ОГЛАВЛЕНИЕ



По мнению А.П, Вершинина, «...административные иски пред-! ставляют собой действенные средства защиты против незаконного! или необоснованного изъятия денежных средств государственными! органами и службами (налоговыми, таможенными, службой валютно-| го контроля и т.д.)»'- Данное определение подходит, во-первых, не | для всех административных исков, а во-вторых, оно подчеркивает] материально-правовой признак {зашита денежных средств) админист-] ративного иска.
Относительно процессуального содержания административного! иска точка зрения Л.П. Вершинина сообразуется с общепринятым! понятием, а именно: административный иск - это «требование, предъ-1 явленное в суд о защите прав, возникающих из административных (в| широком смысле, т.е. публично-правовых) отношений»".
Полагаю, что есть все основания говорить о двойственной ха-1 рактеристике административных исков. Она заключается в следую-] щем.
Матер налы ю-правовая природа административного иска под-1 черкивает характер тою конкретного административного или пуб-1 лично-правового отношения, которое и является предметом судебного разбирательства по конкретному административном} иск;. Это! могут быть иски из налоговых, бюджетных, финансовых, иных адми-1 пистрзтивпых отношений с имущественным содержанием.
Административные иски п>блично-правового характера направлены, как правило, на защиту публично-праиовых интересов гра-| жданипа (группы граждан), общественных, государственных интере-| сов. Например, дела об оспаривании нормативных правовых актов: защите избирательных прав, права о гражданстве, права на информацию и т.п.
Процессуальное содержание административного иска состоит том. что заявитель, чьи права, свободы, интересы (публичные. част-| ные) нарушены действиями, решениями административной власти лице ее органов или должностных лиц. адресует процессуальное требование к суду о проверке законности действии, актов администра-^ тивной власти. Это требование предъявляется с соблюдением >ста-
1 Вершинин Л.П. Выбор способа защиты гражданских пра». СПб.; 2000. С. 301.
"¦ Там же. С. 301
42

новлепных процессуальным законодательством условий (предпосылок) и порядка обращения в суд.
Исходя из характеристики двойственной природы административного иска, можно отметить его структуру. Она имеет определенные сходства со структурой гражданско-правовых исков. Другими словами, здесь также имеют место предмет, основание, содержание иска.
Предмет административного иска - это то конкретное требование, с которым обратился заявитель в суд. Оно может вытекать только из административных (в широком смысле, включая публично-правовые) правоотношений.
Основанием административного иска является указание заявителя на нарушение его прав, свобод незаконными, по его мнению, решением, действием публичной власти или должностного лица.
Содержанием иска будет указанный в заявлении способ судебной защиты по административному иску: отмена оспариваемых актов, решений, действий публичной власти и восстановление нарушенных прав, свобод, охраняемых законом интересов в полном объеме.
То. что спорные требования обозначаются иском, вовсе не означает, что стороны должны именоваться истцом и ответчиком, а форма обращения в суд - исковым заявлением. Как раз в том и суть различий между гражданско-правовым и административным иском, что им присущи свои, характерные черты как в форме возбуждения дела, так и лиц, участвующих в деле. К примеру, вряд ли целесообразно говорить о процессуальном соучастии в таких публично-правовых спорах как защита избирательных прав или оспаривание нормативных правовых актов, хотя налицо многосубъектность право-, отношений. Специфика их д©процессуальных отношений вводит в оборот и специфический термин: иск в защиту интересов «неопределенного круга лиц».
Эту «неопределенность», как представляется, можно конкретизировать через категорию правового интереса и тогда это будут субъ-екгы. объединенные определенным правовым интересом. Например, лица, чьи права и интересы могут быть защищены решением о придании недействительным того или иного нормативного акта или решения органов публичной власти или их должностных лиц. К примеру решение суда, признавшее незаконным, нарушающим интересы многочисленной группы населения города, области, постановлением мэрии о строительстве экологически вредного объекта. Запрет строительства такого объекта вынесенным судебным решением будет отве-
43



ОГЛАВЛЕНИЕ