<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

черпания запасов более дешевой нефти с уровня более низкой кривой пред-
ложения на уровень более высокой кривой предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ________________________________441

На рис.22.8 изображена кривая предложения бензина для случая, когда вся
нефть продается по мировой цене в 15 долл. за баррель, и для случая, когда вся
нефть продается по отечественной цене в 5 долл. за баррель. Если отечествен-
ная нефть действительно продается по 5 долл. за баррель, а иностранная — по
15 долл. за баррель, то до точки полного использования запасов отечественной
нефти кривая предложения бензина будет совпадать с кривой предложения по
5 долл. за баррель, а после этой точки — с кривой предложения по 15 долл. за
баррель.
Теперь найдем пересечение этой кривой предложения с кривой рыночного
спроса, чтобы определить на рис.22.8 равновесную цену. Данный график обна-
руживает интересный факт: цена бензина при системе двойной цены на нефть
оказывается точно такой же, как и при продаже всей нефти по цене иностран-
ной! Цена бензина определяется предельными издержками производства, а пре-
дельные издержки определяются издержками производства импортной нефти.
Если над этим чуть-чуть поразмыслить, это совершенно разумно. Ком-
пании по производству бензина будут продавать свою продукцию по ры-
ночной цене. То, что вам посчастливилось заполучить немного дешевой неф-
ти, не означает, что вы не будете продавать ваш бензин по той же цене, что
и другие фирмы.
Допустим на мгновение, что вся нефть продается по одной и той же цене и
что равновесие достигается при цене р*. Затем вмешивается правительство и
понижает цену первых 100 баррелей, используемых каждым производителем
бензина. Повлияет ли это на предложение производителей бензина? Никоим
образом — чтобы оказать воздействие на предложение, вы должны изменить
предельные стимулы. Единственный способ понизить цену бензина — это уве-
личить его предложение, а это означает, что вам придется снизить предельные
издержки производства нефти.
Политика двойной цены на нефть была просто передачей прибыли от оте-
чественных производителей нефти отечественным производителям бензина. Оте-
чественные производители получали за свою нефть на 10 долл. меньше, чем име-
ли бы при другой политике ценообразования, прибыль же, которую они долж-
ны были бы получть, шла производителям бензина. Все это не оказывало воздей-
ствия на предложение бензина и, таким образом, не могло влиять на его цену.

Контроль над ценами
Экономические силы, о которых шла речь в проведенных выше рассуждениях,
вскоре дали о себе знать. Министерство энергетики осознало, что при системе
двойной цены нельзя позволять рыночным силам определять цену бензина,
поскольку действие одних лишь рыночных сил подразумевает установление
единой цены на бензин, причем той же самой, что и в отсутствие указанной
системы цен.
Поэтому был введен контроль за ценами на бензин. Каждому производите-
лю бензина предписывалось взимать за бензин цену, основанную на издержках
442________________________________________Глава 22

его производства, в свою очередь определившихся затратами на нефть, которую
удалось купить производителю бензина.
Доступность дешевой отечественной нефти была различной в зависимости
от размещения нефтеперегонных заводов. В Техасе производители бензина на-
ходились вблизи от главного источника производства и, следовательно, могли
приобрести крупные партии дешевой нефти. Вследствие контроля за ценами
цена техасского бензина была относительно низкой. В Новой Англии букваль-
но всю нефть приходилось импортировать, и поэтому цена бензина в Новой
Англии была достаточно высокой.
Если на один и тот же продукт существуют различные цены, естественными
для фирм являются попытки продать его по более высокой цене. И снова Ми-
нистерству энергетики пришлось вмешаться, чтобы не допустить неконтроли-
руемой отправки бензина из районов с низкой ценой в районы с высокой це-
ной. Результатом этого вмешательства явился знаменитый дефицит бензина
середины 70-х годов. Периодически предложение бензина в каком-либо районе
страны иссякало, и мало что можно было заполучить по любой цене. При сво-
бодной рыночной системе поставок нефтепродуктов такого никогда не наблю-
далось; дефицит был вызван исключительно системой двойной цены на нефть
в сочетании с контролем за ценами.
В то время экономисты указывали на это обстоятельство, но это не ока-
зало большого влияния на политику. Что действительно оказало на нее
влияние, так это лоббирование со стороны производителей бензина. Боль-
шая часть отечественной нефти продавалась в соответствии с долгосрочны-
ми контрактами, и некоторым производителям бензина удалось скупить
большое количество этой нефти, в то время как другие производители
смогли купить лишь дорогую иностранную нефть. Естественно, они возра-
жали, что это нечестно, и Конгресс изобрел еще одну схему более равно-
мерного распределения отечественной нефти.

Программа компенсационных выплат
Эта программа именовалась "программой компенсационных выплат" и своди-
лась примерно к следующему. Всякий раз, когда производитель бензина поку-
пал баррель дорогой иностранной нефти, он получал талон, позволявший ему
купить некоторое количество дешевой отечественной нефти. Количество отече-
ственной нефти, которое разрешалось купить производителю бензина, зависело
от условий предложения, однако, допустим, что оно было "один к одному": по-
купка каждого барреля иностранной нефти за 15 долл. позволяла ему купить
один баррель отечественной нефти за 5 долл.
Что происходило при этом с предельной ценой нефти? Предельная цена
нефти представляла собой средневзвешенное цены отечественной и цены ино-
странной нефти; в описанном выше случае эта цена составила бы 10 долл.Как
это повлияло бы на кривую предложения бензина, показано на рис.22.9.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ 443


ЦЕНА Предложение
по 15 долл. Предложение
за баррель по 10 долл.
за баррель
f
Предложение
по 5 долл.
за баррель




д* КОЛИЧЕСТВО

Программа компенсационных выплат. Согласно программе компенсационных Рис.
выплат кривая предложения бензина проходила бы между кривой предложе- 22.9
ния для случая поставок всей нефти по цене импортной нефти и кривой
предложения для случая поставок всей нефти по цене отечественной нефти.


• Предельные издержки нефти в самом деле, сократились, а это означало, что
снизилась также цена бензина. Посмотрите, однако, кто теперь платит эту це-
ну: отечественные производители нефти! Соединенные Штаты покупали ино-
странную нефть, стоившую 15 долл. за баррель в реальных ценах, делая вид,
что она стоит лишь 10 долл. за баррель. Отечественные производители нефти
должны были продавать свою нефть на мировом рынке нефти по цене ниже
рыночной. Мы субсидировали ввоз иностранной нефти и вынуждали отечест-
венных производителей нефти оплачивать эту субсидию!
В конце концов, от этой программы также пришлось отказаться, и США
ввели налог на отечественное производство нефти, чтобы американские произ-
водители нефти не получали непредвиденных прибылей вследствие акции
ОПЕК. Конечно, такой налог ограничивал отечественное производство нефти
и тем самым способствовал увеличению цены бензина, но, очевидно, в тот мо-
мент подобная ситуация была для Конгресса приемлемой.

Краткие выводы
1. Кривая краткосрочного предложения отрасли есть просто горизонтальная
сумма кривых предложения отдельных фирм отрасли.
444_______ ____________________________________ Глава 22

2. Кривая долгосрочного предложения отрасли должна строиться с учетом
входа-выхода фирм.
3. Если в отрасли существуют свободные вход и выход, то долгосрочное
равновесие подразумевает существование максимального числа фирм с
неотрицательной прибылью. Это означает, что кривая долгосрочного
предложения по существу является горизонтальной при цене, равной
минимальным средним издержкам.
4. Если существуют силы, препятствующие вхождению фирм в прибыльную
отрасль, то факторы, мешающие этому вхождению, приносят экономичес-
кую ренту. Рента, приносимая этими факторами, определяется ценой
выпуска отрасли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Если Si(p) = р — 10 и ^(р) = р — 15, то при какой цене кривая спроса
отрасли будет иметь излом?
2. В коротком периоде спрос на сигареты совершенно неэластичен.
Предположим, что в длительном периоде он совершенно эластичен.
Каково воздействие налога на сигареты на ту цену, которую платят
потребители в коротком и в длительном периодах?
3. Верно или неверно? Продовольственные магазины самообслуживания,
расположенные вблизи университетского городка, имеют высокие цены
потому, что им приходится платить высокую арендную плату.
4. Верно или неверно? В условиях долгосрочного равновесия отрасли ни
одна фирма, как правило, не терпит убытков.
5. Чем согласно представленной в настоящей главе модели определяется объем
входа фирм в данную отрасль и выхода их из нее?
6. Модель, представленная в настоящей главе, подразумевает, что чем
больше в данной отрасли фирм, тем (более пологой, более крутой)
является кривая ее предложения.
7. После тщательного учета эксплуатационных издержек и издержек на труд
создается впечатление, что нью-йоркский водитель такси в длительном
периоде получает положительную прибыль. Противоречит ли это модели
чистой конкуренции? Если да, то почему? Если нет, то почему?

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ