<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Однако в Нью-Йорке лицензия на такси может быть продана за 100 000 долл.!
Почему же люди не устремляются в данную отрасль и не производят больше
лицензий на эксплуатацию такси? Причина состоит в том, что это вхождение
незаконно — предложение лицензий на эксплуатацию такси контролируется
городом.
Еще один пример экономической ренты дает ситуация с фермерской зем-
лей. В совокупности общее количество земли постоянно. По цене ноль долла-
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ 435

ров за акр на рынке будет предлагаться столько же земли, сколько и по цене
1000 долл. за акр. Таким образом, в совокупности плата за землю представляет
собой экономическую ренту.
С точки зрения экономики в целом, стоимость сельскохозяйственных уго-
дий определяется именно ценой сельскохозяйственных продуктов. Однако с
точки зрения индивидуального фермера, стоимость его земли — это издержки
производства, входящие в цену его продукта.
Это показано на рис.22.7. На этом рисунке AVC представляет кривую сред-
них издержек для всех факторов производства, за исключением издержек на
землю. (В данном случае мы предполагаем, что земля является единственным
постоянным фактором производства). Если цена урожая, выращенного на этой
земле, есть р*, то "прибыль", относимая за счет земли, измеряется площадью
прямоугольника — это и есть экономическая рента. Именно за такую сумму
земля сдавалась бы в аренду на конкурентном рынке — как раз в эту сумму
обошлось бы сведение прибыли к нулю.


АС
АС (включая арендную плату)
AVC
МС
МС = кривая предложения



A VC (исключая арендную плату)




Экономическая земельная рента. Площадь прямоугольника представляет собой Рис.
экономическую ренту на землю. 22.7


Кривая средних издержек, включающих стоимость земли, обозначена АС.
Если правильно оценить стоимость земли, то экономическая прибыль от рабо-
ты фермы будет в точности равна нулю. Поскольку равновесная рента на зем-
лю будет равна тому, во что обойдется сведение прибыли к нулю, мы имеем:
436________________________________________Глава 22

р*у* — cv(y*) — рента = О
или
рента = />*У — cv(y*). (22.1)
Это как раз та величина, которую мы ранее называли излишком производи-
теля. В самом деле, это то же самое понятие, которое просто рассматривается в
ином свете. Следовательно, можно также, как мы видели ранее, измерять ренту
площадью, находящейся слева от кривой предельных издержек.
С учетом определения ренты в уравнении (22.1) справедливость сказанного
нами ранее теперь легко увидеть: именно равновесная цена определяет ренту, а
не наоборот. Предложение фирмы задано кривой ее предельных издержек, а
эта кривая не зависит от затрат на постоянные факторы. Величина ренты из-
меняется таким образом, что прибыль сводится к нулю.

22.8. Арендные ставки и цены
Поскольку мы измеряем выпуск в единицах потока — говорим о таком-то объ-
еме выпуска в единицу времени, надо следить за тем, чтобы прибыль и рента
измерялись в долларах в единицу времени. Следовательно, в приведенных вы-
ше рассуждениях речь шла о годовой земельной ренте или о годовой ренте,
получаемой от владения лицензией на такси.
Если бы вместо сдачи в аренду имела место прямая продажа земли или ли-
цензии, равновесная цена равнялась бы текущей стоимости потока рентных
платежей. Это простое следствие обычной аргументации, суть которой состоит
в том, что активы, порождающие поток платежей, должны продаваться на кон-
курентном рынке по их текущей стоимости.

ПРИМЕР: Лицензии на продажу
спиртных напитков
В Соединенных Штатах каждый штат устанавливает свою собственную поли-
тику в отношении продаж спиртных напитков. В некоторых штатах имеется
монополия на их продажу; в других выдаюся лицензии тем, кто хочет зани-
маться продажей спиртных напитков. В одних случаях лицензии выдаются по
получении оплаты; в других — число лицензий постоянно. В Мичигане, на-
пример, число лицензий на продажи пива и вина, предусматривающих прода-
жи распивочно, ограничено одной лицензией на каждые 1500 жителей.
После каждой переписи населения, проводимой федеральными властями,
совет штата по контролю за продажей спиртных напитков выделяет лицензии
тем общинам, население которых выросло. (Однако у общин, население кото-
рых сократилось, лицензии не отбираются.) Вследствие этой искусственно соз-
даваемой нехватки лицензий во многих быстрорастущих общинах возник под-
вижный рынок лицензий на распивочную продажу спиртных напитков. На-
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ________________________________437

пример, в 1983г. в Энн Арбор, штат Мичиган, имелось 66 действующих лицен-
зий на продажу спиртных напитков. На основании переписи населения 1980г.
было разрешено выдать шесть новых лицензий, и возникла очередь на их по-
лучение из 33 претендентов. В то время рыночная стоимость лицензии на про-
дажу спиртных напитков составляла около 80 000 долл. В местной газете поя-
вилась статья, в которой утверждалось, что "спрос превышает предложение ли-
цензий на продажу спиртных напитков". Вряд ли местных экономистов могло
удивить то, что отдача актива стоимостью 80000 долл. по нулевой цене привела
к избыточному спросу!
В Мичигане выдвигалось много предложений по смягчению законодатель-
ства о контроле над продажами спиртных напитков путем разрешения выдачи
штатом новых лицензий. Однако из-за противодействия различных политиче-
ских групп эти предложения так и не приняли формы закона. Некоторые из
указанных групп выступают против потребления спиртного исходя из религи-
озных соображений или заботы о здоровье нации. Другие группы лиц руково-
дствуются несколько иными мотивами. Например, одним из самых горластых
противников послабления законов о продаже спиртного является Мичиганская
Ассоциация лиц, владеющих лицензиями на продажу напитков, — группа,
представляющая продавцов спиртных напитков в Мичигане. Хотя утверждение
о том, что эта группа может противодействовать либерализации законов о про-
даже спиртных напитков, кажется на первый взгляд парадоксальным, по неко-
тором размышлении возможная причина этого становится ясной: выдача боль-
шего числа лицензий, несомненно, понизила бы перепродажную стоимость
существующих лицензий, что привело бы к значительной потере капитала ны-
нешними держателями таких лицензий.

22.9. Политика в отношении ренты
Часто экономическая рента существует вследствие законодательных ограничений
вхождения в отрасль. Выше были упомянуты два примера такого рода: лицензи-
рование эксплуатации такси и лицензирование продаж спиртных напитков. В
каждом из указанных случаев число лицензий устанавливается законом, тем са-
мым ограничивается вхождение в отрасль и создается экономическая рента.
Предположим, что муниципальное управление Нью-Йорк Сити хочет уве-
личить число действующих такси. Что произойдет с рыночной стоимостью су-
ществующих лицензий на эксплуатацию такси? Очевидно, она упадет. Это со-
кращение стоимости ударит отрасль прямо по карману и наверняка породит
силу, выступающую против любых действий в данном направлении.
Федеральное правительство также искусственно ограничивает выпуск неко-
торых продуктов, чтобы создать ренту. Например, федеральным правительст-
вом было объявлено, что табак можно выращивать лишь на определенных зем-
лях. Стоимость такой земли определяется при этом спросом на табачную про-
дукцию. Любая попытка ликвидации данной системы лицензий встретит со-
противление сильного лобби. При создании правительством искусственной
редкости какого-то продукта устранить ее очень трудно. Те, кто извлекает вы-
438_____________________________________Глава 22

году из существования этой искусственной редкости продукта, — люди, кото-
рые приобрели право на деятельность в данной отрасли, — будут энергично
противодействовать любым попыткам расширения отрасли.
Фирмы, уже действующие в отрасли, вхождение в которую законодательно
ограничено, могут тратить значительные средства на поддержание своего при-
вилегированного положения. Расходы на лоббирование, гонорары юристам,
издержки на поддержание связей с общественностью и т.д. могут быть весьма
существенными. С точки зрения общества, затраты такого рода представляют
собой чистую общественную потерю. Они не являются подлинными издержка-
ми производства — не ведут к увеличению выпуска. Лоббирование и усилия в
области налаживания связей с общественностью определяют лишь, кто получа-
ет деньги, связываемые с существующим выпуском.
Усилия, направленные на то, чтобы спрос на факторы поддерживался или
предъявлялся на уровне постоянного предложения факторов, иногда называют
стремлением к получению ренты. С точки зрения общества, они являются чистой
потерей, мертвым грузом, поскольку не способствуют увеличению выпуска, а
лишь изменяют рыночную стоимость существующих факторов производства.

ПРИМЕР: "Культивирование" правительства
Действующей в США программе субсидирования фермеров присущ лишь один
положительный момент — эта программа служит неистощимым источником
примеров для учебников по экономической теории. Каждое новое изменение,
вносимое в программу субсидирования фермеров, порождает новые проблемы.
"Если хотите найти изъяны в программе, достаточно подбросить ее фермерам.
Нет никого, кто был бы более изобретателен в нахождении путей использова-
ния этих изъянов", — говорит Тедди Бар, вице-президент Национального сове-
та фермерских кооперативов.
Базовая структура субсидий фермерским хозяйствам в США включает под-
держание уровня цен: федеральное правительство гарантирует фермерам полу-
чение ими поддерживаемой цены за урожай и обязуется возместить разность в
случае падения цены ниже поддерживаемой. Чтобы соответствовать требовани-
ям, связанным с участием в данной программе, фермер соглашается не возде-
лывать часть своей земли.
По самой природе этого плана большая часть выгод от него достается
крупным фермерам. Согласно одному из расчетов 13% прямых федеральных
субсидий приходится на 1% фермеров с годовым объемом продаж, превышаю-
щим 500 000 долл.
Закон 1985г. о гарантировании цен на продовольствие значительно ограни-
чил выплаты крупным фермерам. В результате этого фермеры пошли на дроб-
ление принадлежащих им земель, сдавая их в аренду местным инвесторам. Ин-
весторы обычно приобретали участки земли, достаточно крупные для того,
чтобы воспользоваться субсидиями, но одновременно достаточно мелкие, что-
бы не подпасть под ограничения, направленные против крупных фермеров.
Как только земля приобреталась, инвестор регистрировал ее для участия в пра-
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ________________________________439

вительственной программе, по которой он получал выплаты за то, что не воз-
делывал ее. Эта практика стала известна как "культивирование правительства".
Согласно одному из исследований, ограничение выплат крупным фермерам
по закону 1985 г. о фермерском хозяйстве привело к появлению 31 000 новых
претендентов на получение фермерских субсидий. Затраты на эти субсидии со-
ставили примерно 2,3 млрд. долл.
Обратите внимание на то, что официальная цель программы — ограничение
суммы правительственных субсидий, выплачиваемых крупным фермерам, — дос-
тигнута не была. Когда крупные фермеры сдают свои земли в аренду мелким,
рыночная цена аренды зависит от щедрости федеральных субсидий. Чем они
выше, тем выше равновесная рента, получаемая крупными фермерами. Выгоды
от программы субсидирования по-прежнему выпадают тем, кто владеет землей
изначально, поскольку рыночную цену земли определяет в конечном счете ве-
личина дохода, приносимого землей, — либо от выращивания урожая, либо от
"культивирования" правительства.

22.10. Энергетическая политика
Данную главу мы заканчиваем рассмотрением обширного примера с использо-
ванием некоторых из разработанных нами понятий.
В 1974 г. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) инициировала
значительный рост цены нефти. У стран, не являвшихся производителями
нефти, практически не оставалось выбора в отношении энергетической поли-
тики, — цена нефти и товаров, производимых с ее использованием, должна
была повыситься.
В тот момент Соединенные Штаты производили около половины отечест-
венного потребления нефти, и Конгрессу показалось несправедливым, что оте-
чественным производителям нефти должны доставаться "непредвиденные при-
были" от неконтролируемого увеличения ее цены. (Термин "непредвиденные
прибыли" относится к увеличению прибыли в результате какого-то внешнего
события в противоположность увеличению прибыли в результате принятых
производственных решений). Как следствие, Конгресс разработал замысловатый
план, чтобы попытаться сдержать рост цен на продукты, при производстве кото-
рых использовалась нефть. Самый важный из этих продуктов — бензин, поэтому
мы исследуем воздействие указанной программы на рынок бензина.

Политика двойной цены на нефть
Принятая Конгрессом политика получила название политики двойной цены на
нефть и сводилась примерно к следующему. Импортируемая нефть продавалась
по существующей рыночной цене, отечественная же нефть, добытая из сква-
жин, существовавших до 1974 г., продавалась по старой цене — той, по кото-
рой она продавалась до акции ОПЕК. Грубо говоря, импортируемая нефть
продавалась примерно по 15 долл. за баррель, в то время как отечественная —
Глава 22
440

примерно по 5 долл. Идея состояла в том, что средняя цена нефти должна бы-
ла составить в этом случае 10 долл. за баррель, что способствовало бы сдержи-
ванию роста цены на бензин.
Могла ли сработать такая схема? Подумаем об этом с точки зрения произ-
водителей нефти. Как выглядела бы в этом случае кривая предложения бензи-
на? Чтобы ответить на этот вопрос, следует выяснить, как выглядела бы кривая
предельных издержек на бензин.
Как бы вы действовали, если бы были владельцем очистительного завода,
занимающегося перегонкой нефти в бензин? Очевидно, поначалу попытались
бы использовать дешевую отечественную нефть. Только израсходовав имею-
щиеся у вас запасы отечественной нефти, вы обратились бы к переработке бо-
лее дорогой импортной нефти. Следовательно, кривая совокупных предельных
издержек на бензин — кривая предложения отрасли — выглядела бы примерно
так, как на рис.22.8. Кривая "подскакивает вверх" в точке, где исчерпано отече-
ственное производство нефти в США и начинает использоваться импортная
нефть. До этой точки соответствующая цена фактора, используемого в произ-
водстве бензина, измеряется отечественной ценой нефти. После нее указанная
цена фактора измеряется ценой иностранной нефти.

ЦЕНА
Предложение
по 15 долл. за баррель


Предложение
по 5 долл. за баррель



Спрос




КОЛИЧЕСТВО
Использование Использование
- отечественной - - импортной -
нефти
нефти
Рис. Кривая предложения бензина. При политике двойной цены на нефть кривая
предложения бензина была бы прерывной, перескакивающей в момент ис-
22.8

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>