стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 25
Бюджетно-налоговая политика

Кейнсианский крест показывает, как устанавлива-
Цели
ется равновесный объем производства Упри данном
и инструменты
уровне планируемых инвестиций /, государствен-
бюджетно-
ных расходов G и налоговых отчислений Т.
налоговой политики
Так как равновесный уровень национального
производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов
(вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв
может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирова-
ния экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых
отчислений в госбюджет Т.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по изме-
нению государственных расходов, налогообложения и состояния государственно-
го бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платеж-
ного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в крат-
косрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада эко-
номики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или ком-
бинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения
налогов может привести к расширению предложения факторов производства и
росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведе-
нием комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной
кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры
государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет
своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает сни-
жение госрасходов G, увеличение налогов Гили комбинирование этих мер. В крат-
косрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой рос-
та безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налого-
вый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и
развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение
государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюд-
жета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфра-
структуру рыйка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управле-
ния государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономи-
ческого потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода,
в том числе/и в России.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопро-
вождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и
сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на
Мультипликатор
AG, то кривая планируемых расходов сдвигается
государственных
вверх на эту же величину (рис. 25.1), а равновесный
расходов г
объем производства возрастает от Y{ до Y2 на вели-
чину AY = AG т , где mg — мультипликатор государственных расходов.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на AG
и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребле-
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
272

ния на величину b х AG. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и до-
ход, что снова приводит к росту потребления на величину b2x AG и т.д- Совокуп-
ный эффект равен:
первоначальное изменение расходов = AG ;
первое изменение потребления = Ъ х AG; *
2
второе изменение потребления = b x AG;

AY = AG(l+b+b2 + ...).
Мультипликатор государ-
, 4^''ВО'
Y=E
.Эта
ственных расходов
элементарная модель получила
название простого мультипликато-
<Е = С + I + G + X,
п
ра Кейнса.
Величина мультипликатора
государственных расходов и рав-
новесный объем выпуска могут
%=% E2=Y2 быть найдены в результате реше-
ния системы уравнений:
Доход, выпуск
Рис. 25.1 Y=C + I+G
'^
•: = a + b Y •••'.-'


где Y= С +1 + G— основное макроэкономическое тождество; С = а + bY— потре-
бительская функция.
Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое
тождество позволяет определить равновесный объем производства:

R.
Y=a+bY + I + G=>Y˜ bY = a+I + G=*Y(1 - b) = a + I + G.

(a+I+G), где (a + I + G) — автономные расходы, не зависящие от
Y=


величины дохода 7, а — мультипликатор, который показывает, насколько воз-

растает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не
только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основ-
ным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная ,
склонность к потреблению b (MPC).
С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функ-
ции и соответственно модель мультипликатора:




где — мультипликатор расходов в закрытой экономике; t — предельная

налоговая ставка.
Предельная налоговая ставка — соотношение между приростом суммы вноси-
мого налога и приростом дохода:
Глава 25. Бюджетно-налоговая политика 273




где t — предельная ставка налогообложения; AT— прирост суммы вносимого нало-
га; Д F— прирост дохода.
Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствую-
щим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и
выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях,
более значителен эффект мультипликатора.
Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике
относительно ниже, чем в закрытой.
В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный
объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

lY=C + I + G+Xn
\c=a+b(l-ty
[Xn=g-m'Y
где Y=C + I + G+Xn — основное м а к р о э к о н о м и ч е с к о е тождество;
С = а + Ь(1 — t)Y — потребительская функция; X = g — т' Y — функция чистого
экспорта.




1
где I _ L ( I , \ , ' — мультипликатор государственных расходов в открытой эконо-

мике; т' — предельная склонность к импортированию.

Аналогичное мультипликативное воздействие на рав-
Мультипликатор
налогов. новесный уровень дохода окажет и снижение налогов
Мультипликатор Т. Если нало-
Y=E
сбалансированного говые отчис-
бюджета ления снижа-
кутсянаАТ, то
I МРСх AT
располагаемый доход Yd = Y — Т возрастает
на величину А Г (рис. 25.2). Потребительские
расходы соответственно увеличиваются на ве-
личину А\Гх Ъ, что сдвигает вверх кривую пла-
нируемых расходов и увеличивает равновес-
ный объем производства Y, до Y2 на величину
Доход, выпуск
— мультипли-
Рис. 25.2
катор налогов. ч
Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными
расходами, связан с, многократной реакцией потребления на однократное измене-
ние налогов:
налоги снижаются на A7U =>
=> располагаемый доход увеличивается на Д7Т =>
=> потребление увеличивается на ЬхДТТ =>
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
274

=> совокупные расходы увеличиваются на bxATt =?
=> совокупный доход увеличивается на ЬхАТТ =>
=> потребление увеличивается на b{bxA 7)T =>
=> совокупные расходы увеличиваются на $хА Tf =>
=> совокупный доход увеличивается на #хД Т\ =>
=> потребление увеличивается на b(b2xAJ)T * > и т.д.
=
Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюд-
жет зависят от динамики текущего дохода У, то налоговая функция принимает вид:
Т = t-Y,
где t — предельная налоговая ставка.
В этом случае функция потребления имеет Вид:
C = a+b (Y- tY)=a+b\l- t)Y,
а модель налогового мультипликатора принимает вид:




где mt — налоговый мультипликатор в закрытой экономике.
Полная налоговая функция имеет вид:
T=Ta+tY,
где Та — автономные налоги, не зависящие от величины текущего дохода Y (на-
пример, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); / — предельная налоговая
ставка.
С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений Гот дохода Y
функция потребления принимает вид:
C = a+b[Y-(Ta+tY)].
В этом случае модель равновесного объема производства в открытой эконо-
мике имеет вид:




где — мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода AYB результате одновременного из-
менения величин госрасходов и автономных налогов определяется как:




Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрас-
тают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В
этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который все-
гда равен или меньше единицы.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного
устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансиро-
вании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении
равенства AT = AG, где под символом АТобобщенно обозначаются все изменения
доходов бюджета, а под символом AG — все изменения расходов бюджета.
Глава 25. Бюджетно-налоговая политика 275


Если, например, государственные расходы возросли на AG, то равновесный
объем производства возрастет на величину:



Если правительство одновременно повысит автономные налоги на АТа = AG,
то равновесный объем выпуска снизится на величину:



Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:




тоестьД7< AG = ATa.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения
государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мульти-
пликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием
более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по
сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при
выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение
государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада
увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдер-
живания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относи-
тельно мягкой ограничительной мерой).
Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сек-
тора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно не-
большой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются
госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Дискреционная Дискреционная фискальная политика — целенаправ-
фискальная ленное изменение величин государственных расхо-
политика дов, налогов и сальдо государственного бюджета в
и встроенные результате специальных решений правительства,
стабилизаторы направленных на изменение уровня занятости,
экономики объема производства, темпов инфляции и состояния

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>