<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

некоторую степень монопольной власти.
Структура отрасли, подобная описанной выше, сочетает в себе элементы
как конкуренции, так и монополии; поэтому такую структуру называют мо-
нополистической конкуренцией. Структура отрасли является монополистиче-
ской в том смысле, что каждая фирма отрасли сталкивается с нисходящей
кривой спроса на свой продукт. Следовательно, она располагает некоторой
рыночной властью, т.е. может устанавливать свою собственную цену, а не
принимать пассивно цену, навязываемую ей рынком, как это делает конку-
рентная фирма. С другой стороны, фирмы такой отрасли должны конкуриро-
вать за покупателей как в области цен, так и в области номенклатуры прода-
ваемой продукции. Более того, ограничения по вхождению в отрасль моно-
полистической конкуренции новых фирм отсутствуют. В указанных отноше-
ниях рассматриваемая отрасль подобна конкурентной.
Монополистическая конкуренция является, возможно, наиболее распро-
страненной формой отраслевых структур. К сожалению, она является также
структурой, труднее всего поддающейся изучению. Полярные случаи чистой
монополии и чистой конкуренции много проще и часто могут использоваться
как первые приближения к более сложным моделям монополистической
конкуренции. В подробной модели отрасли монополистической конкуренции
многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и тех-
нологию, а также от природы стратегического выбора, имеющегося у фирм.
Неразумно строить абстрактную модель отрасли монополистической конку-
ренции, как мы поступали в более простых случаях чистой конкуренции и
чистой монополии. Скорее следует изучать детали устройства рассматривае-
мой конкретной отрасли. В двух последующих главах будут описаны некото-
рые методы, используемые экономистами для анализа стратегического выбо-
ра, однако детальное изучение монополистической конкуренции придется
отложить до более продвинутых курсов.
Можно, однако, охарактеризовать такую интересную черту монополисти-
ческой конкуренции, как свободное вхождение в отрасль. Какого рода изме-
нения кривой спроса для уже находящейся в отрасли фирмы следует ожидать
по мере вхождения в отрасль по производству конкретного вида продукта все
16-
484_________________________________________Глава 24

большего числа фирм? Во-первых, следовало бы ожидать сдвига кривой
спроса внутрь, поскольку ожидается, что при каждой цене данная фирма бу-
дет продавать по мере вхождения в отрасль все большего числа фирм все
меньше единиц выпуска. Во-вторых, следовало бы ожидать, что кривая спро-
са для данной фирмы станет более эластичной, так как все большее число
фирм будет производить все больше сходных продуктов. Таким образом,
вступление в отрасль новых фирм, производящих сходные продукты, приво-
дит к тому, что кривые спроса для уже существующих в отрасли фирм сдви-
гаются влево и становятся более пологими.
Если фирмы продолжают вступать в данную отрасль до тех пор, пока они
ожидают получить в ней прибыль, равновесие должно удовлетворять трем
условиям:
1. Каждая фирма продает продукт при комбинации цены и объема выпуска,
лежащей на ее кривой спроса.
2. Каждая фирма максимизирует свою прибыль при заданной кривой спроса
для этой фирмы.
3. В результате вступления в отрасль фирм прибыль каждой из фирм свелась
к нулю.
Эти обстоятельства подразумевают наличие весьма специфической гео-
метрической взаимосвязи между кривой спроса и кривой средних издержек:
они должны касаться друг друга.
Соответствующую аргументацию иллюстрирует рис. 24.6. Условие 1 гово-
рит о том, что комбинация объема выпуска и цены должна лежать где-то на
кривой спроса, а условие 3 — что комбинация выпуска и цены должна также
лежать на кривой средних издержек. Следовательно, фирма должна действовать
в точке, лежащей на обеих кривых. Могла бы кривая спроса пересечь кривую
средних издержек? Нет, потому что тогда существовала бы какая-то точка на
кривой спроса, которая находилась бы над кривой средних издержек, но это
была бы точка, в которой фирма получала бы положительную прибыль1. А по
условию 2 точка нулевой прибыли есть точка максимума прибыли.
Другой способ, при котором это можно увидеть, состоит в исследовании
того, что произошло бы, если бы фирма, описываемая рис.24.6, назначила
любую другую цену, а не ту, при которой производство безубыточно. При
любой другой цене, более высокой ли, более низкой ли, фирма понесла бы
убытки, в то время как при цене, соответствующей безубыточному производ-
ству, фирма получает нулевую прибыль. Поэтому цена, соответствующая без-
убыточному производству, есть цена, максимизирующая прибыль.
Имеются два интересных наблюдения, касающихся равновесия при моно-
полистической конкуренции. Во-первых, хотя прибыль и равна нулю, данная
ситуация не является эффективной по Парето. Прибыль не имеет никакого
отношения к вопросу об эффективности: если цена выше предельных издер-

1
Если р > с(у)/у, то, как показывают простые алгебраические преобразования, ру — с(у) > 0.
ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИИ 485

жек, довод о том, что путем расширения выпуска можно достичь большей
эффективности, остается в силе.
Во-вторых, ясно, что, как правило, фирмы будут производить в точке, ле-
жащей слева от того объема выпуска, при котором средние издержки мини-
мальны. Это иногда истолковывается как существование в условиях монопо-
листической конкуренции "избыточных производственных мощностей". Если
бы в отрасли было меньше фирм, каждая фирма могла бы производить при
более эффективном масштабе производства, что бьшо бы лучше для потреби-
телей. Однако если бы фирм бьшо меньше, меньше бьшо бы и разнообразие
продуктов, что привело бы к снижению благосостояния потребителей. Отве-
тить на вопрос о том, какой из двух указанных эффектов преобладает, трудно.

ЦЕНА




У* У
Рис.
Монополистическая конкуренция. При характерном для монополистической
конкуренции равновесии с нулевой прибылью кривая спроса и кривая 24.6
средних издержек должны касаться друг друга.


ПРИМЕР: Модель дифференциации
продукта по размещению
В Атлантик-Сити вдоль пляжа тянется дощатый настил для прогулок. Неко-
торые торговцы мороженым, имеющие ручные тележки, хотят продавать мо-
роженое на этом дощатом настиле. Если разрешение на торговлю мороженым
на настиле получит один торговец, то где он разместится?
486________________________________________Глава 24

Предположим, что потребители распределены вдоль пляжа равномерно. С
общественной точки зрения, имеет смысл разместить торговца мороженым
так, чтобы минимизировать общее расстояние, которое будут проходить все
потребители. Нетрудно увидеть, что оптимальным было бы поместить этого
торговца на полпути от одного конца настила до другого.
Теперь предположим, что разрешение на торговлю мороженым на настиле
получают два торговца. Допустим, что мы фиксируем цену, которую они мо-
гут запросить за мороженое, и задаем вопрос лишь о том, где им следует раз-
меститься, чтобы минимизировать общее расстояние, проходимое потребите-
лями. Если каждый потребитель пойдет к тому торговцу мороженым, кото-
рый находится ближе к нему, то следует поместить одного торговца на рас-
стоянии четверти пути вдоль настила, а другого — на расстоянии трех четвер-
тей пути вдоль настила. Потребителю, находящемуся на полпути от одного
конца настила до другого, будет тогда безразлично, к какому из двух торгов-
цев мороженым пойти; рыночная доля каждого из торговцев составляет по-
ловину потребителей (см. рис.24.7А).
Имеется ли, однако, у торговцев мороженым стимул к тому, чтобы оста-
ваться в указанных точках? Поставьте себя на место торговца L. Сдвинув-
шись чуть-чуть вправо, вы можете "увести" у другого торговца какое-то ко-
личество покупателей, не потеряв при этом ни одного из своих. Сдвинув-
шись вправо, вы по-прежнему останетесь ближайшим продавцом для всех
покупателей, находящихся слева от вас, и станете ближе к покупателям,
находящимся от вас справа. Следовательно, вы увеличите свою рыночную
долю и свою прибыль.



в
R L R



Рыночная доля Рыночная доля Рыночная доля Рыночная доля
торговца L торговца R торговца L торговца R


Рис. Конкуренция по размещению. На рис.А показана общественно оптимальная
схема размещения торговцев: L располагается на расстоянии одной четвер-
24.7
ти пути вдоль настила, a R — на расстоянии трех четвертей пути вдоль него.
Но каждый торговец сочтет выгодным для себя сдвинуться по направлению
к середине. Единственное равновесное размещение для обоих торговцев —
это размещение в середине, как показано на рис.В.
ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИИ_______________________________487

Но торговец R может рассуждать аналогично — сдвигаясь влево, он "уведет"
часть покупателей у другого торговца и не потеряет при этом ни одного из своих!
Это показывает, что схемы общественно оптимального размещения не являются
равновесными. Единственное равновесное положение для обоих торговцев со-
стоит в том, чтобы продавать мороженое на полпути от одного конца настила до
другого, как показано на рис.24.7В. В этом случае конкуренция за покупателей
имела своим результатом неэффективную схему размещения.
Модель размещения торговцев вдоль пляжного настила может служить
своего рода метафорой по отношению к другим задачам на дифференциацию
продукта. Вместо выбора размещения торговцев на настиле можно предста-
вить себе выбор рода музыки, на который ориентируются две радиостанции.
На одном полюсе — классическая музыка, а на другом — "тяжелый" рок. Ка-
ждый слушатель выбирает ту радиостанцию, которая более отвечает его вку-
сам. Передавая классическую музыку, находящуюся чуть ближе к центру "
вкусового" спектра, радиостанция не потеряет клиентов, которым нравится
классическая музыка, но привлечет нескольких слушателей со "средним" вку-
сом. Если станция, ориентированная на передачу рок-музыки, сдвинется чуть
ближе к центру "вкусового" спектра, она не потеряет ни одного из слушате-
лей, любящих рок, но привлечет нескольких слушателей со "средним" вку-
сом. В равновесии обе станции будут передавать музыку одного и того же ти-
па и люди с более "экстремистскими" вкусами будут недовольны обеими!

24.8. Дифференциация продукта
Модель размещения торговцев вдоль пляжного настила предполагает, что ре-
зультатом монополистической конкуренции будет чересчур уж незначитель-
ная дифференциация продукта: каждая фирма захочет увеличить сходство
своего продукта с продуктом другой фирмы, чтобы отнять у нее покупателей.
И в самом деле, можно привести примеры рынков, степень имитации про-
дукта на которых кажется чрезмерной по сравнению с той, которая представ-
ляется оптимальной.
Однако дело не всегда обстоит таким образом. Предположим, что пляжный
настил очень длинен. Тогда каждый торговец мороженым с удовольствием будет
сидеть вблизи одного из концов настила. Если рыночные зоны торговцев не пе-
ресекаются, перемещение поближе к середине пути ничего не даст. В этом случае
ни у одного из монополистов нет стимула имитировать продукт другого, и про-
дукты остаются настолько различными, насколько это возможно.
Можно построить модели монополистической конкуренции, в которых
имеется избыточная дифференциация продукта. В таких моделях каждая
фирма пытается заставить потребителей думать, что ее продукт отличен от
продуктов ее конкурентов, чтобы таким образом создать определенную сте-
пень рыночной власти. Если фирмам удается убедить потребителей в том, что
у их продукта нет близких заменителей, то они могут запрашивать за свой
продукт более высокую цену.
488_________________________________________Глава 24

Краткие выводы
1. Как правило, у монополиста имеется стимул для проведения ценовой
дискриминации того или иного рода.
2. Совершенная ценовая дискриминация подразумевает назначение каждому
покупателю другой цены по принципу "хочешь — соглашайся, хочешь —
нет". Результат этого — производство эффективного объема выпуска.
3. При возможности запрашивать разные цены на двух разных рынках
фирма имеет тенденцию запрашивать более низкую цену на рынке с
более эластичным спросом.
4. Если фирма может устанавливать двойной тариф и потребители оди-
наковы, то обычно фирма стремится установить цену, равную предельным
издержкам, и получать всю прибыль от входной платы.
5. Структура отрасли, известная как монополистическая конкуренция, харак-
теризует ситуацию, при которой существует дифференциация продукта, так
что каждая фирма имеет некоторую степень монопольной власти, но
существует и свобода вхождения в отрасль, так что прибыль сводится к нулю.
6. Вообще говоря, монополистическая конкуренция может приводить к
слишком большой или к слишком маленькой дифференциации продукта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Может ли монополия, действуя самостоятельно, обеспечить эффективный
по Парето объем выпуска?
2. Допустим, что монополист продает продукт двум группам потребителей,
имеющим кривые спроса с постоянной эластичностью к\ и 62- Предель-
ные издержки производства постоянны и равны с. Какую цену назначит
монополист каждой группе потребителей?
3. Предположим, что владелец парка аттракционов может проводить
совершенную ценовую дискриминацию первой степени, взимая за
каждый аттракцион другую цену. Будем считать, что предельные
издержки всех аттракционов равны нулю и что вкусы у всех потребителей
одинаковы. Что будет выгоднее для монополиста — брать плату за
аттракционы, установив при этом нулевую цену за вход, или же брать
плату за вход, установив нулевую цену за аттракционы?
4. Диснейлэнд предлагает также скидку с входной платы жителям Южной
Калифорнии. (При входе вы показываете ваш код). Какого рода ценовая
дискриминация имеет место в данном случае? Что это подразумевает в
отношении эластичности спроса на аттракционы со стороны жителей
Южной Калифорнии?

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ