стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

21
ГЛАВА




ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ФИРМЫ

В этой главе мы увидим, как, пользуясь моделью максимизации прибыли, вы-
вести кривую предложения конкурентной фирмы из ее функции издержек.
Первое, что нам надо сделать, — это описать рыночную среду, в которой дей-
ствует фирма.

21.1. Рыночная среда
Каждая фирма сталкивается с необходимостью принятия двух важных реше-
ний: она должна выбрать, сколько продукции производить и какую цену уста-
новить на свою продукцию. В отсутствие ограничений максимизирующая при-
быль фирма устанавливала бы произвольно высокую цену и производила бы
произвольно большой объем выпуска. Однако ни одна фирма не действует в
подобной среде, где ограничения отсутствуют. В общем случае фирма сталки-
вается в своей деятельности с двумя видами ограничений.
Во-первых, она сталкивается с технологическими ограничениями, воплощае-
мыми в производственной функции. Существуют лишь некоторые технологи-
чески доступные комбинации факторов производства и объемов выпуска, и
даже самая жадная до прибыли фирма вынуждена учитывать реалии физиче-
ского мира. Мы уже обсудили выше, как можно суммировать технологические
ограничения, и видели, как технологические ограничения ведут к экономиче-
ским ограничениям, в итоговой форме выражаемым функцией издержек.
404________________________________________Глава 21

Однако теперь мы введем новое ограничение, или по крайней мере старое,
но рассматриваемое с другой точки зрения. Это ограничение со стороны рынка.
Фирма может произвести физически возможный выпуск и установить ту цену,
которую пожелает,...но она может продать лишь столько, сколько люди готовы
купить.
Если она установит определенную цену р, то продаст определенный объем
выпуска х Мы называем взаимосвязь между ценой, устанавливаемой фирмой,
и количеством продукции, которое она продает, кривой спроса для фирмы.
Если бы на рынке действовала только одна фирма, описать кривую спроса
для этой фирмы бьшо бы очень легко: это была бы просто кривая рыночного
спроса, описанная в предыдущих главах, посвященных поведению потребителя.
Ведь кривая рыночного спроса показывает, сколько товара люди хотят купить
по каждой цене. Следовательно, кривая спроса в итоговой форме выражает те
ограничения со стороны рынка, с которыми сталкивается фирма, единолично
господствующая на рынке.
Если же на рынке действуют и другие фирмы, ограничения для индивиду-
альной фирмы будут иными. В этом случае фирме приходится догадываться,
как поведут себя остальные действующие на рынке фирмы, когда она выберет
цену и объем выпуска.
Эту задачу решить нелегко как фирмам, так и экономистам. Существует
множество различных возможностей, и мы попытаемся систематическим обра-
зом их рассмотреть. Термин "рыночная среда" будем использовать для описания
способов реагирования фирм на поведение друг друга при принятии ими ре-
шений по поводу цен и выпуска.
В настоящей главе мы изучим простейшую рыночную среду — среду чистой
конкуренции. Эта модель — хорошая отправная точка для сравнения с другими
моделями рыночной среды, и, кроме того, сама по себе представляет значи-
тельный интерес. Вначале мы дадим определение чистой конкуренции с пози-
ций экономистов, а затем попытаемся его обосновать.

21.2. Чистая конкуренция
Человек несведущий подразумевает под "конкуренцией" острое соперничество.
Вот почему студенты часто удивляются тому, что определению конкуренции с
позиций экономистов присущ оттенок пассивности: мы говорим, что рынок
является чисто конкурентным, если каждая фирма считает рыночную цену не
зависящей от ее собственного объема выпуска. Следовательно, на конкурент-
ном рынке каждую фирму должно заботить только то, какой объем выпуска
она хочет произвести. Что бы она ни произвела, это может быть продано толь-
ко по одной цене — текущей рыночной цене.
Применительно к какого рода среде данная предпосылка в отношении по-
ведения фирмы могла бы быть разумной? Допустим, перед нами отрасль, со-
стоящая из многих фирм, производящих одинаковый продукт, и на каждую
фирму приходится лишь малая доля рынка. Хорошим примером такой отрасли
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ_________________________________405

мог бы служить рынок пшеницы. В Соединенных Штатах существуют тысячи
фермеров, выращивающих пшеницу, и даже самый крупный из них производит
лишь ничтожно малую долю общего предложения. В данном случае для любой
отдельно взятой фирмы отрасли разумно считать рыночную цену предопреде-
ленной. Фермеру, выращивающему пшеницу, не нужно беспокоиться о том,
какую цену следует установить на его пшеницу, — если он вообще хочет про-
дать хоть сколько-то пшеницы, он должен продать ее по рыночной цене. Он —
ценополучатель: ему цена задана; единственное, о чем ему надо беспокоиться,
— это о том, сколько пшеницы произвести.
Ситуация такого рода — одинаковый продукт и много мелких фирм —
классический пример ситуации, в которой поведение фирм как ценополучате-
лей является разумным. Однако это не единственный случай, в котором пове-
дение фирм как ценополучателей является возможным. Даже если на рынке
существует всего лишь несколько фирм, они тем не менее могут относиться к
рыночной цене как к чему-то, находящемуся вне своего контроля.
Представьте ситуацию, в которой на рынке имеется постоянное предложе-
ние скоропортящегося товара, скажем, живой рыбы или свежесрезанных цве-
тов. Даже если на рынке существуют только 3 или 4 фирмы, каждая из них
может быть вынуждена принимать цены других фирм заданными. Если покупа-
тели на данном рынке покупают товар лишь по самой низкой цене, то самая
низкая из предлагаемых цен и будет рыночной ценой. Если одна из остальных
фирм хочет вообще продать что-либо, ей придется продать это по рыночной
цене. Поэтому в данного рода ситуации конкурентное поведение — отношение
к рыночной цене как к чему-то находящемуся вне вашего контроля — также
представляется приемлемым.
Можно описать взаимосвязь между ценой и количеством спроса с точки
зрения восприятия конкурентной фирмы графически, как на рис.21.1. Нетруд-
но заметить, что эта кривая спроса очень проста. Конкурентная фирма полага-
ет, что не продаст ничего, если запросит цену выше рыночной. Продавая товар
по рыночной цене, она может продать любое его количество, какое захочет, а
продавая по любой цене ниже рыночной, она удовлетворит по этой цене весь
рыночный спрос.
Как обычно, мы можем рассматривать данную кривую спроса двояко. Если
считать количество функцией цены, эта кривая говорит о том, что вы можете
продать любое количество товара, какое пожелаете, по цене, равной рыночной
или ниже нее. Если считать цену функцией количества, эта кривая говорит о
том, что, как бы много товара вы ни продали, рыночная цена останется неза-
висимой от объема ваших продаж.
(Разумеется, сказанное не должно быть справедливым буквально для любого
проданного количества товара. Цена должна быть независимой от вашего вы-
пуска при том любом его объеме, который вы намереваетесь продать. В случае
с продавцом свежесрезанных цветов цена должна быть независимой от объема
его продаж в пределах имеющегося у него под рукой запаса — того максимума,
о продаже которого могла бы идти речь.)
Глава 21
406

Важно понять различие между "кривой спроса для фирмы" и "кривой ры-
ночного спроса". Кривая рыночного спроса показывает взаимосвязь между ры-
ночной ценой и общим объемом проданного выпуска. Кривая же спроса для
фирмы показывает взаимосвязь между рыночной ценой и выпуском этой кон-
кретной фирмы.
Кривая рыночного спроса зависит от поведения потребителей. Кривая спроса
для фирмы зависит не только от поведения потребителей, но и от поведения
других фирм. Обычным оправданием конкурентной модели служит то, что когда
на рынке имеется много мелких фирм, каждая из них сталкивается с практиче-
ски горизонтальной кривой спроса. Однако даже если на рынке действуют всего
две фирмы, и одна из них настаивает на установлении постоянной цены незави-
симо ни от чего, другая фирма, действующая на данном рынке, сталкивается с
кривой спроса для конкурентной фирмы, подобной той, которая изображена
на рис.21.1. Таким образом, конкурентная модель может быть справедливой
при более разнообразных обстоятельствах, чем кажется на первый взгляд.



Рыночный
спрос


Кривая спроса
Рыночная
для фирмы
цена




Рис. Кривая спроса для конкурентной фирмы. При рыночной цене кривая спроса
для фирмы горизонтальна. При более высоких ценах фирма не продает ни-
21.1
чего, а при цене ниже рыночной она сталкивается с кривой совокупного ры-
ночного спроса.



21.3. Решение о предложении, принимаемое
конкурентной фирмой
Применим факты, выясненные нами в отношении кривых издержек, для того
чтобы вычислить кривую предложения конкурентной фирмы. По определе-
нию, конкурентная фирма игнорирует свое влияние на рыночную ц$ну. Та-
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ_______________________________ 407

ким образом, задачу максимизации, стоящую перед конкурентной фирмой,
можно записать:
max py — с(у).
у
Это говорит просто о том, что конкурентная фирма хочет максимизировать
свою прибыль: разность между общим доходом ру и издержками с(у).
Какой объем выпуска решит производить конкурентная фирма? Ответ:
она будет действовать в точке, где предельный доход равен предельным из-
держкам, — там, где добавочный доход, приносимый еще одной единицей вы-
пуска, как раз равен добавочным издержкам производства еще одной единицы
выпуска. Если бы данное условие не удовлетворялось, фирма всегда могла бы
увеличить свою прибыль путем изменения своего объема выпуска.
В случае конкурентной фирмы предельный доход есть просто цена. Чтобы
увидеть это, спросим себя, сколько добавочного дохода получит конкурентная
фирма, увеличив выпуск на Ду. Мы получим


поскольку согласно нашей гипотезе р не изменяется. Поэтому добавочный до-
ход на единицу выпуска задается формулой
ДЯ/Ду = р,
представляющей собой выражение для предельного дохода.
Таким образом, конкурентная фирма выберет объем выпуска у в точке, где
предельные издержки как раз равны рыночной цене. В условных обозначениях:
р = МС(у).
Мы хотим найти объем выпуска, максимизирующий прибыль при данной
рыночной цене р. Если при каком-то объеме выпуска у цена больше предель-
ных издержек, фирма может увеличить свою прибыль, чуть увеличив выпуск.
Ведь превышение ценой предельных издержек означает, что



Поэтому увеличение выпуска на Ду означает, что
Дс
р&у — — Ду > 0.
Ду
Упростив это неравенство, мы находим, что
— Дс > О,
а это означает, что прирост общего дохода от добавочного выпуска превышает
прирост издержек. Следовательно, прибыль при этом должна увеличиться.
Глава 21
408

Аналогичные рассуждения можно провести и для случая, когда цена ниже
предельных издержек. Тогда сокращение выпуска приведет к увеличению при-
были, поскольку потерянный при этом доход более, чем компенсируется со-
кратившимися издержками.
Таким образом, при оптимальном объеме выпуска фирма должна произво-
дить в точке, где цена равна предельным издержкам. Каков бы ни был уровень
рыночной цены р, фирма выберет объем выпуска у, соответствующий условию
р = МС(у). Поэтому кривая предельных издержек конкурентной фирмы есть в
точности ее кривая предложения. Или, другими словами, рыночная цена есть в
точности предельные издержки до тех пор, пока каждая фирма производит
объем выпуска, максимизирующий ее прибыль.

АС
МС
AVC
AVC




У\ Уг У
Рис. Предельные издержки и предложение. Хотя существуют два объема выпуска,
соответствующих точкам, в которых цена равна предельным издержкам, ко-
21.2
личество предложения, максимизирующее прибыль, может лежать только на
восходящей части кривой предельных издержек.



21.4. Исключение
Ну, скажем,...может быть, не совсем в точности. Имеются два случая, вну-
шающих в этом отношении беспокойство. Первый из них — когда, как в слу-
чае, представленном на рис.21.2, имеется несколько объемов выпуска, удовле-
творяющих условию равенства цены предельным издержкам. Здесь имеются
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ_________________________________ 409

два объема выпуска, соответствующих точкам, в которых цена равна предель-
ным издержкам. Который из них выберет фирма?
Ответ нетрудно увидеть. Рассмотрим первое пересечение, приходящееся на
ту область, в которой кривая предельных издержек нисходяща. Если, находясь
в этой области, мы чуть-чуть увеличим выпуск, издержки производства каждой
дополнительной единицы выпуска будут убывать. Именно это подразумевают,
когда говорят, что кривая предельных издержек убывает. Но рыночная цена
остается той же самой. Следовательно, прибыль явно должна возрасти.
Таким образом, мы должны исключить из рассмотрения те объемы выпус-
ка, которые приходятся на область убывания кривой предельных издержек. В
этих точках увеличение выпуска всегда должно увеличивать прибыль. Кривая
предложения конкурентной фирмы должна совпадать с восходящей частью
кривой предельных издержек. Это означает, что кривая предложения сама
должна быть всегда восходящей. Для кривых предложения феномен "товара
Гиффена" не возникает.
Равенство цены предельным издержкам является необходимым условием
максимизации прибыли. Вообще говоря, оно не является ее достаточным усло-
вием. Тот факт, что мы находим точку, в которой цена равна предельным из-
держкам, сам по себе еще не означает, что мы нашли точку максимальной
прибыли. Но если мы находим точку максимальной прибыли, мы знаем, что
цена должна равняться предельным издержкам.

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>