<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ны устанавливают цены, которые разрешается назначать компаниям коммуналь-
ных услуг. В идеале предполагается, что эти цены просто должны позволять
фирме производить безубыточно — в точке, где цена равна средним издержкам.
Проблема, с которой сталкиваются регулирующие органы, состоит в том,
чтобы определить истинные издержки фирмы. Обычно существует комиссия по
соответствующим коммунальным услугам, которая выясняет, каковы издержки
монополии, чтобы попытаться определить истинные средние издержки, а затем
устанавливает цену, покрывающую их. (Разумеется, в эти издержки входят и
выплаты, которые фирма должна произвести своим акционерам и другим кре-
диторам в обмен на деньги, которые они ссудили фирме.)
Глава 23
458

В Соединенных Штатах эти регулирующие управления действуют на уровне
штатов и местных органов власти. Так обычно функционируют предприятия по
предоставлению услуг в области электроэнергетики, газоснабжения и телефон-
ной связи. Остальные естественные монополии, такие, как кабельное ТВ, регу-
лируются, как правило, на местном уровне.

ЦЕНА




Убытки, которые несет фирма
из-за установления цены
на уровне предельных издержек



ВЫПУСК
У АС

Рис. Естественная монополия. При производстве в точке, где цена равна предель-
ным издержкам, естественная монополия производит эффективный объем
23.6
выпуска умс, но неспособна покрыть свои издержки. Если же от нее требует-
ся, чтобы она производила в точке, где цена равна средним издержкам улс, то
она будет покрывать свои издержки, но производить слишком малый объем
выпуска по сравнению с эффективным.


Другое решение проблемы естественной монополии заключается в том,
чтобы передать ее эксплуатацию правительству. Идеальным решением в этом
случае является функционирование соответствующей службы при цене, равной
предельным издержкам, а для поддержания этого функционирования — пре-
доставление аккордной субсидии. Такова зачастую практика в отношении ме-
стных систем общественного транспорта, таких, как автобусы и метрополитен.
Аккордные субсидии могут отражать не неэффективность функционирования
МОНОПОЛИЯ______________________________________459

как таковую, а, скорее, просто высокие постоянные издержки, связанные с
эксплуатацией таких предприятий коммунальных услуг.
С другой стороны, субсидии могут означать как раз неэффективность! Про-
блема в отношении монополий, управляемых правительством, состоит в том,
что измерить их издержки почти столь же трудно, как и издержки регулируе-
мых предприятий коммунальных услуг. Регулирующие правительственные ко-
миссии, осуществляющие надзор за деятельностью предприятий коммунальных
услуг, часто заслушивают их представителей на своих заседаниях, требуя отчета
об издержках, в то время как внутриправительственная бюрократия может из-
бежать столь тщательной проверки своей деятельности. Правительственные
бюрократы, руководящие такими правительственными монополиями, могут
быть менее подотчетны общественности, нежели те, кто руководит регулируе-
мыми монополиями.

23.7. Что порождает монополии?
Если бы мы располагали информацией об издержках и спросе, то в каком
случае мы могли бы предсказать, что отрасль будет конкурентной, а в каком
случае — монополизированной? Вообще говоря, ответ зависит от взаимосвязи
между кривой средних издержек и кривой спроса. Решающим фактором вы-
ступает величина наименьшего экономически выгодного масштаба деятельности
(minimum efficient scale (MES)) — того объема выпуска, который минимизирует
средние издержки в сравнении с величиной спроса.
Рассмотрим рис.23.7, на котором изображены кривая средних издержек и
кривая рыночного спроса на два товара. В первом случае на рынке есть место
для многих фирм, каждая из которых назначает цену, близкую к />*, и ведет
производство в сравнительно небольших масштабах. На втором рынке положи-
тельную прибыль может получить только одна фирма. Следует ожидать, что
первый рынок вполне может функционировать как конкурентный, а второй —
как монополистический.
Таким образом, одним из важных аспектов, определяющих, функционирует
ли рынок как конкурентный или как монополистический, является форма кри-
вой средних издержек, в свою очередь определяемая стоящей за ней технологией.
Если наименьший экономически эффективный масштаб производства — объем
выпуска, минимизирующий средние издержки, — мал по сравнению с размерами
рынка, можно ожидать преобладания на данном рынке условий конкуренции.
Обратите внимание на то, что это утверждение носит относительный харак-
тер: важен именно масштаб производства по отношению к размерам рынка.
Оказать серьезное воздействие на наименьший экономически эффективный
масштаб производства невозможно — он определяется технологией. Однако
экономическая политика может влиять на размеры рынка. Если страна предпо-
читает проводить внешнеторговую политику без каких-либо ограничений, так
что отечественные фирмы сталкиваются с иностранной конкуренцией, то спо-
собность отечественных фирм оказывать влияние на цены будет значительной
меньшей. Напротив, если страна выбирает рестриктивную внешнеторговую по-
Глава 23
460

литику, так что размеры рынка ограничиваются одной лишь данной страной,
то более вероятным является утверждение монополистической практики.

ЦЕНА ЦЕНА




Р*
Спрос
MES MES ВЫПУСК
ВЫПУСК
В
Рис. Сопоставление спроса и наименьшего экономически эффективного масштаба
производства. (А) Если спрос велик по сравнению с наименьшим экономиче-
23.7
ски эффективным масштабом производства, то существует вероятность воз-
никновения конкурентного рынка. (В) Если спрос мал, возможно возникно-
вение рынка с монополистической структурой.


Если монополии возникают потому, что наименьший экономически эффек-
тивный масштаб производства велик по сравнению с размерами рынка, и увели-
чить размеры рынка невозможно, то данная отрасль является кандидатом на ре-
гулирование или на какое-либо другое правительственное вмешательство. Разу-
меется, такое регулирование и вмешательство также являются дорогостоящими.
Содержание регулирующих органов стоит денег, и усилия фирмы по удовлетво-
рению требований регулирующих органов могут обходиться весьма дорого. С
точки зрения общества, вопрос должен состоять в том, превышает ли потеря
"мертвого груза", возникающая из-за монополии, издержки ее регулирования.
Вторая возможная причина возникновения монополии заключается в том,
что несколько существующих в данной отрасли фирм могут слиться и ограни-
чить выпуск с целью повышения цен и тем самым своих прибылей. Когда
фирмы вступают в такой сговор, пытаясь сократить выпуск и поднять цену, мы
говорим, что данная отрасль организована по типу картеля.
Образование картелей незаконно. Антитрестовский отдел Министерства юс-
тиции занимается поиском свидетельств неконкурентного поведения фирм. Если
правительству удается установить, что группа фирм предприняла попытку огра-
ничить выпуск или занималась какой-либо другой неконкурентной практикой,
то к этим фирмам могут быть применены серьезные штрафные санкции.
С другой стороны, господство в отрасли одной фирмы может быть чистой
исторической случайностью. Если одна фирма первой внедряется на какой-то
МОНОПОЛИЯ______________________________________461

рынок, она может иметь достаточные преимущества в области издержек, чтобы
отбить у других фирм охоту к вступлению в данную отрасль. Предположим,
например, что с вступлением в данную отрасль связаны очень большие из-
держки по закупке оборудования. Тогда фирма, уже действующая в отрасли,
может при определенных условиях суметь убедить потенциальных конкурентов
в том, что она резко снизит цены, если они попытаются войти в отрасль. Пре-
пятствуя таким способом вхождению в отрасль, фирма может в конечном счете
стать господствующей на данном рынке. Пример ценообразования, препятст-
вующего вхождению в отрасль, рассмотрен в гл. 27.

ПРИМЕР: Алмазы — это навсегда
Алмазный картель "Де Бирс" организован сэром Эрнстом Оппенгеймером, юж-
но-африканским шахтовладельцем, в 1930 г. и за эти годы вырос в один из
наиболее преуспевающих картелей. "Де Бирс" контролирует около 80 % годо-
вого мирового производства и сумел сохранить свою почти монополию в тече-
ние нескольких десятилетий. За прошедшие годы "Де Бирс" разработал не-
сколько механизмов поддержания контроля над алмазным рынком.
Во-первых, он сохраняет значительные запасы алмазов всех категорий. При
попытке производителя продать алмазы за рамками картеля "Де Бирс" может
быстро наводнить рынок алмазами той же категории, наказав тем самым фир-
му, отступившую от соблюдения картельного соглашения. Во-вторых, квоты
крупных производителей устанавливаются в пропорции к общему объему про-
цаж. Когда рынок характеризуется массовыми продажами товара, производст-
венная квота каждого производителя пропорционально сокращается, тем са-
мым автоматически увеличивая редкость алмазов и повышая цены.
В-третьих, "Де Бирс" занимается производством алмазов как на уровне до-
бычи, так и на уровне оптовой продажи. На оптовом рынке алмазы продаются
резчикам коробками, содержащими алмазы, относящиеся к различным катего-
риям: покупатели берут целую коробку или ничего — они не могут выбирать
отдельные камни. Если рынок характеризуется массовыми продажами алмазов
определенного размера, "Де Бирс" может сократить предлагаемое в коробках
число этих алмазов, тем самым сделав их более редкими.
Наконец, расходуя на рекламу 110 млн. долл. в год, "Де Бирс" может влиять
на направление, в котором складывается конечный спрос на алмазы. Эта рек-
лама опять-таки может быть скорректирована таким образом, чтобы стимули-
ровать спрос на алмазы тех категорий и размеров, предложение которых срав-
нительно невелико.

ПРИМЕР: Объединение в пулы
на аукционных рынках
Адам Смит сказал однажды: "Предприниматели одной и той же отрасли редко
собираются вместе, даже для увеселений и развлечений, но если это происхо-
дит, то разговор их заканчивается либо тайным сговором против общественно-
462_____________________________________Глава 23

сти, либо каким-то планом, направленным на повышение цен". Примером,
иллюстрирующим высказывание Смита, служат пулы по вздуванию цены на
аукционах. В 1988 г. Министерство юстиции обвинило 12 филадельфийских
дилеров по торговле антиквариатом в нарушении антитрестовского законода-
тельства в связи с их участием как раз в такого рода "тайном сговоре против
общественности".
Дилеры обвинялись в участии в "рингах" или "пулах" по вздуванию цен на
аукционах по продаже антикварной мебели. Один из числа членов пула должен
был предлагать надбавку к цене на определенные предметы. Если данному уча-
стнику торгов удавалось приобрести соответствующий предмет, торговцы —
участники пула проводили впоследствии частный аукцион, именуемый
"нокаутом", в ходе которого члены пула сами проводили торги на этот предмет.
Такая практика позволяла членам пула приобретать интересовавшие их пред-
меты по ценам много ниже тех, которые установились бы, если бы они участво-
вали в торгах по одиночке; во многих случаях цены на аукционах — "нокаутах"
были на 50—100 % ниже цен, уплаченных первоначальным продавцам товаров.
Судебный иск Министерства юстиции удивил дилеров: они считали объе-
динение в пулы обычной для своей отрасли практикой и не думали, что она
противозаконна. Они полагали, что пулы — традиция их кооперации; приглаше-
ние к участию в пуле рассматривалось как "знак уважения". Характерно в этом
отношении высказывание одного дилера: "Тот день, когда мне было позволено
вступить в пул, был знаменательным. Если вы не в пуле, значит, вас не считают
настоящим дилером". Дилеры были столь наивны, что хранили у себя детальные
записи своих выплат по аукционам — "нокаутам"; эти записи были позднее ис-
пользованы Министерством юстиции при предъявлении дилерам исков.
По утверждению Министерства юстиции, "если они объединяются, чтобы
придержать цену [получаемую продавцом], это незаконно". Точка зрения Ми-
нистерства юстиции одержала верх над точкой зрения дилеров: 11 из 12 диле-
ров признали себя виновными, и дело было улажено штрафами от 1000 до 50
000 долл. и условным освобождением на поруки. Дилер, который предстал пе-
ред судом присяжных, был признан виновным и приговорен к 30 дням домаш-
него ареста и штрафу в размере 30 000 долларов.

Краткие выводы
1. Когда в отрасли действует одна-единственная фирма, мы говорим, что это
фирма — монополия.
2. Монополист производит в точке, где предельный доход равен предельным
издержкам. Следовательно, монополист назначает цену, включающую
надбавку над предельными издержками, причем величина надбавки
зависит от эластичности спроса.
3. Поскольку монополист назначает цену, которая выше предельных
издержек, он производит неэффективный объем выпуска. Величина этой
МОНОПОЛИЯ______________________________________463

неэффективности может быть измерена потерей "мертвого груза" —
чистой потерей излишка потребителей и излишка производителя.
4. Естественная монополия имеет место тогда, когда фирма не может
производить эффективный объем выпуска, не неся при этом убытков.
Многие предприятия коммунальных услуг являются такого рода
естественными монополиями и потому регулируются правительством.
5. Является отрасль конкурентной или монополизированной, объясняется
отчасти природой используемой технологии. Если наименьший эконо-
мически эффективный масштаб производства велик по сравнению со
спросом, рынок, вероятно, окажется монополизированным. Если, однако,
наименьший экономически эффективный масштаб производства мал по
сравнению со спросом, в отрасли есть место для многих фирм и имеется
вероятность, что в данной отрасли сложится конкурентная рыночная
структура.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Говорят, что кривая рыночного спроса на героин очень неэластична.
Говорят также, что предложение героина монополизировано мафией,
которая, как мы считаем, заинтересована в максимизации прибыли.
Совместимы ли эти два утверждения?
2. Монополист сталкивается с кривой спроса, заданной выражением D(p) —
100 — 2р. Функция издержек для монополиста имеет вид с(у) = 2y. Како-
вы оптимальный объем выпуска и цена монополиста?
3. Монополист сталкивается с кривой спроса вида D(p) = \Qp ˜3. Функция
издержек монополиста имеет вид с(у) = 2у. Каковы оптимальный объем
выпуска и цена монополиста?
4. Если D(p) = 100/р и с(у) — у2-, то каков оптимальный объем выпуска
монополиста? (Будьте внимательны.)
5. Монополист производит объем выпуска, соответствующий |е| = 3. Прави-
тельство вводит нетоварный налог в размере 6 долл. на единицу выпуска.
Насколько при этом возрастает цена, если кривая спроса для монополиста
линейна?
6. Каков ответ на приведенный выше вопрос, если кривая спроса для мо-
нополиста имеет постоянную эластичность?
7. Если кривая спроса для монополиста имеет постоянную эластичность,
равную 2, то какова будет надбавка монополиста над предельными
издержками?
8. На рассмотрении правительства находится вопрос о субсидировании
монополиста, производящего при цене, равной предельным издержкам, в

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>