, когда рынок дает сбой, государство может откорректировать результаты его
работы и добиться улучшения в распределении ресурсов. Однако здесь возможны
новые проблемы.
Теория общественного выбора исходит из предположения, что, занимаясь по-
литической деятельностью и, в частности, участвуя в выработке и осуществлении
государственных решений в экономической сфере, экономические субъекты ис-
пользуют политические институты для достижения своих индивидуальных целей.
Эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в политической
деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведе-
ния различных субъектов в экономической деятельности.
Политические (общественные) решения принимаются на основе выявления
предпочтений граждан или членов любого другого сообщества. В современных усло-
виях это чаще всего предполагает голосование путем объявления своей позиции
каждым имеющим право голоса субъектом в определенной процедуре принятия
общественного решения. Самый распространенный принцип принятия решения
при голосовании — правило большинства голосов. При принятии решения боль-
шинством голосов возможна ситуация, когда общество не может четко опреде-
лить приоритетность своих предпочтений, — так называемый парадокс голосова-
ния. Это происходит тогда, когда предпочтения каждого из голосующих транзи-
Глава 20. Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние: 229
роль государства

тивны, однако предпочтения общества в целом транзитивностью не обладают.
Часто общественные решения, принятые большинством голосов, отражают пози-
цию «среднего избирателя», чьи предпочтения располагаются в середине некото-
рой возможной шкалы. Например, объем производства некоторого общественно-
го блага будет в таких случаях близок к величине, средней между его максималь-
ным и минимальным количествами. < ' • • •Щ.'-ЛЛ.
•• -
:•
Если некоторые интересы ряда субъектов совпадают, то они могут объеди-
ниться на этом основании в группу. Лоббизмом называется деятельность, направ-
ленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы.
Сплоченная группа с особыми интересами, действуя активно и целенаправленно,
может добиться принятия общественных решений, выгодных для меньшинства,
если их противники разобщены, а индивидуальная выгода каждого из них в от-
дельности меньше необходимых для ее получения затрат. Вероятность принятия
коллективных решений в интересах меньшинства повышается при объедине-
нии различных групп с особыми интересами на основе взаимной поддержки та-
ких решений (обмена голосами, или логроллинга): каждая из использующих лог-
роллинг лоббирующих групп голосует за решение, выгодное другой вовлечен-
ной во взаимную поддержку группе, в обмен на аналогичную ее помощь при
принятии выгодного ей самой решения. Конечно, при этом существует и про-
сто торговля голосами.
Поиск ренты — это деятельность, направленная на достижение или сохране-
ние определенных экономических выгод путем использования политических институ-
тов. Нередко при этом используются лоббизм, логроллинг, скупка голосов. Конк-
ретными целями поиска ренты часто становятся государственные субсидии и го-
сударственное ограничение конкуренции, а также иные распределяемые
государством привилегии, которые приводят к перераспределению ресурсов в ин-
тересах добивающегося такой ренты меньшинства. Может случиться и так, что
почти вся получаемая путем поиска ренты выгода расходуется в процессе обеспе-
чения и поддержания необходимых для получения ренты привилегий - это назы-
вается распылением (диссипацией) соответствующих рентных доходов. Вместе с воз-
никающим при поиске ренты спросом на обеспечивающие ее получение приви-
легии появляется и предложение таких привилегий субъектами, принимающими
политические решения.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что сама по себе государ-
ственная экономическая деятельность вовсе не является гарантией преодоления
недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ре-
сурсов. Более того, указанные недостатки государственной экономической актив-
ности сами могут служить источниками экономической неэффективности. Таким
образом, принимая решения об осуществлении той или иной экономической дея-
тельности частным либо государственным сектором, приходится выбирать между
институтами, имеющими каждый свои плюсы и минусы. При этом необходимо
сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного
механизмов координации экономической деятельности и получения данного кон-
кретного вида благ.

Основные термины
Конкурентность (соперничество)
Исключаемость
Частные блага
Общественные блага
Общие (совместно потребляемые) блага
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
230

Исключаемые общественные блага
Проблема «безбилетника»
Спрос на общественное благо
Оптимальный объем общественного блага
Условные общественные блага
Перегружаемые общественные блага
Величина перегрузки
Клубные блага
Пакетирование (увязывание)
Общественный выбор
Правило большинства голосов
•Парадокс голосования
Принцип «среднего избирателя»
Группа с особыми интересами
Лоббизм
Взаимная поддержка (логроллинг)
Торговля голосами
Поиск ренты

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ