<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Таблица 7
«Несет ли человек моральную ответственность…?»
(в % от числа опрошенных)*

Год
исследования
Безусловно, несет
В какой-то мере несет
Безусловно, не несет
Затруднились ответить
…за действия своего правительства
1989
14
29
37
20
1994
8
31
42
19
…за работу своего предприятия
1989
49
40
5
6
1994
21
50
17
12
…за действия лиц своей национальности
1989
20
32
28
20
1994
10
28
40
22
…за события в стране
1989
22
42
17
19
1994
9
35
33
23
…за действия близких родственников
1989
45
34
13
8
1994
39
42
11
8
* Исследования по программе «Советский человек», 1989 г. (N = 1250 человек) и 1994 г. (N = 3000 человек).
Если оставить в стороне последний по порядку вопрос о близких родственниках, все остальные типы «обязательственных» связей оказываются значительно ослабленными. Люди не чувствуют себя столь ответственными за страну, правительство, предприятие, как пять лет назад. Стоит отметить, что резко ослаблена и «национальная» ответственность: этносоциальные связи никак не восполняют государственно-социальных.
Сопоставим теперь структурные компоненты представления о собственном народе в исследованиях 1989 и 1994 гг. (см. табл. 8).
Таблица 8
«Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашем народе?»
(в % от числа опрошенных)*
Варианты ответа
1989 г.
1994 г.
Место, где я родился и вырос
38
41
Наше прошлое, наша история
26
37
Наша земля, территория
12
25
Язык моего народа
22
19
Государство, в котором я живу
27
18
Родная природа
15
38
Наши песни, праздники и обычаи
14
17
Душевные качества нашего народа
14
16
Великие люди моей национальности
8
10
Родные могилы, памятники
8
9
Наша религия
3
8
Наше трудолюбие, хозяйственность
5
6
Наша военная мощь
2
5
Знамя, герб, гимн
5
2
* Исследования по программе «Советский человек», 1989 г. (N = 1250 человек) и 1994 г. (N = 3000 человек).
Итак, все параметры государственной идентификации теряют значение, зато набирают вес традиционные (история, земля, обычаи и др.). Примечательно, что сохраняются в качестве неких «констант» человеческого существования, в неизменном размере, ссылки на родной язык и место рождения.
Подойдем к той же, по существу, проблеме с помощью другого блока вопросов анкеты 1994 г. (см. табл. 9).
Таблица 9
«Можете ли Вы сказать про себя, что Вы гордитесь…?»
(в % от числа опрошенных)*
Вариант ответа
Очень горжусь
В общем горжусь
Не очень горжусь
Вовсе не горжусь
Затруднились ответить
Своей страной
11
39
27
13
11
Своей семьей
24
48
13
6
9
Своей работой
14
34
22
14
17
Тем, что Вы — гражданин России
20
40
18
10
12
* Исследование по программе «Советский человек», 1994 г. (N = 3000 человек).
Страна как предмет гордости выступает реже, чем семья, работа и — что кажется несколько странным — гражданская принадлежность. Видимо, в понятие «страна» у респондентов включаются оценки ее нынешнего состояния, ее политических институтов и т. д., тогда как гражданство означает идентификацию с государством безотносительно к его преходящим состояниям.
Около двух третей опрошенных (63%) утверждали, что постоянно чувствуют себя русскими людьми, еще 17% в отдельных случаях чувствуют себя русскими. (Кстати, советскими людьми чувствуют себя постоянно 35%, а в отдельных случаях еще 23%.) Здесь можно усмотреть определенную основу формирующейся новой государственной идентификации человека в постсоветскую эпоху. С рамками этнической принадлежности она не совпадает полностью.
Терпимость: признаки сдвигов
Изменения в позициях общественного мнения, о которых идет речь ниже, вероятно, наименее очевидны и менее всего ожидались исследователями. В условиях непрерывного общественного и политического насилия, при постоянном муссировании этой проблематики прессой, усиливающей чувство беззащитности рядового человека, правомерно было бы ждать и более частых апелляций к жестким мерам. Время от времени такие апелляции заметны, в том числе и в опросах общественного мнения. Однако, если сопоставить результаты исследований за период в пять лет, картина изменений оказывается существенно иной (см. табл. 10).
Таблица 10
«Как поступить со смертной казнью?»
(в % от числа опрошенных)*
Варианты ответа
1989 г.
1994 г.
Немедленно отменить
3
5
Постепенно идти к ее отмене
15
15
Оставить ее применение в нынешних рамках
33
37
Расширить ее применение
35
25
Затруднились ответить
14
18
* Исследования по программе «Советский человек», 1989 г. (N = 1250 человек) и 1994 г. (N = 3000 человек).
Заметных перемен в отношении отмены смертной казни, естественно, не наблюдается. Но очевидно ослабление требований расширить применение казни — перемена важная, особенно в тех условиях, о которых шла речь. Наряду с факторами ожесточения, как видим, действуют в обществе и факторы цивилизующие. Это можно подтвердить и рядом данных об отношении к носителям девиантного поведения, нарушителям принятых большинством норм. (см. табл. 11).
Таблица 11
«Как следовало бы поступить…?»
(в % от числа опрошенных)*
Год исследования
Ликвидировать
Изоли-ровать
Помогать
Предоставить самим себе
…с проститутками
1989
27
33
8
17
1994
18
23
12
30
…с гомосексуалистами
1989
31
32
6
12
1994
22
23
8
29
…с наркоманами
1989
29
24
24
39
1994
26
23
38
5
…с больными спидом
1989
13
24
57
1
1994
7
20
68
1
…с бродягами
1989
9
25
44
7
1994
10
20
55
5
с алкоголиками
1989
7
22
59
6
1994
9
20
59
5
…с рокерами
1989
20
14
9
27
1994
26
18
7
25
…с родившимися неполноценными
1989
25
9
50

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>