<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

выражением


Кривая краткосрочного предложения задается условием равенства цены
пердельным издержкам при некотором постоянном уровне k:
р = МС(у, k).
Обратите внимание на различие между этими двумя выражениями. Кривая
краткосрочного предложения показывает предельные издержки выпуска при
данном уровне выпуска и при сохранении k без изменений, в то время как
кривая долгосрочного предложения показывает предельные издержки выпуска
при оптимальном изменении k.
Но нам кое-что известно о взаимосвязи между краткосрочными и долго-
срочными предельными издержками: краткосрочные и долгосрочные предель-
ные издержки совпадают при том объеме выпуска у*, при котором выбор по-
стоянного фактора, связываемый с краткосрочными предельными издержками,
есть оптимальный выбор k*. Таким образом, кривые краткосрочного и долго-
срочного предложения фирмы совпадают при у*, как на рис.21. 8.
В коротком периоде некоторые факторы имеются у фирмы в постоянном
количестве; в длительном периоде эти факторы переменны. Таким образом, в
длительном периоде фирме приходится приспосабливать к изменению цены
выпуска больше выбираемых ею величин, чем в коротком. Как показано на
рис.21. 8, это предполагает большую чувствительность кривой долгосрочного
предложения к цене — большую эластичность, чем у кривой краткосрочного
предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ 417



Краткосрочное
предложение

Долгосрочное
предложение




У* У
Рис.
Кривые краткосрочного и долгосрочного предложения. Кривая долгосрочного
предложения, как правило, является более эластичной, чем кривая кратко- 21.8
срочного предложения.


Что еще можно сказать о кривой долгосрочного предложения? Длительный
период определяется как период времени, в котором фирма вольна изменять
количества всех применяемых ею факторов производства. Один из имеющихся
у фирмы вариантов выбора — выбор, касающийся продолжения или прекраще-
ния деятельности. Поскольку в длительном периоде фирма всегда может полу-
чить нулевую прибыль, прекратив деятельность, прибыль, получаемая фирмой в
условиях долгосрочного равновесия, должна быть по меньшей мере нулевой:
ру - с(у) > О,
что означает

У
Это говорит о том, что в длительном периоде цена должна быть по крайней
мере равна средним издержкам. Поэтому соответствующая часть кривой долго-
срочного предложения есть восходящая часть кривой предельных издержек,
лежащая над кривой долгосрочных средних издержек, как показано на рис.21.9.
Это полностью соответствует сказанному о коротком периоде. В длитель-
ном периоде все издержки являются переменными, поэтому условие превыше-
ния ценой средних переменных издержек в коротком периоде эквивалентно
условию превышения ценой средних издержек в длительном периоде.
14 Микроэкономика
Глава 21
418


AC
МС LMC
Р предложение LAC




Рис. Кривая долгосрочного предложения. Кривая долгосрочного предложения есть
восходящая часть кривой долгосрочных предельных издержек, лежащая над
21.9
кривой средних издержек.



21.9. Долгосрочные постоянные
средние издержки
Один из случаев, представляющих особый интерес, — случай, когда в длитель-
ном периоде применяемая фирмой технология характеризуется постоянной от-
дачей от масштаба. В этой ситуации кривая долгосрочного предложения явля-
ется кривой долгосрочных предельных издержек, которая в случае постоянных
средних издержек совпадает с кривой долгосрочных средних издержек. Следо-
вательно, складывается ситуация, изображенная на рис.21.10, в которой кривая
долгосрочного предложения представляет собой горизонтальную прямую, про-
ходящую на уровне постоянных средних издержек c^.
Эта кривая предложения означает, что фирма готова предложить любой
объем выпуска при р = СпцП> произвольно большой объем выпуска при р > с^
и нулевой объем выпуска при р < Стц,. Если вспомнить объяснение постоянной
отдачи от масштаба с позиций довода о возможности повторения того, что уже
было сделано раньше, то сказанное совершенно разумно. Постоянная отдача от
масштаба подразумевает, что если вы можете произвести 1 единицу за с„щ,
долл., значит вы можете произвести п единиц за пс^п долл. Поэтому вы готовы
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ 419

будете предложить любой объем выпуска по цене, равной с,^, и произвольно
большой объем выпуска по любой цене, большей чем с„^п.
С другой стороны, если р < с„ап, так что вам не удается работать без убыт-
ков, даже предлагая одну единицу выпуска, вы, конечно, не сможете работать
без убытков, предлагая л единиц выпуска. Следовательно, при любой цене ни-
же Cmjn вы захотите предложить нуль единиц выпуска.

Краткие выводы
1. Взаимосвязь между ценой, запрашиваемой фирмой, и продаваемым ею
выпуском известна как кривая спроса для фирмы. По определению,
конкурентная фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса,
высота которой определяется рыночной ценой — ценой, запрашиваемой
другими фирмами на этом рынке.
2. Кривая предложения (краткосрочная) конкурентной фирмы есть восходя-
щая часть кривой ее предельных (краткосрочных) издержек, которая лежит
над кривой средних переменных издержек.

АС
МС
Р




LMC = долгосрочное предложение




Постоянные средние издержки. В случае постоянных средних издержек кривая Рис.
долгосрочного предложения — горизонтальная линия. 2.0
11


3. Изменение излишка производителя при изменении рыночной цены с р\
до Р2 есть площадь слева от кривой предельных издержек между р\ и р^.
Эта площадь также измеряет изменение прибыли фирмы.
14*
420_____________________________________Глава 21

4. Кривая долгосрочного предложения фирмы есть восходящая часть кривой
ее долгосрочных предельных издержек, которая лежит над кривой ее
долгосрочных средних издержек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Фирма имеет функцию издержек, заданную выражением dy) = IQy2 + 1000.
Какова кривая предложения фирмы?
2. Функция издержек фирмы имеет вид с(у) = IQy2 + 1000. При каком
выпуске минимизируются средние издержки?
3. Если кривая предложения задана уравнением S(p) = 100 + 20/», то какова
формула обратной кривой предложения?
4. Кривая предложения фирмы задана выражением S(p) = 4р. Постоянные
издержки фирмы равны 100. Как изменится прибыль фирмы, если цена
изменится от 10 до 20?
5. Если кривая долгосрочных издержек фирмы описывается выражением с(у) =
= у2 + 1, то каков вид кривой долгосрочного предложения фирмы?
6. Определите, к ограничениям какого рода — технологическим или рыноч-
ным — относятся следующие ограничения: цена фактора производства, число
других фирм на рынке, количество производимого выпуска и способность
производить больше при заданных текущих объемах использования факторов.
7. Какая основная предпосылка характеризует чисто конкурентный рынок?
8. Чему всегда равен предельный доход фирмы в условиях чисто конкурент-
ного рынка? При каком объеме выпуска будет функционировать на таком
рынке максимизирующая прибыль фирма?
9. Если средние переменные издержки превышают рыночную цену, то
какой объем выпуска должна производить фирма? Что если фирма не
несет постоянных издержек?
10. Может ли для конкурентной фирмы быть более выгодно производить вы-
пуск, несмотря на то, что при этом она терпит убытки? Если это возмож-
но, то когда?
11. Какова взаимосвязь рыночной цены и издержек производства для всех
фирм отрасли на чисто конкурентном рынке?

ПРИЛОЖЕНИЕ
Если вам знаком язык дифференциального исчисления, то проведенные в данной главе
рассуждения представляются очень простыми. Задача максимизации прибыли имеет вид
max py — с(у)
у
при у ^ 0.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ_______________________________ 421

Необходимыми условиями достижения оптимального предложения у* являются ус-
ловие первого порядка
Р ˜ с?(у*) = О
и условие второго порядка
0.
Условие первого порядка говорит о том, что цена должна быть равна предельным
издержкам, а условие второго порядка — о том, что предельные издержки должны воз-
растать. Конечно, это предполагает, что у* > 0. Если при у* цена ниже средних пере-
менных издержек, то фирме выгоднее производить нулевой объем выпуска. Чтобы оп-
ределить кривую предложения конкурентной фирмы, мы должны найти все точки, в
которых удовлетворяются условия первого и второго порядков, и сравнить их друг с
другом — и с у = О, чтобы выбрать точку, в которой прибыль максимальна. Это и будет
предложение, максимизирующее прибыль.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ