<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рис. 24.2 то есть устанавливается макро-
экономическое равновесие.
Если фактический объем производства Yt превышает равновесный Yg, то это
означает, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы производят,
то есть AD < AS. Нереализованная продукция принимает форму ТМЗ, которые воз-
растают. Рост запасов вынуждает фирмы снижать производство и занятость, что в
итоге снижает ВВП. Постепенно Yx снижается до Yo, то есть доход и планируемые
расходы выравниваются. Соответственно достигается равновесие совокупного
спроса и совокупного предложения (т.е. AD = AS).
Наоборот, если фактический выпуск Y2 меньше равновесного Yo, то это озна-
чает, что фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести, то есть
AD > AS. Повышенный спрос удовлетворяется за счет незапланированного сокра-
щения запасов фирм, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска.
Глава 24. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. 267
Кейнсианская модель доходов и расходов

В итоге ВВП постепенно возрастает от Y2 до Yo и вновь достигается равновесие
AD=AS.

Равновесный уровень выпуска Yg может колебаться
Колебания
в соответствии с изменением величины любого ком-
равновесного уровня
понента совокупных расходов: потребления, инве-
выпуска и мульти-
стиций, государственных расходов или чистого
пликатор авто-
экспорта. Увеличение любого из этих компонен-
номных расходов
тов сдвигает кривую планируемых расходов вверх
и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из ком-
понентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновес-
ного выпуска.
Приращение любого компонента автономных расходов
AA=A(a+I+G+XJ
вызывает несколько большее приращение совокупного дохода A Y благодаря эф-
фекту мультипликатора.
Мультипликатор автономных расходов — отношение изменения равновесного
ВВП к изменению любого компонента автономных расходов.



где т — мультипликатор автономных расходов; Д Y— изменение равновесного ВВП;
АА — изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.
Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокраще-
ние) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) ав-
тономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента авто-
номных расходов порождает многократное изменение ВВП. Если, например, авто-
номное потребление увеличивается на какую-то величину АС,, то это увеличивает
совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает
вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину
МРС х АСА. Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину
МРС х С ^ и так далее по схеме кругооборота «доходы—расходы». Возникает це-
почка:
/ АС/ => АЕК => У =>,СТ => ADt => Y\ => Ct => АВ\ => i t и т.д.
Т
/ Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реаги-
рует на первоначальный импульс АС^Т, что и отражается в величине мультиплика-
тора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения
в величинах С, /или G, Хп могут вызвать значительные изменения в уровнях заня-
тости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором экономи-
ческой нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные
изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджет-
но-налоговой политики правительства является создание системы встроенных ста-
билизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации
путем относительного снижения величины предельной склонности к потребле-
нию (МРС). Данная проблема становится более сложной в условиях стимулиро-
ванных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возрос-
шего совокупного дохода ^финансируются не только более высокие потребитель-
ские, но и растущие инвестиционные расходы и возникает эффект
супермультипликатора.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
268

Рецессионный разрыв — величина, на которую дол-
Рецессионный
и инфляционный жен возрасти совокупный спрос (совокупные рас-
разрывы ходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неин-
фляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный объем выпуска Yg ниже потенциального Y*
(рис. 24.3), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть сово-
купные расходы недостаточны для
обеспечения полной занятости ре-
Y=E
сурсов, хотя равновесие AD =AS дос-
тигнуто. Недостаточность совокуп-
Рецессионный
ного спроса оказывает депрессивное
разрыв
воздействие на экономику.
E = C + I+G+Xn Чтобы преодолеть рецессион-
ный разрыв и обеспечить полную за-
нятость ресурсов, необходимо про-
стимулировать совокупный спрос и
«переместить» равновесие из точки А
в точку В. При этом приращение со-
вокупного равновесного дохода А 7
Y < Y* Y
составляет:
o



Рис. 24.3
Величина Величина
AY = рецессионного х мультипликатора
разрыва автономных расходов

Инфляционный разрыв — величина, на которую должен сократиться совокуп-
ный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфля-
ционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный
уровень выпуска Yg (рис. 24.4) больше
потенциального Y*, то это означает, что
совокупные расходы избыточны. Из-
быточность совокупного спроса вы-
зывает в экономике инфляционный
бум: уровень цен возрастает потому,
что фирмы не могут расширять про-
изводство адекватно растущему сово-
купному спросу, так как все ресурсы
уже заняты.
Преодоление инфляционного
разрыва предполагает сдерживание
совокупного спроса и «перемещение»
Y*<Y n равновесия из точки А в точку В (пол-
Рис. 24.4 ная занятость ресурсов). При этом со-
кращение равновесного совокупного
дохода Д Y составляет:

Величина Величина
AY = — инфляционного х мультипликатора
разрыва автономных расходов
Глава 24. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. 269
Кейнсианская модель доходов и расходов

Парадокс бережливости — попытка общества боль-
Парадокс
ше сберегать оборачивается таким же или меньшим
бережливости
объемом сбережений. Если прирост сбережений не
сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств
больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равно-
весного ВВП, обусловленным эффектом мультипликации.
Экономика стартует в точке А
(рис. 24.5). В ожидании спада домаш-
ние хозяйства стремятся побольше
сберегать: график сбережений пере-
мещается от Sдо S', а инвестиции ос-
таются на том же уровне /. В резуль-
тате потребительские расходы отно-
сительно снижаются, что вызывает
эффект мультипликатора и спад со-
вокупного дохода от Уо до Yr Так как
совокупный доход У снизился, то и
сбережения в точке В окажутся теми
же, что и в точке А.
Если одновременно с ростом
сбережений от S до .5" возрастут и
запланированные инвестиции от /до
/', то равновесный уровень выпуска
останется равным Уо и спад производства не возникнет. Напротив, в структуре
производства будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие ус-
ловия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень те-
кущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономи-
ческий рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления,
либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосроч-
ного экономического роста.

Рост сбережений может оказать на экономику ан-
Взаимосвязь модели
тиинфляционное воздействие в условиях, близких
AD-AS
к полной занятости ресурсов: спад потребления и
и Кейнсианского
следующее за ним сокращение совокупных расхо-
креста
дов, занятости и выпуска (с эффектом мультипли-
катора) ограничивают давление инфляции спроса — совокупный спрос снижается
OT/AD до ADp что сопровождается
спадом производства от 7 ; до Y2 и
снижением уровня цен от Р} до Р2 AS
(рис. 24.6).
Модель Кейнсианского креста
не позволяет иллюстрировать про-
цесс изменения уровня цен Р, так
как предполагает фиксированные
AD
цены. Крест Кейнса кюнкретизиру-
ет модель AD—AS для целей крат-
косрочного макроэкономического
анализа с «жесткими» ценами и не
может быть использован для иссле-
Рис. 24.6
дования долгосрочных последствий
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
270

макроэкономической политики, связанных с ростом или снижением уровня ин-
фляции.
Основные термины *
Классическая экономическая теория
^
Кейнсианская экономическая теория
Потребительские расходы
Сбережения
Инвестиции
Несоответствие планов инвестиций и сбережений
Мотивы сбережений
Мотивы инвестиций
Функция потребления
Предельная склонность к потреблению
Средняя склонность к потреблению
Функция сбережений
Предельная склонность к сбережению
Средняя склонность к сбережению
Функция инвестиций
Предельная склонность к инвестированию
Запланированные и фактические расходы
Крест Кейнса
Равновесный объем производства (выпуска)
Рецессионный разрыв
Инфляционный разрыв
Мультипликатор автономных расходов
Парадокс бережливости

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ