ОГЛАВЛЕНИЕ

Й8Й

й-й

чать интересам всех, кто проживает на этой территории, для населения которой этот объект мог принести вред.
Обобщенный анализ отмеченных точек зрения о признаках административного иска позволяет сделать вывод, что таковыми необходимо считать следующие.
спор возникает из властеотношений (по вертикали) или из
публично-правовых между неравноправными субъектами допроцед-
суальных правоотношений;
обязательный субъект правового конфликта - орган публич
ной власти, либо его должностное лицо;
3) процесс возбуждается подачей заявления гражданином
(группой граждан) в суд:
4) предмет судебного спора: законность правового акта, реше
ния, действия (бездейстине) органа публичной власти или его долж
ностных лиц. государственных или муниципальных служащих;
предмет судебной чашиты: публично-правовые и частно
правовые интересы, права, свободы граждан л других субъектов,
спорных правоотношений, нарушенные оспариваемыми решениями
действиями органов пубщчной власти;
способ судебной защиты: проверка законности оспаривае
мых действий, решений;
цель судебной защиты: восстановление [трушенных прав,
свобод, охраняемых законом интересов I раждан и иных субъектов в
полном объеме;
использование судом специальных процессуальных средств
судебного рассмотрения и разрешения административного иска .
Отмеченные признаки позволяют дат!, определение понятию «административный иск».
Административный иск - это процессуальное требование заявителя к суду о защите публичного права (обьективного или субъективного) или охраняемых законом (частных или публичных) интересов путем разрешения правового конфликта между субъектами публично-правовых отношений по поводу законности правового акта, решения, действия органов государственной власти с целью восста-

ЧИМСНПЯ нарушенных прав и свобод заявителя в полном объеме и в рамках единой гражданской процессуальной фор-
Данное определение административного иска применимо к ис-к;]м. подлежащим ра1решению б порядке производства по делам, воз-И1|клищим из публично-правовых отношений и подлежащих разрешению с>лами общей и арбитражной юрисдикции в порядке граж-л.ш.кого судопроизводства в соответствии с действующим процессу-,1.м,иым законодательством
Для характеристики института подведомственности административных дел административным судам (если таковые будут созданы) !!.,[> можно сказать дел. рассматриваемых в порядке административ-мчш судопроизводства, важное значение имеет классификация адми-нистршивных исков.
Как в целом теория административных исков, так и их классификация в юридической науке изучены явно недостаточно.
Имеющиеся точки чрения по этому вопросу представляют оп-1Ч-_11,- и'иный интерес.
Ученые-административисты предлагают «в административном процессе»" законом предусмотреть следующие виды исков:
- об установлении, изменении или отмене (прекращении) адми-
нпсфагивного правоотношения:
- о необходимости исполнения обязательства;
об обязывании административного органа издать определен
ный административно-правовой акт;
о признании за лицом принадлежащих ему прав и свобод
(цель - выяснение содержания правового отношения).
Сообразно с этими исками могли бы выделяться виды админи--сгратипно-судебных производств. При таком подходе, вполне оче-цпдио. требуется и законодательное определение понятий административного акта (нормативного, индивидуального) и административно-'о действия (бездействия)» .

1 Попова Ю.А. Административный иск и процессуальная форма его разрешения // В Межв. сб.; Система Гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы. Екатеринбург, 2000. С. 440.
44

Попова Ю.А. Указ. соч. С. 440.
Аи гор данной работы полагает, что термин «административный пронесся в данном случае имеет обозначение в области несудебной дея-т мы тети (прим. автора - Ю.П.).
' Кряжков В.. Старилов Ю. Указ. соч. С. 18-19.
45



ОГЛАВЛЕНИЕ